Введение
Развитие человеческого капитала является стратегически важной задачей для любой страны, поскольку именно от уровня сформированного капитала зависит возможность экономического роста и развития [1, 2]. Наряду с традиционными видами ресурсов, необходимых для производства, человеческий капитал является особой категорией, поскольку представляет собой совокупность знаний, умений и навыков людей, эффективное использование которых способно обеспечить долгосрочное социально-экономическое благополучие страны и ее населения. Также к числу особенностей человеческого капитала относится сложность его формирования, поскольку накопление знаний и опыта является длительным процессом, а кроме того, требует наличия соответствующих личных качеств людей [3-5].
В теории и практике экономической науки для оценки развития человеческого капитала сегодня используются специфические показатели – индекс человеческого капитала (ИЧК) и индекс человеческого развития (ИЧР), с использованием которых проводится межстрановое сравнение уровня развития данного ресурса. С учетом сложности и многогранности данного понятия, существует множество качественных и количественных подходов к оценке человеческого капитала. Основными параметрами, которые учитываются при оценке накопленного человеческого капитала, является уровень образования и отдача от него, качество образования, когнитивные навыки, трудовой стаж и опыт, качество труда, состояние здоровья населения [6-8].
Высокий человеческий капитал в масштабах макроэкономики способствует росту производительности труда и снижению безработицы, развитию инноваций и осуществлению технологического прогресса, в конечном итоге – росту валового внутреннего продукта (ВВП) [9, 10]. Поскольку в рамках формирования высокого человеческого капитала первостепенная роль отводится трудовым ресурсам, важную основу его обеспечения составляет здоровье населения [11-13]. В этой связи, состояние и эффективность здравоохранения выступают важным фактором формирования высокого человеческого капитала, поскольку от здоровья населения зависит возможность его интеллектуального и профессионального развития.
Цель исследования – провести оценку социально-экономических аспектов развития здравоохранения в качестве фактора формирования человеческого капитала в РФ на основе анализа ретроспективных показателей в период 2015-2024 гг.
Материалы и методы исследования
Информационную основу исследования составили данные Росстата о развитии здравоохранения в России, а именно динамика: численности и обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом (СМП), соотношения между врачами и СМП. Также проведена оценка взаимосвязи между уровнем кадрового обеспечения здравоохранения и заболеваемостью населения с целью выявления влияния обеспеченности отрасли кадрами на результаты. В качестве важных социально-экономических аспектов развития здравоохранения рассмотрена динамика уровня оплаты труда в отрасли в сравнении со средним значением, а также объем и доля инвестиционной поддержки развития здравоохранения. Для целей исследования стоимостные показатели были приведены к сопоставимым значениям – в ценах 2024 года. Период исследования включает 2015-2024 гг., где выбор 2015-го года в качестве базисного для сравнения обусловлен началом масштабной модернизации в отрасли здравоохранения, при это в качестве индикативных рассматривается 2020 год, связанный с началом пандемии; 2022 год, отражающий состояние отрасли к окончанию пандемии, а также 2024 год, характеризующий актуальное состояние кадрового потенциала отрасли.
В ходе исследования была сформирована гипотеза, что здравоохранение и результативность его функционирования выступают ключевыми аспектами формирования здоровья населения как составной части человеческого капитала. Поскольку из-за снижения трудового потенциала здравоохранения ожидаемым следствием может стать ухудшение качества и доступности медицинской помощи, изучение основных параметров и проблем отрасли является важным направлением на пути формирования высокого человеческого капитала страны. Методическая база исследования включает основные научно-исследовательские методы, в том числе горизонтальный и вертикальный анализ, сравнительный анализ, обобщение и аналитическая оценка.
Результаты исследования и их обсуждение
В системе кадрового обеспечения здравоохранения в России общей тенденцией является сокращение численности СМП при одновременном увеличении численности врачей. В 2015 году в стране насчитывалось более 709 тыс. человек врачей всех специальностей, а после периода снижения показателя в 2016-2019 гг., с 2020 года установилась тенденция к росту численности врачей из-за высокой нагрузки на здравоохранение. В результате, за последние 5 лет численность врачей выросла с 715 тыс. до 759 тыс. человек, что соответствует приросту более чем на 6%. Численность СМП снижается во всем рассматриваемом периоде: в 2024 году в стране насчитывалось только 1433,5 тыс. человек против 1525,1 тыс. человек в базисном периоде, что говорит о снижении показателя на 6%. В результате этого происходит снижение соотношения между численностью врачей и СМП: в период 2015-2021 гг. на 1 врача приходилось более 2-х человек СМП, а наибольшее значение достигалось в 2016 году – 2,3. Однако в последние 3 года в расчете на одного врача приходится менее двух человек СМП и показатель продолжает снижаться, составив в 2024 году 1,89. При этом оптимальным значением принято считать 2 СМП в расчете на 1 врача, что позволяет сделать вывод о недостаточном уровне кадрового обеспечения здравоохранения для осуществления эффективной медицинской деятельности (рисунок 1).
Вследствие роста численности врачей в системе здравоохранения также происходит и увеличение уровня обеспечения ими населения. В 2015 году на 10 тыс. населения приходилось чуть более 48 человек врачей, а в 2016 году как результат оптимизации уровень обеспечения снизился до наименьшего значения – 45,7 врачей на 10 тыс. населения.

Рис. 1. Динамика численности врачей и СМП в системе здравоохранения России в 2015-2024 гг. Источник: составлено автором по данным [14]
Рис. 2. Динамика обеспеченности врачами и СМП в системе здравоохранения России в 2015-2024 гг. Источник: составлено автором по данным [14]
Уровень обеспеченности СМП, напротив, снижается в результате заметного сокращения численности СМП в системе здравоохранения. Наиболее высокий уровень обеспеченности населения СМП отмечался в 2016-2017 гг. – более 104 чел. на 10 тыс. населения, в 2019-2021 гг. составлял чуть более 100 чел. в расчете на 10 тыс. населения. В 2022-2024 гг. уровень обеспеченности СМП снизился до менее чем 100 в расчете на 10 тыс. населения (рисунок 2).
Начиная с 2016 года и до настоящего времени уровень обеспеченности врачами повышается, что связано как с общим ростом численности врачей в системе здравоохранения, так и со снижением численности населения. При этом уровень обеспечения врачами превысил 50 в расчете на 10 тыс. населения только в 2021 году, а в 2024 году показатель практически достиг 52 чел. в расчете на 10 тыс. населения. В результате, кадровый потенциал здравоохранения не показывает устойчивой динамики к росту, поскольку даже в условиях несущественного повышения уровня обеспеченности врачами, снижение числа СМП в расчете на население не способствует формированию оптимального состояния трудовых ресурсов отрасли, направленного на снижение заболеваемости и смертности населения, повышения уровня человеческого капитала страны.
Сопоставление основных трендов уровня заболеваемости населения и уровня обеспеченности врачами в исследуемом периоде показало, что даже в условиях постоянного повышения числа врачей в расчете на 10 тыс. населения страны заболеваемость изменяется волнообразно, существенно снижаясь к 2019 году – до 753 случаев на 1000 населения, а в 2020-2021 гг. достигла максимума – 849-889 случае на 1000 населения. В 2023-2024 гг. произошло снижение уровня заболеваемости населения, а обеспеченность врачами продолжила расти. Несмотря на это, заболеваемость населения даже в условиях относительно высокого уровня обеспеченности врачами существенно выше, чем в доковидный период, когда на 10 тыс. населения приходилось только 45-47 врачей.
Статистика уровня заболеваемости населения по основным классам болезней показывает, что даже в условиях снижения общего фона заболеваемости по сравнению с ковидным периодом, в 2022-2024 гг. по многим направлениям сохраняется динамика к росту числа случаев. Уровень обеспеченности врачами по основным специализациям не претерпел существенного изменения в динамике для всех направлений (рисунок 3).
Одной из причин непростого положения кадрового обеспечения здравоохранения является экономический фактор, поскольку средняя заработная плата в отрасли сохраняется на достаточно низком уровне по сравнению со средним по стране значением.

Рис. 3. Оценка взаимосвязи между заболеваемостью населения и уровнем обеспеченности врачами в системе здравохранения России в 2015-2024 гг. Источник: составлено автором по данным [14]

Рис. 4. Динамика средней заработной платы в здрвоохранении России в 2015-2024 гг. Источник: составлено автором по данным [14]
Динамика уровня оплаты труда в отрасли в сопоставимых ценах показывает, что с 2018 году темпы роста средней заработной платы замедлились. Если в 2015-2017 гг. показатель составлял едва ли больше 50 тыс. рублей, то в 2018 году превысил 61,8 тыс. рублей. В 2020 году был достигнут максимум средней заработной платы – 70,7 тыс. рублей, что связано с началом пандемии и усилением поддержки медицинского персонала в непростых эпидемиологических условиях. Однако период 2021-2023 гг. вследствие высоких темпов инфляции характеризуется снижением реального уровня средней заработной платы в здравоохранении, где минимум был достигнут в 2022 году – 65,2 тыс. рублей. Лишь только к 2024 году произошло повышение реального уровня оплаты труда в отрасли – 71,7 тыс. рублей.

Рис. 5. Динамика инвестиций в основной капитал здравоохранения в России в 2015-2024 гг. Источник: составлено автором по данным [14]
Указанная динамика среднего уровня оплаты труда в здравоохранении в сравнении со средними по рынку труда тенденциями показывает, что средняя заработная плата в здравоохранении стабильно ниже среднего уровня, и лишь только в 2019-2021 гг. превысила 90% от среднероссийской, что также связано с влиянием пандемии и носило временный характер. Однако после ее окончания темпы роста средней заработной платы в здравоохранении замедлились, в результате чего разрыв со средним по стране значением начал расти. В 2024 году средняя заработная плата в здравоохранении составила только 80% от среднего уровня, что является самым низким значением за 10 лет (рисунок 4).
Помимо среднего уровня оплаты труда в здравоохранении, также важную роль в обеспечении эффективности отрасли и реализации возложенных на нее социальных задач, в том числе обеспечения здоровья нации, играет инвестиционная поддержка, направленная на повышение ресурсной базы и уровня материально-технического обеспечения. Анализ объема инвестиций в основной капитал здравоохранения за последние 10 лет показал, что только с началом пандемии произошло существенное качественное повышение уровня инвестиционной поддержки, поскольку объем инвестиций был увеличен практически вдвое – с 495,4 до 819,6 млрд рублей (рисунок 5).
Однако в 2021-2024 гг. произошло снижение реального объема инвестиций в основной капитал здравоохранения до менее чем 800 млрд рублей ежегодно. Удельный вес инвестиций в отрасль в общем объеме начиная с 2020 года качественно вырос: если прежде показатель составлял около 1,3-1,7%, то в период пандемии был увеличен до 2,8%. В последние 4 года удельный вес инвестиций в отрасль стал вновь снижаться и достиг 2%.
Заключение
Актуальное состояние здравоохранения характеризуется изменением структуры медицинского персонала, поскольку происходит увеличение численности врачей и снижение численности СМП. Это привело к изменению соотношения между данными категориями медицинского персонала – теперь на одного врача приходится менее 2-х человек СМП, хотя оптимально, если на 1 врача приходится не менее 2 человек среднего медицинского персонала для обеспечения эффективной медицинской деятельности.
Оценка взаимосвязи между заболеваемостью населения и уровнем обеспеченности врачами показала, что тесной взаимосвязи между данными индикаторами нет, особенно это касается периода пандемии, когда даже в условиях расширения численности медицинского персонала заболеваемость также была критически высокой. В 2024 году уровень обеспеченности врачами в системе здравоохранения составил практически 52 человека в расчете на 10 тыс. населения, что является наибольшим значением за 10 лет, а активатором роста числа врачей стал именно 2020 год, поскольку уже в 2021 году уровень обеспеченности врачами превысил 50 на 10 тыс. населения. С учетом динамичного сокращения численности среднего медицинского персонала и соответствующего снижения уровня обеспеченности им населения, ожидаемым следствием является рост нагрузки на другие категории медицинского персонала, в том числе врачей, что способно оказывать негативное влияния на медицинскую эффективность оказываемой помощи. Одной из причин неоднозначной кадровой ситуации в здравоохранении является проводимая модернизация, направленная на оптимизацию расходов в отрасли с учетом ограниченности финансовых ресурсов. Также немаловажным является тот факт, что средняя заработная плата в здравоохранении заметно ниже среднего по стране значения и лишь только в период пандемии росла быстрее, чем в среднем. В последние годы вновь темпы роста замедлились, а уровень оплаты труда в здравоохранении в среднем составляет только около 80% от средней по стране. Объем инвестиционной поддержки здравоохранения также был увеличен на фоне пандемии, но в постковидное время существенных изменений не произошло, а доля инвестиций в отрасль снизилась до 2%. Следовательно, существующие социально-экономические аспекты развития здравоохранения, связанные с низкой инвестиционной поддержкой отрасли и недостаточной материальной мотивацией персонала (особенно прочих категорий работников, кроме врачей) способствуют снижению результативности отрасли в части обеспечения качества и доступности медицинской помощи. Сложившееся положение дел может выступать одним из факторов, препятствующих накоплению человеческого капитала в стране с учетом имеющегося потенциала, поскольку обеспечение здоровья населения – ключевая задача.

