Введение
В целях формирования национальной цифровой экономики в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203. Стратегия определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики России в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов [1].
В связи с этим переход Российской Федерации к инновационному принципу развития, создание благоприятных условий для цифровой экономики, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности создают необходимость в уточнении терминологической базы механизма взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) в условиях формирования цифровой экономики, что свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Цель исследования заключается в развитии терминологической базы механизма взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД в условиях формирования цифровой экономики. Определить влияние цифровых технологий на сущность термина «механизм взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД» – задача не только важная, но и крайне актуальная на настоящем этапе развития цифровой экономики.
Основными методами исследования при написании статьи послужили: сравнительный анализ, дедукция, аналогия, абстрагирование и обобщение.
В исследованиях системы регулирования ВЭД пристальное внимание уделяется вопросам взаимодействия между ее участниками, при этом термин «взаимодействие» широко употребляется в различных сферах человеческой деятельности. Однако до сих пор не раскрыт теоретико-методологический смысл этого понятия как реального явления.
В Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 отмечено, что упрощение и гармонизация могут быть достигнуты применением одного из принципов, а именно: взаимодействия участников ВЭД во всех надлежащих случаях с другими государственными органами власти, другими таможенными администрациями и торговыми сообществами [2].
Иммануил Кант в своих философских трудах рассматривает взаимодействие как категорию отношений, которая порождает единство вещей и процессов чувственного мира [3].
Взаимодействие с позиции диалектики рассматривает в своих научных трудах философ В.П. Кохановский. Он дает данному термину следующую трактовку: «взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одного объекта другим» [4].
В.А. Морозов в своем исследовании «Экономика взаимодействия» рассматривает условия эффективного взаимодействия в системе экономик, к которым относит: единство целей всех участников; структурную целостность; согласованность интересов (общих и частных) в процессе взаимодействия [5].
Одним из основных условий эффективного взаимодействия применительно к таможенным органам и участникам ВЭД является: согласованность интересов в процессе перемещения товаров через границу. Данное условие исходит из основных принципов деятельности таможенных органов.
В основном под термином «взаимодействие» в научных исследованиях понимают взаимообусловленность и связь между субъектами взаимодействия. Возникновение этой связи происходит с помощью информации, которая позволяет осуществить сам факт обмена между субъектами. В условиях формирования цифровой экономики в качестве связи выступают цифровые технологии, которые значительно упрощают процесс обмена информацией.
На сегодняшний день взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием «информационно-коммуникационных средств». Реализация таких технологий, как электронное декларирование, удаленный выпуск, механизм «единого окна», является тому подтверждением.
В условиях формирования цифровой экономики взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД находится на стадии развития, о чем свидетельствует недостаточное количество научных исследований, посвященных взаимодействию субъектов ВЭД.
Любое взаимодействие субъектов регламентируется установленным порядком действий и принципами, которые определены механизмом взаимодействия.
В научных исследованиях дается большое количество определений термина «механизм». В экономическую сферу термин пришел из технической, где под ним понимается совокупность подвижно соединенных частей, совершающих под действием приложенных сил заданные движения (устройство машины, прибора, аппарата и т. п.).
Рассмотрение механизма как инструмента взаимодействия субъектов подразумевает установленные принципы и последовательность выполнения определенных действий между различными субъектами. Роль механизма в данной трактовке заключается в выполнении субъектами взаимодействия установленных правил, учитывающих интересы всех сторон. В данном случае механизм будет способствовать развитию отношений между субъектами.
Если рассматривать механизм взаимодействия с экономической точки зрения, как совокупность экономических структур, институтов, форм и методов хозяйствования, то можно сказать, что он служит увязке и согласованию общественных, групповых и частных интересов, а также обеспечивает функционирование и развитие национальной экономики.
Анализ приведенного выше термина позволяет сделать вывод о том, что предпосылками для эффективного механизма взаимодействия субъектов экономики являются направленность участников взаимодействия на решение общей проблемы или достижение общей цели путем согласованных действий.
Термин «механизм» используется в самых разных сферах, в том числе в экономической. Особое внимание ему уделяют в исследованиях, относящихся к сфере таможенного дела: здесь термин «механизм» рассматривают с позиции «механизма взаимодействия», под которым понимается взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД.
Анализ научных подходов различных авторов к определению термина «механизм взаимодействия» в сфере таможенного дела позволяет более ясно определить его дефиницию (табл. 1).
Результаты исследования и их обсуждение
В основном под термином «механизм взаимодействия» понимают процесс обмена информацией таможенных органов и участников ВЭД, в ходе которого таможенные органы предоставляют государственные услуги в области таможенного дела. Исследуемые термины не охватывают весь спектр изменений, происходящих в экономической сфере, связанных с формированием цифровой экономики.
Механизм взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности – это процесс, в ходе которого происходит упорядоченный обмен информацией с помощью цифровых технологий между таможенными органами и участниками ВЭД с целью получения государственных услуг в области таможенного дела, для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля. Ключевой отличительной особенностью данного термина является указание на использование в качестве средства обмена информацией цифровых технологий, что соответствует условиям формирования цифровой экономики.
Дальнейшее развитие взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД обусловливается формированием цифровой экономики, где ключевым фактором развития выступают цифровые технологии.
Термин «цифровая экономика» появился относительно недавно, в 1995 г., а его автором является Николас Негропонте [13]. Данный термин подразумевает развитие информационно-коммуникационных технологий, под воздействием которых происходит информатизация общества.
Таблица 1
Научные подходы к определению термина «механизм взаимодействия» в сфере таможенного дела
А.В. Бондаренко |
Механизм информационного взаимодействия – средства, форма и порядок передачи информации о ходе реализации внешнеэкономической сделки от субъектов внешнеторговых операций, заинтересованных в перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, таможенным органам и обратно с целью соблюдения таможенного и (или) иного законодательства [6] |
О.А. Громенко |
Взаимодействие – согласование интересов участников процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу [7] |
Е.К. Шкуренко |
Взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД – процессы воздействия друг на друга таможенных органов и участников ВЭД в связи и по поводу перемещения товаров через таможенную границу для достижения установленных целей [8] |
А.А. Арский |
Механизм взаимодействия – участие в общей работе, деятельности, сотрудничество, совместное осуществление операций, сделок [9] |
В.М. Юрицин |
Взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД –совокупность взаимосвязанных таможенных процедур, процессов и операций, которые ведут к упорядочению материальных, транспортных, финансовых, информационных и людских потоков, обеспечивая их идентификацию, классификацию, учет, распределение, контроль и анализ [10] |
В.А. Лоскутова, Ю.Е. Гупанова |
Механизм взаимодействия таможенных органов и бизнес-структур представляет собой совокупность принципов, форм и методов, которые определяют деловые отношения между бизнес-структурами и таможенными органами [11] |
ТК ЕАЭС, ст. 363, п. 2 |
Взаимоотношения таможенных органов с лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность (участниками внешнеэкономической деятельности): для повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность (участниками внешнеэкономической деятельности), уполномоченными экономическими операторами, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, их ассоциациями и объединениями [12] |
Таблица 2
Международные определения термина «цифровая экономика»
Правительство Австралии |
Глобальная сеть экономических и социальных видов деятельности, которые поддерживаются благодаря таким платформам, как Интернет, а также мобильные и сенсорные сети |
Правительство Великобритании |
Производство цифрового оборудования, издательская деятельность, медийное производство и программирование |
Оксфордский словарь |
Экономика, которая главным образом функционирует за счет цифровых технологий, особенно электронных транзакций, осуществляемых с использованием Интернета |
Всемирный банк |
Система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий |
Организация экономического сотрудничества и развития |
Рынки на основе цифровых технологий, которые облегчают торговлю товарами и услугами с помощью электронной коммерции в Интернете |
Исследовательский центр журнала Economist |
Экономика, способная предоставить высококачественную ИКТ-инфраструктуру и мобилизировать возможности ИКТ на благо потребителей, бизнеса и государства |
Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» |
Хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [1] |
Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года |
Совокупность общественных отношений, складывающихся при использовании электронных технологий, электронной инфраструктуры и услуг, технологий анализа больших объемов данных и прогнозирования в целях оптимизации производства, распределения, обмена, потребления и повышения уровня социально-экономического развития государств [15] |
Во всем мире существует большое количество значений термина «цифровая экономика», которые позволят более точно сформулировать его определение (табл. 2) [14].
Анализ данных определений свидетельствует о том, что в большинстве государств под термином «цифровая экономика» понимают внедрение цифровых технологий в хозяйственную деятельность государства. Информационные технологии развиваются настолько стремительно, что все сферы человеческой деятельности подвергаются их влиянию и требуют изменений. Большинство мировых держав стремится к созданию цифровой экономики: есть предположение, что те страны, которые не успеют трансформировать свою экономику в цифровую, будут экономически ослабевать.
Под термином «цифровая экономика» следует понимать «хозяйственную деятельность, в отраслях которой используются цифровые технологии, позволяющие обрабатывать большие объемы информации, проводить прогнозирование на основе полученных данных, оптимизировать бизнес-процессы в целях повышения эффективности деятельности бизнес-моделей, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг».
Формирование цифровой экономики, как следует из формулировки термина, будет влиять на механизмы взаимодействия бизнеса и государственных органов. Конечные цели формирования цифровой экономики – создание новых продуктов и услуг, удобство для конечного потребителя, работа без посредников, демократизация информации, новые технологии, повышение эффективности бизнес-моделей.
Отечественные ученые в исследованиях, проводимых на тему цифровой экономики, в качестве инструментов повышения эффективности бизнес моделей выделяют: оптимизацию бизнес-процессов; рациональное использование ресурсов; модернизацию архитектуры ИТ и преобразование всей цепочки создания стоимости цифровых технологий.
Примером влияния цифровой экономики на механизм взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД является механизм «единого окна», который активно развивается во всех государствах – членах ЕАЭС. Данный механизм предполагает создание единой цифровой платформы, где заинтересованные лица выстраивают свое взаимодействие. Как свидетельствуют факты, приведенные выше, цифровые технологии развиваются быстрыми темпами, а это означает, что в скором времени все процессы взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД будут оцифрованы и превращены в цифровой актив.
Необходимо отметить, что механизм взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД является неотъемлемой частью единой цепи доставки товаров от производителей до конечного потребителя продукции. Современный механизм взаимодействия следует развивать с учетом появления новых информационных технологий, которые позволят значительно увеличить внешнеторговый оборот страны и будут способствовать развитию экономики. Автоматизировать процесс взаимодействия следует за счет применения цифровых технологий и технологических схем взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.
Процесс взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД должен быть законодательно закреплен, что позволит не только усовершенствовать сам механизм взаимодействия, но и полностью автоматизировать процесс обмена информацией при перемещении товаров через границу.
Выводы
Таким образом, исследование данной темы позволяет сделать вывод о необходимости развития механизма взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД с применением цифровых технологий. Именно они способны повысить эффективность и результативность деятельности таможенных органов и участников ВЭД. Основным результатом исследования является развитие терминологического аппарата, включающего термины «механизм взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности» и «цифровая экономика».