Введение
Важным направлением пространственного развития экономики регионов является формирование научно-технического потенциала, внедрение новых цифровых технологий крупными региональными сетевыми компаниями которые выступают инициаторами отраслевых инноваций, что повышает конкурентоспособность регионов. Высокий инфраструктурный потенциал телекоммуникационной отрасли и обеспеченность ресурсами многоцелевого назначения крупных региональных сетевых компаний способствуют повышению уровня экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Использование этого потенциала в целях пространственного развития экономики создает условия для участия в межрегиональной цифровой и экономической интеграции.
Разработка системы мероприятий пространственного развития экономики регионов на основе интеграции потенциала крупных региональных сетевых компаний телекоммуникационной отрасли предполагает определение целевых установок и направлений деятельности в условиях цифровизации. Так, пространственное развитие экономики регионов определяется формированием механизма взаимодействия органов регионального управления и рыночных субъектов для создания условий для формирования региональных инновационных систем.
Особенности развития и пространственной дифференциации регионов Республики Казахстан в условиях цифровизации экономики таковы, что без модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры невозможно формирование устойчивых конкурентных преимуществ ее регионов, обеспечение равной доступности к информационно-коммуникационной инфраструктуры для всех граждан, создание информационной среды и многомерного социально-экономического развития пространства регионов.
Для пространственной организации территории Республики Казахстан в условиях цифровой экономики огромное значение имеет информационно-коммуникационная инфраструктура. Реализация проектов по модернизации телекоммуникационной инфраструктуры определяет возможность развития смежных секторов экономики Республики Казахстан, так как цифровые технологии выступают технологической основой функционирования многочисленных сфер и видов социально-экономической деятельности.
Оценка социально-экономических параметров, характеризующих уровень развития регионов Республики Казахстан, позволяет сделать вывод о том, что к началу 2019 года Республика Казахстан имеет сильную дифференциацию населения по уровню доходов, неравномерную систему расселении, зависимость пространственной структуры от территориального размещения природных ресурсов [1, 2, 3].
Для достижения цели устойчивого развития экономики и улучшение качества жизни населения в регионах в рамках Государственной Программы «Цифровой Казахстан» использование цифровых технологий определено основным источником развития всех секторов экономики и включено практически во все целевые индикаторы данной программы (рис. 1).
В Республике Казахстан должен быть сформирован каркас инновационной информационно-коммуникационной инфраструктуры пространственной организации, обеспечивающий достижение всех целей пространственного развития.
Узлами опорного каркаса должны стать крупные компании телекоммуникационного сектора, поддерживающие экономическую активность и выступающие активаторами роста инновационных изменений в регионах и способствовать определению эффективной конфигурации пространственной организации территории и системы расселения населения в регионах.
Это сформировать межрегиональные связи и сформировать рынок цифровых услуг, так как цифровые технологии составляют основу модернизации отраслей и предприятий, формируют новую рыночную среду с существенным потенциалом роста.
Таким образом, эффективность работы крупных компаний телекоммуникационного сектора является ключевым условием цифровизации экономики, также способствует росту всех остальных секторов экономики РК, поэтому влияет на социально-экономическое развитие всех регионов [4, 5].
Для достижения устойчивого экономического роста страны необходимо социально-экономическое и инфраструктурное развитие регионов на основе комплексной реализации цифровых инициатив, как через масштабные прямые инвестиции в регионы, так и с помощью цифровизации всех секторов экономики регионов, что придаст долгосрочный импульс развитию регионов в социально-экономической, культурной, образовательной сферах, снижению дифференциации уровня их развития и повышению качества жизни населения во всех регионах страны.
Рис. 1. Целевые индикаторы развития цифровой экономики Республики Казахстан [1, 2, 3]
Цель исследования
Рассмотреть особенности развития и пути снижения пространственной дифференциации регионов в условиях цифровизации экономики Республики Казахстан, выделив ведущую роль крупных региональных компаний телекоммуникационного сектора в развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры макрорегионов с учетом особенностей организации социально-экономического пространства Республики Казахстан.
Материал и методы исследования
Методологическую основу исследования составил анализ исследований ученых по проблемам развития и пространственной дифференциации регионов, посвященные вопросам повышения эффективности и качества предоставления телекоммуникационных услуг населению регионов РК крупными сетевыми компаниями телекоммуникационного сектора.
Формулирование и аргументация теоретико-методологических положений и выводов исследования осуществлялась общенаучными и специальными методами исследования: системного, регионального, экономического анализа и синтеза, сравнения и группировок.
Использовались официальные материалы и статистические данные комитетов и министерств, законы, постановления Правительства Республики Казахстан Республики Казахстан.
Результаты исследования и их обсуждение
Обобщение официальных материалов и статистических данных региональной статистики Республики Казахстан показало, что представленные на рис. 1 отражены те целевые индикаторы, которые могут быть обеспечены за счет вклада крупных компании телекоммуникационного сектора за счет развития филиальных сетей, как напрямую, так и косвенно.
Государственная программа «Нұрлы жол», ориентированная на развитие инфраструктуры в регионах Республики Казахстан до 2020 года, направлена на формирование стратегий их развития [3].
Укрупненно регионы, согласно существующей в программе классификации, представлены системой из четырех макрорегионов: Северного (Акмолинская, Костанайская, Северо-Казахстанская области), Центрально-Восточного (Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Павлодарская области), Южного (Алматинская, Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская области) и Западного (Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Мангистауская области) [3, 4]. Отдельно рассмотрены мегаполисы: г. Астана и г. Алматы.
В таблице приведена сложившаяся экономическая специализация регионов, система расселения и характер сложившихся экономических связей.
Состав макрорегионов Республики Казахстан с учетом критериев зонирования [1]
Макрорегион |
Критерии укрупнения в макрорегионы и зонирования |
||
Экономическая специализация |
Система расселения |
Характер сложившихся экономических связей |
|
Северный макрорегион: Костанайская, Акмолинская и Северо-Казахстанская области |
Металлургия (добыча руд), сельское (зерновое) хозяйство |
Относительно плотно заселенная территория с менее крупными городскими центрами |
Ограниченное (ввиду низких доходов населения) использование потенциала спроса со стороны городских центров |
Центрально-Восточный макрорегион: Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Павлодарская области |
Металлургия, угольная промышленность, электроэнергетика |
Сочетание промышленных городов (с потенциальной – в перспективе 15–20 лет – агломерацией Павлодар – Аксу) и редкозаселенной аграрной периферии |
Ограниченное (ввиду низких доходов населения) использование потенциала спроса со стороны городских центров |
Южный макрорегион: Жамбылская, Южно-Казахстанская, Кызылординская, Алматинская области |
Сельское хозяйство (трудоинтенсивные подотрасли), пищевая промышленность; в Кызылординской области – нефтедобыча |
Полицентрическая зона с плотным аграрным расселением на юге и редким – в полупустынных районах с формирующейся агломерацией Шымкента |
Ориентация на локальные рынки при ограниченных возможностях доступа к внешним источникам спроса (особенно для Кызылординской области) |
Западный макрорегион: Атырауская, Мангистауская, Западно-Казахстанская, Актюбинская области |
Нефтегазодобыча; в Актюбинской области – также добыча руд цветных металлов, сельское хозяйство |
Неравномерное расселение, Атырау как потенциально крупная (в перспективе 15–20 лет при продолжении интенсивного миграционного притока населения) городская агломерация |
Низкая интенсивность и моноотраслевой характер товаропотоков в сочетании с недостаточной инфраструктурной связностью территории |
Астана: город Астана |
Административные, деловые, финансовые и образовательные услуги |
Столичный центр дополняется центром второго порядка с промышленной специализацией (Караганда) при слабозаселенной аграрной периферии |
Центр-периферийная модель рыночного спроса со стороны столичной агломерации |
Алматы: город Алматы |
Деловые, финансовые и образовательные услуги; машиностроение; фармацевтика; сельское хозяйство и пищевая промышленность |
Крупнейшая агломерация и слаборазвитая (преимущественно аграрная) периферия |
Центр-периферийная модель рыночного спроса со стороны агломерации Алматы |
Согласно сложившейся специализации макрорегионов – группам областей, схожих по своим экономическим, природно-климатическим и социально-демографическим характеристикам далее рассмотрены показатели их развития.
В качестве показателей, характеризующих их развитие целесообразно рассматривать показатели, отражающие критерии укрупнения и зонирования (рис. 2):
– доля вклада макрорегиона в ВВП страны, %;
– процент проживающего населения, %;
– уровень урбанизации макрорегионов на начало 2018 г., %.
Согласно рис. 2. рассмотренные макрорегионы имеют различные потенциалы развития, а размах вариации по данным показателям различен от 9 до 24 % по доле в ВВП, от 5 до 20 % по численности населения и от 38 до 100 % по уровню урбанизации территорий [5, 6]. Следует отметить высокую дифференциацию показателей между регионами и макрорегионами.
Сложившаяся дифференциация в развитии макрорегионов отражается в формировании доходной части бюджета, доле участия валового регионального продукта в ВВП страны.
Поэтому в рамках государственной региональной политики Республики Казахстан необходима оптимизация всей системы территориально-пространственной организации страны, создание благоприятных условий для устойчивого развития всех регионов, обеспечения трудовой занятости населения, выравнивания качества жизни населения во всех регионах.
Для этого необходимо использование ведущей роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в государственной программе цифровизации, ее экономическое и социальное значение для развития регионов за счет особого влияния информационно-коммуникационной инфраструктуры на деятельность предприятий регионов и на качество жизни населения [4, 5].
Выполнение целевых индикаторов, представленных на рис. 1 может быть обеспечено в основном за счет вклада крупных региональных компаний телекоммуникационного сектора в инфраструктурное развитие филиалов в макрорегионах их присутствия, что позволит определять приоритеты и задачи дальнейшего их территориально-пространственного развития и научно-инновационной сферы регионов, выстраивать эффективную систему координации работы центрального аппарата управления и подразделений в регионах, провести оптимизацию всей структуры региональной сети [7, 8].
Автором данного исследования предложена следующая система показателей повышения эффективности управления региональными сетями для создания оптимизационных моделей территориально-пространственного развития в разрезе макрорегионов (рис. 3).
Рис. 2. Показатели развития макрорегионов Республики Казахстан за 2018 г., % [5, 6]
Рис. 3. Рекомендуемые показатели повышения эффективности управления региональными сетями для создания оптимизационных моделей территориально-пространственного развития в разрезе регионов
Мониторинг приведенного перечня показателей повышения эффективности управления региональными сетями позволит учесть особенности развития и пространственной дифференциации регионов в условиях цифровизации экономики Республики Казахстан, реализовывать инфраструктурные проекты в макрорегионах не только в крупных городах, но и в сельских населенных пунктах. Для принятия решений по управлению компанией телекоммуникационного сектора с разветвленной региональной сетью необходима разработка методического обоснования использования механизма повышения эффективности управления ее региональной сетью, включающее как учет региональных особенностей развития филиалов, так и комплексную оценку эффективности деятельности компании [9].
По данным ТОО «Делойт Консалтинг» в области технологий, медиа и телекоммуникаций (TMT), в 2019 году беспроводные технологии пятого поколения (5G) будут доминировать в телекоммуникационной отрасли, а крупные телекоммуникационные компании продолжают делать технологические инвестиции, разрабатывают стратегии монетизации 5G, активного использования голосовых технологий и Интернета вещей, включая подключение услуги безопасности автомобилей, домовладений [10].
В результате масштабного внедрения технологий 5G на основе выстраивания информационно-телекоммуникационная инфраструктуры нового поколения откроются новые возможности для бизнеса крупных региональных телекоммуникационных компаний в регионах. Поэтому ее выстраивание в регионах является фундаментом для построения цифровой экономики всей Республики Казахстан.
Ожидается, что при построении сетей нового поколения 5G, при их равной доступности для всего населения регионов Республики Казахстан в городах и сельских поселениях, откроются новые бизнес-возможности, такие как умные города и Интернет вещей не только для телекоммуникационных компаний, но и для всего бизнес-сообщества, для каждого жителя Республики Казахстан.
Эффективность развития региональной экономики зависит от формирования развитой пространственной системы экономических отношений, которая формируется на основе инфраструктуры. Оценка факторов и процессов, воздействующих на пространственное развитие регионов в условиях перехода к цифровой экономики направлена на выявление форм и методов позволяющих обеспечить их эффективное функционирование и рост валового регионального продукта. Пространственное развитие регионов во многом зависит от уровня отраслевой структуры хозяйства, характера и направления межрегиональных связей, наличия материально-технического и инвестиционного потенциала.
Внутрирегиональные связи оказывают определяющее воздействие на пространственную организацию экономики регионов. Это определяет потребность формирования региональных стратегий развития базирующихся на инфраструктурном и инновационном потенциале крупных региональных компаний с учетом целевых ориентиров их развития.
В телекоммуникационной отрасли Республики Казахстан наряду с высокой технологичностью формируется привлекательный потребительский рынок с тенденциями к росту емкости. Поэтому крупные региональные сетевые компании телекоммуникационной отрасли должны принимать участие в структурной перестройке экономики республики на основе целевой поддержки внедрения передовых наукоемки технологий. Так компании способны оказать положительное влияние на национальную экономику.
Заключение
В современных условиях особенности развития и пути снижения пространственной дифференциации регионов в условиях цифровизации экономики Республики Казахстан тесно связаны с развитием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры регионов. Инвестиции в развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры макрорегионов становятся важнейшей задачей экономического развития регионов. Без современной доступной телекоммуникационной инфраструктуры и построения сетей нового поколения 5G невозможно дальнейшее устойчивое развитие республики Казахстана в мировом экономическом и информационном пространстве. Нельзя недооценивать ведущую роль крупных региональных компаний телекоммуникационного сектора в развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры макрорегионов с учетом особенностей организации социально-экономического пространства Республики Казахстан.