Введение
Республика Тыва – субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа (СФО), располагается в центре Азии и граничит с Монголией с протяженностью более 1300 км, что создает определённые возможности для его развития. В составе республики 17 муниципальных районов и два городских округа – столица г. Кызыл и г. Ак-Довурак.
Республика Тыва среди десяти субъектов СФО – девятый по численности населения, шестой по площади [1].
Высшим коллегиальным и постоянно действующим исполнительным органом государственной власти является Правительство Республики Тыва, обладающее компетенцией, и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указом Президента Российской Федерации, постановлениями правительства Российской Федерации, законами Республики Тыва, в частности, Конституционным законом Республики Тыва от 31 декабря 2003 года №95 Вх-I «О Правительстве Республики Тыва» [2]. Руководство деятельностью государственной власти осуществляет Глава Республики Тыва.
Материалы и методы исследования
Для выявления социально-экономических показателей республики проведен комплексный анализ с использованием статистических данных, экспертных оценок и результатов собственных исследований.
Результаты исследования и их обсуждение
Территория Республики Тыва отнесена к регионам Крайнего Севера и соответственно находится в зоне многолетней мерзлоты, которая влияет на хозяйственную деятельность. На территории республики сосредоточены значительные запасы полезных ископаемых, в том числе редкоземельные. Республика кроме федеральной автомобильной дороги не имеет железной дороги и водных путей сообщения. Из-за отсутствия развитой транспортной и приграничной пропускной инфраструктуры республика не получает приграничного эффекта от международного сотрудничества [3].

Рис. 1. Валовый региональный продукт, в млн руб. и валовый региональный продукт на душу населения, в руб. в субъектах СФО за 2023 г. [4] Источник: составлен авторами на основе данных Красстата
По уровню социально-экономического развития Республика Тыва относится к слаборазвитому региону среди субъектов СФО Российской Федерации, его валовый региональный продукт (ВРП) в 2023 г. составляет 122 532,5 млн руб., рост по отношению к 2021 г. составляет 33,8%, прирост ВРП на душу населения составил 32,9% (рис. 1).
По данным Росстата за последние 5 лет ВРП республики каждым годом растет, однако ВРП на душу населения в Республике Тыва или уровень жизни населения остается самым маленьким среди субъектов СФО (383 158,2 руб.), если сравнить с лидером по этому показателю с Красноярским краем республика отстает на 3,6 раза.
Доля МСП Республики Тыва значительно меньше чем аналогичный показатель в целом по Российской Федерации: 2021 г. – 20,3%, 2022 г. – 21%, 2023 г. – 23,9%, 2024 г. – 21,7 [5].
В экономической структуре республики основными отраслями, определяющими ее развитие, являются добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство. Эти секторы экономики не только обеспечивают занятость населения, но и формируют бюджетные поступления. Так в сельской местности региона проживает 46% населения, а доля крупных добывающих предприятий в структуре доходной части бюджета республики составляет более 15% [6], при этом обрабатывающая промышленность занимает всего 0,7%.
Объем инвестиций в основной капитал от крупных инвесторов и налогоплательщиков республики в 2023 г. составил 19,7 млрд. руб. Основные частные инвестиционные вложения поступают от деятельности таких крупных инвестиционных горнодобывающих компаний, как: ООО «Лунсин», ООО «Тардан Голд», ООО «УК «Межегейуголь», ООО «Тувинская горнорудная компания», ООО «Голевская ГРК», АС «Ойна». Основной период обновления и приобретения внеоборотных активов крупными инвесторами приходился на 2017-2020 гг.
С 2024 г. в республике начали свою работу еще две горнодобывающие компании, входящие в структуру ГК «Ростех» [7, 8, 9]: ООО «Эльбрусметалл-Литий», АО «ПГП» («Перспективные горнорудные проекты»).
В республике кроме частных инвестиционных вложений финансирование новых проектов реализуется за счет Индивидуальной программы социально-экономического развития [10], по которой республика ежегодно от федерального бюджета получает 1 млрд руб. На рисунке 2 представлена динамика инвестиций в основной капитал республики.
Рис. 2. Динамика инвестиций в основной капитал Республики Тыва Источник: составлен авторами на основе данных сайта Инвестиционный портал Республики Тыва
Для привлечения инвестиций в экономику республики создан Инвестиционный комитет, который занимается созданием благоприятного инвестиционного климата, защитой прав и интересов субъектов инвестиционной деятельности с официальным сайтом Инвестиционный портал Республики Тыва – https://www.ituva.ru/. Стимулирование инвестиций в экономику республики должно способствовать развитию инфраструктуры и промышленных мощностей, созданию новых рабочих мест, повышению доходов бюджета и оказанию мультипликативного эффекта на смежные отрасли.
По информации Информационного портала для инвесторов Республики Тыва предусмотрены следующие меры поддержки:
‒ льготные целевые займы для промышленных предприятий, направляемые на модернизацию и расширение производства, реализацию инвестиционных проектов, а также пополнение оборотных средств с условием предоставления займа 5% годовых со сроком не менее 5 лет, минимальная сумма займа от 12,5 млн руб.;
‒ участие в Индивидуальной программе социально-экономического развития второго этапа на 2025-2030 гг. для стимулирования инвестиций, поддержки ключевых отраслей экономики, развития социальной и транспортной инфраструктуры, а также повышения качества жизни населения;
‒ агрегация информации о мерах поддержки на Инвестиционном портале Республики Тыва, где можно получить актуальные данные о доступных программах, условиях финансирования и механизмах взаимодействия с Фондом развития.
Объем рынка предоставляемых услуг в Республике Тыва за 2021-2024 гг. ежегодно увеличивается. В 2024 г. (16 333,1 млн руб.) по сравнению с 2021 г. (7020 млн руб.) объем платных услуг увеличился на 2,3 раза. Основными факторами, влияющими на рост рынка услуг являются:
‒ развитие малого предпринимательства, обеспечивающее население новыми рыночными нишами, для чего государством предоставляются гранты, субсидии, микрозаймы и поручительства;
‒ развитие различных видов туризма, таких как: культурно-познавательный, экологический, этический, горнолыжный, событийный и лечебно-оздоровительный туризм.
По вводу общей площади жилых помещений за 2024 г. лидерами среди субъектов СФО стала Республика Тыва c темпом роста 197,4% (рис. 3), далее идут Республика Алтай – 117,5%, Омская область – 117%, Иркутская область – 107,7%, Кемеровская область – 103,2% и Томская область – 102,3% [11]. Вместе с тем, общая площадь помещения на человека в Туве самая маленькая 16,4 кв. м, а все другие девять регионов СФО имеют значение более 27-29 кв. м, что сравнимо со средним значением в целом по России.
На основе статистических данных уровень безработицы за последние годы в Республике Тыва имеет тенденцию снижения (рис. 4).

Рис. 3. Динамика объема ввода жилья в Республике Тыва за 2021-2024 гг. Источник: составлен авторами

Рис. 4. Динамика уровня безработицы населения Республики Тыва за 2021-2024 гг. Источник: составлен авторами
Таблица 1
Среднемесячная номинальная начисленная и реальная заработная плата работников организации России, СФО и Республики Тыва за 2021-2024 гг.
|
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||||
|
руб. |
темп роста, % |
руб. |
темп роста, % |
руб. |
темп роста, % |
руб. |
темп роста, % |
|
|
РФ |
57 244 |
11,5 |
65 338 |
14,4 |
74 856 |
14,56 |
86 399 |
17,74 |
|
СФО |
48 882,9 |
9,5 |
57 203,0 |
14,5 |
66 422,5 |
13,8 |
76 941 |
13,6 |
|
РТ |
46 084,3 |
4,5 |
51 781,7 |
12,4 |
57 793,1 |
11,6 |
67 541,2 |
13,6 |
|
Инфляция, % |
8,4 |
12,1 |
7,42 |
8,88 |
||||
Источник: оставлена на основе [12].
Таблица 2
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционированием воздуха за 2021-2024 гг., доля в %
|
Регионы СФО |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|
Республика Алтай |
0,05 |
0,10 |
0,10 |
0,12 |
|
Республика Тыва |
0,09 |
0,07 |
0,06 |
0,07 |
|
Республика Хакасия |
0,97 |
0,85 |
0,89 |
0,91 |
|
Алтайский край |
0,74 |
0,75 |
0,66 |
0,75 |
|
Красноярский край |
3,24 |
3,43 |
3,32 |
3,59 |
|
Иркутская область |
2,22 |
2,47 |
2,55 |
2,88 |
|
Кемеровская область |
1,71 |
1,81 |
1,75 |
1,63 |
|
Новосибирская область |
1,21 |
1,26 |
1,16 |
1,19 |
|
Омская область |
0,88 |
0,93 |
0,92 |
0,91 |
|
Томская область |
0,58 |
0,60 |
0,58 |
0,62 |
Источник: составлена на основе [13].
На снижение уровня безработицы в республике в первую очередь влияет спрос организаций и предприятий на рабочую силу, а также стимулирование предпринимательской деятельности, в том числе самозанятых. Следует заметить, что в сельских поселениях уровень безработицы выше, чем в городах, из-за слабо развитого производства и отсутствия промышленных предприятий, где могли бы трудоустроиться безработные.
Как видно из таблицы 1, рост номинальной начисленной заработной платы работников по организациям в Республике Тыва ниже, чем в целом по России и СФО.
В таблице 2 представлена сравнительная характеристика среди субъектов СФО обеспеченности электроэнергией, газом, паром и кондиционированием воздуха, играющие критическую важную роль в удовлетворении энергетических и климатических потребностей различных секторов экономики.
Как видно из таблицы 2, среди субъектов СФО Тыва является самым не обеспеченным неотъемлемой частью инфраструктуры регионом, обеспечивающей жизненно важные ресурсы и услуги для эффективного функционирования экономики, быта граждан и деятельности предприятий. Это связано с энергодефицитом, износом электрического оборудования региона. Электроснабжение республики полностью зависит от Красноярской и Хакасской энергосистем. Для решения проблемы отсутствия выхода к единой системе газоснабжения предлагают использовать внутренние возможности [14]: угольные пласты, потенциал подземных пожаров и сжиженный углеводородный газ. В аналогическом положении находится и теплоснабжение, основанное на сжигании каменного угля без предварительной подготовки, что приводит к значительному загрязнению воздуха. Это особенно критично для Республики Тыва, поскольку почти все населенные пункты (города и сельские поселения) размещены в Енисейской котловине, где перемещение воздушных масс препятствуют без естественных ветров. Для решения проблемы по выбросам загрязняющих веществ, особенно в отопительный период, который длится 9 месяцев в году учеными ТувИКОПР СО РАН предлагается диверсифицировать источники энергогенерации [14]: расширить использование газа, привлечь возобновляемые источники энергии (ветра и солнца) и к 2030 г. перевести около 12 тысяч частных домов в г. Кызыле с угольного отопления на альтернативные источники энергии.
Выводы
В целом экономическая структура Республики Тыва является сложной и многообразной. Анализ показывает, что основными отраслями республики, определяющими ее развитие, которые обеспечивают занятость населения и формируют бюджетные поступления, являются добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство.
Неразвитость транспортной и рыночной инфраструктур республики является основным препятствием устойчивого развития региона. Эффективная реализация программ, направленных на создание и модернизацию инфраструктуры, привлечение инвестиций и активное участие местного населения позволит максимально использовать все имеющиеся ресурсы и возможности для достижения поставленной цели социально-экономического развития республики.
Работа выполнена в соответствии с Планом учебно-научной лаборатории «Региональная экономики» экономического факультета Тувинского государственного университета.

