Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE STRATEGIC PARTNERSHIP OF POWER AND BUSINESS STRUCTURES AS A FACTOR OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Bikeeva M.V. 1
1 National Research Mordovia State University
The relevance of the study is due to the lack of elaboration of theoretical aspects in the field of interaction of authorities at various levels and business structures that ensure a balanced economic, social and environmental development of society. In this regard, this article is aimed at the formulation and substantiation of the scientific idea of mutually beneficial partnership of interested groups, taking into account qualitatively new laws of the phenomenon under study. The purpose of the article is to develop a mechanism of interaction between government and business on the basis of strategic partnership, ensuring the development and strengthening of long-term relations with stakeholders, focus on corporate social responsibility and the problems of society. The leading approach to the study of this problem is a systematic approach focused on the formation and maintenance of long-term relationships between government and business. The result of the proposed reforms is a modern mechanism of social relations between government and business, designed to effectively address the issues of national (including regional) socio-economic growth. The materials of the article are of practical value for the development of regional management strategy focused on long-term sustainable development, ensuring a balanced economic, social and environmental development of society.
mechanism of interaction between government and business
strategic partnership
corporate social responsibility
system approach

Введение

По итогам общероссийского социологического опроса выявлен перечень ключевых задач, требующих неотложного решения в ближайшей перспективе. Среди них рост благосостояния населения, доступность и качество услуг в области здравоохранения, образования, решения жилищной проблемы и много другое. Бесспорным являются попытки правительства в реализации указанных задач, входящих в число целевых установок и национальных проектов, и важнейших стратегических документов. Однако недостаточность бюджетных ресурсов не позволяет говорить о полноценном решении проблем социально-экономического развития и приходится констатировать неэффективное выполнение правительством своих обязательств по обеспечению национальных интересов.

В этой связи стратегическое партнёрство власти и бизнеса становится особенно актуальным в улучшении социально-экономической ситуации современной России. Все больше осознается необходимость конструктивного диалога между государством, бизнесом и обществом и отбора наиболее приемлемых форм и методов этого взаимодействия, конкретных технологий их реализации.

Целью исследования является анализ существующих подходов и перспектив развития современного взаимодействия власти и бизнес-структур. Гипотеза исследования состоит в оценке значимости стратегического партнёрства между властью и бизнес-структурами с целью обеспечения сбалансированного экономического, социального и экологического развития общества.

Статья подготовлена на основе анализа работ как зарубежных, так и отечественных авторов, представляющих широкую панораму различных подходов к исследуемой проблеме. Необходимость конструктивного диалога между бизнесом, государством и обществом рассматривается в работах Ш.М. Валитова [4], М. Делягина [7], И. Зиралова [10], Д.С. Львова [17], Ф. Котлера [13], Ж.-Ж. Ламбена [16], А. Майера [18], М. Мескона [21], С.А. Плиско [22], Е.Д. Разгулиной [23], А. Ярового [33] и др. Изучению вопросов участия бизнеса в развитии местного сообщества посвящены многие труды российских и зарубежных авторов. Предметом их исследований стали мотивы и направления благотворительной деятельности бизнеса (Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А. [12], Зеленова Е.А. [9], Тульчинский Г.Л. [28]), корпоративная социальная ответственность (К. Девис [36], П. Друкер [37], А. Керолл [38], М. Крамер [41], Т. Левитт [40], Дж. Пост, Л. Престон [42], М. Портер [41], М. Фридман [39], Благов Ю.Е. [2], Гайнутдинов Р.И. [5], Галиев Г.Т. [6], Кричевский Н.А. [14], Кузеванова А.Л. [15], Литовченко С.Е. [24], Мальгин В.А. [19], Маркова Е.В. [20], Фридман М., Боуен Г., Вуд Д., Девис К., Оуэн Р., Уолтон К.), влияние компаний на региональное развитие (Братющенко С.В. [3], Ускова Г.В. [31], Туркин С. [29]).

Среди практических исследований в области корпоративной социальной ответственности российского бизнеса использованы «Доклад о социальных инвестициях в России – 2004», «Доклад о социальных инвестициях в России – 2008», «Доклад о социальных инвестициях в России – 2012», «Доклад о социальных инвестициях в России – 2014»[8] и др. В них отмечается важность использования механизма социального партнёрства власти и бизнес-структур в рамках осуществления более эффективной региональной социальной политики.

Тем не менее, при всём научном значении вклада вышеперечисленных ученых, исследованность данной проблематики нельзя считать исчерпывающей. Теоретические и методические основы эффективного взаимодействия органов власти различных уровней и бизнес-структур в России находятся в процессе формирования.

Актуальность рассматриваемой проблемы, недостаточный уровень ее теоретической, методологической и практической разработанности определили выбор темы настоящего исследования.

Материалы и методы исследования

В современных условиях социально-экономическая политика государства обязана выстраивать сферу социальных отношений на основе создания структурных условий для перевода национальной экономики в русло инновационного развития. Человеческий капитал является одним из главных элементов современной системы социальных отношений наряду с другими её составляющими: партнерское государство; социально ответственный бизнес; инновационная экономика.

Во взаимоотношениях с участниками социальных отношений роль государства является доминирующей, заключающаяся в создании условий для развития экономики в целом и частного предпринимательства, а также в определении параметров влияния бизнес-структур на социально-экономическую ситуацию в регионе.

Важнейшим субъектом в системе социального партнёрства выступает бизнес, так как реально человеческая жизнедеятельность защищается и обеспечивается экономически. Уровень и качество жизни населения напрямую определяются уровнем и качеством национальной экономики. Поэтому система социальных отношений вмещает в себя всю совокупность интересов государства, бизнеса и общества.

Нельзя не отметить, что цели у органов власти и бизнеса совершенно различны. Если у первых – это социально-экономическое развитие территорий, то у бизнес-структур – увеличение прибыли и накопление капитала. Баланс экономической целесообразности и социальной справедливости заключается в удовлетворении интересов всех сторон (рис. 1). Однако доминирование интересов одного из секторов приводит к возникновению неэффективного типа общественного устройства. Достижение указанного баланса возможно только при условии партнёрства в достижении конечного результата, ориентированного на человека, создание качественных условий жизни и его всестороннего развития.

Каждый участник социальных отношений, имеющий разумные и тесно переплетающиеся интересы, обязан вносить свой вклад в развитие социальной ответственности. При этом поиск моделей эффективного взаимодействия между властью и бизнес-структурами является достаточно сложным вопросом. Формы и методы дальнейшей оптимизации их взаимодействия также могут быть разными.

Мировой опыт свидетельствует о том, что наиболее эффективным механизмом взаимодействия власти и бизнеса является стратегическое партнёрство [26; 27]. Движущей силой такого взаимодействия являются интересы субъектов партнёрства, а целью взаимодействия – реализация этих интересов в долгосрочной перспективе. Партнёрство также направлено на усиление синергетического эффекта от объединения усилий в достижении общих целей. Такое партнёрство является современным механизмом социальных отношений, призванным эффективно решать вопросы национального социально-экономического роста. Сегодня этот вектор формирует на мировом рынке основной спрос, гарантируя инновационной национальной экономике конкурентоспособность и высокие стандарты зашиты и обеспечения человеческой жизнедеятельности в стране.

pic_bikeev_1.tif

Рис. 1. Основные направления взаимодействия участников социальных отношений

Среди многообразия существующих подходов к определению понятия «стратегическое партнёрство» в исследовании более целесообразным является следующая трактовка как союза между сторонами, представляющими правительство, бизнес-структуры, гражданское общество, в котором стратегически объединяются ресурсы и способности каждой из сторон с целью ответа на ключевые вызовы времени. Это инструмент способствует устойчивому развитию и является важнейшим организационным ресурсом, базирующимся на разделении рисков и ответственности. Его реализация позволит достигнуть общих стратегических целей, удовлетворить потребности заинтересованных сторон и повысить конкурентоспособность [25].

Использование механизмов партнёрства нашло свое закрепление и в России. В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года государственно-частное партнерство и корпоративная социальная ответственность рассматриваются в качестве перспективных инструментов развития территорий [11].

В настоящее время не существует единого общемирового определения социальной ответственности бизнеса. До сих пор этот вопрос остается весьма дискуссионным. Часто корпоративные социальные программы воспринимаются как обязательное, а не добровольное участие компаний в развитии территорий. В то время как ожидания органов власти растут, представители бизнес-структур указывают на невозможность замещения государственных функций и компенсирования низкого качества государственного и муниципального управления.

Исследования Ассоциации менеджеров, проведенные в рамках международного исследовательского проекта «Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания», в ходе которых было опрошено свыше 1500 респондентов, среди которых представители крупного и среднего бизнеса, эксперты, представители СМИ из субъектов России и стран Центральной и Восточной Европы, показали:

– 78 % респондентов считают обслуживание льготных и социально уязвимых категорий населения основной функцией государства;

– 52,9 % опрошенных приветствуют модель совместного определения приоритетов социальной политики между властью и бизнес-структурами;

– 17,6 % респондентов уверены, что бизнес должен брать на себя основную часть функций в осуществлении всего спектра социальных программ» [1].

Таким образом, несмотря на противоречивый характер рассматриваемой проблематики, подавляющее большинство представителей деловых кругов считают, что и государство и бизнес – как наиболее мощные институты страны – в одинаковой степени несут ответственность за свои действия перед обществом.

Говоря о взаимозависимости бизнеса и общества, надо иметь в виду то, что бизнес в своих решениях и общество в своей социальной политике должны руководствоваться общими ценностями. И решения должны устраивать обе стороны. Сторона, которая пытается выиграть за счет другой, находится на опасном пути. Нельзя зацикливаться на том, в чем расходятся интересы бизнесменов и гражданских организаций, а уделять больше внимания тому, в чем они пересекаются. Социальная значимость корпоративной практики управления проявляется в исключительных возможностях предприятий достигать баланса взаимоотношений основных социальных групп и социальных институтов, работающих в условиях рынка, и способствовать их конструктивному взаимодействию.

Интересен подход участия государства и бизнеса в развитии общества, предложенный Ассоциацией менеджеров России в программе «Бизнес и государство» и ставящей своей целью развитие широкого взаимовыгодного стратегического партнёрства между бизнесом и государством (рис. 2) [1].

Как видно из вышеприведенной матрицы, чтобы приблизиться к западному уровню социальной ответственности (правый верхний квадрант), российский бизнес и российское общество должны пройти большой путь, и результат будет зависеть от того, какой путь будет выбран. Социально ответственный бизнес возможет только в социально ответственном государстве.

max

Участие государства

в развитии общества

min

Безответственность бизнеса

Сбалансированное участие каждой из сторон

«Дикий рынок»

Безответственность государства

 

min max

Участие бизнеса в развитии общества

Рис. 2. Матрица содержания взаимоотношений государства и бизнеса в развитии общества

Формирование социально ответственного поведения в предпринимательской среде возможно только при наличии целенаправленной поддержки со стороны власти и её активном участии в решении разнообразных социальных проблем. Таким образом, социальная ответственность бизнеса становится стартовой площадкой для плодотворного сотрудничества и взаимодействия бизнес-структур и власти. Однако это весьма длительный процесс, протекающий зачастую противоречиво даже в экономически развитых странах.

Среди причин слабого использования данного инструмента в региональном управлении можно назвать следующие:

– малоизученность накопленного мирового опыта в области направлений и форм взаимодействия органов власти и бизнес-структур;

  • низкий уровень доверия между субъектами взаимодействия;
  • стремление отдельных бизнес-структур к налаживанию индивидуального взаимодействия с органами власти, что автоматически ведёт к отказу от консолидации интересов с бизнес-сообществом в целом;
  • отсутствие чётко сформулированной и представленной стратегии партнёрства между властью и бизнес-структурами;
  • несовершенство законодательной базы, регулирующей партнёрскую деятельность власти и бизнеса (тендерное законодательство, концессионное законодательство), а также полное отсутствие законодательного регулирования лоббизма, что способствует развитию теневых структур;
  • наличие механизмов перераспределения ресурсов, сохранившиеся из советской экономики, усложняющих процесс выстраивания прозрачных и органичных отношений между властью и бизнесом [23].

Для упорядочения и продвижения идеи повышения роли бизнеса в территориальном развитии следует в первую очередь совершенствовать экономическую политику в части организационно-институциональных инструментов, раскрывающих основные направления формирования ответственности предприятий и призванных активизировать их участие в социально-экономическом развитии территорий.

Системный подход лежит в основе взаимодействия бизнеса с заинтересованными группами. При этом под системой понимается множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование. Из определения следует, что система характеризуется следующими существенными признаками:

  • наличием множества элементов;
  • наличием связей между ними;
  • целостным характером данного образования.

Таким образом, современный бизнес встроен в систему отношений, на которые должен реагировать в повседневной своей деятельности. Подобное поведение предусматривает системный подход, рассматривающий бизнес через призму взаимоотношений с разными заинтересованными группами и на учете их интересов.

Результаты исследования и их обсуждение

Негативные социально-экономические тенденции, свидетельствующие о неэффективном государственном управлении актуализируют задачу поиска путей и новых источников роста региональной экономики, обеспечения высокого качества жизни населения и подтверждают вывод о необходимости привлечения частных ресурсов в общественно значимые региональные проекты.

В этой ситуации одним из важнейших условий решения поставленных задач является консолидация ограниченных ресурсов на основе развития активного взаимодействия власти и бизнес-структур. Сложившаяся мировая практика свидетельствует о наличии эффективной модели взаимодействия власти и бизнес-структур – стратегического партнёрства. Оно позволяет наиболее полно использовать конкурентные преимущества сторон (государственный и частный секторы), повышать их заинтересованность в достижении результатов совместной деятельности, привлекать внебюджетные средства и инновационные технологии в сферу компетенций государства.

Стратегическое партнёрство характеризуется наличием баланса интересов органов власти и бизнес-структур, регламентацией прав, обязанностей, перекрёстным разделением рисков и солидарной социальной ответственностью. Сама природа стратегического партнёрства предполагает тесное взаимодействие его участников для достижения поставленных целей и выполнения всех принятых на себя обязательств. Только в этом случае появляется возможность использования синергетического эффекта, достигаемого в результате такого сотрудничества за счёт того, что каждая из сторон обладает определенными ресурсами, доступ к которым может быть полезным для партнёра.

Заключение

Таким образом, в рыночных условиях хозяйствования, характеризующихся наличием острых социально-экономических проблем и недостатком бюджетных средств, управление региональным развитием предполагает стратегическое партнёрство органов власти и бизнес-структур, основанное на принципах социальной ответственности. Данный инструмент реализации совместных общественно значимых программ позволит повысить роль бизнеса в территориальном развитии, снизить издержки при реализации инфраструктурных проектов, обеспечить доступность социально-экономической инфраструктуры, капитала, рабочей силы, повысить эффективность бюджетного сектора и качества жизни населения.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Правительства Республики Мордовия, проект № 18-410-130005 «Механизм взаимодействия власти и бизнеса в процессе регионального развития».