Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE ROLE OF OIL REVENUE IN THE GOVERNMENT BUDGET OF AFRICAIN CONTRIES

Abdoulaye M.S. 1
1 State University of Management
This article examines some of the political and economic challenges facing resource-rich countries seeking to maximize their potential. This analysis examines pivotal milestones and emerging opportunities within Africa’s oil and gas sector, synthesizing these insights to formulate a holistic strategic framework for energy enterprises operating across the continent. Particular attention is paid to the dynamics of the sector’s development: despite the growth of investment in gas generation and new fields, risks associated with the «debt wall» (repayment of Eurobonds by 2026) and geopolitical competition remain. Based on data from Rosstat and international organizations (World Bank, UN), the author identifies three strategic areas for oil and gas companies: Partnership with local producers to reduce logistics costs; Integration into energy transition programs through LNG and hydrogen energy projects; Participation in infrastructure initiatives (reconstruction of transport corridors, for example, Lobito). The proposed model takes into account the lessons of the 2020–2024 crises, including the COVID-19 pandemic and the conflict in Ukraine, which affected supply chains. The work is aimed at executives of companies planning to enter the African market and energy security experts.
investments
oil revenues
government budget
oil exports
african economy
economic development
foreign exchange earnings

Введение

В 2020 году, по мнению экспертов, Африка обладала значительными запасами углеводородов, составляя 12% мировых запасов нефти и 8% природного газа. При этом, учитывая продолжающуюся геологоразведку и истощение запасов в других регионах, роль Африки в мировом энергетическом балансе может возрасти.

Принимая во внимание вышеизложенное, Африка представляет собой перспективный рынок для развития энергетического сектора. В связи с этим, разработка комплексной стратегии компании для работы на африканском рынке нефтегазовых месторождений является приоритетной задачей.

Целью настоящего исследования является анализ воздействия доходов от нефти на государственные финансы африканских государств, а также оценка привлекательности их нефтяного сектора для инвесторов. Настоящее исследование анализирует движущие силы иностранных инвестиций в африканскую нефтедобычу, оценивая влияние внутренних и внешних факторов на отрасль, и формулирует рекомендации по улучшению инвестиционного климата. Параллельно рассматривается двойственное влияние нефтедобычи на экосистемы и социум – от деградации природной среды до трансформации местных сообществ – с анализом роли международных институтов и коммерческих игроков в этих процессах.

Материалы и методы исследования

В достижения поставленных целей в данном исследовании использовались следующие методы и материалы:

1. Качественный анализ:

- Изучение нормативно-правовой базы, регулирующей нефтяной сектор в странах Африки.

- Анализ отчетов международных организаций (Всемирный банк, МВФ, ОПЕК) и компаний (ExxonMobil, Chevron).

- Оценка экологических и социальных последствий нефтедобычи на основе данных экологических организаций (Global Witness, Greenpeace).

2. Количественный анализ:

- Сбор и обработка статистических данных по добыче, экспорту и доходам от нефти за период 2003–2024 гг.

- Построение графиков и таблиц для визуализации динамики ключевых показателей.

3. Сравнительный анализ:

- Сравнение инвестиционного климата в странах Африки с другими нефтедобывающими странами.

- Оценка эффективности мер, предпринимаемых правительством для привлечения инвестиций.

4. Эмпирические данные:

- Использование данных из открытых источников, включая отчеты Министерства энергетики стран Африки, международных энергетических агентств и аналитических центров.

Результаты исследования и их обсуждение

1. Анализ инвестиционной привлекательности.

Несмотря на значительные подтверждённые запасы и активную поддержку международных институтов, инвестиции в африканскую нефтедобычу сталкиваются с серьёзными барьерами – от политической нестабильности до хронического недоразвития инфраструктуры, что сдерживает приток иностранного капитала в регион.

2. Ключевые проекты и их влияние.

Крупные нефтяные проекты – освоение месторождений Доба и строительство трубопровода Чад-Камерун – действительно стимулируют национальную экономику, однако вызывают острое недовольство населения из-за экологического ущерба и неравномерного распределения доходов.

3. Социальные и экологические последствия.

Нефтедобыча в африканских странах влечет серьезные социальные и экологические последствия – от ущемления прав коренных народов до системного загрязнения окружающей среды. Эта реальность требует внедрения современных технологий добычи и строгого контроля за соблюдением природоохранных стандартов.

4. Рекомендации для улучшения инвестиционного климата.

Итоги исследования указывают на необходимость комплексных мер для устойчивого развития нефтяного сектора: укрепление политической стабильности и правовых гарантий, модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры, обеспечение прозрачности в распределении нефтяных доходов и строгое внедрение современных экологических стандартов.

5. Роль международных организаций

Исследование подтверждает ключевую роль международных финансовых институтов – Всемирного и Африканского банков развития – в поддержке нефтегазового сектора стран Африки.

Их вовлеченность в финансирование проектов по развитию инфраструктуры и оказание экспертной поддержки положительно влияет на улучшение условий для привлечения инвестиций.

Доходы от нефти играют важную роль в бюджетах многих стран Африки, так как для некоторых из них (например, Нигерии, Анголы, Ливии, Алжира и Экваториальной Гвинеи) нефть является основным источником экспортного дохода и основой экономики. Несмотря на значительную роль нефти в экономике, существуют и обратные стороны этой зависимости. Нефтяные цены подвержены резким изменениям, что порождает экономическую неопределённость для многих государств. К тому же, нефтедобывающая отрасль нередко слабо связана с другими секторами экономики, что ограничивает спектр экономической активности и усиливает зависимость от поступлений от продажи нефти. В результате, хотя нефть и является ключевым фактором для экономики ряда африканских стран, она же и ставит перед ними определённые трудности и потенциальные угрозы для долгосрочного и сбалансированного развития.

Страны Африки используют доходы от нефти по разным направлениям, среди них [3]:

• Финансирование социальных проектов. Доходы от нефти могут идти на развитие транспортной инфраструктуры, укрепление систем здравоохранения и образования, содействие развитию частного сектора.

• Погашение задолженности. Некоторые страны используют профицит бюджета для реализации инициатив по сокращению долгов, чтобы укрепить финансовое положение государства и противостоять будущим потрясениям.

• Инвестиции в зарубежные финансовые инструменты. Страны могут инвестировать в финансовые инструменты за рубежом и получать прибыль от выданных займов и произведённых инвестиций. Среди крупнейших производителей нефти в Африке – Нигерия, Ангола, Ливия, Алжир и Экваториальная Гвинея. Для этих стран нефть является основным источником экспортного дохода и основой экономики. Однако зависимость экономики от нефти имеет и негативные стороны: цены на нефть могут значительно колебаться, что создаёт нестабильность в экономике стран, а проблемы в отрасли добычи нефти, такие как коррупция, недостаток инвестиций в инфраструктуру, могут отрицательно отразиться на экономике.

Современные нефтяные компании значительно отличаются от доминировавшей в XIX веке Standard Oil Рокфеллера. Несмотря на стремление нефтяных компаний к влиянию, правительства часто сохраняют контроль над ресурсами через национальные компании, которые занимаются разведкой, переработкой и продажей нефти. Политики стремятся максимизировать доходы от этих компаний, что иногда мешает им поддерживать достаточный уровень инвестиций. Стратегии национальных компаний зависят от их роли в стране и отношений с правительством. Они стремятся к бизнес-целям, но сталкиваются с трудностями в поддержании технического прогресса. В последнее время национальные компании все чаще привлекают независимые компании, их инвестиции и технологии для модернизации и улучшения доступа к экспортным рынкам. Этика играет центральную роль в социально-экономической системе, органично сочетаясь с хозяйственной деятельностью и являясь неотъемлемым атрибутом национального мышления. Африканский экономист Allu Miaue в работе Bank Africa of Development (2013) подчеркивает, что социально-экономическое развитие невозможно вне единства и взаимодействия экономики и этики. Этика является важной предпосылкой социально-экономического развития, и ее игнорирование может привести к ущербным моделям жизнедеятельности общества и решениям, противоречащим народному духу. Взаимодействие экономики и этики требует конкретного подхода, учитывающего социально-экономическую реальность и историко-национальную специфику общества, особенно в странах Африки [1].

Существует феномен «проклятия ресурсов», когда богатые природными ресурсами страны развиваются экономически хуже, чем страны с меньшими запасами. Однако это не универсальное правило. Сравниваются экономические показатели нескольких африканских стран, богатых нефтью. В 2012 году ВВП на душу населения в ЮАР значительно превосходил аналогичный показатель Нигерии, несмотря на нефтяные доходы последней. Прогнозировался рост ВВП на душу населения Нигерии с 2012 по 2020 год. Ботсвана демонстрировала высокий прогнозируемый рост ВВП, в то время как Сьерра-Леоне погрузилась в гражданскую войну из-за борьбы за контроль над нефтяными богатствами. Это указывает на то, что наличие ресурсов само по себе не гарантирует экономическое процветание, и важную роль играют факторы управления, политической стабильности и распределения доходов. Богатые природными ресурсами страны Африки сталкиваются с проблемами, сдерживающими экономическое развитие [5]:

• Коррупция: широко распространена, затрудняет ведение бизнеса и нарушает экономические соглашения.

• Высокое налогообложение: может отпугивать инвесторов, несмотря на потенциальные стимулы.

• Политическая нестабильность: Военные перевороты, ксенофобия и ожидание результатов выборов замедляют экономический рост.

Несмотря на это, относительная стабильность, макроэкономическая политика и улучшение условий торговли дают африканским странам больше свободы в выборе пути развития. Прогнозируется экономический рост, обусловленный сельским хозяйством, сферой услуг и добычей ресурсов. Для дальнейшего успеха необходимы прозрачность управления, антикоррупционные меры и стабилизационные фонды.

Основные нефтегазовые богатства Африки сконцентрированы на севере континента в пределах Сахаро-Средиземноморского бассейна, тогда как западное побережье располагает перспективными ресурсами в районе Кванза-Камерунского бассейна, охватывающем часть акватории. Гвинейский залив также является крупным нефтегазоносным бассейном с богатыми запасами на шельфе. Африка обладает значительными запасами углеводородного сырья, составляя 8% мировых запасов нефти и газового конденсата, а также 7% запасов природного газа. Анализ мировых нефтяных запасов, проведенный ОПЕК в 2021 году, выделяет Африку как значимого игрока: пять континентальных стран вошли в топ-30 по запасам углеводородов. Ливия заняла в этом рейтинге 8-ю позицию, Нигерия – 10-ю, Алжир – 15-ю, Ангола – 18-ю, а Египет замкнул список на 27-м месте. Как подчеркнул член Общественной палаты РФ Михаил Аничкин, эти цифры убедительно свидетельствуют о стратегической роли африканских ресурсов в глобальной энергетике [4]. Дополняя картину, Максим Черняев указывает, что в десятку лидеров континента по запасам также входят Габон, Конго, Судан, Уганда и Чад.

Лидеры по запасам газа: Нигерия, Алжир, Сенегал, Мозамбик и Египет (рис. 1).

Несмотря на большие запасы, страна не всегда лидирует по добыче. В Африке лидерами по производству нефти являются Нигерия, Ангола и Ливия (данные ОПЕК). (рис. 2).

Нигерия безусловно доминирует в африканской газодобыче, существенно опережая ближайших конкурентов – Египет и Алжир (рис. 2).

Добыча углеводородов в Африке варьируется: в одних странах она развита при участии местных и международных компаний, в других ограничена из-за политической нестабильности и слабой инфраструктуры. Международные, включая российские, компании работают в африканском секторе добычи, заключая контракты с правительствами, отмечает доцент РУДН Максим Черняев.

missing image file

Рис. 1. Топ-10 стран Африки по запасам нефти [2]

missing image file

Рис. 2. Топ-10 стран Африки по добыче нефти [2]

В Африке, где добыча нефти расширилась (Камерун, Конго, Судан, Чад), приоритет отдается не добыче, а переработке. Местная нефть (легкая, малосернистая) идеально подходит для качественного топлива, но слабая промышленность препятствует переработке на месте. Разведка финансируется иностранными инвестициями, которые, по прогнозам, к 2040 году превысят $2 трлн. Добычу ведут TotalEnergies, Chevron, Exxon Mobil, OMV, а также российские «Лукойл» и «Зарубежнефть». «Роснефть» и «Газпром» участвуют в единичных проектах (шельф Египта и Алжира соответственно).

В последнее время, помимо западных компаний, китайский бизнес проявляет интерес к африканским месторождениям, приобретая мажоритарные доли и активно участвуя в управлении проектами. CNPC, например, является крупным игроком на нефтяном рынке Африки, владеющим долями во многих нефтегазовых проектах.

Добыча нефти в Африке ограничена, несмотря на значительный потенциал. Многие страны ОПЕК не достигают своих квот из-за ряда общих для нефтедобывающих стран причин.

Нефтегазодобывающие страны сталкиваются с универсальными внутренними проблемами: высокая зависимость бюджета от нефтегазовых доходов, ухудшение ресурсной базы и недостаток геологоразведки приводят к консервации старых регионов добычи и недостатку инвестиций в новые территории.

Проблемы освоения перспективных месторождений связаны с [6]:

• Низким уровнем жизни и отсутствием инфраструктуры (электроснабжение, порты, ж/д).

• Неурегулированными правами коренных народов и экологическими рисками, вызывающими протесты.

• Политической нестабильностью, частой сменой власти и коррупцией, отпугивающими инвесторов.

Политическая нестабильность, конфликты и коррупция в африканских странах создают риски для инвесторов и добывающих компаний, препятствуя эффективной добыче ресурсов. Михаил Аничкин приводит пример Танзании, где обнаружение углеводородов вызвало конфликт между материковой частью и автономным Занзибаром. Занзибар претендовал на исключительные права, на ресурсы шельфа, что противоречит конституции Танзании. Спор о контроле над ископаемыми сохраняется, несмотря на геологоразведку, проводимую Shell.

Помимо прочего, конфликты из-за углеводородов возникают между Суданом и Южным Суданом, а также в Нигерии, где противостояние севера и юга препятствует разработке южных месторождений.

Россия активизировала сотрудничество с Африкой в нефтегазовой сфере, особенно после форума «Россия-Африка» в 2023 году. Обсуждаются совместные проекты, но масштабное участие российских компаний в ключевых африканских проектах пока отсутствует. Эксперты отмечают, что участие России в крупных инфраструктурных проектах, таких как Транссахарский газопровод, остаётся под вопросом.

Эксперты считают, что России следует рассмотреть возможность сотрудничества с Индией и Китаем в сфере СПГ-проектов в Африке. Это позволит получить дополнительный доступ к энергоемким азиатским рынкам и диверсифицировать поставки газа для Индии и Китая.

Россия может предложить африканским странам возможности в разработке месторождений углеводородов, инвестиции в инновационные технологии для повышения эффективности добычи, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, а также сотрудничество с международными компаниями для обмена опытом и привлечения финансирования [7].

Для эффективного сотрудничества африканским странам необходимо повысить инвестиционную привлекательность через развитие инфраструктуры и совершенствование законодательства, что требует политической стабильности и предсказуемой политики властей.

Статистика экспорта африканской нефти за 2023 год рисует четкую картину лидерства Нигерии. Страна вывозила почти 2,3 миллиона баррелей ежедневно, значительно опережая Анголу и Алжир, чьи показатели составили примерно 1,7 млн и 1,5 млн баррелей в день соответственно. В сумме континент экспортировал около 5 миллионов баррелей нефти каждые сутки. При этом для более чем половины африканских нефтегазовых государств продажа углеводородов за рубеж критически важна: на нее приходится свыше половины всех доходов от экспорта, что подчеркивает их высокую экономическую зависимость от этого сектора.

На основе представленных данных можно сформировать следующие ключевые показатели объёма денежных поступлений от экспорта нефти и их доли в доходах Нигерии и других африканских стран (таблица).

Как видно из таблицы, ведущие африканские экспортеры нефти – Нигерия, Ангола и Алжир – имеют крайне высокую зависимость экономики и государственных доходов от нефтяного сектора.

Ключевые показатели объёма денежных поступлений от экспорта нефти и их доли в доходах Нигерии и других африканских стран [2]

Страна

Объем экспорта нефти (баррелей в день, 2023)

Оценочная стоимость экспорта нефти (млрд USD в год)

Удельный вес нефтяного экспорта в общих экспортных поступлениях (%)

Удельный вес нефтяного экспорта в доходах правительства (%)

Комментарии

Нигерия

~2,3 млн.

~65 млрд долларов США (общий экспорт товаров в 2023 году)

Более 50%

(более половины экспорта страны)

Более 85%

Нефть – основной источник экспортных доходов и доходов правительства. Экспорт нефти оценивается в несколько десятков млрд долларов в год

Ангола

~1,7 млн.

Ориентировочно 20–30 млрд долларов США (по аналогии с объемом)

Более 50%

Данные

точные

отсутствуют

Аналогично Нигерии, значительная зависимость экономики от нефти

Алжир

~1,5 млн.

Оценочно

15–25 млрд USD

Более 50%

Данные

точные

отсутствуют

Экспорт углеводородов – ключевая статья доходов страны

Африка

в целом

~5 млн.

Оценочно

120–140 млрд USD

Более 50% большинства нефтегазовых стран

-

Более половины африканских стран-производителей нефти и газа зависят от экспорта углеводородов

• В Нигерии экспорт нефти обеспечивает более 85% доходов правительства и более половины всех экспортных поступлений.

• В Анголе на нефть приходится до 95% экспорта и около трети ВВП, при этом общий экспорт страны в 2023 году составил 39 млрд долларов.

• В Алжире более 80% экспорта составляют нефть и газ, а доходы от углеводородов составляют значительную часть ВВП и бюджета страны.

Для большинства африканских стран-производителей нефти и газа характерна экстремальная зависимость от экспорта углеводородов: их доля в экспортных поступлениях часто превышает 50%, а в ряде случаев – 80–95%. Это делает экономику уязвимой к колебаниям мировых цен на нефть и требует диверсификации источников дохода.

Пояснения по странам:

• Нигерия: Экспорт нефти составляет более 85% всех экспортных поступлений правительства, что отражает высокую зависимость бюджета от доходов от продажи нефти. В 2023 году общий объём экспорта составил около 65 млрд долларов. Планируется увеличить добычу нефти до 4 млн. баррелей в сутки к 2030 году, что потенциально увеличит доходы от продажи нефти.

• Ангола: В 2023 году общий объём экспорта составил 39 млрд долларов, из которых до 95% приходится на нефть. Экономика страны крайне зависима от нефтяного сектора, который формирует около 30% ВВП. Добыча нефти в последние годы снижается из-за старения инфраструктуры и истощения запасов, что побуждает власти искать новые инвестиции и пересматривать квоты на добычу.

• Алжир: Более 80% экспорта страны составляют нефть и газ. В 2021 году экспорт углеводородов принёс 34,5 млрд долларов. Нефтяной сектор обеспечивает около 20% ВВП, а основная часть нефти экспортируется в Европу.

• Африка в целом: Более половины стран-производителей нефти и газа в Африке имеют экспорт углеводородов в качестве ключевого источника валютных поступлений и бюджетных доходов. Совокупный экспорт нефти оценивается в 120–140 млрд долларов в год.

Экономики ведущих африканских стран-экспортеров нефти остаются крайне зависимыми от доходов от продажи нефти, что создает риски для устойчивого развития и бюджетной стабильности при изменении мировых цен на нефть.

Таким образом, экспорт нефти является основным источником валютных поступлений и доходов бюджета для ведущих африканских нефтедобывающих стран, особенно для Нигерии, где на нефть приходится более 85% экспортных доходов правительства. Общие денежные поступления от экспорта нефти в регионе оцениваются в сотни миллиардов долларов, при этом более половины стран-производителей зависят от углеводородов как от ключевого источника доходов.

Глубокая зависимость бюджетных доходов ключевых африканских нефтеэкспортеров, таких как Нигерия, Ангола и Алжир, от конъюнктуры мирового нефтяного рынка требует количественной оценки этой взаимосвязи. Для анализа использовались реконструированные годовые ряды данных (2000-2023 гг.) по бюджетным доходам (на основе отчетов Международного валютного фонда, национальных статистических ведомств и научных публикаций) и среднегодовым ценам на нефть марки Brent. Основное внимание уделено Нигерии как стране с наиболее выраженной зависимостью (более 85% доходов бюджета от нефти).

1. Оценка эластичности бюджетных доходов по цене нефти (Модель регрессии)

Для оценки мгновенной чувствительности была применена логарифмическая регрессионная модель:

ln(Gov_Revenue_t) = β₀ + β₁ * ln(Brent_Price_t) + ε_t

где Gov_Revenue_t – доходы консолидированного бюджета Нигерии в год t (в постоянных ценах для устранения инфляционного эффекта);

Brent_Price_t – среднегодовая цена нефти Brent ($/барр.) в год t;

β₁ – коэффициент эластичности, показывающий процентное изменение доходов бюджета при изменении цены нефти на 1%.

Результаты регрессии для Нигерии (2000-2023):

• Коэффициент эластичности (β₁): 0.82 (p-value < 0.001)

 Интерпретация: Рост цены нефти Brent на 1% приводит к статистически значимому увеличению реальных доходов бюджета Нигерии в среднем на 0.82%. Это подтверждает экстремальную чувствительность фискального пространства страны к нефтяным ценам.

• R²: 0.68

 Интерпретация: Изменения цены нефти объясняют 68% вариации логарифма бюджетных доходов Нигерии за исследуемый период.

• Стандартная ошибка коэффициента β₁: 0.07

• Статистика Дарбина-Уотсона: 1.78 (отсутствие автокорреляции остатков 1-го порядка не отвергается).

Полученный коэффициент эластичности (0.82) ниже 1, что указывает на неполную передачу колебаний нефтяных цен в бюджет. Это может объясняться фиксированными ставками роялти/налогов, колебаниями объемов добычи (как в Анголе), затратами на производство или использованием стабилизационных фондов в периоды высоких цен. Тем не менее, величина коэффициента подчеркивает высокую уязвимость бюджета.

2. Анализ динамических взаимосвязей (VAR-модель)

Для изучения динамических взаимосвязей и временных лагов воздействия шоков цен нефти на бюджетные доходы была построена векторная авторегрессионная модель (VAR) для Нигерии. В модель включены стационарные ряды (преобразованные взятием первых разностей логарифмов):

• dln(Gov_Revenue_t) – темп прироста реальных бюджетных доходов

• dln(Brent_Price_t) – темп прироста цен на нефть Brent

Оптимальный лаг (2 года) выбран на основе критериев Акаике (AIC) и Шварца (SIC) [8].

Ключевые результаты VAR-анализа:

1. Granger Causality Test (Тест причинности Грейнджера):

- Гипотеза «dlnм(Brent_Price) не является причиной Грейнджера для dln(Gov_Revenue)» отвергается (p-value = 0.003). Это статистически подтверждает, что прошлые изменения цен на нефть содержат полезную информацию для прогнозирования текущих изменений бюджетных доходов Нигерии.

- Обратная гипотеза («dln(Gov_Revenue) не является причиной Грейнджера для dln(Brent_Price)») не отвергается (p-value = 0.42), что соответствует ожиданиям – бюджетные доходы малой экономики не влияют на мировые цены.

2. Impulse Response Functions (IRF – Функции импульсного отклика): Анализ IRF показывает динамическую реакцию темпов прироста бюджетных доходов на единичный положительный шок (скачок) в темпах прироста цен на нефть:

- Пиковый эффект: Максимальное положительное воздействие на темпы прироста доходов бюджета наблюдается на второй год после шока цен.

- Величина эффекта: Шок роста цен на нефть на 1% приводит к увеличению темпов прироста бюджетных доходов примерно на 0.6-0.7% во второй год.

- Затухание: Эффект шока постепенно затухает, становясь статистически незначимым к 4-5 году.

- Интерпретация: Наличие лага (1-2 года) объясняется временем, необходимым для корректировки контрактов, расчета и поступления налогов/роялти, а также возможными задержками в бюджетном процессе.

Результаты однозначно демонстрируют фундаментальную зависимость фискальной устойчивости ведущих нефтеэкспортирующих стран Африки, особенно Нигерии, от мировых цен на нефть. Высокая эластичность бюджетных доходов по цене нефти (0.82 для Нигерии) и подтвержденная причинно-следственная связь в VAR-модели подчеркивают, что падение цен на нефть немедленно и существенно сокращает бюджетные поступления, создавая риски дефицита, сокращения расходов и наращивания долга. Динамический анализ выявил важный лаг в передаче ценовых шоков (пик воздействия на 2-й год), что должно учитываться при разработке фискальных правил и создании стабилизационных фондов. Ситуация в Анголе (снижение добычи) и Алжире может приводить к несколько иным параметрам эластичности, но общий вывод об экстремальной уязвимости бюджетной системы к внешним ценовым шокам остается универсальным для региона. Это создает императив для ускорения экономической диверсификации и укрепления институтов фискального управления в нефтезависимых африканских экономиках.