Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

INCREASING THE EFFICIENCY OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITIES TAKING INTO ACCOUNT THE CHOICE OF THE TAXATION SYSTEM IN MODERN CONDITIONS

Lysenko M.V. 1 Lysenko N.V. 2 Lysenko Yu.V. 3 Simchenko O.L. 4 Kamdina L.V. 5 Erashev B.I. 4 Zelenina Е.А. 2
1 St. Petersburg State Forest Engineering University
2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Ural branch
3 South Ural State Humanitarian and Pedagogical University
4 Izhevsk State Technical University named after M.T. Kalashnikov
5 Chelyabinsk State University
1004 KB
Every year, business more and more often faces challenges dictated by various reasons and circumstances.As practice shows, the greatest difficulties are experienced by organizations whose characteristics classify them as microenterprises.At the moment, the state provides assistance, through various programs, to small business entities.Among the experimental programs aimed not only at supporting, but also at simplifying the bureaucratic side of business, the Automated Simplified Taxation System (AUSN) was proposed.This article will give a general description of the system, consider the positive and negative aspects, as well as compare AUSN with the current Simplified Taxation System (STS).This article discusses a practical approach to choosing one of the two above systems, from the point of view of benefits for entrepreneurs.
automated simplified taxation system
automated tax system
automated tax system
simplified taxation system
simplified tax system
insurance premiums
limits
sole proprietor
legal entity

Введение

Современный сегмент бизнеса находится в неустойчивом и затруднительном положении в связи с затруднительной политической и экономической ситуацией в мире. На фоне неопределенности, малые субъекты бизнеса, относящиеся к более уязвленным, ищут законные пути оптимизации расходов и повышение эффективности их деятельности. На данный момент юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляется широкий спектр выбора системы налогообложения. Подбор системы является критически важным фактором выживания микропредприятий. С каждым годом становится заметно, что государство старается всяческий поддерживать и оказывать помощь малому предпринимательству, находя в таких организациях путь развития российского бизнеса. В 2022 году на территории 4 субъектов России была введена Автоматизированная упрощенная система налогообложения, относящаяся к экспериментальной, рассчитанная до 2027 года. На данный момент АвтоУСН имеет ряд преимуществ в сравнении с устоявшейся УСН, которая долгое время была для предпринимателей опорой, позволяющей легко и быстро развиваться. Новая для большинства регионов система налогообложения является наиболее привлекательной не только в связи с сокращением расходной части, но и не требующей работы штатного бухгалтера. АвтоУСН практически полностью отменяет отчетность, при это сумма налога рассчитывается непосредственно контролирующим налоговым органом, на основании данных полученных от уполномоченных кредитных организаций.

Материалы и методы исследования

Цель данной работы состоит в определении необходимости новой системы налогообложения для бизнеса.

Для анализа теоретической и практической базы автоматизированной упрощенной системы налогообложения использовались методы системного анализа и экспертной оценки, включающие изучения научных публикаций и законодательной базы. Основу исследования составил опыт отечественных ученых, а также моделирование ситуации применения АвтоУСН микропредприятием.

В конце 2024 года Федеральная налоговая служба объявила о проведении экспериментальной налоговой системы в 55 регионах страны, начиная с 01.01.2025г. Автоматизированная упрощенная система налогообложения нацелена помощь субъектам малого и среднего предпринимательства, с целью их роста, несмотря на трудности развития предпринимательства в нынешней экономической ситуации. Семенова Г.В. и другие авторы в своих работах выражают мнение о необходимости и стратегической важности, для создания устойчивой экономики в стране, развития малого и среднего бизнеса, благодаря которому появляется все больше рабочих мест, борющихся не только с сокращением уровня безработицы, но и снижением общей социальной напряженности [1, 2]. АУСН является не кардинально новой системой, а лишь ответвлением от привычной упрощенной системы. До появления изменений с начала 2025 года в части упрощенной системы, отличий между УСН и АУСН было мало. Многие предприниматели использовали в своей работе УСН, так как она имеет ряд преимуществ перед основной системой, главной из которых было освобождение от уплаты НДС. Но с 2025 года вступило изменение, при котором организации или ИП при превышении, установленных правительством лимитов, будут обязаны уплачивать данный налог, что в свою очередь вызвало недовольство предпринимателей. В таком случае АУСН приходит на помощь малым и средним субъектам бизнеса, тем кто подпадает под выставленные условия для перехода. К таковым относят:

- ИП или организация на момент проведения эксперимента должны быть зарегистрированы по месту жительства физического лица или в том налоговом органе, в котором проводится эксперимент;

- штат сотрудников ограничен 5, в том числе руководитель;

- доходы за последний год не могу превышать 60 млн руб., а остаточная стоимость основных средств – 150 млн руб.;

- ИП или организация должны иметь открытые расчетные счета только в разрешенных банках, численность которых составляет 11;

- выдача заработной платы сотрудникам должна исполняться исключительно в безналичной форме, и только в уполномоченных банках;

- юридическое лицо не имеет обособленных подразделений и филиалов;

- организация или ИП не имеет права использовать другие специальные налоговые режимы [3].

Также, в п. 2 ст. 3 ФЗ-17, прописаны ограничения к некоторым видам деятельности, в число которых относятся:

- банки и небанковские кредитные организации;

- страховщики;

- негосударственные пенсионные фонды;

- инвестиционные фонды;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг;

- ломбарды;

- организации и индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары и другие [4].

Как упоминалось ранее АУСН является более упрощенной вариацией упрощенной системы. Такой вывод можно сделать исходя из возможности выбора предпринимателям из двух ставок: «Доходы» и «Доходы минус расходы». Налоговые ставки при автоматизированной системе несколько выше, чем при упрощенной системе. Так, на УСН «Доходы» ставка составляет 6%, на АвтоУСН – 8%;ставка «Доходы минус расходы» исчисляется 15% и 20% соответственно. При этом главным отличием при исчислении налога является то, что на новой системе не надо вести учет доходов и расходов, так как ФНС самостоятельно определяет его исходя из полученных данных от уполномоченных банков.

Налоговый период на АУСН составляет один календарный месяц. То есть по прошествии месяца ФНС истребует уплатить налог налогоплательщика, именно ту сумму, которую орган самостоятельно определяет. Стоит уточнить, что ИП или организации должна уведомить налоговый орган о получении того дохода, который не был зафиксирован банком. Такой подход не только упрощает жизнь налогоплательщикам, но также делает первые шаги на пути формирования открытости данных, не давая возможности сокрытия какой-либо информации.

Помимо освобождения от подсчетов суммы налогов, предприниматели также освобождаются и от уплаты страховых взносов за своих сотрудников. В таком случае организации или индивидуальному предпринимателю удается оптимизировать расходы законным образом, а это 30% от фонда оплаты труда. Сотрудникам не стоит переживать о пенсионных отчислениях или больничных пособиях, ведь за ними сохраняется права на них. Законодательство обязывает организации уплачивать фиксированные взносы на травматизм, в размере 2750 руб. в год, независимо от количества в штате сотрудников.

Автоматизированная упрощенная система налогообложения позволяет организациям и ИП работать без помощи бухгалтера. Зачастую помощь данного специалиста требуется при сдаче отчётности. Но данная система освобождает практически от всех видов отчетности, а именно от налоговой декларации, расчет по страховым взносам, персонифицированные сведения о физлицах и 6-НДФЛ, также книгу доходов и расходов вести не требуется. При этом за организациями и индивидуальным предпринимателями сохраняется обязанность сдачи сведений о трудовой деятельности и страховом стаже о своих сотрудниках, а отдельно юридические лица обязаны сдавать также бухгалтерскую отчетность, что прописано также в ФЗ-17.

По мнению Е.Е. Лопусова АУСН «позиционируется как система, способная избавить малый и средний бизнес от отчетности и бумажной волокиты, однако существуют и подводные камни». Тяжело не согласиться с этим мнением, ведь некоторые предприниматели относятся критично к АвтоУСН, по следующим причинам:

- налоговая ставка выше, в сравнении с устоявшейся «упрощенкой»;

- необходимо контролировать и проверять какие данные по доходам и расходам учитывали налоговые органы, и в случае отсутствия некоторых, необходимо самостоятельно уведомлять ФНС о них;

- за индивидуальными предпринимателями сохраняется обязанность передачи данных в рамках налогового агента;

- список уполномоченных банков, с которыми разрешено работать в рамках эксперимента, ограничен, что заставляет предпринимателей выбирать наиболее подходящий из того, что есть.

Результаты исследования и их обсуждения

Многим предпринимателям, малым и средним компаниям в начале своего пути сложно определиться с выбором системы налогообложения. Это связано не только с многообразием систем, но и с предвидением работы организации. Для того, чтобы понимать контрольные цифры ниже произведен расчет порога выгоды для ИП и юридического лица на АУСН и УСН.

Предположим, в штате максимально разрешенное количество сотрудников – 5 человек, со средней по России номинальной заработной платой, без учета региональных коэффициентов. Согласно среднестатистическим данным, в 2024 году сумма составила 87952 рублей [5]. В таблице 1 продемонстрирован расчет заработной платы для компаний на АУСН и УСН.

В рассматриваемом примере сумма годовой выручки составляет 12 миллионов рублей. Налог будет рассчитываться в рамках ставки «Доходы». Расчет налога для ИП на АУСН и УСН представлен в таблице 2.

Таблица 1

Расчет заработной платы для ИП на АУСН и УСН

Показатель расчета

АУСН

УСН

Заработная плата 1 сотрудника в месяц, руб.

87952

87952

Заработная плата 1 сотрудника в год, в руб.

1055424

1055424

Заработная плата 5 сотрудников в год, в руб.

5277120

5277120

Налог на доходы физических лиц в год, в руб.

686025

686025

Страховые сборы, в руб.

1105062

Итого, в руб.

5963145

7068207

Таблица 2

Расчет итоговой суммы налога на АУСН и УСН

Показатель расчета

АУСН

УСН

Сумма налога, в руб.

960000

360000

Налог на доходы физических лиц, в руб.

686025

686025

Взносы на страхование, в руб.

1105062

Фиксированный взнос на травматизм, в руб.

2750

Фиксированные взносы ИП, в руб.

170658

Итого, в руб.

1648775

2321745

Данный пример ярко отражает выгоду для предпринимателей и юридических лиц, выбравших автоматизированную упрощенную систему налогообложения. В ходе исследования, по вышеописанному принципу расчёта, была определена предельная сумма годовой выручки организации при условии сохранения той же суммы годовой номинальной заработной платы сотрудникам и штате в 5 человек – 28000000 руб. Сумма налога на АУСН составит 2928775 рублей, на УСН – 2961745 рублей. Несмотря на столь незначительную разницу в суммах, многие предприниматели яростно пытаются сохранить даже 1 рубль выручки. Такая же ситуация касается и юридических лиц, разница в уплате налога значительна.

Заключение

На основании исследования можно сделать вывод о том, что автоматизированная система налогообложения является ответвлением УСН, уже устоявшейся и зарекомендовавшей себя в бизнес-пространстве. Данная система подойдет не только начинающим предпринимателямс небольшим штатом сотрудников. Послабления в части страховых взносов являются отличным подспорьем для решения глобальной проблемы – безработицы. Наглядное представление экономической эффективности новой системы налогообложения было выявлено в ходе моделирования ситуации, поэтому нельзя с уверенностью говорить, что АУСН подойдет любой компании.

Политика государства в части поддержания и стимулирования малых и средних субъектов предпринимательства является отличным стимулом для последних развиваться. Также такие мероприятия помогают и экономике как регионов, так и страны в целом. С ростом занятогонаселения в работе идет как экономическое, так и социальное развитие общества.