Введение
Необходимым условием регионального развития России признается формирование устойчивой экономики субъектов Российской Федерации. Снижения цен на сырьевых рынках, отсутствие результативной политики в сфере бюджетно-финансового оздоровления, сокращение потребительского спроса и другие факторы с высокой степенью вероятности провоцируют рецессионные процессы в стране в силу её сильной зависимости от глобальной конъюнктуры.
Условия, формирующиеся в экономике на макроуровне, порождают потребность в разработке и реализации мер по усилению инвестиционной привлекательности регионов и искать новые инструменты повышения конкурентоспособности на национальном и международном рынках [5]. Предсказуемым становится в заданных условиях усиление внимания инвесторов к существующим методикам оценки инвестиционного климата страны в целом и инвестиционной привлекательности климата субъектов Федерации. Следовательно, на сегодняшний день ведущая роль в реализации задач инновационного развития России отводится вопросам повышения уровня территориальной инвестиционной привлекательности. Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин: «высокое качество профессионального образования и гибкий рынок труда, благоприятный инвестиционный климат и современные технологии» [1].
Цель исследования заключается в анализе существующих методик оценки инвестиционной привлекательности региона.
Материал и методы исследования
Понятие инновационная привлекательность является ведущим в региональной экономике. В настоящее время прослеживается необходимость пересмотра ряда традиционных подходов к анализу инвестиций, в связи с чем получили развитие исследования инвестиционной привлекательности регионов. Среди зарубежных методик целесообразно особо отметить методики Гарвардской школы бизнеса, Тейна-Уолтера, Котлера-Хейзлера. Оценки инвестиционного климата проводятся международными экономическими журналами, например, «The Economist», «Fortune», экспертными агентствами «Moody’s», «Standard & Poor». В исследованиях ряда специалистов (В. Бард, А. Водянов, С. Глазьев, Л. Игонина, И. Липсиц, В. Сенчагов, И. Ройзман и др.) предлагают формулы интегрального показателя оценки инвестиционной привлекательности территории. Вместе с тем, разнообразие и многоаспектность качественных подходов способствовали формированию противоречий по вопросам уточнения понятийного аппарата и разработанных методик, что объясняет необходимость дальнейшей работы по определению системы анализа и оценки инвестиционного климата, инвестиционной привлекательности и инвестиционного потенциала региона.
Методология проведенного исследования основана на системном подходе. В качестве инструмента исследования использовались методы: сравнительный, социологический, абстрактно-логический, экономико-статистический, системного анализа, графического и экономико-математического моделирования, экспертных оценок.
Результаты исследования и их обсуждение
Благоприятный инвестиционный климат выступает одним из ключевых условий привлечения инвестиций и последующего экономического роста страны в целом и ее субъектов в частности. Так, например, Г.П. Подшиваленко утверждает, что одним из общих параметров принятия решения об инвестировании признается оценка инвестиционного климата на макроуровне и инвестиционной привлекательности на микроуровне [7].
По мнению Л.С. Валинурова и О.Б. Казакова инвестиционная привлекательность понимается как совокупность различных объективных признаков, свойств, средств, возможностей экономической системы, обусловливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции [2]. Группа ученых в лице Н.В. Киселевой, Т.В. Боровиковой, Г.В. Захаровой и др. интерпретируют инвестиционную привлекательность как интегральную характеристику отдельных предприятий, отраслей, регионов, стран в целом с позиций перспективности развития, доходности инвестиций и уровня инвестиционных рисков [6].
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» дает следующее определение: «инвестиционная привлекательность тождественна понятию инвестиционный климат и включает в себя инвестиционный потенциал (объективные возможности государства) и инвестиционный риск (условия деятельности инвестора)». Данная трактовка позволяет установить критерии, руководствуясь которыми инвестор принимает решение об инвестировании. Любой инвестор, рассматривая имеющиеся объекты инвестирования, оценивает их потенциальную доходность и риск. Сравнивая реальное соотношение доходности и риска по каждому объекту вложений с необходимым для достижения цели инвестирования, инвестор делает вывод о целесообразности вложений конкретно для него в данный момент времени. Можно согласиться с аналитиками рейтингового агентства «Эксперт РА» в том, что инвестиционная привлекательность может выявляться через инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.
Согласно методическим рекомендациям Министерства экономического развития и торговли по оценке инвестиционной привлекательности региона (второй подход), инвестиционная привлекательность региона наряду с инвестиционной активностью в нём (в противоположность первому подходу) является одним из структурных элементов инвестиционного климата.
В международной практике под инвестиционной привлекательностью объекта (территории, региона, организации) понимается лишь совокупность некоммерческих рисков «вхождения» инвестора в данный регион (некоммерческие риски непосредственно связаны с прямыми или косвенными действиями принимающего государства, которые причиняют ущерб иностранным инвесторам, осуществившим капиталовложения в экономику страны-реципиента) [5].
Таким образом в общем виде инвестиционная привлекательность территории представляет собой комплекс различных объективных признаков, свойств средств, возможностей системы, обусловливающих потенциальный спрос на инвестиции.
С учетом вышесказанного, инвестиционную привлекательность региона целесообразно рассматривать как комплекс мероприятий, стимулирующих в долгосрочном периоде привлечение инвестиций всех форм и нацеленных на установление требуемых сумм, состава, источников финансирования и направлений их использования [7].
В Российской Федерации законодательством не закреплена конкретная методика для проведения оценки инвестиционной привлекательности территорий, поэтому в современной литературе чаще стали появляться новые способы и инструменты анализа регионов. Усугубляет ситуацию затруднительность оценки из-за большого количества существующих методик и недостаточной их проработанности.
Наиболее распространенными в практической деятельности являются методики экспертных оценок: методика рейтингового агентства «Эксперт РА» и методика оценки инвестиционного климата регионов России Института экономики РАН.
Согласно методике рейтингового агентства «Эксперт РА» в качестве ключевых составляющих инвестиционной привлекательности регионов принимаются две характеристики: инвестиционный риск и инвестиционный потенциал. Масштабы инвестиционного потенциала определяются значениями девяти частных региональных потенциалов: инновационного, природно-ресурсного, производственного, финансового, трудового, институционального, инфраструктурного, туристского и потребительского. При этом каждая из составляющих характеризуется комплексом индикаторов. Ранг каждого региона определяется количественной оценкой его потенциала, как части в суммарном потенциале всех регионов государства. Инвестиционный риск, согласно рассматриваемой методике, объединяет семь частных видов рисков: экономический, экологический, финансовый, социальный, управленческий, криминальный и законодательный. Ранг региона при этом характеризуется величиной индекса инвестиционного риска – относительным отклонением от среднероссийского уровня риска, который принимается за единицу.
В результате применения методики рейтингового агентства «Эксперт РА» исследователь получает сформированный рейтинг, в котором субъекты представлены в плоскости «потенциал – риск» и дифференцированы по группам. Ключевым преимуществом методики признается охват большого числа факторов инвестиционного процесса. Факторы учитываются с помощью экспертных оценок и сравнительных характеристик. Многие из них не подлежат математическому измерению. Это говорит о комплексности, а, следовательно, и существенной достоверности оценок. Отрицательным моментом признается субъективность экспертных оценок.
Методика Института экономики РАН включает при оценке инвестиционной привлекательности территории 75 частных индикаторов, 65 из которых оцениваются экспертным путем, 10 – представлены в статистке. Показатели сгруппированы по блокам: «А» – факторы экономического потенциала; «Б» – условия хозяйствования; – «В» – формирование рыночной среды; – «Г» – политические факторы; – «Д» – социальные и социокультурные факторы; – «Е» – организационно-правовые факторы; – «Ж» – финансовые факторы.
Для осуществления оценок сформировывается коллектив экспертов, дифференцированных по социально-профессиональному признаку:
1) научные работники, преподаватели вузов и проектировщики;
2) работники сферы кредитования;
3) руководители малых и средних предприятий;
4) работники органов государственной власти и местного самоуправления;
5) директора крупных промышленных предприятий.
Алгоритм оценки подразумевает, что каждый субъект сравнивается с другими по конкретному критерию, что позволяет присвоить территории балл. Региону с максимальным показателем присваивают 5 баллов; региону с минимальным – 0 баллов; средние значения оцениваются в 2,5 балла. Далее множество взвешенных средних оценок по всем факторам суммируется и представляет собой сводный индикатор инвестиционного климата региона. Согласно полученному индикаторы регионы ранжируются в порядке убывания уровня инвестиционной привлекательности.
Главным преимуществом Методики Института экономики РАН признается точность результатов при исследовании небольшого числа регионов. Ведущим недостатком отмечается чрезвычайная ориентация на оценки экспертов, сложность формирования многочисленного коллектива экспертов и низкая доля статистических индикаторов.
Популярной методикой является и методика Национального рейтингового агентства (НРА). Данный рейтинг регионов формируется на основе данных Росстата, ЦБ РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Минфина, Минсвязи, Минприроды, опросов предпринимательского сообщества и экспертных оценок аналитиков НРА и независимых экспертов. Методика учитывает для определения инвестиционной привлекательности региона 52 показателя, сгруппированных на 7 блоков: обеспеченность природными ресурсами и качество окружающей среды; трудовые ресурсы; инфраструктура региона; внутренний региональный рынок; производственный потенциал территориальной экономики; институциональная среда и социально-политическая стабильность; финансовая устойчивость регионального бюджета и предприятий региона. Исходные значения показателей преобразуются в расчетные индикаторы. В процессе опроса экспертов им присваиваются веса, с помощью которых вычисляются агрегированные оценки 7 факторов инвестиционной привлекательности. На последнем этапе определяются интегральный индекс и его пороговые значения.
Основным достоинством метода признается открытость и доступность результатов для инвесторов. Негативным фактором считается субъективность мнений экспертов и отсутствие возможности определить реальную дистанцию между участниками рейтинга.
Выводы или заключение
Анализ существующей литературы позволяет заключить, что инвестиционную привлекательность региона целесообразно рассматривать как комплекс мероприятий, стимулирующих в долгосрочном периоде привлечение инвестиций всех форм и нацеленных на установление требуемых сумм, состава, источников финансирования и направлений их использования. Следовательно, обеспечение роста уровня инвестиционной привлекательности в регионах страны допустимо только на базе формирования целостной системы привлечения инвестиций в субъекты Российской Федерации и целенаправленных действий по повышению инвестиционной привлекательности регионов.
Таким образом, в каждой из рассмотренных методик применяется различный набор учитываемых индикаторов, которые характеризуют инвестиционную привлекательность. Экономико-математические методы не используют качественные показатели, а методы экспертных оценок полагаются на мнения «экспертов», которые зачастую могут оказаться субъективными. Все это говорит о том, что в настоящее время сложно объективно оценить реальную инвестиционную привлекательность территории, применяя один конкретный инструмент.