Введение
В настоящее время сокращается объем инвестиций в экономику, растет налоговое бремя на бизнес, вывоз капитала. Ключевыми факторами стагнации экономики России являются: ее устаревшая структура, фискальный характер налоговой политики, несовершенство системы управления экономикой, высокоразвитая теневая экономика, высокий уровень коррупции [2, 3].
Решение вышеуказанных проблем требует корректировки федеральной и региональной системы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Цель исследования
Исследование и систематизация институционально-правовых основ государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Методы исследования
В процессе исследования были использованы следующие методы: абстрактно-логический и институционального анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
Регулирование инвестиционной деятельности на муниципальном уровне регламентируется Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Органы местного самоуправления должны создавать благоприятные условия для инвестиционной деятельности. Участие муниципалитетов в инвестиционной деятельности для создания благоприятных условий осуществляется в формах:
– привлечения средств с целью инвестирования в объекты социально-экономического назначения;
– непрямого участия муниципалитета в инвестиционной деятельности на местном уровне;
– выпуска муниципальных займов;
– финансовой поддержки инвестиционных проектов, которые реализуются в рамках муниципальных образований;
– использования объектов муниципальной собственности в инвестиционных процессах, находящихся в заморозке.
В Федеральном законе № 39 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» предусмотрены меры по защите муниципальных капиталовложений:
– возмещение стоимости изъятого имущества на основании решения органов государственной власти;
– национализация объектов капитальных вложений.
«Инвестиционная деятельность на территориальном уровне имеет территориальные ограничения. Субъектами муниципальной инвестиционной деятельности выступают местные органы власти, в компетенцию которых входят вопросы правового регулирования, разработка инвестиционного проекта, публичные слушания и конкурсные процедуры для выбора инвестора, заключение договора и контроль исполнения обязательств инвестора по договору» [8]. На рис. 1 представлены основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Для выполнения своих функций в сфере регулирования экономики государством используются финансовые и нефинансовые методы воздействия на инвестиционную деятельность (рис. 2).
Анализ показывает, что среди финансовых мер наиболее распространенными являются льготное налогообложение (в 88 % субъектов РФ), создание залоговых фондов (84 %), среди нефинансовых – создание инвестиционных порталов (93 %) [6].
По оценкам академика А.Г. Аганбегяна за период 2013 г. по 2018 гг. ВВП России увеличился на 2,6 %, а величина инвестиций уменьшилась 3,4 % (таблица).
По нашему мнению муниципальные органы управления обязаны расценивать активизацию инвестиционных процессов как главный вектор осуществления комплексных проектов общественно-финансового развития территории, оказывая данному процессу не только лишь организационно-сопроводительную помощь, но и проводя события способствующие развитию и совершенствованию правовой основы, аккумулированию, распределению муниципальных денег в возвратной и невозвратной основе.
Рис. 1. Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности
Социально-экономическое развитие России в 2013–2018 гг., в % к предыдущему году [1]
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Всего за 2013–2018 гг. |
|
Валовой внутренний продукт (ВВП) |
1,3 |
0,6 |
–2,8 |
–0,2 |
1,5 |
2,3 |
2,6 |
Промышленность |
0,4 |
1,7 |
–3,4 |
1,1 |
1,0 |
2,9 |
3,6 |
Строительство |
0,1 |
–2,3 |
–4,8 |
–4,3 |
–1,4 |
5,3 |
–7,2 |
Транспорт (грузооборот) |
0,6 |
–0,1 |
0,3 |
1,8 |
5,4 |
2,9 |
11,2 |
Сельское хозяйство |
5,8 |
3,5 |
2,6 |
4,8 |
2,4 |
–0,6 |
19,8 |
Инвестиции |
0,8 |
–1,5 |
–10,1 |
–0,9 |
4,4 |
4,3 |
–3,4 |
Экспорт |
–2,1 |
–4,8 |
–31,3 |
–17,5 |
24,8 |
25,8 |
–17,1 |
Импорт |
1,6 |
–9,8 |
–37,3 |
–0,8 |
25,3 |
4,7 |
–25,3 |
Платные услуги |
2,0 |
1,0 |
–1,1 |
–0,3 |
0,2 |
2,5 |
4,0 |
Ввод жилья |
7,2 |
18,2 |
1,4 |
–6,0 |
–2,1 |
–4,9 |
12,5 |
Реальные доходы на душу населения |
4,8 |
–0,5 |
–4,1 |
–5,5 |
–1,2 |
–0,2 |
–6,9 |
Рост потребительских цен) |
6,5 |
9,1 |
15,0 |
5,8 |
2,5 |
3,8 |
50,3 |
Рис. 2. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности
Рис. 3. Модель разделения компетенций среди органов местного самоуправления в сфере регулирования инвестиционной деятельности
С организационно-функциональных позиций преимущества органов регионального самоуправления в проблемах развития муниципальной концепции инвестиционного формирования перед региональными властными институтами нам представляются в следующем:
– прямая близость к объекту регулирования;
– знание местных особенностей производства, его инфраструктуры, атрибутивных параметров и индивидуальных отличительных черт;
– подконтрольность и управленческая эластичность концепции осуществления регулирования;
– возможность своевременного наблюдения итогов;
– поддержанная законодательно ясность бюджетных потоков.
Поэтому на рис. 3 представлена модель разделения компетенций среди органов местного самоуправления в сфере регулирования инвестиционной деятельности.
Принятие предлагаемой модели на федеральном и региональном уровне даст возможность законодательно зафиксировать регулирование инвестиционной деятельности в качестве полномочий органов регионального самоуправления, сформировать концепцию контроля и ответственности.
Аппараты местного самоуправления выступают инициатором формирования инвестиционного фонда и выполняют функции управления им. Цели и задачи фонда формулируются в положении «О муниципальном внебюджетном фонде развития», а также определяются источники средств формирования и утверждается смета затрат.
Органам регионального самоуправления следует избегать параллелизма и дублирования основных направлений регулирования экономики подведомственной территории. Лучше сконцентрировать работу в направлениях, не обнаруживших отображенных в федеральных и региональных программах инвестиционного развития.
Заключение
Механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности представляет собой совокупность методов, а также инструментов воздействия государства на регулирование инвестиционной политики различных субъектов хозяйствования [4, 5, 7, 9].
Государство активно участвует в регулировании инвестиционной деятельности обычно в период нестабильности экономики страны, используя при этом различные концепции, социальные программы, а также анализируя и контролируя эффективность деятельности различных действующих программ.
Регионализация действий формирования экономики субъектов Российской Федерации, в том числе и на базе активизации инвестиционной деятельности, увеличения инвестиционной привлекательности регионов, дает возможность в определенной степени рассматривать аргументированным сдвиг концепции координат в данных проблемах на муниципальный уровень. Это требует увеличения ответственности организаций самоуправления за развитием территорий региона.