Введение
Усложнение взаимоотношений с развитыми странами Европы и Америки выступило причиной усиления такой внешнеполитической стратегии РФ как – «Поворот на восток». Уже с 2015 г. во Владивостоке ежегодно проводится Восточный экономический форум с целью содействия ускоренному развитию экономики Дальнего Востока и расширения международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе [6]. В выступлении на Восточном экономическом форуме в 2024 г. Президент России В.В. Путин подчеркнул, что развитие Дальнего Востока определено как национальный приоритет на весь XXI век и от того, как будет развиваться Дальний Восток, во многом зависит и будущее страны [7]. В связи с этой тенденцией возрастает значение территорий Дальневосточного федерального округа, граничащих с такими важными государствами, как Китай, Корея, Казахстан и др.
Целью исследования статьи является изучение проблем внешнеэкономических связей регионов Дальневосточного ФО с ближайшими зарубежными партнерами.
Материал и методы исследования
Разработка материалов исследования внешнеэкономических связей Дальневосточного ФО базировалась на опубликованных материалах научных статей, а также на данных статистических сайтов.
Результаты исследования и их обсуждение
Основным партером внешнеторговых и других связей с регионами Дальнего Востока в настоящей экономической обстановке выступает Китайская Народная республика. На протяжении многих лет, если не десятилетий, российские и китайские эксперты рассуждали о том, что сотрудничество наших приграничных регионов может (и должно) стать стержнем укрепления связей России и Китая в целом.
Многие работы российских ученых посвящены исследованию отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в различных сферах. Академик Минакир П.А. уже долгое время изучает проблемы долгосрочного экономического развития регионов Дальнего Востока, в том числе и внешнеэкономических связей с КНР, в частности в монографии «Исследование проблем международных экономических взаимодействий: глобальные, национальные, региональные аспекты» [1, с. 8-11]. Достаточно многие исследования Д. Изотова, посвящены тенденции «поворота на восток» и теоретическим аспекты внешней торговли с Китаем и способы повышения ее эффективности [3]. Т. Басилашвили и П. Барановская рассматривают сотрудничество регионов Дальнего Востока стран в области энергоресурсов [10]. Л. Вардовский отмечает необходимость совместной работы России и стран региона над укреплением глобальной и региональной безопасности в Азии [4].
Наиболее перспективными внешнеторговыми отношениями в приграничных регионах в настоящее время являются отношения с Китаем всех российских регионов, а особенно на приграничных территориях.
Анализ таблицы 1 свидетелствует о значительном росте общего внешнеторгового оборота России с Китаем ( на 35,3 % в 2021 г. и на 29% в 2022 году). Особенно быстро рос экспорт (на 43% в 2022 году по сравнению с 2021 годом или на 46 млрд доларов).
Если проанализировать место КНР в общем внешнеторговом обороте России, то результаты будут еще более впечатляющими. Доля Китая в оьщем внешнеторговом обороте РФ возросла с 2010 по 2023 год с 9,5 до 33 %, в общем экспорте России с 5,1 до 28 %, в общем импорте Росии с 17 до 39 %.
Далее рассмотрим результаты стратегического партнерства приграничных территорий Дальневосточного региона с Китаем в 2021 году.
Данные таблицы 2 показывают, что Китай занимает практически полный объем экспорта и импорта в объеме внешней торговли Забайкальского края и Еврейской автономной области (более 90%), около половины внешнеторгового оборота Приморского края и Амурской области, от 23 до 48 % экспорта и импорта в Хабаровском крае и республике Алтай.
Впечатляющими результатами приграничного российско-китайского сотрудничества является то, что товарооборот на приграничных территориях Дальневосточного Федерального округа в 2021 г. составил более 7 млрд долл., что составляет 6–7% от совокупного российско-китайского товарооборота [9].
Таблица 1
Динамика товарооборота между Россией и Китаем за 2020-2022 гг.
Показатели |
2020 |
2021 |
2022 |
Товарооборот,млрд долл. США |
36,7 |
140,7 |
190,2 |
Темп роста товарооборота, % |
- |
135,3 |
129,0 |
Экспорт из России в Китай, млрд долл. США |
18,96 |
68,03 |
114,1 |
Темп роста экспорта, % |
- |
138,7 |
143,4 |
Импорт в Россию из Китая, млрд долл. США |
17,77 |
72,68 |
76,1 |
Темп роста импорта, % |
- |
132,9 |
112,8 |
Источник: составлено автором по данным ФТС [8].
Доля Китая во внешнеторговом обороте России в 2010-2023 гг. Источник: составлено по данным статьи [9]
Таблица 2
Стратегическое партнерство во внешней торговле в 2021 году регионов Российской Федерации, имеющих общую границу с Китаем
Приграничный регион/ сопредельное государство |
Стратегические партнеры по экспорту |
Стратегические пратнеры по импорту |
Забайкальский край / Китай, Монголия |
Китай – 95,9% |
Китай – 69,2 % |
Приморский край / Китай, КНДР, Япония |
Китай – 45,5 % Республика Корея – 28,8% Япония – 9,5% |
Китай – 56,2% Япония – 18,7 % Республика Корея – 9,6% |
Хабаровский край / Китай |
Китай – 38,7% Кахахстан – 24,1% Республика Корея – 21 % |
Казахстан – 44,5% Китай – 28,6% Республика Корея – 5,1 % |
Амурская область / Китай |
Китай – 53,4% |
Китай – 73,7% |
Еврейская автономная область / Китай |
Китай – 91,7% |
Китай – 94,6% |
Республика Алтай / Казахстан, Китай, Монголия |
Казахстан – 55,2% Республика Корея – 21,3% Китай – 1,1% |
Китай – 23,6% Монголия – 7,2% |
Источник: составлено автором по данным главы монографии [2, с. 81-93].
Рассматривая структуру экспорта приграничных регионов в Китай можно отметить, что большой удельный вес приходится на сырьевые товары – лесоматериалы, древесина, медная руда, энергоресурсы, уголь, нефть и т.д. В импортных поставках из Китая преобладают товары высокотехнологичного производства, такие как транспортные средства электронные товары, различное оборудование, обувь и одежда и т.д.
Перспективными направлениями российско-китайского экономического сотрудничества являются проекты создания современной логистической инфраструктуры. Например, интересный и высокоэффективный проект строительства современной автомагистрали и скоростной железной дороги между китайским Хуньчунем, расположенным на востоке провинции Цзилинь, и Владивостоком, который начал обсуждаться с 2015 годам. Расстояние между двумя городами составляет более 180 км, время поездки на автотранспорте – 5–6 часов. Если этот проект будет реализован время в пути между населенными пунктами будет значительно сокращено, а новая скоростная железная дорога станет частью международного транспортного коридора «Приморье-2» [11].
Уже реализован важный для Дальнего Востока проект по строительству автомобильного моста из Благовещенска Амурской области в китайский Хэйхэ, соединивший два берега реки Амур. Введение в эксплуатацию этого моста позволило увеличить товарооборот между Россией и Китаем до 1 млн тонн грузов ежегодно [12]. Функционирование моста также повышает конкурентоспособность ближайших территорий в развитии бизнеса, делая их потенциальными зонами международного экономического сотрудничества.
Одним из положительных примеров приграничного сотрудничества с китайскими партнерами является Амурская область, расположение которой на границе с КНР позволяет развивать и укреплять экономические отношения, в частности двусторонний товарооборот. Анализ данных рисунка 1 позволяет сделать вывод о том, что больше всего товаров в регион экспортировал Китай, причем удельный вес КНР растет и в экспорте внешнеторгового оборота Амурской области [5].
Рассматривая итоги приграничного сотрудничеств регионов России и Казахстана, можно отметить, что наиболее тесно Восточный Казахстан взаимодействует с Алтайским краем, Республикой Алтай, Новосибирской и Томской областями. При этом валовый региональный продукт (ВРП)приграничных регионов Казахстана составляет 40% валового внутреннего продукта (ВВП) Республики Казахстан, а ВРП приграничных регионов России – 15% ВВП Российской Федерации. Общий товарооборот с приграничными регионами РФ с Казахстаном составляет более 70% внешнеторгового оборота РФ и Казахстана в 2021 году [13]. В Восточно-Казахстанской области (ВКО) с участием российского капитала работает 652 предприятия, доля товаров российского производства в общем товарообороте ВКО занимает 35%, оборот взаимной торговли составляет порядка 1 млрд долларов. Особое место среди форм приграничного сотрудничества занимают ежегодные форумы межрегионального сотрудничества Казахстана и России. Так, в ноябре 2023 г. на последнем XIX Форуме, посвященном сельскому хозяйству, состоялась встреча акима ВКО Е.Б. Кошербаева и губернатора Алтайского края В.П. Томенко, на которой обсуждалось вопросы реализация совместных проектов в сфере сельского хозяйства, сотрудничества между промышленными предприятиями, реализации культурно-гуманитарных инициатив [13].
Выводы
Современные проблемы развития внешнеэкономических связей регионов России, связанные с введением ограничений и санкционных режимов с большинством стран ЕС и Северной Америки, потребовали переориентации основных направлений внешней торговли на азиатские и африканские страны, главным образом, на торговлю с КНР. В связи с этим внешнеэкономичесике связи регионов Дальневосточного ФО в современной экономике должны следовать по следующим направлениям:
− внедрение новых инвестиционных проектов, касающихся усиления логистических, производственных, торговых и других связей с ближайшими приграничными странами (таких как мосты, железные и автомобильные дороги, совместные предприятия, торговые ярмарки и т.п.);
− активное влияние федеральных органов на ускоренное развитие регионов, входящих в Дальневосточный ФО, таких как Приморский, Хабаровский и Забайкальский край, Амурская и Сахалинская область)
− регулярное проведение Восточных экономических форумов с участием первых лиц государств, способствующих укреплению внешнеэкономических связей с ближайшими приграничными государствами и т.д.
– установление более широкого круга налоговых, таможенных, инвестиционных и других видов льгот для регионов, находящихся на Дальнем Востоке.
Однако при развитии этих направлений Россия должна учитывать свои риски по увеличению поставок сырьевых товаров (таких как лес и топливные ресурсы и пр.), а регионы Дальневосточного ФО должна направить большую часть своих свободных капиталов на участие в крупных инвестиционных проектах в АТР.