Введение
Cтабильность государственных финансов на региональном уровне является основой социально-экономического развития региона. При многообразии субъектов РФ, актуальными являются исследования, направленные на расчет основных показателей, характеризующих государственный долг.
Теоретические аспекты государственного долга и его роль в экономике рассматривались Караваевой Н.М. [1], Казаковой М.В. [2]. Вопросам управления государственным долгом в регионе уделялось внимание в трудах Макейкиной С.М.[3], Вахрушева Д.С., Карпова Д.М. [4], Плохотникова Г.В.[5].
С точки зрения экономической безопасности региона государственный долг рассматривался в работах Тегетаевой О.Р., Туаевой Л.А., Кабисовой Л.Э. [6], Ермишиной О.Ф., Лариной А.С. [7].
Оценка влияния государственного долга субъектов РФ на региональную экономику проводилась в работах Матевосовой А.М. [8], Игониной Л.Л., Леоновой С.А. [9].
Вместе с тем, вопросы состояния государственного долга в регионах требуют дальнейшей научной и практической интерпретации.
Целью исследования является анализ состояния государственного долга Республики Мордовия и обоснование тенденций его развития.
Материал и методы исследования
Теоретической и методологической основой исследования послужили публикации отечественных ученых, посвященные вопросам состояния государственного долга и тенденциям его развития, публикации по исследуемой теме в периодических изданиях. При проведении исследования использовался метод системного подхода, корреляционно-регрессионный анализ с помощью кусочно-линейной модели.
Результаты исследования и их обсуждение
Изучение государственного долга региона является актуальным и определяется многими ключевыми аспектами, такими как фискальная устойчивость региона, инвестиционный климат, социальная стабильность, качество жизни населения, взаимоотношения с федеральным центром. Результаты исследования государственного долга являются основой для принятия управленческих решений на региональном уровне, нацеленных на обеспечение долгосрочной финансовой стабильности и устойчивого развития [10].
Важными показателями, отражающими состояние региональной бюджетной системы, является соотношение доходной и расходной частей бюджета. Динамика изменения параметров регионального бюджета Республики Мордовия за 2019-2023 годы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Параметры регионального бюджета Республики Мордовия за 2019-2023 гг., млн руб.
Год |
Доходы |
Расходы |
Дефицит/профицит |
|
Налоговые и неналоговые |
Безвозмездные поступления |
|||
2013 |
15 512,3 |
16240,4 |
35465,9 |
3713,1 |
2014 |
23 592,1 |
11915,8 |
40337,3 |
4829,3 |
2015 |
19 749,6 |
13407,4 |
39183,1 |
6026,1 |
2016 |
22 849,9 |
14096,1 |
40238,4 |
3292,4 |
2017 |
22 146,1 |
12618,4 |
44326,8 |
9562,3 |
2018 |
23 726,7 |
12408,7 |
42769,5 |
6634,1 |
2019 |
24 186,4 |
17400,6 |
40096,4 |
1490,6 |
2020 |
25 166,4 |
26779,0 |
50145,3 |
1800,0 |
2021 |
30 021,4 |
29985,4 |
56141,8 |
3864,9 |
2022 |
34 422,3 |
43122,4 |
62301,7 |
15243,0 |
2023 |
35 899,0 |
26785,6 |
63120,2 |
-435,6 |
2024 |
45613,7 |
27567,1 |
71310,3 |
-1870,5 |
Примечание: составлено авторами по [11].
Рис. 1. Динамика государственного долга Республики Мордовия за 2013-2024 гг., млн руб. Источник: составлено авторами по [11]
Данные в таблицы 1, демонстрируют неоднозначную тенденцию исполненных доходов регионального бюджета. Наибольший рост доходов наблюдается в 2022 году. Однако в 2023 доходы республиканского бюджета снизились на 435,6 млн руб. В целом за исследуемый период доходы субъекта РФ выросли на 50,7 % по фактическим значениям. За исключением 2019 года доходная часть республиканского бюджета была исполнена выше утвержденных плановых значений.
Расходы за анализируемый период имели тенденцию к росту. В 2023 году расходы увеличились до 63 120,2 млн руб., что на 57,4 % по сравнению с 2019 годом. В большинстве случае расходы исполнялись ниже утвержденных параметров. За 2019-2022 годы республиканский бюджет имел возрастающий профицит. В 2023 году после нескольких лет профицита бюджета наблюдается его дефицит в размере 435,6 млн руб., что указывает на изменение экономических условий и финансовой политики.
Значительной проблемой регионального бюджета республики Мордовия является высокий уровень долговой нагрузки. Динамика регионального долга Республики Мордовия демонстрирует значительные объемы государственного долга, что может создавать дополнительную финансовую нагрузку на бюджет (рисунок 1).
Из данных рисунка 1. следует, что государственных долг Республики Мордовия с 2013 года по 2018 год имел тенденцию роста поскольку осуществлялась подготовка к празднованию Тысячелетия единения мордовского народа с народами Российского государства и проведения матчей футбольного первенства 2018 года и составил в 2018 году 56 млрд рублей. Это 237 % к собственным доходам республиканского бюджета, то есть долг республики практически в 2,5 раза превышал годовые доходы бюджета. Другими словами, осуществлялось бесконтрольное заимствование, контрактация под источники, которые реально не были обеспечены финансовыми средствами и не была проведена оценка будущего налогового потенциала, который мог бы покрыть за счет собственных доходов. В связи с этим получился сильный разрыв и фактически республика была антилидером на протяжении многих лет в российской Федерации по уровню государственного долга. В 2018 году в отношении Республики Мордовия были введены ограничения на капиталовложения. Как следствие это повлияло на сдерживание активности в сфере инвестиционной политики и в строительстве различных объектов.
Для снижения государственного долга в 2019 году Фонд имущества Республики Мордовия продал на торгах 100% акций крупнейшего республиканского сельхозпроизводителя АО «Тепличное», что позволило республике погасить государственный долг в сумме 1,7 млрд руб. В 2020 году правительство планировало вернуть еще два млрд руб., но снова пришлось брать кредиты под большие проценты. В структуре государственного долга Республики Мордовия 40 % гос. долга составляли банковские кредиты. В 2019 году Минфин Республики Мордовия направил все свои усилия, чтобы снизить государственный долг региона, расходы по его облуживанию и оптимизировать его структуру (таблица 2).
Данные таблицы 2 свидетельствуют об увеличении суммы бюджетных кредитов на 15,5 % и об снижении суммы кредитов, полученных от кредитных организаций, на 84,2 %. В результате погашения субфедеральных бумаг данный вид задолженности в 2021-2023 годах отсутствовал в структуре госдолга региона. За исследуемый период вовсе не использовались государственные гарантии.
Республиканский государственный долг значительно уменьшился на 16 млрд руб. в 2022 г. Такое снижение было достигнуто с помощью государственного центра и при поддержке Президента РФ. В результате сокращение рассматриваемого показателя составило 32,1 %.
Важно отметить, что с республики были сняты ограничения, связанные с бюджетной мерой принуждения и действовавшие с 2018 года. С 2020 года бюджетная политика Мордовии была направлена на последовательное укрепление доходного потенциала за счет поступлений налога прибыль, налога на доходы физических лиц и поступлений по специальным налоговым режимам, повышение эффективности бюджетных расходов и сокращение долговой нагрузки на бюджет.
Таблица 2
Динамика государственного долга Республики Мордовия по видам задолженности за 2019-2023 гг., млн руб.
Вид задолженности |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Бюджетные кредиты |
26428,8 |
26351,0 |
43641,6 |
30627,4 |
30532,4 |
Кредиты кредитных организаций |
20259,9 |
20764,3 |
6161,8 |
3176,0 |
3176,0 |
Государственные ценные бумаги |
4400,0 |
2000,0 |
0 |
0 |
0 |
Государственные гарантии |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Таблица 3
Динамика показателей, характеризующих долговую устойчивость Республики Мордовия, %
Показатель |
Расчет показателя |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Объем государственного долга субъекта РФ к общему объему доходов бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных поступлений (К1) |
|
211,2 |
195,2 |
165,9 |
98,2 |
93,9 |
Доля расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ в общем объеме расходов бюджета субъекта РФ (К2) |
|
61,9 |
56,4 |
21,9 |
7,5 |
4,6 |
Коэффициент платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта без учета платежей на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января следующего года (К3) |
|
77,3 |
80,4 |
87,9 |
49,1 |
8,6 |
Доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме государственного долга субъекта РФ (К4) |
|
0 |
5,4 |
1,2 |
0 |
0 |
Примечание: составлено авторами по [11].
К началу 2023 года долговая нагрузка составила 98,2 % к общей сумме доходной части бюджета, без учета безвозмездных поступлений. Для 2023 года характерно сохранение достигнутых за прошлые годы позитивных тенденций в структуре госдолга: на долю бюджетных кредитов приходилось 90,6 %, коммерческих кредитов – 9,4 %.
Снижение объема государственного долга Республики Мордовия в 2023 году стало допустимым благодаря получению регионом дотаций в размере 16,0 млрд рублей, которые были направлены на меры по обеспечению сбалансированности бюджета. Данные средства позволили досрочно погасить около трети бюджетных кредитов и половину банковского долга.
Для оценки долговой устойчивости региона согласно постановлению Правительства РФ от 04.03.2020 г. № 227 «Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации», (с изменениями и дополнениями) применяется ряд коэффициентов.
Динамика показателей, характеризующих долговую устойчивость Республики Мордовия представлена в таблице 3.
Показатель «отношение объема государственного долга субъекта к общему объему доходов бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных поступлении» демонстрировал тенденцию сокращения роста. Показатель К1 в 2019 г. Составлял 211,2 %, что указывает на существенную долговую нагрузку относительно фактических доходов.
В 2020 г. коэффициент снизился до 195,2 %, не демонстрируя положительную тенденцию. В 2021 г. он продолжил снижение до 165,9 %, что свидетельствует о более благоприятном финансовом состоянии. В 2022 г. произошло значительное снижение до 98,2 %, что может быть связано с ростом фактических доходов или значительным уменьшением долга. В 2023 г. коэффициент незначительно снизился до 93,9 %, что указывает на устойчивое финансовое положение.
Доля расходов на обслуживание государственного долга Республики Мордовия в общем объеме расходов бюджета демонстрировала отрицательную тенденцию на протяжении исследуемого периода, так как объем привлеченных долговых обязательств превышал величину погашенных. Это означает, что бюджет республики становится менее зависимым от долговых обязательств, и эффект «долговой пирамиды» нивелируется.
Высокий показатель К2 в 2019 г. свидетельствовал о высокой фактической нагрузке по обслуживанию долга. Снижение этого показателя в последующие периоды явилось результатом сокращения расходов на обслуживание или изменение структуры долга.
Показатель К3 рос до 2021 г., отражая увеличение расходов на погашение долга. В последующие периоды наблюдается значительное его снижение, что подтверждает факт снижения долговой нагрузки на бюджет республики. Значение доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме государственного долга субъекта РФ в 2019 г., 2022 г., 2023 г., составляла 0, что означает отсутствие краткосрочных долговых обязательств.
Снижение общего объема государственного долга вместе с низким или отсутствующим К4 указывает на тенденцию к более долгосрочному структурированию долговых обязательств и снижению финансового риска. Это свидетельствует о положительных изменениях в долговой политике региона и снижение долговой нагрузки.
Для прогнозирования изменения государственного долга проведен корреляционно-регрессионный анализ, позволяющий подтвердить влияние роста налоговых и неналоговых доходов на снижение государственного долга региона (таблица 4), построенного с помощью кусочно-линейной модели (рис. 2).
Таблица 4
Прогнозирование динамики объема госдолга Республики Мордовия с помощью кусочно-линейной модели
Год |
Yt |
Ỹt |
2013 |
26702,7 |
81447,0 |
2014 |
31568,2 |
76728,1 |
2015 |
36042,8 |
72009,3 |
2016 |
40222,9 |
67290,4 |
2017 |
40990,0 |
62571,6 |
2018 |
56217,0 |
57852,7 |
2019 |
51088,7 |
53133,8 |
2020 |
49115,3 |
48414,9 |
2021 |
49803,4 |
43696,1 |
2022 |
33803,4 |
38977,2 |
2023 |
33708,4 |
34258,4 |
2024 |
30500,8 |
29539,5 |
2025 2026 |
24820,6 |
|
20101,8 |
Рис. 2. Моделирование и прогнозирование динамики объема госдолга Республики Мордовия с помощью кусочно-линейной модели
(1)
Корреляционно-регрессионный анализ свидетельствует о качестве прогноза снижения объема госдолга Республики Мордовия к 2025-2026 гг., построенного с помощью кусочно-линейной модели, так как:
− коэффициент детерминации
R2 = 0,810 > 0,5;
− по критерию Фишера модель тренда достоверна при уровне значимости α = 0,05;
− средняя ошибка аппроксимации
e = 6,30% < 12 %.
Таким образом, данная модель свидетельствует, что начиная с 2018 года Республика Мордовия проводила последовательную политику по снижению государственного долга, используя как собственные средства, так и получая значительную помощь от федерального центра. В результате этих мер государственный долг региона сократился боле чем на треть, что свидетельствует об эффективности предпринимаемых мер.
Однако для продолжения укрепления эффективной реализации основных функций необходимо решить ряд ключевых проблем:
– слабая самостоятельность доходной базы региона. Высокая зависимость от межбюджетных трансфертов ограничивает возможности для самостоятельного развития. Для преодоления данного барьера и увеличения доходного потенциала региона необходимо привлечь дополнительные источники доходов.
Длительное время республика находилась на верхней строчке антирейтинга и числилась самой закредитованной среди регионов страны. Статистика свидетельствует, что в 2021 году госдолг в два раза превышал доходную базу регионального бюджета. Это стало причиной введения бюджетной меры принудительного характера, многочисленных ограничений, в том числе запрета на капитальные вложения. Но уже к середине следующего года оказанная помощь со стороны федерального центра привела к отмене ограничений и сокращению на треть задолженности Мордовии. Такие меры дали возможность региону не только не оказаться в списках субъектов с низким качеством управления финансов, но и по результатам оценки исполнения республиканского бюджета за 2024 год оказаться на уровне ВВ+(RU) кредитного рейтинга АКРА, прогноз «стабильный». Такой уровень кредитного рейтинга Мордовии обусловлен умеренными показателями долговой нагрузки, значительными рисками рефинансирования долга, умеренно низким экономическим профилем республики, значительной концентрацией на отраслях государственного сектора, невысокой долей собственных доходов регионального бюджета [12].
Решить проблему с рыночным долгом региона в 2024 году позволили собственные доходы, и погашение банковского кредита на общую сумму 3,5 млрд рублей в ноябре-декабре 2024 года. На начало 2025 года сумма задолженности по бюджетным кредитам равна 30,5 млрд рублей, что составляет 67 % к собственным доходам бюджета. Таким образом, государственный долг Мордовии состоит из задолженности по бюджетным кредитам, а коммерческие кредиты погашены. Во исполнение поручения Президента РФ В.В. Путина были приняты Правила, регламентирующие списание государственного долга субъектов Российской Федерации. Республика Мордовия направила в министерство финансов РФ намерения по списанию государственного долга на период 2025-2029 годов. Потенциально списанию подлежит две трети или 20 355 млн рублей. Высвобождаемые средства планируется направить на развитие Республики Мордовия, в частности, на реализацию инвестиционных проектов, модернизацию коммунальной инфраструктуры, строительство водопроводных сетей, обновление пассажирского подвижного состава в городском округе Саранск, декапитализацию фондов развития промышленности и микрокредитных финансовых организаций, которыми руководит министерство экономики. Для ежегодного списания государственного долга федеральное казначейство будет осуществлять проверку кассового расходования данных средств и направлять в Министерство финансов РФ подтверждение. В соответствии с которым по решению Правительства Российской Федерации будет осуществлять списание государственного долга субъекта.
Таким образом, в течение длительного времени для госфинансов Мордовии было характерно несоответствие будущих расходных обязательств правительства будущим потокам доходов. На такое состояние государственных финансов повлияли короновирусная инфекция, события в геополитике, низкая устойчивость собственных доходов региона, бесконтрольное заимствование средств и как следствие нарушение финансовой дисциплины и бюджетной политики на региональном и муниципальном уровнях. Снижение устойчивости бюджета региона вызвало необходимость замещения коммерческого долга регионов бюджетными кредитами с последующим списанием значительного объема таких кредитов. Списание значительной части задолженности позволит региону улучшить свои финансовые показатели, снизить долговую нагрузку и освободить средства для инвестиций в развитие региона, модернизации ЖКХ и привести к повышению кредитного рейтинга региона.
Заключение
Проведенное исследование показало, что государственный долг Республики Мордовия за анализируемый период претерпел значительные изменения. Если на 1 января 2018 год этот показатель составлял 237 % к собственным доходам республиканского бюджета, то на 1 января 2025 года объем государственного долга составил уже 67 % к собственным доходам. Государственный долг Республики Мордовия значительно снизился после списания государством большой части задолженности. Две трети высвободившихся средств были направлены на экономическое развитие республики. Совершенствование системы управления государственным долгом РФ в средне- и долгосрочной перспективе направлено на ускорение социально-экономического развития и решение системных структурных проблем в экономике и обществе, при обеспечении высокого уровня долговой устойчивости. Для этого необходимо, чтобы были достигнуты следующие цели и задачи: обеспечение финансовой устойчивости, сбалансированности и самостоятельности республиканского бюджета Республики Мордовия; повышение эффективности управления бюджетными ресурсами; повышение эффективности финансовых взаимоотношений с федеральным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Республики Мордовия.