Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE PROGRAM «FAR EASTERN HECTARE» IN THE ADVANCED DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FAR EAST

Pililyan E.K. 1
1 Far Eastern Federal University
Innovation-based advanced socio-economic development of the Russian Far East is a strategic task of the whole Russia for the 21st century, but tasks can be realized only by people with relevant qualification and motivated for particular work, possessing particular business culture. The Russian Far East since the time of its development has been labor-deficient, so the population was formed via migration processes. Government at all times was creating special conditions for colonists recognizing a great role of the region as an outpost on the Pacific shore. However, with the beginning of Perestroika in Russia the region was deprived from the governmental attention: economic links broke, the economic sector was destroyed and high transportation tariffs made the delivery of goods to/from the territory to ensure normal public supplies. A great outflow of people to the central areas of the country and abroad commenced. This process is still going on in the early 21st century while the Russian government is developing and implementing some measures to keep and attract people to the region. In 2016, the Far Eastern hectare program was developed seeking to attract people to the Far Eastern federal district and ensure development of land.Therefore, measures to enhance business activities in the Far Eastern region through the implementation of the program of its economic development and the consolidation of the population on their own land are relevant as a subject of study, which represents theoretical and practical expediency. The study of the problem, designated as innovative entrepreneurship, makes it necessary to study the reasons for the adoption of a program, contributing to the activation of innovative entrepreneurship in the Far Eastern regions. The author relies on the results of an analysis of empirical data, which allows emphasizing the reliability of this study.
development institutions
innovation
entrepreneurial “environment”
“far eastern hectare”
human factor

Введение

Активизировавшийся в конце ХХ века отток населения из дальневосточных субъектов Российской Федерации (РФ) не способствовал развитию предпринимательской деятельности региона, несмотря на, поддержку новых бизнес-моделей для Дальнего Востока, к которым можно отнести: территории опережающего социально-экономического развития (ТОР), кластерные бизнес-модели, режим свободных портов на территории Дальнего Востока, программа Дальневосточный гектар», ежегодное проведение Восточных экономических форумов, создание ряда новых институтов для развития Дальневосточного Федерального Округа (ДФО). С привлечением инвестиций в опережающее развитие ДФО, в программе в качестве стратегического направления выделяется повышение качества жизни дальневосточников. Отставание ДФО в решении социальных проблем явилось одной из причин, не прекращающегося оттока населения и задержка решения проблем привлечения мигрантов из ближнего зарубежья.

В процессе проведения «IV Восточного экономического форума» в сентябре 2018 года прошло заседание государственного совета при участии президента РФ В. Путина по вопросу «О мерах по реализации стратегических задач, определенных Указом Президента РФ от 7.05.2018 года, в целях опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока», в котором особое внимание было уделено состоянию модернизации социальной инфраструктуры [1]. Вместе с тем, стало очевидным, что положительная динамика процессов получения земли не может в кратчайшие сроки решить демографические проблемы ДФО, территория которого составляя 36 % всей территории РФ, а население насчитывает – 4,2 % населения РФ [2].

Целью данного исследования, является своеобразный мониторинг выявления динамики решения задачи активизации инновационного предпринимательства программой «Дальневосточный гектар» в процессе 2016–2018 годов, на основе изложенных эмпирических данных. Научная новизна определяется введением в научный оборот новейших документов и материалов, раскрывающих политику государства; в выработке новых моделей хозяйствования в регионе опережающего развития. Инновационное хозяйствование в важнейшей отрасли экономики Дальнего Востока России впервые является проблемой, еще не вошедшей в исследовательское поле историков.

Материалы и методы исследования

В формировании методологического инструментария автор опирается на определение теории «throtia» – исследование. Автор исходит из того, что понятие теории требует от него, прежде всего опоры на теоретические разработки. Вместе с тем, теоретическая база настоящего исследования основывается на существующих концепциях современных отечественных и зарубежных исследователей в области истории предпринимательства, современных управленческих и экономических теориях предпринимательства (А. Чепуренко, Ю. Рубин, Д. Берч., Р. Коуэл, и др.), из них управленческий подход к предпринимательской деятельности определяет её как творческую, достижение целей которой реализуется через инновации, поэтому такое сложное явление необходимо исследовать в междисциплинарном подходе, включающем социальный, культурологический, антропологический, психологический и экономический методы. Программно-целевой подход позволил анализировать, приоритеты, способствующие развитию предпринимательства на инновационной основе в особых условиях развития дальневосточных субъектов, влияющих на стабилизацию миграционных процессов. Метод социального конструктивизма (П. Бурдье) был применим в исследовании условий для активизации предпринимательства при освоении дальневосточных земель в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар». Методы социальной психологии применимы для характеристики предпринимательской деятельности, поскольку через неё возможен анализ потребности личности, как материальной, так и моральной. Оценку престижности работы, положение в обществе частный бизнесмен может реализовать только в условиях предпринимательской «среды».

Источниковая база исследования опирается на нормативно-правовые акты, статистическую отчетность, текущие архивы региональных и муниципальных администраций, материалы Интернета.

Результаты исследования и их обсуждение

Принятая в 2017 году «Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года» предусматривает некоторые меры по улучшению социально-экономического положения коренного населения: модернизацию системы здравоохранения, финансовую поддержку многодетных семей, однако качество жизни в регионе значительно ниже, чем в центральных и северо-западных регионах, что является более привлекательным для жизнедеятельности и отток местных жителей продолжается. Проведенный мониторинг социально-демографической ситуации в регионе в виде опросов населения показал, что в жителей Дальнего Востока беспокоит низкий уровень доходов, по сравнению с центральной частью России, медицинского обслуживания, образования, недоступность качественного и комфортного жилья, высокая стоимость жилищно-коммунальных услуг, ограниченная транспортная доступность. Во многом именно эти факторы определяют миграционный отток жителей Дальнего Востока.

Дальневосточные исследователи демографических проблем видят выход в изменении направления экономического развития региона в переходе от добывающего природные богатства региона к производственно-промышленному выпуску продукции. Ввиду того, что прежняя ресурсная специализация не обеспечивает рабочими местами высоко квалифицированного населения, молодежь уезжает в поисках работы, соответствующей уровню образования. В итоге население стремительно стареет [3]. Вместе с тем, современная государственная политика направлена на создание на Дальнем Востоке России конкурентоспособных условий для привлечения частных инвестиций и ведения бизнеса, благодаря которым должны быть созданы новые рабочие места и повысится качество социальной сферы, обеспечивающие привлекательные условия для жизни людей. Реализацию цели предполагается достичь через бизнес-модели территорий опережающего развития (ТОР), свободный порт Владивосток, адресную инфраструктурную поддержку инвесторов, программу «дальневосточный гектар», электронную визу для иностранных туристов, единой системы специальных дальневосточных институтов развития, для ориентации частных инвесторов в сложных условиях регионального рынка. Особые надежды возлагаются на масштабные инфраструктурные и инвестиционные проекты, реализация которых создаст мультипликационный эффект для развития экономики макрорегиона. Это проекты развития Транссибирской и Байкало-Амурской магистрали, Северного морского пути, международных транспортных коридоров, космодрома «Восточный» и другие. Все они предположительно обеспечат опережающее развитие дальневосточной России.

Однако, рассматриваемый короткий период достижения цели государственной политики опережающего развития Дальнего Востока, можно считать лишь первым этапом выше указанного процесса, который рассчитан на длительную перспективу. Следующие этапы реализации опережающего развития региона в первую очередь направлены на увеличение численности населения за счет повышения рождаемости, снижения смертности и обеспечения миграционного притока людей из других регионов Российской Федерации; достижение показателей качества жизни дальневосточного населения выше среднероссийского уровня, включая уровень реальных доходов; освоение и заселение свободных территорий, в первую очередь – прилегающих к государственной границе Российской Федерации. Следует заметить, что хозяйственное освоение дальневосточных земель, скорее относится к экстенсивному пути социально-экономического развития, в то время как использование инноваций предполагает ускорение развития за счет внедрения новых технологий и техники, организации хозяйственной деятельности, характеризующихся более высокой производительностью и экономией энергии, труда, сырья, материалов. Тем ни менее, существуют требования безопасности приграничных территорий, а проблемы с обеспечением жилья и активизации предпринимательских начал у населения, как раз и стимулируются, воспитывая чувство хозяина при освоении земли. Необходимо отметить, что к началу ХХI века, только около 0,5 % дальневосточной земли использовалось гражданами и бизнесом. Традиционно россияне занимались земледелием и скотоводством, тяга к этим занятиям проявлялась у горожан, работая на дачных участках, где можно было оценить их новаторские и хозяйственные качества по выращиванию особенных культур, больших, чем у соседа урожаев, особого качества ландшафтного дизайна, даже выведения новых сортов ягод, фруктов и овощей. Однако, ограничения на строения, размеры участка не позволяли, в полной мере, реализовать творческие идеи горожан, но чувство собственника все же у населения формировались, что крайне необходимо для предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, развивать инновационную предпринимательскую деятельность в настоящее время некому. Повышающиеся тарифы на электроэнергию, аренду помещений, высокие ставки кредитных ресурсов, сложный доступ к государственной финансовой поддержке, проблемы дорожно-транспортной инфраструктуры не позволяют предпринимателям развивать бизнес в производственной сфере. Необходимо отметить, по показателям riating.ru российских регионов по качеству жизни в 2017 дальневосточные регионы занимали места ниже 30, хотя по сравнению с 2016 годом этот показатель для некоторых субъектов ДФО незначительно вырос [4.].

На государственном уровне поставлена задача повышения привлекательности Дальнего Востока для увеличения его населения к 2025 году на 300 тысяч человек, для чего правительство России дополнительно выделяет 53,7 млрд рублей. Необходимо отметить, что последние два года правительство России озабочено развитием благоприятного социального климата в ДФО, о чем можно судить не только по намерениям, но и реальной поддержке формирования и развития человеческого капитала. В целом в субъектах ДФО действует 35 мер государственной поддержки, а по данным Агентства по развитию человеческого капитала до 13 % общей поддержки бизнеса приходится на получивших в пользование дальневосточную землю [5]. Вместе с тем, освоение пустующих земель – хорошее основание для развития предпринимательской деятельности, а учитывая, что на начальном этапе становления она может быть отнесена к инновационной, согласно теории инноваций, именно получившие дальневосточный гектар предположительно будут активно заниматься инновационной деятельностью. Для стимулирования участия в программе предполагалось предоставление в рамках программы «Дальневосточный гектар», подъемные (миллион рублей) для осваивающих дальневосточные земли. Наряду с этими мерами, процедура выбора и оформления участка по программе «Дальневосточный гектар» проводится бесплатно, без контакта с чиновниками, через интернет через Федеральную информационную систему «НаДальнийВосток.РФ». Первый год заявитель определяется с видом использования участка, через три года – декларирует освоение. Ознакомиться со всеми мерами государственной поддержки участники программы «Дальневосточный гектар» могут на сайте АРЧК ДВ. Здесь же размещены модельные бизнес-планы, которые можно реализовать на своем «дальневосточном гектаре». После 5 лет безвозмездного использования участка, земля оформляется в аренду или в собственность в зависимости от результатов использования и дальнейших планов участника программы. Несмотря на видимую простоту выбора участка, на начальном этапе внедрения программы возник ряд сложностей для пользователей ввиду ошибок в работе кадастровых служб, связанных с не упорядоченным землепользованием на местах, поэтому первый сложнейший этап реализации программы вызвал сомнения в быстром устранении недостатков.

Необходимо отметить, что большое число зарегистрировавшихся на получение дальневосточного гектара, имеют намерение заниматься сельскохозяйственной деятельностью и строительством жилья. В целях наибольшей экономии времени на сайтах субъектов ДФО размещены примеры разработанных бизнес – планов, а также он-лайн курсы по разработке этих документов, предлагается перечень учебных программ для начинающих предпринимателей и информация от ведущих банков, о возможностях участия в программах кредитования участников программ. К сентябрю 2018 года данные Агентства по развитию человеческого капитала, уже содержат аналитическую информацию о намерениях предпринимателей заниматься бизнесом в той или иной сфере. Так в субъектах ДФО, имеющих специализацию в аграрном секторе, участвующие в программе, участки которых расположены вблизи населенных пунктов, так как проще получить доступ к инфраструктуре, и вновь начинающие освоение территории, тоже предпочли сельскохозяйственную деятельность (в Амурской области аграрные проекты предполагают реализовать 57 % зарегистрированных в программе «Дальневосточный гектар» в этом субъекте).

Однако, осуществлять освоение сложных по рельефу, энергообеспечению, транспортным и коммуникационным условиям территорий в одиночку достаточно сложно и поэтому Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке в рамках проекта развития кооперации на «Дальневосточном гектаре», в августе 2018 года в Приморье был проведен практикум на тему «Кооперация на «дальневосточном гектаре»: от модели к реализованному решению». Эксперт Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке представил схемы по кооперативному освоению «дальневосточных гектаров», а также примеры действующих практик, тем более, что в Хабаровском крае уже зарегистрирован поселок, названый «Дальневосточный», для жителей, получивших дальневосточный гектар, благодаря близкому расположению участков. Такой практикум позволит участникам программы понять, как выстроить взаимоотношения между участниками для получения максимальной прибыли и влиться в кооперативное движение программы «Дальневосточный гектар».

Вместе с тем, получившие землю, уже реализуют бизнес-проекты развития туризма, как одного из перспективных направлений предпринимательской деятельности в ДФО, определенной программами развития дальневосточных территорий, на реализацию которых уже в 2018 году направляется 21 млрд руб. Так в Хабаровском крае, взят в рамках программы островной участок, на котором по замыслу владельца будут проводиться квесты и создан туристический центр [1]. При этом, надо отметить, что предприниматель не только создает инфраструктуру для «робинзонады», но и проводит исследования существующих артефактов и истории острова, чтобы наряду с развлекательным, игровым появился аспект познавательной просветительной деятельности в направлении туристической фирмы.

Интерес представляет проект группы сахалинских экологов, оформивших «дальневосточные гектары» для открытия природного парка, и обустройства информационных троп и логистики. Проект предполагает создание общественной организации и проведение занятий по природоохранной деятельности. В будущем на территории природного парка предполагается также научная деятельность. Предпринимательский корпус дальневосточных субъектов к началу ХХI века в общих чертах был сформирован, о чем свидетельствовали данные, что в России появилось почти 2 млн частных предпринимателей. Рассматривая ситуацию в дальневосточных субъектах, причем, наиболее промышленно развитых, необходимо отметить, что с 2015 по 2017 год число малых предприятий, по ДФО со 104810 единиц возросло до 110311 единиц, Вместе с тем, в 2016 году, в тех же субъектах ДФО рост числа малых предприятий несколько снизился [6].

Для решения поставленных задач, создана нормативно-правовая основа, которая гарантирует долговременность благоприятных условий инвестирования и ведения бизнеса на Дальнем Востоке – 19 новых федеральных законов и более 70 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации. По состоянию на 1 августа 2017 года благодаря новым механизмам на Дальнем Востоке инициировано 750 новых инвестиционных проектов с объемом инвестиций 2,2 трлн рублей, из которых 414 инвестиционных проектов с объемом инвестиций 1,1 трлн рублей и созданием 67 тыс. новых рабочих мест реализуется на основании юридически оформленных соглашений. Наряду с правовой базой, реализуются меры по созданию предпринимательской среды, стимулирующей предпринимательскую деятельность. Однако, численность рабочей силы (экономически активного населения) в Дальневосточном федеральном округе в настоящее время составляет 3,34 млн человек (54,0 % численности населения), численность занятых – 3,15 млн человек, что практически является предельным уровнем в условиях рыночной экономики. Потребность в привлечении работников, заявленная работодателями в службы занятости на Дальнем Востоке, на 1 мая 2017 года, составляет более 143 тыс. человек (каждая десятая вакансия в России), при этом численность зарегистрированных безработных составляет 55,4 тыс. человек. Предполагаемые к реализации в дальневосточных регионах инвестиционные проекты с количеством новых рабочих мест свыше 100 тыс. человек столкнутся с острым дефицитом квалифицированных кадров. Эту проблему подтверждают и результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. По итогам 2017 года все регионы Дальнего Востока по показателю «качество и доступность трудовых ресурсов» получили самые низкие оценки, что свидетельствует о неудовлетворенности предпринимателей и инвесторов доступностью трудовых ресурсов [7].

Выводы

Проблема формирования кадрового потенциала Дальнего Востока на современном этапе стоит острее, чем в других макрорегионах России. Вместе с тем, мигранты из стран близкого и дальнего зарубежья, это низко квалифицированные кадры, приезжающие на заработки и предполагающие временное пребывание, что не способствует росту их профессиональных качеств и социальной адаптации и аккультурации. Работая в сфере услуг, они не владеют требуемым уровнем культуры обслуживания, а в условиях дефицита кадров, и их текучести, работодатели не предъявляют соответствующих требований (особенно это касается водителей пассажирского транспорта и работников ЖКХ). Вместе с тем, на осваиваемой собственной территории люди будут сами формировать социокультурную среду, так как привнесут на вновь осваиваемые территории свою культуру, хозяйственный опыт, навыки, руководствуясь институциональными рамками. Общество выражает своеобразный запрос на инновационное поведение человека, на формирование инновационной культуры как способности принимать и продуцировать новые культурные формы. Учитывая, что население России имеет достаточно высокий образовательный уровень, можно предположить, что новые предпринимательские проекты в большинстве своем, будут инновационными, о чем свидетельствует реализация первых проектов дальневосточного гектара.

Именно на решение выше рассмотренных проблем направлена программа «Дальневосточный гектар»: привлечение населения для освоения пустующих территорий, и его закрепление на Дальнем Востоке России. Одновременно решалась проблема самообеспечения населения жильем в условиях дефицита, формирование предпринимательского корпуса, предоставляя самостоятельность занятием бизнеса в рамках закона, увеличение численности населения и, соответственно, трудовых ресурсов в перспективе, причем землю берут жители России, имеющие наряду с лидерскими качествами, достаточную квалификацию и опыт ведения бизнеса. Таким образом, программа «Дальневосточный гектар» способна решить комплекс важнейших проблем, препятствующих стратегии развития дальневосточных регионов.