Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

DYNAMICS OF MACROECONOMIC INDICATORS OF THE US ECONOMY UNDER SANCTIONS RESTRICTIONS

Platonova T.E. 1 Devyatkin I.S. 1
1 Moscow State Institute of International Relations (University)
1010 KB
The authors of this article examined the dynamics and key issues surrounding the budget deficit, public debt, and inflation in the United States for the period 2020-2024, identifying the key factors influencing these indicators, including the negative impact of anti-Russian sanctions. The state of the US financial system is currently the focus of President Donald Trump and US government agencies. The study found that after winning the presidential election, Trump decided to achieve significant growth in industrial production, create new jobs and attract investment, optimize fiscal policy, and balance the federal budget. The authors concluded that the increase in US public debt and budget deficit will influence US foreign policy toward cooperation with countries that supported economic sanctions against the Russian economy.
us government budget deficit
public debt and its components
inflation in the us
us foreign economic policy and its impact on the global economy

Введение

Сложная политическая обстановка создает значительные проблемы для развития мировой и национальных экономик уже достаточно длительный период. США постепенно утрачивает былое лидерство, переходящее к другим сильным державам, таким как Китай, Индия, Япония Россия и др. По данным Группы Всемирного Банка установлено, что негативные последствия в результате введения антироссийских санкций оказались значительнее, чем предполагалось ранее [4]. На прошедших президентских выборах США в 2024 году в ходе предвыборных дебатов оба кандидата (Д. Трамп и К. Харрис) уделяли большое внимание экономическим показателям США и общему состоянию финансовой системы государства [3]. Макроэкономические показатели, характеризующие финансовую систему США в последние годы, имеют тенденцию к ухудшению. Замедление роста ВВП в ближнесрочной перспективе, растущая инфляция, беспрецедентное увеличение государственного долга и дефицита бюджета – все эти проблемы обострились в экономике США. В связи с этим особую актуальность приобретают исследования динамики этих макроэкономических инструментов и влияния их изменений на политику США и все мировое сообщество.

Целью исследования, проведенного в данной статье, является анализ основных проблем состояния бюджетного дефицита, государственного долга и инфляции в США за период 2021-2024 гг, выявление основных факторов, влияющих на эти показатели и последствия их изменений.

Материалы и методы исследования

В статье использованы методология исследования, основанная на анализе статистических данных американских правительственных и независимых источников.

Результаты исследования и их обсуждение

Общее финансовое состояние государства точнее всего характеризуют такие показатели, как дефицит государственного бюджета, государственный долг и индекс инфляции, взаимосвязь между которыми представляет сложный макроэкономический механизм, который имеет фундаментальное значение для понимания экономических процессов в США.

Проблемы факторов и противоречий экономического роста хозяйства США поднимались в работах ведущего научного сотрудника Института Соединенных штатов Америки и Канада им. Академика Г.А. Арбатова РАН (ИСКРАН) Давыдова А.Ю. [2]. Взгляды кандидатов в президенты К. Харриса и Д. Трампа на проблемы роста государственного долга США, инфляцию и исполнение федерального бюджета США в последние годы исследовались в работах научного сотрудника ИСКРАН Козлова С.А. [3]. Глубокий анализ основных макроэкономических и научно-технических показателей США, определяющие положение США в мире проводился в работах руководителя научного направления ИСКРАН, члена-корреспондента РАН Супяна В.Б. [5].

Рассмотрим состояние государственного бюджета США и его дефицит за последние годы.

Анализ рисунка 1 показывает, что дефицит государственного бюджета США с 2005 по 2025 год вырос с 318,34 млн долларов до 1775,35 млн долларов, т.е. более чем в 5 раз.

Рис.1 Динамика дефицита государственного бюджета США за 2005-2025 гг. (в млн долларов) Источник: составлено автором по данным [7]

Наибольший дефицит был отмечен в 2020 году (3132,5 млрд долларов), что связано с пандемией COVID-19 и связанных с ней экономических потрясений. В последующие годы наблюдалось снижение бюджетного дефицита, однако его уровень остается достаточно высоким, что связано со следующими факторами: рост расходов по обслуживанию государственного долга, увеличение затрат на здравоохранение и социальное обслуживание, включение в расходы бюджета сумм на военную и экономическую помощь Украине. По прогнозам, в ближайшие годы дефицит бюджета США незначительно сократится, однако после 2027 года вновь будет расти, достигнув к 2034 году около 6 % валового внутреннего продукта (ВВП), что превысит уровни дефицита, наблюдавшиеся после Второй мировой войны, пандемии коронавируса и кризиса 2008-2009 гг. [7].

Важным макроэкономическим показателем состояния государственных финансов является величина государственного долга страны. Государственный долг США остаётся одним из ключевых макроэкономических индикаторов как для национальной, так и для мировой экономики. Период 2021–2024 гг. характеризуется резким наращиванием объёма обязательств и изменениями в их структуре.

По данным FRED (Federal Reserve Bank of St. Louis), на конец IV кв. 2020 г. (31 декабря 2020) общий федеральный долг США (gross federal debt) составлял 27 748,5 млрд $, а к концу IV кв. 2024 г. (31 декабря 2024) вырос до 36 218,6 млрд $, что на 8 470,1 млрд $ (≈ 30,5 %). Среднегодовой прирост за этот период составил примерно 2 117,5 млрд $ в год [6]. Рассмотрим динамику государственного долга США за последние годы.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что за период с 2021 по 2024 год долг в обращении вырос с 22,33 трлн долларов до 28,8 трлн долларов или на 28,9%, а внутригосударственный долг вырос с 6,1 трлн долларов до 7,4 трлн долларов или на 21,3 %. Среднегодовой прирост государственного долга в этот период составил около 1,9 трлн долларов США.

Одним из ключевых показателей долговой устойчивости является соотношение общего долга к ВВП, после пика в 125,98 % ВВП в IV кв. 2020 г. показатель снизился и к IV кв. 2024 г. составил 121,85 % ВВП; в 2021–2023 гг. уровень фиксировался около 119 % ВВП [6].

Проведение анализа структуры иностранных держателей государственного долга США позволяет оценить уровень зависимости страны от внешнего финансирования и выявить потенциальные риски.

Представленные данные свидетельствуют о том, что миноритарная часть долга, находящегося в обращении (30,13%), принадлежит внутренним держателям, что снижает зависимость США от внешних кредиторов. Среди иностранных держателей лидирующие позиции занимают Япония (3,75% от общего объема долга в обращении) и Китай (2,7%). Следует отметить, что доля Китая как держателя американского долга существенно сократилась за последние годы, что отражает геополитические и экономические изменения в двусторонних отношениях [6].

Рост объема государственного долга страны и, особенно, дефицита государственного бюджета ведут к росту показателей инфляции. Рассмотрим данные инфляции в США по отдельным периодам.

Период 2015-2019 гг.: Период экономического роста сопровождался снижением бюджетного дефицита (в среднем 3,5% ВВП), но продолжающимся ростом государственного долга (до 107% ВВП к 2019 году). Инфляция оставалась стабильно низкой (в среднем 1,5%).

Государственный долг США за 2021-2024 гг.

Год

Общий долг,

трлн долл США

Долг в обращении,

трлн долл США

Внутригосударственный долг, трлн долл США

2021

28,43

22,33

6,10

2022

30,93

24,29

6,64

2023

33,17

26,33

6,84

2024

36,20

28,80

7,40

Источник: составлено автором по данным [6].

Рис. 2. Уровень инфляции в США с 2010 по 2023 год, % Источник: составлено автором по данным [8]

Период 2020-2023 гг.: Пандемия COVID-19 привела к резкому росту бюджетного дефицита (максимум 14.9% ВВП в 2020 году) и государственного долга (до 128% ВВП к 2023 году). В этот период также наблюдался значительный рост инфляции (максимум 8.0% в 2022 году), что подтверждает гипотезу о взаимосвязи между бюджетным дефицитом и инфляцией в условиях экономических шоков.

В свете проведенного анализа можно предположить, что наращивание государственного долга и дефицит бюджета США будут влиять на внешнюю политику США. Дональд Трамп недавно признал, что вводимые США санкции обходятся Вашингтону в огромную сумму денег, и речь идет о миллиардах долларов. Кроме того, Трамп неоднократно отмечал, что выжидает с введением санкций против России в надежде на урегулирование конфликта на Украине [9].

В условиях специальной военной операции и введения дополнительных экономических санкций со стороны США, последние их которых были введены в октябре 2025 в отношении наших крупнейших нефтяных компаний, России США и многим другим странам, приходится приспосабливаться к новым хозяйственным реалиям [10]. Политика сдерживания России фактически уже переросла в экономическую войну с Западом. В этой войне наша страна несёт определённые потери Серьёзные потери несут и страны Запада, прежде всего государства Евросоюза, которые добровольно лишили себя стабильных поставок российских энергоносителей по умеренным ценам [1].

Выводы

Проведенный анализ состояния государственного долга, бюджетного дефицита и инфляции в США позволяет сделать следующие выводы в свете обострения санкционного режима, введенного в связи с СВО.

Для экономики США основные макроэкономические последствия текущего состояния взаимосвязанных показателей включают:

Рост расходов на обслуживание долга, достигших 12,9% от общих расходов бюджета в 2024 году

Постоянный бюджетный дефицит в течение последних лет (1,7 – 1, 8 млрд долларов)

Увеличение показателя инфляции до 7-8 % в год

Победа Д. Трампа на последних президентских выборах значительно повлияла на внутреннюю и внешнюю политику США. Д. Трамп решил добиться существенного роста промышленного производства, создания новых рабочих мест и привлечения инвестиций, оптимизации фискальной политики и сбалансирования федерального бюджета. Основным ключом к решению этих задач администрация Д.Трампа выбрала замену источников доходов государства с внутренних налоговых поступлений на «службу внешних доходов», призванную собирать средства с иностранных государств для американской экономики. При этом выборе решаются одновременно несколько проблем: сокращение дефицита торгового баланса и дефицита бюджета США, создание собственной макроэкономической зоны, рост влияния валютной системы США, сохранение доминантной экономической и политической власти Америки.

Последние американские санкции против российского нефтяного сектора связаны с переговорами между США и Индией по торговой сделке, где на повестке стоит снижение пошлин в ответ на сокращение закупок нефти из России [10]. Непосредственный эффект санкций окажется невелик (российские компании уже адаптировались к такого рода давлению), однако они важны как сигнал для Индии. Таким образом, администрация США пытается подключить к торговой войне против России и страны третьего мира.