Введение
Финансовая составляющая является неотъемлемой частью системы мероприятий по обеспечению экономической безопасности государства, региона и отдельного бизнес-субъекта в частности. Имеющийся финансовый потенциал и эффективность его использования является основой финансовой безопасности, определяют устойчивость и стратегическое развитие социально-экономической системы. При этом, стратегические меры по обеспечению финансовой безопасности должны соответствовать государственной политике и современным трендам развития. Особенно актуальной данная проблематика является в условиях имеющегося разнообразия методических подходов к оценке финансовой безопасности, а также эффективной организации проектной деятельности в регионах, направленной на определенный результат в ограниченные и короткие сроки.
Цель исследования заключается в обобщении подходов к пониманию сущности понятия «финансовая безопасность региона», качественной и количественной оценки в условиях внедрения инновационных методов управления проектной деятельностью и развития механизмов цифровой трансформации общества.
Материал и методы исследования
Научная статья подготовлена в результате выполнения исследования по гранту № 18-410-320002/18 «Концепция инновационного управления развитием региональной экономики в условиях цифровизации: проектный подход». Основой для проведения исследования послужили фундаментальные положения теории экономической безопасности, концепции внедрения проектного управления, нормативно-правовое акты по данной проблематике. В качестве инструментария анализа послужили общие методы познания: экономико-статистический, метод экспертных оценок, сравнительного анализа, метод коэффициентного анализа, графический и т. д., что позволило развить основные положения теории проектного управления с учетом обеспечения финансовой безопасности региона. Информационной базой исследования явились данные из официальных источников информации, представленных на сайте Росстата, сайтах Министерств и ведомств, Правительства Брянской области, сайтах, посвященных проектному управлению в условиях цифровой экономики, а также информация, собранная в ходе самостоятельных исследований.
Результаты исследования и их обсуждение
В современных условиях хозяйствования проектному управлению отведена одна из решающих ролей в стратегическом развитии регионов. Особенно актуальной эта проблема становится в условиях активной цифровой трансформации и дефицита бюджетов отдельных регионов. Поиск направлений обеспечения финансовой безопасности рассматривается в интеграции с инвестиционными возможностями регионов на основе принципов и методов проектного управления. При этом, должны быть обеспечены первоочередные условия для социально-экономического развития региона на основе принципов сбалансированности и устойчивости, поддержки инвестиционной привлекательности и эффективного использования инновационного потенциала [5].
Рассмотрим для начала подходы к трактовке дефиниции «Финансовая безопасность региона» и ее составляющих с учетом современных реалий развития.
Как видим, каждое из определений предполагает устойчивое развитие региона на основе мониторинга угроз различного характера. Также следует сказать о том, что существуют различные подходы к оценке финансовой безопасности на региональном уровне, отличительной особенностью которых является выделение структурных блоков, системы показателей и пороговых значений [5, 6, 7].
Рассмотрим финансово-экономические показатели, характеризующие Брянскую область за период 2015–2017 годы.
На основании представленной информации можно сделать следующие выводы.
Положительным моментом для экономики области является рост в динамике валового регионального продукта. Также наблюдается значительный рост доходов консолидированного бюджета, за период он увеличился на 12,1 млрд. руб. Причём в 2017 году доля безвозмездных поступлений в общем объёме доходов составила 47 %. Налоговые доходы в 2017 году составили 49,4 % от общего объема доходов. В 2015 году наблюдался дефицит бюджета, а в 2016 и 2017 гг. профицит, что говорит о неэффективной бюджетной политике.
Коэффициент обновления основных фондов имеет положительную динамику. Повышение данного показателя говорит о том, что в общем парке оборудования региона появляется новое, более эффективное спецоборудование. Это создает благоприятные условия для увеличения объемов производства новых товаров и повышения их качества. Также, повышается конкурентоспособность региона.
Таблица 1
Подходы к пониманию финансовой безопасности (ЭБ) региона
Авторы |
Сущность определения «финансовая безопасность региона» |
Никулина Н.Л., Синенко А.И. [6] |
Это состояние защищенности финансовой системы региона, включающей бюджетный, социальный, собственно финансовый и производственный сегменты, от внешних и внутренних угроз, нарушающих ее устойчивость, т. е. способность региона обеспечить необходимый уровень доходов бюджета в таком количестве, в котором требуют расходы в соответствии с потребительскими нуждами |
Жалсапова О.Б., Кораблева А.А. [2] |
Это состояние экономики региона, генерирующее рост региональной конкурентоспособности и устойчивое к воздействию внутренних и внешних угроз |
Кулагина Н.А., Чепикова Е.М., Логачева Н.А. |
Это такое состояние социально-экономической системы, при которой сбалансированное развитие централизованных и децентрализованных финансов обеспечивает профицит бюджета региона, обеспечивает конкурентоспособность и устойчивость к различным видам гроз, как внутреннего, так и внешнего характера |
Таблица 2
Финансово-экономические показатели Брянской области за период 2015–2017 годы
Показатель |
Ед. измер. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
ВРП области |
млрд руб. |
269,9 |
285,9 |
319,6 |
Объём инвестиций в основной капитал |
млрд руб. |
62,3 |
68,2 |
54,8 |
Доходы консолидированного бюджета Брянской области |
млрд руб. |
49,8 |
58,1 |
61,9 |
из них безвозмездные поступления |
млрд руб. |
23,7 |
27,3 |
29,07 |
объём безвозмездных поступлений из федерального бюджета в консолидированный бюджет области |
млрд руб. |
8,6 |
10,8 |
12,3 |
в т. ч.субвенции |
млрд руб. |
6,8 |
5,9 |
6,5 |
Расходы консолидированного бюджета Брянской области |
млрд руб. |
52,8 |
57,3 |
59,9 |
Дефицит (профицит) консолидированного бюджета Брянской области |
млрд руб. |
–3 |
0,8 |
2 |
Консолидированный государственный долг Брянской области на 1 января очередного финансового года |
млрд руб. |
11,5 |
12,8 |
12,9 |
Расходы на обслуживание консолидированного государственного долга области |
млрд руб. |
нет данных |
0,562 |
0,349 |
Индекс расчетной бюджетной обеспеченности в Брянской области |
раз |
0,662 |
0,644 |
0,627 |
Сумма налоговых доходов, собранных на территории Брянской области |
млрд руб. |
23,9 |
28,7 |
30,6 |
из них поступило в федеральный бюджет |
млрд руб. |
14,5 |
16,4 |
16,5 |
из них поступило в консолидированный бюджет области |
млрд руб. |
9,4 |
12,3 |
14,1 |
Степень износа основных фондов на конец года |
% |
46,3 |
43,7 |
48,3 |
Коэффициент обновления основных фондов |
% |
8,6 |
12,5 |
15,1 |
Коэффициент выбытия основных фондов |
% |
0,68 |
0,62 |
0,58 |
Денежные доходы на душу населения |
руб./месяц |
25 362 |
25 336 |
26 913 |
Темп роста номинальных денежных доходов |
% |
115,1 |
99,9 |
106,2 |
Темп роста реальных денежных доходов населения |
% |
98,1 |
92,6 |
100,7 |
Фактическое конечное потребление домохозяйств на душу населения |
руб./месяц |
18 759 |
19 229 |
21 523 |
Темп роста потребительских расходов населения |
% |
115,7 |
96,9 |
104,4 |
Прожиточный минимум в среднем на душу населения в области (IV квартал) |
руб./месяц |
8723 |
8971 |
9279 |
Доля населения Брянской области с доходами ниже прожиточного минимума |
% |
13 |
13,6 |
13,3 |
Средняя цена в области первичного жилья (общая площадь) |
руб./м2 |
32 058 |
33 138 |
32 294 |
Средняя цена в области вторичного жилья (общая площадь) |
руб./м2 |
31 645 |
41 302 |
36 063 |
Денежные доходы населения имеют нестабильную динамику. В 2017 г. по отношению к 2016 году темп роста реальных денежных доходов населения увеличился на 8,1 %. Темп роста потребительских расходов населения также имеет переменную динамику. За рассматриваемый период он уменьшился на 11,3 %.
Негативным является увеличение за период доли населения Брянской области с доходами ниже прожиточного минимума. Цены в области первичного и вторичного жилья также нестабильны.
Используя данные, представленные в табл. 2, произведем расчет основных коэффициентов, характеризующих уровень финансовой безопасности региона.
Одной из наиболее острых проблем региона является несамостоятельность региона в плане бюджетной политики, Брянская область за рассматриваемый период не имела возможности осуществлять свои расходы за счет собственных доходных источников.
Положительным моментом является соответствие пороговым значениям результатов, полученным по 2–4 показателям (кроме, для 2 показателя 2015 год, для 4 – 2017 год не соответствуют нормативу), т. к. они характеризуют уровень долговой нагрузки региона.
Пятый показатель говорит о том, что менее 50 % от собранных налогов и сборов региона, зачисляется в консолидированный бюджет Брянской области. При этом объем финансовой поддержки из федерального бюджета превышает сумму налогов и сборов, зачисленных в федеральный бюджет на допустимое значение.
Уровень инвестиционной активности резко сократился в 2017 году по отношению к 2016 году (разница составила 6,7 %). В динамике значения данного показателя не соответствуют пороговым.
Показатели № 8, 9 соответствуют нормативам в динамике. Они характеризуют состояние и обновление основного капитала в регионе, возможность формирования конкурентоспособного типа воспроизводства. Материальные возможности населения низкие, об этом говорит 11 показатель. 12 показатель соответствует нормативу и говорит о доступности приобретения жилья для семьи, в которой 2 человека получают средний доход по региону.
Таблица 3
Показатели финансовой безопасности Брянской области за 2015–2017 гг.
Показатель |
Ед. измер. |
Пороговое значение |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Показатели безопасности централизованных финансов региона (налоги, бюджет, долг) |
|||||
1. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности Брянской области до распределения дотаций |
раз |
≥ 1 |
0,662 |
0,644 |
0,627 |
2. Отношение дефицита консолидированного бюджета Брянской области к величине собственных доходов |
% |
≤ 15 |
19,9 |
2,5 |
6,2 |
3. Отношение консолидированного государственного долга Брянской области к объёму собственных доходов консолидированного бюджета края |
% |
≤ 100 |
67,29 |
55,57 |
47 |
4. Отношение темпа роста консолидированного государственного долга области к темпу роста ВРП |
раз |
≤ 1 |
0,93 |
0,95 |
1,11 |
5. Доля налогов и сборов, зачисленных в консолидированный бюджет Брянской области от общей величины собранных в области налоговых доходов |
% |
≥ 50 |
39,3 |
42,83 |
46,11 |
6. Отношение суммы налогов, зачисленных в федеральный бюджет, к объёму финансовой поддержки из федерального бюджета в бюджет Брянской области |
раз |
≤ 2 |
0,61 |
0,6 |
0,57 |
Показатели безопасности децентрализованных финансов (фирмы, домохозяйства) |
|||||
7. Отношение объёмов инвестиций в основной капитал к ВРП |
% |
≥ 25 |
23,08 |
23,85 |
17,15 |
8. Степень износа основных фондов промышленных предприятий |
% |
≤ 60 |
46,3 |
43,7 |
48,3 |
9. Отношение коэффициента обновления и выбытия основных фондов |
раз |
≥ 3 |
12,65 |
20,16 |
26,03 |
10. Отношение темпа роста денежных доходов населения к темпу роста потребительских расходов |
раз |
≥ 1 |
1,04 |
0,97 |
0,95 |
11. Численность населения со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума от общей численности населения области |
% |
≤ 7 |
13 |
13,6 |
13,7 |
12. Отношение рыночной стоимости жилья к среднегодовому доходу семьи |
лет |
≤ 12 |
1,91 |
2,22 |
2,69 |
В 2015 году нормативам соответствовали значения 7 показателей (из 12), в 2016 – 7 показателей, а в 2017 – 6 показателей. Это говорит об ухудшении состояния финансовой безопасности Брянской области. В следующем разделе для того чтобы понять, относится ли рассматриваемый субъект к финансово безопасному региону, рассчитаем интегральный коэффициент уровня финансовой безопасности региона.
Оценим состояние и уровень финансовой безопасности Брянской области, используя методический подход по определению интегрального коэффициента уровня финансовой безопасности региона, для этого проведем несколько этапов расчёта.
1. Распределим показатели (x) в две группы (xc – показатели финансовой безопасности централизованных финансов региона, xd – показатели финансовой безопасности децентрализованных финансов региона). По каждому показателю финансовой безопасности x рассчитываем отношение фактического значения (Kф) к пороговому (Kп), если необходимо увеличение данного показателя, и наоборот, если необходимо его уменьшение. Так по каждому показателю получим его уровень (σx) по отношению к идеальному значению:
(1)
2. В рамках обеих групп вычисляем коэффициент, характеризующие степень безопасности субъекта РФ: Kc – по группе показателей централизованных финансов региона; Kd – по группе показателей децентрализованных финансов региона.
Используем следующие формулы:
(3)
где n – количество показателей в группе.
3. На третьем шаге нужно учесть индивидуальное влияние и различную значимость групп факторов на совокупное значение показателя финансовой безопасности региона.
Наибольший удельный вес (60 %) присвоим группе показателей централизованных финансов, а показателям децентрализованных финансов – 40 %. Далее рассчитаем интегральный коэффициент, который характеризует степень финансовой безопасности региона:
Kфб = 0,6Kc + 0,4Kd. (4)
4. На последнем этапе установим соответствие полученной оценки коэффициента финансовой безопасности региона соответствующему уровню с различной степенью опасности.
Характеристика каждого возможного уровня представлена в табл. 4.
Таблица 4
Зоны финансовой безопасности региона
Значение коэффициента |
Название уровня |
Характеристика зоны |
Kфб > 1,2 |
Уровень абсолютной безопасности |
Большая часть индикаторов финансовой безопасности региона превышают пороговые значения. Положение региона является устойчивым, наблюдается экономический рост, низкая финансовая зависимость от федерального центра, увеличиваются собственные доходы, сокращаются дефицит бюджета, публичный долг региона и расходы на его обслуживание. Инвестиционная активность региона высока, существуют источники и потенциал формирования конкурентоспособного типа воспроизводства. Доходы и уровень жизни населения высокие |
1,2 < Kфб > 1,0 |
Уровень относительной безопасности |
Большинство показателей незначительно отличаются от пороговых значений. Наблюдается нестабильный рост экономики. Высока изношенность основных фондов, есть проблемы с привлечением инвестиций. Доходы растут в под влиянием инфляции. Финансовая поддержка из федерального бюджета незначительная |
1,0 < Kфб > 0,8 |
Уровень повышенной опасности |
Значительная часть показателей ниже пороговых значений почти наполовину. Регион не имеет резервов роста экономики. Инвестиционная активность в регионе низкая. Налоговые поступления имеют тенденцию к снижению. Регион относится к дотационным. Значительная часть населения не имеет возможности осуществлять инвестиции в жилье. Доходы и уровень жизни населения не позволяют иметь сбережений |
Kфб < 0,8 |
Уровень катастрофической опасности |
Большинство показателей финансовой безопасности ниже пороговых в 2 раза и более. Регион с высокой степенью дотационности. Наблюдается кризис финансовой системы. Требуются огромные инвестиции и существенное обновление основных фондов. Налоговые поступления сокращаются. Увеличиваются расходы бюджета, что приводит к высокой долговой нагрузке. Значительная часть населения региона находится ниже уровня бедности |
Используя выше представленный методический подход, проведем расчет интегрального показателя финансовой безопасности Брянской области, а также проведем анализ полученных результатов (табл. 5).
Как видим, за рассматриваемый период финансы Брянской области находятся в зоне абсолютной безопасности. Причем, что интегральный показатель имеет скачкообразный характер за счет изменчивости показателя централизованных финансов, показатель же децентрализованных финансовых ресурсов незначительно увеличивается в динамике.
При разработке программ стратегического развития региона органы государственной власти должны обязательно учитывать динамичное влияние факторов внешней среды на основные показатели социально-экономического развития региона при условии максимально эффективного использования ограниченного объема финансовых ресурсов. Особенно, это касается тех ситуаций, когда в короткие сроки необходимо аккумулировать весь ресурсный потенциал под определенную задачу. Для этих целей и внедряется проектное управление в региональных социально-экономических системах.
Брянская область – субъект Российской Федерации, расположенный в Центральной части России к юго-западу от Москвы, на границе с Украиной и Белоруссией, на землях площадью – 34857 км2. Входит в состав Центрального федерального округа с численностью населения 1 210 912 человек, из которых 70,3 % – городское население. Благоприятные географическое положение наряду с имеющимся высоким природно-ресурсным, научно-техническим и культурным потенциалом, позволяет успешно функционировать предприятиям машиностроительной, пищевой, деревообрабатывающей, химической и других отраслей. Рекордный рост демонстрирует агропромышленный комплекс. Продукция брянских промышленных и сельскохозяйственных предприятий известна как в России, так и за её пределами.
Основными стратегическими документами, определяющими приоритеты инновационного развития Брянской области и перевод экономики на инновационный путь развития, являются Стратегия социально-экономического развития Брянской области до 2025 года и Закон Брянской области от 09.06.2006 № 39-З «О науке, научно-технической и инновационной деятельности в Брянской области».
Таблица 5
Уровень финансовой безопасности Брянской области за период 2015–2017 годы
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Kc (безопасность централизованных финансов) |
1,42 |
1,55 |
1,48 |
Kd (безопасность децентрализованных финансов) |
1,56 |
1,59 |
1,6 |
Kфб |
1,476 |
1,566 |
1,528 |
Соответствующая зона |
абсолютной безопасности |
абсолютной безопасности |
абсолютной безопасности |
В области действует государственная программа «Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области» (2014–2020 гг.), в рамках которой реализуется мероприятие «Развитие инновационной деятельности».
При Правительстве области действует совет по развитию нанотехнологий и наноиндустрии, целью деятельности которого является обеспечение взаимодействия с представителями предпринимательского сообщества и научной общественностью по выработке предложений по реализации государственной политики в сфере нанотехнологий. Создан и работает Фонд развития и поддержки инновационной деятельности «Новатор» – некоммерческая организация.
Проектную деятельность Брянской области координирует ведомственный координирующий орган – Департамент экономического развития.
Совет по проектной деятельности при Правительстве Брянской области – совещательный орган, который принимает управленческие решения по организации проектной деятельности в Правительстве Брянской области и исполнительных органах государственной власти Брянской области. В своей деятельности совет руководствуется нормативно-правовыми актами Брянской области и Российской Федерации.
Проведем анализ сильных и слабых сторон организации проектной деятельности в Брянской области и других регионах России с помощью метода экспертных оценок (табл. 6 и рис. 1).
Таблица 6
Анализ сильных и слабых сторон организации проектной деятельности в Брянской области и других регионах России
Наименование показателя |
Брянская область |
Калужская область |
Приморский край |
Смоленская область |
Самостоятельность структуры |
1 |
5 |
5 |
1 |
Нормативно-правовое обеспечение |
2 |
2 |
5 |
1 |
Наличие на сайте информации о банке проектов |
5 |
1 |
5 |
5 |
Противодействие коррупции |
5 |
5 |
5 |
5 |
Организация работы с гражданами |
4 |
4 |
5 |
4 |
Портфель проектов |
3 |
3 |
4 |
2 |
Формирование проектной культуры |
3 |
2 |
5 |
2 |
Наличие структуры в социальных сетях |
5 |
5 |
5 |
5 |
Рис. 1. Сильные и слабые стороны организации проектной деятельности в Брянской области и других регионах России
На основе данных можно сделать следующие выводы. Организация проектной деятельности в Брянской области обладает как своими преимуществами, так и недостатками. Сильные стороны проектного управления в Брянской области: присутствие на сайте информации о банке проектов, активная работа по борьбе с коррупцией и наличие структуры в социальной сети facebook.
Слабыми сторонами организации проектного управления в регионе является то, что Региональный проектный офис не является самостоятельной структурой, а также недостаточное нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности Брянской области. На основе проведенного анализа видно то, что организация проектной деятельности Брянской области уступает организации проектной деятельности в Приморском крае почти по всем показателям сравнения.
Рассмотрим зависимость индекса проектной деятельности Брянской области от объема инвестиций в основной капитал, данные представлены на рис. 2.
На основе информации, представленной на рис. 2 можно сделать вывод о том, что индекс проектной деятельности напрямую зависит от объема инвестиций в основной капитал. По мере увеличения объема инвестиций в основной капитал увеличивается значение индекса проектной деятельности, то есть зависимость носит прямо пропорциональный характер.
Проведем SWOT-анализ организации проектной деятельности Брянской области, данные отражены в табл. 7.
На основе данных таблицы выделим слабые стороны организации проектной деятельности Брянской области:
– несамостоятельность структуры;
– недостаточное нормативно-правовое обеспечение проектного управления в регионе;
– текучесть кадрового состава Регионального проектного офиса;
– недостаточный уровень готовности к изменениям;
– нехватка компетенций;
– нехватка финансовых ресурсов;
– недостаточный уровень оснащенности ИТ-технологиями.
Недостатки проектного управления Брянской области могут привести к возникновению следующих угроз:
– невыполнение проекта;
– ухудшение социально-экономической ситуации в регионе;
– «застой» в цифровизации экономики;
– невыполнение показателей эффективности проектной деятельности вследствие недопонимания участия всех уровней участников в данном процессе
Таким образом, проектная деятельность Брянской области представлена Региональным проектным офисом и Советом по проектной деятельности. Региональный проектный офис включен в структуру Департамента экономического развития Брянской области. Проектную деятельность регулируют нормативно-правовые акты на федеральном и региональном уровнях. Организация проектной деятельности Брянской области имеет определенные преимущества и недостатки. Главный недостаток организации проектного управления Брянской области – это несамостоятельность организации проектной деятельности региона.
Выводы или заключение
Финансовая безопасность региона в настоящее время является важнейшей составляющей экономической безопасности Брянской области, что находит отражение в Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года нами определен комплекс возможные мер повышения финансовой безопасности региона с учетом развития проектной деятельности и Указа президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года.
Рис. 2. Функция зависимости индекса проектной деятельности Брянской области от объема инвестиций в основной капитал Брянской области
Таблица 7
SWOT-анализ проектной деятельности Брянской области
Сильные стороны организации проектного управления (S) |
Слабые стороны организации проектного управления (W) |
– эффективная организация проектной деятельности региона на начальном этапе ее организации; – формирование проектной культуры; – открытость работы Регионального проектного офиса; – эффективная организация работы с гражданами; – наличие программ развития малого и среднего бизнеса |
– несамостоятельность структуры; – недостаточное нормативно-правовое обеспечение проектного управления в регионе; – текучесть кадрового состава Регионального проектного офиса; – недостаточный уровень готовности к изменениям; – требуется повышение квалификации персонала счет освоения новых компетенций; – недостаточный объем финансовых ресурсов; – недостаточный уровень оснащенности ИТ-технологиями |
Возможности организации проектного управления (О) |
Угрозы организации проектного управления (Т) |
– организация проектной деятельности в виде самостоятельной структуры; – внедрение новых нормативно-правовых актов, направленных на более эффективную организацию проектной деятельности; – обучение служащих и внедрение мотиваций; – использование ИТ-технологий; – развитие кластера цифровой экономики в регионе позволит повысить эффективность взаимодействия участников процесса со стороны бизнеса, институтов власти и образовательных структур |
– невыполнение проекта; – ухудшение социально-экономической ситуации в регионе; – «застой» в цифровизации экономики вследствие изменения целевых показателей проекта по цифровой экономике в июле 2019 г, что не позволяет своевременно приступить к практической реализации; – невыполнение показателей эффективности проектной деятельности вследствие недопонимания участия всех уровней участников в данном процессе |
Стратегическими целями Брянской области являются повышение уровня жизни до среднего уровня жизни в Центральном федеральном округе и создание в дальнейшем благоприятных условий для жизнедеятельности населения на основе реализации ее природного, географического, промышленного и транзитного потенциала за счет реализации оптимального сценария развития региона.
К ключевым задачам повышения как экономической, так и финансовой безопасности региона относятся:
– увеличение доходов населения;
– развитие инфраструктуры;
– активизация инвестиционной деятельности, включая меры по обеспечению инвестиционной привлекательности региона и совершенствованию работы с потенциальными инвесторами.
Реализация этих задач обеспечивается действиями исполнительных органов власти в рамках выбранного сценария развития региона и на основании долгосрочных программ развития региона на основе развития методов проектного управления. Особое внимание со стороны органов власти должно быть уделено адекватной оценке потенциала региона и возможностей цифровой трансформации отдельных отраслей, что возможно на основе организации своевременного мониторинга. В свою очередь, в рамках реальной работы ситуационного центра при Губернаторе региона, возможно не только отслеживать сложившуюся ситуацию, но и прогнозировать важнейшие показатели финансовой безопасности с помощью имитационного моделирования, методов машинного обучения на основе государственной политики в сфере цифровизации экономики.