Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

CONTINUITY OF RUSSIA’S NATIONAL PROJECTS IN THE SPHERE OF DEMOGRAPHY

Khalturina O.A. 1 Tereshkina N.E. 2
1 Novosibirsk state university of economics and management
2 Siberian Transport University
1952 KB
This article assesses the implementation of Russia’s national projects in the field of demography. It is no secret that in Russia, as in the rest of the world, over the past 100 years there has been a «demographic transition», that is, a decline in the birth rate and an increase in life expectancy. There are many reasons for this situation. One of them is the development of medicine, which has reduced infant mortality and increased life expectancy. That is, the development of such a science as medicine has led to problems in demography. However, we cannot go back. Therefore, problems in the field of demography must be solved in a different way. In our country, it is supposed to solve these problems with the help of measures provided for by consistently implemented national projects: NP «Demography» and NP «Family». The results of the implementation of NP «Demography», completed in 2024, can be called an increase in the number of large families, the number of children in families, a change in public opinion about their number in the family. The results of the implementation of the NP «Family» can be judged after the end of 2030, although already during its formation one can speak of violations of the deadlines.
birth rate
life expectancy
population aging
demography
national projects
financing
family policy

Введение

На протяжении последних 100 лет в демографии России произошли значительные изменения. И не всегда они были позитивными. С одной стороны, прорывное развитие медицины способствовало не только росту продолжительности жизни, но и старению населения. С другой стороны, падение рождаемости и военные действия привели к значительному сокращению населения страны. С течением времени эти тенденции только усугубляются, негативное отражаясь на производственной, пенсионной и других сферах. Для успешной реализации Стратегии пространственного развития России, прежде всего, необходимы жители, граждане, которые буду принимать участие в сбалансированной системе расселения и территориальной организации экономики. Для решения демографических и, как следствие, кадровых проблем современного российского общества необходимо создание полноценной цепочки поддержки семейных ценностей и семьи, на всех этапах ее развития.

Целью исследования является оценка изменений демографии в России, национальных проектов в этой области и их влияния на демографическую ситуацию.

Материал и методы исследования

Материалами исследования послужили нормативно-правовые акты РФ, официальные статистические данные, а также исследования отечественных авторов.

При проведении исследования использовались: системный подход, позволяющий рассматривать институциональную единицу как совокупность элементов и подсистем, выстраиваемых в соответствии с принятыми решениями; комплексный подход, учитывающий влияние внутренних и внешних факторов; ситуационный подход предполагающий, что под влиянием быстрой динамики окружения институциональные единицы адаптируются к изменениям. Однако, модельных расчетов в статье не проводится, выводы получены по результатам анализа динамики показателей.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблемы демографии широко представлены в работах отечественных авторов. Г.А. Бондарская отмечает снижение уровня рождаемости в российских семьях, обусловленное различными причинами, среди которых выделяются исторические, экономические и социокультурные [1]. В конце XIX века стало заметным преобладание рождаемости у сельского населения по сравнению с городским. В начале XX разница в рождаемости стала заметна и по территориям. В промышленных районах страны рождаемость была заметно ниже. Однако такая тенденция была характерна на только для России, но и для других стран (табл. 1).

Сравнение динамики рождаемости в России с европейскими странами показывает ее более высокий уровень в нашей стране. Самая низкая рождаемость, которая с течением времени только падала, наблюдалась во Франции. Если в первый из рассматриваемых периодов рождаемость в России превышала ее же во Франции в 1,9 раза, то в течении 1911-1914 гг. уже в 2,3 раза. Однако, за рассматриваемые 50 лет рождаемость в России уменьшилась в 1,2 раза, что обусловлено вышеуказанными причинами.

Изменение политического и экономического строя, последовавшие за этим войны также способствовали снижению рождаемости. Всплеск рождаемости можно отметить после окончания Великой Отечественной Войны, но довоенного уровня он не достиг. С течением времени как желаемое, так и фактическое количество детей в семье уменьшалось (рис. 1).

За следующие рассматриваемые 50 лет количество семей, планирующих менее 3-х детей, только увеличивалось и составляло большую часть. Если в 1945-1949 гг. на одну женщину приходилось в среднем 2,66 ребенка, то в 1990-1993 гг. всего 1,52.

Таким образом, снижение рождаемости – это общемировая тенденция в демографии, характерная для всех стран, а не только для России. И, кроме того, эта тенденция наблюдается последние 100 лет, а не 20-30 лет, прошедших после смены экономической формации в нашей стране.

Таблица 1

Динамика рождаемости в России и странах Западной Европы [2]

Страна

1861-1865 гг.

1871-1875 гг.

1881-1885 гг.

1891-1895 гг.

1901-1905 гг.

1911-1914 гг.

Россия

50,7

51,2

50,5

48,9

47,7

43,9

Англия

35,1

35,5

33,5

30,5

28,2

24,1

Германия

37

39,2

36,5

36

34,3

27,8

Франция

26,7

25,9

24,9

22,6

21,6

18,8

Швеция

33,2

30,7

29,4

27,4

26,1

23,5

missing image file

Рис. 1. Число ожидаемых детей у женщин (на 1000 женщин), состоящих в первом браке в России, ед. [1]

Таблица 2

Динамика демографических показателей в России [3]

Показатель

1897 г.

1927 г.

1936 г.

1959 г.

1989 г.

1997 г.

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

мужчины

29,4

33,7

34,9

63,0

64,2

61,0

женщины

31,7

37,9

42,6

71,5

74,5

73,1

Младенческая смертность

260

205

213

36,6

17,8

17,4

Доли населения в возрасте, %

до 20 лет

48,7

49,0

45,4

36,8

29,9

27,9

20-59 лет

44,2

44,2

47,9

54,2

54,8

55,1

60 лет и старше

7,1

6,8

6,7

9,0

15,3

17,2

Еще одной характерной чертой демографической ситуации конца XIX-XX веков стало снижение смертности, обусловленное, в основном, развитием медицины (табл. 2).

Представленная статистика показывает увеличение продолжительности жизни более, чем в 2 раза: у мужчин – в 2,1, у женщин – в 2,3 раза. Младенческая смертность уменьшилась в 7 раз. Соответственно значительно изменилась возрастная структура населения России: чем выше возраст, тем больше доля такого населения. Число граждан в возрасте до 20 лет уменьшилось практически в 2 раза. Населения в возрасте 20-59 лет, то есть трудоспособного, стало больше в 1,2 раза, в то время как лиц 60 лет и старше, то есть пенсионеров, стало больше в 2,4 раза.

Таким образом, характерными чертами демографической ситуации в нашей стране в XIX-XX вв. также являются увеличение продолжительности жизни и старение населения.

В начале XXI века ситуация не изменилась. Негативные тенденции в сфере демографии обусловили необходимость их решения на государственном уровне. Этому способствовало принятие Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». Кроме прочих национальных целей Указ содержал такие как, обеспечение устойчивого естественного роста численности населения России, что может быть достигнуто при увеличении продолжительности жизни, сокращении смертности, а также росте рождаемости. Согласно этой цели, среди прочих, был разработаны национальные проекты (НП) по направлению демография. Реализация НП «Демография» осуществлялась в 2019-2024 гг. Следующим в этой сфере был принят НП «Семья», который предполагается реализовать в течении 2025-2030 гг. Следом Распоряжением Правительства от 15.03.2025 № 615-р был утвержден третий стратегический документ в сфере демографии – Стратегия действий по реализации семейной и демографической политики, основанная на иных Стратегиях и Концепциях. Как подчеркивается в указанной стратегии, именно НП «Семья» является ключевым механизмом ее реализации.

Состояние в сфере демографии подтверждается данными Росстата (рис. 2).

Опираясь на статистику, представленную Росстатом России, можно провести трендовый анализ и спрогнозировать динамику и структуру изменения населения России. Анализ и прогноз статистических данных логично провести в разрезе трех периодов – до 2019 г., 2019-2024 гг. – период реализации НП «Демография» и 2025-2030 гг. – период реализации НП «Семья». В связи с тенденцией изменения по годам населения России, доли старшего поколения и доли новорожденных целесообразно рассматривать полиномиальный тренд этих данных (рис. 2). Прогнозный тренд показывает возможное уменьшение населения страны в период реализации НП «Семья». Уменьшение населения России в течении 6-ти ближайших лет предполагается значительным – более, чем на 6 млн человек.

Исходя из фактических статистических данных и полученного тренда, можно предположить, что уменьшение численности населения обусловлено снижением количества лиц старшего возраста на 4 %. В тоже время, несмотря на снижение доли новорожденных до начала реализации НП «Демография», тренд показывает рост доли новорожденных на 0,4 % в дальнейшем, что является главнейшей целью национальных проектов в области демографии.

Демографическая ситуация в первой четверти XXI века в России характеризуется незначительным ростом населения, всего на 3,3 млн человек.

missing image file

Рис. 2. Динамика изменения населения России и ее прогнозные показатели [4; 5]

Таблица 3

Плановое финансирование федеральных проектов в структуре НП «Демография», млрд руб. [9; 10]

Год

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Всего

Старшее поколение

10,45

17,5

14,9

15,7

18,7

21,5

98,8

Финансовая поддержка семей при рождении детей

436,5

462,3

476,1

459,67

440,7

413,2

2688,4

Итого

447,0

479,7

491,0

475,4

459,4

434,7

2 787,2

Таблица 4

Плановое финансирование федеральных проектов в структуре НП «Семья», млрд руб. [16]

Федеральный проект

2025 г.

2026 г.

2027 г.

2028 г.

2029 г.

2030 г.

Всего

Многодетная семья

158, 3

168,1

176,0

192,6

207,6

217,5

1 120,0

Охрана материнства и детства

35,9

35,9

36,4

57,0

36,0

11,4

212,6

Поддержка семьи

2 924,7

2 962,2

2 942,4

3 063,2

3 172,6

3 278,3

18 343,4

Семейные ценности и

инфраструктура культуры

42,2

67,4

72,8

75,7

75,7

77,7

411,4

Старшее поколение

34,6

43,7

45,1

68,9

80,8

88,4

361,6

Итого

3195,7

3277,3

3272,7

3457,4

3572,7

3673,3

20449,0

В период реализации НП «Демография» в качестве негативных внешних факторов можно назвать пандемию COVID- 19 и миграцию населения в 2022-2023 гг., уменьшивших численность населения, в том числе трудоспособного. И.А. Кулькова отрицательные последствия влияния короновируса на демографию оценивает по таким направлениям как прямой рост смертности от коронавируса, от других заболеваний, от малоподвижного образа жизни, рост числа разводов, снижение брачности [6]. Другие авторы в свою очередь, при оценке рождаемости в период пандемии указывают, что на ее снижение оказали негативное влияние экономические, психологические и социальные причины [7]. По данным Росстата за 2020 год в России естественная убыль населения составила 702,1 тыс. человек за счет рождения 1436,5 тыс. человек и смерти 2138,6 тыс. человек [8]. Снижение численности населения произошло также после начала специальной военной операции, в т.ч. по причине его эмиграции, но официальные количественные данные не приводятся в открытом доступе.

Национальный проект «Демография» включал в себя пять федеральных проектов (ФП), к которым относится, среди прочих, ФП «Финансовая поддержка семей при рождении детей» и ФП «Старшее поколение». Финансовое обеспечение каждого из федеральных проектов осуществлялось из различных источников, в основном из федерального бюджета. Сумма ежегодного финансирования примерно одинакова. Максимальное финансирование предусмотрено в середине срока реализации – в 2021 г. – 491,0 млрд рублей (табл. 3).

Оценивая влияние реализации федеральных проектов на демографическую ситуацию, авторы прежде всего оценивают финансовую составляющую, так как, по мнению многих граждан страны, она является одной из самых значимых для увеличения количества детей в семье. По мнению С. Рыбальченко, генерального директора АНО «Институт научно-общественной экспертизы», председателя Комиссии по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей: «Государство должно понимать, что без демографической политики, без преференций в отношении многодетных семей страна не сможет выжить» [11].

Однако, в открытом доступе отсутствует информация об итогах реализации мероприятий НП «Демография» в разрезе достижения показателей. А вот итоги финансирования национального проекта раскрываются. По итогам 2023 года кассовое исполнение бюджета составляет 99,9 % и за 1 кв. 2024 г. – 25,4 % [12]. Кроме того, отмечается, что наиболее востребованным инструментом этого национального проекта является материнский капитал. Первые выплаты материнского (семейного) капитала начались еще в 2007 г., задолго до принятия НП «Демография» [13]. Изначально проблем с предоставлением средств материнского капитала не было, как нет этих проблем и сейчас. Тем не менее, отлаженный процесс предоставления материнского капитала позволяет отчитываться о достижении показателей НП «Демография». Конечно, выплата материнского капитала – это не единственный итог реализации национального проекта. Помимо этого, ввод в эксплуатацию детских садов, предоставление льготной ипотеки семьям с детьми, предоставление единого ежемесячного пособия на ребенка также призваны способствовать увеличению количества детей в семье. В публикациях отмечается, что за последние 5 лет многодетных семей стало почти 2,5 млн, а число детей в них увеличилось на 30 % [14].

Также в качестве одного из главнейших достижений реализации НП «Демография» можно считать изменение общественного мнения о наличии и количестве детей в семье. В апреле 2023 г. аналитическим центром НАФИ был проведен всероссийский опрос среди российской молодежи, который показал изменение отношения к семейным ценностям в пользу семьи с ребенком и даже не одним. Опрос был проведен с использованием платформы для быстрых онлайн-опросов целевой аудитории «Тет-о-твет» [15]. В современном российском обществе тенденция чайлд-фри стала терять свою популярность.

После окончания в 2024 году действия НП «Демография», в качестве его логического продолжения был инициирован НП «Семья», который должен быть реализован в течении 2025-2030 годов. Однако, паспорт этого национального проекта не был разработан своевременно, к началу его реализации – к 1 января 2025 года, а был представлен только к окончанию 1 кв. 2025 года. Таким образом, начало функционирования проекта прошло с нарушением сроков и, соответственно, его финансирование и реализация также будут осуществляться несвоевременно.

Паспорт нового национального проекта включает пять федеральных проектов (ФП) (табл. 4).

Всего на финансирование НП «Семья» запланировано направить 20 449 млрд рублей. Ежегодное финансирование увеличивается на 0,5 %, с 15,5 % в 2025 году до 18 % в 2030 году. Наименьшие суммы финансирования запланировано выделить на ФП «Охрана материнства и детства», «Старшее поколение» и «Семейные ценности и инфраструктура культуры», 1 %, 1,8 % и 2 % соответственно. В три раза превышает финансирование каждого из указанных федеральных проектов финансирование ФП «Многодетная семья», что объясняется его значимостью. Максимальная сумма финансирования предназначена для ФП «Поддержка семьи» – почти 90 %. Такая разница в финансировании обусловлена целями федеральных проектов. Сравнение финансирования НП «Демография» и НП «Семья» доказывают наличие неразрешенных демографических проблем и их значимость для страны. Увеличение вложенных средств в НП «Семья» в 7-кратном размере должно способствовать снижению уровня бедности многодетных семей.

Основной целью НП «Семья» является увеличение числа семей с детьми, в том числе многодетных, а также укрепление семейных ценностей. Достижение главной цели будет оцениваться с помощью показателей суммарного коэффициента рождаемости, суммарного коэффициента рождаемости третьих и последующих детей и снижение уровня бедности многодетных семей.

Между ФП, входящими в национальные проекты, есть преемственность. Например, ФП «Старшее поколение» продолжает свою работу. Наличие ФП «Финансовая поддержка семей при рождении детей» оказалось недостаточным, поэтому появились дополнительные проекты, направленные на оказание не только финансовой поддержки, они направлены на повышение качества и доступности медицинской помощи – ФП «Охрана материнства и детства», укрепление института семьи и продвижение в обществе семейных ценностей – ФП «Семейные ценности и инфраструктура культуры» и др.

Заключение

Демографическая ситуация в России еще в недавнем прошлом характеризовалась снижением рождаемости, увеличением продолжительности жизни и старением населения, и как следствие, кадровыми проблемами в экономике.

Осознание проблемы на государственном уровне обеспечило последовательную реализацию НП «Демография» и НП «Семья». Анализ трендов показал, что несмотря на уменьшение населения России, в основном за счет снижения доли пенсионеров, доля новорожденных будет расти. Анализ фактов также подтверждает рост многодетных семей и увеличение количества детей в семьях.

Однако, озабоченность вызывают задержки в формировании паспортов национального и федеральных проектов, что может отрицательно повлиять на ход их реализации.