Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

MILITARY-TECHNICAL COOPERATION OF RUSSIA WITH FOREIGN STATES: MODERN PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Yumasheva E.V. 1 Timonov D.A. 1 Ivanushkin S.A. 1 Solovyov A.A. 1 Yumashev D.V. 1
1 Krasnodar Higher Military School
The article discusses the role of military-technical cooperation (MTC) of Russia with foreign countries in ensuring the national security of the country. The main goal of the MTC is the purchase and sale of military products. Such areas of cooperation as licensed production, joint development of weapons, export of educational services in the military sphere are considered. The article presents statistical material describing the dynamics of the state of the world arms market in terms of: world military expenditures, military exports / imports and world GDP in 2010–2017. The analysis of the current situation of military-technical cooperation of Russia with foreign partners is presented, the features of cooperation with a number of countries associated with the high capacity of the markets and specific principles of choosing partners are revealed. In recent years, the cooperation of the Russian Federation in the military sphere has had a positive trend. But many problems associated directly with the development and production of weapons, with the promotion of Russian weapons at the world markets, the artificial difficulty of financial transactions, barriers in logistics, and the enforcement of intellectual property rights remain. The article suggests measures for strengthening cooperation in the military-technical sphere and presents forecasts of Russia’s military export for 2019–2020. in two versions using the least squares method.
military-technical cooperation
cooperation borders
export
import of military products
weapons
military and special equipment
armament market
competition

Введение

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) представляет собой уникальное средство обеспечения национальных интересов государств. Торговля оружием способствует изменению международной обстановки, нагнетанию или сдерживанию агрессивных действий, региональной стабильности или ее нарушению.

Цель исследования. Проанализировать сложившуюся ситуацию в сфере военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, выявить проблемы и разработать направления по повышению эффективности деятельности в этой сфере.

Материал и методы исследования

В статье использован статистический материал Стокгольмского института исследования проблем мира и конфликтов (SIPRI), Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), применялись методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения, экстраполяции, метод наименьших квадратов.

Результаты исследования и их обсуждение

Военно-техническое сотрудничество в соответствии с законом Российской Федерации – это деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения [1].

Основными целями военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами являются:

– укрепление военно-политических позиций Российской Федерации в различных регионах мира;

– поддержание на необходимом уровне экспортного потенциала Российской Федерации в области обычных вооружений и военной техники;

– развитие научно-технической и экспериментальной базы оборонных отраслей промышленности, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений, и организаций;

– получение валютных средств для государственных нужд, развития военного производства, конверсии, уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники, и структурной перестройки предприятий оборонных отраслей промышленности;

– обеспечение социальной защиты персонала организаций, разрабатывающих и производящих вооружение, военную, специальную технику и имущество [1].

Основным видом сотрудничества в военно-технической сфере остается покупка-продажа вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), однако следует заметить, что в последнее время развивается лицензионное производство и совместные разработки оружия.

Ситуация на мировом рынке вооружения за 2010–2017 гг. по данным Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) характеризуется показателями, представленными в табл. 1.

Таблица 1

Общемировые военные расходы, военный экспорт/импорт и ВВП в 2010–2017 гг. [2]

Показатели

Годы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2010–2017

Мировые военные расходы, млн долл.

1538594

1635218

1626369

1626864

1631379

1566509

1591324

1632175

12848410

Военный экспорт/импорт, млн долл.

53327,0

58741,2

56886,3

55471,5

68087,4

71661,6

85990,6

89658,9

539824,5

Мировой ВВП, млрд долл.

65650

72804

74162

76200

78251

74019

74984

79344

595413

Военные расходы в процентах от ВВП

2,34

2,25

2,19

2,13

2,08

2,12

2,12

2,06

2,16

Соотношение экспорта/импорта к ВВП, %

0,081

0,081

0,076

0,073

0,087

0,097

0,115

0,113 0

0,090

 

Россия имеет значительные границы сотрудничества в военно-технической сфере с зарубежными странами. Экспорт российского оружия в 1990-е годы осуществлялся в основном в Индию и Китай. Сегодня контракты заключены более чем с 70 странами (Венесуэлой, Бразилией, Аргентиной, Перу, Чили, Алжиром, Ливией, Сирией, Кувейтом, Иорданией, Турцией, ОАЭ, Вьетнамом, Мьянмой и др.).

Согласно докладу Стокгольмского института исследования проблем мира и конфликтов (SIPRI) ключевыми клиентами России выступают Индия (35 %), Китай (12 %) и Вьетнам (10 %).

В региональном разрезе распределение российского военного экспорта следующее: Азия и Океания – 66 %, Африка – 13 %, Ближний Восток – 11 %, Европа – 6,25 %, Северная и Южная Америка – 4,2 % [3].

Распределение мирового оборонного экспорта между странами представлено на рис. 1.

Рейтинг пяти основных стран-экспортеров по фактическому объему экспорта продукции военного назначения (ПВН) в 2010–2017 гг. представлен на рис. 2.

По оценке ЦАМТО Россия прочно удерживает второе место, средний размер экспорта вооружения за 2010–2017 гг. составляет 86,540 млрд долл. (16,04 % рынка). Особенность присутствия РФ на рынке заключается в комплексных контрактах, включающих ремонт, сервисное и материально-техническое обслуживание, поставку запчастей и т. д.

Взаимодействие в военной сфере с главными экспортерами не вызывает опасения в ближайшей перспективе. Однако с другими странами ситуация складывается не всегда однозначно.

ВТС России со странами СНГ основано на ряде соглашений между государствами – участниками Договора о коллективной безопасности. Основное производство вооружения в регионах СНГ обеспечивается Россией.

Некоторую долю вооружения РФ передает странам ОДКБ безвозмездно в рамках совместного оборонного строительства. Применяются проверенные временем формы сотрудничества, связанные с передачей вооружения, военной и специальной техники взамен пользования различными военными объектами для размещения на них военных баз Российской Федерации.

Важными партнерами в сфере военного сотрудничества России со странами СНГ выступают Белоруссия и Казахстан.

Белоруссия имеет кооперационные связи примерно с 410 российскими оборонными предприятиями. Сегодня многие виды российского оружия создаются с применением белорусских комплектующих. Российские предприятия поставляют около 4000 наименований продукции. Доля поставок из Беларуси в оборонном заказе России составляет примерно 15 % [5].

pic_yumash_1.wmf

Рис. 1. Распределение мирового оборонного экспорта между странами (на основании последнего отчета SIPRI) [4]

pic_yumash_2.wmf

Рис. 2. Рейтинг пятерки стран-экспортеров по фактическому объему экспорта ПВН за 2010–2017 гг. [2]

Сотрудничество в военно-технической области России и Казахстана на нынешнем этапе имеет ряд особенностей, связанных с закупкой Казахстаном ВВСТ зарубежных стран. Однако, несмотря на все трудности взаимодействия стран, российские поставки составляют не менее 80 %.

Россия имеет тесные связи со странами Центральной и Латинской Америки. Проникновение России вначале 2000-х гг. на рынки стран Латинской Америки имело значительную геополитическую составляющую. Активные попытки распространения на рынки вооружений в этом регионе начались в конце 1990-х гг., но масштабным успехом увенчались позднее, с составлением крупных контрактов с Венесуэлой и Перу.

Традиционными партнерами РФ являются Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Куба, Мексика и Перу. Обычно, более 60 % поставок по латиноамериканскому направлению осуществляется в Венесуэлу, затем следуют Бразилия и Перу.

Доброжелательные отношения между РФ и Венесуэлой начались с приходом к власти Уго Чавеса в 1999 г. Основу импорта сегодня составляют автоматы Калашникова АК-103, истребители Су-30МК, вертолеты Ми-17В-5, Ми-35М, Ми-26Т, танки Т-72Б, системы ПВО российского производства (БУК-М2, С-300ВМ «Антей-2500 и др.). Также следует отметить, что к 2019 г. с полной мощностью заработает завод по производству автоматов АК-103 и боеприпасов. Венесуэла станет первой страной в регионе, где будет налажено лицензионное производство автоматов [6].

Бразильский рынок вооружений является довольно крупным (Бразилия имеет 17-ую в мире и первую в Латинской Америке по мощности армию), в связи с чем, РФ повсеместно сталкивается с мощнейшей конкуренцией со стороны западноевропейских, американских и израильских поставщиков. Кроме того, Бразилия делает ставку на развитие национального ОПК, т. к. на ее территории расположено примерно 40 % всех предприятий военной промышленности Латинской Америки.

В настоящий момент Россия экспортирует в Бразилию в основном средства ПВО. Особым спросом пользуются ПЗРК «Игла-С», общий объем закупок которых составил примерно 160 единиц. В условиях конкуренции и неблагоприятной внутренней обстановки в стране российское вооружение не пользуется большим спросом. Новые президентские выборы позволят прояснить перспективы сотрудничества и экспорта российского вооружения.

Российско-перуанское ВТС сложно назвать со всей серьезностью продуктивным. В настоящее время перуанские Вооруженные Силы заинтересованы в основном в российских вертолетах. Не увеличивая ассортимент приобретаемых у России вооружений сложно совершить сдвиг в развитии взаимоотношений.

ВТС России со странами Африки представляет собой один из ключевых инструментов внешней политики на данном континенте. Ее активизация в 2000-х гг. обеспечила прогрессивный характер развития объемов экспорта вооружений, и роста внешнеполитических отношений со стороны многих стран Африки. Основными покупателями российского вооружения можно назвать: Алжир, Египет, Анголу, Уганду и Нигерию, также имеются соглашения с Мали, Мавританией, Камеруном, Зимбабве.

Перспективным направлением сотрудничества было развитие отношений со странами НАТО, позволяющее адаптировать некоторые виды российского оружия к стандартам альянса. Вместе с установлением партнерских отношений Россия проникла на ранее недоступный сегмент рынка вооружений – рынок Запада. Однако Североатлантический альянс прекратил сотрудничество по военной миссии вследствие надуманной угрозы и усиления позиций НАТО на Восток. В марте 2018 года альянс сократил миссию России при НАТО в знак солидарности с Великобританией по случаю возложения вины на Россию за отравление экс-сотрудника ГРУ С. Скрипаля.

Несмотря на все положительные стороны сотрудничества России с иностранными государствами, поставленные цели не всегда реализуемы по ряду причин.

После распада СССР на территории РФ осталось более 60 % предприятий прежнего ВПК, которые производили 80 % военной продукции, и 70 % его научных организаций [7]. Тем не менее, за пределами России оказались многие ключевые предприятия по разработке и производству важнейших видов военной продукции (прежде всего на Украине и в Белоруссии).

Переломным моментом в военно-техническом сотрудничестве России со странами СНГ стал переворот на Украине. Перед Россией встала задача замены в российском ОПК украинских комплектующих своими. К концу мая 2017 г. РФ полностью заместила более 50 % комплектующих, ввозимых с Украины. Ликвидировать зависимость от Украины предполагается к началу 2019 гг. [8].

Одним из тормозящих факторов для развития ВТС России со странами Латинской Америки является США, которые предполагают введение против государств региона экономических и политических санкций. C целью увеличения доли своего вооружения в странах данного региона, РФ принимает участие в различных региональных выставках.

В Бразилии российское вооружение не пользуется большим спросом, однако ситуация может измениться в связи с предстоящими президентскими выборами. Перу не стремится заключать новые контракты с РФ, поэтому сотрудничество на данный момент выглядит весьма нечетким.

В Африке лидирующие позиции занимают по экспорту ВВСТ Китай, ЕС (как блок государств и по отдельности), США, Индия. В наращивании взаимодействия с Африкой так же заинтересованы Бразилия, Турция, Иран, Южная Корея, страны Залива. По объемам торгово-экономического взаимодействия на африканском континенте Россия уступает практически всем вышеперечисленным странам, внешнеторговый оборот не превышает 12 миллиардов долларов США.

К проблемам ВТС России с иностранными государствами можно отнести следующие:

– трудности с разработкой и производством продукции военного назначения;

– ужесточение конкуренции на мировом рынке вооружений;

– серьезные финансовые затраты.

По мнению экспертов, моральный и физический износ оборудования и устаревание кадрового потенциала в отраслях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в 1990-е годы оказали существенное влияние на производство, качество НИОКР и на состояние военной науки. До 80 % инвестиций составляет собственная прибыль предприятий, получаемая от продажи ВВСТ на рынке вооружений. Бюджетные средства по статье «Национальная оборона» не могут решить всех накопившихся проблем.

Все дозволенное поведение «хозяев» рынка, развитых стран Западной Европы и США, а также появление новых игроков приводит к ужесточению конкуренции. К новым соперникам можно отнести Китай, как динамично развивающуюся страну, формирующую собственный оборонно-промышленный комплекс. Израиль, экспортирующий оружие в Азию, и в частности в Индию и Китай, являющиеся партнерами РФ, сегодня выступает важным конкурентом России.

На страны, желающие сотрудничать с Россией в военно-технической сфере, оказывается беспрецедентное давление с целью уничтожения конкурента, подрыва обороноспособности государств, отставание в военной сфере.

Следует заметить, что российские военные предприятия успешно работают даже в условиях политических провокаций и экономических диверсий, укрепляя ВТС.

Основным критерием выбора для потенциальных заказчиков в условиях усиливающейся конкуренции служит эффективность реального боевого применения техники. Российское оружие демонстрирует надежность и широкие возможности в ходе военных действий в Сирии. Практический боевой опыт необходимо использовать для разработки перспективных видов продукции военного назначения в особых условиях применения.

Недобросовестная конкуренция приводит к искусственному затруднению финансовых расчетов, барьерам в логистике, обеспечении прав интеллектуальной собственности и т. д., что влечет дополнительные издержки и усложняет работу российских субъектов военно-технического сотрудничества [9]. В условиях политической турбулентности в военно-технической сфере не исключены случаи:

– несанкционированного использования объектов интеллектуальной деятельности в интересах национальной безопасности, предусмотренные законодательством большинства государств;

– возникновение сложности применения судебных санкций к третьим лицам, которым секретная информация стала известна в результате неосторожных или умышленных действий лиц, ею владеющих;

– законодательство иностранных государств может не рассматривать РФ в качестве субъекта права на информацию, составляющую коммерческую тайну.

В целях инновационного развития производства, финансовой стабильности и усиления кооперации, произведены структурные преобразования в ОПК, заключающие в едином руководстве основных холдингов. Ряду ведущих объединений предоставлено право внешнеторговой деятельности, что способствует повышению их самостоятельности в переговорах и оперативности контрактной работы. Облегчается взаимодействие для иностранных заказчиков, включая все этапы сотрудничества (от маркетинга до обслуживания и ремонта поставляемой техники). Оборонные предприятия, осуществляющие внешнеторговую деятельность, несут полную ответственность за качество продукции и четкое соблюдение условий контрактов.

Особое внимание, для укрепления позиций России на рынке вооружений, акцентируется на четком взаимодействии непосредственно с заказчиками вооружения и военной техники. В 2017 году по линии «Рособоронэкспорта» в России работало более 400 иностранных делегаций из 70 стран мира [10]. Немаловажная роль в эффективном сотрудничестве с зарубежными коллегами принадлежит дипломатическим работникам.

Важнейшим элементом системы военно-технического сотрудничества является экспорт образовательных услуг в военной сфере. Сегодня в вузах Минобороны получают знания около восьми тысяч зарубежных специалистов. Из них примерно треть – военнослужащие государств – членов ОДКБ [11].

Подготовка военных кадров с практическим применением российского вооружения является приоритетным направлением развития сотрудничества в военной сфере.

В целях укрепления ВТС необходимо:

– осуществление корректировки государственной политики в области ВТС с учетом новых изменений на мировом рынке вооружений и внешнеполитической обстановки, продолжающихся процессов глобализации;

– недопущение агрессивной конкуренции, политического прессинга импортеров российского оружия, необоснованной дискредитации российской продукции военного назначения;

– позиционирование ВТС как института взаимодействия стран в целях достижения региональной и глобальной безопасности, в том числе в вопросах недопущения терроризма, наркоторговли и т. д.;

– расширение участия российских субъектов ВТС в международных кооперационных связях для продвижения российского оружия или иностранных систем с российскими компонентами на мировой рынок, включая взаимный обмен отдельными технологиями и лицензиями;

– использование гибкой системы ценообразования продукции военного назначения, широкое применение льгот и преференций в налогообложении предприятий ОПК, освобождение от уплаты таможенных сборов импортного технологического оборудования, не производящегося в РФ, используемого в целях повышения эффективности ОПК;

– укрепление позиций России в международных режимах контроля над оборотом оружия.

С учетом предложенных мероприятий, используя прогнозную экстрополяцию и метод наименьших квадратов разработан прогноз военного экспорта России на 2019–2020 гг. (рис. 3).

Прогноз основывается на положительной динамике продажи ПВН на рынке вооружения до введенных санкций. Y означает фактические значения ряда динамики, Yрасч. – расчетные (сглаженные) значения ряда динамики. Объем экспорта ВВСТ РФ на мировом рынке должен достичь к 2020 г. 12615,5 млн долл.

Пессимистичный прогноз с учетом сложившейся обстановки в мире представлен на рис. 4.

Прогнозное значение объема продаж Россией военной продукции при углубляющихся международных конфликтах в 2020 г. составит 11619,12 млн долл.

pic_yumash_3.tif

Рис. 3. Прогноз военного экспорта России на 2019–2020 гг. (оптимистичный)

pic_yumash_4.tif

Рис. 4. Прогноз военного экспорта России на 2019–2020 гг. (пессимистичный)

Выводы

Военно-техническое сотрудничество РФ с иностранными государствами является средством обеспечении безопасности государства и укрепления его позиций на мировой арене. Поставки вооружения на внешние рынки осуществляются Россией на основе всестороннего анализа складывающейся международной обстановки, ситуации в различных регионах мира в целях недопущения и ликвидации конфликтов на начальных этапах.

Россия будет активно развивать военно-техническое сотрудничество со всеми заинтересованными странами, в том числе в самых высокотехнологичных сегментах, оставляя за собой проверенную временем репутацию честного, делового партнера, строго соблюдающего контрактные и международно-правовые обязательства. Однако вопросы глобальной безопасности будут превалировать над коммерческими интересами.