Введение
Функционирование государства, провозглашающего приоритетное решение социальных вопросов и реализацию принципов социальной справедливости, предполагает непрерывную деятельность по совершенствованию социальной защиты и социальной помощи, в том числе через систему мер социальной поддержки, что может быть реализовано как за счет построения более эффектной системы социальной поддержки, которая позволяет учесть все возможные социальные риски, так и за счет лучшей организации предоставления мер социальной поддержки. Не затрагивая первое из обозначенных направлений совершенствования системы социальной поддержки в рамках настоящей статьи, отметим, что отдельные резервы повышения эффективности социальной защиты и социальной помощи также связаны с совершенствованием организации предоставления мер социальной поддержки. Определяя актуальность рассматриваемой темы следует подчеркнуть, что в настоящее время существует значительное количество мер социальной поддержки, предоставляемых как на федеральном, так и на региональном уровне. Предоставление мер социальной поддержки предполагает выстраивание целостной системы администрирования, а с увеличением их количества сложность системы администрирования возрастает; появляются сложности, например с проверкой обоснованности выделяемой помощи, повышением ее адресности, что требует разработки соответствующих предложений и определяет актуальность выбранной темы.
Цель исследования – разработка научно-обоснованных и практико-ориентированных предложений по совершенствованию организации предоставления мер социальной поддержки, затрагивающих деятельность государственных органов и организаций, систему их взаимодействия, в т.ч. посредством межведомственного электронного взаимодействия.
Материалы и методы исследования
Для проведения настоящего исследования использовался системный подход, общенаучные методы исследований, такие как анализ и синтез, ретроспективный анализ; анализ научной литературы и контент анализ новостной информации о деятельности органов государственной власти.
Результаты исследования и их обсуждение
Вопросы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, активно исследуются с настоящее время. Современные исследователи акцентируют внимание на обосновании конкуров и метрик системы предоставления мер социальной поддержки населения.
В исследовании Феоктистовой О.А., Андреевой Е.И., Бычкова Д.Г. [1] получили отражение вопросы сравнительного анализа системы предоставления мер социальной поддержки в РФ и отдельных зарубежных странах. В своей работе авторы делают ряд обобщений, отражающих варианты построения системы предоставления мер социальной поддержки на основе принципов социального казначейства, что непосредственно влияет на архитектуру системы и характер взаимодействия между органами власти и государственными организациями.
В исследовании Портновой Г.А. и Вербицкой Ж.И. [2] поднимаются вопросы совершенствования организации предоставления социальной помощи, исходя из необходимости реализации принципа адресности и с учетом принципа социальной справедливости. Именно в повышении адресности, авторы видят решение большинства проблем сложившейся системы предоставления мер социальной поддержки, связанных с ростом иждивенческих настроений, снижением мотивации граждан к трудовой деятельности, т.е. в целом в снижением эффективности предоставляемых мер социальной поддержки. Среди необходимых изменений указанные авторы выделяют повышение контроля со стороны государства за реальными доходами граждан, замену добровольного декларирования отдельных доходов на практику их обязательного учета при назначении мер социальной поддержки (таких доходов как добровольно уплачиваемые алименты, благотворительную помощь, доходы от продажи сельхозпродукции и другие); использование современных технологий для учета за поступлением доходов и средств гражданам, что может быть связано как с разработкой нового программного обеспечения так и более тесным взаимодействием между органами власти и организациями.
Одним из результатов исследования Лобановой М.Е. [3] стало выявление недостатков взаимодействия информационных систем с ЕГИССО, проявляющееся в неполном отражении информации о заявителях и наличие различного рода ошибок.
Отдельные рекомендации по развитию системы предоставления мер социальной поддержки содержатся в работе Завалько Н.А. [4], посвященной решению методических проблем оценки эффективности мер социальной поддержки. В работе Вороновой Е.И. [5] акцент делается на клиентоцентричности системы социальной защиты, как одном из подходов к совершенствованию организации предоставления мер социальной поддержки. Представленные исследования направлены на решение важнейших проблем развития системы социальной защиты и социальной помощи, однако не затрагивают многие вопросы организации предоставления системы мер социальной поддержки.
В ходе настоящего исследования был проведен анализ деятельности органов власти по развитию системы предоставления мер социальной поддержки. Согласно результатам анализа в РФ проводится значительная работа, направленная на повышение эффективности системы предоставления мер социальной поддержки. Важным этапом такой деятельности является создание в 2022 году Фонда социального и пенсионного страхования на основе объединения Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ, что позволяет совершенствовать работу клиентских служб по всем видам мер социальной поддержки, в большей степени ориентируя их на реализацию принципа «одного окна», а также на упрощение процедуры выплат. Создание СФР также можно рассматривать как один из аспектов реализации реорганизационного этапа пенсионной реформы, что подробно отражено в работе Морозовой Е.А., Козловой О.Н., Черней Д.О. [6]. Указанные выше авторы, проведя сравнительный анализ содержания нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы пенсионного обеспечения в РФ и обосновав этапы пенсионной реформы, отмечают, что дальнейшее развитие данной системы будет непосредственно определяться системой государственного пенсионного обеспечения, при минимальном участии негосударственных институтов. Это означает, что достижение национальных целей развития, связанных с повышением качества жизни населения, будет во многом определяться эффективностью системы предоставления мер социальной поддержки.
Не менее значимым для деятельности по совершенствованию организации предоставления мер социальной поддержки является принятие нормативных правовых актов и стратегических и программных документов, что можно рассматривать как форму деятельности. Среди данных документов наибольший интерес представляют стратегия цифровой трансформации социальной сферы [7; 8]. В стратегии отмечается, что повышение требований к объему, количеству и качественным характеристиками взаимодействия органов власти и государственных организаций по вопросам, связанным с предоставлением мер социальной поддержки, обуславливает применение цифровых технологий. Масштабы внедрения цифровых технологий в социальную сферу позволяют говорить о начале цифровой трансформации, т.е. о качественном изменении процессов, обусловленных влиянием цифровых технологий. В условиях роста населения, старения общества и увеличения нагрузки на государственные институты цифровизация становится ключевым инструментом оптимизации процессов.
Центральным элементом стратегии цифровой трансформации социальной сферы, в части организации предоставления мер социальной поддержки, является идея о реализации модели (технологии) социального казначейства, подробно рассмотренная в более ранних работах автора [9]. Реализация всех проектов, определенных в Стратегии цифровой трансформации социальной сферы позволит обеспечить достижение более высокого уровня цифровой зрелости социальной сферы, создание такой системы предоставления мер социальной поддержки, которая будет отличаться более высоким качеством сервисов по предоставлению мер социальной поддержки для граждан и более высоким качеством технологических и функциональных решений, обеспечит снижение времени на обработку поступающих запросов. Среди других преимуществ выстраиваемой системы предоставления мер социальной поддержки можно указать:
организацию единого подхода к предоставлению социальной поддержки гражданам вне зависимости от региона проживания, без необходимости подачи множества документов;
снижение бюрократической нагрузки как результат оперативного информирования и консультирования населения по вопросам предоставления мер социальной поддержки;
повышение уровня технологичности и функциональности системы благодаря взаимодействия государственных информационных ресурсов;
систематизация полномочий федеральных, региональных и местных властей, предотвращения дублирования функций и по вопросам предоставления мер социальной поддержки;
построение адаптивной и устойчивой системы социального обеспечения, способной быстро реагировать на возникающие запросы общества.
Обобщая тенденции трансформации процессов в социальной сфере следует указать на следующие тренды, связанные с организацией социальной поддержки, проявляющиеся в РФ и других государствах:
- использование цифровых платформ: государства более активно используют возможности цифровых платформ для предоставления социальных услуг, среди достижений можно выделить порталы (например, Госуслуги), позволяющие подавать заявление на получение мер поддержки и другое, а также более широкое применение чат-ботов и виртуальных ассистентов для консультации заявителей по вопросам предоставления мер поддержки;
- использование «больших данных»: освоение технологии работы с большими данными позволяет реализовывать более сложные способы выявления уязвимых групп населения, отслеживать изменение их материального положения, предотвращать случаи мошенничества, а также более точно прогнозировать потребности в мерах поддержки, осуществлять более полный мониторинг и оценку эффективности реализации социальных программ;
- использование блокчейн и цифровой идентификации: использование данных технологий позволяет повысить прозрачность информации о выплатах и обеспечить ее сохранность.
Организация предоставления мер социальной поддержки должна учитывать не только современные вызовы, обусловленные проблемами социально-экономического развития государства, но и достижения, накопленные в ходе построение и управления сложными социально-экономическими системами, использовать новые технологии, в т.ч. взаимодействия органов государственной власти и государственных организаций.
Повышение эффективности организации предоставления мер социальной поддержки может быть достигнуто лишь в результате более четкого и полного определения основных характеристик системы социальной помощи и социальной защиты, что предполагает достижение консенсуса в обществе в вопросах необходимости и содержания мер социальной поддержки. Наличие такого понимания и соответствующее содержательное наполнение системы социальной защиты и социальной помощи позволит уточнить критерии предоставления мер социальной поддержки, а следовательно, сформировать методические подходы к оценке эффективности такой поддержке. Таким образом, центральным вопросом совершенствования организации предоставления мер социальной поддержки является решение вопроса о критериях нуждаемости, а именно, использовать в качестве такого критерия исключительно нуждаемость или осуществлять предоставление мер социальной поддержки в зависимости от категории гражданина. В качестве иллюстрации существования данной проблемы следует напомнить о Послании Президента РФ 2016 года, в котором было отмечено о необходимости предоставления мер поддержки только нуждающимся и сложившейся практике (в т.ч. определенной законодательством) одновременного сосуществования различных критериев для предоставления мер поддержки.
Категоричный отказ от всех категориальных мер социальный поддержки следует также рассматривать как проявление крайности и непоследовательности. Категориальные меры социальной поддержки нуждаются в аудите и ревизии, что позволит оценить их значимость и влияние на достижение поставленных целей, прежде всего с поддержкой и повышением престижа отдельных категорий граждан. Возможным решением видится выделение категориальных мер в отдельный вид поддержки – разновидность профессиональной поддержки, и определение источников финансирования данной поддержки. Наиболее привлекательным источником могут выступать средства, аккумулируемые сообществами работодателей.
В качестве современных технологий, способствующих совершенствованию организации предоставления мер социальной поддержки следует рассматривать дальнейшее расширение практики социального казначейства. Технология социального казначейства представляет собой совокупность программного обеспечения, средств взаимодействия информационных систем и баз данных, находящихся в разных государственных органах и организациях, т.е. предполагает построение цифровой платформы, и предназначена для аккумулирования информации, назначения и предоставления мер социальной поддержки гражданам. Признанными преимуществами технологии социального казначейства являются: адресность, клиентоориентированность, что в итоге обеспечивает повышение социальной справедливости и повышение эффективности системы социальной поддержки.
При этом следует понимать, что использование современных технологий, таких как социальное казначейство, будет эффективным и целесообразным лишь в ходе верно заданных целевых ориентирах определения адресатов – получателей мер социальной поддержки. Клиентоориентированность технологии социального казначейства не вызывает дискуссии, поскольку улучшение межведомственного взаимодействия позволяет экономить время граждан – заявителей, внедрять проактивный формат предоставления мер поддержки.
В качестве рекомендаций по развитию системы предоставления мер социальной поддержки предлагается дальнейшее уточнение и конкретизация критериев нуждаемости, повышение адресности мер социальной поддержки, расширение практики проактивного (упреждающего) предоставления государственных услуг в социальной сфере, а также практики информирования о существующих мерах социальной поддержки, повышение прозрачности системы предоставления мер социальной поддержки.
Заключение
Совершенствование организации предоставления мер социальной поддержки является важным направлением государственной политики по повышению уровня жизни населения и достижению социальной справедливости. Для решения проблем сложившейся системы организации предоставления мер социальной поддержки необходимо внедрение инновационных подходов, оптимизация административных процедур, что позволит обеспечить повышение эффективности взаимодействия между органами власти и государственными организациями с одной стороны и населением с другой.