Введение
Одной из основных проблем для предприятий малого и среднего бизнеса является выбор стратегии развития, поиск источников финансирования, прогнозирование рисков. В этих условиях немаловажное значение имеет получение информации, позволяющей обосновать стратегические и текущие решения, снизить риски при выборе надежных партнеров и прогнозировании финансовых результатов деятельности. Эффективность управленческих решений и достоверность выводов обеспечиваются привлечением и аналитической обработкой разнообразных источников информации.
Для внешних пользователей основным источником информации является бухгалтерская (финансовая) и налоговая отчетность. Поэтому, в соответствии с федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации, независимо от применяемой ими системы налогообложения и формы собственности, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) и налоговую отчетность.
Порядок формирования и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятиями малого и среднего бизнеса имеет некоторые особенности, которые необходимо учитывать с целью удовлетворения информационных интересов различных групп пользователей, а также применения аналитических процедур с целью оценки ее аналитической емкости. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, формируемая предприятиями малого и среднего бизнеса в соответствие с российскими правилами бухгалтерского учета и отчетности должна давать верное представление о финансовом положении предприятия малого и среднего бизнеса на отчетную дату; доходах и расходах, полученных в результате предпринимательской деятельности; денежных потоках предприятия [1, с. 58].
В соответствие с Международными стандартами финансовой отчетности для малых и средних предприятий (IFRS for Small and Medium-sized Entities – IFRS for SMEs), принятых международным сообществом в 2009 году, целью финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятий малого и среднего бизнеса является предоставление информации о финансовом положении, результатах деятельности, движении денежных средств, а также результатах управления ресурсами предприятия [2, с. 12]. Информация, представленная в финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия малого бизнеса в соответствие с требованиями IFSR должна быть полезной для широкого круга пользователей, которые не имеют возможности потребовать предоставления публичной отчетности, составленной с учетом их информационных интересов. Раскрытие дополнительной информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности возможно, чтобы помочь пользователям понять влияние конкретных операций, прочих событий и условий на финансовое положение и финансовые результаты деятельности малого предприятия [3, с. 281].
Налоговая отчетность представляет собой совокупность документов, отражающих сведения об исчислении и уплате налогов физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и организациями. К налоговой отчетности относится налоговая декларация и налоговый расчет авансового платежа. Содержание и порядок формирования налоговой отчетности для предприятий малого и среднего бизнеса регламентируется налоговым законодательством и определяется фискальной политикой государства, то есть не имеет общих правил (стандартов), рекомендованных для формирования показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Цель исследования – изучение особенностей формирования бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности субъектами малого и среднего бизнеса.
Материал и методы исследования
Статья написана на основании критического обзора нормативных документов, регламентирующих порядок формирования показателей бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности для субъектов малого и среднего бизнеса. При написании статьи были использованы методы анализа и синтеза, а также абстрактно-логический метод с целью выявления закономерностей и обобщения результатов исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
В соответствие с действующими нормативными документами субъекты малого и среднего предпринимательства самостоятельно принимают решение о выборе форм ведения бухгалтерского учета и отчетности. Понятие упрощенной формы бухгалтерской (финансовой) отчетности подразумевает усечение ее состава и периодичности представления пользователям [4, с. 223-224]. Упрощенный порядок формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектами малого и среднего бизнеса позволяет:
- составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в сокращенном объеме;
- включать в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств показатели по группам статей без детализации показателей по статьям;
- раскрывать в отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для других организаций, которые применяют общий режим налогообложения и составления отчетности;
- не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением малых предприятий, публикующих бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству, учредительным документам либо по собственной инициативе) в соответствии с пунктом 3 ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»;
- приводить в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованным пользователям невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности, согласно пункту 11 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
- отражать любые последствия изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности перспективно, согласно пункту 15.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»;
- исходить из требования рациональности при отражении в отчетности событий после отчетной даты, согласно пункту 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»;
- отражать любые ошибки в бухгалтерской отчетности прошлых лет без ретроспективного пересчета, в соответствии с пунктом 9 ПБУ 22/2010 «исправления в бухгалтерском учете и отчетности».
Согласно статье 14 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», письмам Минфина России № 07-01-06/77013 от 29 декабря 2015 г. «О бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций», ФНС России № СД-4-3/3088 «О представлении в налоговый орган субъектами малого предпринимательства бухгалтерской (финансовой) отчетности» от 20 февраля 2017 года при упрощенном порядке малые предприятия вправе составлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в сокращенном объеме, которая включает бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, а для некоммерческих организаций – отчет о целевом использовании средств.
Составлять приложения к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах не нужно, если у предприятия малого и среднего бизнеса отсутствуют соответствующие существенные показатели, то есть наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения и финансовых результатов его деятельности. Но если такие показатели есть, то приложение к бухгалтерской отчетности может быть составлено в свободной форме с обязательным раскрытием следующей информации:
- положения учетной политики, которые необходимы для объяснения порядка формирования показателей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Например, использовался ли кассовый метод учета доходов и расходов, учитывался ли отложенный налог на прибыль, факты перспективного изменения учетной политики или перспективного пересчета при исправлении существенных ошибок;
- информацию о существенных фактах хозяйственной жизни, не раскрываемых показателями бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. К примеру, о существенных операциях с собственниками (учредителями), таких как начисление и выплаты процентов собственникам, изменение вкладов в уставный капитал.
В федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность при упрощенном порядке можно составляться (до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухучета) по самостоятельно разработанным формам. Необходимым условием является сохранение количества показателей и число листов в каждой из представляемых форм бухгалтерской отчетности. Все показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности находятся во взаимной связи и образуют единое целое, поскольку отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений предпринимательской деятельности организации [5, с. 1440].
В международной практике бухгалтерская (финансовая) отчетность носит общественный характер и направлена на предоставление пользователям информации о финансовом положении предприятия, доходности его бизнеса и перспективах деятельности. Таким образом, даже краткое чтение показателей публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности показывает на значительные аналитические возможности, которые можно эффективно использовать в управлении капиталом организации, ее активами и обязательствами, доходами и расходами, финансовыми результатами. Характеристика основных элементов публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности в формате МСФО представлена в таблице.
При составлении налоговой отчетности предприятия малого и среднего бизнеса при применении разных налоговых режимов, как по отдельным налогам, так и по отдельным операциям необходимо учитывать наличие существенных отличий. В частности, имеются следующие особенности налоговой отчетности, составляемой по НДС, а также по налогу на прибыль. Согласно пункту 1 статьи 88 «Камеральная налоговая проверка» НК РФ, плательщик вправе представить (приложить) вместе с декларацией (расчетом) любые документы (их копии), которые подтверждают заявленные в декларации сведения. Это могут быть, например:
- выписки из бухгалтерских и налоговых регистров, книги продаж (покупок), книги учета доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения (УСН);
- документы, подтверждающие обоснованность заявленных в декларации вычетов, применение льгот, учет расходов, применение ставок налога;
- документы из внебюджетных фондов (отчетность с отметками о ее принятии, платежные документы по уплате взносов);
- документы, подтверждающие определенный статус (копии лицензий, свидетельств);
- пояснения к уже обнаруженным (при подаче уточненных деклараций) или еще не обнаруженным, но очевидным ошибкам, неточностям или расхождениям с данными другой налоговой отчетности или сведениями, имеющимися в распоряжении ФНС;
- учетная политика для целей бухгалтерского и (или) налогового учета;
- заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.
Характеристика элементов публичной финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия малого и среднего бизнеса в формате МСФО [6, с. 30]
Элементы бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия малого и среднего бизнеса |
Характеристика элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности в формате МСФО |
Активы |
Контролируемые предприятием ресурсы, возникающие в результате прошлых событий. Использование активов направлено на получение экономической выгоды в будущем |
Обязательства |
Существующая на отчетную дату задолженность предприятия, оплат которой приведет к оттоку ресурсов, уменьшению экономической выгоды. Обязательства возникают на основании договора, правовой нормы, делового доверия |
Капитал |
Остаточная доля активов за исключением обязательств. Капитал – вложение собственников и полученная прибыль. |
Доходы |
Увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или увеличения активов, уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников |
Расходы |
Уменьшение экономических выгод в отчетном периоде в форме оттока или истощения активов, увеличения обязательств, которые ведут к уменьшению собственного капитала и не связаны с его распределением между участниками |
Форма и порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, утверждены Приказом Минфина России от 17 января 2006 г. № 7н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения» [7, с. 4-5].
Таким образом, формирование налоговой отчетности предприятиями малого и среднего бизнеса зависит от системы налогообложения, применяемой ей. Часть отчетной документации обязательна для всех организаций, в том числе и для субъектов малого и среднего бизнеса, и сдается в соответствии с правилами, установленными НК РФ, а часть отчетной документации относится только к организациям, применяющим определенную систему налогообложения – общую, или один из специальных режимов.
Сдавать налоговую отчетность в инспекцию в общем случае можно на бумаге (через уполномоченного представителя, по почте) или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (в зависимости от числа работников организации). Исключение – декларация по НДС и журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, представляемые исключительно в электронном виде. При этом за несоблюдение установленного способа представления в налоговую инспекцию декларации по налогу (сбору) в электронном виде предусмотрена ответственность. За непредставление таких сведений предусмотрена ответственность. Документы, которые не входят в состав деклараций (налоговой отчетности в целом) и которые представлять не обязательно. Вместе с тем нужно учитывать, что в некоторых случаях в ходе камеральной проверки предоставленной налогоплательщиком декларации ФНС вправе потребовать представить документы, которые не входят в состав налоговой отчетности[8, с. 54].
Выводы и заключение
Достаточность и повышение информативности отчетности предприятий малого и среднего бизнеса обеспечиваются форматированием основных форм бухгалтерской, а также налоговой отчетности, из которых должны быть выделены все существенные данные. Необходимость составления бухгалтерской и налоговой отчетности является действием предприятия малого и среднего бизнеса, вытекающего, с одной стороны, из предписаний законодательства, с другой – потребностью менеджмента в развитии, совершенствовании и оптимизации хозяйственного механизма в целях достижения успеха в бизнесе [9, с. 72].
В настоящее время бухгалтерская и налоговая отчетность предприятий малого и среднего бизнеса развивается по пути снижения количества предпринимателей-налогоплательщиков, составляющих ее по сокращенному варианту. Это связано с тем, что с развитием рыночных инструментов возникает потребность в дополнительной информации, в расширении цифровых и текстовых отчетных данных. Следует отметить, что многие предприятия и организации малого и среднего бизнеса, выходящие на рынок международного капитала для удовлетворения потребностей деловых партнеров, инвесторов, кредиторов составляют финансовую (бухгалтерскую) отчетность в формате МСФО.