Введение
Развитие России в инновационном направлении является серьезной проблемой внутренней и внешней политики руководства страны. За последние четверть века принимались бесчисленные попытки определения векторов инновационного развития страны [1], разработки и реализации инновационной стратегии государства [2], разрабатывались механизмы внедрения инноваций в предпринимательскую деятельность [3] и структурные трансформации в высшем профессиональном образовании [4], но ожидаемых результатов они не принесли [5].
Проблемам развития инновационных систем на региональном и локальном уровне посвящено множество работ, например [6], а создание Ассоциации Инновационных Регионов России (АИРР) позволяют реализовывать ключевые задачи инновационного развития Российской Федерации.
Результаты исследования
Экономическая система страны, представляющая совокупность субъектов предпринимательской деятельности и институтов (политических, финансовых), взаимодействующие с целью получения, освоения, распространения и использования выгодных, с точки зрения, знаний и технологий получила название национальная инновационная система. Совокупность субъектов предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в границах субъекта федерации, представляют региональную инновационную систему. Региональные инновационные системы (РИС), объединенные рамками федеративного округа составляют локальную инновационную систему (ЛИС) в соответствии со стратегией пространственного развития РФ на период до 2025 г. (утв. Председателем Правительства РФ от 13.02.2019 № 207) на базе СЗФО образовано – Северо-Западный и Северный макрорегионы.
Локальная инновационная система – это составной элемент национальной инновационной системы. Несмотря на то, что ЛИС и РИС являются элементами одной системы, они по-иному воздействуют на субъекты предпринимательства. Это связано, во-первых, с тем, что НИС и ЛИС влияют на инновационную деятельность организаций на различных структурных ступенях. Локальная инновационная система весьма ощутимо проявляет воздействие на инновационную сферу организаций, потому что федеральный округ – более своеобразная территория, чем страна, а на уровне регионов, входящих в округ, где акцентируются главные виды экономической деятельности, субъекты предпринимательства получают государственную поддержку. На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что акцентирование воздействия ЛИС на организации, скорее всего, более обосновано и целесообразно, чем НИС. Таким образом раскрыта специфика и предметное содержание понятия «локальная инновационная система», заключающееся в научно обоснованном и целенаправленном функционировании совокупности инфраструктуры территории и механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации инновационных проектов, в том числе путем использования этой инфраструктуры, включая развитие кооперации компаний малого инновационного бизнеса с крупными производственными организациями и научно-образовательными комплексами. Отличительной особенностью данного подхода является обеспечение связи «научные исследования – промышленное производство» путем создания инновационных центров в качестве основы инновационно-технологических кластеров, что позволяет обеспечить развитие человеческого потенциала населения территории, создание новых условий и образа жизни на основе социальных и организационных инноваций и рост инновационного предпринимательства.
С опорой на сложившиеся научные взгляды сформулируем принципы взаимодействия субъектов локальной инновационной системы:
1) принцип общих целей – установление стратегического партнерства между участниками ЛИС и схожее видение совместной работы в перспективе. Принцип реализовывается за счет формирования стратегии инновационного развития макрорегиона в целом, участников ЛИС в частности через определенный промежуток времени, согласования стратегических целей на уровне макрорегиона;
2) принцип интеграции – развитие взаимосвязей и условия инновационного развития локальной инновационной системы для более прозрачного и эффективного сотрудничества. В рамках реализации принципа основой является определение основных направлений взаимодействия участников ЛИС, реализующих инновационные проекты, разработка механизмов внедрения инноваций в ЛИС, готовность к изменениям, связанных с инновационным развитием макрорегиона;
3) принцип координации – совместные усилия участников ЛИС по созданию интеллектуального потенциала и развитию макрорегиона. Координация предполагает определение роли каждого участника ЛИС в процессе инновационного развития макрорегиона, создание инновационных региональных центров;
4) принцип обмена информацией – возможность получения наиболее полной и достоверной информации, участникам в локальной инновационной системы (ЛИС), с использованием современных цифровых технологий. В ходе реализации принципа актуальными задачами являются: идентификация типа используемой информации, объема предоставляемой информации и частоты обмена информацией; применение программного обеспечения и цифровых технологий для обеспечения процесса инновационного развития макрорегиона;
5) принцип доверия – формирование открытых, положительных взаимоотношений между всеми участниками ЛИС за счет готовности взаимодействия и обмену конфиденциальной информации при использования инновационных цифровых технологий, позволяющих повысить прозрачность взаимодействия субъектов ЛИС;
6) принцип совершенствования – непрерывное развитие выполняемых участниками ЛИС операций, совместная разработка новых механизмов разработки и внедрения инноваций, налаживание тесного сотрудничества. Реализация принципа взаимодействия участников заключается в сотрудничестве с университетом и центром инновационного развития на основе современных инновационных технологий, повышении качества их работы на всех этапах жизненного цикла инноваций, систематическая оценка показателей эффективности реализации инновационных проектов;
7) принцип минимизации затрат – в ходе реализации механизмов инновационного развития макрорегиона и создании региональных инновационных центров целесообразно использовать современные цифровые технологии мониторинга субъектов инновационной деятельности в режиме реального времени, анализировать затраты материально-технических, финансовых и трудовых ресурсов, оценивать сроки реализации инновационных проектов, разрабатывать управленческие мероприятия по оптимизации затрат с помощью программного обеспечения для учета и контроля.
В процессе выполнения исследования «Формирования локальных инновационных систем в Российской Федерации» разработана методология формирования ЛИС, отличительной особенностью которой является применение совокупности методов теории систем, организации, устойчивости, самоорганизации и инновационных процессов при определении свойств ЛИС; раскрытии взаимосвязи инновационного развития субъектов предпринимательства и их организационных структур. Применение данной методологии позволяет применять гибкие организационные механизмы, которые обеспечивают развитие организации на основе создания и использования инноваций, получать преимущества интеграции как крупным компаниям, так малому и среднему предпринимательству. Предложен алгоритм снижения рисков инновационных проектов, в основу которого наряду с использованием известных методов (уклонения, распределения, диверсификации и т. д.) заложено использование механизмов внутрифирменной самоорганизации для снижения рисков внутреннего взаимодействия (существенное перераспределение полномочий в пользу исполнителей, активное развитие горизонтальных связей и т. д.).
СЗФО занимает в нашей стране весьма хорошее, устойчивое положение по потенциалу инноваций, от среднероссийского значения отстает только по введению инноваторских идей в экономическую сферу. К примеру, его часть в Российской Федерации – 9,5 %, в реализации валового регионального продукта – 9,9 %, в выпуске продуктов обрабатывающими производствами – 12 %. Доля по количеству работников, занятых исследовательскими работами составляет 13,1 % от РФ. Больше и часть расходов в изучения и исследования – 13,6 %. Схожа к доле в численности жителей РФ удельного веса СЗФО в количестве учреждений, разрабатывающих научно-технические новшества (11 %) и часть расходов в научно-технологические инновации (9,6 %). Но согласно выдаче патентов доля СЗФО немного ниже – 8,6 %, а как результат на выходе – 8,1 % от отечественного количества инновационных продуктов, работ и услуг.
Инновационная активность организаций в РФ представлена в таблице.
Инновационная активность организаций в России
Показатель на начало года |
Годы |
|||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Инновационная активность организаций, по РФ, % |
10,1 |
9,9 |
9,3 |
8,4 |
Центральный ФО |
10,7 |
10,9 |
10,9 |
10,3 |
Северо-Западный ФО |
10,7 |
10,3 |
9,6 |
8,3 |
Южный ФО |
7,2 |
7,7 |
7,6 |
7,1 |
Северо-Кавказский ФО |
5,9 |
6,5 |
4,7 |
2,9 |
Приволжский ФО |
11,7 |
11,4 |
10,6 |
9,4 |
Уральский ФО |
9,6 |
8,9 |
7,9 |
8,2 |
Сибирский ФО |
9,1 |
8,8 |
8,0 |
6,9 |
Дальневосточный ФО |
9,5 |
8,9 |
7,2 |
6,4 |
Коэфициент изобретательной активности, по РФ, ед. |
2,0 |
1,65 |
2,00 |
1,83 |
Центральный ФО |
3,77 |
3,00 |
4,32 |
3,60 |
Северо-Западный ФО |
1,55 |
1,57 |
1,63 |
1,79 |
Южный ФО |
1,16 |
0,99 |
1,07 |
1,17 |
Северо-Кавказский ФО |
1,74 |
0,71 |
0,49 |
0,57 |
Приволжский ФО |
1,49 |
1,36 |
1,33 |
1,31 |
Уральский ФО |
1,03 |
0,91 |
0,93 |
0,92 |
Сибирский ФО |
1,23 |
1,13 |
1,15 |
1,09 |
Дальневосточный ФО |
1,04 |
0,95 |
0,94 |
0,91 |
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, по РФ, % |
8,9 |
8,8 |
8,3 |
7,3 |
Центральный ФО |
9,6 |
9,8 |
9,8 |
9,0 |
Северо-Западный ФО |
9,2 |
8,9 |
8,1 |
7,1 |
Южный ФО |
6,2 |
6,6 |
6,7 |
6,2 |
Северо-Кавказский ФО |
5,3 |
5,8 |
4,4 |
2,6 |
Приволжский ФО |
10,4 |
10,4 |
9,5 |
8,4 |
Уральский ФО |
8,0 |
7,1 |
6,7 |
6,5 |
Сибирский ФО |
8,2 |
7,9 |
7,2 |
6,0 |
Дальневосточный ФО |
8,3 |
7,9 |
6,5 |
5,7 |
Из представленных данных видно, что за определенный период активность организаций практически во всех регионах России снижается. По этому показателю на 2018 год лидером стал Центральный федеральный округ – 10,3 %, второе место в это рейтинге занимает приволжский федеральный округ – 9,4 %, за которым следует практически равная работа Северо-Западного федерального округа и Уральского – 8,3 % и 8,2 % соответственно. Самый низкий критический показатель инновационной активности наблюдался в Северо-Кавказском федеральном округе – 2,9 %.
За прошедший год доля организаций, осуществляемых технологичные инновации, в общей сумме организаций, входящих в ЛИС составил 9,6 %, в РФ – 9,3 %. Часть инновационных продуктов, товаров и услуг в их совокупном ежегодном размере на Северо-Западе являлась немного меньше, чем примерно по стране, и составляла в СЗФО 3,7 %, в РФ – 5,0 %. В общей сложности, Северо-Западная ЛИС является носителем высокого научного, инновационного потенциала, высокоспециализированного персонала, занимающихся исследованиями и разработками. Но тем не менее, для формирования инновационного потенциала региональных инновационных систем, составляющих Северо-Западную ЛИС необходимы значительные преобразования структуры обучения и подготовки ведущих специалистов, а также преобразование венчурного рынка и его ключевых участников, а также прочих институтов современной экономики.
К сожалению в Северо-Западной ЛИС формирование инновационных организаций, способных конкурировать, например, как технологические инновационные парки (ТИП), результативно преобразовывать знания и НИР в инновационные продукты и услуги, находятся только на этапе проектирования. Научные разработки, имеющие инновационную направленность, как вид производства, в прошедшие пару десятков лет были не популярны среди субъектов предпринимательства Северо-Западного округа. Наука отстранилась от сферы производства или производство не повернулось к науке, но сейчас существует возможность сформировать хозяйственные научные общества по принципу самоокупаемости.
В соответствии с данными Министерства образования и Центра исследований и статистики науки (ЦИСН). В Северо-Западном Федеральном округе числится 42 хозяйственных объекта. На первый взгляд весьма мало. Однако и в данной относительно незначительной группе 23 общества отвечают Федеральному закону от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении перемен в конкретные законодательные акты РФ по аспектам формирования бюджетными научными и образовательными заведениями хозяйственных субъектов для практического использования (внедрения) итогов умственной работы».
Анализируя научную литературу [7, 8, 9, 10] можно сделать вывод, что в Северо-Западной ЛИС сосредоточен значительный объем научно-исследовательских учреждений в различных сферах деятельности человека. ЛИС обладает большим наукоемким, инновационным потенциалом, высококлассными специалистами, исследователями и разработчиками. Для Северо-Западной ЛИС открыты все перспективы взаимодействия между учеными с одной стороны и организациями для формирования и развития новых технологических продуктов, с другой стороны. Чем активнее будет сотрудничество, тем качественнее и разнообразнее будет разрабатываться инновационная продукция и услуги. Тем не менее, существуют недостатки, над которыми государство и ученые постоянно работают. Необходимо увеличить объем прорывных инновационных проектов в профильных для ЛИС технологиях [11], совершенствовать инновационную инфраструктуру, в том числе и направленную на коммерциализацию результатов интеллектуального труда [12] налаживать не только крепкое межрегиональное, но и международное сотрудничество, развивать сети трансфера технологий и т. д. Но при этом важно не допустить «утечку мозгов», совершенствовать материальную базу и непрерывно уделять внимание образованию человеческих ресурсов [13], а также выработать системный взгляд на инновации и долгосрочную стратегию развития инновационного будущего Северо-Западной ЛИС.
Выводы
Локальная инновационная система СЗФО имеет хорошие возможности для развития и разработок новых инновационных продуктов. Не смотря на угрозы и недостатки, существует ряд преимуществ, способных поднять конкурентоспособность федерального округа, сделать более тесным не только сотрудничество между ЛИС округа, но и международное сотрудничество и избежать «утечки» кадров. Итоги Российского инвестиционного форума «Сочи – 2019» подтверждают, что намечены уже некоторые цели и инновационные проекты, которые помогут улучшить качество жизни и помочь занять лидирующие позиции на Мировом рынке прорывных технологий.
Методы исследования. В процессе исследования применен SWOT-анализ, анализ, синтез, индукция и дедукция. Информация проанализирована с помощью общенаучных методов исследования. Теоретической и методической основой послужили труды отечественных ученых, исследователей и специалистов, посвященные проблемам инновационного развития России.