Введение
В статье представлены результаты оценки локальных потребительских рынков продовольственных товаров муниципальных образований Свердловской области.
На основе применения авторского методического подхода, муниципалитеты региона разделены на восемь групп, отражающих уровень доступности продовольствия населению и состояние многоформатной торговой инфраструктуры рынков.
По результатам полученной развернутой характеристики выделены основные тенденции развития локальных рынков региона.
Полученные данные могут лечь в основу разработки матрицы форматов для конкретных муниципальных образований с учетом фактического состояния торговой инфраструктуры.
Цель исследования – формирование развернутой характеристики локальных потребительских рынков продовольственных товаров муниципальных образований Свердловской области.
Материалы и методы исследования.
Разработка авторского подхода была осуществлена на основе систематизации и содержательной оценки существующих в науке методик анализа локальных рынков. В частности, методические подходы к оценке локальных продовольственных рынков в целом, а также их многоформатной инфраструктуры были сформулированы Кривошлыковым В.С. [1], Черкасовым В.А. [2], Колодиной Н.Ф. [3], Бабенко И.В., Morris S.S. [4], Кузьминой Н.Л. [5], Aworh O.C. [6], Баркаловой Н.А. [7].
Методики посвященные оценке инфраструктуры продовольственных рынков были разработаны Дохолян С.В. [8], Голубчиковой М.Е., Смирновым И.А., Чеблуковым Н.В. [9], Антипиным Ф.А. [10], Ковалевым В.Е., Антинескул Е.А. [11].
Акцент в методическом подходе на продовольственную безопасность сделан, в частности, в работеУсковой Т.В., Селименкова Р.Ю., Анищенко А.Н., Чекавинского А.Н. [12], Шнорр Ж.П. [13].
Вместе с тем, содержательный анализ научных текстов свидетельствует об отсутствии в настоящее время сформированного общепринятого методологического аппарата оценки локальных рынков продовольствия, основанной на анализе и учете состояния многоформатной торговой инфраструктуры.
В связи со сказанным, для получения адекватной характеристики локальных потребительских рынков продовольственных товаров муниципальных образований Свердловской области был разработан методический подход к их оценке.
Многоформатности как характеристика торговой инфраструктуры, рассматривается в работе в качестве инструмента обеспечения функционирования локального рынка, путем эффективного пространственного размещения торговых объектов, обладающих целевыми свойствами для поддержки достаточного уровня социальной, физической и экономической доступности продовольственных товаров.
Предложено проведение анализа в рамках двух направлений: (1) оценка доступности продовольственных товаров населению территории с учетом многоформатности инфраструктуры и (2) анализ рынка с точки зрения состояния многоформатной инфраструктуры.
В рамках первого направления по каждому из содержательных блоков представлена собственная совокупность показателей. На первом этапе разработки методики осуществлена группировка базовых (абсолютных) показателей по направлениям оценки: (1) уровень социальной доступности, (2) уровень физической доступности и (3) уровень экономической доступности продовольственных товаров.
На втором этапе, при использовании базовых показателей, рассчитаны некоторые относительные показатели, важные для целей работы. Подчеркнем, что объекты наблюдений (муниципальные образования Свердловской области) имеют существенные различия по количеству проживающего в них населения, в связи со сказанным, использование абсолютных показателей не целесообразно для целей сравнения.
На третьем этапе рассчитаны интегральные показатели (индексы) трех видов доступности продовольствия (социальная, физическая, экономическая) используя полученные на втором этапе относительные показатели. Метод индекса используется в работе как наиболее адекватный целям исследования метод, позволяющий интегрировать совокупность показателей, иллюстрирующих конкретные аспекты анализируемой сферы. Данный метод позволяет учитывать значимость того или иного показателя, посредством присвоения взвешенных баллов, а также обеспечивает сравнимость наблюдений. Итогом данной части анализа стал интегральный индекс доступности продовольствия на локальных рынках муниципальных образований региона, построен их рейтинг.
В рамках второго направления сгруппированы показатели, характеризующие многоформатность инфраструктуры локальных рынков, далее уточнена на основе базовых показателей, необходимая совокупность относительных показателей и рассчитаны индексы представленности торговых форматов, а также процессов доминирования конкретных форматов в динамике. Итогом данной части анализа стиал интегральный индекс многоформатности торговой инфраструктуры на локальных рынках муниципальных образований региона, построен их рейтинг.
На основе полученных значений индексов построен рейтинг муниципальных образований по степени доступности продовольствия населению и состоянию многоформатности торговой инфраструктуры.
Исходя из полученных данных обобщены результаты путем проведения кластерного анализа для систематизации состояния розничной торговли продовольствием в муниципальных образованиях Свердловской области.
Источником данных послужили статистические данные Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области за период с 2021 по 2024 годы.
В таблице 1 представлены характеристики использованных в методике индексов.
На рисунке представлена модель предлагаемой методики оценки.
Итогом применения предлагаемого методического подхода стал интегральный индекс доступности продовольствия (Iинт.доступ), а также интегральный индекс многоформатности торговой инфраструктуры (Iмф) локальных рынков муниципальных образований региона, построен их рейтинг.
Таблица 1
Характеристика индексов, используемых в предлагаемой методике оценки локальных продовольственных рынков муниципальных образований региона с учетом характеристики многоформатной торговой инфраструктуры, и их интерпретация
Индекс |
Формула расчета |
Интерпретация |
Индекс муниципальных образований по уровню социальной доступности продовольственных товаров населению (Iсдп) |
Iсдп = (P1×W1) + (P2×W2) + (P3×W3) + (P4×W4) |
Индекс варьируется от 0 до 1. Чем ближе индекс к 1, тем выше уровень социальной доступности |
Индекс муниципальных образований по уровню физической доступности продовольственных товаров населению (Iфдп) |
Iфдп = (P1×W1) + (P2×W2) + (P3×W3) + (P4×W4) + (P5×W5) + (P6×W6) + (P7×W7) + (P8×W8) + (P9×W9) + (P10×W10) + (P11×W11) + (P12×W12) + (P13×W13) |
Индекс варьируется от 0 до 1. Чем ближе индекс к 1, тем выше уровень физической доступности |
Индекс муниципальных образований по уровню экономической доступности продовольственных товаров населению (Iэдп) |
Iэдп = (P1×W1) + (P2×W2) + (P3×W3) |
Индекс варьируется от 0 до 1. Чем ближе индекс к 1, тем выше уровень экономической доступности |
Интегральный индекс доступности продовольствия (социальной, физической, экономической) (Iинт.доступ) |
Iинт.доступ = (Iсдп + Iфдп + Iэдп) / 3 |
Индекс варьируется от 0 до 1. Чем ближе индекс к 1, тем выше уровень доступности |
Индекс Шеннона (Hто) и (Hпл) |
|
Индекс варьируется от 0 до 1. Чем ближе индекс к 1, тем выше диверсификация форматов |
Взвешенный индекс доминирования (DIw) |
DIw = DImax / DItotal |
Индекс варьируется от 0 до 1. Чем ближе индекс к 1, тем сильнее доминирование одного формата. |
Простой индекс доминирования (DI) |
D = Di / Dmax |
Индекс варьируется от 0 до 1. Чем ближе индекс к 1, тем сильнее доминирование одного формата. |
Интегральный индекс многоформатности инфраструктуры локального потребительского рынка продовольственных товаров (Iмф) |
Iмф = (Hто×W1) + (Hпл×W2) + (DIw×W3) + (DI×W4) |
Индекс варьируется от 0 до 1. Чем ближе индекс к 1, тем выше уровень многоформатности (диверсификации форматов) |
Источник данных для расчета индексов – расчеты автора и данные Свердловскстата.
Модель методики оценки локальных потребительских рынков продовольственных товаров муниципальных образований региона (регионального рынка) с учетом развития многоформатной инфраструктуры
Таблица 2
Группировка муниципальных образований Свердловской области по уровню доступности продовольствия населению и многоформатности торговой инфраструктуры локальных рынков
№ |
Муниципальные образования |
Большее, меньшее и среднее значение интегральных индексов |
|||
Iмф |
Iинт.доступ |
||||
1 |
Малышевский ГО, Махнёвское МО |
Сред. |
0,17029 |
Сред. |
0,209081 |
Мин. |
0,111282 |
Мин. |
0,145375 |
||
Макс. |
0,229297 |
Макс. |
0,272786 |
||
2 |
Артемовский ГО, Волчанский ГО, ГО Верхний Тагил, ГО ЗАТО Уральский, ГО Пелым, ГО Староуткинск, Каменский ГО, Полевской ГО |
Сред. |
0,480132 |
Сред. |
0,2735 |
Мин. |
0,36351 |
Мин. |
0,11063 |
||
Макс. |
0,528068 |
Макс. |
0,354503 |
||
3 |
Ачитский ГО, Бисертский ГО, ГО Верхотурский, Ирбитское МО, Камышловский МР, МО город Ирбит, Невьянский ГО, Североуральский ГО, Слободо-Туринский МР, Талицкий ГО, Шалинский ГО |
Сред. |
0,617893 |
Сред. |
0,257389 |
Мин. |
0,580249 |
Мин. |
0,211979 |
||
Макс. |
0,661066 |
Макс. |
0,304004 |
||
4 |
Артинский ГО, Асбестовский ГО, Байкаловский МР, Кушвинский ГО, МО Алапаевское, МО город Алапаевск, МО Красноуфимский округ, Нижнесергинский МР, Новолялинский ГО, Таборинский МР |
Сред. |
0,678974 |
Сред. |
0,266349 |
Мин. |
0,659039 |
Мин. |
0,208867 |
||
Макс. |
0,706073 |
Макс. |
0,308835 |
||
5 |
Верхнесалдинский ГО, Город Каменск-Уральский, ГО Заречный, ГО Ревда, ГО Сухой Лог, Камышловский ГО, Нижнетуринский ГО, Серовский ГО, Сосьвинский ГО |
Сред. |
0,638105 |
Сред. |
0,344363 |
Мин. |
0,593064 |
Мин. |
0,325441 |
||
Макс. |
0,676198 |
Макс. |
0,39424 |
||
6 |
Березовский ГО, Горноуральский ГО, ГО «город Лесной», ГО Богданович, ГО Карпинск, Новоуральский ГО, Режевской ГО, Тугулымский ГО, Туринский ГО |
Сред. |
0,731553 |
Сред. |
0,306778 |
Мин. |
0,707158 |
Мин. |
0,272552 |
||
Макс. |
0,753023 |
Макс. |
0,340803 |
||
7 |
Город Н-Тагил, ГО Дегтярск, ГО ЗАТО Свободный, ГО Краснотурьинск, ГО Красноуральск, ГО Красноуфимск, ГО Н-Салда, ГО Первоуральск, ГО Рефтинский, Ивдельский ГО, Качканарский ГО, Кировградский ГО, Пышминский ГО, Сысертский ГО, Тавдинский ГО |
Сред. |
0,804405 |
Сред. |
0,344541 |
Мин. |
0,740359 |
Мин. |
0,230959 |
||
Макс. |
0,862484 |
Макс. |
0,419303 |
||
8 |
Арамильский ГО, Белоярский ГО, Гаринский ГО, ГО Верхнее Дуброво, ГО Верх-Нейвинский, ГО Верхняя Пышма, ГО Верхняя Тура, ГО Среднеуральск |
Сред. |
0,786258 |
Сред. |
0,465386 |
Мин. |
0,65711 |
Мин. |
0,41436 |
||
Макс. |
0,909724 |
Макс. |
0,493859 |
Примечание: составлено автором.
Результаты исследования и их обсуждение
Исходя из полученных данных результаты были обобщены путем проведения кластерного анализа для систематизации состояния розничной торговли продовольствием в муниципальных образованиях (таблица 2)[1].
Номер группы муниципальных образований был присвоен в порядке улучшения показателей интегральных индексов многоформатности и доступности продовольствия.
Наблюдаемая совокупность муниципальных образований распадается на восемь групп муниципальных образований, особняком стоят Махневское муниципальное образование и Малышевский городской округ, который было решено выделить в отдельный кластер с наихудшими характеристиками. Кластерный анализ показал четкое выделение восьми групп муниципальных образований со схожими характеристиками. Охарактеризуем выделенные группировки муниципалитетов.
Первая группа муниципальных образований характеризуется низкими показателями многоформатности (присутствует только формат «магазин»), низкий уровень представленности нестационарных торговых объектов (НТО), относительно низкий уровень развития ярмарок. Социальная доступность продовольствия ограничена в связи с низким уровнем доходов населения и большой долей населения старше 65 лет. Таким образом, первый кластер – это группа сельских территорий с низкой плотностью населения, высокой долей пожилых людей, проживающей в условиях низкой доступности продовольствия.
Вторая группа муниципалитетов представлена в основном магазинами. Ниже среднего уровень представленности НТО и ярмарок, что соответственно показывает ограниченный уровень развития многоформатности. Относительно низкий уровень доходов населения также ограничивает социальную доступность продовольствия. Таким образом, вторая группа муниципальных образований – это смешанные территории с развитием как сельских, так и городских типов расселения, торговая инфраструктура которых развита недостаточно.
Третья группа муниципальных образований является преимущественно сельской, с высокой долей населения старше 65 лет. Ограниченный спектр форматов, доминирующим является магазин. Однако представленность других форматов чуть выше, чем во втором кластере. При этом наблюдается низкий уровень развития нестационарной торговли.
Четвертая группа включает муниципальные образования, являющиеся периферийными территориями с преобладанием сельского населения, ограниченной торговлей и умеренной покупательной способностью (реальная заработная плата ниже средней по региону). Вместе с тем, спектр представленных форматов шире, чем в предыдущем кластере, при этом наблюдается низкий уровень представленности НТО.
Пятая группа муниципалитетов включает промышленные города с развитой торговлей и умеренной долей сельского населения. При этом, население имеет более высокий уровень покупательной способности. Широко представлены магазины и специализированные магазины, недостаточно представлены магазины у дома. Наблюдается относительно высокий уровень развития нестационарной торговли продовольствием.
Шестая группа муниципальных образований включает в основном городские территории с высокой покупательной способностью и развитой торговой инфраструктурой. Отмечается представленность всех наблюдаемых Росстатом форматов, при этом уровень развития нестационарной торговли ниже среднего.
Седьмая группа муниципальных образований региона включает крупные промышленные или административные центры с высокой плотностью населения и развитой торговой инфраструктурой. При этом, представленность магазинов у дома ниже средней, что несколько снижает показатели физической доступности продовольствия населению.
Восьмая группа – территории с умеренной плотностью населения, наиболее широкой представленностью всех форматов (за исключением умеренного количества магазинов), наилучшим уровнем развития нестационарной торговли.
Исходя из проведенного анализа сделаем некоторые выводы, которые могут лечь в основу разработки направлений развития многоформатной инфраструктуры локальных рынков продовольственных товаров муниципалитетов региона.
Апробация предложенной методики показала существенную дифференциацию муниципальных образований Свердловской области по четырем выделенным направлениям оценки (социальная, физическая и экономическая доступность, а также многоформатность торговой инфраструктуры).
В частности, различия в социальной доступности населению продуктов питания составляет более чем в 15 раз. Данное положение дел в большей степени обусловлено разрывом в размере реальной заработной платы более чем в 2,5 раза. Ретроспективно, доля расходов на питание растет в масштабах региона, однако покупательная способность реальной заработной платы существенно различается по муниципалитетам Свердловской области. Таким образом, констатируем социальное неравенство населения региона.
Оценка физической доступности продуктов питания населению муниципальных образований, оцениваемая в основном по показателями наличия точек доступа к продовольственным товарам показала существенные различия более чем в семь раз. Указанная дифференциация обусловлена, в частности, отсутствием или недостаточной представленностью нестационарной торговли, которая для небольших населенных пунктов является реальной альтернативой стационарных торговых объектов, в полной мере обеспечивающей точки доступа к продовольствию. В качестве примера, можно привести Гаринский городской округ, в котором путем развития нестационарной торговли был повышен уровень доступности продовольствия населению. Отдельно следует отметить, что в некоторых населенных пунктах произошла стабилизация количества торговых объектов продовольственной (смешанной) специализации, что сказалось на их низких темпах роста. В качестве примера, можно привести Арамильский городской округ, демонстрирующий хорошие показатели физической доступности продуктов питания при замедлении темпов роста.
В свою очередь, экономическая доступность продовольствия населению различается в муниципальных образованиях более чем в восемь раз. В частности, объем всех продовольственных товаров, реализованных за финансовый год на душу населения в 2024 г. различается более чем в шесть раз. Также различны тенденции, в частности, темпы роста объема продовольственных товаров, реализованных за финансовый год на душу населения различаются более чем в полтора раза.
Оценка многоформатной торговой инфраструктуры также продемонстрировала существенную региональную дифференциацию. Представленность (широта спектра) торговых форматов отличается более чем в 4,5 раза между муниципалитетами. При этом количество площадей конкретных форматов стационарной торговли различается более чем в одиннадцать раз. Оценка тенденций многоформатности также демонстрирует различие трендов и темпов в развитии конкретных форматов, и доминировании некоторых из них.
Таким образом, очевидно отсутствие единой продуманной и последовательной политики развития релевантной социально-экономическим характеристикам муниципальных образований торговой инфраструктуры. Отдельно подчеркнем, что анализ не позволил обнаружить корреляцию показателей розничной торговли продовольствием и количеством населения, а также доходами потребителей, проживающих в муниципальных образованиях. Сказанное позволяет говорить о значении нерыночных составляющих, вопреки предположению, что торговля развивается в местах большого количества потребителей с высоким уровнем заработной платы.
Например, в восьмую группу муниципалитетов, имеющую наилучшие показатели, вошли населенные пункты почти в четыре раза различающиеся по количеству проживающего в них населения. Население муниципалитетов седьмой группы муниципальных образований, характеризующейся относительно высоким уровнем продовольственной торговли, отличается от четвертой группы с худшей торговой инфраструктурой, гораздо более низкой реальной заработной платой. Также следует исключить фактор близости от областного центра, поскольку, например в восьмой группе присутствуют Гаринский муниципальный округ, находящийся на удалении более 500 км. от города Екатеринбурга, а также муниципальные округа Верхняя Пышма и Среднеуральск, являющиеся его городами спутниками.
Сказанное подчеркивает роль институциональных факторов в развитии многоформатной торговли продовольственными товарами (в частности, наличии сформулированного властями вектора развития торговли в стратегических документах муниципалитетов).
По результатам анализа обнаружено постепенное размывание границ форматов в том смысле, в котором они интерпретируются Росстатом, а также в многочисленных правовых актах [13, 14, 15]. Более того, смысл форматирования торговых объектов по размеру площадей и особенностям обслуживания ретроспективно снижается в силу сращивания форматов, налаживания мультиформатности в рамках одного торгового объекта, появления иных значимых факторов классификации торговых объектов, имеющих гораздо большее значение для развития доступности продовольствия населению.
Полученная объективная картина развития многоформатной торговой инфраструктуры локальных рынков продовольствия может быть положена в основу формирования матрицы форматов с учетом актуальных критериев их классификации и целесообразности их выделения в целях развития доступности продовольствия населению, а также значения для развития территории.
При этом матрица торговых форматов конкретного муниципалитета не является теоретической моделью, формат собирается по целевым характеристикам, диктуемым интересами территории. Для каждой территории может функционировать собственная совокупность уникальных форматов, востребованных экономикой. Таким образом у каждой территории должна быть сформулирована и реализовываться собственная уникальная модель многоформатной торговой инфраструктуры локального потребительского рынка. Органам местного самоуправления рекомендуется разработать и включить в муниципальную программу развития потребительского рынка целевую модель матрицы форматов локального продовольственного рынка.
Заключение
Таким образом, в работе отражены результаты апробации авторского методического подхода к оценке локальных потребительских рынков продовольственных товаров с учетом характеристики многоформатности торговой инфраструктуры муниципальных образований Свердловской области.
Полученная характеристика локальных продовольственных рынков позволила идентифицировать некоторую совокупность особенностей, в ряду важнейших существенная дифференциация доступности продовольствия населению и отсутствие единой логики развития.
Выделенные посредством кластеризации группировки муниципальных образований, схожих по состоянию и тенденциям развития локальных продовольственных рынков позволят в дальнейшем разработать управленческие решения в приложении к каждой из выделенных групп.