Тема социального предпринимательства (СП) давно и активно обсуждается в научной среде, но по-прежнему недостаточно изучена. На сегодняшний день отсутствует единое понимание природы и содержания феномена социального предпринимательства. Начало использования в литературе данного понятия относится к третьей четверти XX века, широкое же распространение оно получило в последние два десятилетия прошлого века.
Принято считать, что в научный оборот понятие социального предпринимательства впервые ввел Грегори Диз, когда он предложил следующую характеристику социального предпринимателя: «Социальный предприниматель играет роль агента перемен в социальном секторе благодаря тому, что он: 1) принимает на себя миссию по созданию и поддержке социальной ценности; 2) находится в непрекращающемся поиске и реализации новых возможностей для достижения этой миссии; 3) вовлечен в непрерывные процессы инноваций, адаптации и обучения; 4) действует решительно, не ограничивая себя только теми ресурсами, что есть в данный момент; 5) демонстрирует высочайшую ответственность по отношению к своим клиентам и за результат своей деятельности» [1]. С тех пор тема социального предпринимательства вызывает интерес у исследователей всего мира, которые по-разному освещают этот феномен, делая акцент на тех или иных его аспектах.
Проблема предпринимательства в социальной сфере привлекает многих исследователей и в странах постсоветского пространства. Многочисленные публикации посвящены: пониманию природы и значения социального предпринимательства [2]; проблемам его нормативно-правового регулирования [3]; механизмам государственной поддержки СП [4]; осмыслению зарубежного опыта развития социального предпринимательства, в том числе в странах ЕАЭС [5]; рискам и уязвимостям социальной предпринимательской деятельности [6]; вопросам типологии форм и бизнес-моделей СП [7]; рассмотрению СП как области проявления гражданской активности населения [8]. Все это свидетельствует о живом интересе к теме социальной предпринимательской деятельности и об активном ее научном обсуждении.
Целью исследования является осмысление накопленных теоретических наработок по проблемам развития социальной деятельности, осуществляемой на предпринимательской основе, и формирования системы ее институционального обеспечения, а также обобщение практического опыта социального бизнеса.
Материалы и методы исследования
Исследование базируется на комплексном подходе, предполагающем рассмотрение социального предпринимательства как сложного и многогранного явления. Для более глубокого понимания контекста социальной предпринимательской деятельности задействован институциональный подход. Выявление отличительных особенностей и проблем развития СП потребовало использования методов систематического сравнения, типологического и нормативного анализа.
Эмпирической базой исследования послужили успешные российские практики предпринимательства в социальной сфере, а также зарубежный опыт развития социального предпринимательства, в том числе в странах, входящих в состав ЕАЭС и СНГ.
Результаты исследования и их обсуждение
Социальное предпринимательство как вид экономической деятельности способствует повышению социальной и экономической эффективности за счёт вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых материальных (таких как отходы производства) и нематериальных (потенциал социально уязвимых групп населения, общественное доверие) ресурсов. Концепция социального предпринимательства предполагает, что социально уязвимые группы не являются бременем или проблемой, а служат источником новых предпринимательских и потребительских возможностей. Вовлечение этих групп в экономическую деятельность способствует расширению рынка и созданию дополнительных перспектив для развития бизнеса. В таблице 1 представлены результаты анализа репрезентативного ряда теоретических источников по проблеме социального предпринимательства.
Таким образом основной целью социально ориентированной предпринимательской деятельности является решение социальных проблем, а средством – обеспечение финансовой устойчивости бизнеса. Отличительные особенности социальной деятельности на основе бизнес-моделей показаны в таблице 2.
Таблица 1
Авторские акценты в трактовке понятия «социальное предпринимательство»
Автор |
Аспекты социального предпринимательства |
Сущность СП |
|
Грегори Диз (Gregory Dees) |
Социальное предпринимательство – это гибрид коммерческих и некоммерческих моделей. Основная цель — решение социальных проблем, при этом устойчивость достигается через рыночные механизмы |
Мухаммад Юнус, основатель Grameen Bank |
Социальное предпринимательство направлено на создание решений для бедных через финансовые инструменты, такие как микрокредиты |
Алекс Николлс (Alex Nicholls) |
Использование предпринимательского подхода для достижения общественного блага придает этому виду деятельности инновационность |
Значение СП |
|
Джеффри Робинсон (Jeffrey Robinson) |
Социальные предприниматели действуют как агенты изменений, преодолевая системные барьеры и предлагая устойчивые модели улучшения качества жизни |
Оппозиция цели инструментария |
|
Джеффри Браддок (Jeffrey Bradach) |
Социальные предприятия балансируют между рентабельностью и социальной миссией |
Роль институциональной среды |
|
Майкл Портер и Марк Крамер (Michael Porter & Mark Kramer |
Социальное предпринимательство становится эффективным в среде, где государственные и частные институты взаимодействуют для создания ценности |
Примечание: составлено на основе [1; 9-12].
Таблица 2
Отличительные особенности социального предпринимательства
Особенности |
Характеристика |
Социальная миссия |
В основе каждого социального предприятия лежит конкретная социальная проблема, которую оно стремится решить. Это может быть, например, создание рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, развитие экологически чистых технологий или поддержка образования в отдаленных регионах |
Императив финансовой устойчивости |
Несмотря на социальную направленность, социальные предприятия должны быть экономически устойчивыми. Они генерируют доход, который позволяет им продолжать свою деятельность и перманентно решать социальные проблемы |
Инновационность |
Социальные предприниматели часто используют инновационные технологии и решения для достижения своих целей. Они могут разрабатывать новые продукты или услуги, применять современные технологии или создавать уникальные бизнес-модели |
Партнерство |
Социальные предприятия активно сотрудничают с государственными органами, некоммерческими организациями, бизнесом и местными сообществами. Партнерство позволяет им объединять ресурсы и усиливать свое воздействие |
Примечание: составлено авторами.
Одним из открытых вопросов остается статус социального предпринимательства как особого вида общественной и экономической деятельности наряду с другими видами социально направленной активности.
Социальный бизнес – это инициатива, основанная на принципах самоокупаемости и финансовой устойчивости. Основное различие между коммерческим предпринимательством и социальным заключается в ценностной ориентации. Первое нацелено на извлечение финансовой выгоды, мотив второго состоит в служении уязвимой группе населения, которая не обладает необходимыми финансовыми средствами или инициативой, чтобы собственными силами добиваться положительных изменений. Это не исключает возможности получения прибыли за счет использования социальных и экономических инноваций в процессе генерации социального блага (продукта/услуги).
Рис. 1. Позиция СП между полюсами коммерческого предпринимательства и чистой благотворительности Источник: составлено авторами
Нередко смешивают феномены социального предпринимательства и социальной ответственности крупного бизнеса. Однако если последний как правило направлен на узкую целевую группу, то социальное предпринимательство ориентировано на решение значимых общественных задач для широкого круга лиц.
Отличие социально ориентированной предпринимательской деятельности от чистой благотворительности и некоммерческой социальной деятельности, с одной стороны, и от традиционного предпринимательства и социальной ответственности бизнеса – с другой, отражено на рисунке 1.
На долю социального предпринимательства приходится решение задач, за которые не берутся другие экономические агенты из-за малой рентабельности подобной деятельности. Создавая рабочие места, предоставляя нетрадиционные услуги, СП способно смягчать общественную напряженность и выступать эффективным способом разрешения таких противоречий, как социальное расслоение, чрезмерный разрыв в уровне доходов, неполная занятость, бюджетные рестрикции на образование и здравоохранение.
В национальных законодательствах критерии разграничения социального и традиционного предпринимательства имеют различия. Например, в Италии предприятие признаётся социальным, если не менее 30% его участников относятся к категории социально незащищённых граждан. В России доля таких работников в общей численности должна составлять не менее 50%, а в фонде оплаты труда – не менее 25%. Различаются и приоритеты социальной предпринимательской деятельности, несмотря на общность целей. Так, в Италии основное внимание уделяется трудоустройству социально уязвимых работников, в то время как в Великобритании акцент делается на рыночных показателях эффективности деятельности социальных предприятий (50% дохода которых должно быть получено от коммерческой деятельности) [13, p. 26–27, 34–35].
Осмысление практики социального бизнеса позволяет выделить четыре его основных проявления (рис. 2).
Развитие социальной деятельности на основе бизнес-моделей зависит от характеристик институциональной среды, которая формируется совокупностью действующих в определенной социально-экономической системе институтов (формальных и неформальных), а также механизмами регулирования и поддержки предпринимательской деятельности со стороны органов государственной власти.
Среди институтов, составляющих институциональное окружение рассматриваемой деятельности выделяют [14]: предписывающие институты (нормы, регулирующие и ограничивающие предпринимательское поведение и зафиксированные в нормативно-правовых актах); формирующие благоприятную среду предпринимательской деятельности институты поддержки (институты развития, кредитования, образования и пр.); неформальные институты (культурные нормы и ценности, определяющие модели поведения и социального взаимодействия).
Институциональная поддержка социальной предпринимательской деятельности охватывает следующие ключевые направления: совершенствование нормативной базы социальной деятельности; развитие механизмов доступа социальных предприятий к финансированию, в том числе к грантовой поддержке социальных проектов; вовлечение банковской системы как финансового посредника в систему поддержки социальных предприятий; формирование структур, помогающих социальным предпринимателям, инвесторам и заказчикам социальных благ находить друг друга, а также содействующих в заключении договоров государственно-частного партнерства; создание платформ для обмена информацией и опытом между социальными предпринимателями, социальными инвесторами; установление стандартов условий труда работников социальных предприятий как важнейшего критерия при заключении контрактов на государственные закупки; создание национальных профессиональных ассоциаций социальных предпринимателей; расширение спектра учреждений и организаций, способствующих развитию образования и обучения в сфере социального предпринимательства.
Рис. 2. Практические аспекты социально ориентированного предпринимательства Источник: составлено авторами
В Республике Таджикистан социальное предпринимательство является относительно новым, но стремительно развивающимся направлением. Оно приобретает все большую актуальность в связи с не снижающейся остротой проблемы занятости (несмотря на стабильно положительную динамику ВВП), а также растущими социальными потребностями и желанием обеспечить более устойчивое будущее.
В последнее время в Таджикистане предпринимаются активные шаги в области институционализации и развития СП. В Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 г. (далее Стратегия) социальное предпринимательство рассматривается как способ обеспечения уязвимых групп населения (включая молодежь, женщин и лиц с инвалидностью) продуктивной занятостью. В связи с этим Стратегия предусматривает создание соответствующего пакета стимулов и возможностей, а также разработку мер поддержки малого и среднего предпринимательства [15]. 13 ноября 2024 года был принят, а 2 января 2025 года введен в действие Закон Республики Таджикистан «О социальном предпринимательстве» [16]. Данный закон входит в систему нормативного обеспечения реализации Национальной стратегии в части поддержки социального предпринимательства.
Становление института социального предпринимательства в Республике Таджикистан осуществляется в различных формах и охватывает сферы оказания социальных услуг, культуры и народных ремесел, образования и здравоохранения. Кроме того, накоплен определенный положительный опыт деятельности общественных объединений и органов общественного самоуправления, который тесно связан с предпринимательством в социальной сфере.
Наряду с законодательным закреплением понятия социального предпринимательства принят ряд мер, направленных на повышение возможностей доступа социальных предприятий к рынку социальных услуг, идет создание поддерживающей инфраструктуры и программ обучения социальному предпринимательству, а также его популяризация среди населения.
Однако по-прежнему остается нерешенным целый ряд проблем, среди которых: неразвитость механизмов инвестирования, формальные и бюрократические барьеры, невысокое доверие населения и др. (рис. 3).
Рис. 3. Основные проблемы, сдерживающие развитие СП в Республике Таджикистан Источник: составлено авторами
Решение этих вопросов поможет устранить большое количество социальных проблем населения на местах. При этом следует учитывать различный экономический потенциал и неравномерное развитие регионов Таджикистана. В соответствии с этим на отстающих территориях, где у населения наиболее развита потребность в решении назревших социальных проблем, следует задействовать дополнительные меры стимулирования социальной предпринимательской деятельности.
Заключение
Социальное предпринимательство является важным феноменом, помогающим преодолевать социальные недуги и повышать качество жизни общества. Благодаря своим характеристикам (четко выраженная социальная миссия, опора на финансовую стабильность, использование инновационных методов и активное сотрудничество с различными секторами общества) социальное предпринимательство обладает потенциалом для успешного решения множества социально-экономических задач, которые рассматриваются как обременительные другими хозяйствующими субъектами.
Социальное предпринимательство отличается от традиционного своей изначальной направленностью на разрешение общественных противоречий. Его концепция исходит из того, что с социально незащищенными группами населения связан скрытый потенциал новых предпринимательских и потребительских возможностей. Вовлечение этих групп в экономическую деятельность способствует расширению рынка и открывает дополнительные перспективы для развития бизнеса.
Социальная деятельность на основе бизнес-моделей требует наличия соответствующей институциональной среды, которая включает в себя формальные и неформальные институты, механизмы государственного регулирования и поддержки предпринимательства.
В Республике Таджикистан социальная деятельность, осуществляемая на предпринимательской основе, в настоящее время находится в процессе институционального оформления. Она обладает значительным потенциалом, реализация которого не только поможет сгладить социальные разрывы, но и будет способствовать созданию новых рабочих мест и формированию базы сбалансированного развития. Для этого, наряду с совершенствованием законодательного регулирования, необходимо формирование инфраструктуры поддержки, включающей: грантовое сопровождение реализации социальных проектов; предоставление финансовой поддержки предпринимательской активности социальной направленности из государственных целевых фондов; материальное обеспечение социального бизнеса, в том числе путем передачи в аренду на льготных условиях государственного и коммунального имущества; предоставление бесплатных консультаций, методической и информационной поддержки; организацию профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации работников социальных предприятий. В случае реализации этих и других мер у Таджикистана появится реальная возможность стать страной, где социальное предпринимательство явится движущей силой позитивных перемен.