Введение
Все гуманитарные науки в той или иной степени изучают экономическое поведение. «…для целого пласта научных дисциплин, таких как философия и методология экономики и хозяйства, экономическая теория, поведенческая экономическая теория, экономическая социология, экономическая психология, нейроэкономика и др., принципиально значимым выступает построение эмпирически и экспериментально верифицированной теории экономического поведения» [1, c. 242].
Как справедливо отмечает Е.В. Королев: «…процесс обучения является технологическим процессом с присущими ему закономерностями организации: основные и вспомогательные процессы, входной, периодический и выходной контроль качества, вид процесса (агрегатно-поточный, конвейерный, стендовый и др.), ритмичность и т. д.» [2, c. 60]. Любое обучение включает когнитивную, аффективную и психомоторную сферы [3]. Поэтому образовательный процесс, в отличие от материального производственного процесса, намного больше обуславливается психологическими особенностями его протекания.
Д. Канеману и А. Тверски «удалось преодолеть противоречие, возникшее вместе с установлением господства теории ожидаемой полезности, между нормативной и описательной моделями поведения» [4, с. 35]. Подход к анализу экономических процессов через призму психоэмоциональной оценки, определивший развитие отдельного направления в экономической науке – поведенческую экономику, может также успешно применяться и к анализу особенностей образовательного процесса как производственного. Основой поведенческой экономики стала когнитивная психология, возникшая как противовес бихевиоризму и акцентирующая внимание на изучении познавательных процессов человека [4, с. 107].
Следует отметить, что научные изыскания по проблеме экономического поведения концентрируются вокруг финансового, либо потребительского поведения. В частности, в журнале «Вестник Алтайской академии экономики, управления и права», ориентированном на междисциплинарный подход, по этим проблемам в недавнее время были опубликованы работы Валишвили М.А., Обердерфера С.Я. [5], Кирсанова И.А., Парфеновой Л.Б. [6], Линского Д.В, Мабиала Ж., Байраковой И.В. [7], Гафуровой Г.Т., Рысаева Д.А., Шайхутдинова А.Р. [8]. Проблема эффективности экономического выбора в образовательном процессе пока еще малоизучена.
Актуальность данной проблемы обуславливается текущей экономической ситуацией, которую можно определить как гуманитарный кризис глобального производства, связанный с глубинными изменениями самого субъекта производства – человека. Рост общего потребления при росте ограничений независимости индивида в его выборе и углубления неравенства в его размерах, технологический прогресс и увеличение ценности человека как капитала при одновременном массовом снижении интеллектуального уровня молодого поколения, эволюционный рост потока информации как ресурса и эволюционная неготовность мозга человека к ее обработке. Образование как благо, способное решать эти экономические противоречия, требует особого внимания.
Многоаспектность образовательного процесса требует разделения его на отдельные подпроцессы взаимодействия субъектов: обучающего и обучаемого, обучающего и менеджера обучающегося и менеджера. При этом обучающиеся выступают и как субъекты, и как объекты производственного процесса.
Целью настоящего исследования является постановка проблемы влияния когнитивных искажений на принятие экономических решений обучающимися, как субъект-объектными участниками образовательного процесса.
Задачи исследования: экстраполяция ранее обнаруженных когнитивных искажений на образовательный процесс как экономически обусловленный, предложение методов решения проблемы когнитивных искажений в образовательном процессе и обоснование перспектив дальнейшего исследования проблемы.
Материал и методы исследования
Материалами исследования явились научные труды по поведенческой экономике и организации образовательного процесса, материалы проведенного опроса. Исследование основывается на методах системного анализа, сравнения и других общенаучных методах.
Результаты исследования и их обсуждение
Любой обучающийся является одновременно объектом и субъектом образовательного процесса. Как субъект он постоянно осуществляет экономический выбор по использованию имеющихся в его распоряжении ресурсов для получения образования как блага. К особенностям выбора обучающихся, влияющих на экономическую эффективность образовательного процесса относятся эффекты когнитивных искажений при принятии решений. Выделяют более сотни различных когнитивных искажений [9, с. 80], наиболее часто обсуждаемыми являются:
- гиперболическое дисконтирование: предпочтение меньших краткосрочных будущим большим выгодам;
- эффект фрейминга: влияние формулировки предложения (оферты) на принятие или отказ от него;
- эффект привязки (якоря): выбор, определяемый прошлым опытом, а не текущими условиями;
- аверсия к потерям: убыток воспринимается большим, чем аналогичный выигрыш;
- эффект сверхуверенности: более высокая субъективная оценка своих возможностей по сравнению с объективной;
- иллюзия контроля и обратный эффект: переоценка или недооценка своего влияния на ситуацию.
Проявления когнитивных искажений начинаются уже на этапе выбора образовательной программы. В детском и юношеском периоде бремя решений на себя берет либо государство, как регулятор экономических процессов (явление «асимметричного патернализма» [4, с. 63], выражаемое в обязательности образования определенного уровня), либо родители (выбор школы, направлений дополнительного образования). В последнем случае обычно проявляется эффект якоря: родители опираются на собственный опыт.
При выборе профессионального образования, как правило, уже сам обучающийся принимает окончательное решение если не об изначальном выборе программы, то о продолжении обучения по ней.
О.Т. Шипкова указывает, что «ошибочный выбор приводит к тому, что результативность обучения снижается в связи с вынужденной корректировкой объема, глубины и содержания исходной программы обучения» [10, c. 184], что ведет к снижению эффективности инвестированных в данный процесс средств.
В процессе обучения обучающийся постоянно сталкивается со множеством выборов, которые могут быть не оптимальны из-за когнитивных искажений. Выбор между систематической подготовкой заданий и авральной перед контрольной или экзаменом, участие или неучастие во внеурочной работе, выполнение или отказ по дополнительным (необязательным) заданиям и т.д. Переоценка важности текущего момента по сравнению с важностью долгосрочных последствий, излишняя уверенность в своих силах и контроле ситуации, и наоборот, избегание сложных учебных задач из-за неуверенности и страха не получить оценку – спектр практических следствий когнитивных искажений.
Для подтверждения гипотезы о наличии когнитивных искажений при принятии решений при осуществлении образовательного процесса как производственного нами был осуществлен мини-опрос.
Методика опроса
Цель опроса: определение наличия когнитивных искажений при принятии обучающимися решений в ходе учебно-образовательного процесса, а именно: эффектов фрейминга, гиперболического дисконтирование и сверхуверенности. Тип опроса: анкетирование с закрытыми вопросами. Технология проведения: анонимный опрос добровольцев посредством кроссплатформенного мессенджера «Телеграмм». Выборка: студенты первого курса бакалавриата, согласившиеся принять участие. Количество полученных ответов – 70. Методы анализа данных: количественный и сравнительный анализ. Полученные ответы сравнивались с теоретическими ожиданиями для каждого эффекта.
Результаты опроса подтвердили наличие когнитивных искажений, влияющих на эффективность образовательного процесса как производственного.
На вопрос: «На экзамене преподаватель предлагает Вам выбрать дополнительное задание. Какой вариант действий Вы выберите?» большинство (94%) предпочли ответ «Решить сложную задачу для повышения оценки», ответу «Решить сложную задачу, чтобы оценка не была снижена». Данный выбор подтверждает наличие эффекта фрейминга, одинаковый результат – более высокая оценка по-разному оценивается в результате положительного и отрицательного фрейма.
Следующий вопрос показал наличие среди студентов двух категорий: подверженных гиперболическому дисконтированию и осознающих долгосрочные выгоды. Выбрать на семинаре задачу, правильное решение которой принесет 1 балл, предпочли 50%, равно как и другие 50% выбрали задачу, правильное решение которой поможет понять теоретическую модель.
На наличие эффекта сверхуверенности указывает факт, что на вопрос о выборе между тремя простыми заданиями, дающих возможность получить по 1 баллу за каждое, и одним сложным, с возможностью (при успешном выполнении) получить 4 балла, 64% выбрали второй вариант.
Устранение эффектов когнитивного искажения – одна из задач организаторов образовательного процесса, в т.ч. преподавателя (учителя) как субъекта данного процесса. Для этого могут использоваться следующие методы.
1) Эффект подталкивания (наджинг от англ. «nudge»): подсказки, напоминания, которые подталкивают к определенному выбору, оставляя за обучающимися свободу выбора. Конкретными инструментами выступают: напоминание о сроках, различие в получаемых баллах за разные виды учебных действий, позволяющий быстро находить требуемые учебные материалы интерфейс учебной платформы.
2) Социальное влияние: примеры моделей учебного поведения, транслируемые старшими обучающимися, для чего важен институт наставничества в учебном заведении.
3) Упрощение выбора: четкость инструкций, консультирование, которые позволяют сделать выбор более осознанным.
4) Фрагментация задач: преодоление сложности через дробление одной задачи на несколько мелких. Например, подготовка частей задания в разные сроки.
5) Тайм-менеджмент занятий: четкое планирование времени обучения и отдыха. Примером одного из методов тайминга (расписания мероприятия) является метод «Помидора (tecnica del pomodoro)»: 25 минут работы -5 минут отдыха.
6) Положительный фрейминг: избегание негативных формулировок учебных задач. Например, контрольная работа проводится, чтобы была возможность показать прогресс в учебе, а не выявить недостатки.
Заключение
В процессе обучения происходит постоянный экономический выбор обучающегося по использованию своих ресурсов. Выбор определяется не только рациональными расчетами, но и когнитивными искажениями, эмоциями и социальным контекстом. Учет этих факторов позволит разрабатывать эффективные стратегии оптимизации образовательного процесса как производственного, и следующей из этого оптимизации использования ресурсов общества в целом.
Подход к рассмотрению экономического поведения субъектов в рамках образовательного процесса через призму когнитивных искажений является достаточно новым и требует дальнейшего развития.