Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

FEATURES OF REGIONAL DEMOGRAPHIC POLICY IN THE NATIONAL CONSTITUENT ENTITIES OF THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT

Lukyanets A.S. 1
1 Institute of Social Demography of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences
1135 KB
The article presents a comprehensive analysis of the demographic situation in the ethnonational regions of the Far Eastern Federal District (Far Eastern Federal District), including the Chukotka Autonomous Okrug, the Republic of Sakha (Yakutia), the Republic of Buryatia, and the Jewish Autonomous Region. The relevance of the study is due to the acute demographic problems of the region, which is of great geopolitical importance. The paper examines a number of major trends in the natural and migration movement of the population, as well as the peculiarities of the demographic development of ethnonational subjects. The research methodology is based on a statistical analysis of Rosstat data (2011-2025), the All-Russian Population Census of 2020, regulatory legal acts of the subjects of the Russian Federation, documents from regional social service centers, as well as materials from the Ministry of Labor and Social Protection. Special attention is paid to the analysis of regional support programs for families with children, including ways to implement maternity capital, social benefits and measures to improve housing conditions. The practical significance of the work is determined by the formulated recommendations for improving demographic policy, including the need to develop mechanisms for attracting and securing the population and improving social infrastructure.
far eastern federal district
demographic policy
socio-economic support
maternity capital
housing programs
migration

Введение

Демографическая ситуация в Дальневосточном Федеральном округе (ДВФО) остаётся крайне острой, а с геополитической точки зрения даже тревожной. В большинстве субъектов ДВФО фиксируется устойчивый комплекс негативных демографических тенденций, включая интенсивный миграционный отток населения, низкий уровень рождаемости и повышенную смертность. При этом реализуемые властями меры по стабилизации численности населения и стимулированию рождаемости пока не позволяют переломить сложившуюся негативную динамику – процесс депопуляции региона продолжается.

Цель исследования – оценка эффективности региональных мер поддержки рождаемости и семей с детьми в национальных субъектах Дальневосточного федерального округа в период с 2010 по 2025 гг.

Основной причиной оттока жителей остается стремление к повышению качества жизни: граждане ищут регионы с более высокими доходами, развитой социальной инфраструктурой и благоприятным климатом [5].

Национальные или этнонациональные субъекты ДВФО, такие как Чукотский автономный округ, Республики Бурятия и Саха (Якутия) являются в определённой степени уникальными субъектами, с точки зрения, их научного изучения. С одной стороны, двум из них (Республика Бурятия и Еврейская автономная область) присущи все тенденции в демографическом развитии, которые имеют остальные субъекты, ДВФО, а именно – значительный миграционный отток, превышение числа умерших над родившимися. При этом Республика Саха (Якутия) и Чукотский автономный округ в значительной степени выделяются, демонстрируя положительный естественный прирост за весь анализируемый период.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели был использован комплексный подход, учитывающий междисциплинарный характер исследования на стыке экономики, демографии, географии и права. Междисциплинарность исследования позволяет использовать и комбинировать количественные и качественные методы научного познания. В контексте проведенного исследования были использованы следующие научные методы: эмпирико-социологический – сбор и систематизация данных о численности и структуре населения и основных демографических тенденциях в рассматриваемых этнонациональных субъектах РФ; статистический – статистическая сводка и группировка эмпирических данных с последующим расчётом базисных темпов прироста населения и показателей естественного и миграционного движения в 4-х рассматриваемых субъектах. Базисные темпы прироста населения показывают, насколько процентов изменилось население в текущем по сравнению с годом проведения переписи населения. В качестве базисного года был выбран 2010 г., год проведения Всероссийской переписи населения. Расчет базисных темпов прироста позволил определить рост или сокращение численности населения этнонациональных субъектов ДВФО в процентах по сравнению с переписным годом; компаративный – проведение критического анализа и сопоставления демографических программ поддержки населения с детьми на региональном уровне. Анализ тенденций в сфере движения населения был проведен на основе следующих показателей: общие коэффициенты рождаемости и смертности – число родившихся (или умерших) в расчете на 1000 человек населения, измеряются в промилле (‰); коэффициент естественного прироста – отношение естественного прироста (разность числа родившихся и умерших за год) к среднегодовой численности населения, измеряется в промилле (‰); коэффициент миграционного прироста – отношение миграционного прироста (разность числа прибывших и выбывших за год) к среднегодовой численности населения, измеряется в промилле (‰); коэффициент общего прироста – сумма коэффициентов естественного и миграционных приростов за год, измеряется в промилле, характеризует совместное влияние естественного и миграционного движения населения на численность населения за год, измеряется в промилле (‰).

Эмпирическую основу исследования составили данные территориальных органов Росстата в исследуемых субъектах ДВФО, данные переписи населения РФ 2010 г., данные ЦБ РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Правовую базу составили нормативно-правовые акты субъектов РФ, регламентирующих порядок предоставления мер социально-экономической поддержки семей с детьми.

Тенденции естественного и миграционного движения населения

Рассмотрим последовательно основные тенденции естественного движения населения в национальных субъектах ДВФО. Как было отмечено выше, объектами исследования стали Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область, а также Республики Бурятия и Саха (Якутия).

Анализ динамики общего коэффициента рождаемости в период с 2011 по 2023 гг. показал, что с момента переписи населения в 2010 г. уровень рождаемости имеет отрицательную тенденцию во всех четырех рассматриваемых субъектах. Несмотря на то, что во всех этих субъектах уровень рождаемости был выше среднероссийского в 2023 г. – 8,6‰, тенденции сокращения являются впечатляющими. В Республике Саха (Якутия) рождаемость за 15 лет сократилась на 34,7%, а в Республике Бурятия на 38,3%.

В 2023 г. среднее значение общего коэффициента смертности по России составило 12,1‰. В 3-х из 4-х рассматриваемых субъектов показатели смертности были ниже средних по России и только в Еврейской автономной области (значение 14,3‰) смертность была выше, чем по всей стране.

Анализ коэффициента естественного прироста в 4-х исследуемых субъектах ДВФО показал, что при среднероссийском уровне минус 3,5‰ в 2023 г., в Чукотском автономном округе и Республике Саха (Якутия) этот показатель был положительным и составил 0,8‰ и 4,3‰ соответственно. В Республике Бурятия минус 1,3‰, а в Еврейской автономной области минус 5,4‰, что выше среднероссийского.

Миграционные процессы в этнонациональных республиках ДВФО носят разноплановый характер. В силу не столь высокой миграционной привлекательности этих субъектов коэффициент миграционного прироста подвержен сильной волатильности.

В целом доковидный период характеризовался отрицательным миграционным приростом во всех исследуемых субъектах. Пандемия COVID-19 внесла значительные коррективы в тенденции миграционных процессов из-за нарушения транспортного сообщения и закрытости национальных границ. По итогам 2022 г. (более поздние данные Росстатом не представлены) во всех исследуемых субъектах миграционный прирост был отрицательным, что позволяет сделать вывод о том, что миграция по-прежнему остается фактором снижения численности населения даже в этнонациональных субъектах, где миграционный отток населения традиционно был ниже, чем в других субъектах, населенных преимущественно Русскими.

В 2022 г. во всех рассматриваемых субъектах ДВФО были отмечены отрицательные коэффициенты общего прироста населения: Чукотский автономный округ минус 1,35‰; Еврейская автономная область минус 14,30‰; Республика Саха (Якутия) минус 0,29‰; Республика Бурятия минус 3,34‰.

Анализ динамики численности населения в рассматриваемых субъектах, а также сравнение показателей численности населения с данными переписи 2010 г. позволил рассчитать базисные темпы прироста численности населения (рисунок).

Темпы прироста численности населения в этнонациональных субъектах Дальневосточного Федерального округа, в % (база сравнения 2010 г.) Источник: составлено автором по данным РОССТАТ

Наибольшее сокращение численности населения за период с 2010 г. пришлось на Еврейскую автономную область, которая с момента переписи 2010 г. потеряла 18,1% всего населения или почти пятую часть. В Чукотском автономном округе сокращение составило 5%, а в Республике Бурятия численность населения практически не изменилась (минус 0,04%, т. е. на уровне статистической погрешности). Только в Республике Саха (Якутия) за данный период численность населения увеличилась на 5%.

Столько значительное снижение численности населения в Еврейской автономной области во многом объясняется тем фактом, что несмотря на то, что этот субъект ДВФО относится к категории этнонациональных субъектов РФ, его этническая структура населения фактически это не подтверждает. По данным переписи населения 2020 г. доля Русских составила 88,8%, тогда как евреев (иудеи + русские евреи) – 0,5% от общей численности населения [3]. В этом контексте сокращение численности населения характерно для субъектов РФ, где основной этнической группой являются Русские. Для сравнения доля Якутов в Республике Саха (Якутия) составляет 47,1%, а если добавить долю коренных народов севера (Эвенки и Эвены), суммарная доля составит 50,8% [10]. Сопоставив данные нашего исследования с данными по другим этнонациональным субъектам РФ можно прийти к неутешительным выводам: превалирование доли Русских в общей структуре населения региона, является фактором снижения рождаемости, повышения миграционного оттока и, как следствие, сокращения численности населения субъекта РФ.

Региональные программы поддержки семей с детьми в национальных субъектах Дальневосточного Федерального округа

В исследуемых субъектах ДВФО региональные демографические меры, как и в большинстве субъектов РФ, в первую очередь направлены на поддержку семьи с детьми.

В то же время набор мер демографической политики на региональном уровне даже внутри одного Федерального округа значительно дифференцирован и во много зависит от уровня экономического развития субъекта, наличия на его территории системообразующих, экономически мощных и стабильных предприятий, а также обеспеченности природными ресурсами [4].

Далее последовательно разберем наиболее значимые демографические меры на региональном уровне, в каждом из рассматриваемых нами этнонациональных субъектах ДВФО.

Чукотский автономный округ. В системе мер государственной поддержки и многодетности в субъектах РФ центральное место занимает региональный (семейный) капитал. Стандартная практика его предоставления предусматривает выплату при рождении третьего ребенка. Тем не менее, для субъектов ДВФО законодательно закреплен особый механизм стимулирования рождаемости – специализированный региональный (дальневосточный) материнский капитал, выплачиваемый уже после рождения второго ребенка в размере 30% от федерального материнского капитала. Особенность механизма предоставления выплаты – отсутствие требований к материальному положению семьи.

В 2025 г. размер регионального материнского капитала в Чукотском автономном округе при рождении третьего ребенка составляет 193,512 тыс. рублей. Условия получения капитала – появление в семье третьего и более ребенка (в том числе усыновление), начиная с 1 января 2011 г., при условии постоянного проживании заявителя на территории Чукотского автономного округа.

Кроме указанных мер внимания заслуживают такие меры, как: единовременная социальная выплата на приобретение жилого помещения семьям, имеющим 4 и более ребенка – от 300 тыс. рублей до 5 млн рублей; социальная выплата в размере 50 % (55% семьям, имеющим ребенка-инвалида) от стоимости жилья, но не более 3,0 млн рублей при отсутствии жилья в собственности и 2,5 млн рублей при наличии жилья в собственности; единовременная выплата на погашение основного долга по ипотечным жилищным кредитам многодетным семьям – не более 500 тыс. рублей; единовременная выплата семьям в связи с одновременным рождением в них двух и более детей – 500 тыс. рублей; единовременная выплата при рождении ребенка – 69,718 тыс. рублей [2].

Республика Саха (Якутия). Прежде чем приступить к анализу мер демографической политики на региональном уровне в Республике Саха (Якутия), необходимо отметить факт резкого снижения суммарного коэффициента рождаемости (числа детей на одну женщину) с 1,998 в 2010 г. до 1,515 в 2024 г. Несмотря на то, что данный показатель незначительно выше среднероссийского, приходится констатировать, что тенденции, ранее характерные для регионов с преобладание русского населения, стали характерны и для этнонациональных регионов, к которым и относится Республика Саха (Якутия).

Так же как в Чукотском автономном округе региональный (дальневосточной) материнский капитал при рождении второго ребенка (после 01.01.2019 г.) составляет 30% от размера федерального материнского (семейного) капитала.

Республиканский материнский капитал «Семья» предусматривает выплату в размере 316,2 тыс. рублей при рождении каждого третьего и последующего ребенка. Материальное положение семьи для получения данной выплаты не учитывается. Важным условием получения капитала «Семья» является проживание на территории субъекта не менее 5 лет.

Целевой капитал «Дети столетия», учрежденный в Республике Саха (Якутия), предполагает выплату 116,756 тыс. рублей при рождении каждого ребенка в период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2027 г. В целях содействия заключения брака в более раннем возрасте предусмотрена единовременная выплата молодоженам, впервые вступившим в брак до 25 лет включительно в размере 50 тыс. рублей. При наличии в семье 10 и более детей предусмотрена выплата в размере 931,192 тыс. рублей для приобретения транспортного средства [7].

Республика Бурятия. Региональные инициативы, направленные на поддержку семей с детьми в Республике Бурятия диверсифицированы по материальному благополучию семей и количеству рожденных детей. Среди всего спектра существующих мер особое внимание уделим наиболее существенным из них.

Региональный (дальневосточной) материнский капитал при появлении на свет второго ребенка (после 1 января 2019 г.) равен 30% от величины федерального материнского (семейного) капитала.

На уровне субъекта также действует мера поддержки в виде Республиканского материнского (семейного) капитала, который предоставляется при рождении третьего или последующего детей. Условием получения выплаты выступает величина среднедушевого дохода семьи, который должен быть ниже полуторакратного размера прожиточного минимума. В настоящее время размер указанного капитала составляет 78,570 тыс. рублей

В целях содействия обеспечения жильем семей с детьми, предусмотрена единовременная денежная выплата многодетным семьям в размере не более 3,5 млн рублей, имеющим шесть и более несовершеннолетних детей, на приобретение жилого помещения или земельного участка, и нуждающихся в улучшении жилищных условий [6].

Для многодетных семей также предусмотрена возможность бесплатного посещения государственных театров единожды в месяц, обеспечение бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте (с ограничением количества поездок до 60 в месяц) для детей, а также однократное предоставление земельного участка семьям, признанным нуждающимися в жилье.

Еврейская автономная область. В Еврейской автономной области реализуется развитая и комплексная система социальной защиты семей с детьми. При появлении второго ребенка у семьи возникает право на получение регионального (дальневосточного) материнского капитала, размер которого составляет не менее 30% от величины федерального материнского капитала. В случае рождения третьего и последующих детей семья может претендовать на областной материнский (семейный капитал) в размере 120 тыс. рублей. Указанные средства могут быть использованы для оплаты образования детей, улучшения жилищных условий и иных целей, направленных на укрепление благополучия и стабильности семьи. Важно также то, что предоставление данной выплаты не зависит от уровня доходов семьи, однако предполагает обязательное условие – постоянное проживание в Еврейской автономной области в течение не менее одного года.

Ежемесячное денежное пособие предоставляется семьям в случае рождения или усыновления третьего ребенка, либо последующих детей при условии, что величина среднедушевого дохода семьи не превосходит двухкратного размера прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного Правительством региона.

Результаты исследования и их обсуждение

На примере данных выплат наглядно видно, что их размер явно недостаточен для кардинального изменения репродуктивного поведения, а экономические условия в регионе продолжают подталкивать население к отъезду. Возможными причинами неэффективности демографической политики субъекта могут являться: недостаточный охват мер поддержки, бюрократические барьеры при получении выплат, отсутствие комплексного подхода к решению демографических проблем. Так или иначе исследование показало, что этническая составляющая в совокупности с мерами экономической поддержки являются определяющими факторами демографического развития региона. В Еврейской автономной области из всех остальных исследуемых этнонациональных субъектов РФ меры экономической поддержки самые незначительные на региональном уровне. Добавив сюда особенность этнической структуры, которую в основном составляют Русские, получаем сокращение численности населения Еврейской автономной области почти на 20% с 2010 г.

Анализ региональной демографической политики показывает, что в большинстве субъектов Российской Федерации, включая и рассмотренные выше, меры поддержки носят формальный характер и не оказывают значительного стимулирующего воздействия на рождаемость и многодетность. Размер предлагаемых выплат с учетом современных уровней инфляции, индекса потребительских цен, стоимости важнейших детских товаров не может не только стимулировать создание многодетных семей, но и покрыть самые минимальные расходы на детей, в случаях временной потери работы родителями или потери работоспособности. В 95% субъектах, в которых предусмотрен региональный материнский (семейный) капитал, в качестве возможности использования указано улучшение жилищных условий. Если учесть, что средний размер этой меры поддержки, выплачиваемой многодетным семьям не превышает 150-200 тыс. рублей, а средний размер ипотечного кредита в России по данным ЦБ РФ на сентябрь 2025 г. 4,6 млн рублей (по договорам долевого строительства – 5,8 млн рублей) [8], то получается, что данная выплата не может сократить ипотечный кредит даже на 10%. А в случаях с приобретением жилья, ситуация еще более сложная. При средней цене квадратного метра в РФ в первом полугодии 2025 г. в 107,6 тыс. рублей [9], на данную выплату семья не сможет приобрести и 2 кв. метров собственного жилья.

Еще одним немаловажным аспектом является соотношение потенциальных экономических издержек семьи в виде недополучения дохода семьи из-за ухода одного из родителей в отпуск по уходу за ребенком, с потенциальными выплатами при рождении ребенка. В сентябре 2025 г. средняя начисленная заработная плата в 4-х рассматриваемых субъектах ДВФО по данным Росстата характеризовалась следующими данными: Республика Бурятия - 80,647 тыс. рублей; Республика Саха (Якутия) – 131,64 тыс. рублей; Еврейская автономная область – 87,465 тыс. рублей; Чукотский автономный округ – 198,242 тыс. рублей [11]. Конечно, представленные данные о начисленной заработной плате нуждаются в корректировке на индекс потребительских цен в рассматриваемых субъектах, и реальная заработанная плата будет ниже. Тем не менее сопоставление размера заработной платы с региональными мерами экономической поддержки семей с детьми демонстрирует, что размер заработной платы одного из супругов превышает размеры денежных выплат подавляющего большинства мер поддержки на региональном уровне, т.е. динамика роста заработной платы, как и индекса потребительских цен, выше региональных мер поддержки, которые зачастую или не индексируются, или индексируются на уровень ниже реальной инфляции. Тем самым из года в год роль и эффективность большинства региональных мер поддержки семей с детьми снижается, что не способствует формированию репродуктивных установок, направленных на деторождение.

Для достижения максимальной результативности необходимо создание благоприятных условий в принимающих регионах, что требует совместных усилий государства и бизнеса. По мнению академика Аганбегян А.Г., только при формировании полноценной среды, способствующей комфортной жизни и всестороннему развитию жителей, можно рассчитывать на позитивные сдвиги в демографической ситуации на Дальнем Востоке [1].

Заключение

Таким образом, несмотря на разнообразие мер поддержки, они не способны стать значимым стимулом для увеличения рождаемости и формирования многодетных семей. Снижение уровня рождаемости и сокращение численности населения (в том числе и из-за миграционного оттока) свидетельствуют о недостаточной эффективности региональных демографических программ.

Даже предварительный анализ показывает, что подавляющая часть мер поддержки, включая и расширенные для многодетных семей, не может быть каким-либо экономическим стимулом рождения детей ни в одном из данных регионов. Снижение дохода семьи из-за нахождения в отпуске по уходу за ребенком одного из супругов является более значимым, чем социально-экономические меры поддержки в будущем. Помимо всего этого, в ряде субъектов размер этой незначительной социально-экономической поддержки еще и привязан к среднедушевым доходам семьи, что также снижает мотивацию семей не только заводить детей, но и формирует в их сознании миграционные установки, направленные на переезд в другие, экономически благополучные субъекты РФ.

Совершенствование миграционного законодательства и содействие в обеспечение жильем являются необходимыми, но не единственными мерами удержания местного населения и привлечение, включая последующее закрепление, нового.

В данном контексте особую роль играет разработка и внедрение комплексных мер по улучшению качества жизни, созданию высокооплачиваемых рабочих мест и обеспечению социальной инфраструктуры на уровне не ниже среднероссийского.