В этом году исполняется двадцать четыре года со времени проведения Четвертой Всемирной конференции по положению женщин в Пекине в сентябре 1995 года. На ней государства – члены ООН единодушно одобрили Платформу действий по поддержке гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин. Со времени встречи в Пекине многое сделано для преодоления гендерного неравенства, и не только потому, что эта тема важна сама по себе, но и потому, что это ускоряет экономический рост и ведет к устранению несправедливых дисбалансов.
В Декларации «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 г. № 70/1, предусматривается обеспечение полного и эффективного участия женщин в принятии решений в общественной, экономической и политической сферах жизни общества.
Российская Федерация в рамках работы в «G20» наравне с другими участниками этого объединения обязуется принять дополнительные меры по повышению занятости женщин, а также по созданию условий для их карьерного и профессионального роста [1].
По данным Росстата, на начало 2016 года в Российской Федерации проживали 147 млн человек, из которых 79 млн составляли женщины. Это более половины населения страны.
Российские женщины имеют высокий уровень образования, профессиональные и карьерные интересы, в то время как воспитание детей и уход за ними, а также за членами семьи, требующими постоянного присмотра, осуществляются преимущественно женщинами, что создает двойную нагрузку, а также трудности в совмещении ими домашнего труда и профессиональной деятельности.
Основными препятствиями для женщин в полной мере реализовать свои права и возможности являются социальные представления о роли женщин как матери и домохозяйки, что негативно влияют на самооценку и развитие индивидуальности женщин, препятствуют их свободному выбору профессии и образа жизни, а также создают барьеры на пути достижения фактического равенства женщин и мужчин во всех сферах жизни. В соответствии с этими представлениями, согласно С.Г. Айвазовой, положение женщин в обществе определяет «контракт работающей матери», который характеризуется нарушением гендерной согласованности.
Между тем гендерное равноправие влияет не только на эффективное функционирование общества, но и экономики. В документе европейского банка реконструкции и развития (Стратегия содействия равноправию полов на 2016–2020 годы), одним из ключевых факторов экономического роста признан человеческий капитал. В то же время человеческий капитал, как фактор роста, представляет собой ряд условий, которые считаются потенциально наиболее важными для достижения положительных показателей устойчивой экономической деятельности.
Одним из основных первоначальных посылов указанной Стратегии является то, что усиление рычагов женского контроля в домашнем хозяйстве (с использованием семейных ресурсов и размеров семьи) приводит к увеличению человеческого капитала следующего поколения [2]. Данные Всемирного банка, полученные из таких разных стран, как Бразилия, Индия, Китай, Великобритания и Южная Африка показывают, что, когда женщины контролируют семейный доход, дети получают выгоду от увеличения расходов на еду и образование.
Таким образом обобщение человеческого капитала является путем усиления и укрепления эффекта их воздействия благодаря обеспечению гендерного равенства и признания главенствующей роли женщин в воспроизводственном процессе человеческого капитала. Цель данного исследования – выделить ключевого агента (родителя) в деятельности домашних хозяйств по воспроизводству человеческого капитала, оценить влияние инвестиции в раннее развитие детей, определить воздействие различных ресурсов семьи на воспроизводственный процесс человеческого капитала на уровне домохозяйств.
Материалы и методы исследования
Для обоснования полученных в ходе исследования выводов использовались общенаучные методы (анализа и синтеза, индукции и дедукции, научной абстракции).
Результаты исследования и их обсуждение
Человеческий капитал становится одним из величайших активов страны. Согласно ведущим международным рейтингам по значению Индекса человеческого капитала, Россия занимает 34 место из 157 стран и входит в число лидеров по уровню человеческого капитала. По оценкам Всемирного банка, производительность труда человека, родившегося в 2018 году в Российской Федерации, по достижении совершеннолетия составит чуть больше 70 % от потенциального уровня [3], который возможен при условии получения полного образования и полноценного здоровья сегодняшних малышей.
Представляется, что основные качественные характеристики человеческого капитала закладываются на микроуровне – в домашнем хозяйстве, в семье, через рождение и воспитание детей. По мнению С.Д. Резника и Н.Ю. Егоровой «отличительной особенностью воспроизводства человеческого капитала на данном уровне является то, что основным объектом инвестиций в человеческий капитал выступают дети, а центральная роль в накоплении человеческого капитала детей принадлежит родителям» [4].
Интересно, что в известной книге «Человеческий капитал в транзитивной экономике», посвященной современной теории человеческого капитала, его роли в системе общественного воспроизводства, не отмечена должным вниманием роль семьи в его накоплении, отдельная глава монографии освещает процесс формирования совокупного человеческого капитала на уровне семьи. Авторы признают, что «в начальный период функционирования человеческого капитала индивида происходит накопление его физического и интеллектуального потенциала за счет воспитания и образования, полученного в семье» [5, с. 138].
Процесс воспроизводства человеческого капитала, как величайшего актива страны, обусловлен затратами на его формирование и развитие, характеризующиеся как инвестиции. Затраты на уход за детьми и их воспитание представляет собой форму воспроизводства человеческого капитала в следующем поколения. При этом качественный уход за детьми дошкольного возраста играет важную роль в развитии детей.
Уход за детьми дошкольного возраста и их воспитание очень важны для развития современной экономики. Согласно, А.Л. Синица уход за детьми – это труд, то есть «деятельность, которая обеспечивает удовлетворение витальных, социальных и духовных потребностей детей и во многом влияет на воспроизводство населения и будущей рабочей силы» [6].
Следует отметить, что многие родители в настоящее время проводят больше времени, общаясь со своими детьми, чем пятьдесят лет назад, и направляют больше семейных ресурсов на деятельность и потребление, которые обогащают знания их детей.
Инвестиции в школьное и послешкольное образование часто рассматривается, как ключевая стратегия развития человеческого капитала, направленная на содействие экономическому росту, но при этом важность дошкольного уровня (развития в раннем детстве) пока не оценивается адекватно в нашей стране.
Между тем, его значение для экономики страны очень велико. Именно на этом этапе ребенок получает самые важные для него знания и привычки. Последние несколько десятилетий принесли огромные успехи в мировом понимании раннего развития. Основная причина, согласно которой инвестиции в раннее образование приносят пользу развитию детей, может заключаться в том, что в первые годы жизни нейроны в мозге ребенка образуют новые связи со скоростью 700–1000 связей в секунду. В будущем они уже никогда не будут такими быстрыми. Эти связи – строительные блоки будущего ребенка. Если в первые годы жизни ребенок плохо питается и обделен заботой, если его мозг не стимулируют должным образом и не защищают от негативных стрессов, то его будущее развитие пострадает серьезно, а порой и необратимо. Ребенок, мозг которого не развивался должным образом, уже не сможет полностью реализовать свой потенциал – хорошо учиться и хорошо зарабатывать в будущем. Неполноценное развитие в ранние годы наносит вред как ребенку, так и всему обществу [7].
В целом, существующие исследования предполагают, что расширение инициатив в области раннего развития принесло бы обществу выгоды в размере примерно 8,60 долл. США на каждый потраченный один долл. США, половина из которых связано с увеличением доходов детей по мере их взросления [8, с. 2].
По мнению автора, выгода от инвестиции в полноценное развитие могут положительным образом сказаться на обществе в целом, потому как:
– инвестиции в раннее развитие, дают отложенный эффект, проявляющийся в более высоких доходах на протяжении всей жизни;
– кроме того, лучше подготовленные дети отличаются также лучшим здоровьем;
– развитость системы раннего образования позволяет снизить уровень преступности среди несовершеннолетних, а также риск попадания в систему уголовного правосудия в будущем;
– между тем, снижение уровня преступности, обеспечивает повышение уровня общественной безопасности и снижение стоимости содержания в тюрьмах;
– раннее развитие позволяет снижать потребность в коррекционном образовании и в специальных методических центрах.
Таким образом, предполагаемые выгоды для общества от инвестиций в раннее развитие велики и выходят за рамки предполагаемого увеличения заработка детей по мере взросления.
Ко всему вышеизложенному, качественное и доступное дошкольное образование не только способствует развитию ребенка, но и содействует занятости родителей, которые пытаются сбалансировать профессиональный труд и семейные обязанности. За последние 40 лет доля родителей, сообщивших о конфликтах между оплачиваемым трудом и уходом за детьми увеличилась, и почти половина всех работающих родителей отказалась от рабочего места, из-за невозможности совместить работу с выполнением семейных обязанностей.
Ведь забота о детях – еще одна важная форма инвестиций для детей раннего возраста. Недавние исследования показали, что умственная стимуляция и взаимодействие с детьми в возрасте с рождения до двух лет дает значительные преимущества для развития. Следовательно, между понятиями «уход за ребенком» и «развитие ребенка» существует много общего. Действительно, теперь они объединены в программы по «уходу за детьми раннего возраста и их развитию (ECCD)».
Инвестиции в раннем детстве принимают различные формы, и зависят от ресурсов семьи, характеризующиеся наличием биологического и финансового капиталов, а также человеческого капитала родителей. Примечательно, что родители осознают важность инвестиций в раннее развитие, и в среднем домашнее хозяйство тратит на обучение 1,3 % своего дохода. К сравнению, средняя американская семья тратит на образование не менее 2 %. Среднероссийский показатель не дотягивает даже до 1 %.
Согласно анализу домохозяйств, родители с самым высоким доходом тратят в семь раз больше на культурно-познавательные мероприятия и развивающие материалы для своих детей (такие как книги, компьютеры, отдых в летних лагерях и уроки музыки), чем семьи с низким уровнем дохода [8, с. 10]. Примечательно, что женщины имеют склонность в большей мере тратить свои доходы на детей, с улучшением их благосостояния также улучшаются результаты детей. Женщины также косвенно способствуют экономическому росту. Улучшения в отношении здоровья женщин и положения в семье могут распространяться на здоровье, образование и благополучие других членов семьи, особенно детей. Недавний обзор показал, что хорошее здоровье матери способствует когнитивному развитию детей, их поведению и успеваемости в школе, а также здоровью и продуктивности других членов семьи. Согласно другим исследованиям, чем больше женщины зарабатывают и составляют большую долю доходов домашних хозяйств, тем больше расходов домашних хозяйств идет на здоровье членов семьи, что положительно влияет на экономику.
Уникальный вклад женщин в расширенное воспроизводство человеческого капитала следующего поколения зависит и от уровня ее образования. Высокообразованные матери, как правило, ведут более сложную беседу со своими детьми и проводят больше времени за чтением, поэтому к двум-трём годам их дети накапливают богатый словарный запас чем дети, которым читали в меньшей степени [8, с. 11]. Также известно, что доля участия в дошкольном образовании выше среди детей из высокообразованных семей с высоким уровнем дохода. Около 60 % детей в возрасте от трех до четырех лет, чьи матери имеют высшее образование, обучаются в дошкольных учреждениях по сравнению с примерно 40 % детей, чьи матери не окончили среднюю школу [8, с. 13]. Такие показатели связаны с высокими затратами на качественный уход за детьми раннего возраста.
Таким образом, неравенство родителей в финансовых, биологических, временных и образовательных ресурсах усугубляют различия в развитии их детей и инвестициях в воспроизводство человеческого капитала. Исходя из этого, качественный и недорогой уход за детьми может укрепить вовлечение родителей в профессиональную сферу и повысить их заработок, обеспечивая безопасную и благоприятную среду, которая способствует образованию и раннему развитию детей.
Недавний опрос о трудовых барьерах и детерминантах выхода на рынок труда, показывает, что для половины опрошенных женщин, доступ к уходу за детьми очень важен, по сравнению с 37 % мужчин [9].
Аналогичным образом, 51 % женщин указали на необходимость финансовой помощи в связи затратами на уход за детьми, в то время, как только 36 % мужчин оценили проблему как «очень важную». В ответах также подчеркивалась, что проблема не просто связана с детьми дошкольного возраста, но является постоянной проблемой в течение всей школьной жизни ребенка.
В то время как 29 % женщин полагают, что очень важно, чтобы они могли работать в «школьные часы», что позволило бы оставлять и забирать детей, только 8 % мужчин указали, что это очень важный стимул для их включения в сферу труда.
Выводы, касающиеся барьеров на пути к работе, как финансового источника свидетельствуют о том, что уход за детьми остается большой проблемой, которая удерживает женщин от выхода на рынок труда или продолжительного рабочего времени. Результаты явно характеризует эту проблему больше женской, чем мужской.
Данные достаточно показательны, чтобы определить женщину в качестве ключевого агента инвестирования в воспроизводство человеческого капитала в семье, поскольку именно женщины вкладывают больше средств, чем мужчины, в благополучие своих детей. Они отдают приоритет таким вещам, как здоровье, питание и образование. Когда женщина контролирует бюджет своей семьи, вероятность того, что ее дети выживут и будут развиваться значительно выше. Неудивительно, что предоставление лучших и более доступных вариантов ухода за детьми приводит к увеличению числа работающих женщин. Это отлично подходит для роста экономики и улучшения гендерного равенства.
Таким образом, для создания в семье эффективного инвестиционного ориентира в воспроизводство человеческого капитала требуется усиление политики, направленной на разрешение конфликтов, с которыми сталкиваются женщины между необходимостью работать и необходимостью обеспечивать благополучие своих детей. Естественно, улучшение доступа женщин к достойному уходу за детьми занимает центральное место в обсуждении политики. Женщины будут продолжать заботиться, но бремя должно быть разделено.
Следовательно, семья, наравне с государством и организациями, играет заметную роль в формировании и развитии человеческого капитала. Именно от эффективности инвестиций родителей, в особенности женщины зависит стартовый уровень развития человеческого капитала.