Введение
Демографическая ситуация в Дальневосточном Федеральном округе (ДВФО) остаётся крайне острой, а с геополитической точки зрения даже тревожной. В большинстве субъектов ДВФО фиксируется устойчивый комплекс негативных демографических тенденций, включая интенсивный миграционный отток населения, низкий уровень рождаемости и повышенную смертность. При этом реализуемые властями меры по стабилизации численности населения и стимулированию рождаемости пока не позволяют переломить сложившуюся негативную динамику – процесс депопуляции региона продолжается.
Цель исследования – оценка эффективности региональных мер поддержки рождаемости и семей с детьми в национальных субъектах Дальневосточного федерального округа в период с 2010 по 2025 гг.
Основной причиной оттока жителей остается стремление к повышению качества жизни: граждане ищут регионы с более высокими доходами, развитой социальной инфраструктурой и благоприятным климатом [5].
Национальные или этнонациональные субъекты ДВФО, такие как Чукотский автономный округ, Республики Бурятия и Саха (Якутия) являются в определённой степени уникальными субъектами, с точки зрения, их научного изучения. С одной стороны, двум из них (Республика Бурятия и Еврейская автономная область) присущи все тенденции в демографическом развитии, которые имеют остальные субъекты, ДВФО, а именно – значительный миграционный отток, превышение числа умерших над родившимися. При этом Республика Саха (Якутия) и Чукотский автономный округ в значительной степени выделяются, демонстрируя положительный естественный прирост за весь анализируемый период.
Материалы и методы исследования
Для достижения поставленной цели был использован комплексный подход, учитывающий междисциплинарный характер исследования на стыке экономики, демографии, географии и права. Междисциплинарность исследования позволяет использовать и комбинировать количественные и качественные методы научного познания. В контексте проведенного исследования были использованы следующие научные методы: эмпирико-социологический – сбор и систематизация данных о численности и структуре населения и основных демографических тенденциях в рассматриваемых этнонациональных субъектах РФ; статистический – статистическая сводка и группировка эмпирических данных с последующим расчётом базисных темпов прироста населения и показателей естественного и миграционного движения в 4-х рассматриваемых субъектах. Базисные темпы прироста населения показывают, насколько процентов изменилось население в текущем по сравнению с годом проведения переписи населения. В качестве базисного года был выбран 2010 г., год проведения Всероссийской переписи населения. Расчет базисных темпов прироста позволил определить рост или сокращение численности населения этнонациональных субъектов ДВФО в процентах по сравнению с переписным годом; компаративный – проведение критического анализа и сопоставления демографических программ поддержки населения с детьми на региональном уровне. Анализ тенденций в сфере движения населения был проведен на основе следующих показателей: общие коэффициенты рождаемости и смертности – число родившихся (или умерших) в расчете на 1000 человек населения, измеряются в промилле (‰); коэффициент естественного прироста – отношение естественного прироста (разность числа родившихся и умерших за год) к среднегодовой численности населения, измеряется в промилле (‰); коэффициент миграционного прироста – отношение миграционного прироста (разность числа прибывших и выбывших за год) к среднегодовой численности населения, измеряется в промилле (‰); коэффициент общего прироста – сумма коэффициентов естественного и миграционных приростов за год, измеряется в промилле, характеризует совместное влияние естественного и миграционного движения населения на численность населения за год, измеряется в промилле (‰).
Эмпирическую основу исследования составили данные территориальных органов Росстата в исследуемых субъектах ДВФО, данные переписи населения РФ 2010 г., данные ЦБ РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Правовую базу составили нормативно-правовые акты субъектов РФ, регламентирующих порядок предоставления мер социально-экономической поддержки семей с детьми.
Тенденции естественного и миграционного движения населения
Рассмотрим последовательно основные тенденции естественного движения населения в национальных субъектах ДВФО. Как было отмечено выше, объектами исследования стали Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область, а также Республики Бурятия и Саха (Якутия).
Анализ динамики общего коэффициента рождаемости в период с 2011 по 2023 гг. показал, что с момента переписи населения в 2010 г. уровень рождаемости имеет отрицательную тенденцию во всех четырех рассматриваемых субъектах. Несмотря на то, что во всех этих субъектах уровень рождаемости был выше среднероссийского в 2023 г. – 8,6‰, тенденции сокращения являются впечатляющими. В Республике Саха (Якутия) рождаемость за 15 лет сократилась на 34,7%, а в Республике Бурятия на 38,3%.
В 2023 г. среднее значение общего коэффициента смертности по России составило 12,1‰. В 3-х из 4-х рассматриваемых субъектов показатели смертности были ниже средних по России и только в Еврейской автономной области (значение 14,3‰) смертность была выше, чем по всей стране.
Анализ коэффициента естественного прироста в 4-х исследуемых субъектах ДВФО показал, что при среднероссийском уровне минус 3,5‰ в 2023 г., в Чукотском автономном округе и Республике Саха (Якутия) этот показатель был положительным и составил 0,8‰ и 4,3‰ соответственно. В Республике Бурятия минус 1,3‰, а в Еврейской автономной области минус 5,4‰, что выше среднероссийского.
Миграционные процессы в этнонациональных республиках ДВФО носят разноплановый характер. В силу не столь высокой миграционной привлекательности этих субъектов коэффициент миграционного прироста подвержен сильной волатильности.
В целом доковидный период характеризовался отрицательным миграционным приростом во всех исследуемых субъектах. Пандемия COVID-19 внесла значительные коррективы в тенденции миграционных процессов из-за нарушения транспортного сообщения и закрытости национальных границ. По итогам 2022 г. (более поздние данные Росстатом не представлены) во всех исследуемых субъектах миграционный прирост был отрицательным, что позволяет сделать вывод о том, что миграция по-прежнему остается фактором снижения численности населения даже в этнонациональных субъектах, где миграционный отток населения традиционно был ниже, чем в других субъектах, населенных преимущественно Русскими.
В 2022 г. во всех рассматриваемых субъектах ДВФО были отмечены отрицательные коэффициенты общего прироста населения: Чукотский автономный округ минус 1,35‰; Еврейская автономная область минус 14,30‰; Республика Саха (Якутия) минус 0,29‰; Республика Бурятия минус 3,34‰.
Анализ динамики численности населения в рассматриваемых субъектах, а также сравнение показателей численности населения с данными переписи 2010 г. позволил рассчитать базисные темпы прироста численности населения (рисунок).

Темпы прироста численности населения в этнонациональных субъектах Дальневосточного Федерального округа, в % (база сравнения 2010 г.) Источник: составлено автором по данным РОССТАТ
Наибольшее сокращение численности населения за период с 2010 г. пришлось на Еврейскую автономную область, которая с момента переписи 2010 г. потеряла 18,1% всего населения или почти пятую часть. В Чукотском автономном округе сокращение составило 5%, а в Республике Бурятия численность населения практически не изменилась (минус 0,04%, т. е. на уровне статистической погрешности). Только в Республике Саха (Якутия) за данный период численность населения увеличилась на 5%.
Столько значительное снижение численности населения в Еврейской автономной области во многом объясняется тем фактом, что несмотря на то, что этот субъект ДВФО относится к категории этнонациональных субъектов РФ, его этническая структура населения фактически это не подтверждает. По данным переписи населения 2020 г. доля Русских составила 88,8%, тогда как евреев (иудеи + русские евреи) – 0,5% от общей численности населения [3]. В этом контексте сокращение численности населения характерно для субъектов РФ, где основной этнической группой являются Русские. Для сравнения доля Якутов в Республике Саха (Якутия) составляет 47,1%, а если добавить долю коренных народов севера (Эвенки и Эвены), суммарная доля составит 50,8% [10]. Сопоставив данные нашего исследования с данными по другим этнонациональным субъектам РФ можно прийти к неутешительным выводам: превалирование доли Русских в общей структуре населения региона, является фактором снижения рождаемости, повышения миграционного оттока и, как следствие, сокращения численности населения субъекта РФ.
Региональные программы поддержки семей с детьми в национальных субъектах Дальневосточного Федерального округа
В исследуемых субъектах ДВФО региональные демографические меры, как и в большинстве субъектов РФ, в первую очередь направлены на поддержку семьи с детьми.
В то же время набор мер демографической политики на региональном уровне даже внутри одного Федерального округа значительно дифференцирован и во много зависит от уровня экономического развития субъекта, наличия на его территории системообразующих, экономически мощных и стабильных предприятий, а также обеспеченности природными ресурсами [4].
Далее последовательно разберем наиболее значимые демографические меры на региональном уровне, в каждом из рассматриваемых нами этнонациональных субъектах ДВФО.
Чукотский автономный округ. В системе мер государственной поддержки и многодетности в субъектах РФ центральное место занимает региональный (семейный) капитал. Стандартная практика его предоставления предусматривает выплату при рождении третьего ребенка. Тем не менее, для субъектов ДВФО законодательно закреплен особый механизм стимулирования рождаемости – специализированный региональный (дальневосточный) материнский капитал, выплачиваемый уже после рождения второго ребенка в размере 30% от федерального материнского капитала. Особенность механизма предоставления выплаты – отсутствие требований к материальному положению семьи.
В 2025 г. размер регионального материнского капитала в Чукотском автономном округе при рождении третьего ребенка составляет 193,512 тыс. рублей. Условия получения капитала – появление в семье третьего и более ребенка (в том числе усыновление), начиная с 1 января 2011 г., при условии постоянного проживании заявителя на территории Чукотского автономного округа.
Кроме указанных мер внимания заслуживают такие меры, как: единовременная социальная выплата на приобретение жилого помещения семьям, имеющим 4 и более ребенка – от 300 тыс. рублей до 5 млн рублей; социальная выплата в размере 50 % (55% семьям, имеющим ребенка-инвалида) от стоимости жилья, но не более 3,0 млн рублей при отсутствии жилья в собственности и 2,5 млн рублей при наличии жилья в собственности; единовременная выплата на погашение основного долга по ипотечным жилищным кредитам многодетным семьям – не более 500 тыс. рублей; единовременная выплата семьям в связи с одновременным рождением в них двух и более детей – 500 тыс. рублей; единовременная выплата при рождении ребенка – 69,718 тыс. рублей [2].
Республика Саха (Якутия). Прежде чем приступить к анализу мер демографической политики на региональном уровне в Республике Саха (Якутия), необходимо отметить факт резкого снижения суммарного коэффициента рождаемости (числа детей на одну женщину) с 1,998 в 2010 г. до 1,515 в 2024 г. Несмотря на то, что данный показатель незначительно выше среднероссийского, приходится констатировать, что тенденции, ранее характерные для регионов с преобладание русского населения, стали характерны и для этнонациональных регионов, к которым и относится Республика Саха (Якутия).
Так же как в Чукотском автономном округе региональный (дальневосточной) материнский капитал при рождении второго ребенка (после 01.01.2019 г.) составляет 30% от размера федерального материнского (семейного) капитала.
Республиканский материнский капитал «Семья» предусматривает выплату в размере 316,2 тыс. рублей при рождении каждого третьего и последующего ребенка. Материальное положение семьи для получения данной выплаты не учитывается. Важным условием получения капитала «Семья» является проживание на территории субъекта не менее 5 лет.
Целевой капитал «Дети столетия», учрежденный в Республике Саха (Якутия), предполагает выплату 116,756 тыс. рублей при рождении каждого ребенка в период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2027 г. В целях содействия заключения брака в более раннем возрасте предусмотрена единовременная выплата молодоженам, впервые вступившим в брак до 25 лет включительно в размере 50 тыс. рублей. При наличии в семье 10 и более детей предусмотрена выплата в размере 931,192 тыс. рублей для приобретения транспортного средства [7].
Республика Бурятия. Региональные инициативы, направленные на поддержку семей с детьми в Республике Бурятия диверсифицированы по материальному благополучию семей и количеству рожденных детей. Среди всего спектра существующих мер особое внимание уделим наиболее существенным из них.
Региональный (дальневосточной) материнский капитал при появлении на свет второго ребенка (после 1 января 2019 г.) равен 30% от величины федерального материнского (семейного) капитала.
На уровне субъекта также действует мера поддержки в виде Республиканского материнского (семейного) капитала, который предоставляется при рождении третьего или последующего детей. Условием получения выплаты выступает величина среднедушевого дохода семьи, который должен быть ниже полуторакратного размера прожиточного минимума. В настоящее время размер указанного капитала составляет 78,570 тыс. рублей
В целях содействия обеспечения жильем семей с детьми, предусмотрена единовременная денежная выплата многодетным семьям в размере не более 3,5 млн рублей, имеющим шесть и более несовершеннолетних детей, на приобретение жилого помещения или земельного участка, и нуждающихся в улучшении жилищных условий [6].
Для многодетных семей также предусмотрена возможность бесплатного посещения государственных театров единожды в месяц, обеспечение бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте (с ограничением количества поездок до 60 в месяц) для детей, а также однократное предоставление земельного участка семьям, признанным нуждающимися в жилье.
Еврейская автономная область. В Еврейской автономной области реализуется развитая и комплексная система социальной защиты семей с детьми. При появлении второго ребенка у семьи возникает право на получение регионального (дальневосточного) материнского капитала, размер которого составляет не менее 30% от величины федерального материнского капитала. В случае рождения третьего и последующих детей семья может претендовать на областной материнский (семейный капитал) в размере 120 тыс. рублей. Указанные средства могут быть использованы для оплаты образования детей, улучшения жилищных условий и иных целей, направленных на укрепление благополучия и стабильности семьи. Важно также то, что предоставление данной выплаты не зависит от уровня доходов семьи, однако предполагает обязательное условие – постоянное проживание в Еврейской автономной области в течение не менее одного года.
Ежемесячное денежное пособие предоставляется семьям в случае рождения или усыновления третьего ребенка, либо последующих детей при условии, что величина среднедушевого дохода семьи не превосходит двухкратного размера прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного Правительством региона.
Результаты исследования и их обсуждение
На примере данных выплат наглядно видно, что их размер явно недостаточен для кардинального изменения репродуктивного поведения, а экономические условия в регионе продолжают подталкивать население к отъезду. Возможными причинами неэффективности демографической политики субъекта могут являться: недостаточный охват мер поддержки, бюрократические барьеры при получении выплат, отсутствие комплексного подхода к решению демографических проблем. Так или иначе исследование показало, что этническая составляющая в совокупности с мерами экономической поддержки являются определяющими факторами демографического развития региона. В Еврейской автономной области из всех остальных исследуемых этнонациональных субъектов РФ меры экономической поддержки самые незначительные на региональном уровне. Добавив сюда особенность этнической структуры, которую в основном составляют Русские, получаем сокращение численности населения Еврейской автономной области почти на 20% с 2010 г.
Анализ региональной демографической политики показывает, что в большинстве субъектов Российской Федерации, включая и рассмотренные выше, меры поддержки носят формальный характер и не оказывают значительного стимулирующего воздействия на рождаемость и многодетность. Размер предлагаемых выплат с учетом современных уровней инфляции, индекса потребительских цен, стоимости важнейших детских товаров не может не только стимулировать создание многодетных семей, но и покрыть самые минимальные расходы на детей, в случаях временной потери работы родителями или потери работоспособности. В 95% субъектах, в которых предусмотрен региональный материнский (семейный) капитал, в качестве возможности использования указано улучшение жилищных условий. Если учесть, что средний размер этой меры поддержки, выплачиваемой многодетным семьям не превышает 150-200 тыс. рублей, а средний размер ипотечного кредита в России по данным ЦБ РФ на сентябрь 2025 г. 4,6 млн рублей (по договорам долевого строительства – 5,8 млн рублей) [8], то получается, что данная выплата не может сократить ипотечный кредит даже на 10%. А в случаях с приобретением жилья, ситуация еще более сложная. При средней цене квадратного метра в РФ в первом полугодии 2025 г. в 107,6 тыс. рублей [9], на данную выплату семья не сможет приобрести и 2 кв. метров собственного жилья.
Еще одним немаловажным аспектом является соотношение потенциальных экономических издержек семьи в виде недополучения дохода семьи из-за ухода одного из родителей в отпуск по уходу за ребенком, с потенциальными выплатами при рождении ребенка. В сентябре 2025 г. средняя начисленная заработная плата в 4-х рассматриваемых субъектах ДВФО по данным Росстата характеризовалась следующими данными: Республика Бурятия - 80,647 тыс. рублей; Республика Саха (Якутия) – 131,64 тыс. рублей; Еврейская автономная область – 87,465 тыс. рублей; Чукотский автономный округ – 198,242 тыс. рублей [11]. Конечно, представленные данные о начисленной заработной плате нуждаются в корректировке на индекс потребительских цен в рассматриваемых субъектах, и реальная заработанная плата будет ниже. Тем не менее сопоставление размера заработной платы с региональными мерами экономической поддержки семей с детьми демонстрирует, что размер заработной платы одного из супругов превышает размеры денежных выплат подавляющего большинства мер поддержки на региональном уровне, т.е. динамика роста заработной платы, как и индекса потребительских цен, выше региональных мер поддержки, которые зачастую или не индексируются, или индексируются на уровень ниже реальной инфляции. Тем самым из года в год роль и эффективность большинства региональных мер поддержки семей с детьми снижается, что не способствует формированию репродуктивных установок, направленных на деторождение.
Для достижения максимальной результативности необходимо создание благоприятных условий в принимающих регионах, что требует совместных усилий государства и бизнеса. По мнению академика Аганбегян А.Г., только при формировании полноценной среды, способствующей комфортной жизни и всестороннему развитию жителей, можно рассчитывать на позитивные сдвиги в демографической ситуации на Дальнем Востоке [1].
Заключение
Таким образом, несмотря на разнообразие мер поддержки, они не способны стать значимым стимулом для увеличения рождаемости и формирования многодетных семей. Снижение уровня рождаемости и сокращение численности населения (в том числе и из-за миграционного оттока) свидетельствуют о недостаточной эффективности региональных демографических программ.
Даже предварительный анализ показывает, что подавляющая часть мер поддержки, включая и расширенные для многодетных семей, не может быть каким-либо экономическим стимулом рождения детей ни в одном из данных регионов. Снижение дохода семьи из-за нахождения в отпуске по уходу за ребенком одного из супругов является более значимым, чем социально-экономические меры поддержки в будущем. Помимо всего этого, в ряде субъектов размер этой незначительной социально-экономической поддержки еще и привязан к среднедушевым доходам семьи, что также снижает мотивацию семей не только заводить детей, но и формирует в их сознании миграционные установки, направленные на переезд в другие, экономически благополучные субъекты РФ.
Совершенствование миграционного законодательства и содействие в обеспечение жильем являются необходимыми, но не единственными мерами удержания местного населения и привлечение, включая последующее закрепление, нового.
В данном контексте особую роль играет разработка и внедрение комплексных мер по улучшению качества жизни, созданию высокооплачиваемых рабочих мест и обеспечению социальной инфраструктуры на уровне не ниже среднероссийского.

