Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

PROBLEMS OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF REGIONAL ECONOMIC SECURITY

Minakov A.V. 1 Elizarova V.V. 1
1 Moscow Order of Honor University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot
1333 KB
The possibilities of ensuring and strengthening regional economic security are largely associated with the development and effective use of human capital. Authors examine human capital development in the Republic of Ingushetia in the context of regional economic security, analyses the key socio-economic indicators of the Republic of Ingushetia’s development, calculate the cost of the region’s human capital, and assesses its effectiveness. In this region, as in many other regions of the North Caucasus Federal District, there is an acute need to improve human resource development to ensure long-term economic growth and the development of those industries that can ensure regional economic security in the long term. Also are identified actual challenges in the region’s human capital development. Among them are: high unemployment, low economic returns of human capital, a shortage of jobs, a huge number of idle enterprises, and unstable investment dynamics in human capital in Ingushetia. Authors propose measures necessary for human capital development: to increase the number of breakthrough projects, intensify the activities of the IT Academy in Magas, establish new industrial parks, develop creative industries, and expand the resource base of the Entrepreneurship Support Fund.
economic security
human capital
regional economy
human resources
regional development

Введение

Непрерывное развитие человеческого капитала становится все более значимым для преодоления угроз, влияющих на региональную экономическую безопасность. Эффективные и обоснованные решения в области управления человеческим капиталом региона позволяют заложить основы для устойчивого инклюзивного развития, успешно конкурировать с другими субъектами федерации, развивать внешнеэкономические связи, а также сделать возможным существенное повышение качества жизни.

Вопросы развития человеческого капитала региона в контексте экономической безопасности рассматривают Е.А. Авдуевская, М.Ю. Дьяков, Е.Н. Захарова, И.Н. Карелин, М.Ю. Махотаева, Н.Н. Минаев, М.А. Николаев, И.А. Павлова, И.А. Почепаев, Г.Н. Тугускина, Г.М. Тюлю и другие исследователи, однако при этом до настоящего времени продолжаются дискуссии, посвященные определению роли и места человеческого капитала в обеспечении региональной экономической безопасности, разработке стратегии и тактики управления развитием человеческого капитала на региональном уровне для преодоления существующих ограничений и достижения траектории устойчивого и инклюзивного развития. Возникает необходимость исследования особенностей развития человеческого капитала на примере конкретного субъекта федерации (Республики Ингушетия), что позволит также оценить вклад человеческого капитала в обеспечение региональной экономической безопасности и выявить перспективные направления совершенствования управления им.

Цель работы: выявить проблемы развития человеческого капитала Республики Ингушетия в контексте региональной экономической безопасности. В статье решались следующие важнейшие задачи: отразить теоретические основы развития человеческого капитала как составляющей обеспечения региональной экономической безопасности; показать особенности развития человеческого капитала в Республике Ингушетия и выявить актуальные проблемы, влияющие на региональную экономическую безопасность; сформулировать рекомендации по совершенствованию человеческого капитала для укрепления экономической безопасности.

Материалы и методы исследования

В научной литературе представлены различные подходы к пониманию сущности человеческого капитала региона, определению его роли в обеспечении экономической безопасности. Так, Г.Н. Тугускина справедливо отмечает, что человеческий капитал является важнейшей составляющей национального богатства, а измерение тенденций и результатов его развития на региональном уровне может быть осуществлено на основе анализа затрат на здравоохранение, численности врачей, ожидаемой продолжительности жизни и уровня участия населения региона в рабочей силе [14, с. 271]. Следует поддержать и позицию М.Ю. Дьякова касательно определяющего вклада человеческого капитала в достижение устойчивого развития региона, также исследователь приводит следующее определение человеческого капитала региона: «накопленный в нем в результате инвестиций фонд способностей, знаний, умений, навыков, здоровья, моральных ценностей и культурных компетенций, являющийся неотъемлемым фактором регионального общественного воспроизводства» [4, с. 560]. Схожей позиции придерживается и Г.Р. Юнусова, указывая на целесообразность рассмотрения человеческого капитала в качестве ресурса, обеспечивающего положительную динамику производительности труда [17, с. 192]. Однако для успешного и эффективного использования человеческого капитала в процессе регионального экономического развития важно не только сформировать требуемый фонд знаний, компетенций, навыков, необходимых субъекту федерации для достижения и поддержания траектории и устойчивого развития, но и создать необходимые условия для эффективного использования сформированного человеческого капитала [8, с. 686]. Под человеческим капиталом, с нашей точки зрения, необходимо понимать совокупность накопленных жителями региона способностей, знаний, компетенций, умений, необходимых для устойчивого инклюзивного развития и выступающих в качестве составляющей общественного производства.

Человеческий капитал, таким образом, необходимо рассматривать как базисный элемент социально-экономического потенциала региона [2, с. 96]. Инвестируя в человеческий капитал, региональные власти не только создают дополнительные ресурсы, но и увеличивают отдачу от их применения в экономическом развитии. Так, воздействие человеческого капитала региона на достижение и поддержание траектории устойчивого инклюзивного развития выражается и в относительном увеличении объемов генерируемого валового регионального продукта: инвестиции в человеческий капитал способны продуцировать значимый положительный эффект [5, с. 114]. Успешное управление человеческим капиталом сопровождается улучшением деловой среды, ростом деловой активности, дает региону возможность формировать устойчивые конкурентные преимущества и задействовать возможности, связанные с цифровизацией [12, с. 166].

Важно отметить и необходимость инвестиций в человеческий капитал для стимулирования регионального инновационного развития, что становится возможным благодаря формированию у сотрудников необходимых для наукоемкого производства компетенций и росту активности регионального научного сообщества [11, с. 265]. Наука, технологии и инновации как драйверы устойчивого развития региона не могут развиваться и реализовывать свой потенциал без эффективного и непрерывного накопления и использования человеческого капитала [16, с. 827]. Зарубежные исследования позволили выявить неоднородность воздействия инвестиций в человеческий капитал на региональное развитие: наибольшая отдача от человеческого капитала характерна для региональных социально-экономических систем со сравнительно низкой производительностью (эффект «низкой базы») [6, с. 171]. Соответственно по мере ускорения технологического развития, внедрения инноваций в трудовых отношениях, сферах образования и здравоохранения становится все более актуальным поиск принципиально новых подходов к управлению формированием и использованием человеческого капитала на региональном уровне, обеспечивающих в т.ч. максимизацию его вклада в обеспечение региональной экономической безопасности.

«Фундаментальным условием региональной экономической безопасности является обеспечение безопасности человеческого капитала – ключевого ресурса социально-экономической системы региона» [12, с. 4678]. Согласно Стратегии экономической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208 снижение качества человеческого потенциала, одним из проявлений которого является человеческий капитал, также рассматривается в качестве одного из ключевых вызовов экономической безопасности. Воздействие развития человеческого капитала на обеспечение региональной экономической безопасности проявляется в различных направлениях:

1) ускорение экономического развития региона, достижение устойчивого инклюзивного роста, сопровождаемого снижением дифференциации доходов и более справедливым распределением выгод от использования человеческого капитала между жителями;

2) опережающее развитие инновационных отраслей экономики региона, в которых задействуются накопленные знания и компетенции, что позволяет одновременно ускорять и технологическое обновление, стимулировать переток знаний в другие отрасли и сферы региональной социально-экономической системы;

3) более полное задействование потенциала цифровой трансформации региональной экономики, ускоренный переход к экономике знаний [3, с. 66], при том что цифровая трансформация национальной экономики одновременно способствует ускорению развития человеческого капитала [10, с. 36];

4) укрепление кадровой безопасности региона, повышение качества жизни населения за счет опережающего развития высокоэффективных рабочих мест, создания наукоемких производств для выпуска продуктов и услуг, востребованных как на российском рынке, так и в мире [1, с. 19].

Возникает необходимость исследования как динамики развития человеческого капитала в регионе в результате осуществления инвестиций, так и экономической отдачи от его использования для достижения поставленных стратегических целей.

Для оценки динамики развития человеческого капитала в Республике Ингушетия в контексте региональной экономической безопасности использованы следующие группы показателей:

1) показатели, характеризующие демографическую ситуацию в регионе (численность населения Республики Ингушетия на конец года, естественный прирост населения, среднегодовая численность занятых в экономике региона, уровень занятости населения, численность безработных в республике, потенциальная рабочая сила и уровень безработицы;

2) показатели, характеризующие состояние важнейших отраслей социальной сферы Республики Ингушетия (доля детей в возрасте до шести лет, охваченной дошкольным образованием, что позволяет судить о состоянии сферы дошкольного образования в республике. Для оценки состояния системы здравоохранения республики использовались показатели численности врачей и среднего медицинского персонала на 10 тыс. населения).

Далее проводилась стоимостная оценка человеческого капитала региона в разрезе следующих составляющих по методике, предложенной М.Ю. Дьяковым [4, с. 564]: оборотный человеческий капитал, основной человеческий капитал, капитал здоровья. Оборотный человеческий капитал рассчитывался по формуле (1):

ОбЧК = ЗПср × ЧРср × 12, (1)

где ОбЧК – стоимостная оценка оборотного человеческого капитала, руб.;

ЗПср – среднемесячная заработная плата в регионе, руб.;

ЧРср – среднегодовая численность занятых в регионе, чел.

Далее на основе отчетов об исполнении республиканского бюджета Республики Ингушетия рассчитывался основной человеческий капитал (формула 2):

ОснЧК = Робр + Ркк, (2)

где Робр – расходы республиканского бюджета на образование, руб.;

Ркк – расходы республиканского бюджета Ингушетии на культуру, кинематографию, руб.

При расчете капитала здоровья в Республике Ингушетия было принято решение учесть не только расходы республиканского бюджета на здравоохранение, но и расходы на социальную политику. В трактовке Всемирной организации здравоохранения здоровье рассматривается как состояние, определяемое полным физическим, духовным и социальным благополучием, а зарубежный исследователь П. Ховитт среди каналов воздействия инвестиций в капитал здоровья на экономический рост выделяется в т.ч. сокращение неравенства в доходах [7, с. 566–567]. Верной видится и позиция С. Мушкин, по мнению которой «прирост капитала здоровья обусловлен не только развитием здравоохранения, но и прочими факторами» [15, с. 259]. Обеспечение же и поддержание социального благополучия в Республике Ингушетия невозможно исключительно за счет системы здравоохранения, реализуемая в регионе социальная политика также вносит свой значимый вклад как в формирование человеческого капитала, так и в обеспечение экономического роста (через снижение неравенства в доходах).

На основе стоимостной оценки человеческого капитала Республики Ингушетия определялась эффективность его использования в региональной экономике, для чего были использованы показатели величины ВРП и промышленного производства. ВРП на рубль стоимости человеческого капитала республики определялся по формуле (3):

ЧКврп = ВРП / ЧКсок, (3)

где ЧКсок – совокупный человеческий капитал республики, руб.;

ВРП – валовой региональный продукт Республики Ингушетия, руб.

Аналогичным образом определялась величина промышленного производства в расчете на рубль стоимости человеческого капитала региона.

Материалы исследования: данные Управления Федеральной службы государственной статистики по СКФО, данные Росстата по РФ и Республике Ингушетия, годовые отчеты об исполнении республиканского бюджета Республики Ингушетия, отчеты о результатах деятельности Правительства Республики Ингушетия. Границы исследования – 2020–2024 гг.

Результаты исследования и их обсуждение

Долгосрочная Стратегия социально-экономического развития Республики Ингушетия на 2009-2020 годы и на период до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Ингушетия от 16.02.2009 № 49 (в ред. от 15.02.2023), предусматривает реализацию пяти «прорывных» проектов для преодоления отставания региона в темпах и результатах социально-экономического развития, успех реализации которых, однако, в значительной степени определяется состоянием и эффективным использованием человеческого капитала.

Таблица 1

Показатели, характеризующие демографическую ситуацию и занятость в Республике Ингушетия за 2020–2024 гг.

Показатели

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Численность населения на конец года, тыс. чел.

515,6

511,3

519,1

527,2

534,5

Естественный прирост населения на 1000 чел. населения, чел.

12,4

12,1

11,9

11,8

11,5

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.

174,6

175,7

189,8

201,6

199,6

Уровень занятости населения в возрасте 15 лет и старше, %

49,8

49,0

51,7

53,8

52,0

Численность безработных, тыс. чел.

78,7

83,7

81,3

77,5

71,6

Уровень безработицы, %

31,1

32,3

30,0

27,8

26,4

Потенциальная рабочая сила, тыс. чел.

0,6

0,8

0,6

0,7

1,2

Примечание: составлено автором на основе: Республика Ингушетия в цифрах. 2020-2024 гг. // Северо-Кавказстат [Электронный ресурс]. URL: https://26.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/_0_ Обложка_merged%20(1).pdf. (дата обращения: 05.10.2025); Трудовые ресурсы, занятость и безработица // Росстат [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/labour_force (дата обращения: 05.10.2025).

Для управления человеческим капиталом в Ингушетии сформирована стратегическая система «Развитие». Ее составляющими являются образование, наука и инновации, интеллектуальная собственность, кадровое обеспечение. Однако имеющиеся ресурсы для инвестирования в человеческий капитал в регионе ограничены ввиду дотационности бюджета республики, в связи с чем Правительство Республики Ингушетия стремится активно участвовать в реализации национальных проектов «Кадры», «Молодежь и дети», и другие. Только за 2024 г. федеральная поддержка проектов, реализуемых в Республике Ингушетия, составила 4 млрд руб., а в целом за 2019-2024 гг. из федерального бюджета получено свыше 50 млрд руб[1].

Динамика показателей, характеризующих демографическую ситуацию, занятость в Республике Ингушетия, приведена в таблице 1.

Как видно из таблицы 1, для Республики Ингушетия характерна благоприятная демографическая ситуация: численность населения стабильно растет, имеются высокие показатели естественного прироста населения. Однако одновременно уровень занятости населения республики, увеличивавшийся на протяжении 2021-2023 гг., вновь начал снижаться, а уровень безработицы в Ингушетии существенно превышает средние значения по Российской Федерации (26,4%), что негативно влияет на формирование и использование человеческого капитала. Наблюдается и дефицит свободных вакансий (коэффициент напряженности на рынке труда Ингушетии превышает 200 чел. на одну вакансию), сохраняется структурный дисбаланс спроса и предложения труда. Реализация «прорывных» проектов развития Республики Ингушетия, призванных задействовать неиспользуемую рабочую силу (например, индустриального парка «Джейрах»), затягивается, возникают трудности и при повторном запуске производства на простаивающих предприятиях (картонажная фабрика, АО «Технопарк «Сердало», кирпичный завод «Гиперпресс», ГУП «Кавдоломит»). В то же время благодаря федеральной поддержке достигнуты значимые результаты в развитии социальной сферы, что создает благоприятные возможности для формирования и использования человеческого капитала в республике (таблица 2).

Как видно из таблицы 2, в Ингушетии существенно увеличился охват детей в возрасте до шести лет услугами дошкольного образования. При этом, по отчетам органов исполнительной власти, в Республике Ингушетия создана развитая сеть общеобразовательных организаций, в которых обучается 85 тыс. детей.

Таблица 2

Показатели, характеризующие развитие социальной сферы в Республике Ингушетия за 2020–2024 гг.

Показатели

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Доля детей в возрасте 1-6 лет, охваченных дошкольным образованием, %

33,9

43,5

48,3

50,0

53,1

Численность врачей на 10 тыс. чел. населения, чел.

45,1

45,2

45,2

48,0

51,7

Численность среднего медицинского персонала на 10 тыс. населения, чел.

87,3

87,0

87,6

89,6

94,0

Примечание: составлено автором на основе: Республика Ингушетия в цифрах. 2020-2024 гг. // Северо-Кавказстат [Электронный ресурс]. URL: https://26.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/_0_ Обложка_merged%20(1).pdf. (дата обращения: 05.10.2025).

Таблица 3

Расчет составляющих человеческого капитала и оценка его эффективности в Республике Ингушетия за 2020–2024 гг.

Показатели

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Среднегодовая численность занятых, тыс. чел.

174,6

175,7

189,8

201,6

199,6

Среднемесячная заработная плата

в регионе, руб.

29648,0

31362,0

32801,0

35825,0

40588,0

Итого оборотный человеческий капитал региона, млн руб.

62118,5

66123,6

74707,6

86667,8

97216,4

Инвестиции в образование, млн руб.

11984,8

15619,6

20267,9

16975,1

15108,4

Инвестиции в культуру и кинематографию, млн руб.

1090,2

607,4

756,9

846,0

1321,8

Итого интеллектуальный капитал,

млн руб.

13075,0

16227,0

21024,8

17821,1

16430,2

Инвестиции в здравоохранение, млн руб.

2850,4

2442,7

2162,3

1423,6

1569,0

Инвестиции в физкультуру и спорт,

млн руб.

768,1

406,2

655,6

987,2

976,5

Инвестиции в социальную политику,

млн руб.

11766,8

13170,7

14728,4

10694,5

8646,4

Итого капитал здоровья, млн руб.

15385,3

16019,6

17546,3

13105,3

11191,9

Стоимость человеческого капитала

региона, млн руб.

90578,8

98370,2

113278,7

117594,2

124838,5

Справочно: ВРП Республики Ингушетия, млн руб.

70857,4

71831,7

83872,5

95319,7

Н.д.

ВРП на рубль стоимости человеческого капитала, руб.

0,78

0,73

0,74

0,81

Н.д.

Справочно: объем промышленного

производства в Республике Ингушетия, млн руб.

4508

6127

10798

9374

14672

Промышленное производство на рубль стоимости человеческого капитала, руб.

0,05

0,06

0,13

0,10

0,12

Примечание: составлено автором на основе: Годовой отчет об исполнении бюджета // Министерство финансов Республики Ингушетия. [Электронный ресурс]. URL: mfri.ru/деятельность/открытый-бюджет/бюджет-6-3/?cp=3 (дата обращения: 05.10.2025); Республика Ингушетия в цифрах. 2020-2024 гг. // Северо-Кавказстат [Электронный ресурс]. URL: https://26.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/_0_ Обложка_merged%20(1).pdf. (дата обращения: 05.10.2025).

* Валовой региональный продукт // Росстат [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения: 15.10.2025).

** Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду деятельности «Промышленное производство» по субъектам Российской Федерации. Годовые данные // Росстат [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/enterprise_industrial (дата обращения: 15.10.2025).

Следует отметить деятельность двух технопарков на базе средних школ в г. Карабулак и г. Назрань, также в г. Назрань работает центр цифрового образования детей «IT-куб», позволяющий приобрести необходимые цифровые навыки для дальнейшей успешной карьеры. Однако не решена проблема обеспеченности населения врачами (уровень обеспеченности в 2024 г. составил только 45,5%, врачей недостаточно, при норме в 113,6 на 10 тыс. населения, их только 51,7 на 10 тыс. населения (таблица 2).

Расчет составляющих человеческого капитала Республики Ингушетия за 2020–2024 гг. и оценка его эффективности приведены в таблице 3.

Проведенные расчеты свидетельствуют об увеличении объемов инвестиций в человеческий капитал Республики Ингушетия, что сделало возможным его увеличение до 124,8 млрд руб. по итогам 2024 г., однако при этом эффективность использования человеческого капитала в регионе остается недостаточной, что негативно влияет на экономическую безопасность.

По итогам 2023 г. на рубль стоимости человеческого капитала приходилось 0,81 руб. ВРП, объем промышленного производства в расчете на рубль стоимости человеческого капитала составляет только 0,12 руб., несмотря на существенный рост в сравнении с 2021 г., когда значение рассматриваемого показателя составляло 0,06 руб. Следовательно, Республика Ингушетия нуждается в рекомендациях, направленных на решение проблем развития человеческого капитала для укрепления экономической безопасности.

Проведенное исследование развития человеческого капитала в Республике Ингушетия позволило выявить следующие важнейшие проблемы:

1) высокий уровень безработицы среди трудоспособного населения, что снижает эффективность использования человеческого капитала и не позволяет обеспечить необходимую отдачу от инвестиций в социальную сферу;

2) нестабильная динамика различных видов инвестиций в развитие человеческого капитала в Республике Ингушетия, при этом возрастание роли человеческого капитала рассматривается как стратегический вызов, имеющий долгосрочный характер;

3) отсутствие устойчивого роста спроса на труд, что связано с увеличением сроков реализации «прорывных» проектов, остановке деятельности ряда промышленных предприятий в Ингушетии, недостаточной активностью малого и среднего бизнеса;

4) низкий уровень отдачи от человеческого капитала как в виде увеличения объемов генерируемого ВРП, так и в виде промышленного производства, что негативно влияет на конкурентоспособность Республики Ингушетия; и сейчас республика находится только на 83-м месте в рейтинге субъектов РФ по социально-экономическому развитию[2].

Соответственно, для обеспечения региональной экономической безопасности Республики Ингушетия за счет развития человеческого капитала актуальна стратегия реструктуризации экономики «путем создания условий для эффективного использования человеческого капитала региона для целей ускоренного регионального развития» [8, с. 83]. Предлагается внести необходимые изменения в Стратегию социально-экономического развития Республики Ингушетия по следующим направлениям:

1) увеличение количества «прорывных» проектов, позволяющих сформировать необходимые региону рабочие места, не менее чем до 20 против пяти проектов, реализуемых в настоящее время (например, открытие туристско-рекреационных зон для стимулирования притока туристов из других регионов России и дружественных стран);

2) ускорение реализации инвестиционных проектов, одобренных Инвестиционным советом при Главе республики (сейчас готов к запуску только один из двенадцати проектов, из четырех проектов, финансируемых в рамках государственной программы РФ «Развитие Северо-Кавказского округа», завершено только строительство завода алюминиевых сплавов);

3) увеличение ресурсной базы Фонда поддержки предпринимательства в Республике Ингушетия для предоставления микрозаймов, возвратных грантов начинающим предпринимателям;

4) активизация деятельности ИТ-академии, созданной в г. Магас, что позволит разработать и запустить дистанционные обучающие программы по приобретению цифровых навыков и компетенций для безработных;

5) развитие креативных индустрий в Ингушетии, что даст возможность более полно и эффективно задействовать культурное наследие региона.

Заключение

По итогам проведенного исследования необходимо отметить, что человеческий капитал региона представляет собой совокупность накопленных жителями региона способностей, знаний, компетенций, умений, необходимых для устойчивого инклюзивного развития и выступающих в качестве важнейшей составляющей общественного производства. Влияние человеческого капитала на экономическую безопасность проявляется в ускорении экономического развития региона, активизации инновационной деятельности, процессов цифровой трансформации, более полном задействовании ресурсного потенциала. Анализ развития человеческого капитала в Республике Ингушетия показал, что негативное влияние на экономическую безопасность оказывает высокий уровень безработицы (свыше 26 %) при дефиците свободных рабочих мест, имеет место неустойчивая динамика инвестиций в основной человеческий капитал и капитал здоровья, а отдача от человеческого капитала в виде роста ВРП и промышленного производства недостаточна. Для решения выявленных проблем необходимо увеличить количество реализуемых «прорывных» проектов, активизировать деятельность ИТ-академии, ускорить реализацию инвестиционных проектов с привлечением федеральной поддержки, увеличить ресурсную базу Фонда поддержки предпринимательства, а также задействовать потенциал креативных индустрий.

[1] Отчеты о результатах деятельности Правительства Республики Ингушетия // Правительство Республики Ингушетия [Электронный ресурс]. URL: pravitelstvori.ru/otchet (дата обращения: 05.10.2025).

[2] Рейтинг российских регионов по социально-экономическому положению // РИА НОВОСТИ [Электронный ресурс]. URL: ria.ru/20250602/reyting-2023127995.html (дата обращения: 05.10.2025).