Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ECONOMIC SECURITY OF THE PUBLIC SECTOR: RISK ANALYSIS AND EVALUATION OF ANTI-CORRUPTION MEASURES

Bauburina R.R. 1 Bakirova R.R. 1
1 Ufa branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation
1205 KB
The consequence of committing official crimes is always the infliction of financial, property, reputational, and other damage to the state, organizations, or citizens. Protection against official crimes is an essential component of the economic security system of any institution or organization. The public sector is characterized by clear legislative regulation and supervision of all economic processes and activities of organizations within it. The authors of this article have identified common features, as well as strengths and weaknesses, specific to the functioning of public sector organizations, which has allowed them to assess the effectiveness of the system for combating official crimes in public sector organizations. Based on this, the main ways of solving the problems that arise when building an organization’s economic security system were formulated. The main focus was on financing the public sector and optimizing the number of employees.
public sector
economic security
digitalization
official crimes
economic crimes
corruption crimes
fraud

Введение

Состав служебных преступлений в государственном секторе определяется главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», а именно: злоупотребление должностными полномочиями, взяточничество, нецелевое расходование бюджетных средств и иные преступления, попадающие под определение коррупции. Однако также в состав служебных преступлений можно отнести и преступления, предусмотренные разделом 8 УК РФ «Преступления в сфере экономики»: мошенничество, присвоение или растрата, злоупотребления в сфере закупок и другие.

Мошенничество является одним из самых распространенных составов преступлений в современной России, и значительная часть таких преступлений приходится на экономический сектор. Согласно данным отчета о состоянии преступности за 2024 год, представляемым Министерством внутренних дел Российской Федерации, в 2024 году было выявлено 105,4 тыс. преступлений экономической направленности, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 5,5% [10]. На рисунке 1 представлена структура преступлений экономической направленности в Российской Федерации в 2024 году.

Преступления в сфере экономической деятельности включают в себя незаконное предпринимательство, изготовление и сбыт поддельных денег и ценных бумаг, легализацию доходов полученных преступным путем, налоговые и другие виды преступлений.

Рис. 1. Структура преступлений экономической направленности в 2024 году Источник: составлен автором по данным [10]

Рис. 2. Анализ динамики доли предприятий, сталкивающихся с требованиями взяток или дающих взятки государственным должностным лицам, % Источник: составлено авторами по данным URL: https://rosstat.gov.ru/sdg/reporting-status

Основную долю преступлений против собственности составляют мошенничество и присвоение или растрата. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях представлены главным образом коммерческим подкупом. Если говорить о преступлениях против государственной власти и государственной службы, то речь идет о даче и получении взяток.

Анализ взаимодействия бизнеса с государственными структурами показывает тревожную тенденцию. По данным исследований, доля предприятий, сталкивающихся с требованиями взяток или дающих взятки государственным должностным лицам, остается высокой и в 2024 году составила 44,1% предприятий. При этом пик показателя пришелся на 2023 год – 53,7%, а за последние годы показатель варьировал в диапазоне 30,7–53,7%. Анализ динамики доли предприятий, сталкивающихся с требованиями взяток или дающих взятки государственным должностным лицам, свидетельствует о тенденции ее роста (рисунок 2).

Совокупность способов и методов совершения противоправных деяний постоянно растет и расширяется, преступники используют новейшие технологии, находят лазейки и уязвимости в самых современных системах безопасности. В таких условиях для организаций важным критерием успешного ведения экономической деятельности становится обеспечение безопасности как от внешних, так и от внутренних угроз.

Целью исследования является выделение особенностей организаций государственного сектора, оказывающих непосредственное влияние на эффективность осуществления противодействия служебным преступлениям, а также определение путей решения проблем, возникающих при построении системы экономической безопасности в части противодействия служебным преступлениям.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования служат законодательно-нормативные акты федерального уровня, данные официальной статистики Министерства внутренних дел Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики РФ, а также научные публикации российских авторов. В ходе исследования были использованы методы анализа нормативно-правовой базы, а также статистических данных. Для наглядного представления показателей были использованы графические методы отображения информации. С целью формулирования выводов и оценки полученных результатов исследования были применены методы обобщения полученных данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассматривая специфику выявления и предупреждения факторов совершения служебных преступлений, в учреждениях государственного сектора необходимо обратить внимание на основные аспекты их функционирования.

Современный государственный сектор характеризуется курсом на цифровизацию и сокращение затрат на обеспечение деятельности учреждений. В научных исследованиях подчеркивается, что автоматизация процессов позволяет оптимизировать расходы федерального, регионального и муниципального бюджета на государственное и муниципальное управление, то есть оказывает положительное влияние на развитие государственных финансов [9]. Главным нововведением является внедрение электронного документооборота (далее – ЭДО), которое было законодательно закреплено приказом Минфина от 15.04.2021 № 61н. Приказ Минфина от 15.04.2021 № 61н [6] предписывает перевод документооборота первичных бухгалтерских документов в электронный формат с 2023 года для организаций государственного сектора. Изменения в приказ Минфина № 61н, внесенные приказом Минфина от 28.06.2022 № 100н, обязательны для применения всеми учреждениями с 2024 года, однако для федеральных органов и казенных учреждений, передавших ведение бюджетного учета казначейству, эти изменения действуют уже с 2023 года. Таким образом, ЭДО должен действовать во всех учреждениях, однако уровень его организации может быть разным в зависимости от наличия финансирования и технических возможностей тех или иных учреждений.

Внедрение ЭДО может быть эффективно против таких противоправных действий как фальсификация первичных учетных документов и бухгалтерской отчетности и хищение денежных средств со счета учреждения. Развитие ЭДО предполагает четкое разграничение ролей пользователей и ответственности за каждое совершенное действие при помощи средств электронной цифровой подписи, что само по себе является сдерживающим фактором для совершения действий мошеннического характера со стороны собственных сотрудников. Тем не менее, даже внедрение ЭДО не может обезопасить организацию от таких деяний полностью.

В случаях с хищением активов и имущества негативным фактором является недостаточное финансирование учреждений бюджетной сферы. Помимо человеческого фактора, значительную роль в обеспечении сохранности активов играет техническое оснащение системы безопасности организации, что требует существенных финансовых вложений. Не все учреждения могут позволить себе необходимый минимум для обеспечения безопасности: наличие камер видеонаблюдения, пост охраны, рамки металлодетектора.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [3] организация обязана организовать и осуществлять внутренний контроль фактов хозяйственной жизни. Для этой цели в организациях и учреждениях назначаются ответственные за внутренний контроль должностные лица, а также могут создаваться отдельные подразделения, отвечающие за осуществление внутреннего контроля.

Курс на сокращение затрат на содержание учреждений государственного сектора не способствует также и наличию в штате достаточного количества сотрудников для обеспечения экономической безопасности. Так, Указ Президента РФ № 922 от 29 октября 2024 года [5] предполагает сокращение штатной численности сотрудников федеральных государственных органов, что влечет за собой объединение функционалов разных подразделений и переведение части сотрудников на договора гражданско-правового характера. Оптимизация расходов касается всех учреждений бюджетной сети, методические рекомендации были опубликованы Министерством финансов Российской Федерации на официальном сайте [11]. Существенным последствием проведения подобной оптимизации является невозможность обеспечения надлежащего уровня информационной и экономической безопасности учреждений и государственных органов, так как сотрудники подразделений, отвечающие за данный функционал, выводятся из штата на договоры гражданско-правового характера или же вовсе подлежат сокращению, так как их деятельность не связана с основной деятельностью учреждения.

Одной из наиболее уязвимых для совершения служебных преступлений областей деятельности учреждений является область закупок. Государственные закупки регулируются федеральными законами № 44-ФЗ от 05.04.2013 и № 223-ФЗ от 18.07.2011. Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует закупки федеральных, региональных и муниципальных бюджетных организаций [4], а федеральный закон № 223-ФЗ – закупки компаний, принадлежащих государству более чем на 50% [2]. Соблюдение этих законов довольно тщательно проверяется со стороны контролирующих органов, санкции за их нарушение очень серьезные – вплоть до уголовной ответственности. Со стороны государства и законодательства созданы все условия для максимального контроля и недопущения мошеннических действий в области госзакупок, однако стабильные нарушения в этой сфере свидетельствуют о необходимости анализа причин их возникновения и осуществления доработок системы по итогам данного анализа. Ключевым фактором, способствующим появлению слабых мест в достаточно успешно функционирующей системе госзакупок, является человеческий фактор. Нередки случаи взяточничества, превышения должностных полномочий, для пресечения которых недостаточно одних лишь средств автоматизации и цифровизации. Конечно, уменьшение количества ручных операций и эпизодов непосредственного взаимодействия должностных лиц с клиентами должно способствовать снижению числа мошеннических эпизодов, однако этих мер явно недостаточно.

Говоря о противодействии таким противоправным деяниям как взяточничество и превышение должностных полномочий, необходимо уделить особое внимание кадровой политике учреждений. Если для приема на государственную службу необходимо проходить достаточно большое количество регламентированных процедур, то прием в обычные учреждения бюджетного сектора является стандартизированным. Так или иначе, эпизоды мошенничества в равной степени встречаются и на государственной службе и в других учреждениях государственного сектора в равной степени.

Для нивелирования человеческого фактора среди сотрудников эффективной мерой будет создание службы безопасности и системы проведение проверки кандидатов перед их приемом на работу.

Основной проблемой осуществления данных мер является недостаток финансирования и наличия штатных единиц. Недостаток финансирования и соответственно низкий уровень заработных плат сотрудников ведет также к тому, что высококвалифицированные специалисты отказываются от работы в бюджетном секторе и отделам кадров приходится снижать планку требований к потенциальным кандидатам. Таким образом, такие кандидаты могут не отвечать требованиям системы безопасности и несут потенциальный риск совершения противоправных действий. В научных работах [7] исследователи делают вывод, что сокращение штатной численности сотрудников государственного сектора должно создать предпосылки для повышения уровня оплаты труда, тем не менее на лицо негативная тенденция снижения динамики данного уровня, что приводит к тому, что сотруднику выгоднее лишь формально исполнять свои обязанности и сложнее отказаться от участия в коррупционных схемах.

Ужесточение законодательства в части ответственности за должностные преступления является эффективной мерой противодействия мошенничеству, коррупционным и иным служебным преступлениям. В настоящее время российское законодательство предусматривает довольно мягкую систему наказаний для преступлений такого рода, что не способствует сокращению числа противоправных эпизодов. В таблице 1 представлены данные Отчета о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2024 год [8].

Составы преступлений в сфере экономики не являются особо тяжкими, такая мера наказания как лишение свободы применяется в случаях, когда действиями преступника был причинен значительный ущерб деятельности организации и гражданам или ущерб в особо крупном размере.

По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что чаще всего судом назначаются иные виды основного наказания, такие как принудительные работы, штрафы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы и другие.

Таблица 1

Число лиц, привлеченных к уголовной ответственности и виды уголовного наказания за 2024 год

Глава УК РФ

Всего осужден-ных, чел.

Лишение свободы, чел.

Лишение свободы условно, чел.

Иные виды осн. наказания (принудит. работы, штрафы, запрет на осущ.деят. и др.), чел.

Доп. наказание (принудит.работы, штрафы, запрет на осущ.деят. и др.), чел.

Глава 21 «Преступления против собственности» (в части присвоения или растраты)

4 552

599

1 714

2 069

378

Глава 22 «Преступления в сфере экономической деятельности»

10 754

745

3 558

6 169

1 364

Глава 23 «Престуления против интересов службы в коммерческих и иных организациях»

566

62

193

292

245

Глава 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»

8 882

1 526

1 984

5 010

3 296

Источник: составлена автором по данным [8].

Таблица 2

Динамика ущерба от коррупционных преступлений, млрд руб.

Год

Сумма причинённого ущерба

Добровольное погашение

Сумма взыскания

Соотношение добровольного погашения к общему ущербу, %

2023

48,6

7,9

40,6

16,3

2024

30,4

5,4

36,4

17,8

2024 к 2023, %

62,6

68,4

89,7

-

Источник: составлено авторами на основе данных URL: https://www.rbc.ru/society (дата обращения: 15.09.2025).

Количество лиц, осужденных к лишению свободы условно, превышает количество осужденных к реальному лишению свободы. По главе 30 УК РФ [1] определяется наибольшее количество лиц, осужденных к лишению свободы, это связано с более жесткой ответственностью за дачу и получение взяток в госсекторе (из 8 882 человек, осужденных по главе 30 УК РФ, 6 459 человек были осуждены за дачу или получение взятки). Тем не менее, существует еще огромное количество видов противоправных деяний, наказание за которые гораздо более мягкие, что негативно сказывается на состоянии преступности в данной сфере.

Помимо количественных показателей коррупционных преступлений, важно анализировать, насколько эффективно компенсируется причинённый ими ущерб (таблица 2).

По данным Генпрокуратуры РФ, наблюдается следующая динамика: в 2023 году сумма причинённого ущерба составила 48,6 млрд руб., из которых добровольно погашено – 7,9 млрд руб. (около 16% от общего ущерба), взыскано принудительно – 40,6 млрд рублей (более 83%). Примечательно, что сумма взыскания превысила причинённый ущерб на 6 млрд рублей, что свидетельствует о жёсткой позиции правоохранительных органов.

В 2024 году наблюдается снижение как общего ущерба (на 37,4%), так и объёмов добровольного погашения (на 31,6%). В I квартале 2025 года тенденция меняется к росту: существенно на 40% выросла сумма причиненного ущерба, при сокращении его добровольного погашения на 45%.

В таблице 3 представлена классификация факторов риска совершения служебных преступлений с указанием возможных каналов воздействия на них с целью предотвращения противоправного деяния.

Рис. 3. Динамика компенсации ущерба от коррупционных преступлений, млрд руб. Источник: составлено авторами на основе данных URL: https://www.rbc.ru/society

Таблица 3

Факторы риска совершения служебных преступлений и каналы воздействия на них

№ п/п

Фактор риска

Канал воздействия

Комментарий

1

Низкий уровень заработной платы, не соответствующий квалификации сотрудника, занимающего определенную должность

Автоматизация процессов, разграничение полномочий

Автоматизация процессов позволяет снизить нагрузку на сотрудников и в перспективе сократить штатную численность без потери качества выполнения работ, сокращение штата позволит осуществить экономию фонда оплаты труда и повысить уровень зарплат. С помощью разграничения полномочий возможно осуществлять эффективный контроль за деятельностью сотрудников и оперативно выявлять случаи противоправных действий.

2

Отсутствие электронного документооборота

Автоматизация процессов, ЭДО, разграничение полномочий

Отсутствие в организации электронного документооборота предполагает регулярное взаимодействие сотрудников разных подразделений и учреждений, что открывает возможности для коррупционного сговора и превышения должностных полномочий. Внедрение ЭДО и автоматизация позволяют сократить число эпизодов непосредственного взаимодействия сотрудников между собой и со сторонними организациями, следовательно будет меньше возможностей для совершения служебных преступлений.

3

Отсутствие в организации подразделения, осуществляющего внутренний контроль

Автоматизация процессов, ЭДО, разграничение полномочий

При невозможности выделения отдельного подразделения с возложением на него функций внутреннего контроля, эффективными мерами будет внедрение ЭДО, автоматизация процессов и разграничение полномочий. Грамотное применение этих инструментов позволит осуществлять внутренний контроль без привлечения большого количества профильных специалистов.

4

Неэффективная кадровая политика учреждений

Кадровый скрининг

При невозможности привлечения высококвалифицированных специалистов следует уделить внимание более тщательному отбору кандидатов.

5

Неэффективная организация системы экономической безопасности

Комплаенс

В целях создания эффективной системы экономической безопасности в организациях государственного сектора должны использоваться законодательные нормы, подробно раскрывающие порядок организации данной системы.

6

Недостаточность технического оснащения системы безопасности организации

Кадровый скрининг

При отсутствии финансовой возможности улучшить техническое оснащение системы безопасности организации, эффективном способом противодействия служебным преступлениям является кадровый скрининг. Подбор кандидатов должен осуществляться с учетом информации о наличии судимости кандидата, отзывов от предыдущих работодателей и других факторов.

7

Отсутствие должной организации системы информационной безопасности

Комплаенс

Высокий уровень информационной безопасности организации позволяет предотвратить значительное количество противоправных деяний. Комплаенс способствует предотвращению утечки конфиденциальной информации, а также защите персональных данных.

8

Отсутствие окна для обратной связи с сотрудниками

Создание «горячей линии», а также конфиденциальных каналов для обращений сотрудников

Важно информировать сотрудников о возможности и необходимости своевременно сообщить ответственным лицам организации о ставших известными им случаях коррупционных или иных противоправных деяний.

9

Использование личных каналов связи в служебных целях

Создание единого канала связи для сотрудников и их клиентов, использование только рабочих электронных почт и телефонов

Использование личных каналов связи в служебных целях не позволяет осуществлять контроль за деятельностью должностных лиц организации, а также не соответствует целям обеспечения информационной безопасности и может способствовать утечке конфиденциальной информации.

Источник: составлена автором.

Рис. 4. Матрица рисков факторов, способствующих совершению служебных преступлений Источник: составлен автором

Рассмотрим матрицу рисков, где каждый из факторов риска распределен по вероятности реализации (высокий, средний или низкий уровень) и масштабам потенциального вреда реализации (значительный, средний или незначительный уровень).

К значительным рискам с высокой степенью реализации было отнесено отсутствие электронного документооборота, так как еще не все организации перешли на полноценный ЭДО, часть операций до сих пор подтверждается документами на бумажных носителях, что оставляет возможности для совершения противоправных деяний.

К существенным рискам отнесены отсутствие в организации подразделения, осуществляющего внутренний контроль, неэффективная организация системы экономической безопасности и недостаточность технического оснащения системы безопасности, так как несмотря на то, что эти факторы являются основополагающими для обеспечения экономической безопасности любой организации, во многих учреждения им не уделяют должного внимания.

Незначительные риски включают низкий уровень заработной платы сотрудника (высокая вероятность реализации, но незначительный потенциальный вред, так как при должном кадровом скрининге сам по себе низкий уровень оплаты труда не является гарантией того, что человек будет готов пойти на служебное преступление), неэффективная кадровая политика учреждений (приносит значительный ущерб в совокупности с другими факторами), отсутствие должной организации системы информационной безопасности (встречается редко, так как обеспечение базовой информационной безопасности законодательно регламентировано), отсутствие окна для обратной связи с сотрудниками, использование личных каналов связи в служебных целях.

Для каждой организации необходимо составлять собственную матрицу рисков, адаптированную под условия осуществления ее деятельности. Иногда комбинация факторов, отнесенных в вышеуказанной матрице рисков к незначительным рискам, может нанести существенный вред работе организации. Помимо прочего, матрица рисков должна регулярно актуализироваться.

Для каждого риска необходимо определить меры по управлению им и затем оценить эффективность этих мер.

Заключение

В государственном секторе существует хорошая база для построения эффективной системы мер противодействию служебным преступлениям. В первую очередь, это электронный документооборот и высокий уровень автоматизации всех процессов, во вторую очередь – законодательно закрепленная обязанность использования средств электронно-цифровой подписи и вытекающее отсюда разграничение уровня ответственности и полномочий пользователей. Также важно отметить обязательное осуществление внутреннего контроля в учреждениях, регламентируемое законодательством. Вместе с тем внутренний контроль не нацелен на непосредственное выявление фактов мошенничества и иных служебных преступлений, что делает его инструменты малоэффективными для достижения именно этой цели.

Государственный сектор имеет достаточное количество проблем и слабых мест, позволяющих злоумышленникам нанести вред функционированию учреждения. Основные проблемы связаны в первую очередь с недостатком финансирования учреждений, а также с неэффективной оптимизацией кадров. Цифровой прогресс будет способствовать снижению объема ручного труда, однако важно выстраивать бизнес-процессы грамотно, необоснованное сокращение той или иной категории сотрудников на существующем этапе автоматизации и цифровизации хозяйственной деятельности может привести к негативным последствиям.

Существующая система принудительного взыскания ущерба от коррупционных преступлений демонстрирует высокую эффективность (более 80% ущерба возмещается через судебные механизмы). Однако низкий процент добровольного погашения (около 16%) указывает на необходимость усиления профилактических мер и повышения антикоррупционной культуры среди должностных лиц.

Также важнейшей составляющей системы противодействия мошенничеству, коррупционным и иным служебным преступлениям является работа над человеческим фактором, так как в любой, даже самой совершенной системе, присутствуют уязвимости, что позволяет человеку, хорошо знающему особенности данной системы, воспользоваться ситуацией в свою пользу. Совокупность эффективного вознаграждения за труд, рационального распределения объема должностных обязанностей и функционала между сотрудниками, а также жестких мер ответственности за совершение умышленных преступлений позволят довольно эффективно сдерживать негативные последствия влияния человеческого фактора в системе противодействия служебным преступлениям.