Введение
Данная статья рассматривает проблемы и перспективы российско-китайских отношений, сложившихся с 2013 года по настоящее время.
Автор всесторонне анализирует сферы российско-китайского экономического сотрудничества (взаимная торговля, использование стратегического партнерства в газовой сфере, совместное использование энергоресурсов, межрегиональные и приграничные взаимоотношения, научно-техническое сотрудничество и т. д.).
Цель исследования: формирование целостной картины экономических взаимоотношения РФ и КНР в динамике.
Методы исследования: статистические, библиометрические, эмпирические, анализ, синтез, моделирование.
Результаты исследования
Результаты исследования представлялись на Международной научно-практической конференции «Социально-экономические системы в цифровой экономике: опыт, проблемы и направления развития» 21 марта 2019 г.
Рассматривая двухсторонние торгово-экономические отношения России и Китая в контексте последних дней, можно отметить значительный прогресс в развитии партнерских отношений между странами:
Рост темпов товарооборота, усиление межрегиональных и приграничных связей, развитие инвестиционного сотрудничества.
Наличие факторов неопределенности в мировой экономике и международной торговле, замедление темпов экономического роста в Китае, повлекли за собой определенное снижение динамики развития российско-китайских торгово-экономических отношений.
С начала коренных реформ, проводимых в России, прошло уже почти четверть века. Изменения, произошедшие в российской экономике с той поры, позиции России в мировом хозяйстве на сегодняшний день – вопросы, занимающие умы ученых, исследующих проблемы и перспективы развития двух стран. Для оценки этих взаимоотношений рассматриваются различные количественные и качественные показатели, среди которых важное значение имеет показатель участия страны в мировой торговле.
Для повышения уровня конкурентоспособности России в мировой экономике, перехода от регрессивной интеграции к прогрессивной, одним из приоритетов внешней экономической политики страны должно стать развитие международной торговли товарами и услугами. Со второй половины 20 века уровень торговли услугами определяет статус страны в мировой экономике. [1] Современные геополитические реалии повлияли на диверсификацию экономической политики России, которая находится перед выбором стратегических партнеров для своей деятельности. Одной из причин, определяющих принятие заключительного решения, является сложность перехода России к новой макроэкономической стратегии инновационного развития.
Со II половины XX века уровень торговыми услугами определяет статус страны в мировой экономике. Следует отметить, что международная торговля услугами является наиболее динамичным сектором глобальной экономики [1].
Современные геополитические реалии повлияли на диверсификацию экономической политики России, которая находится перед выбором стратегических партнеров для своей деятельности.
Одной из причин, определяющих принятие заключительного решения, является сложность перехода России к новой макроэкономической стратегии инновационного развития.
Партнеры с Запада проявляют усердие по установке препятствий на пути качественного сдвига России к технологическим границам, рядом с которыми функционирует экономика страны, толкая ее к сырьевому характеру экономики. Достигая цели инновационного развития, российская экономика вступила в фазу стратегического партнерства со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, главной из которых стала Китайская Народная Республика.
Рассматривая российско-китайские взаимоотношения в контексте последних лет, можно отметить значительные улучшения торгово-экономических отношений между двумя странами. Вектор новой российской политики – «Поворот на восток», может иметь некоторые сложности в своем направлении. Существующие определенные сложности китайской политики в связи с задачами, поставленными новым руководством Китая во главе с Си Цзиньпином, где наряду с инновационной внутренней политикой отводится большая роль внешней политике, заставляет Россию адаптироваться к новым элементам китайской политики [2] При этом российским политикам следует учесть главные проблемы российско-китайских международных отношений. Такого рода изменения в китайской политике заставляют Россию адаптироваться к новым условиям [6]. При этом российским политикам следует учесть главные проблемы российско-китайских отношений:
– неадекватное восприятие Россией Китая:
– зигзагообразность развития двухсторонних отношений;
– недостаток взаимного доверия в связи с китайской политикой относительно США.
С ростом экономической, военной и инновационной мощи Китая эти противоречия будут усиливаться. [2] России в современных условиях следует пересмотреть своё отношение к позиции Китая как во внутренней, так и во внешней политике, постараться приспосабливаться к существующим реалиям [6].
Россия, выбрав КНР своим ключевым тактическим партнером, должна принимать Китай не только как потребителя сырьевой продукции, но и как умного партнера в модернизации российской экономики.
Взаимное сотрудничество и торговое партнерство России и Китая взаимодополняемость экономик двух стран в сфере энергоресурсов, наукоемких отраслей хозяйства, тяжелой и добывающей промышленности – со стороны России и легкой промышленности, наличия дешевой рабочей силы, значительных валютных ресурсов – со стороны Китая, являются определяющими факторами российско-китайских отношений [3].
Согласно заявлению президента Российской Федерации В.В. Путина, «Российско-китайские связи сегодня, пожалуй, достигли наивысшего уровня за всю историю и продолжают поступательно развиваться. В основе партнерства России и Китая – глубокое взаимное уважение и доверие, учет ключевых интересов друг друга, заинтересованность в процветании наших стран» [2].
Взаимовыгодное экономическое сотрудничество с Китаем имеет важное значение для развития экономики России. Предполагается, что Россия будет помогать Пекину развивать область атомной энергетики, авиастроения, космоса и т. д., а Китай, в свою очередь, будет содействовать Москве в развитии альтернативной энергетики, судостроения, железных дорог и т. д. Если же рассмотреть структуру экспорта России и Китая, то можно сделать вывод не в пользу России – вследствие такой политики Россия может стать «младшим партнером» Китая. В этой связи следует создать равные экономические отношения и не допустить возобладания сырьевой роли России в отношении Китая. В этом ключе Россииследует уделить пристальное внимание развитию регионов Дальнего Востока, строительству ТОРов (территорий опережающего развития), содействию процессам импортозамещения, созданию собственной промышленности и выводу российской экономики на новый уровень. В условиях санкционированного давления Запада на Россию, КНР занимает лидирующую позицию в списке стратегических партнеров России. Китай, в свою очередь, вследствие планомерного изменения концепции социально-экономического развития страны, в лице России имеет политического союзника и важного торгового партнера.
По мнению аналитиков, в сегодняшних реалиях Россия больше нуждается в Китае, чем Китай в России. По данным таможенной статистики за период 2015 года товарооборот между Россией и Китаем снизился на 132,9 млрд долларов, т. е. на 30 % по сравнению с 2014 годом. На 2016 год Россия остается на 9 месте среди всех торговых партнеров Китая [9].
Вследствие этого, специалисты по-разному оценивают перспективы развития российско-китайских взаимоотношений. Сторонники фундаментальных российско-китайских отношений придерживаются мнения, что стратегический союз России и Китая носит долговременный характер и способствует созданию все более прочных отношений между странами.
Следует отметить, что в последние годы российско-китайское сотрудничество в энергетической сфере вышло на исключительно новый уровень, о чем можно судить по количеству проектов и подписанных двусторонних соглашений в данной области. Китай на сегодняшний день являясь одним из крупнейших мировых энергопотребителей, заинтересован в обеспечении энергетической безопасности страны и поддержании высоких темпов роста национальной экономики. Для России, как одного из ключевых поставщиков энергоресурсов, взаимовыгодное сотрудничество с Китаем в данной области дает возможность развития направлений экспорта энергоресурсов, а что важнее – импульс для инфраструктурного развития сибирских и дальневосточных регионов страны.
Значительные результаты достигнуты и в газовой сфере. 21 мая 2014 года российский газовый холдинг «Газпром» и государственная нефтегазовая компания Китая «CNPC» подписали договор купли-продажи природного газа с поставкой по «восточному» маршруту. Контракт действует 30 лет и предусматривает поставки в КНР 38 млрд кубометров газа в год (после 2018 года возможно увеличение экскорта до 60 млрд кубометров). На воплощение проекта поставок газа в Китай, России потребуются инвестиции в размере 55 млрд. долларов США (Китаю – 22 млрд долларов США), которые направятся на строительство газопроводов и обустройство месторождений, в частности газотранспортных систем «Сила Сибири» и «Алтай».
Помимо активного экономического и политического сотрудничества, руководство стран Китая и России проявляет значительное внимание активному развитию двусторонних гуманитарных связей, значение которых нельзя недооценивать в условиях негативного отношения к России. Главы обеих государств объявили 2014 и 2015 годы «годами дружественных молодежных обменов», в программу которых входят встречи медицинских и научных работников, обмены молодыми художниками и режиссерами, конференции молодых ученых.
В условиях ужесточения санкций, Россия получила огромную поддержку со стороны КНР, китайские высокопоставленные руководители выступают против антироссийских санкций Запада. Поэтому А. Денисов, посол РФ в КНР, выразил глубокую благодарность руководителю Китая за поддержку. Дипломат считает, что Россия не нуждается в помощи, но стране нужна поддержка. Несмотря на то, что РФ переживает кризис с партнерами, в том числе и Китаем, идет речь не о помощи, российско-китайские отношения строятся на условиях взаимной выгоды [5, 8].
Следует выделить четыре наиболее острых проблемы, которые сдерживают развитие российско-китайских торгово-экономических отношений.
1. Медленное развитие сотрудничества в сфере энергоресурсов. С одной стороны, подписано соглашение о строительстве ответвления от нефтепровода ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий океан) Сковородино-Дацин, по которому в Китай будет поступать в год 15 млн тонн нефти из РФ, а «Роснефть» получила кредит из КНР на сумму 25 млрд долл. США, но с другой стороны, до подписания соглашения Китайской национальной нефтегазовой корпорации «CNPC» и Газпромом 21 мая 2014 г. о поставках природного газа из РФ в КНР так и не получили развития планы строительства двух газопроводов из РФ в КНР – из Западной Сибири в Синьцзян и с Дальнего Востока на Северо-восток Китая. «Газпром» при ведении переговоров с китайской стороной посчитал, что предлагаемая «CNPC» цена за 1000 куб. м природного газа слишком низкая, во всяком случае, ниже чем на европейском рынке, и фактически отказался от дальнейшего продвижения проектов сотрудничества с КНР в газовой сфере. В результате Китай вышел на газовый рынок Туркмении и получил генеральную лицензию на разработку и добычу газа месторождения «Южный Йолотан». В настоящее время, природный газ Китай получает по построенному газопроводу из Туркменистана через Узбекистан и Казахстан. При этом «Газпром», рассчитывая на два проекта «Северный поток» и «Южный поток», испортил отношения с основными партнерами в газовой сфере, обеспечивающие как дополнительные поставки газа – Туркменистан и Азербайджан, так и транзит газа – Украина и Белоруссия. В результате «Газпром» оказался привязан к европейскому газовому рынку, не имея аналогичной альтернативы на востоке, при обострении внешнеполитической ситуации из-за событий на Украине.
В создавшихся неблагоприятных для России условиях наиболее реальным вариантом развития газовой отрасли является создание газотранспортной инфраструктуры в азиатской части России и экспорт газа в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Таким образом, на переговорах целесообразно предложить китайской стороне развивать намеченные ранее проекты российско-китайского сотрудничества в газовой сфере.
2. Требуется создание постоянной российско-китайской комиссии по координации планов социально-экономического развития между Северо-востоком Китая, российским Дальним Востоком и Забайкальем. В ходе работы комиссии необходимо запланировать развитие крупных инфраструктурных проектов в области транспорта (железные дороги, аэродромы, мосты, пограничные переходы и др.), информационных технологий и средств коммуникации, строительство современных административных зданий, включая гостиницы, обеспеченные всем необходимым для работы бизнесменов.
3. Необходимо развивать научно-техническую сферу сотрудничества между Россией и Китаем и всесторонне изучать опыт КНР по созданию зон технико-экономического развития (ЗТЭР) и зоны развития новых и высоких технологий (ЗРНВТ). Всего в КНР насчитывается 54 ЗРНВТ центрального подчинения и около 100 ЗТЭР разного уровня подчинения. Ключевое содержание этих зон в КНР – освобождение на несколько лет от всей налоговой нагрузки зарегистрированных в них предприятий, осуществляющих финансирование в развитие новых и высоких технологий. После окончания «льготного периода» предприятия имеют право выйти из зоны и реализовывать продукцию самостоятельно с уплатой всех налогов или оставаться на территории зоны при сохранении действующих налоговых льгот, продав свой продукт администрации зоны.
4. В российско-китайских отношениях одной из нерешенных проблем является защита интеллектуальной собственности. Необходимо на правительственном уровне принять решение о взаимном признании патентов, полученных в РФ и КНР. Это значительно ускорит передачу готовых разработок по лицензионным соглашениям. Для реализации научно-технического сотрудничества представляется целесообразным сформировать российско-китайскую группу по научно-техническому сотрудничеству с обязательным привлечением ученых с мировым именем, долгое время работающих в КНР и хорошо знающих китайские реалии.
5. Особое внимание следует уделить развитию приграничной и межрегиональной торговли, а также вопросам поставки в КНР топливно-энергетических ресурсов и российских достижений в сфере высоких технологий в обмен на инвестирование с китайской стороны крупных инфраструктурных проектов в области транспорта на территории Дальнего Востока и Сибири, а в частности, развития газопроводов, нефтепроводов, железных дорог, морских портов, пограничных переходов, путем использования китайского опыта при создании зон свободной торговли и зон экспортной переработки на российских территориях, прилегающих к российско-китайской границе в Читинской, Амурской областях, Еврейском АО, Приморском и Хабаровском краях.
Развитие российско-китайских приграничных и межрегиональных торгово-экономических отношений в последние два десятилетия играет важную роль не только для повышения эффективности российского участия в международном разделении труда, но и прежде всего, для смягчения возникших в постсоветский период внутренних социально-экономических диспропорций. Приграничные районы Китая и России в настоящее время решают сходные по своему характеру масштабные задачи в рамках осуществляемых региональных программ – для России -программа социально-экономического развития российского Дальнего Востока и Забайкалья, для Китая – программа развития старой промышленной базы Северо-востока Китая. Координация этих программ позволит решить самую важную проблему торгово-экономических отношений – диверсификацию и облагораживание структуры внешней торговли между РФ и КНР, основной характерной чертой которой является преобладание в экспорте российских регионов природных ресурсов, а в китайском импорте – продукции легкой промышленности и сельского хозяйства.
Одной из главенствующей составляющей двусторонних экономических связей, а также важным фактором стимулирования социально-экономического развития определенных регионов, является межрегиональное и приграничное сотрудничество России и Китая. Около 70 субъектов Российской Федерации в настоящее время напрямую взаимодействуют с провинциями КНР. Большая протяжённость российско-китайской границы стала естественной основой для данного вида сотрудничества.
Для развития сфер и подъема уровня российско-китайского практического сотрудничества страны планируют предпринять новые шаги в валютно-финансовой сфере.
Развитие российско-китайских отношений включает в себя межгосударственное сотрудничество банков России и Китая. Начало 90-х годов ознаменовалось бурным развитием межбанковских отношений двух стран. По мере развития экономического и политического кризисов в России сотрудничество в банковской сфере ограничилось лишь инвестиционным и торговым направлением. В начале 2000-х годов инвестиционные проекты ограничились лишь торговыми связями, не затрагивая сложных проектов в сфере производства и технологий. Основные банковские продукты финансирования оказались невостребованными, в том числе и кредитование. Основной формат финансового сотрудничества РФ и КНР долгое время были простейшие системы банковских взаиморасчетов.
С 2000 года, с момента создания российско-китайской подкомиссии по межбанковскому сотрудничеству в рамках Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, стало возможным решать вопросы по предоставлению юридическим и физическим лицам России и Китая услуг банковской сферы. С 2001 года были решены вопросы по расширению корреспондентских отношений между коммерческими банками РФ и КНР, финансирования и кредитования участников приграничной торговли и производителей-экспортеров.
С 2005 года по 2014 год наблюдалось активное расширение совместной деятельности российских и китайских банков: повышение эффективности экспортных кредитов, открытие счетов в национальных валютах двух стран, счетов в рублях и юанях одновременно, свободное движение обеих валют в приграничных территориях РФ и КНР, установление лимитов в области торгового финансирования. [10]
Следовательно, за последние 15 лет можно отметить заметное оживление в сфере межбанковского сотрудничества двух стран РФ и КНР.
В связи с введением санкционных мер по отношению к Российской Федерации со стороны Запада и замедлением взаимоотношений между российскими и западными банками, российско-китайское межбанковское сотрудничество получило новый импульс. По состоянию на 1 мая 2014 года прямые корреспондентские счета имели 64 российских и 17 китайских банков. Российские банки открыли в китайских банках 190 счетов «ностро», а китайские – 49 корреспондентских счетов «поро» в российских банках. [7].
В апреле 2014 г. совокупные обороты по корреспондентским счетам составили более 45 млрд долларов, в 2,5 раза больше, чем в 2013 г.
С конца 2014 года в Китае в межбанковской деятельности участвуют представители 5 крупнейших российских банков. Среди них: ВТБ, ВЭБ, Сбербанк, Газпромбанк, Промсвязь.
В мае 2015 года Сбербанк и ВТБ подписали соглашение с Госбанком развития Китая, ВЭБ РФ с Эксимбанком КНР. В 2016 году РФ и КНР в рамках ВТБ и Эксимбанка подписали соглашение о финансировании внешнеторговых операций своих клиентов. При подписании соглашений первый заместитель президента – председателя правления
банка ВТБ В. Титов отметил, что банк ВТБ подготовил всю инфраструктуру для предложения клиентам спектр продуктов в юанях, образованный в 2008 году филиал в г. Шанхае, является тому подтверждением [27].
Сбербанк и ГБРК подписали соглашение о предоставлении кредитной линии на 6 млрд. юаней для финансирования различных торговых проектов. При подписании соглашений между российскими кредитными организациями и китайскими банками с целью успешной деятельности и отсутствия рисков, китайской стороной были проанализированы показатели способности российских банков для ведения деловой политики, в том числе отсутствия рисков, просроченных задолженностей, проблем с ликвидностью. Рассматривалась для собственных средств в портфеле банков, как фактора надежности и стабильности российских банков [24].
Рассматривая сотрудничество ВЭБ и «Экспортно-импортного банка» Китая, можно отметить увеличение объемов договоров о кредитовании российско-китайского торгово-экономического сотрудничества с 1,9 млрд долларов в 2013 года до 3,4 млрд долларов в 2015 году, кроме этого в мае 2014 г. на встрече Правительств России и Китая между ВЭБ и ГБРК подписали кредитное соглашение на 400 млрд долларов для строительства третьего энергоблока Экибастузской ГРЭС-2 в Павлодарской области Республики Казахстан. С партнерами ГБРК и ВЭБ был подписан Меморандум по организации финансирования проекта «Ямал СПГ» на строительство завода по производству природного сжиженного газа (СПГ) мощностью 16,5 млн тонн в год на базе Южно-Тамбейского месторождения в Ямало-Ненецком округе. Для этого будут привлечены кредитные средства китайских банков, ВЭБ предоставил банковскую гарантию в размере 3 млрд долларов. В мае 2015 г. ВЭБ стал первым банком России, привлекшим номинированные в Китайских юанях кредиты от крупнейших госбанков КНР. С ГБРК рассматривается соглашение на сумму 10 млрд юаней с целью продвижения проектов, предлагаемых ВЭБ. [Внешэкономбанк] [7].
В рамках БРИКС и ШОС планируется создание двухстороннего российско-китайского рейтингового агентства, независимых от политической воли отдельного государства или экономических интересов крупных корпораций. Это будет способствовать созданию прозрачного рейтингового пространства, в которое могли бы войти и другие государства [12].
Рассматривая экономические взаимоотношения РФ и КНР в динамике, можно отметить следующие этапы: внешнеторговый оборот России и Китая в 2015 году – 63,6 млрд долларов, в 2016 году наблюдается положительная динамика – 66,1 млрд долларов. С точки зрения торгового баланса наблюдается отрицательный баланс по экспорту – 2015 год – 28,6 млрд, в 2016 году – 28 млрд долларов, по импорту – 2015 год – 35,9 млрд, в 2016 году – 38,1 млрд долларов – положительный баланс.
Доля КНР во внешней торговле с Россией увеличилась на 2016 год на 2 % и составила в 2015 году – 12,1; 14,1 % – в 2016 году. В списке торговых партнеров КНР Россия занимает 16-е место. Основными экспортируемыми продуктами из России в Китай являются: минеральное топливо, нефть, нефтепродукты (60,7 %), древесина и изделия из нее – (94 %), цветные металлы (9 %), рыба и морепродукты (3,5 %), химические продукты (3,3 %). Китай поставляет в Россию: машины и оборудование (35,9 %), одежду (13,7 %), продукцию химической промышленности (9,1 %), пушнину и изделия из нее (5,6 %), обувь (5,3 %), мебель (3 %). Такое разнообразие товаров, которые поставляют РФ и КНР в страны-партнеры, позволяют отметить взаимовыгодность обеих стран в торговых отношениях.
С января по май 2017 года взаимовыгодный товарооборот увеличился на 26,1 % в годовом выражении и составил 39,3 млрд долларов. В целом за 2017 год товарооборот превысил 80 млрд долларов одним из важнейших направлений российского сотрудничества с Китаем – топливно-энергетическое.
В структуре экспорта России в Китай нефть составила на 2016 год 20,6 %, что составило 34,5 млн тонн.
Газопровод «Сила Сибири», получивший рождение в мае 2014 года и стоивший России 55 млрд долларов, позволит России экспортировать в Китай 38 куб. м газа и в конечном итоге позволит России заработать 400 млрд долларов. Не менее выгоден России и проект газопровода «Сила Сибири – 2», который поставит газ в Синьцзян – Уйгурский автономный район на северо-западе Китая из Ямало-Ненецкого автономного округа через Алтайский край. Не менее интересно Китаю с экономической точки зрения российский проект по производству сжиженного природного газа. Фонд Шелкового пути под этот проект приобрел 9,9 % акций «Ямал-СПГ» и выделил 700 млн евро предпринимателю. В этом проекте 20 % принадлежит (СNPC – Ching National Petrolium Cjrporashing).
В июне 2017 года была заключена сделка между «Роснефтью» и китайской компанией Beijing Ctas Grop с приобретением 20 % акций ПАО «Верхнечонскнефтегаз», общей суммой в 1,1 млрд долларов, в 2017 году подписано соглашение о продаже доли ПАО «СИБИРЬ холдинг» китайскому фонду Шелкового пути. «Газпром» и «СNPC» провели меморандум о проведении исследований в области газомоторного топлива.
Согласно контракта между «Росатом» и китайской стороной на сумму свыше 50 млн.долларов российская компания ТВЭЛ (входит в «Росатом»), поставляет ядерное топливо для Тяньваньской ГЭС.
Совместная заинтересованность Китая и России в сооружении плавучих атомных электростанций позволила подписать меморандум о строительстве данных станций.
Строительство транспортного коридора «Европа – Западный Китай», общей протяженностью 8,5 тыс. км (2,2 тыс. км – по территории России) позволит увеличить объем грузоперевозок до 3,3 млн тонн в год. Китайские инвестиции в проект составляют порядка 150 млрд рублей.
В результате несогласованного поведения российских инвесторов (Китай уже построил свои 1900 м моста), строительство моста со стороны России (ставшиеся 300 м) замедлилось и плановая сдача моста в эксплуатацию – июнь 2020 г. В 2016 году Китай параллельно со строительством железнодорожного моста «Нижнеленинское – Тунцзян» заключил соглашение с Амурской областью на строительство автомобильного моста в районе Благовещенска с выходом на Хэйхэ. Экономическая эффективность данного автомобильного моста в ближайшем будущем ожидается значительно выше, чем у железнодорожного моста в районе с. Нижнеленинского. Автомобильный мост в районе Благовещенского рассчитан на проходную способность – 2,5 млн человек в год. Китай предлагает в районе данного перехода установить бондовую зону с особым налоговым и таможенным режимом, что ведет за собой большую выгоду как для России, так и для Китая.
В январе 2017 года российское подразделение Китайской China Railway Construction Corporation Limited и компания «Мосинжпроект» подписали соглашение о строительстве станций «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского» Московского метрополитена. Стоимость проекта 22,98 млрд рублей. Завершение строительства планируется в 2019 году [25].
Взаимовыгодное сотрудничество между РФ и КНР развивается и в сельскохозяйственной отрасли.
1 ноября 2017 года в ходе подготовки очередного заседания глав правительств РФ и КНР были рассмотрены сферы взаимодействия двух стран в сельском хозяйстве. Важнейшими вопросами обсуждения стали: двухсторонняя торговля сельхозпродуктами, создание совместных инфраструктурных проектов и их продвижение, создание соответствующего инвестиционного климата, развитие совместных проектов в приграничных к Китаю территориях.
В июне 2017 года на встрече заместителей министров сельского хозяйства России и Китая был подписан Меморандум о взаимопонимании между Министерством сельского хозяйства РФ и Министерством сельского хозяйства КНР. В рамках Меморандума реализуется проект «Забайкальский зерновой терминал», как часть проекта «Новый сухопутный зерновой коридор Россия – Китай».
В рамках реализации российско-китайских проектов в области сельского хозяйства Фонд развития Дальнего Востока и Балтийского региона и Азиатско-Тихоокеанский Фонд агропромышленного развития Дальнего Востока, согласно акционерного соглашения от 26.04.2016 г., планируют реализацию 20 инвестиционных проектов. На I этапе будет реализован проект на сумму 13 млрд рублей, всего будет инвестироваться 10 млрд долларов, со стороны Китая – 90 % инвестиций, России – 10 %. [26].
Одним из важнейших факторов развития российско-китайских экономических отношений является система взаиморасчетов в национальных валютах. Первым из сотрудничающих с российскими кредитными организациями банком, производящим взаиморасчеты в юанях и рублях, стал Банк Китая. Уже в I полугодии 2015 года взаиморасчет в национальных валютах составил 9 %. Сегодня порядка 110 банков РФ открыли корреспондентские счета, позволяющие вести расчеты в юанях.
По соглашению от октября 2014 года о создании валютного свопа, по которому каждая сторона имеет доступ к ликвидности в валюте другой стороны, минуя приобретение её на валютных рынках. Общий объем своп-линии составляет 150 млрд юаней (24,5 млрд долларов). Соглашение заключено на срок 3 года, с дальнейшим продлением. [25].
По соглашению с Гос. банком Китая и Внешнеэкономическим банком РФ 6 млрд юаней будут привлечены в российскую энергетическую и транспортную промышленность. В марте 2017 года в Москве по решению премьер-министра Дмитрия Медведева был открыт расчетно-клиринговый центр по операциям в юанях.
Независимо от усилий Запада посеять любым путем недоверие Китая к России, заключенный 2001 году Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подтверждается совпадающими взглядами России и Китая на важнейшие международные проблемы, на желание 2-х великих держав продолжать и развивать взаимовыгодные экономические и политические отношения.
Заключение
Развитие российско-китайских приграничных и межрегиональных торгово-экономических отношений в последние два десятилетия играет важную роль не только для повышения эффективности российского участия в международном разделении труда, но и прежде всего, для смягчения возникших в постсоветский период внутренних социально-экономических диспропорций.
В связи с введением санкционных мер по отношению к Российской Федерации со стороны Запада и замедлением взаимоотношений между российскими и западными банками, российско-китайское межбанковское сотрудничество получило новый импульс.
С января по май 2017 года взаимовыгодный товарооборот увеличился на 26,1 % в годовом выражении и составил 39,3 млрд долларов.
Одним из важнейших факторов развития российско-китайских экономических отношений является система взаиморасчетов в национальных валютах. Первым из сотрудничающих с российскими кредитными организациями банком, производящим взаиморасчеты в юанях и рублях, стал Банк Китая. Заключенный Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подтверждается совпадающими взглядами России и Китая.