Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN-CHINESE RELATIONS ON THE MODERN STAGE (FINANCIAL ASPECT)

Andriyanova L.S. 1 Andriyanova A.A. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
The article considers the factors of development of economic relations between Russia and China at the present stage. A noticeable positive change in the partnership between the two countries in the economic sphere was noted. This article examines the problems and prospects of Russian-Chinese relations that have developed from 2013 to the present. The author comprehensively analyzes the spheres of Russian-Chinese economic cooperation (mutual trade, use of strategic partnership in the gas sphere, joint use of energy resources, interregional and cross-border relations, scientific and technical cooperation, etc.). It should be noted that in recent years, Russian-Chinese cooperation in the energy sector has reached an exceptionally new level, as can be seen from the number of projects and bilateral agreements signed in this area. China, as one of the world’s largest energy consumers, is interested in ensuring the country’s energy security and maintaining high growth rates of the national economy. For Russia, as one of the key suppliers of energy resources, mutually beneficial cooperation with China in this area makes it possible to develop areas of energy exports, and more importantly – the impetus for the infrastructure development of the Siberian and far Eastern regions of the country.
strategic partnership
investment cooperation
competitiveness
global economy
diversification of russia’s economic policy

Введение

Данная статья рассматривает проблемы и перспективы российско-китайских отношений, сложившихся с 2013 года по настоящее время.

Автор всесторонне анализирует сферы российско-китайского экономического сотрудничества (взаимная торговля, использование стратегического партнерства в газовой сфере, совместное использование энергоресурсов, межрегиональные и приграничные взаимоотношения, научно-техническое сотрудничество и т. д.).

Цель исследования: формирование целостной картины экономических взаимоотношения РФ и КНР в динамике.

Методы исследования: статистические, библиометрические, эмпирические, анализ, синтез, моделирование.

Результаты исследования

Результаты исследования представлялись на Международной научно-практической конференции «Социально-экономические системы в цифровой экономике: опыт, проблемы и направления развития» 21 марта 2019 г.

Рассматривая двухсторонние торгово-экономические отношения России и Китая в контексте последних дней, можно отметить значительный прогресс в развитии партнерских отношений между странами:

Рост темпов товарооборота, усиление межрегиональных и приграничных связей, развитие инвестиционного сотрудничества.

Наличие факторов неопределенности в мировой экономике и международной торговле, замедление темпов экономического роста в Китае, повлекли за собой определенное снижение динамики развития российско-китайских торгово-экономических отношений.

С начала коренных реформ, проводимых в России, прошло уже почти четверть века. Изменения, произошедшие в российской экономике с той поры, позиции России в мировом хозяйстве на сегодняшний день – вопросы, занимающие умы ученых, исследующих проблемы и перспективы развития двух стран. Для оценки этих взаимоотношений рассматриваются различные количественные и качественные показатели, среди которых важное значение имеет показатель участия страны в мировой торговле.

Для повышения уровня конкурентоспособности России в мировой экономике, перехода от регрессивной интеграции к прогрессивной, одним из приоритетов внешней экономической политики страны должно стать развитие международной торговли товарами и услугами. Со второй половины 20 века уровень торговли услугами определяет статус страны в мировой экономике. [1] Современные геополитические реалии повлияли на диверсификацию экономической политики России, которая находится перед выбором стратегических партнеров для своей деятельности. Одной из причин, определяющих принятие заключительного решения, является сложность перехода России к новой макроэкономической стратегии инновационного развития.

Со II половины XX века уровень торговыми услугами определяет статус страны в мировой экономике. Следует отметить, что международная торговля услугами является наиболее динамичным сектором глобальной экономики [1].

Современные геополитические реалии повлияли на диверсификацию экономической политики России, которая находится перед выбором стратегических партнеров для своей деятельности.

Одной из причин, определяющих принятие заключительного решения, является сложность перехода России к новой макроэкономической стратегии инновационного развития.

Партнеры с Запада проявляют усердие по установке препятствий на пути качественного сдвига России к технологическим границам, рядом с которыми функционирует экономика страны, толкая ее к сырьевому характеру экономики. Достигая цели инновационного развития, российская экономика вступила в фазу стратегического партнерства со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, главной из которых стала Китайская Народная Республика.

Рассматривая российско-китайские взаимоотношения в контексте последних лет, можно отметить значительные улучшения торгово-экономических отношений между двумя странами. Вектор новой российской политики – «Поворот на восток», может иметь некоторые сложности в своем направлении. Существующие определенные сложности китайской политики в связи с задачами, поставленными новым руководством Китая во главе с Си Цзиньпином, где наряду с инновационной внутренней политикой отводится большая роль внешней политике, заставляет Россию адаптироваться к новым элементам китайской политики [2] При этом российским политикам следует учесть главные проблемы российско-китайских международных отношений. Такого рода изменения в китайской политике заставляют Россию адаптироваться к новым условиям [6]. При этом российским политикам следует учесть главные проблемы российско-китайских отношений:

– неадекватное восприятие Россией Китая:

– зигзагообразность развития двухсторонних отношений;

– недостаток взаимного доверия в связи с китайской политикой относительно США.

С ростом экономической, военной и инновационной мощи Китая эти противоречия будут усиливаться. [2] России в современных условиях следует пересмотреть своё отношение к позиции Китая как во внутренней, так и во внешней политике, постараться приспосабливаться к существующим реалиям [6].

Россия, выбрав КНР своим ключевым тактическим партнером, должна принимать Китай не только как потребителя сырьевой продукции, но и как умного партнера в модернизации российской экономики.

Взаимное сотрудничество и торговое партнерство России и Китая взаимодополняемость экономик двух стран в сфере энергоресурсов, наукоемких отраслей хозяйства, тяжелой и добывающей промышленности – со стороны России и легкой промышленности, наличия дешевой рабочей силы, значительных валютных ресурсов – со стороны Китая, являются определяющими факторами российско-китайских отношений [3].

Согласно заявлению президента Российской Федерации В.В. Путина, «Российско-китайские связи сегодня, пожалуй, достигли наивысшего уровня за всю историю и продолжают поступательно развиваться. В основе партнерства России и Китая – глубокое взаимное уважение и доверие, учет ключевых интересов друг друга, заинтересованность в процветании наших стран» [2].

Взаимовыгодное экономическое сотрудничество с Китаем имеет важное значение для развития экономики России. Предполагается, что Россия будет помогать Пекину развивать область атомной энергетики, авиастроения, космоса и т. д., а Китай, в свою очередь, будет содействовать Москве в развитии альтернативной энергетики, судостроения, железных дорог и т. д. Если же рассмотреть структуру экспорта России и Китая, то можно сделать вывод не в пользу России – вследствие такой политики Россия может стать «младшим партнером» Китая. В этой связи следует создать равные экономические отношения и не допустить возобладания сырьевой роли России в отношении Китая. В этом ключе Россииследует уделить пристальное внимание развитию регионов Дальнего Востока, строительству ТОРов (территорий опережающего развития), содействию процессам импортозамещения, созданию собственной промышленности и выводу российской экономики на новый уровень. В условиях санкционированного давления Запада на Россию, КНР занимает лидирующую позицию в списке стратегических партнеров России. Китай, в свою очередь, вследствие планомерного изменения концепции социально-экономического развития страны, в лице России имеет политического союзника и важного торгового партнера.

По мнению аналитиков, в сегодняшних реалиях Россия больше нуждается в Китае, чем Китай в России. По данным таможенной статистики за период 2015 года товарооборот между Россией и Китаем снизился на 132,9 млрд долларов, т. е. на 30 % по сравнению с 2014 годом. На 2016 год Россия остается на 9 месте среди всех торговых партнеров Китая [9].

Вследствие этого, специалисты по-разному оценивают перспективы развития российско-китайских взаимоотношений. Сторонники фундаментальных российско-китайских отношений придерживаются мнения, что стратегический союз России и Китая носит долговременный характер и способствует созданию все более прочных отношений между странами.

Следует отметить, что в последние годы российско-китайское сотрудничество в энергетической сфере вышло на исключительно новый уровень, о чем можно судить по количеству проектов и подписанных двусторонних соглашений в данной области. Китай на сегодняшний день являясь одним из крупнейших мировых энергопотребителей, заинтересован в обеспечении энергетической безопасности страны и поддержании высоких темпов роста национальной экономики. Для России, как одного из ключевых поставщиков энергоресурсов, взаимовыгодное сотрудничество с Китаем в данной области дает возможность развития направлений экспорта энергоресурсов, а что важнее – импульс для инфраструктурного развития сибирских и дальневосточных регионов страны.

Значительные результаты достигнуты и в газовой сфере. 21 мая 2014 года российский газовый холдинг «Газпром» и государственная нефтегазовая компания Китая «CNPC» подписали договор купли-продажи природного газа с поставкой по «восточному» маршруту. Контракт действует 30 лет и предусматривает поставки в КНР 38 млрд кубометров газа в год (после 2018 года возможно увеличение экскорта до 60 млрд кубометров). На воплощение проекта поставок газа в Китай, России потребуются инвестиции в размере 55 млрд. долларов США (Китаю – 22 млрд долларов США), которые направятся на строительство газопроводов и обустройство месторождений, в частности газотранспортных систем «Сила Сибири» и «Алтай».

Помимо активного экономического и политического сотрудничества, руководство стран Китая и России проявляет значительное внимание активному развитию двусторонних гуманитарных связей, значение которых нельзя недооценивать в условиях негативного отношения к России. Главы обеих государств объявили 2014 и 2015 годы «годами дружественных молодежных обменов», в программу которых входят встречи медицинских и научных работников, обмены молодыми художниками и режиссерами, конференции молодых ученых.

В условиях ужесточения санкций, Россия получила огромную поддержку со стороны КНР, китайские высокопоставленные руководители выступают против антироссийских санкций Запада. Поэтому А. Денисов, посол РФ в КНР, выразил глубокую благодарность руководителю Китая за поддержку. Дипломат считает, что Россия не нуждается в помощи, но стране нужна поддержка. Несмотря на то, что РФ переживает кризис с партнерами, в том числе и Китаем, идет речь не о помощи, российско-китайские отношения строятся на условиях взаимной выгоды [5, 8].

Следует выделить четыре наиболее острых проблемы, которые сдерживают развитие российско-китайских торгово-экономических отношений.

1. Медленное развитие сотрудничества в сфере энергоресурсов. С одной стороны, подписано соглашение о строительстве ответвления от нефтепровода ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий океан) Сковородино-Дацин, по которому в Китай будет поступать в год 15 млн тонн нефти из РФ, а «Роснефть» получила кредит из КНР на сумму 25 млрд долл. США, но с другой стороны, до подписания соглашения Китайской национальной нефтегазовой корпорации «CNPC» и Газпромом 21 мая 2014 г. о поставках природного газа из РФ в КНР так и не получили развития планы строительства двух газопроводов из РФ в КНР – из Западной Сибири в Синьцзян и с Дальнего Востока на Северо-восток Китая. «Газпром» при ведении переговоров с китайской стороной посчитал, что предлагаемая «CNPC» цена за 1000 куб. м природного газа слишком низкая, во всяком случае, ниже чем на европейском рынке, и фактически отказался от дальнейшего продвижения проектов сотрудничества с КНР в газовой сфере. В результате Китай вышел на газовый рынок Туркмении и получил генеральную лицензию на разработку и добычу газа месторождения «Южный Йолотан». В настоящее время, природный газ Китай получает по построенному газопроводу из Туркменистана через Узбекистан и Казахстан. При этом «Газпром», рассчитывая на два проекта «Северный поток» и «Южный поток», испортил отношения с основными партнерами в газовой сфере, обеспечивающие как дополнительные поставки газа – Туркменистан и Азербайджан, так и транзит газа – Украина и Белоруссия. В результате «Газпром» оказался привязан к европейскому газовому рынку, не имея аналогичной альтернативы на востоке, при обострении внешнеполитической ситуации из-за событий на Украине.

В создавшихся неблагоприятных для России условиях наиболее реальным вариантом развития газовой отрасли является создание газотранспортной инфраструктуры в азиатской части России и экспорт газа в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Таким образом, на переговорах целесообразно предложить китайской стороне развивать намеченные ранее проекты российско-китайского сотрудничества в газовой сфере.

2. Требуется создание постоянной российско-китайской комиссии по координации планов социально-экономического развития между Северо-востоком Китая, российским Дальним Востоком и Забайкальем. В ходе работы комиссии необходимо запланировать развитие крупных инфраструктурных проектов в области транспорта (железные дороги, аэродромы, мосты, пограничные переходы и др.), информационных технологий и средств коммуникации, строительство современных административных зданий, включая гостиницы, обеспеченные всем необходимым для работы бизнесменов.

3. Необходимо развивать научно-техническую сферу сотрудничества между Россией и Китаем и всесторонне изучать опыт КНР по созданию зон технико-экономического развития (ЗТЭР) и зоны развития новых и высоких технологий (ЗРНВТ). Всего в КНР насчитывается 54 ЗРНВТ центрального подчинения и около 100 ЗТЭР разного уровня подчинения. Ключевое содержание этих зон в КНР – освобождение на несколько лет от всей налоговой нагрузки зарегистрированных в них предприятий, осуществляющих финансирование в развитие новых и высоких технологий. После окончания «льготного периода» предприятия имеют право выйти из зоны и реализовывать продукцию самостоятельно с уплатой всех налогов или оставаться на территории зоны при сохранении действующих налоговых льгот, продав свой продукт администрации зоны.

4. В российско-китайских отношениях одной из нерешенных проблем является защита интеллектуальной собственности. Необходимо на правительственном уровне принять решение о взаимном признании патентов, полученных в РФ и КНР. Это значительно ускорит передачу готовых разработок по лицензионным соглашениям. Для реализации научно-технического сотрудничества представляется целесообразным сформировать российско-китайскую группу по научно-техническому сотрудничеству с обязательным привлечением ученых с мировым именем, долгое время работающих в КНР и хорошо знающих китайские реалии.

5. Особое внимание следует уделить развитию приграничной и межрегиональной торговли, а также вопросам поставки в КНР топливно-энергетических ресурсов и российских достижений в сфере высоких технологий в обмен на инвестирование с китайской стороны крупных инфраструктурных проектов в области транспорта на территории Дальнего Востока и Сибири, а в частности, развития газопроводов, нефтепроводов, железных дорог, морских портов, пограничных переходов, путем использования китайского опыта при создании зон свободной торговли и зон экспортной переработки на российских территориях, прилегающих к российско-китайской границе в Читинской, Амурской областях, Еврейском АО, Приморском и Хабаровском краях.

Развитие российско-китайских приграничных и межрегиональных торгово-экономических отношений в последние два десятилетия играет важную роль не только для повышения эффективности российского участия в международном разделении труда, но и прежде всего, для смягчения возникших в постсоветский период внутренних социально-экономических диспропорций. Приграничные районы Китая и России в настоящее время решают сходные по своему характеру масштабные задачи в рамках осуществляемых региональных программ – для России -программа социально-экономического развития российского Дальнего Востока и Забайкалья, для Китая – программа развития старой промышленной базы Северо-востока Китая. Координация этих программ позволит решить самую важную проблему торгово-экономических отношений – диверсификацию и облагораживание структуры внешней торговли между РФ и КНР, основной характерной чертой которой является преобладание в экспорте российских регионов природных ресурсов, а в китайском импорте – продукции легкой промышленности и сельского хозяйства.

Одной из главенствующей составляющей двусторонних экономических связей, а также важным фактором стимулирования социально-экономического развития определенных регионов, является межрегиональное и приграничное сотрудничество России и Китая. Около 70 субъектов Российской Федерации в настоящее время напрямую взаимодействуют с провинциями КНР. Большая протяжённость российско-китайской границы стала естественной основой для данного вида сотрудничества.

Для развития сфер и подъема уровня российско-китайского практического сотрудничества страны планируют предпринять новые шаги в валютно-финансовой сфере.

Развитие российско-китайских отношений включает в себя межгосударственное сотрудничество банков России и Китая. Начало 90-х годов ознаменовалось бурным развитием межбанковских отношений двух стран. По мере развития экономического и политического кризисов в России сотрудничество в банковской сфере ограничилось лишь инвестиционным и торговым направлением. В начале 2000-х годов инвестиционные проекты ограничились лишь торговыми связями, не затрагивая сложных проектов в сфере производства и технологий. Основные банковские продукты финансирования оказались невостребованными, в том числе и кредитование. Основной формат финансового сотрудничества РФ и КНР долгое время были простейшие системы банковских взаиморасчетов.

С 2000 года, с момента создания российско-китайской подкомиссии по межбанковскому сотрудничеству в рамках Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, стало возможным решать вопросы по предоставлению юридическим и физическим лицам России и Китая услуг банковской сферы. С 2001 года были решены вопросы по расширению корреспондентских отношений между коммерческими банками РФ и КНР, финансирования и кредитования участников приграничной торговли и производителей-экспортеров.

С 2005 года по 2014 год наблюдалось активное расширение совместной деятельности российских и китайских банков: повышение эффективности экспортных кредитов, открытие счетов в национальных валютах двух стран, счетов в рублях и юанях одновременно, свободное движение обеих валют в приграничных территориях РФ и КНР, установление лимитов в области торгового финансирования. [10]

Следовательно, за последние 15 лет можно отметить заметное оживление в сфере межбанковского сотрудничества двух стран РФ и КНР.

В связи с введением санкционных мер по отношению к Российской Федерации со стороны Запада и замедлением взаимоотношений между российскими и западными банками, российско-китайское межбанковское сотрудничество получило новый импульс. По состоянию на 1 мая 2014 года прямые корреспондентские счета имели 64 российских и 17 китайских банков. Российские банки открыли в китайских банках 190 счетов «ностро», а китайские – 49 корреспондентских счетов «поро» в российских банках. [7].

В апреле 2014 г. совокупные обороты по корреспондентским счетам составили более 45 млрд долларов, в 2,5 раза больше, чем в 2013 г.

С конца 2014 года в Китае в межбанковской деятельности участвуют представители 5 крупнейших российских банков. Среди них: ВТБ, ВЭБ, Сбербанк, Газпромбанк, Промсвязь.

В мае 2015 года Сбербанк и ВТБ подписали соглашение с Госбанком развития Китая, ВЭБ РФ с Эксимбанком КНР. В 2016 году РФ и КНР в рамках ВТБ и Эксимбанка подписали соглашение о финансировании внешнеторговых операций своих клиентов. При подписании соглашений первый заместитель президента – председателя правления
банка ВТБ В. Титов отметил, что банк ВТБ подготовил всю инфраструктуру для предложения клиентам спектр продуктов в юанях, образованный в 2008 году филиал в г. Шанхае, является тому подтверждением [27].

Сбербанк и ГБРК подписали соглашение о предоставлении кредитной линии на 6 млрд. юаней для финансирования различных торговых проектов. При подписании соглашений между российскими кредитными организациями и китайскими банками с целью успешной деятельности и отсутствия рисков, китайской стороной были проанализированы показатели способности российских банков для ведения деловой политики, в том числе отсутствия рисков, просроченных задолженностей, проблем с ликвидностью. Рассматривалась для собственных средств в портфеле банков, как фактора надежности и стабильности российских банков [24].

Рассматривая сотрудничество ВЭБ и «Экспортно-импортного банка» Китая, можно отметить увеличение объемов договоров о кредитовании российско-китайского торгово-экономического сотрудничества с 1,9 млрд долларов в 2013 года до 3,4 млрд долларов в 2015 году, кроме этого в мае 2014 г. на встрече Правительств России и Китая между ВЭБ и ГБРК подписали кредитное соглашение на 400 млрд долларов для строительства третьего энергоблока Экибастузской ГРЭС-2 в Павлодарской области Республики Казахстан. С партнерами ГБРК и ВЭБ был подписан Меморандум по организации финансирования проекта «Ямал СПГ» на строительство завода по производству природного сжиженного газа (СПГ) мощностью 16,5 млн тонн в год на базе Южно-Тамбейского месторождения в Ямало-Ненецком округе. Для этого будут привлечены кредитные средства китайских банков, ВЭБ предоставил банковскую гарантию в размере 3 млрд долларов. В мае 2015 г. ВЭБ стал первым банком России, привлекшим номинированные в Китайских юанях кредиты от крупнейших госбанков КНР. С ГБРК рассматривается соглашение на сумму 10 млрд юаней с целью продвижения проектов, предлагаемых ВЭБ. [Внешэкономбанк] [7].

В рамках БРИКС и ШОС планируется создание двухстороннего российско-китайского рейтингового агентства, независимых от политической воли отдельного государства или экономических интересов крупных корпораций. Это будет способствовать созданию прозрачного рейтингового пространства, в которое могли бы войти и другие государства [12].

Рассматривая экономические взаимоотношения РФ и КНР в динамике, можно отметить следующие этапы: внешнеторговый оборот России и Китая в 2015 году – 63,6 млрд долларов, в 2016 году наблюдается положительная динамика – 66,1 млрд долларов. С точки зрения торгового баланса наблюдается отрицательный баланс по экспорту – 2015 год – 28,6 млрд, в 2016 году – 28 млрд долларов, по импорту – 2015 год – 35,9 млрд, в 2016 году – 38,1 млрд долларов – положительный баланс.

Доля КНР во внешней торговле с Россией увеличилась на 2016 год на 2 % и составила в 2015 году – 12,1; 14,1 % – в 2016 году. В списке торговых партнеров КНР Россия занимает 16-е место. Основными экспортируемыми продуктами из России в Китай являются: минеральное топливо, нефть, нефтепродукты (60,7 %), древесина и изделия из нее – (94 %), цветные металлы (9 %), рыба и морепродукты (3,5 %), химические продукты (3,3 %). Китай поставляет в Россию: машины и оборудование (35,9 %), одежду (13,7 %), продукцию химической промышленности (9,1 %), пушнину и изделия из нее (5,6 %), обувь (5,3 %), мебель (3 %). Такое разнообразие товаров, которые поставляют РФ и КНР в страны-партнеры, позволяют отметить взаимовыгодность обеих стран в торговых отношениях.

С января по май 2017 года взаимовыгодный товарооборот увеличился на 26,1 % в годовом выражении и составил 39,3 млрд долларов. В целом за 2017 год товарооборот превысил 80 млрд долларов одним из важнейших направлений российского сотрудничества с Китаем – топливно-энергетическое.

В структуре экспорта России в Китай нефть составила на 2016 год 20,6 %, что составило 34,5 млн тонн.

Газопровод «Сила Сибири», получивший рождение в мае 2014 года и стоивший России 55 млрд долларов, позволит России экспортировать в Китай 38 куб. м газа и в конечном итоге позволит России заработать 400 млрд долларов. Не менее выгоден России и проект газопровода «Сила Сибири – 2», который поставит газ в Синьцзян – Уйгурский автономный район на северо-западе Китая из Ямало-Ненецкого автономного округа через Алтайский край. Не менее интересно Китаю с экономической точки зрения российский проект по производству сжиженного природного газа. Фонд Шелкового пути под этот проект приобрел 9,9 % акций «Ямал-СПГ» и выделил 700 млн евро предпринимателю. В этом проекте 20 % принадлежит (СNPC – Ching National Petrolium Cjrporashing).

В июне 2017 года была заключена сделка между «Роснефтью» и китайской компанией Beijing Ctas Grop с приобретением 20 % акций ПАО «Верхнечонскнефтегаз», общей суммой в 1,1 млрд долларов, в 2017 году подписано соглашение о продаже доли ПАО «СИБИРЬ холдинг» китайскому фонду Шелкового пути. «Газпром» и «СNPC» провели меморандум о проведении исследований в области газомоторного топлива.

Согласно контракта между «Росатом» и китайской стороной на сумму свыше 50 млн.долларов российская компания ТВЭЛ (входит в «Росатом»), поставляет ядерное топливо для Тяньваньской ГЭС.

Совместная заинтересованность Китая и России в сооружении плавучих атомных электростанций позволила подписать меморандум о строительстве данных станций.

Строительство транспортного коридора «Европа – Западный Китай», общей протяженностью 8,5 тыс. км (2,2 тыс. км – по территории России) позволит увеличить объем грузоперевозок до 3,3 млн тонн в год. Китайские инвестиции в проект составляют порядка 150 млрд рублей.

В результате несогласованного поведения российских инвесторов (Китай уже построил свои 1900 м моста), строительство моста со стороны России (ставшиеся 300 м) замедлилось и плановая сдача моста в эксплуатацию – июнь 2020 г. В 2016 году Китай параллельно со строительством железнодорожного моста «Нижнеленинское – Тунцзян» заключил соглашение с Амурской областью на строительство автомобильного моста в районе Благовещенска с выходом на Хэйхэ. Экономическая эффективность данного автомобильного моста в ближайшем будущем ожидается значительно выше, чем у железнодорожного моста в районе с. Нижнеленинского. Автомобильный мост в районе Благовещенского рассчитан на проходную способность – 2,5 млн человек в год. Китай предлагает в районе данного перехода установить бондовую зону с особым налоговым и таможенным режимом, что ведет за собой большую выгоду как для России, так и для Китая.

В январе 2017 года российское подразделение Китайской China Railway Construction Corporation Limited и компания «Мосинжпроект» подписали соглашение о строительстве станций «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского» Московского метрополитена. Стоимость проекта 22,98 млрд рублей. Завершение строительства планируется в 2019 году [25].

Взаимовыгодное сотрудничество между РФ и КНР развивается и в сельскохозяйственной отрасли.

1 ноября 2017 года в ходе подготовки очередного заседания глав правительств РФ и КНР были рассмотрены сферы взаимодействия двух стран в сельском хозяйстве. Важнейшими вопросами обсуждения стали: двухсторонняя торговля сельхозпродуктами, создание совместных инфраструктурных проектов и их продвижение, создание соответствующего инвестиционного климата, развитие совместных проектов в приграничных к Китаю территориях.

В июне 2017 года на встрече заместителей министров сельского хозяйства России и Китая был подписан Меморандум о взаимопонимании между Министерством сельского хозяйства РФ и Министерством сельского хозяйства КНР. В рамках Меморандума реализуется проект «Забайкальский зерновой терминал», как часть проекта «Новый сухопутный зерновой коридор Россия – Китай».

В рамках реализации российско-китайских проектов в области сельского хозяйства Фонд развития Дальнего Востока и Балтийского региона и Азиатско-Тихоокеанский Фонд агропромышленного развития Дальнего Востока, согласно акционерного соглашения от 26.04.2016 г., планируют реализацию 20 инвестиционных проектов. На I этапе будет реализован проект на сумму 13 млрд рублей, всего будет инвестироваться 10 млрд долларов, со стороны Китая – 90 % инвестиций, России – 10 %. [26].

Одним из важнейших факторов развития российско-китайских экономических отношений является система взаиморасчетов в национальных валютах. Первым из сотрудничающих с российскими кредитными организациями банком, производящим взаиморасчеты в юанях и рублях, стал Банк Китая. Уже в I полугодии 2015 года взаиморасчет в национальных валютах составил 9 %. Сегодня порядка 110 банков РФ открыли корреспондентские счета, позволяющие вести расчеты в юанях.

По соглашению от октября 2014 года о создании валютного свопа, по которому каждая сторона имеет доступ к ликвидности в валюте другой стороны, минуя приобретение её на валютных рынках. Общий объем своп-линии составляет 150 млрд юаней (24,5 млрд долларов). Соглашение заключено на срок 3 года, с дальнейшим продлением. [25].

По соглашению с Гос. банком Китая и Внешнеэкономическим банком РФ 6 млрд юаней будут привлечены в российскую энергетическую и транспортную промышленность. В марте 2017 года в Москве по решению премьер-министра Дмитрия Медведева был открыт расчетно-клиринговый центр по операциям в юанях.

Независимо от усилий Запада посеять любым путем недоверие Китая к России, заключенный 2001 году Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подтверждается совпадающими взглядами России и Китая на важнейшие международные проблемы, на желание 2-х великих держав продолжать и развивать взаимовыгодные экономические и политические отношения.

Заключение

Развитие российско-китайских приграничных и межрегиональных торгово-экономических отношений в последние два десятилетия играет важную роль не только для повышения эффективности российского участия в международном разделении труда, но и прежде всего, для смягчения возникших в постсоветский период внутренних социально-экономических диспропорций.

В связи с введением санкционных мер по отношению к Российской Федерации со стороны Запада и замедлением взаимоотношений между российскими и западными банками, российско-китайское межбанковское сотрудничество получило новый импульс.

С января по май 2017 года взаимовыгодный товарооборот увеличился на 26,1 % в годовом выражении и составил 39,3 млрд долларов.

Одним из важнейших факторов развития российско-китайских экономических отношений является система взаиморасчетов в национальных валютах. Первым из сотрудничающих с российскими кредитными организациями банком, производящим взаиморасчеты в юанях и рублях, стал Банк Китая. Заключенный Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подтверждается совпадающими взглядами России и Китая.