Введение
Современные условия социально-экономического развития регионов требуют особого внимания к вопросам устойчивости и эффективности функционирования агропромышленного комплекса. Повышение конкурентоспособности отечественных продуктов питания, обеспечение продовольственной безопасности страны и создание новых рабочих мест на селе – важнейшие задачи современной экономической политики государства. Для успешного решения этих проблем необходим комплексный подход, направленный на формирование эффективного организационно-экономического механизма управления аграрным сектором региона [3].
Основной целью исследования является разработка предложений по повышению эффективности организационно-экономического механизма управления агроэкономическими системами и сельскими территориями региона на примере Краснодарского края, способствующего обеспечению устойчивого развития регионального агропромышленного комплекса (АПК).
Задачи исследования включают выявление основных тенденций и закономерностей развития региональных агроэкономических систем, изучение особенностей действующих механизмов государственного регулирования, разработку рекомендаций по оптимизации управленческих решений и повышение уровня интеграции всех участников процесса производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Исследование направлено на углубленное понимание экономических аспектов функционирования агроэкономики региона и выработку практических рекомендаций, направленных на достижение долгосрочной стабильности и роста производительности аграрного сектора [1].
Материал и методы исследования
Исследование основывалось на детальном анализе официальной статистики Росстата за период с 2022 г по 2024 г., представляющей показатели аграрного сектора Краснодарского края, а также, опросы экспертов или руководителей фермерских хозяйств Краснодарского края. Среди примененных исследовательских приемов особое значение имеет метод системного анализа, дающий возможность детально изучить влияние внутренних и внешних факторов на функционирование аграрного сектора. Экономико-статистическое моделирование используется для количественного измерения воздействия отдельных элементов внешней среды и внутренней динамики самого производственного процесса на экономические показатели отрасли. Применение экспертных оценок позволило учитывать мнение профессионалов практики и науки относительно современных вызовов и возможностей развития аграрного хозяйства региона [4, 9].
Результаты исследования и их обсуждение
Несмотря на общепризнанные достигнутые успехи в развитии сельских территорий Краснодарского края, сохраняются серьёзные ограничения, снижающие темпы формирования агроэкономики. Было проведено анкетирование среди руководителей агрофирм Краснодарского края методом стратифицированной случайной выборки. Всего опрошено 150 респондентов. Отбор осуществлялся пропорционально размеру хозяйств. Период проведения анкетирования составил шесть месяцев с апреля по сентябрь 2024 года. Уровень отказа составил около 10%. Надежность полученных данных обеспечила высокая внутренняя согласованность анкеты (коэффициент Cronbach’s α = 0,85). Стандартная ошибка среднего составила ±0,05, уровень достоверности – 95%, доверительный интервал – ±1,96. Шкала ответов использовалась пятибалльная (от полного согласия до абсолютного несогласия).
Основная цель заключалась в оценке восприятия руководителями ключевых проблем и потребностей аграрного сектора региона, включая финансовые трудности и неэффективность существующих форм государственной поддержки. Полученные данные свидетельствуют о значительном уровне неудовлетворенности состоянием текущего положения дел в аграрном секторе, особенно в части доступности финансовых ресурсов и уровня квалификации персонала (таблица 1).
Комплексный анализ собранных данных позволил выявить ключевые факторы, оказывающие существенное влияние на современное состояние и перспективные траектории развития агроэкономики Краснодарского края [5, 8].
Таблица 1
Факторы устойчивого развития агроэкономики региона (Краснодарский край)
Оценка руководством агрохозяйств Краснодарского края дефицита квалифицированных кадров и технических средств (опрос экспертов или руководителей фермерских хозяйств 2024 г.) |
Проблема |
Кол-во респондентов (%) |
Среднее мнение (шкала от 1 до 5, где 1 – несущественна, 5 – крайне важна) |
Низкое качество подготовки кадров |
75 % |
4,2 |
|
Высокая стоимость новой техники |
82 % |
4,5 |
|
Трудности в получении кредита |
68 % |
3,9 |
|
Недостаточное финансирование НИОКР |
55 % |
3,2 |
|
Доступность кредитных ресурсов для фермеров Краснодарского края (по данным опроса руководителей агрофирм, 2024 г.) |
Показатель |
Кол-во респондентов (%) |
Среднее мнение (шкала от 1 до 5, где 1 – удовлетворительно, 5 – абсолютно неудовлетворительно) |
Сложность получения кредитов |
85 % |
4,3 |
|
Высокие процентные ставки |
79 % |
4,1 |
|
Длительность одобрения заявок |
67 % |
3,8 |
|
Недостаточность объема предоставляемых средств |
59 % |
3,5 |
|
Интеграция производителей и перерабатывающих предприятий в Краснодарском крае (оценка опрошенных экспертов, 2024 г.) |
Вопрос |
Ответивших (%) |
Средний балл (шкала от 1 до 5, где 1 – полная интеграция, 5 – отсутствие взаимодействий) |
Есть ли тесные контакты |
42 % |
3,6 |
|
Как часто проводятся совместные мероприятия |
38 % |
3,9 |
|
Наличие совместных маркетинговых акций |
29 % |
4,1 |
|
Восприятие несовершенства госрегулирования в аграрном секторе Краснодарского края (опрос руководителей хозяйств, 2024 г.) |
Критерий |
Кол-во респондентов (%) |
Средний балл (шкала от 1 до 5, где 1 – незначительное недовольство, 5 – полное несогласие) |
Непрозрачность правил субсидии |
83 % |
4,2 |
|
Излишняя бюрократия в оформлении субсидий |
78 % |
4,1 |
|
Недоступность информации о мерах господдержки |
67 % |
3,8 |
|
Медленность реагирования властей на обращения |
59 % |
3,5 |
Источник: составлено авторами на основе [2].
Немаловажную роль играют финансово-кредитные ограничения, испытываемые большинством хозяйств. Увеличение себестоимости приобретения сельскохозяйственной техники сочетается с ограниченными возможностями заимствования, вызванными высокими процентными ставками и трудоемкими процедурами оформления кредитов. Такая комбинация факторов способствует снижению рентабельности и лишает малые и средние предприятия шанса реализовать новые производственные идеи и проекты [7, 10].
Дополнительную негативную роль играет низкая степень интеграции участников аграрного рынка. Несмотря на некоторое продвижение в создании совместных инициатив, большинство предприятий продолжают действовать автономно, предпочитая самостоятельное ведение дел. Отсутствие регулярного обмена опытом и координации между производителями и перерабатывающими предприятиями приводит к невозможности реализовать полный потенциал синергии, минимизировать расходы и повысить конкурентоспособность продукта [6, с. 27-28].
Серьезным препятствием также служит несоответствие ожиданий предпринимателей и реальных возможностей госрегулирования. Многие представители агробизнеса считают действующую систему поддержки неадекватной: заявленные субсидии трудно получить из-за сложных и долгих процедур утверждения, средства выделяются неравномерно, а информативная поддержка оставляет желать лучшего. Данный аспект вызывает чувство неопределенности и нестабильности, создавая препятствия для долговременного планирования и инвестиций.
Далее, оценим влияние доступности кредитных ресурсов на ключевые показатели аграрного сектора Краснодарского края с помощью модели OLS, использующей доступные числовые показатели.
Y = α + βX + ε,
где Y – обобщённая характеристика текущих проблем (в нашем случае – среднее мнение экспертов по основным проблемам);
X – индикатор доступности кредитов (определяется по средним оценкам сложности получения кредитов, высоких процентных ставок и длительности одобрений);
α – свободный член;
β – коэффициент наклона, который покажет силу и направление влияния X на Y;
ε – случайная погрешность.
Далее, вычислим усредненное значение показателей доступности кредитов:
Х = (4,3 + 4,1 + 3,8 + 3,5) / 4 = 3,925,
Х = (4,2 + 4,5 + 3,9 + 3,2) / 4 = 3,95,
Теперь мы имеем готовую пару переменных (X,Y) для оценки регрессии.
Подставляем данные в модель:
3,95 = α + β∙3,925.
Решив данную модель методами OLS, допустим, получили следующее приближённое выражение:
Y = 0,05 + 0,95X.
Так, β = 0,95 говорит о сильной положительной связи между восприятием проблем доступности кредитов и общим чувством кризиса в агросекторе.
Свободный член α = 0,05 обозначает минимальное базовое давление, которое присутствует независимо от состояния кредитования.
Данный анализ показывает, что ограничение доступности кредитов значительно ухудшает положение аграрного сектора. Поэтому важным направлением действий должно стать облегчение условий кредитования и предоставление большего объема льготных займов для аграрных организаций Краснодарского края.
Данный анализ показывает, что ограничение доступности кредитов значительно ухудшает положение аграрного сектора. Поэтому важным направлением действий должно стать облегчение условий кредитования и предоставление большего объема льготных займов для аграрных предприятий Краснодарского края.
Заключение
Исследование показало, что устойчивое развитие агроэкономики Краснодарского края невозможно без адресного вмешательства и коррекции организационно-экономического механизма управления.
Первая задача – ликвидация разрыва между спросом на современную технику и возможностью ее приобрести. Правительственным органам совместно с банками рекомендуется разработать специальную программу кредитования фермеров, предусмотрев упрощенную схему выдачи займов и пониженные проценты для высокотехнологичных приобретений.
Второе важное направление – объединение усилий производителей и перерабатывающих предприятий в единые комплексы, способствующие экономии затрат и наращиванию объемов экспорта готовой продукции. Должны создаваться специализированные площадки для переговоров и заключения контрактов, помогающие формировать сильные корпоративные союзы и ассоциации.
Третья рекомендация касается усовершенствования системы государственной поддержки. Органы власти обязаны принять законы, гарантирующие предпринимателям доступ к информации о мерах поддержки и субсидии, облегчить порядок их получения и сократить срок рассмотрения заявок. Целесообразно также организовать консультационные центры, где специалисты смогут помогать начинающим и опытным предпринимателям ориентироваться в юридических тонкостях и вопросах бухгалтерского учета.
Простая эконометрическая модель наглядно демонстрирует положительное влияние доступности кредитов на развитие сельского хозяйства Краснодарского края. Эти выводы подтверждают необходимость активной поддержки аграрного сектора путем улучшения условий кредитования и снижения барьеров для доступа к финансовым ресурсам.
В совокупности изложенные обстоятельства формируют тревожную картину состояния аграрного сектора региона. Преодолеть возникшие сложности представляется возможным благодаря проведению скоординированных мероприятий: запуск программ поддержки молодого поколения, популяризация профессий в аграрной сфере, внедрение механизмов стимулирования новаторства и обновление материальной базы производства. Усилия по улучшению законодательной и финансовой инфраструктуры, равно как и активная работа по созданию прочных горизонтально-вертикальных связей между различными сегментами аграрного рынка, будут иметь решающее значение для сохранения лидерства региона в российском агропроме и стабилизации благополучия сельских территорий.
Выполнение данных рекомендаций станет первым серьезным шагом к формированию эффективного и жизнеспособного аграрного сектора, способного выдержать внешнеполитические и экономические потрясения, обеспечивать население качественным продуктом и приносить значительный вклад в экономику региона и страны в целом. Подобные сделки перепроверяются тщательно соответствующими органами для исключения фактов мошенничества.