Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

CHARACTERISTICS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF TYVA

Kuular Sh.V. 1 Sevek V.K. 1 Anay-ool L.S-K. 1 Chuldum A.E. 1
1 Tuva State University
1182 KB
The economic structure of the Republic of Tyva is complex and diverse, the region has rich natural resources and human capital, but faces underdeveloped infrastructure. The purpose of the study is to analyze the socio-economic development of the Republic of Tyva and the factors influencing it. Research hypothesis: to determine regional disproportions in the socio-economic development of the republic. Research methods: a comprehensive analysis was conducted to identify the socio-economic indicators of the republic using statistical data, expert assessments and the results of our own research. Research objectives: analysis of the socio-economic indicators of the republic to identify development trends in the region’s main industries. Research results: based on a comprehensive analysis, the main problems of the region’s socio-economic development were identified, such as: underdeveloped transport infrastructure; low wages and housing provision; decline in industrial production indicators; low human resources potential. It is recommended: to create attractive conditions for small business development; develop the agro-industrial complex, manufacturing facilities and tourism; improve the quality of the living environment.
republic of tyva
characteristics
economic and geographical position
socio-economic development
gross regional product
investments
siberian federal district

Введение

Республика Тыва – субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа (СФО), располагается в центре Азии и граничит с Монголией с протяженностью более 1300 км, что создает определённые возможности для его развития. В составе республики 17 муниципальных районов и два городских округа – столица г. Кызыл и г. Ак-Довурак.

Республика Тыва среди десяти субъектов СФО – девятый по численности населения, шестой по площади [1].

Высшим коллегиальным и постоянно действующим исполнительным органом государственной власти является Правительство Республики Тыва, обладающее компетенцией, и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указом Президента Российской Федерации, постановлениями правительства Российской Федерации, законами Республики Тыва, в частности, Конституционным законом Республики Тыва от 31 декабря 2003 года №95 Вх-I «О Правительстве Республики Тыва» [2]. Руководство деятельностью государственной власти осуществляет Глава Республики Тыва.

Материалы и методы исследования

Для выявления социально-экономических показателей республики проведен комплексный анализ с использованием статистических данных, экспертных оценок и результатов собственных исследований.

Результаты исследования и их обсуждение

Территория Республики Тыва отнесена к регионам Крайнего Севера и соответственно находится в зоне многолетней мерзлоты, которая влияет на хозяйственную деятельность. На территории республики сосредоточены значительные запасы полезных ископаемых, в том числе редкоземельные. Республика кроме федеральной автомобильной дороги не имеет железной дороги и водных путей сообщения. Из-за отсутствия развитой транспортной и приграничной пропускной инфраструктуры республика не получает приграничного эффекта от международного сотрудничества [3].

Рис. 1. Валовый региональный продукт, в млн руб. и валовый региональный продукт на душу населения, в руб. в субъектах СФО за 2023 г. [4] Источник: составлен авторами на основе данных Красстата

По уровню социально-экономического развития Республика Тыва относится к слаборазвитому региону среди субъектов СФО Российской Федерации, его валовый региональный продукт (ВРП) в 2023 г. составляет 122 532,5 млн руб., рост по отношению к 2021 г. составляет 33,8%, прирост ВРП на душу населения составил 32,9% (рис. 1).

По данным Росстата за последние 5 лет ВРП республики каждым годом растет, однако ВРП на душу населения в Республике Тыва или уровень жизни населения остается самым маленьким среди субъектов СФО (383 158,2 руб.), если сравнить с лидером по этому показателю с Красноярским краем республика отстает на 3,6 раза.

Доля МСП Республики Тыва значительно меньше чем аналогичный показатель в целом по Российской Федерации: 2021 г. – 20,3%, 2022 г. – 21%, 2023 г. – 23,9%, 2024 г. – 21,7 [5].

В экономической структуре республики основными отраслями, определяющими ее развитие, являются добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство. Эти секторы экономики не только обеспечивают занятость населения, но и формируют бюджетные поступления. Так в сельской местности региона проживает 46% населения, а доля крупных добывающих предприятий в структуре доходной части бюджета республики составляет более 15% [6], при этом обрабатывающая промышленность занимает всего 0,7%.

Объем инвестиций в основной капитал от крупных инвесторов и налогоплательщиков республики в 2023 г. составил 19,7 млрд. руб. Основные частные инвестиционные вложения поступают от деятельности таких крупных инвестиционных горнодобывающих компаний, как: ООО «Лунсин», ООО «Тардан Голд», ООО «УК «Межегейуголь», ООО «Тувинская горнорудная компания», ООО «Голевская ГРК», АС «Ойна». Основной период обновления и приобретения внеоборотных активов крупными инвесторами приходился на 2017-2020 гг.

С 2024 г. в республике начали свою работу еще две горнодобывающие компании, входящие в структуру ГК «Ростех» [7, 8, 9]: ООО «Эльбрусметалл-Литий», АО «ПГП» («Перспективные горнорудные проекты»).

В республике кроме частных инвестиционных вложений финансирование новых проектов реализуется за счет Индивидуальной программы социально-экономического развития [10], по которой республика ежегодно от федерального бюджета получает 1 млрд руб. На рисунке 2 представлена динамика инвестиций в основной капитал республики.

Рис. 2. Динамика инвестиций в основной капитал Республики Тыва Источник: составлен авторами на основе данных сайта Инвестиционный портал Республики Тыва

Для привлечения инвестиций в экономику республики создан Инвестиционный комитет, который занимается созданием благоприятного инвестиционного климата, защитой прав и интересов субъектов инвестиционной деятельности с официальным сайтом Инвестиционный портал Республики Тыва – https://www.ituva.ru/. Стимулирование инвестиций в экономику республики должно способствовать развитию инфраструктуры и промышленных мощностей, созданию новых рабочих мест, повышению доходов бюджета и оказанию мультипликативного эффекта на смежные отрасли.

По информации Информационного портала для инвесторов Республики Тыва предусмотрены следующие меры поддержки:

‒ льготные целевые займы для промышленных предприятий, направляемые на модернизацию и расширение производства, реализацию инвестиционных проектов, а также пополнение оборотных средств с условием предоставления займа 5% годовых со сроком не менее 5 лет, минимальная сумма займа от 12,5 млн руб.;

‒ участие в Индивидуальной программе социально-экономического развития второго этапа на 2025-2030 гг. для стимулирования инвестиций, поддержки ключевых отраслей экономики, развития социальной и транспортной инфраструктуры, а также повышения качества жизни населения;

‒ агрегация информации о мерах поддержки на Инвестиционном портале Республики Тыва, где можно получить актуальные данные о доступных программах, условиях финансирования и механизмах взаимодействия с Фондом развития.

Объем рынка предоставляемых услуг в Республике Тыва за 2021-2024 гг. ежегодно увеличивается. В 2024 г. (16 333,1 млн руб.) по сравнению с 2021 г. (7020 млн руб.) объем платных услуг увеличился на 2,3 раза. Основными факторами, влияющими на рост рынка услуг являются:

‒ развитие малого предпринимательства, обеспечивающее население новыми рыночными нишами, для чего государством предоставляются гранты, субсидии, микрозаймы и поручительства;

‒ развитие различных видов туризма, таких как: культурно-познавательный, экологический, этический, горнолыжный, событийный и лечебно-оздоровительный туризм.

По вводу общей площади жилых помещений за 2024 г. лидерами среди субъектов СФО стала Республика Тыва c темпом роста 197,4% (рис. 3), далее идут Республика Алтай – 117,5%, Омская область – 117%, Иркутская область – 107,7%, Кемеровская область – 103,2% и Томская область – 102,3% [11]. Вместе с тем, общая площадь помещения на человека в Туве самая маленькая 16,4 кв. м, а все другие девять регионов СФО имеют значение более 27-29 кв. м, что сравнимо со средним значением в целом по России.

На основе статистических данных уровень безработицы за последние годы в Республике Тыва имеет тенденцию снижения (рис. 4).

Рис. 3. Динамика объема ввода жилья в Республике Тыва за 2021-2024 гг. Источник: составлен авторами

Рис. 4. Динамика уровня безработицы населения Республики Тыва за 2021-2024 гг. Источник: составлен авторами

Таблица 1

Среднемесячная номинальная начисленная и реальная заработная плата работников организации России, СФО и Республики Тыва за 2021-2024 гг.

 

2021

2022

2023

2024

руб.

темп роста, %

руб.

темп

роста, %

руб.

темп роста, %

руб.

темп роста, %

РФ

57 244

11,5

65 338

14,4

74 856

14,56

86 399

17,74

СФО

48 882,9

9,5

57 203,0

14,5

66 422,5

13,8

76 941

13,6

РТ

46 084,3

4,5

51 781,7

12,4

57 793,1

11,6

67 541,2

13,6

Инфляция, %

8,4

12,1

7,42

8,88

Источник: оставлена на основе [12].

Таблица 2

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционированием воздуха за 2021-2024 гг., доля в %

Регионы СФО

2021

2022

2023

2024

Республика Алтай

0,05

0,10

0,10

0,12

Республика Тыва

0,09

0,07

0,06

0,07

Республика Хакасия

0,97

0,85

0,89

0,91

Алтайский край

0,74

0,75

0,66

0,75

Красноярский край

3,24

3,43

3,32

3,59

Иркутская область

2,22

2,47

2,55

2,88

Кемеровская область

1,71

1,81

1,75

1,63

Новосибирская область

1,21

1,26

1,16

1,19

Омская область

0,88

0,93

0,92

0,91

Томская область

0,58

0,60

0,58

0,62

Источник: составлена на основе [13].

На снижение уровня безработицы в республике в первую очередь влияет спрос организаций и предприятий на рабочую силу, а также стимулирование предпринимательской деятельности, в том числе самозанятых. Следует заметить, что в сельских поселениях уровень безработицы выше, чем в городах, из-за слабо развитого производства и отсутствия промышленных предприятий, где могли бы трудоустроиться безработные.

Как видно из таблицы 1, рост номинальной начисленной заработной платы работников по организациям в Республике Тыва ниже, чем в целом по России и СФО.

В таблице 2 представлена сравнительная характеристика среди субъектов СФО обеспеченности электроэнергией, газом, паром и кондиционированием воздуха, играющие критическую важную роль в удовлетворении энергетических и климатических потребностей различных секторов экономики.

Как видно из таблицы 2, среди субъектов СФО Тыва является самым не обеспеченным неотъемлемой частью инфраструктуры регионом, обеспечивающей жизненно важные ресурсы и услуги для эффективного функционирования экономики, быта граждан и деятельности предприятий. Это связано с энергодефицитом, износом электрического оборудования региона. Электроснабжение республики полностью зависит от Красноярской и Хакасской энергосистем. Для решения проблемы отсутствия выхода к единой системе газоснабжения предлагают использовать внутренние возможности [14]: угольные пласты, потенциал подземных пожаров и сжиженный углеводородный газ. В аналогическом положении находится и теплоснабжение, основанное на сжигании каменного угля без предварительной подготовки, что приводит к значительному загрязнению воздуха. Это особенно критично для Республики Тыва, поскольку почти все населенные пункты (города и сельские поселения) размещены в Енисейской котловине, где перемещение воздушных масс препятствуют без естественных ветров. Для решения проблемы по выбросам загрязняющих веществ, особенно в отопительный период, который длится 9 месяцев в году учеными ТувИКОПР СО РАН предлагается диверсифицировать источники энергогенерации [14]: расширить использование газа, привлечь возобновляемые источники энергии (ветра и солнца) и к 2030 г. перевести около 12 тысяч частных домов в г. Кызыле с угольного отопления на альтернативные источники энергии.

Выводы

В целом экономическая структура Республики Тыва является сложной и многообразной. Анализ показывает, что основными отраслями республики, определяющими ее развитие, которые обеспечивают занятость населения и формируют бюджетные поступления, являются добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство.

Неразвитость транспортной и рыночной инфраструктур республики является основным препятствием устойчивого развития региона. Эффективная реализация программ, направленных на создание и модернизацию инфраструктуры, привлечение инвестиций и активное участие местного населения позволит максимально использовать все имеющиеся ресурсы и возможности для достижения поставленной цели социально-экономического развития республики.

Работа выполнена в соответствии с Планом учебно-научной лаборатории «Региональная экономики» экономического факультета Тувинского государственного университета.