Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

GENDER-ORIENTED BUDGETING AS AN INNOVATIVE TOOL TO STIMULATE REGIONAL DEVELOPMENT

Nekhaychuk D.V. 1 Nekhaychuk Yu.S. 1 Zhuchik A.V. 1
1 V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Institute of Economics and Management
The scientific article discusses the issues of innovative tools to stimulate the development of regions in terms of introducing gender-oriented budgeting into the budget process at the local level in the modern conditions of the state development. equality of rights and opportunities for men and women in a particular area or region, and also contributes to improving the quality of these services for the population in general. Studied the works of domestic and foreign scientists. The authors argue that gender budgeting improves social planning by increasing economic efficiency, specifying the direction of investment, efficient use of economic resources and better services for the population, since clear guidelines are drawn up for the end user.
gender budget
budgeting
innovation
gender
region
equality
development
instrument
social
stimulation

Ведение

Развитие любого государства характеризуется, прежде всего, проведением реформ в различных сферах общественной жизни: социальной, экономической, политической и тому подобное. Особого внимания требуют реформы местного самоуправления и территориальной организации власти, ведь именно от их результативности зависит уровень жизни населения и благосостояние всей страны. Мероприятия, связанные с совершенствованием бюджетной системы и системы местного самоуправления, должны быть направлены на достижение бюджетной децентрализации и перераспределение полномочий в пользу органов местной власти. Одним из определяющих факторов эффективности подобных реформ является использование инновационных инструментов как разновидности финансовых инструментов стимулирования регионального развития.

К инновационным инструментам стимулирования регионального развития относятся инновационные инвестиции, инвестиционные гранты, а также гендерно-ориентированное бюджетирование. Среди ряда финансовых инструментов стимулирования регионального развития, особенно стоит отметить гендерно-ориентированное бюджетирование, которое направлено на учет интересов и потребностей различных категорий граждан в процессе формирования и исполнения бюджета, а потому является актуальным для исследования.

Новые ориентиры развития страны в перспективе, ключевые цели и задачи гармоничного партнерства в обществе, переориентация воплощения гендерных подходов как составляющей демократии требуют изменений в стратегии достижения гендерного равенства через призму гендерно-ориентированного бюджетирования. Поэтому вопросы внедрения гендерных принципов в бюджетный процесс и обеспечения потребностей мужчин и женщин являются приоритетными, а создание действенного инструмента достижения гендерного равенства подчеркивает актуальность одной из основных проблем бюджетной политики Российской Федерации – эффективности использования бюджетных средств как на федеральном, так и на региональном уровнях. Особого внимания требует исследования гендерно-ориентированного бюджетирования на региональном уровне в контексте стимулирования развития регионов как действенного финансового инструмента, получившего широкое распространение в развитых странах и доказал на практике свою эффективность.

Изучением вопросов гендерного бюджетирования занимались многие отечественные и зарубежные ученые, такие как: Т.С. Виноградова, Л.С. Ржаницына, Е.Б. Мезенцева, Ф. Сэррэф.

Однако, на наш взгляд, в работах отечественных и зарубежных ученых недостаточно раскрыты темы финансовых механизмов и инструментов гендерно-ориентированной социальной политики.

Целью статьи является исследование инновационных инструментов стимулирования развития регионов в части внедрения гендерно-ориентированного бюджетирования в бюджетный процесс на местном уровне.

Результаты и методы исследования

Гендерно-ориентированное бюджетирование позволяет оценить последствия и результаты бюджетных мер для мужчин и женщин с точки зрения перспективы государственного финансирования. Это делает проще бюджетную информацию и является основанием для определения процесса интеграции гендерного аспекта в рамках различных видов политики и его последующего отражения в бюджете. Гендерно-ориентированное бюджетирование способствует повышению уровня социально-экономической защищенности населения, обеспечению гендерного равенства и развития демократических принципов управления, а также повышает качество предоставляемых услуг, способствует экономической эффективности распределения финансовых ресурсов и влияет на стимулирование регионального развития. На нормативном уровне понятие «гендерно-ориентированный бюджет» и «гендерно-ориентированное бюджетирование» были предложены в Платформе действий, принятой на Пекинской конференции (1995 год). Отмечается, что правительства должны приложить все усилия для систематического изучения того, каким образом государственный сектор затрат приносит пользу женщинам, и корректировать бюджеты для обеспечения равного доступа к ним (п. 346). «Это потребует учета гендерной проблематики в бюджетных решениях по политике и программ, а также адекватного финансирования специальных программ для обеспечения равенства между женщинами и мужчинами» (п. 345) [1].

По мнению Л.С. Ржаницыной гендерный бюджет – это «современная социальная технология, имеющая ввиду внедрение в правительственную политику принцип учета интереса по социополовому признаку» [2]. Такой анализ можно рассматривать как общественное участие в бюджетировании, под которым понимается «непрерывный процесс переговоров между гражданским обществом и властью по поводу реализации законных прав и интересов (предпочтений) граждан и социальных групп в бюджете, соответственной объективная и субъективная составляющие», проводимое в интересах преодоления гендерного неравенства [3 с. 7]. Применение данного подхода возможно на различных уровнях: от государственного до областного, краевого или республиканского бюджетов. Кроме того, современные исследования доказали, что развитые страны достигли своих социально-экономических показателей во многом за счет приоритетов в области равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин.

Ф. Сэррэф считает, что «гендерная составляющая проявляется в анализе общественных расходов, при определении значений и воздействий, оказываемых в отношении женщин и девочек по сравнению с мужчинами и мальчиками» [4]. Это особая стратегия бюджета, которая направленна на регулирование занятости, образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, социальной защиты, воспитания детей и т. д. Такой принцип распределения финансов следует отличать от целевого финансирования программ по отношению к определенной группы населения. Включение гендерной составляющей ориентировано на «политику, аналитические инструменты которой применяются в процессе составления бюджета различных направлений социальной политики, результат которой может быть прослежен [5].

В общем, гендерный бюджет (другие названия – гендерно-чувствительный бюджет, гендерно-ответственный бюджет, гендерно-ориентированный бюджет) – это анализ и создание государственного или местного бюджета, ориентированного на установление различий его влияния на различные группы женщин и мужчин, предусматривающий обязанность государства по социальным статьям и переноса их в бюджетные обязанности. В более широком смысле гендерный бюджет – это инструмент, который дает возможность реализовывать государственную политику обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин за счет бюджетных средств. Конечная цель гендерно-ориентированного бюджетирования заключается в том, чтобы в стране были приняты и выполнялись бюджеты и программы, в которых учитываются конкретные потребности мужчин и женщин [6].

Следует отметить, что интегрирование гендерного подхода к процессам бюджетирования заключается в устранении разрыва между разработкой политики равных прав и возможностей женщин и мужчин и ассигнованиям ресурсов на ее внедрение. Это касается не только прямого финансирования политики гендерного равенства, но и косвенного (интеграции гендерного аспекта в процесс принятия бюджетных решений по разработке политики, стратегий, планов и программ в различных отраслях и регионах). Гендерное планирование бюджета с

Раскрывая гендерно-ориентированный бюджет, следует обратить внимание и на его принципы. Так, существует несколько ключевых принципов, на которые возлагается гендерно-ориентированное бюджетирование:

  • понимание гендера – знание того, как гендер и гендерные отношения построены в обществе и как их оценивает правительство. Такой принцип является отправной точкой в работе по исправлению гендерного неравенства и в направлении равного общества;
  • политическая воля (привязанность), что продемонстрированная политическими лидерами, – означает установление видение и обеспечение работы по гендерному равенству на долгосрочную перспективу;
  • установление новых требований к системе сбора статистических данных – существенные недостатки по сбору данных препятствуют проведению гендерно-чувствительного анализа. Данные с разбивкой по полу является необходимым условием для оценки влияния гендерной политики;
  • прозрачность, партнерство и сотрудничество между специалистами по бюджетированию и экспертов в области гендерного равенства, а также участие заинтересованных сторон вне правительства на всех этапах деятельности.

Указанные принципы должны стать исходными принципами для развития гендерного бюджетирования в государстве в контексте проведения реформ в бюджетной сфере и способствовать социально-экономическому развитию регионов. Потенциал гендерно-ориентированного бюджетирования достаточно большой, а его внедрение имеет много преимуществ. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что гендерно-ориентированное бюджетирование способствует повышению эффективности государственных расходов, качества программ и услуг для населения, привлечения общественности к участию в бюджетном процессе, темпов экономического развития территорий [7]. Работа с гендерно-ориентированным бюджетированием состоит из трех основных компонентов, которые взаимосвязаны между собой:

1) проведение гендерного бюджетного анализа;

2) внесение изменений в программы и бюджеты по результатам гендерного бюджетного анализа для достижения гендерного равенства;

3) системная интеграция гендерно-ориентированного бюджетирования в процессы планирования бюджета на государственном и местном уровнях.

Основными направлениями деятельности в работе с гендерно-ориентированным бюджетированием являются: гендерный анализ; формулировка целей гендерного равенства; контроль; усовершенствования документов, которые являются основой для принятия решений. Выбор инструментов и метода анализа зависит от многих факторов. В каждом случае предлагаемая методика будет особенности, которые требуют разработки отдельного руководства для внедрения технологии на каждом из уровней [6].

Первым шагом в процессе гендерно-ориентированного бюджетирования является сравнительный анализ влияния бюджета на положение различных социальных групп. Этот тип анализа помогает выявить, в какой степени бюджеты уменьшают, увеличивают или стабилизируют неравенство между мужчинами и женщинами. Поэтому основными для тех, кто занимается гендерным бюджетированием, должны быть не только интересы женщин и мужчин, но и различные потребности молодежи и пожилых людей, сельского и городского населения и тому подобное. Кроме того, следует учитывать и то, как все эти факторы пересекаются и взаимодействуют между собой для обеспечения эффективного регионального развития. Во время работы следует также учитывать, что изменения, связанные с внедрением гендерно-ориентированного бюджетирования, могут включать такие элементы [6]: увеличение бюджетных ассигнований; улучшение качества ресурсов; перераспределение ресурсов; изменение процедур подготовки и реализации государственных политик и программ.

Гендерный анализ положен в основу любой инициативы гендерно-ориентированного бюджетирования. Он является наиболее распространенным методом, который позволяет выявить различное влияние государственной политики на женщин и мужчин, а также то, в какой степени гендерный фактор учтен в бюджетах и программах. Существуют различные инструменты гендерного анализа. Их выбор зависит от характера бюджетного процесса, имеющейся информации, знаний и задач людей, которые проводят анализ. Наибольшее распространение среди различных инструментов гендерного анализа приобрел специальный инструмент – гендерный бюджетный анализ.

Целью гендерного бюджетного анализа являются [8, с. 284]:

  • оценка конечных результатов выполнения бюджета и создание информационной базы для обоснования плановых показателей, учитываемых при формировании бюджета, а также в процессе осуществления бюджетной политики в следующий бюджетный период;
  • выявление факторов и причин, негативно влияющих на выполнение плановых показателей бюджета; – выявление резервов увеличения доходов бюджета;
  • определение экономической и социальной эффективности осуществления бюджетных расходов; – совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

Как показывает опыт внедрения гендерных бюджетов, они способны обеспечить эффективный сбор и расходование государственных ресурсов. Гендерный бюджет улучшает социальное планирование: во-первых, за счет роста экономической эффективности; во-вторых, конкретизируется направленность вложений, эффективно используются экономические ресурсы; в-третьих, становятся более качественными услуги для населения, поскольку выстраиваются четкие ориентиры для конечного потребителя.

Гендерная детализация бюджета позволяет более четко планировать ресурсы в любой стране, поскольку такая детализация учитывает особенности потребления государственных и частных услуг женщинами и мужчинами, дает возможность эффективно планировать политику развития отдельных территорий в стране [9, с. 45].

Стоит отметить, что анализ бюджета с учетом гендерного аспекта дает возможность учесть вопросы, решение которых создаст равные возможности для всех членов общества и обеспечит его устойчивое развитие. Этот подход делает бюджет эффективным, справедливым и прозрачным. Так, гендерный бюджет способствует повышению: – качества услуг для населения, учитывая ориентиры относительно конкретного потребителя; – экономического развития и сокращению бедности; – использование финансовых ресурсов. Успешное внедрение гендерных бюджетов способствует позитивным изменениям государственной политики в сторону гендерного равенства. В то же время они могут потребовать значительных ресурсов как человеческих, так и финансовых или изменения процедур. Так, согласно, формы и методы гендерных инициатив, а также их инициаторы и участники в каждом из случаев применения инициатив гендерного бюджетирования будут разные. Необходимо учитывать, что для всех стран процедуры формирования и продвижения гендерного бюджетирования не является универсальным, поскольку в каждом случае имеются различные задачи, стратегии, разные уровни исполнительной власти и разная политическая ситуация, приоритеты социально-экономического развития конкретной страны. В целом внедрение гендерных бюджетов предусматривает такие условия [7]:

  • наличие функционирующего национального механизма по улучшению положения женщин и гендерного регулирования (правовые, организационные, экономические аспекты);
  • внедрение гендерно-ориентированных показателей в управление, в том числе в программы, планы, оценку деятельности всех министерств и ведомств;
  • формирование прозрачного бюджета, доступного для общественности на всех уровнях, – общенациональном, региональном и местном;
  • законодательное сопровождение – принятие законов о включении социальной (гендерной) экспертизы в процесс принятия решений на всех уровнях и о социальных стандартах и финансовые нормативы с учетом гендерной составляющей.

Выводы

Актуальность гендерных бюджетов заключается в том, что они лучше позволяют оценить бюджетные расходы и доходы с позиции гендерного равенства. Такой анализ позволяет заинтересованным сторонам понять, как политические решения влияют на женщин и мужчин и оценить степень усиления или ослабления неравенства в обществе [10, с. 12]. Местные бюджеты напрямую связаны с интересами и потребностями местных общин, и каждый гражданин причастен к ним как налогоплательщик и потребитель услуг, финансируемых из бюджета. И поэтому региональные бюджеты не только сталкиваются с гендерными проблемами, существующими в обществе, но и должны их решать. В то же время на региональном уровне существует и ряд общих бюджетных проблем, которые тоже можно пытаться решать через механизмы гендерно-ориентированного бюджетирования. Учитывая тот факт, что в настоящее время местные бюджеты финансируют большинство услуг для населения, основными сферами возможного применения этой управленческой технологии является именно социальные услуги, финансируемые государственным и местными бюджетами. Стоит отметить, что именно здесь едва ли не самым четко отражены гендерные потребности мужчин и женщин, которые зачастую являются отличными. Поэтому внедрение гендерных подходов к формированию программ и бюджетирования на местном уровне дает возможность не только оценить, как на практике обеспечивается равенство прав и возможностей мужчин и женщин в конкретной сфере или регионе, но и способствовать улучшению качества этих услуг для населения в целом, что положительно отражается на региональном развития [11].