Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

CRIMINAL PENALTIES FOR MINORS

Kirilenko V.S. 1 Zatoulivetrov E.V. 1
1 Institute of Postgraduate Education and Training (DSTU)
The relevance of writing this course work, and the scientific research conducted within it, is as follows – with the adoption of the Criminal Code of the Russian Federation in 1996, the categorical apparatus of Russian criminal law has been updated with a number of qualitatively new, not previously encountered concepts and categories. Among such major innovations is a definition known as «other measures of a criminal law nature». At the moment, the legislator has not defined the concept, and signs of such measures. In the legal literature there is a large number of works devoted to this topic, but different researchers understand this term differently. With the adoption of the Federal Law of July 27, 2006 № 153-FZ, section 6 of the Criminal Code of the Russian Federation acquired the title «Other criminal law measures», however, in the theory of criminal law, the question of a complete list of other measures still remains open, and the Section Chapter 15.1 «Confiscation of property» causes great controversy, both on the part of theorists and practical workers. The current legislative tendency to expand the measures replacing, supplementing punishment, as well as alternatives to it, and the rejection of the fight against crime exclusively repressive measures should be recognized as very significant because it significantly expands the possibilities of criminal law to counter crime.
criminal law
punishment
justice
administration of justice
fine
decision
improvement
planning
innovation
1. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 13.06.1996 №?63-ФЗ, ред. от 28.12.2013. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (28.12.2018).
2. Арефинкина Е.Г. Индивидуализация назначения наказания несовершеннолетним. М., 2009. 223 c.
3. Пудовочкин Ю.Е., Пирвагидов С.С. Понятие, принципы и источники уголовного права: сравнительно-правовой анализ законодательства России и стран Содружества Независимых Государств. СПб., 2003. С. 132–133.

Применение уголовных наказаний для несовершеннолетних является исключительной и единственно возможной мерой, если другие методы исправления несовершеннолетнего правонарушителя были исчерпаны. Принимая во внимание психофизиологические особенности подростков, уголовное законодательство ограничивает диапазон наказаний, применяемых к несовершеннолетним, поэтому виды наказания, назначаемые несовершеннолетним (ст. 88 Уголовного кодекса Российской Федерации) [1]:

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) ограничение свободы;

е) лишение свободы на определенный срок.

Таким образом, им нельзя назначать следующие наказания, предусмотренные ст. 44 УК РФ: лишение права занимать определенные должности; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; ограничение по военной службе; содержание в дисциплинарной воинской части; пожизненное лишение свободы; смертную казнь.

Еще одной особенностью является также смягчение наказания для несовершеннолетних правонарушителей, которое заключается в сокращении сроков и более мягких условиях отбывания наказания в случаях лишения свободы. Недопустимо наложение уголовного наказания на несовершеннолетнего в том случае, если представляется возможным исправить его с помощью обязательной или исправительной работы, а также в случае штрафов и т. д. Рассмотрим более подробно конкретные наказания, применяемые к несовершеннолетним.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает снижение размера штрафов, налагаемых на несовершеннолетних. Этот вид наказания применяется к несовершеннолетним, которые имеют самостоятельный заработок или имущество, которое может оцениваться в размере от нескольких тысяч до пятидесяти тысяч рублей или иным доходом несовершеннолетнего, осужденного на срок от двух недель до шести месяцев. Обязательная работа предполагает выполнение трудовой деятельности, направленной на исправление будущего преступного поведения несовершеннолетних, и осуществляется в условиях их свободного от учебы или основной работы. Выполнение обязательных работ несовершеннолетними должно осуществляться только в районе его проживания и соблюдения норм действующего трудового законодательства.

Для лиц, в возрасте до 15 лет, сроки обязательных работ не должны превышать двух часов в день, а в возрасте от 15 до 16 лет – 3 часов в день. Максимальный срок выполнения исправительных работ, за которые может быть осужден несовершеннолетний, – не более одного года. Минимальный срок коррекционной работы для несовершеннолетних такой же, как и для взрослых, – два месяца. Только подростки, достигшие 15-летнего возраста, могут быть приговорены к исправительным работам. Исправительный труд не распространяется на несовершеннолетних студентов. В последние годы использование исправительных работ для несовершеннолетних сократилось. Поскольку суд должен учитывать, имеет ли осужденный постоянную работу или реальную возможность найти работу.

При осуждении несовершеннолетнего к лишению свободы это наказание не может превышать 10 лет. Минимальный срок лишения свободы для несовершеннолетних, как и для взрослых, составляет шесть месяцев.

При избрании меры уголовно-правового воздействия в отношении несовершеннолетнего принимаются во внимание специфические обстоятельства, имевшие существенное значение для формирования его личностной позиции и мотивации преступного поведения, с тем, чтобы не только определить ему справедливое наказание, но и найти и устранить причины совершения им преступления.

Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего — это прежде всего обстановка, в которой проходило становление его личности: наличие в семье, в школе, в ближайшем окружении несовершеннолетнего более или менее благоприятных условий для нравственного формирования личности, включая материально-бытовые условия, выполнение родителями обязанностей по воспитанию и т. п.

Уровень психического развития несовершеннолетнего определяется экспертным путем. На меру наказания могут повлиять, в частности, отставание несовершеннолетнего в психическом развитии, общее состояние его здоровья, особенности мыслительной деятельности или эмоционально-волевой сферы осужденного, запас имеющихся у него знаний и представлений.

Под иными особенностями личности, которые суд должен учитывать при определении меры наказания несовершеннолетнему, понимаются прочие, кроме уровня психического развития, возрастные особенности несовершеннолетнего: его отношение к работе и к учебе, к окружающим, к существующим в обществе ценностям, поведение в процессе и после совершения преступления, способность и готовность к социальной адаптации, к позитивному поведению в сложных и конфликтных ситуациях.

Наказание в виде лишения свободы отбывается несовершеннолетними отдельно от взрослых в колониях двух типов: несовершеннолетние мужчины, впервые осужденные к лишению свободы, и несовершеннолетние женщины в воспитательных колониях общего режима; Несовершеннолетние, которые ранее отбывали наказание в виде лишения свободы, содержатся в воспитательной колонии.

В отличие от взрослых лица, совершившие преступление несовершеннолетним, не могут быть приговорены к тюремному заключению.

Осужденные, достигшие 18-летнего возраста, как правило (по приказу начальника воспитательной колонии, санкционированного прокурором), остаются в колонии для отбывания наказания, но не более, чем до достижения возраста 21 года. года. Осужденные с отрицательной характеристикой, достигшие 18-летнего возраста (по решению суда), переводятся для дальнейшей работы из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима.

Подводя итоги проделанной работы, стоит отметить, что основными формами реализации мер ответственности для несовершеннолетних правонарушителей должны быть исключительно уголовно-правовые меры. Если вы выбираете необходимое наказание для лица, совершившего преступление, вы должны руководствоваться индивидуальными качествами и особенностями несовершеннолетнего. Важно отметить, что часто несовершеннолетние совершают преступления из-за влияния «плохой» среды, в зависимости от индивидуальных психофизических отклонений или для исправления своего финансового состояния. Вот почему для несовершеннолетних наиболее важной формой воздействия должно быть принуждение к поведению, одобренное обществом и его отдельными членами, посредством системы корректирующих мер воздействия, направленных на его исправление, в связи, с чем крайне необходимо расширять практику применения принудительных мер воспитательного воздействия как форму реализации мер уголовной ответственности. Данный вывод вытекает из двух основных положений. Во-первых, лишение и ограничение правового статуса несовершеннолетнего не всегда способствует его исправлению. Во-вторых, социально-психологические особенности несовершеннолетних позволяют достигать целей исправления и предупреждения путем принудительно-воспитательных мер воздействия с элементами кары за совершенное преступление, что более эффективно и достигает целей предупреждения преступлений данными лицами в будущем не только по причине страха перед наказанием, но и в силу определенного уровня правосознания, которое должно развиться в результате корректирующих мер[2].

Также важно, что стремление к созданию правового и демократического государства в нашей стране немыслимо без детального анализа российского законодательного опыта, который должен обеспечить создание системы необходимых демократических институтов государства и общества. Кроме того, конечно, он дает им правовой режим деятельности, который развивает судебную власть, доступную для всех в стране. В то же время большое значение имеет законотворческая деятельность, связанная с принятием законов в области уголовного права, которые защищают общественные отношения от всевозможных преступных посягательств. Такая защита реализуется через угрозу ответственности, а также за угрозу и реальное наказание для лиц, совершивших преступление. Здесь важно, чтобы уголовная ответственность как предупредительный и сдерживающий фактор была как можно более ясной и понятной, и, кроме того, все те аспекты, которые не способны дать решения нашему уголовному праву, должны быть исключены из этой категории (а именно, ее основы). задачи или будут выполнять их не полностью [3].

Отдельно хочу сказать, что уже в школьном возрасте необходимо вести просветительскую работу по профилактике преступлений с детьми и повышать уровень их правовых знаний. Эта мера может помочь привить понимание серьезности наказания за преступления. Также необходимо повысить уровень жизни в провинциальных районах, создать рабочие места для молодых выпускников. Необходимо организовать политику молодежных организаций по предупреждению преступлений, которые активно вовлекают молодежь в общественную, спортивную и творческую деятельность.

Также требуется, по возможности, сбросить с учителей «бумажную» работу, чтобы они смогли больше времени уделять воспитанию и обучению детей. Важно на государственном уровне организовать поддержку молодежных организации патриотической и военно-патриотической направленности. Определенные шаги в этом направлении уже предприняты, например, изданием постановления Правительства РФ № 1493 «О патриотическом воспитании».