Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

INTERNAL CONTROL OF EXPENSES IN AGRICULTURAL ORGANIZATIONS: PROBLEMS AND WAYS TO IMPROVE

Makaeva K.I. 1 Badmaev A.V. 1 Adzhiumerova A.A. 1 Adzhiumerov A.A. 1 Lidzhieva I.O. 1 Sarlova D.B. 1 Naminova K.A. 1
1 Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikova
The article reveals the significance of internal control over expenditures in agricultural organizations. After all, inventories are important for any enterprise. Effective management of an organization is a guarantee of the stability of its financial position. The study is devoted to the peculiarities of the organization of internal control in agricultural organizations and recommendations are given on improving the organizational and methodological tools of internal control of material and production stocks in agricultural enterprises. Today, many agricultural enterprises are subject to risk and bankruptcy. And in order to reduce exposure to risks, instruments of regulation for risks are needed, which is the internal control necessary for effective regulation of accounting and enterprise management. Internal control in the agricultural enterprise is more important than in other industries, because the result is influenced by the use of land and biological resources, climatic factors. To assess the effectiveness of the use of different sources (labor, financial and monetary, land and biological), it is necessary to apply a system of internal control. Therefore, the scale of the agricultural organization as a key factor deserves attention, clearly building, responding to trends in a timely manner, adjusting the internal control system. If at the enterprises there is a given system of internal control, then today it is the first necessity to control expenses in order to prevent and increase the profit of the agricultural organization.
internal control
audit
accounting
agricultural organization
agriculture
control environment

Введение

В производственном процессе употребляется огромное число различных сырьевых продукций и материальных веществ. Главное значение в их стабильности играет учет, а скорее всего внутренний контроль расходов материально-производственных запасов на всей продолжительности приобретения, поступления, хранения, производственного отпуска, производственного применения и на иные цели. Бухгалтерский учет материальных ресурсов нужно постоянно контролировать для своевременной поставки, соблюдения норм запасов на складах, определить материальные ресурсы неучтенные, проследить за рациональным применением источников сырья, своевременно быть осведомленным, чтобы вовремя принимать управленческие решения.

В этом случае усовершенствование внутреннего контроля расходов на сельскохозяйственных предприятиях на сегодняшний день актуально, тем самым требует увеличение оперативности проведения процедуры контроля.

Цель исследования служит исследование проблем внутреннего контроля материальных и производственных расходов в сельхозорганизациях и предложение конкретных шагов усовершенствования учета и контроля применения материальных и производственных запасов.

Материалы и методы исследования

Методологическую основу исследования составили труды отечественных ученых в области внутреннего контроля на предприятиях, информационной базой послужила периодическая литература.

Результаты исследования и их обсуждение

Буквально вся хозяйственная деятельность охватывает расходы по материально-производственным запасам. И в случае нехватки на любом этапе товарооборота материальных запасов нарушается производственная непрерывность и ритмичность, обращение. Одновременно лишние объемы материально-производственных запасов уменьшают производственную результативность, способствуют напряженности в сфере снабжения. Учтенные согласно издержкам запасы служат главным стимулом организации, ресурсной базой планируемой прибыли и потенциальным доходом, задачей которого служат ликвидность и располагаемые средства на расчетных счетах, принося доход, то есть, способствуя воспроизводственному процессу.

Значит, управленческая результативность материально-производственных запасов (объем, структура, оборачиваемость и т. д.) влияет на жизнь предприятия, их финансовое состояние, где главную роль играет внутренний контроль хранения, рациональности и экономии всех материально-производственных запасов.

Преднамеренная либо неумышленная порча информационной базы запасов, незавершенного производства оперативно отражается на финансово-экономических итогах, потому что влияет на формирование себестоимости реализованного товара и на балансовых показателях в целом. Помимо этого ненадлежащие объективные данные о количественных показателях, положении и оценке материально-производственных запасов отрицательно влияет на финансовые показатели сельхозорганизации, так как, в первую очередь руководство сельхозорганизации не может рационально спланировать его функционирование; во-вторых, искажены индикаторы финансово-экономического положения сельхозорганизации, и сторонние организации не в состоянии адекватно принять рентабельность и платежеспособность сельхозорганизации; в-третьих, искажается налоговая плата, что приводит к штрафным санкциям и ухудшается финансово-экономическая ситуация сельхозорганизации.

Внутренний контроль расходов материально-производственных запасов сельхозорганизаций – это важное направление комплексного контроля на предприятии, потому что материальные ценности всецело влияют на качество выпуска товара [2, c. 175].

Спецификой системы внутреннего контроля сельхозорганизаций выступают:

– движение запасов на предприятии;

– распределение между ответственными лицами за движением и хранением запасов в любом подразделении;

– роль любого специалиста сельхозорганизации в товарно-материальных ценностях;

– выявление ответственного лица за склад, где хранятся материалы;

– определение цели применения запасов без необходимого отражения в бухгалтерском учете;

– определение необходимых расходов либо растрата запасов без правильности оформления документов;

– выявление возможных искаженных фактов незавершенного производственного процесса;

– выявление предполагаемых потерь либо воровство материально-производственных запасов;

– выявление правильности отражения в отчетности имеющихся материалов и готовой продукции;

– определение баланса учетных остатков, отраженных в регистрах аналитического учета и итогов инвентаризации;

– выявление системы внутреннего контроля;

– выявление ориентиров внутреннего контроля в сфере сохранения запасов [5, c. 79].

Самым сложным и объемным участком учета и аудита выступает учет материальных и производственных запасов.

В том случае, если удельное значение материально-производственных запасов равен свыше пяти процентов актива баланса, то нужно тщательно проверить, потому что цена материалов относится к рассмотрению функционала каждого рабочего сельхозорганизации в тенденции товарно-материальных ценностей;

– выявление участия ответственности кладовщика за хранение материальных ценностей;

– определение применения запасов в отсутствии необходимого отражения в бухгалтерском учете;

– определение предполагаемых расходов либо утрата запасов без необходимого оформления документов;

– выявление предполагаемых ложных сведений незавершенного производства;

– выявление потенциальных утрат либо выявления фактов воровства запасов;

– выявление правильного отражения в финотчетности данных материалов и готовых продуктов;

– определение совпадения остатков, которые отражены в регистрах учета и результатов инвентаризации;

– выявление внутреннего контроля;

– выявление ориентиров внутреннего контроля в сфере сохранения запасов.

В ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6.12. 2011 г. № 402-ФЗ указана обязанность экономических субъектов проводить внутренний контроль проводимых процессов деятельности организации [1]. К тому же согласно статье девятнадцать ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, организация, бухфинотчетность, подлежащая неотъемлемой проверке должна проводить внутренний контроль и предоставлять бухфинотчетность кроме случаев, когда администрация приняло обязательство проведения бухучета на себя [1].

Внутренний контроль во многих сельхозорганизациях не всегда соблюдается. Есть трудности в формировании учета, в качестве подготовки кадров и иных внутренних нормативно-правовой документации, которые регулируют внутренний контроль.

В настоящий период сельхозорганизации не имеют на руках нормативные стандарты по проведению внутреннего контроля, что предоставляет возможность самостоятельно создавать механизм внутреннего контроля, в частном порядке для любой организации. Иногда администрация формально относится к организационной стороне системы внутреннего контроля (СВК) и принятию локальных нормативно-правовой документации, потому что не осознает миссию для функционирования сельхозорганизации.

К тому же в сельхозорганизациях нет должного уровня квалифицированных специалистов, и не проводят обучение рабочих по проблемам внутреннего контроля. Развитие результативной системы внутреннего контроля требует осознания важности внутреннего контроля и его составляющих.

Исходя из Правила (стандарта) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, где она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финбухотчетности» СВК – это организованный и проводимый факт администрацией либо работниками аудируемого объекта для обеспечения полной уверенности в достижении миссии по финбухотчетности результативности проводимых действий и соответствия функций аудируемого объекта нормативно-правовой документации. Что подтверждает важность организации СВК и ее действия устраняют риски деятельности, угрожающие достижению целей [4, c. 230].

Внутренний контроль согласно сроков организации бывает предварительным (ориентирован на предотвращение неблагоприятных фактов, к примеру, хищения, отражающиеся отрицательно на финансовом состоянии сельхозорганизации), текущим (выполняет рекомендации администрации, соблюдает нормативно-правовые акты государства, сокращает злоупотребления) и последующим (нужен в целях определения фактов хозяйственной деятельности, негативно влияющие на итоги работы предприятия) [5, c. 79].

Следуя Информации Министерства РФ № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учет и составления бухфинотчетности» важными составляющими внутреннего контроля предприятия выступают:

1) контрольная среда;

2) оценка рисков;

3) процедуры внутреннего контроля;

4) информация и коммуникация;

5) оценка внутреннего контроля.

Контрольной средой выступают принципы и стандарты деятельности предприятия, которые определяют общую сторону внутреннего контроля и рекомендации к нему, выражает управленческую культуру предприятия и формирует необходимое отношение сотрудников к предприятию и проведения внутреннего контроля. Составляющими контрольной среды являются:

1) компетентность и стиль функционирования администрации;

2) выполнение этических принципов;

3) контроль собственника;

4) оргструктура;

5) наделение ответственностью;

6) кадровое планирование.

Оценкой рисков выступает определение и анализ производственных рисков, элементами которого выступают:

1) определение производственных рисковых ситуаций;

2) анализ важности рисковых ситуаций;

3) анализ потенциальности возникновения рисковых ситуаций;

4) принятие необходимого решения по риск – менеджменту.

Информационной базой и коммуникацией служит сбор, обработка, системное восприятие, распространение данных для принятия решений в целях управления и проведения внутреннего контроля, элементами которых выступают:

1) используемые информационной системой техсредства;

2) ПО;

3) сотрудники;

4) необходимые процедуры.

Процедурами внутреннего контроля признаются манипуляции, которые минимизируют риски и способствуют достижению миссии сельскохозяйственного предприятия. Его элементы:

1) документационное оформление;

2) подтверждение соответствия объектов (документов) необходимым требованиям;

3) санкционирование;

4) сверка информации;

5) распределение полномочий и разделение обязанностей;

6) контроль реального положения сельхозпредприятия, включая охрану, ограниченной доступности, инвентаризации;

7) контроль за достижением запланированных целей либо индикаторов;

8) информационная обработка данных и ИС [2].

Анализ внутреннего контроля необходим для выявления результативности составных системы внутреннего контроля, если же нужно даже корректировки. Составными частями выступают:

1) непрерывный контроль регулярного анализа итогов хозяйственной деятельности, проверки итогов выполнения отдельных хозопераций, непрерывной оценки и уточнения внутренней организационной и распорядительной документации и других форм;

2) периодическая оценка итогов внутреннего контроля сельхозорганизации предполагает объект и субъект.

Объектом внутреннего контроля служит функционирование сельскохозяйственного предприятия (факты хозяйственной деятельности, активы и обязательства, производственные риски, формы бухотчетности).

Субъектом внутреннего контроля служат локальные документы предприятия, к примеру администраторы, главный бухгалтер, аудитор. Контрольные функции исполняются субъектом согласно исполнения служебных обязанностей, потому что Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ устанавливает внутренний контроль на предприятии, где разрабатывается и утверждается руководителем локальная документация, где есть составные части внутреннего контроля (цель, задачи, объекты и субъекты), его структура, меры контроля фактов производства на сельхозпредприятии. Для этого в любой сельхозорганизации нужно разработать «Положение о внутреннем контроле», являющееся частью учетной политики предприятия. По содержательной части оно должно исходить из масштабов и сферы деятельности, специфики оргструктуры сельхозорганизации. К тому же в должностных инструкциях рабочих нужно закрепить обязанности по внутреннему контролю. Зачастую от квалификации рабочих зависит степень ошибок, для этого нужно внимательно контролировать работников [3, c. 177].

Для результативной системы внутреннего контроля нужны компетентные сотрудники, которые регулярно станут проходить обучение, внедрять в повседневную практику планы прохождения квалификации работников планово-экономических подразделений. Иначе пригласить специализированную компанию (аутсорсинг) для осуществления внутреннего контроля. Для достижения в сельском хозяйстве необходимой эффективности нужно подробно проконтролировать и оценить результат применяемых источников.

Производство сельхозпродукции – это процесс непростой, требующий точных расчетов на всех уровнях. Расходы биологического происхождения (семена, корма, удобрения, животные) выступают условием производственной результативности сельхозпродукции [4, c. 231].

Качество изготовленной продукции прямо пропорционально качеству сырья, которое контролируется на всех производственных уровнях. Поэтому контроль и оценка биологических расходов в растениеводстве и животноводстве – это одна из задач системы внутреннего контроля. К примеру, сравнивая урожайность и затраты семян (плановый и фактический), можно сделать вывод о качестве семян, о выполнении норм высева, о степени всхожести семян в посевной площади. Либо подсчитав показатель продуктивного применения кормов, возможно анализировать результат применения кормов в животноводстве и принимать решения по их оптимизации в управлении. Для результативного контроля биологических и в общем производственных расходов, результативности применения разных источников нужно сформировать систему внутреннего контроля.

В сельском хозяйстве есть проблема «закредитованности», т. е. существует высокая степень убыточных предприятий, которые задерживают платежи по приобретенным кредитам. Решение данной проблемы частично состоит во внутреннем контроле.

Средства государственной помощи – это субсидии и субвенции, бюджетные кредиты, поступающие сельскохозяйственным предприятиям, которые влияют на финансовые итоги, поэтому также выступают объектом внутреннего контроля [5, c. 80]. Должностные лица, которые несут ответственность за внутренний контроль, должны проверить, закреплены ли в учетной политике способы признания видов государственной помощи, полнота их раскрытия, соответствие нормативным актам.

Необходимо проконтролировать операции по поступлению государственных субсидий: соблюдение договорных обязательств, правильность учета суммы субсидий. Далее проверяется целевое использование государственных субсидий, проверка правильности отражения в учете субсидий, проверяется правильность раскрытия данных о государственной помощи в отчетности.

И наконец, последним этапом служит оценка результативности применения государственных субсидий. Нужно осознать, что при четко построенной системе внутреннего контроля будет достигнута максимальная отдача бюджетных средств, которое была вложена государством. При отсутствии контроля за целевым применением бюджетных средств администрацией сельскохозяйственной организации будут нарушены договорные обязательства, что приведет к финансовым санкциям со стороны государства.

Заключение

Итак, внутренним контролем служит результативный механизм управления сельскохозяйственным предприятием, где функционирование системы внутреннего контроля позволит достичь более экономного применения источников, улучшения итогов предприятия, правильности записей на счетах бухучета и в финансовой отчетности. Однако заметим, что на законодательном уровне установлена лишь обязанность предприятия системы внутреннего контроля, а методы и инструменты, при помощи которых будет осуществлен контроль, решается на уровне предприятия. Поэтому формирование системы внутреннего контроля в сельскохозяйственной организации требует решения организационно-методологических вопросов [5, c. 83].