Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

EDUCATION AS A TOOL FOR SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Khatsenko A.N. 1 Kirillova S.N. 1
1 Kamyshin Technological Institute (branch) of VSTU
1608 KB
This article analyzes the importance of education in raising the socio-economic level of society. Education is a key element of economic progress, improving the quality of life of the population and reducing the level of social inequality. The paper examines the impact of education on the formation of human capital, stimulation of the development of science and technology, as well as on institutional and social transformations in society. The article focuses on the fact that education serves not only as a way to improve the professional qualifications of workers, but also as an important factor in innovative development, facilitating the introduction of modern technologies and increasing the competitiveness of the economic system. The relevance of the study is due to the fact that education influences public consciousness, forming more critical thinking and an active civic position, which is a necessary condition for sustainable socio-economic development. In addition, the article emphasizes that investments in education should be viewed as long-term investments in human capital, which is considered one of the main drivers of economic growth and welfare.
education
socio-economic development
economic growth
human capital
potential

Введение

Современный мир стремительно меняется под влиянием двух мощных факторов: растущего влияния человека на природу и бурного развития цифровых технологий. Эти изменения уже трансформируют нашу экономику и повседневную жизнь, и в ближайшие годы нас ждут еще более кардинальные изменения.

Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы рынок труда претерпит серьезные изменения:

• Исчезнет более 15% существующих рабочих мест.

• Появятся совершенно новые специальности и профессии.

• Характер работы во всех сферах экономики кардинально изменится.

В условиях, когда инициативность и самостоятельность граждан становятся ключевыми факторами, обществу необходимо создавать больше возможностей для карьерного роста и укреплять социальную сплоченность.

Образование как драйвер конкурентоспособности: в этом контексте образовательная политика приобретает критическое значение для повышения конкурентоспособности страны. Образование, как в России, так и во всем мире, рассматривается как один из главных инвестиционных ресурсов.

Однако, в России мы наблюдаем тревожное несоответствие: высокий уровень образования населения соседствует с недостатком современных и эффективных рабочих мест. Несмотря на один из крупнейших объемов человеческого капитала в мире, Россия демонстрирует низкие показатели ВВП на душу населения и производительности труда среди стран с высоким уровнем высшего образования.

По данным доклада Global Human Capital 2017, изданного Всемирным экономическим форумом в сентябре 2017 года, Россия занимает очень высокое 4-е место в мире с точки зрения объема человеческого капитала, по параметрам реального использования навыков в трудовой деятельности и включенности в непрерывное образование у России, к сожалению, только 42-е место. [1].

Эти цифры ясно указывают на слабую связь между высоким уровнем образования и реальными экономическими и социальными результатами.

Почему образование не всегда ведет к процветанию?

Образование, формируя человеческий капитал, не всегда приводит к улучшению качества жизни. Возможно, система образования дает обширные знания, но их содержание не соответствует требованиям современного рынка труда и не способствует росту производительности.

Существующие знания, навыки и умения, получаемые в системе образования, либо недостаточно качественны для обеспечения экономического роста, либо устарели и не соответствуют современным реалиям. Без решения этой проблемы невозможно:

• Достичь технологического прогресса.

• Стимулировать предпринимательство.

• Повысить социальную мобильность.

• Обеспечить высокие темпы экономического роста и улучшить уровень жизни населения.

Цель исследования – проанализировать систему образования, рассматривая её как фактор, определяющий социально-экономическое развитие государства, и определить основные препятствия, замедляющие позитивные преобразования в российской образовательной среде.

Материалы и методы исследования

Объектом исследования избран сам процесс образования, его определяющее влияние на экономическое развитие.

В настоящем исследовании применяется аналитико-синтетический метод.

Путем детального анализа структуры образовательной системы, с ее последующей интеграцией в единое целое, выявлены ключевые факторы, сдерживающие прогрессивные изменения в российском образовании.

Результаты исследования и их обсуждение

Образование играет жизненно важную роль в решении целого ряда насущных задач, стоящих перед государством:

1) Наращивание качественного и количественного потенциала трудовых ресурсов необходимо для стимулирования экономического прогресса, увеличения доходов граждан и формирования конкурентоспособного экспортного сектора в ключевых отраслях экономики. В ситуации, когда численность трудоспособного населения сокращается (предположительно, на 9% в 2026 году), каждый человек становится особенно ценным. Это делает задачу ликвидации академической неуспеваемости в системе образования особенно актуальной.

По данным Рособрнадзора за 2024 год, более четверти (28%) российских школьников испытывали сложности с применением полученных знаний в реальных ситуациях хотя бы в одной из главных областей. Эти пробелы в знаниях не компенсируются на последующих этапах обучения, что приводит к проблемам с трудоустройством после окончания учебного заведения[2].

Сокращение школьной неуспеваемости вдвое (до 14%) потенциально может привести к увеличению ВВП страны на 2% в течение десятилетия, на 5-6% в течение 20 лет и более чем на 10% в течение 30 лет. Распространенная неуспеваемость создает предпосылки для формирования социально отчужденных групп людей. Выпускники, не обладающие необходимыми навыками, сталкиваются с барьерами в образовании и профессиональной деятельности.

Таланты являются важной составляющей человеческого капитала, особенно в сфере интеллектуальной деятельности. В современной инновационной экономике развитие и удержание талантливых кадров является первостепенной целью. Несмотря на достижения российских школьников на международных олимпиадах, страна отстает от конкурентов по масштабам развития.

Универсальные навыки, такие как самоорганизация и трудолюбие, являются фундаментом высокой производительности труда. Однако, как отмечают работодатели, именно этих качеств часто не хватает молодым специалистам. Тревожная статистика показывает, что лишь менее 40% школьников, 20% студентов колледжей и 50% студентов вузов имели опыт проектной деятельности в процессе обучения [3].

Современный рынок труда требует от выпускников большего, чем просто академические знания. В настоящее время высоко ценятся навыки общения, командная работа, аналитическое и творческое мышление, а также способность к самообучению и самоконтролю. Парадоксально, но дефицит этих ключевых компетенций ощущают не только российские компании, но и более половины работодателей в развитых странах.

Несмотря на попытки внедрить "метапредметные компетенции" в учебные программы, большинство образовательных учреждений по-прежнему фокусируются на передаче "твердых знаний". Предположение, что необходимые навыки сформируются сами собой, ошибочно. Важно понимать: недостаток качественного образования ведет к социальной изоляции и углублению неравенства.

Существует явное расхождение между системами высшего и среднего профессионального образования и реальными потребностями рынка труда. По данным Росстата за 2024 год треть занятых выпускников вузов и 40% выпускников учреждений среднего профессионально образования работают не по полученной специальности, что свидетельствует о неэффективности образовательных программ.

Проблемы с ростом производительности труда в России обусловлены несколькими факторами:

– Во-первых, получение среднего профессионального образования или прохождение программ профподготовки не всегда гарантирует существенный рост доходов, который зачастую составляет лишь 10-14%.

– Во-вторых, значительную долю рабочих мест занимают низкоквалифицированные иностранные работники, у которых отсутствует мотивация к повышению своей квалификации.

В то же время, привлечение талантливых иностранных студентов, особенно в магистратуру и аспирантуру, могло бы стать мощным импульсом для развития интеллектуального потенциала страны. Однако развитие аспирантуры сталкивается с серьезными препятствиями. Многие аспиранты, даже в ведущих вузах, ориентированы на получение диплома как формального преимущества, а не на реальную научную деятельность. Кроме того, значительная часть аспирантов вынуждена заниматься оплачиваемой работой, не связанной с их диссертационными исследованиями, что негативно сказывается на качестве научной подготовки.

В условиях современной экономики, требующей постоянного повышения квалификации, Россия отстает по охвату взрослого населения программами непрерывного образования, который составляет не более 20%. Это свидетельствует о недостаточной готовности работников к постоянному обучению и развитию.

2) Для ускорения технического прогресса в стране необходимо расширять сеть организаций, активно занимающихся инновациями, и оперативно внедрять цифровые технологии во все аспекты жизни общества.

По данным Центра гуманитарных технологий в 2024 году Россия находилась на 43-м месте по уровню расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), тратя на них 0,94% ВВП. В результате, Россия участвует менее чем в 5% наиболее динамично развивающихся научных направлений на глобальном рынке исследований и инноваций [4].

Россия в настоящее время не является лидером в области создания и распространения передовых знаний и технологий. Рейтинги университетов имеют важное значение, так как отражают не только престиж страны и экспортный потенциал образования, но и способность государства конкурировать на мировом рынке, особенно в высокотехнологичных отраслях. В развитых странах ведущие университеты создают вокруг себя инновационные кластеры, привлекающие инвестиции.

Несмотря на это, отдельные российские вузы демонстрируют успехи в международных рейтингах, что указывает на потенциал России для усиления своих позиций в мировой науке и экономике. Однако для этого необходимы значительные усилия.

Работодатели отмечают несоответствие между качеством подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей и потребностями рынка.

Содержание учебных программ, направленных на формирование современных навыков, устарело, что приводит к низкой популярности этих предметов у школьников. Аналогичная ситуация наблюдается в большинстве вузов, что, в свою очередь, приводит к низкому конкурсу на направления подготовки в области точных наук и недостаточной конкуренции за рабочие места в сфере высоких технологий.

В России отсутствует эффективная система обучения населения современным технологиям. Без массового обучения использованию передовых технологий в образовании и профессиональной деятельности невозможно модернизировать производство. Россия лидирует по количеству бюджетных мест на инженерные специальности, однако качество инженерного образования в основном остается низким. Часто на эти места поступают абитуриенты с недостаточной подготовкой, у четверти из которых низкий средний балл ЕГЭ [5].

Мы убеждены, что ключевым препятствием на пути технологического развития является существенное отставание школьного образования от актуальных научно-технических достижений.

3) Снижение бедности является важным фактором для поддержания стабильности в обществе.

Введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) преследовало цель уменьшить социальную несправедливость и предоставить больше возможностей для образования. Несмотря на заметные успехи в расширении доступа к качественному высшему образованию для молодежи из регионов, вероятность поступления в университет по-прежнему тесно связана с материальным положением семьи абитуриента.

Фактически, российская образовательная система не может эффективно справляться с усиливающимся социальным расслоением. Образование не компенсирует различия в культурном уровне и материальных возможностях родителей. Как показывают международные исследования, неравенство в уровне функциональной грамотности и успеваемости школьников в зависимости от места жительства и образовательного уровня родителей с 2003 года не уменьшилось.

Рост платных услуг в сфере дополнительного образования превращает этот сектор в фактор, который скорее усугубляет, чем смягчает, дифференциацию и неравенство. Пока это не вызывает значительного недовольства, но в условиях меняющейся экономики и акцента на качество образования, ситуация может быстро измениться [6].

Для успешного развития общества недостаточно одних только профессиональных компетенций – не менее важны гражданская позиция, ответственность перед обществом и готовность трудиться на его благо. К сожалению, большинство молодых людей, заканчивающих школы, колледжи и вузы, редко обладают опытом лидерства, конструктивного взаимодействия в социальной сфере или участия в коллективных начинаниях.

Перечислим ключевые препятствия, замедляющие социально-экономический рост страны:

1) Недостаточный акцент в образовательном процессе на развитие самостоятельности, творческого мышления и мотивации к обучению: слабое применение проектных методик и индивидуальной работы учащихся.

2) Ограниченная гибкость организационных моделей: недостаточное использование глобального тренда на "микрообразование" с получением "микроквалификаций", значительные сложности для сотрудничества между учебными заведениями и разными ступенями образования, а также между специализированными областями подготовки [7].

3) Дефицит готовности преподавательского и управленческого персонала к работе с новыми вызовами, низкий уровень внедрения инноваций: многие специалисты не проявляют активности и не стремятся к обновлению своих знаний и умений.

4) Образовательная сфера медленно внедряет цифровые технологии, поскольку существующая система не создает достаточного спроса на новые инструменты и решения, особенно когда речь идет о замене устаревших методов обучения.

5) Для успешной реализации образовательных целей необходимо широкое общественное участие, но взаимодействие школ и вузов с учреждениями культуры, спортивными организациями и бизнесом, ориентированным на развитие кадров, остается ограниченным. Трансформация образования происходит в основном по внутренним причинам, игнорируя запросы экономического и социального развития, формируемые в условиях глобальной конкуренции.

6) Недостаточное финансирование не позволяет масштабировать ряд важных и успешных преобразований, ограничивая тем самым их воздействие на образовательную систему в целом.

7) Невысокая конкуренция позволяет ведущим компаниям привлекать опытных специалистов от других участников, особенно в таких отраслях, как строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, логистика и торговля, где широко используется труд мигрантов. Работодатели заинтересованы в получении точной информации об уровне профессиональной подготовки работников для минимизации издержек на подбор персонала [8,9].

По нашему мнению, основная проблема российского образования заключается в недостаточном объеме финансовых ресурсов.

Несмотря на то, что Россия является одним из мировых лидеров по охвату населения профессиональным образованием, она выделяет на обучение в полтора раза меньше средств по сравнению с странами-лидерами в этой сфере, что наглядно представлено на рисунке 1.

На рисунке 2 представлена доля средств населения в общих доходах организаций в 2024 году.

Согласно статистическим данным, 60% населения нашей страны не обладает достаточными финансовыми ресурсами для полного или частичного финансирования образования своих детей на требуемом уровне. Это создает значительные барьеры для получения качественного образования, что, в свою очередь, приводит к снижению социальной мобильности и увеличению неравенства в обществе и как следствие подчеркивает острую необходимость разработки и внедрения эффективных мер государственной поддержки, направленных на повышение доступности образования для всех слоев населения.

Вместе с тем, более 40% граждан выражают готовность инвестировать в образовательные нужды семьи в размере от 5 до 15% от их совокупного дохода (рис. 3).

Рис. 1. Бюджетные расходы на образование по всем уровням образования, % от ВВП Источник: составлено авторами по [1]

Рис.2. Доля средств населения в общих доходах организаций в 2024 году Источник: составлено авторами по [1]

Рис.3. Процент населения России, ответивших на вопрос «Какой из этих вариантов Вы бы предпочли?» Источник: составлено авторами по [10]

Заключение

Образование – это не просто инструмент для достижения личного успеха, но и мощный механизм социальной мобильности. Оно дает возможность людям из разных слоев общества преодолевать барьеры, достигать своих поставленных целей и вносить свой вклад в общее благосостояние страны.

В эпоху информационного изобилия и стремительного распространения фейковых новостей, критическое мышление, воспитанное образованием, становится жизненно важным навыком. Способность анализировать информацию, отличать правду от вымысла, формировать собственное мнение – это основа здорового и ответственного гражданского общества [10].

Образованные люди менее подвержены манипуляциям и способны принимать осознанные и взвешенные решения, что укрепляет демократические институты и способствует стабильности. Образование – это не только передача знаний и навыков, это мощный катализатор социально-экономического развития, фундамент, на котором строится прогрессивное и процветающее общество. В современном, быстро меняющемся мире, где технологический прогресс и глобализация диктуют новые правила, образование играет ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности наций и благополучия отдельных граждан.