Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

FORMATION AND DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL, SOCIAL AND GOVERNANCE (ESG) AGENDA: “GREEN” MISSION OF UNIVERSITIES

Orlova L.N. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
1055 KB
The article is devoted to the consideration of the role of universities in the implementation of the environmental, social and governance (ESG) agenda and principles of sustainable development. The relevance of the study is determined by the increasing risks associated with climate, social and geopolitical changes, as well as the need to minimize them in the implementation of sustainable development principles. The article shows that universities are both participants in the ESG ecosystem and ESG infrastructure. They not only create and disseminate knowledge, but also form a culture of sustainable behavior, influence the transformation of behavior models of business entities. The practical result of the study is methodological developments on the implementation of economic disciplines at the university, combining the principles of sustainable development and a risk-based approach. It is this combination that allows you to develop a culture of sustainable behavior of students who are subjects of sustainable development and subsequently become decision-makers.
sustainable development
esg transformations
green universities
esg university ranking
esg infrastructure

Введение

Трансформационные процессы происходят вокруг нас каждый день. Они протекают как реакция на возникающие риски и угрозы. Но, в свою очередь, могут порождать новые угрозы и риски. Изменение климата, загрязнение и деградация окружающей среды, демографические проблемы – примеры изменений в физическом мире, которые требуют трансформаций в обществе, экономике, управлении, и даже образовании. В ответ на эти изменения появляются новые правила, по которым живет общество, и согласно которым государство регулирует социально-экономические процессы (например, углеродное регулирование, ограничение использования ресурсов и материалов). Меняются модели поведения – ответственное поведение, принятие инвестиционных решений с учетом экологических и социальных аспектов (импакт-инвестирование) и др.). На формирование моделей поведения большое влияние оказывают университеты. Они не только создают знание, но и формируют культуру устойчивого развития.

Целью исследования является определении роли университетов как институциональных акторов в процессе реализации ESG-повестки, реализации образовательных программ и научных проектов, ориентированных на устойчивое развитие и формирование культуры устойчивого развития. Основными исследовательскими вопросами являются: 1) каким образом университеты влияют на реализацию ESG-повестки? 2) какие инструменты используют университеты для формирования культуры устойчивого развития?

Материалы и методы исследования

Методология исследования базируется на применении совокупности общенаучных и специальных методов исследования. На первом этапе исследования на основе контент-анализа научной литературы из реферируемых научных баз Scopus и eLIBRARY была определена структура ESG экосистемы и выделена роль университетов в реализации повестки устойчивого развития. На втором этапе исследования на примере кейса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации были сформированы направления реализации политики устойчивого развития в университете, а также были разработаны методические обеспечение экономических дисциплин, ориентированных на формирование у студентов культуры устойчивого развития, знаний об социально-экологических угрозах, их экономических последствий и мерах минимизации рисков.

Теоретической основой исследования являются работы российских и зарубежных ученых, посвященных вопросам устойчивого развития, формирования ESG-метрик и определения роли экономических субъектов в реализации принципов устойчивого развития. К основным тенденциям современного этапа относят глобальный переход жизни, характеризующийся коренными изменениями, происходящие в жизни на планете под воздействием техногенного общественного развития; глобальный демографический переход, определяющий процесс глобальной демографической модернизации; энергетический переход, связанный со значительными структурными изменениями в мировой энергетической системе. Вот уже больше 50 лет мировое сообщество находится в поиске новой парадигмы развития, это «движение происходит по линии поиска повышения уровня прибыльности, конкурентоспособности и общей жизнестойкости посредством поддержания экономического и социального развития» [1, С. 21]. Концепция устойчивого развития как общемировая философия получает конкретное воплощение в реализации каждой страной и каждым хозяйствующим субъектов ESG-политики, сочетающей в себе экологические, социальные и управленческие аспекты и метрики [16, 9]. Современная парадигма – это переход к регенеративной экономике, сочетающей в себе принципы устойчивого развития и системное мышление, определяемое «ответственным отношением к производству, потреблению, окружающей среде» [1, С. 43]. Концепция трех факторов устойчивого развития Дж. Элкингтон – планета, люди, прибыль (Planet, People, Profit) [14] стала одной из основополагающих, хотя и не бесспорной при ее реализации [10]. Сформированные на международном уровне цели устойчивого развития (ЦУР) необходимо соотносить с национальными целями развития, рассматривать их «в русле национальных приоритетов» [3, С. 56]. А декомпозиция целей устойчивого развития на региональном и муниципальном уровнях позволяет не только сопоставлять цели ЦУР ООН с приоритетами регионального и муниципального развития, но и проводить определенную «сшивку» нормативных правовых документов для декомпозиции национальных целей развития России до уровня регионов и муниципальных образований» [7, С. 640].

Основными методами исследования, применяемыми в работе, стали: 1) контент-анализ научных источников по проблемам устойчивого развития, ESG-трансформаций и участия университетов в этих процессах; 2) экономико-статистический метод и метод рейтингования, на основе которых определялись и анализировались основные риски устойчивого развития, рэнкинги университетов как структурных единиц ESG-инфраструктуры; научные методы дедукции, синтеза, сравнения, на основе которых были разработаны обучающие материалы, включающие в себя вопросы ESG-трансформаций.

Результаты исследования и их обсуждение

1. ESG-экосистема и роль университетов в ее формировании

Угрозы и риски являются важным и возрастающим фактором, на который необходимо обращать внимание при осуществлении любой хозяйственной деятельности. Количество рисков и угроз все время возрастает, а также меняется их природа и структура. Если еще 10 лет назад на первое место выходили экономические риски, то к настоящему времени наибольшую значимость для хозяйственной деятельности приобретают киберриски и риски устойчивого развития, а в перспективе на ближайшие 10 лет ключевыми рисками признаются экстремальные погодные явления, критические изменения систем Земли, утрата биоразнообразия и крах экосистем, нехватка природных ресурсов (таблица).

Поэтому, важным направлением является применение риск-ориентированного подхода при осуществлении любой хозяйственной деятельности, прогнозирование угроз, рисковых событий, определение проактивных действий по их недопущению и активных действий по их минимизации.

Можно констатировать факт, что к настоящему моменту времени уже сложилось восприятие ESG-трансформаций как объективной реальности на макро-, мезо- и микроуровнях, и хозяйствующие субъекты «выстраивают свои бизнес-процессы в соответствии с принципами экологичности, социальности и корпоративности» [6, С.74]. Но также можно говорить и о ESG-рисках и необходимости их интеграции в системы управления государством, регионом, предприятием [11], формированию многомерного подхода к созданию ценностей с учетом принципов устойчивого развития и ориентации на перспективу развития, внешние и внутренние ценностные установки предложен, возникающие риски и угрозы [15]. На этом фоне возрастает роль университетов как институциональных участников ESG-инфраструктуры, обеспечивающих экономический рост стран, регионов и отдельных хозяйствующих субъектов [13]. «Cовременные университеты уже давно вышли за пределы образовательного пространства и начинают формировать тренды в таких областях социально-экономической жизни, как возобновляемая энергетика, экология, здоровая окружающая среда и здоровье населения» [4, С.420], формируют «зеленую» культуру социального, экологического и экономического поведения человека [2].

Ключевые риски макроэкономического развития

Год

Топ 5 рисков по тяжести последствий

2016

Риски экономической конъюнктуры, риски нарушения бизнес-процессов, политическая нестабильность, несоблюдение регуляторных законодательных норм, недобросовестная конкуренция

2018

Киберугрозы, неопределенность экономического роста, геополитическая неопределенность, изменение потребительского спроса, сверхрегулирование

2020

Киберугрозы, неопределенность экономического роста,

ключевые навыки персонала, мошенничество, кража данных

2022

Киберугрозы, сбои в цепочках поставок, геополитическая неопределенность, сверхрегулирование, неопределенность экономического роста

2024

Экстремальные погодные условия, ошибочная информация, генерируемая искусственным интеллектом, социальная и/или политическая поляризация общества, рост стоимости жизни, кибератаки

2025

Государственные вооруженные конфликты, экстремальные погодные явления, геоэкономическая конфронтация, дезинформация и распространение ошибочной информации, поляризация общества

2035 (прогноз)

Экстремальные погодные явления, критические изменения систем Земли, утрата биоразнообразия и крах экосистем, нехватка природных ресурсов, распространение ошибочной информации (в том числе из-за применения технологий искусственного интеллекта) и дезинформация

Источник: сгруппировано автором по материалам Всемирного экономического форума и Европейской федерации ассоциаций риск-менеджмента: URL: https://www.ferma.eu/app/uploads/2022/07/ERM-REPORT_FERMA_2022_FINAL.pdf (дата обращения 03.05.2025); URL:https://www3.weforum.org/docs/WEF_The_Global_Risks_Report_2024.pdf (дата обращения 19.06.2025); URL: https://reports.weforum.org/docs/WEF_Global_Risks_Report_2025.pdf (дата обращения 19.06.2025)

missing image file

Рис. 1. ESG экосистема Источник: составлено автором

Формирование и модернизация образовательных программ с учетом принципов устойчивого развития обеспечивает принятие обучающимися решений во всех областях с учетом современных требований и реалий [5], формирует и устойчивые позиции самого университета [8].

Впервые, на международном уровне координация ключевых действий университетов по достижению ЦУР была реализована в рамках подписания Таллуарской декларации устойчивого развития университетов (1990 год). По состоянию на сентябрь 2024 года число подписантов достигло 527, в число которых входят 4 учебных заведения России[1]. Далее в разных странах (включая Российскую Федерацию) университетами принимаются декларации, соглашения и реализуются программы устойчивого развития. Подготовка высококвалифицированных кадров разных специальностей, способных решать в совокупности экологические, социальные и управленческие проблемы, является одной из главных задач университетов в части достижения целей устойчивого развития. Три традиционные миссии университетов – обучать, исследовать, социализировать – трансформируются с учетом ESG-повестки и реализуются через развитие компетенций студентов, проведение научных исследований, распространение знаний об устойчивом развитии.

Университеты одновременно являются значимым актором инфраструктуры и экосистемы ESG. Инфраструктура ESG представляет собой совокупность организаций, осуществляющих разработку и составление ESG-рейтингов, верификацию климатических проектов, сертификацию систем, стандартизацию нефинансовой отчетности.

missing image file

Рис. 2. Базовые блоки дисциплины «ESG и риски устойчивого развития бизнеса» Источник: составлено автором

Экосистему ESG можно рассматривать как «динамичное и постоянно развивающееся сообщество, объединяющее различные заинтересованные стороны, которые на основе общих целей и интересов создают новую ценность, отвечающую ожиданиям общества и растущим запросам потребителей» [12, С.12]. Являясь, с одной стороны. участником ESG экосистемы, университеты формируют новую ценность через реализацию принципов устойчивого развития в университете и через аккумуляцию и передачу знаний и формирование компетенций. В то же время, университеты формируют культуру устойчивого поведения обучающихся, которые являются субъектами устойчивого развития и впоследствии становятся лицами, принимающими решения относительно будущего развития. На рисунке 1 представлен фрейм ESG экосистемы, включающей в себя элементы ESG инфраструктуры.

2. Организационное и методическое обеспечение ESG-повестки

На примере Финансового университета при Правительстве Российской Федерации покажем, как в образовательной и научной деятельности сочетаются две современные тенденции: ориентация на устойчивое развитие и риск-ориентированный подход.

Финансовый университет в 2025 занимает 22 место по России и 601-650 места в мире в Московском международном рейтинге «Три миссии университета (MosIUR)»[2], 10 место в России и 931-940 место в мире в ESG-рейтинге вузов QS Sustainability Rankings[3]. В разрезе ESG факторов наилучший балл университет имеет по управленческой позиции (G) – так называемое Good Governance («хорошее управление»), основывающееся на принципах прозрачности, оперативности, эффективности. По социальным критериям (S) университет имеет средние позиции. По критериям, связанным с окружающей средой (E) – позиции не достаточно высокие. Рейтинг «Три миссии университета (MosIUR)», как нормализованный показатель, включающий индикаторы по группам образование, наука, социальная активность подтверждает высокий уровень образования и социальной активности университета.

Для усиления позиций и достижения целей устойчивого развития в университете на постоянной основе реализуются программы ресурсосбережения, актуализируются программы обучения с учетом ESG повестки, реализуются научные исследования по этой тематике. На кафедре экономической безопасности и управления рисками программы устойчивого развития сочетаются с риск-ориентированным подходом. Практика преподавания дисциплин по проблемам управления рисками устойчивого развития включает в себя реализацию таких дисциплин как «ESG и риски устойчивого развития бизнеса», «Экологические риски и их регулирование», «Экологическая безопасность». Данные дисциплины реализуются во многих образовательных (ОП) и магистерских (МП) программах направления подготовки «Экономика»: ОП «Бизнес и корпоративные финансы», ОП «Экономическая безопасность и управление рисками», МП «Управленческий учет в бизнесе», МП «Финансы корпораций и ESG – трансформация бизнеса. На рисунке 2 представлены базовые блоки дисциплины «ESG и риски устойчивого развития бизнеса».

Представленный подход к реализации учебных дисциплин позволяет формировать экономико-управленческие компетенции обучающихся с одновременной ориентацией на принципы устойчивого развития; экологические и социальные аспекты хозяйственной деятельности; экономические обоснования и направления митигации возникающих рисковых событий; стратегическое видение перспектив развития хозяйствующих субъектов.

Заключение

Проведенное исследование подтверждает возрастающую роль университетов в реализации ESG повестки, заключающуюся в достижении целей устойчивого развития через подготовку высококвалифицированных специалистов и формирование культуры устойчивого поведения. Как участники одновременно и ESG экосистемы и ESG инфраструктуры деятельность университетов может быть направлена на формировании модели ответственного поведения, что предполагает заботу об окружающей среде, принятие инвестиционных решений с учетом экологических и социальных аспектов на всех уровнях хозяйствования. Развитие научно-исследовательских направлений по проблематике устойчивого развития, социальным и экологическим проблемам позволяет университетам улучшать позиции в рейтингах, интегрировать научные исследования в методические разработки и учебные курсы, формировать комплексный подход к реализации повестки устойчивого развития.