Введение
Актуальность темы исследования. Актуальность развития сферы таможенных услуг и терминального обслуживания на приграничной территории, особенно в зоне деятельности морских портов, вызвана ростом международного товарооборота и потребления импортных товаров. Правительством РФ активно внедряются и реализовываются стратегии по развитию транспортной отрасли в условиях формирования высокого транспортного потенциала, содействию благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности за счет таможенных инструментов, внедрению информационно-технологических инноваций, направленных на развитие системы таможенных услуг и сокращение времени совершения таможенных операций.
Проведенный анализ выявил наличие противоречия между существующей и необходимой эффективностью предоставляемых таможенных услуг в зоне деятельности морских портов. Использование технологий предварительного информирования и декларирования, удаленного выпуска, создание центров электронного декларирования, сокращение сроков выпуска упрощает и ускоряет процесс представления сведений о прибытии товаров, декларировании, проведения таможенного и иных видов государственного контроля. Несмотря на это участники внешнеэкономической деятельности проявляют низкую заинтересованность к перечисленным нововведениям, между государственно-контролирующими органами отсутствует взаимодействие при проведении таможенного и иных видов контроля за перемещением товаров, а технологические схемы обработки грузов не всегда учитывают особенности предоставления таможенных услуг в зоне деятельности морских потов.
Вышеперечисленное содержит большой потенциал для повышения эффективности системы таможенных услуг, сокращения времени нахождения контейнерных грузов в морских портах, а также разработки новых технологических схем процесса грузовых работ с учетом особенностей предоставления таможенных услуг и операций. Это определило объект, цель и обусловило актуальность научного исследования.
Объект исследования – система таможенных услуг, предоставляемых в морском порту, с учетом технологических карт обработки грузов при прибытии
Предметом исследования является взаимодействие участников системы таможенных услуг при таможенных и технологических операциях с грузом в зоне деятельности морского порта.
Цель исследования – повышение эффективности системы таможенных услуг, которое обеспечивается за счет учета особенностей технологической обработки грузов.
Границы исследования. В диссертационном исследовании границами исследования является система предоставляемых таможенных услуг с момента получения уведомления о прибытии до фактического вывоза груза с территории порта.
Степень разработанности проблемы. Анализ российских и зарубежных исследований, касающихся оказания таможенных услуг в зоне деятельности морских портов, показал их взаимосвязанность с логистическими услугами. Актуальные вопросы для настоящего исследования освещались в работах А.Д. Пономаренко, А.Е. Джабраилова, Н.О. Аболенцевой, В.С. Кошевого и др. В зарубежных исследованиях А. Аль-Мадани, R. Saha, посвящённых проблематике настоящего исследования, прослеживается взаимосвязь между качеством таможенных услуг в морских портах и экономическим благосостоянием государства, чему в ключевых регионах мира на всех уровнях государственного управления уделяется самое пристальное внимание. Однако научные проблемы, возникшие в результате внедрения в деятельность таможенных органов, представителей портовых услуг и иных участников системы таможенных услуг инновационных технологий в процессы технологической обработки и таможенного контроля груза, остаются малоизученными ввиду их узкой специфики. В научной литературе отсутствует оценка эффективности использования инструментальных средств имитационного моделирования для исследования процессов предоставления таможенных услуг, а также влияния их на технологические схемы обработки грузов в зоне деятельности морских портов.
Тем самым, наблюдается ярковыраженные противоречия: внутрипортовые технологические схемы производственных операций не учитывают особенности функционирования системы таможенных услуг в зоне деятельности морских портов; отсутствует научно-практическое обоснование эффективности применения современных электронно-информационных мер обеспечения системы таможенных услуг в морских портах.
Необходимость разрешения представленных противоречий предполагает решение актуальной для настоящего исследования научной задачи, которая заключается в:
– анализе современного состояния структуры и функций таможенных услуг, осуществляемых в зоне деятельности морских портов, описании процесса предоставления таможенных услуг в системе внешнеэкономической деятельности морского порта на примере ЗАО «Первый контейнерный терминал» порта Санкт-Петербург;
– разработки имитационной модели технологического процесса предоставления таможенных услуг в морском порту Санкт-Петербург, разработки практических рекомендаций по применению имитационной модели функционирования системы таможенных услуг в зоне деятельности морских портов и оценки эффективности системы таможенных услуг с учетом особенностей технологических операций по обработке грузов в порту.
Научная новизна. В научном исследовании предложен и теоретически обоснован механизм повышения эффективности системы таможенных услуг, предоставляемых Балтийской таможней, в зоне деятельности Первого контейнерного терминала порта Санкт-Петербург, предусматривающий построение сетевой модели механизма предоставления таможенных услуг в морском порту с учетом технологических особенностей внутрипортовых грузовых операций, разработку концептуальной модели технологического процесса предоставления таможенных услуг в зоне деятельности морского порта.
Практическая значимость заключается в виде рекомендаций по применению имитационной модели технологического процесса предоставления таможенных услуг в зоне деятельности морского порта, разработанной с использованием программного комплекса AnyLogic и направленной на сокращение времени нахождения грузов в морских портах, а также повышение мотивации участников внешнеэкономической деятельности в активном использовании таможенных инноваций. Достоверность полученных результатов исследования основывается на изучении реальных процессов функционирования системы предоставления таможенных услуг в морском порту Санкт-Петербург.
Апробация результатов исследования. Материалы и результаты исследования и рекомендации предложены руководству ЗАО «Первого контейнерного терминала», Балтийской таможне, а также Северо-Западному таможенному управлению в отдел по внедрению перспективных таможенных технологий для целей разработки принципиально новых технологических карт грузовых операций при проведении таможенного досмотра контейнерных грузов, в случае если до прибытия судна с грузом была подана предварительная таможенная декларация.
Структура научного исследования. Содержание диссертацинного исследования изложено во введении и трех главах и заключении, последовательно раскрывающих аналитические, теоретические и практические аспекты результатов проведения научного исследования.
Выполняемые участниками системы таможенных услуг операции рассматриваются [2] как совокупность многочисленных и взаимосвязанных упорядоченных процессов, потребляющих определенные ресурсы.
Концептуальное моделирование системы предоставления таможенных услуг в морских портах включает в себя:
– логико-математическое описание комплекса работ в их взаимосвязи и зависимости в цепи организационной и технологической последовательности, с выполнением которых связано достижение поставленной цели;
– продолжительность выполнения работ, ресурсы;
– входящая и исходящая информация и т. д.
Целью концептуальной модели системы таможенных услуг, предоставляемых в морских портах, является организация системного оказания таможенных услуг необходимого качества и конкурентной стоимости в соответствии со специализацией морских гаваней.
Показателями эффективности планируемых таможенных услуг необходимого качества, предоставляемые участникам ВЭД в морских портах, являются следующие:
– временные сроки предоставляемых таможенных услуг;
– стоимости предоставляемых таможенных услуг;
– произведение занимаемых площадей морского порта на время нахождения на площадях морского порта в пересчёте на 1TEO.
Предполагается, что все указанные показатели в интересах роста эффективности предоставляемых таможенных услуг, должны принимать минимальные значения.
А. Концептуальные основы системы таможенных услуг
Концептуальная модель системы [3] таможенных услуг, предоставляемых в морских портах, рассматривается как структура системы, которая поддерживает обработку событий, связанных с таможенными услугами. В указанную систему обработки событий, закладываются базовые функции по логике обработки событий и по соединению производителей и потребителей событий (таможенных услуг) посредством событий (самих таких услуг).
В качестве подходящей модели по формализации подобных структур и систем предлагается использовать логическую структуру сети обработки событий (event-processing network – EPN[1]), которая представлена в виде концептуальной формулировки, которая описывает структуру систем обработки событий с общими функциональными возможностями по обеспечению таких событий.
Система обработки событий EPN описывается в виде набора взаимодействующих производителей событий (таможенных услуг), агентов обработки событий (таможенных услуг) и потребителей событий (таможенных услуг). Исходя из данного контекста, основная задача EPN включает в себя приём событий от производителей, организация передачи событий соответствующей группе агентов, обрабатывающих события, и организация доставки обработанных событий, нуждающихся в них потребителям.
В этой связи, необходимо описать физику процесса оказания таможенных услуг в системе внешнеторговой деятельности морского порта.
Процесс предоставления таможенных услуг [13] в зоне деятельности морских портов обеспечивается таможенными органами, владельцами складов временного хранения, таможенными перевозчиками и др.
В системе предоставления таможенных услуг выполняется ряд последовательных операций:
– проверка предварительной таможенной декларации;
– предварительное информирование о товарах;
– принятие пакета документов и сведений о судне и грузах;
– оформление прибытия судна;
– принятие решение о выгрузке товара;
– декларирование товаров;
– помещение товаров на склад временного хранение;
– способствование проведению таможенного досмотра;
– открытие таможенной процедуры таможенного транзита;
– принятие решения о выпуске товаров;
– фактический вывоз груза с территории порта (для свободного обращения).
На современном этапе развития внешнеэкономической деятельности, в том числе в области таможенного дела, механизм предоставления таможенных услуг, связанный с документооборотом, частично имеет электронный формат в целях сокращения времени при осуществлении таможенных операций [9], помещении товаров на СВХ, прибытии судна и пр. При выполнении операций, имеющих отношение к грузовым, фактическому таможенному контролю и др., механизм предоставления таможенных услуг связан с перемещением товаров в рамках технологических карт обработки груза на грузовых терминалах.
B. Описание деятельности [4] участников рынка таможенных услуг с точки зрения изменения параметров перемещаемого через морские пункты пропуска товарного потока (рис. 1).
К субъектам, предоставляющим таможенные услуги в морском порту относят: таможенные органы, оператор морского терминала, судовые агенты, таможенные представители, внутрипортовые экспедиторы, морские перевозчики, автомобильные и железнодорожные перевозчики.
Таможенные органы предоставляют услуги [10], связанные с осуществлением таможенных операций и проведением таможенного контроля, включающие услуги по принятию предварительной информации о прибытии товаров и транспортных средств, оформлению судовых дел, информированию иных государственных контролирующих органов о прибытии товаров и транспортных средств, регистрации разрешений на временное хранение товаров, принятию и регистрации деклараций на товары, транзитных и предварительных деклараций, проведению фактического таможенного контроля, по регистрации и оформлению актов таможенного досмотра, принятию решения о выпуске товаров или отказе в выпуске.
Оператор морского терминала предоставляет услуги по приему товара с использованием грузовых операций и операций по хранению контейнеров, включающие планирование сменно-суточного графика обработки судов и грузов, выгрузку контейнеров с судна с обеспечение тальманского счета[2], формированию электронного документа по учету данных склада по окончании выгрузки судна, помещению контейнеров на склад временного хранения, предоставление электронного ДО-1 таможенным органам, перемещению контейнера в зону таможенного досмотра, досмотра с применением ИДК, взвешивание, услуги по перемещению в место хранения по окончании таможенного досмотра, услуги по перегрузке опасных грузов с оформлением визита на автомобильный транспорт для его выдачи из порта по процедуре «прямой вариант», формированию отчетности по форме ДО-2[3].
Судовые агенты предоставляют услуги по обработке документации и осуществлению мероприятий, связанных с прибытием судна в порт или его убытием из порта, организацией обслуживания судна в порту, согласованием с администрацией морского порта и операторами грузовых терминалов технологию и график обработки судна, извещает о предполагаемом подходе все заинтересованные государственные органы и организации (центр управления движением судов, администрацию морского порта, таможенные, пограничные органы и др.), формированию комиссии из числа сотрудников таможенных, пограничных, органов и органов в области санитарно-ветеринарного контроля.
Таможенные представители предоставляют услуги по составлению и подачи декларации на товары, участию в таможенном досмотре или осмотре в качестве представителя заказчика и пр.
Внутрипортовые экспедиторы предлагают услуги по обеспечению документооборота между морским перевозчиком, оператором грузового терминала, таможенными и иными государственными органами, и грузовладельцем при выполнении следующих технологических операций: хранение, подготовка к транспортировке; передача сопровождающих груз документов; консультирование по декларированию товаров.
Морские перевозчики оказывают услуги по формированию графика заходов судов в порт, перевозки контейнеров морскими судами, информированию государственных органов и заинтересованных лиц о месте нахождения груза до и после совершения грузовых операций, передачи документов на товарные партии заинтересованным лицам.
Автомобильные и железнодорожные перевозчики предлагают услуги по вывозу и завозу грузов с территории и на территорию порта, передачи документов иными заинтересованным лицам при осуществлении технологических операциях по перемещению контейнеров.
Концептуальная модель системы таможенных услуг включает в себя:
– визуализацию деятельности структуры модели в сфере оказания таможенных услуг;
– базу данных событий (таможенных услуг);
– соответствующее программное обеспечение промежуточного уровня по управлению событиями (таможенными услугами);
– языки по обработке событий (таможенных услуг);
– процессы по событиям (таможенным услугам): моделирование, программирование, мониторинг событий, реагирование на события.
С. Типы обработки событий (таможенных услуг)
Функции по обработке событий разделяются на простые и сложные (связанные), которые включают в себя простые события.
Простая обработка событий [4] включает в себя такие события, которые не являются результатом объединения других событий, не являются набором из событий, и которые проходят фильтрацию и маршрутизацию без изменений. При генерации существенного события, оно обрабатывается независимо и вызывает ответное действие (реакцию) компонента системы.
Простые события могут содержать ключевую информацию о таможенных услугах. Простая обработка событий предполагает:
– преобразование схемы протекания событий из одной формы в другую (оптимизация схемы);
– восполнение события дополнительной нагрузкой в связи с новыми данными; переход события из одного канала или потока в другие;
– генерирование нескольких событий в связи с полезной нагрузкой некоторого события.
Последний тип обработки событий не всегда выделяется в качестве отдельного вида.
Сложная обработка событий происходит в результате преобразования трансляции, разбиения, слияния одного или нескольких событий. Данный способ обработки приводит к появлению шаблонов, которые охватывают несколько независимых событий с целью генерации новых «сложных» событий.
Под сложным событием понимается событие, которое объединяет и определяет набор других событий. В сложную обработку событий включается обработка наборов событий для обнаружения какой-либо важной бизнес-ситуации.
Обычно, в подобной обработке на набор событий накладываются оценочные условия или ограничения (таблица). События, среди которых могут быть как значимые, так и обычные, протекают в различные интервалы времени. При этом, события коррелируются по многим аспектам, в том числе, и по причинно-следственным связям, и по временным и пространственным отношениям.
Система таможенных услуг в зоне деятельности морских портов в контексте настоящего исследования функционирует следующим образом:
1) таможенные услуги предоставляются рассмотренными участниками системы;
2) пользователями таможенных услуг являются участники внешнеэкономической деятельности (в том числе, декларанты);
3) перемещаемым товаром является контейнерный груз, имеющий импортное направление;
4) при прибытии на территорию ЕАЭС средством перемещения контейнерного груза является морской транспорт;
5) при убытии с территории оператора грузового терминала средством перемещения контейнерного груза является автомобильный и железнодорожный транспорт.
Модель сетевого планирования механизма при грузовых операциях и предоставлении таможенных услуг в зоне деятельности морских портов представлена на рис. 1.
Модель сетевого планирования механизма при грузовых операциях и предоставлении таможенных услуг в зоне деятельности морских портов
№ п/п |
Название работы |
Продолжительность |
Предыдущие |
Исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
0 |
Начало |
0 |
||
1 |
Получение коммерческих документов от грузовладельца |
72 |
0 |
Экспедитор |
2 |
Перевозка контейнерезированных товарных партий морским судном |
104 |
0 |
Морской перевозчик |
3 |
Внесение информации по электронным копиям коносаментов и инвойсов, необходимой для морского перевозчика |
3 |
1 |
Экспедитор |
4* |
Подача предварительной декларации |
2 |
3 |
Декларант |
5* |
Формирование пакета докементов на судно (ПДС) до прибытия |
0,5 |
4 |
Судовой агент |
6 |
Подача предварительных грузовых ведомостей о прибытии судна оператору грузового терминала |
0,5 |
5 |
Судовой агент |
7 |
Формирование грузового плана выгрузки судна |
1 |
6 |
Оператор грузового терминала |
8 |
Уведомление администрации порта о прибытии судна |
1 |
7 |
Судовой агент |
9 |
Принятие решения о выгрузке товаров на грузовой терминал |
0,5 |
8 |
Таможенный орган |
11 |
Принятие решения о иных видах государственноо контроля |
0,5 |
9 |
Таможенный орган |
12 |
Постановка судна к месту выгрузки груза на терминале грузового оператора |
0,5 |
2, 8, 11, 41 |
Морской перевозчик |
13 |
Работа комиссия на борту морского судна |
2 |
12 |
Государственные органы |
14 |
Передача документов при бескомиссионном оформлении судна таможенным органам в целях помещения товаров на СВХ |
0,5 |
12 |
Судовой агент |
15 |
Оформление судового дела |
2 |
13, 14 |
Таможенный орган |
16 |
Производство грузовых работ по выгрузке контейнерезированных товарных партий |
6 |
15 |
Оператор грузового терминала |
17 |
Осуществление контроля состояния контейнерных партий по визуальному осмотру |
6 |
15 |
Оператор грузового терминала |
20* |
Выгрузка контейнерезированных товарных партий на досмотровую площадку |
0,5 |
16 |
Оператор грузового терминала |
21 |
Оформление ведомости приема импортного груза по результатам выгрузки |
1 |
20*, 17 |
Оператор грузового терминала |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
22 |
Регистрация документыов, представленных для помещения товаров на временное хранение |
1 |
21 |
Таможенный орган |
23 |
Передача грузовой декларации на СВХ |
0,3 |
22 |
Таможенный орган |
24 |
Формирование ДО-1 в таможенный орган |
3 |
23 |
Оператор грузового терминала |
25 |
Уведомление получателей о прибытия грузов на терминал грузового оператора |
0,5 |
24 |
Морской перевозчик |
27 |
Подтверждение морскому перевозчику своих прав на распоряжение товарных партий путем оформления и согласования доверенности от стороны коносамента |
0,1 |
25 |
Экспедитор |
28 |
Получение документов (копий коносаментов, разнарядок) у морского перевозчика |
2 |
27 |
Экспедитор |
32* (44/26) |
Проведение досмотра товаров, подлежащих таможенному, санитарно-карантинному, фитосанитарному и ветеринарному контролю,предоставление и проверка оригиналов документов, подтверждающих запреты и ограничения |
48 |
28 |
Россельхознадзор/таможенный орган |
36* |
Проверка и регистрация предварительной декларации |
0,2 |
3 |
Таможенный инспектор ЦЭД |
37* |
Проверка соблюдения условий для выпуска товаров и наличия рисков |
4 |
36 |
Таможенный инспектор ЦЭД |
38* |
Информирование декларанта о мерах по минизации рисков (досмотр) |
0,5 |
37 |
Таможенный инспектор ЦЭД |
39* |
Передача сведений о проведении досмотра в досмотровый отдел |
0,5 |
38 |
Таможенный инспектор ЦЭД |
40* |
Регистрация и распределение поручений на проведение таможенного досмотра |
1,5 |
39 |
Зам. начальника досмотрового отдела |
41* |
Принятие заявок на помещение контейнеров в досмотровую площадку |
2 |
12 |
Грузовой терминал |
45 |
Под руководством производителя работ по требованию таможни производят, вскрытие пломб и 10, 50, 100 % досмотр |
0,5 |
32 |
Инспектор ДО, представитель декларанта и всех контролирующих служб, бригада докеров |
46 |
Оформление тальманской расписки по окончанию досмотровых операций |
1 |
45 |
Докер |
47 |
Регистрация проведения досмотра у тальмана/сменного мастера |
0,5 |
45 |
Экспедитор |
48 |
Оформление акта таможенного досмотра |
1 |
46,47 |
Инспектор досмотрового отдела |
49 |
Принятие решения о выпуске товаров |
0,5 |
48 |
Инспектор ЦЭД |
50 |
Выпуск товаров |
0,15 |
49 |
Инспектор ЦЭД |
51 |
Вывоз контейнера из зоны досмотрового комплекса и помешение его на СВХ |
0,5 |
50 |
Водитель |
52 |
Извещение диспетчера грузового терминала о сдаче контейнера на СВХ |
0,5 |
51 |
Экспедитор |
53 |
Формирование визита в информационной системе оператора грузового терминала на вывоз контейнера для автомобильного транспорта и на выезд с территории грузового терминала |
1 |
52 |
Экспедитор |
54 |
Запрос релиза у морского перевозчика |
2 |
53 |
Экспедитор |
55 |
Оформление товаротранспортных накладных |
1 |
53 |
Экспедитор |
56 |
Подача транспортное средство для вывоза груза |
6 |
54 |
Автомобильный перевозсик |
57 |
Погрузка контейнера на автотранспорт |
0,5 |
54, 55, 56 |
Стивидорная компания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
58 |
Проведение таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов |
0,1 |
58 |
Таможенный орган |
59 |
Составление листа задержания при превышении радиационного фона |
0,3 |
58 |
Пост охраны грузового терминала |
60 |
Предоставление экспертного заключения |
4 |
59 |
Автомобильный перевозчик |
61 |
Вывоз контейнера с территории порта |
0,1 |
60 |
Водитель |
Tp прямой вариант выгрузки контейнера на досмотр(i) = {12, 14, 15, 16, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 32, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 56, 57, 58, 59, 60, 61} = 101,75 ч = 4,2 сут.
Рис. 1. Моделирование механизма при грузовых операциях и предоставлении таможенных услуг в зоне деятельности морских портов
Срок нахождения контейнера для проведения грузовых работ связанных с предоставлением таможенных услуг [6], сокращается на время, необходимое для вывоза контейнера при бесплатном хранении грузов в порту (сокращение издержек на грузовые операции по проведению досмотра. Сокращая издержки участников ВЭД, таможенные органы способствуют участникам ВЭД избегать временных и стоимостных потерь при дополнительном хранении груза на СВХ и выставлении контейнера на досмотр, а также повышают их заинтересованность в участии инновационных технологиях, связнных с повышением эффективности таможенных услуг в зоне деятельности морских портов.
Система таможенных услуг – это множество составляющих единое целое элементов работ и событий, их связей и взаимодействий друг с другом во внутренней среде и со внешней средой [8].
Множество элементов системы таможенных услуг в зоне деятельности морского порта C можно представить в виде:
C = {ci}, i = 1, 2, ..., n, (1)
где ci – i-е событие системы таможенных услуг в морском порту; n – количество событий в системе С.
Каждое i-е событие характеризуется множеством t определенных свойств:
Ni1, ..., Nim – длина очереди контейнеров, приоритеты обслуживания контейнеров, среднее время обслуживания (досмотра) контейнеров, число каналов обслуживания и др. в системе таможенных услуг.
Состоянием i-го события в системе таможенных услуг называется совокупность значений всех t определенных свойств Ni = (Ni1, ..., Nim).
Состояния событий в системе таможенных услуг изменяются в зависимости от установленных факторов: времени предоставления таможенной услуги, размещения контейнерного груза, воздействия со стороны потребителей услуг, государственных органов и коммерческих структур. Логические изменения состояний события в системе таможенных услуг называются движением развитием события.
Связь представляет собой совокупность зависимостей [7] cсвойств одного события от свойств других событий системы. При установлении связи между двумя элементами устанавливаются зависимости их свойств.
Множество S связей между событиями ai и aj можно представить в виде:
S = {sij}, i, j = 1, 2, ..., n. (2)
Таким образом, в структуре системы таможенных услуг совокупность событий и связей между ними, представляется в виде множества:
S = {N, S}. (3)
Существующая структура системы [11] таможенных услуг отображается в статическом режиме, хотя объективная реальность деятельности системы свидетельствует о её динамическом характере [1]. Динамическая структура системы таможенных услуг может учесть строение системы таможенных услуг вместе со множеством свойств её и событий в развитии. Система таможенных услуг изображена на рис. 2.
К внешней среде относится совокупность существующих во времени и пространстве объектов (потребители услуг, государственные органы и коммерческие структуры), которые воздействуют на систему таможенных услуг, но, при этом, в состав системы не входят.
К состоянию системы таможенных услуг относится совокупность состояний её n событий и связей между ними:
N = (N1, N2, ..., Nn). (4)
Во множестве допустимых состояний системы Nдоп находится некоторая подобласть возможных состояний N. На вход X(t) системы таможенных услуг поступают различные уровни воздействия (влияния) внешней среды на систему.
К основным воздействиям на систему таможенных услуг можно отнести следующие:
N(t) = {a(t), b(t), c(t)}, (5)
где a(t) – входная потоковая документация, объекты системы таможенных услуг (контейнерные товары), сообщения и т. д.; b(t) – обеспечивающие воздействия (информационные, кадровые, финансовые и др. ресурсы); c(t) – помеховые воздействия (отказы, риски и др.).
Указанные воздействия оказывают влияние на систему таможенных услуг в зоне деятельности морского порта, что побуждает исследуемую систему осуществлять движение Z(t) к намеченной цели и формировать вектор выходных результатов на выходах системы: Y(t).
На выходах системы таможенных услуг Y(t) формируются различные точки приложения влияния системы таможенного услуг на внешнюю среду посредством документов, товаров, транспортных средств и привлечённых лиц.
Обратная связь предполагает наличия того, оказывает влияния выходных воздействий системы на её входные воздействия. Тем самым предусмотрено множество ответных реакций {a*(t), b*(t), c*(t)}, оказывающих влияние на конечную цель, на обеспечение внутрисистемных процессов и на подавление внешних помех.
Рис. 2. Состояние системы таможенных услуг
Ограничения системы таможенного услуг предполагает нечто то, что задаёт условия её функционирования. Ограничения системы подразделяются на внутренние и внешние.
Ограничения системы таможенного услуг – это то, что определяет условия ее функционирования.
Выводы
1. При исследовании разработана концептуальная модель системы таможенных услуг, предоставляемых в морских портах. Отмечено, концептуальная модель системы таможенных услуг, предоставляемых в морских портах, рассматривается как структура системы, которая поддерживает обработку событий, связанных с таможенными услугами.
2. В указанную систему обработки событий, закладываются базовые функции по логике обработки событий и по соединению производителей и потребителей событий (таможенных услуг) посредством событий (самих таких услуг).
3. Предложено, в качестве подходящей модели по формализации структур и систем оказания таможенных услуг предлагается использовать логическую структуру сети обработки событий, которая представлена в виде концептуальной формулировки, которая описывает структуру систем обработки событий с общими функциональными возможностями по обеспечению таких событий.
4. Представлено описание деятельности участников рынка таможенных услуг с точки зрения изменения параметров перемещаемого через морские пункты пропуска товарного потока. Разработана схема условных воздействий на товарный поток участников рынка таможенных услуг в концептуальной модели. Предложены показатели эффективности предоставляемых таможенных услуг.
[1] Managing the Event Processing Network. Complex Event Processing Visualizer User’s Guide. Режим доступа: https://docs.oracle.com/cd/E21764_01/doc.1111/e14302/app_epn.htm#CEPVI164(дата обращения 23.01.2019).
[2] Тальманский счёт – это первичный учетный документ по приему и сдачи грузов, который оформляется тальманом при погрузочно-разгрузочных работах в порту и фиксирует количество и состояние выгруженного и принятого портом судового груза. Тальман – это лицо, которое производит подсчет судового груза при погрузочно-разгрузочных работах в порту.
[3] ДО-1, ДО-2 – Документы отчёта о принятии товара на СВХ (ДО-1) и о выдаче товара с СВХ (ДО-2).