Введение
Проектная деятельность сопряжена с ограничениями по срокам и стоимости, при этом каждый проект нацелен на получение уникального конечного результата. В связи с этим проекты являются чувствительными к любым незапланированным изменениям внутреннего и внешнего характера. Процесс управления экономической безопасностью проектной деятельности нацелен на снижения последствий от негативного воздействия таких изменений. Экономическая безопасность проекта в теории недостаточно разработана и описана, а на практике, зачастую, может и игнорироваться. При реализации инвестиционных проектов, мегапроектов, это может привести к неготовности противостоять негативным факторам воздействия, увеличению финансовых потерь, изменению целей проекта либо невозможности его реализации.
На наш взгляд, управление экономической безопасностью проектной деятельности позволяет обеспечить устойчивость системы, способность к быстрому и эффективному реагированию на угрозы и сохранению высокой вероятности успешной реализации проекта. Поэтому вести научные исследования в данном направлении является целесообразным.
Целью исследования является разработка управленческих действий при регулировании экономической безопасности проектной деятельности.
Задачи: выявить проблемы управления безопасностью; определить структурные элементы системы экономической безопасности проектов; разработать этапы процесса управления экономической безопасностью проекта.
Научная новизна данной работы заключается в систематизации структурных элементов экономической безопасности и разработке алгоритма управленческих действий по управлению экономической безопасностью в рамках реализации проектов.
Материал и методы исследования
При проведении научного исследования были использованы монографический метод, методы анализа и синтеза.
Значимость работы определяется необходимостью разработки такого воздействия на проектную деятельность, которое позволило бы эффективно использовать ресурсы и обеспечивало бы защищенность от внешних и внутренних рисков и угроз.
Результаты исследования
и их обсуждение
Процесс стратегического управления на предприятии начинается с формулировки миссии, постановки долгосрочных целей и задач, разработки стратегии для их достижения. Зачастую стратегия осуществляется через проектную деятельность, которая в основном направлена на создание уникального конечного результата в рамках определенных ограничений по стоимости, времени и ресурсам. Экономическую безопасность проектной деятельности следует рассматривать как состояние экономической системы, которое позволяет ей эффективно достигать поставленных целей в рамках существующих ограничений.
В системе экономической безопасности проектной деятельности можно выделить следующие структурные элементы:
1. Объект экономической безопасности – экономическая система в целом и ее отдельные составляющие. Под системой в рамках проектной деятельности может рассматриваться как отдельно проект (портфель проекта, программа), так и предприятие внутри которого осуществляется проект. Таким образом, если проект осуществляется обособлено без привязки к конкретному предприятию, то речь идет об экономической безопасности данного проекта. Если проект осуществляется в рамках действующего предприятия собственными силами, то экономическую безопасность проекта следует рассматривать как часть системы предприятия. Если проект осуществляется в рамках действующего предприятия с привлечением сторонней организации, то экономическую безопасность целесообразно рассматривать отдельно для проекта и для предприятия-заказчика с последующей оценкой влияния этих систем друг на друга.
2. Под субъектом экономической безопасности в проектной деятельности понимаются активные участники проекта, принимающие управленческие решения. К ним относятся:
– заказчик и различные его роли: инвестор, генеральный заказчик и т. п.
– исполнитель и различные его роли: генеральный подрядчик, субподрядчик и т. п.
– команда проекта – специальная организационная структура, создаваемая на период выполнения проекта и включающая в себя управленческий и технический персонал из представителей заказчика и (или) исполнителя.
3. Угрозы экономической безопасности, под которыми мы будем понимать объективные факторы (события) негативного воздействия на объект безопасности, которые могут вызвать опасные последствия (потери). Источниками угроз экономической безопасности на проекте могут быть технологии, бизнес-процессы, персонал, внешняя среда.
4. Нормативные показатели экономической безопасности проекта – это
набор показателей, превышение которых может повлечь негативные изменения свойств объекта, получение ущерба.
5. Инструменты управления экономической безопасностью проекта – это меры, направленные на нейтрализацию внутренних и внешних угроз, позволяющие с наименьшими потерями осуществить изменения в основных процессах проекта с целью его сохранения и достижения запланированного результата.
6. Материальная база экономической безопасности проекта состоит из материальных и человеческих ресурсов, финансовых ресурсов, бюджета проекта, информационной базы.
7. Экономическая безопасность проекта рассматривается с точки зрения различных функциональных областей проекта, к которым можно отнести управление сроками, стоимостью, содержанием, качеством, персоналом, коммуникациями, поставками [2]. Каждая из функциональных составляющих экономической безопасности проекта характеризуется своим содержанием, критериями и методами обеспечения.
Последствия нарушений экономической безопасности могут выходить за рамки проекта, если это мегапроекты, и оказывать влияние на муниципальные, региональные, государственные и межгосударственные экономические системы.
Степень влияния угрозы на экономическую безопасность проекта с точки зрения изменения его ключевых параметров: сроков, ресурсов, бюджета и качества, может быть незначительной, умеренной или катастрофической.
При незначительном влиянии не происходит нарушение графика проекта, превышение бюджета, снижения качества продукта. Решение возникших проблем экономической безопасности не приводит к изменению ключевых параметров.
Умеренная степень влияния может повлечь за собой увеличение сроков, стоимости, снижения качества конечного продукта, дефицит ресурсов. В этом случае необходимо утверждение и внесение изменений в параметры проекта, возможно, согласование новых параметров со спонсором и заказчиком проекта.
Катастрофическое влияние угрозы на экономическую безопасность проекта может привести к его закрытию, изменению целей, замене или отказу от запланированного продукта.
Управление экономической безопасностью проекта тесно связано с такими функциональными областями как управление рисками и управление изменениями.
В целом процесс управления экономической безопасностью в рамках реализации инвестиционного проекта может иметь следующий алгоритм действий [1]:
1. Планирование управлением экономической безопасностью. План может содержать описание следующих составляющих: стратегический контекст, организационный контекст, цели и задачи, ссылки на нормативные документы, взаимосвязь с другими процессами, распределение ответственности, сроки и бюджет, отчетность и оценка управления экономической безопасностью, разработка критериев.
2. Идентификация угроз экономической безопасности: что может произойти? Как это может произойти? Идентификация угроз должна осуществляться регулярно и непрерывно на протяжении всей жизни проекта с объективным, точным и полным их описанием. Все выявленные угрозы должны быть задокументированы. При идентификации необходимо опираться на опыт предыдущих проектов, анализ текущего проекта, анализ хозяйствующего субъекта, в рамках которого осуществляется проект, анализ возможных будущих условий хозяйствования.
3. Анализ угроз экономической безопасности с целью определения их уровня. При анализе экономической безопасности проектов необходимо использовать имитационные и аналитические методы анализа. Рекомендуется использовать сценарный метод для определения в первую очередь негативных вариантов развития событий. На выходе процесса анализа получают оценку последствий реализации угроз на устойчивость проекта и достижение его целей.
4. Оценка угроз экономической безопасности: сравнение с принятыми нормативными показателями, установление приоритетности.
5. Разработка мер реагирования: разработка мероприятий по управлению выявленными угрозами, назначение ответственных, сроков и условий реализации мероприятий.
Существуют несколько основных подходов к реагированию на угрозы [3]:
– уклонение. Например, отказ от выполнения проекта, изменение требований к функциональным областям проекта;
– распределение или передача. Например, хеджирование;
– снижение. Например, лимитирование объемов использования ресурсов, времени;
– принятие. Например, если угроза экономической безопасности по финансовым последствиям приемлема для хозяйствующего субъекта, то данную угрозу можно принять без разработки мер реагирования.
При выборе методов реагирования необходимо сопоставлять финансовые последствия от реализации угрозы экономической безопасности с затратами на мероприятия по их снижению или устранению. Это основное условие для выбора мер реагирования.
6. Мониторинг и контроль осуществляются на каждом из этапов процесса управления экономической безопасностью проекта. При этом можно выделить:
– предварительный мониторинг на стадии планирования проекта;
– текущий мониторинг с целью отслеживания промежуточного состояния экономической безопасности проекта;
– итоговый контроль по завершении проекта с целью выявления влияния результатов проекта на экономическую безопасность хозяйствующего субъекта, в рамках которого реализовывался проект.
Организация системы управления экономической безопасностью проекта приводит к повышению стоимости проекта, поэтому необходимо четкое обоснование предлагаемых мероприятий с точки зрения потенциального ущерба.
Выводы (заключение)
В проведенном исследовании цель достигнута путем разработки управленческих действий по регулированию экономической безопасности проектной деятельности. Внедрение процесса управления экономической безопасностью проектной деятельности может снизить последствия воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, сохранить возможность достижения запланированного результата без изменения сроков, стоимости и качественных показателей проекта.
В дальнейшем необходимо продолжить исследование по конкретизации регламента процесса управления экономической безопасностью проектной деятельности и необходимых показателей для оценки экономической безопасности.