Введение
Обеспечение стабильных транспортно-логистических потоков и эффективных каналов дистрибуции в российском и, в частности, в крымском экономическом пространстве, в современных условиях затруднительно, что обусловлено рядом факторов, в том числе политического характера, а также текущим состоянием инфраструктуры, которое обусловливает дополнительные издержки перевозчиков. Однако, процессы развития инфраструктуры, которой имманентны высокие интеграционные свойства, и, в частности, морского транспорта должны быть опережающими, с целью обеспечения долговременного устойчивого развития государства и создания полноценного жизнеобеспечения населения. Это непременно должно учитываться при стратегировании развития морского транспорта и логистики, что актуализирует построение концептуальной модели стратегического развития морского транспортного комплекса, формулирование стратегических приоритетов и выбор механизма достижения поставленных целей. Приоритизация целей и направлений развития, организация и координации материальных, финансовых, информационных и логистических потоков и в рамках морской транспортно-логистической системы любого приморского региона не теряет своей актуальности.
Цель исследования: сформировать стратегию развития морского транспорта и логистики в Крыму с обоснованием направлений стратегического развития и механизма реализации.
Материал и методы исследования
Исследование основано на использовании принципов системного подхода как наиболее соответствующего решению поставленной научной проблемы, поскольку позволяет учесть специфику деятельности, отразить полиструктурность транспортно-логистического комплекса, концептуализировать стратегическое развитие морского транспорта и логистики, отразив взаимодействие видов деятельности по созданию транспортно-логистического продукта, сформулировать подход к кластеризации в данной сфере, обозначить участников и эффекты от функционирования кластера для заинтересованных сторон.
Результаты исследования и их обсуждение
На основе проведенного исследования факторов, обусловивших проблемную ситуацию в морском транспортном комплексе Крыма, в качестве стратегических направлений развития морского транспорта и логистики в регионе возможно выделить (рис. 1): развитие интермодальных перевозок грузов и расширение объемов пассажирских перевозок, повышение качества транспортно-логистических услуг, расширение ассортимента транспортных и других сервисных услуг. Кроме того, в качестве направления, развитие которого возможно в постсанкционный период либо при разработке организационного механизма полного или частичного «обхода» санкционных мер, следует назвать возобновление экспортно-импортных транзитных грузоперевозок с привлечением значительного объема грузовой базы на крымский сегмент Азово-Черноморского направления.
С целью повышения качества транспортно-логистических услуг в регионе, на наш взгляд, необходимо сосредоточить усилия на: совершенствовании компетенций персонала комплекса и трудовых ресурсов региона путем внедрения образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования в транспортно-логистической сфере, что можно осуществить на базе ФГБОУ ВО «КГМТУ» (Керчь) (магистерские программы по морскому транспорту и логистике, программы повышения квалификации персонала в рамках дополнительного послевузовского образования в части бизнес-планирования, оценки рисков и инвестирования и т. д.); на синхронизации функционирования разных подсистем транспортного комплекса региона; на создании в г. Керчь логистического центра для снижения затратности перевозок грузов.
Расширение ассортимента транспортно-логистических и сервисных услуг мы видим в продвижении яхтенного и круизного туристского продукта на малотоннажных судах по Южному берегу Крыма и Черноморскому побережью Кавказа, а в перспективе на круизных лайнерах с удлинением и повышением разнообразия маршрутов следования.
Круизный туризм необходимо рассматривать как значимый элемент туристского рынка, его эффективное развитие возможно лишь на основе структурирования бизнес-процессов, в том числе обеспечивающих и приоритизации процессов, проектов и мер, которые в наибольшей степени поспособствуют стратегическому развитию и повышению конкурентоспособности крымского транспортно-логистического продукта [2].
На рис. 2 представлена структурно-логическая модель концептуализации стратегического развития морского транспорта и логистики в Крыму, в которой схематично изложены основные положения, включающие: четкое формулирование цели (и подцелей – стратегических, тактических и оперативных) и соответствующих этим целям задач; выделены основные ориентиры и обозначены стратегические приоритеты; сформулированы принципы, методы и ожидаемые результаты реализации выбранного стратегического курса, а также указано необходимое обеспечение реализации комплекса мер по стратегическому развитию.
Так, достижение главной цели – обеспечение стратегического развития морского транспорта и логистики приведет к повышению результативности функционирования морского транспорта и логистики; увеличению грузо- и пассажирооборота; повышению качества транспортно-логистических услуг; росту инновационной активности предприятий; повышению уровня жизни населения; повышению уровня занятости в регионе; завоеванию лидирующих позиций на мировом рынке транспортно-логистических услуг и др. Это потребует решения ряда задач, таких как: оценка современного состояния развития морского транспорта и логистики; моделирование сценариев развития; мониторинг развития морского транспорта и логистики и качественного уровня морского транспортно-логистического продукта.
При этом стратегическими приоритетами предлагается считать инновационное развитие и развитие кадрового потенциала, гармонизацию законодательства с международными стандартами и правовыми нормами, разработку интегрированной системы сбора и систематизации информации по функционированию и развитию морского транспорта и логистики, формирование морских транспортно-логистических кластеров, создание инфраструктуры и улучшение её качественных характеристик. Все приоритеты следует рассматривать как единый комплекс взаимосвязанных задач, формирование организационно-экономического механизма решения которых в рамках перспективного кластера с помощью адаптации современных подходов к публично-частному партнёрству. Это особенно актуально, ибо качественные изменения инфраструктурных объектов возможны при формировании действенной системы объединения усилий государства и частного капитала путем повышения привлекательности комплекса для частных инвестиций.
Итак, повышение конкурентоспособности морского транспортно-логистического продукта на рынке транспортно-логистических услуг возможно при достижении синергетического эффекта от усилий разнообразных заинтересованных сторон и контактных аудиторий, что путем кластеризации как современного механизма создания интеграционных объединений в морском транспортно-логистическом комплексе и позволит обеспечить стратегическое развитие по предложенным направлениям (рис. 3) [3–6]. Взаимосвязь и взаимозависимость участников кластера обеспечат основу для долгосрочного сотрудничества и внутрикластерной кооперации, высокая динамичность внешней среды заставит кластер самоорганизовываться на основе корпоративных принципов, а конкурентная среда обусловит целесообразность комплексного использования ресурсов для создания конкурентоспособного инновационного транспортно-логистического продукта, приносящего прибыль всем участникам кластера.
Рис. 1. Стратегические направления развития морского транспорта и логистики в регионе [1]: направления, развитие которых возможно в постсанкционный период либо при разработке организационного механизма полного или частичного «обхода» санкционных мер
Рис. 2. Структурно-логическая модель концептуализации стратегического развития морского транспорта и логистики в Крыму
Рис. 3. Ключевые компоненты организации морского транспортно-логистического кластера
При этом на уровне разных групп участников возможно дифференцировать эффект от создания морского транспортно-логистического кластера для его участников. Так, рисунке 4 представлен эффект для научных и образовательных структур, социальный и экономический эффекты от создания кластера для предприятий и организаций морского транспорта и логистики, а также для региона в лице органов власти.
Для достижения цели развития, получения эффекта всеми участниками перспективного кластера и реализации стратегических направлений развития морского транспорта и логистики в Крыму, на наш взгляд, менеджменту предприятий морского транспорта и логистики, региональных и муниципальных органов власти необходимо следовать представленным в таблице практическим рекомендациям.
Рис. 4. Эффект от создания морского транспортно-логистического кластера для его участников
Практические рекомендации для менеджмента предприятий морского транспорта и логистики, региональных и муниципальных органов власти Крыма
Заинтересованные стороны |
Рекомендуемые направления приложения усилий |
Морские порты |
– создание технологической платформы и формирование регионального смешанного кластера на базе морских портов; – создание современного пассажирского терминала в каждом приморском городе |
Судостроительные и судоходные компании |
– строительство новых судов (на первом этапе малотоннажных); – ускоренное техническое переоснащение имеющихся грузовых и пассажирских судов; – создание системы стабилизации качки с целью достижения максимального комфорта пассажиров в море в любую погоду; – использование технологичных спутниковых систем навигации, которые позволят капитану и команде полностью контролировать любую ситуацию и принимать своевременные решения |
Логистические компании |
– организация уникального варианта предоставления логистического сервиса; – сочетание беспроводных мобильных и цифровых мультимедийных технологий с различными профессиональными сервисами |
Основные направления государственной поддержки субъектов предоставления транспортно-логистического продукта |
|
Государство, муниципалитеты |
Создание благоприятных нормативно-правовых и финансово-экономических условий для деятельности хозяйствующих субъектов, а именно: – развитие системы эффективного кредитования: а) предоставление государственных гарантий на привлечение кредитов, б) предоставление отсрочек по расчетам для постройки современных судов и модернизации терминалов и другие меры; – развитие системы лизинга грузовых и пассажирских судов, построенных на отечественных верфях, путём создания специальных лизинговых фондов с государственным капиталом; – внедрение современных механизмов регулирования рынка морских перевозок на основе механизмов из международной практики; – создание системы подготовки кадров, поддержка инициатив по созданию новых образовательных программ в части морского транспорта и логистики на базе образовательных учреждение региона, при необходимости привлечение высококвалифицированных кадров, в том числе зарубежных; – разработка программ развития логистики и морского туризма |
Заключение
Итак, обеспечение стратегического развития морского транспорта и логистики Крымского региона на основе целевой ориентации на представленные стратегические приоритеты приведет к повышению результативности функционирования комплекса; увеличению грузо- и пассажирооборота; повышению качества транспортно-логистических услуг; росту инновационной активности предприятий; повышению уровня жизни населения; повышению уровня занятости в регионе; завоеванию лидирующих позиций на мировом рынке транспортно-логистических услуг и др. Повышение конкурентоспособности морского транспортно-логистического продукта на рынке транспортно-логистических услуг возможно при достижении синергетического эффекта от усилий разнообразных заинтересованных сторон и контактных аудиторий, что путем кластеризации как современного механизма создания интеграционных объединений в морском транспортно-логистическом комплексе и позволит обеспечить стратегическое развитие по предложенным направлениям. При этом весьма актуальны дальнейшие исследования по адаптации современных подходов к публично-частному партнёрству, ибо качественные изменения инфраструктурных объектов возможны при формировании действенной системы объединения усилий государства и частного капитала путем повышения привлекательности комплекса для частных инвестиций.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-02-00057 «Формирование и развитие стратегического потенциала морского транспортного комплекса Крыма».