Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

RESEARCH APPROACHES AND METHODS OF MANAGEMENT OF FINANCIAL STABILITY OF ECONOMIC ENTITY

Gubernatorov A.M. 1 Beshanova V.A. 2 Shtanko O.I. 2
1 Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs
2 Financial University under the Government of the Russian Federation (Vladimir branch)
The article substantiates the possible approaches and methods of managing the financial stability of an economic entity. One of the main aspects of the company is its financial stability. It shows the ability of the organization to freely and effectively manage its financial resources, to ensure the continuous process of production and sale of goods and services. Financial stability – the main element of the overall stability of the enterprise, as it is a characteristic indicator of the constant excess of income over expenses. The main features on which it is possible to classify financial stability are presented: on time, on character of management, on the functional contents and on the nature of emergence. In the article, the authors identify and analyze the main approaches to assessing financial stability and develop tools for practical application within the economic entity. It is proved that the management of financial stability of the organization should be carried out comprehensively, using both economic coefficients and modern management mechanisms: optimization of accounts receivable management by assigning a rating to customers; optimization of stocks by rationing; optimization of accounts payable, etc.. The author presents the algorithm of accounts receivable management, which shows the way to increase cash flow and financial stability by reducing the cash gap by reducing accounts receivable or increasing accounts payable.
offenses
tax legislation
tax crimes
taxpayers
taxation

Введение

Налоговое планирование является одним из важнейших элементов процесса управления финансами любой организации, поскольку от его качества зависит величина будущей чистой прибыли, которая, в свою очередь, служит основным критерием выбора инвестиционного проекта.

Термин «налоговое планирование» достаточно часто встречается в экономической литературе, но, несмотря на это, единства понимания в этом вопросе не наблюдается. Ряд авторов под налоговым планированием понимают исключительно деятельность налогоплательщика, направленную на минимизацию его налоговых платежей. Однако налоговое планирование призвано не только уменьшать налоговые платежи, но и упорядочивать финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Следует также различать налоговую оптимизацию и минимизацию. Под налоговой оптимизацией подразумеваются законные способы снижения налоговых платежей, сюда не относят уклонение от уплаты налогов за счет создания разного рода специальных схем, включая регистрацию в офшорных зонах.

Налоговое планирование может осуществляться как на макро-, так и на микроуровне. На макроуровне этот процесс рассматривается с позиции государства, а также органов местного самоуправления, на микроуровне – с позиции хозяйствующего субъекта (корпорации). Налоговое планирование на уровне организации называют корпоративным налоговым планированием.

Цели, которые ставятся на этих уровнях, различаются. Если для государства и муниципальных образований первоочередным является пополнение доходной части соответствующего бюджета, и чем больше этих средств будет собрано, тем лучше, то для хозяйствующего субъекта всегда актуален вопрос оптимизации, снижения налоговых платежей.

Чем стабильнее налоговая система государства, тем успешнее будет налоговое планирование на микроуровне. В налоговой системе России ежегодно происходят изменения, Налоговый кодекс РФ постоянно дополняется. Однако если первоначальные изменения были масштабны и значительны, то в последние несколько лет поправки носили скорее «косметический» характер. В 2018 г. закончился введенный на четыре года мораторий на изменения в налоговой системе. С 2019 г. появился новый федеральный налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и новый специальный налоговый режим – налог на профессиональный доход, но пока в порядке эксперимента в четырех субъектах РФ (г. Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане), следовательно, вопрос грамотного налогового планирования по-прежнему остается крайне актуальным.

Под налоговым планированием следует понимать составляющую общеэкономического планирования, направленную на упорядочение деятельности хозяйствующего субъекта по минимизации налоговых платежей в полном соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.

Налоговое планирование на уровне корпорации тесно связано с финансовым планированием и бухгалтерским учетом. Поэтому для повышения эффективности деятельности в целом и налогового планирования в частности любая организация должна стремиться к качественному выполнению следующих операций:

– прогнозирование налогооблагаемой базы;

– подготовка необходимых для ее уменьшения документов;

– исключение всех переплат налогов;

– исключение всех недоплат налогов как оснований для применения штрафных санкций;

– исключение нарушения сроков уплаты налогов;

– правильное ведение бухгалтерского учета;

– исключение сокрытия оборотов;

– тщательный расчет авансовых платежей в бюджет;

– правильное использование налоговых льгот .

Для осуществления грамотного налогового планирования в корпорации необходимо соблюдать принципы налогового планирования. К ним обычно относят:

– принцип законности (основополагающий принцип) – соблюдение требований действующего налогового законодательства в полном объеме при осуществлении налогового планирования;

– принцип выгодности – снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов налогового планирования;

– принцип реальности и эффективности – использование законных возможностей и инструментов, обеспечивающих достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением;

– принцип альтернативности – рассмотрение как можно большего количества альтернативных вариантов налогового планирования;

– принцип оперативности – корректировка планов в случае изменения налогового законодательства;

– принцип понятности и обоснованности – система должна быть понятна, а все ее составные части должны иметь экономическое и правовое обоснование.

В процессе налогового планирования традиционно выделяют несколько взаимосвязанных между собой этапов:

1. Формулирование цели и задач нового бизнеса. Этот этап связан с созданием организации и решением вопроса о возможности использования предоставляемых законодательством налоговых льгот.

2. Выбор наиболее выгодного в отношении налогов места расположения организации и ее подразделений, дочерних компаний, филиалов и руководящих органов.

3. Выбор организационно-правовой формы юридического лица и используемой системы налогообложения.

4. Формирование налогового поля организации с целью анализа налоговых льгот по каждому налогу и составление детального плана их использования.

5. Разработка системы договорных отношений. Планирование с учетом налоговых последствий всевозможных форм сделок.

6. Составление журнала типовых хозяйственных операций, служащего основой ведения бухгалтерского и налогового учета. Анализ возможных налоговых рисков (возможных штрафов, санкций).

7. Использование налогового менеджмента, включая технологии внутреннего контроля налоговых расчетов и правонарушений в данной сфере.

Сфера налогообложения – одна из самых приоритетных частей функционирования государства, в том числе и в Российской Федерации. Одним из важных аспектов налогового планирования является правонарушения. На основание чего действуют различные аспекты и задачи правоохранительных органов для борьбы с противоправными деяниями налоговой системы Российской Федерации.

Цель исследования

Правонарушения налоговой системы наряду с административными и уголовными, представляют собой не меньшую опасность, так как рост масштабов налоговых нарушений приводит к развитию теневого сектора экономики. Совершенствование экономики требует модернизации методов налогового администрирования и контроля, так как данный процесс затрагивает интересы государства в целом и способствует развитию безопасности страны.

Материал и методы исследования

Налоговые правонарушения включают в себя все виды преступлений, представляющие собой общественно опасные социально-правовые явления. К объекту налоговых нарушений относят:

– процесс взимания налогов и других обязательных платежей;

– контроль своевременности и полноты их уплаты налогов и сборов в бюджеты различных уровней [2].

В современных условиях развития рыночной экономики наблюдается стремительное расширение способов скрытия налогов, а также весомого занижения налогооблагаемой прибыли. Если сравнить с другими способами экономических нарушений доля официально зафиксированных незаконных уклонений от уплаты налогов может казаться относительно незначительной, то динамика данных процессов выглядит опасной. За неуплату налогов в первом полугодии 2018 года возбудили 1700 уголовных дел. В абсолютных цифрах это на 6 % меньше, чем за аналогичный период в прошлом году. Но при этом в прошлом году уголовные дела возбуждались только в половине случаев, а сейчас этот процент возрос до 55. Так, в первом полугодии 2018 года было выявлено 49 миллиардов рублей причиненного ущерба. И почти половину из них, то есть 24 миллиарда рублей, удалось возместить уже в ходе проведения доследственной проверки и расследования уголовного дела.

На основании представленных данных Федеральной службы государственной статистики выявлено следующее:

– 68,9 % граждан приговорено к штрафу за неуплату налогов;

– 13,7 % приговорены к лишению свободы, из которых к реальному сроку 11,6 %;

– за 2018 год удовлетворено 48,5 % гражданских исков по защите налоговых интересов государства [1].

Если сравнивать эти суммы с результатом прошлого года, то выявленный ущерб возрос на 11 миллиардов. По данным ФНС самыми опасными схемами уклонения от налогов являются:

– фиктивные сделки (схемы оптимизации налогов через однодневки);

– дробление бизнеса с целью применения спецрежима;

– применение льготных налоговых ставок;

– подмена договоров.

Результаты исследования и их обсуждение

Статистика налоговых органов свидетельствует, что только 18 % всех субъектов налоговых отношений, имеющихся в России, рассчитываются по своим налоговым обязательствам своевременно и в полном объеме, 53 % – осуществляют платежи нерегулярно и несвоевременно, а 29 % вообще не платят налоги [6] 0,35. Наибольшее количество нарушений налогового законодательства в крупном и особо крупном размере выявляется в следующих отраслях экономики: в промышленности (23,3 %), торговле (17,4 %), строительстве (17 %), сельском хозяйстве (11,6 %). Доля нарушений налогового законодательства на транспорте составила 4,7 %, в кредитно-финансовой сфере – 2 % от всех выявленных нарушений. Также в данном вопросе стоит отметить следующие промышленные отрасли, такие как: лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (2,5 %), машиностроение и металлообработка (3 %), пищевая (4,3 %). Проведя более углубленный анализ правонарушений в сфере налогов отметим, что стабильно высокий уровень криминализации наблюдается топливно-энергетическом комплексе (14,7 % от числа всех предприятий ТЭК), в сфере добычи и переработки природного газа (23,1 %), в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающая промышленности (21,2 % и 12,7 % соответственно), в сфере электроэнергетики (10,3 %), угольной промышленности (12,2 %). Что касается уровня налоговых правонарушений в черной и цветной металлургии, то он составляет – 3,2 и 2 % соответственно.

Вместе с тем достаточно сильная криминализация наблюдается и в деятельности экономических субъектов на внешнем рынке. Максимальное число налоговых нарушений органами Федеральной налоговой службы РФ в 2017 году было выявлено при проведении экспортных операций природного газа, продукции нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, горнорудной промышленности, лесозаготовках и деревообработке, черной и цветной металлургии, а также при импорте продуктов питания, импорте сельхоз оборудования [1].

Более 2,8 млн организаций налогоплательщиков числятся на территории России, и к сожалению, из этого числа треть субъектов не занимаются предоставлением отчетности и уплатой налогов; число только выявленных должников составляет 1285 предпринимательских единиц, средняя сумма задолженности каждого составляет около 2,8 млрд руб.; индивидуальная задолженность 89 предприятий перерастает сумму в 100 млрд руб. (для сравнения такие цифры составляют 42 % от общей задолженности в бюджет).

Выводы или заключение

Основные пути снижения тенденции налоговых преступлений:

1) снижение кризисных проявлений в современной российской экономике, для развития финансового положение бизнеса и населения;

2) снижение чрезмерной налоговой нагрузки на налогоплательщика;

3) поддержка конкурентных условий в бизнесе;

4) приведение налогового законодательства к понятной, конкретной форме путем объединения, упрощения норм, исключения противоречий и состыковка его с реальным положением дел в экономике;

5) совершенствование механизмов взаимодействия между законодательными налоговыми органами, органами налогового контроля, таможенной службой и другими контролирующими органами;

6) решение проблем в несогласованности действий органов предварительного расследования, судебных органов и арбитражного суда;

7) повышение ответственности налоговых органов за факт наложения излишних штрафных санкций, незаконного привлечения к административной ответственности, неправомерного контроля органами ФНС, блокировки банковских счетов и т. д. [4];

8) совершенствование информационно-технологической инфраструктуры, повышение навыков инспекторов использования форм и методов налогового контроля;

Министр финансов России Антон Силуанов 30.03.2018 утвердил отчет о выполнении ФНС России своего плана работы в 2017 году. В данном отчете были раскрыты следующие действия со стороны государства в рамках налогово-административного регулирования:

  • применение риск-ориентированного подхода снизило административное давление на бизнес, сократило число выездных проверок почти в 3 раза (с 58 тыс. в 2012 г. до 19 тыс. в 2017 г.) и сделало их существенно эффективными;
  • усовершенствованы программные средства налогового контроля, технологические процессы в автоматизированной информационной системе «Налог-3»;
  • АСК «НДС-2» каждый квартал обрабатывает 1,5 млн налоговых деклараций;
  • проведение работы над созданием единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей – на основе информационных ресурсов таможенных и налоговых органов;
  • благодаря переходу на новый порядок применения контрольно-кассовой техники в налоговых органах зарегистрировано более 540 000 касс (это 134 % от старого парка ККТ);
  • в пилотном проекте маркировки меховых изделий в 2017 году зарегистрировано 1410 участников (всего – 9882), промаркировано 2,3 млн изделий (всего – более 5 млн);
  • в системе маркировки лекарств зарегистрировано 456 организаций, 43 препарата, промаркировано 2,9 млн упаковок лекарств;
  • улучшение межведомственного взаимодействия позволили выявлять сокрытую налоговую базу и недостоверную информацию при расчете налогов, обеспечить полноту налоговых поступлений в бюджет.

Кроме всего прочего, была создана и успешно функционирует система Tax free; в настоящее время ведется работа по созданию и совершенствованию ФГИС «ЕГР ЗАГС» (федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния) и др. [3].

В заключение следует сказать, что налогоплательщики в своем стремлении снизить налоговые обязательства по разным экономическим и иным причинам, пытаются найти все новые пути ухода от налогов, а в иных случаях и возможности перевода доходов в сферу теневой экономики. Из-за этого возрастают требования к функционированию налоговой системы и налоговых органов, а именно повышение гибкости и скорости адаптации элементов государственного регулирования налоговой сферы к создаваемым условиям, а также проявлениям схем ухода от налогов для оперативного их выявления и создания оптимальной среды для поступления налогов в бюджет.