Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ORGANIZATION OF ECONOMIC COOPERATION OF STAKEHOLDERS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF THE INITIATIVE BUDGETING PROGRAM

Drugova T.V. 1 Tingaeva N.A. 1 Kuzevanova O.M. 1 Vanina E.V. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Altai branch
2079 KB
The state authorities of the Russian Federation are the centers of responsibility, managing the development and accessibility of the socio-economic sphere and socio-political life of the country. Public administration combines individual elements into a structured mechanism that allows solving issues of organizing local self-government in the Russian Federation. The peculiarity of the existing management is that the Russian Federation occupies a significant area, and it follows that it is necessary to take into account and provide equal opportunities for government authorities to perform work, even in remote settlements. It can also be noted that there is a need to provide general access for the population to participate in the development of the socio-economic sphere and socio-political life of the country. An important aspect in this area is the organization of a mechanism for effective interaction between government authorities, non-profit organizations and the public in the above-mentioned areas. The article focuses on the main aspects of interaction between the population as an internal stakeholder and non-profit organizations, public authorities, which, using proactive budgeting, jointly resolve issues of territory improvement. Special attention in the process of this interaction is paid to the emerging problems of landscaping, namely: the improvement of roads, sidewalks, other transport facilities, outdoor lighting, repair and arrangement of facilities for mass recreation and public, cultural events, playgrounds, physical education and sports facilities, as well as other issues relevant to the authority local government bodies. The author proved the effectiveness of the interaction of the designated stakeholders in terms of landscaping through the use of proactive budgeting.
economic integration
public authorities
population
territorial public self-government bodies
stakeholders

Введение

Программа инициативного бюджетирования в г. Барнауле реализуется с 1 января 2021 года и действует на основании Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1]. В этом законе определена форма участия населения, заключающаяся в формате создания инициативных проектов. В программе инициативного бюджетирования г. Барнаула предполагается развитие социально-экономической сферы в части благоустройства территорий. Благодаря разработанному новому механизму реализации инициативных проектов решаются приоритетные направления местного значения, способствующие улучшению качества жизни. Также разработка и реализация инициативных проектов предоставляет прямой доступ населения к решению социально – значимых проблем г. Барнаула.

Цель исследования: провести анализ эффективности экономического взаимодействия жителей, некоммерческих организаций и органов государственной власти, действующих на основе инициативного бюджетирования в части благоустройства территорий.

Материал и методы исследования

Информационно-эмпирической базой исследования послужили материалы исследований, статистические данные Алтайского края, комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаулу, Министерства экономического развития Алтайского края, региональные и муниципальные программы социально-экономического развития Алтайского края.

В процессе работы применялись методы общенаучных и экономических исследований: монографического обследования, абстрактно-логический, статистический, анализ и синтез; при обработке исходной информации: экономико-статистический, сравнительный анализ; при обосновании результатов исследования: системный анализ, прогнозирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Накопленный опыт рационального, хозяйственного подхода к расходованию бюджетных средств в Алтайском крае позволил некоммерческому сектору и территориальным органам общественного самоуправления (ТОС) стать активными участниками реализации программам развития и улучшения территорий. Можно отметить, что в 2008 году в г. Барнауле функционировал финансовый механизм, предоставляющий ТОС и некоммерческому сектору финансовые ресурсы на реализацию инициативных проектов населения. Также некоммерческим организациям с 2016 года в Алтайском крае была предоставлена возможность участия в региональном проекте поддержки местных инициатив, который был направлен на повышение эффективности решения вопросов сельских населенных пунктов. Стоит отметить, что реализация проектов до 1 января 2021 года была ограничена сельским территориями. Внедренный новый порядок инициативного бюджетирования после 1 января 2021 года предоставляет дополнительные возможности в части формирования и обеспечения нормальной жизни и работы людей не только для сельских территорий, но и для городских.

В данном исследовании стейкхолдер представлен как некое заинтересованное лицо, которое может инициировать проект, а также оказывать непосредственное/опосредованное влияние на реализацию проектов, развитие/рецессию организаций, объектов. В роли стейкхолдеров могут выступать как люди, так и компании и государство с детализацией их на внутренних и внешних участников. К внутренними стейкхолдерам необходимо отнести участников проекта, которые находятся внутри компании и (или) являются причастным к проекту (организации, объекту) [2, с. 250]. В данном случае к ним следует отнести – органы государственной власти, население, некоммерческие организации, осуществляющие экономическое взаимодействие в процессе реализации инициативных проектов.

В данном исследовании инициативное бюджетирование и партисипаторное бюджетирование рассматриваются как синонимы. Под инициативным (партисипаторным) бюджетированием понимается форма участия жителей определенной территории, находящихся в ведении местного самоуправления через разработку и реализацию проектов, направленных на обустройство дорог, тротуаров, иных транспортных сооружений, наружного освещения, ремонт и обустройство объектов для массового отдыха и проведения общественных, культурно-массовых мероприятий, детских площадок, объектов физической культуры и спорта, а также решение других вопросов в части благоустройства территорий. Среди особенностей инициативного бюджетирования можно выделить, что основные идеи проектов и приоритеты продвигаются от членов социума до местной власти; процесс принятия решения организован на принципах предельной прозрачности и открытости; решения, принятые в рамках инициативы, обязательны к выполнению и члены социума могут быть вовлечены во все процессы принятия проектных решений [3].

Помимо обозначенных выше недостатков Дербенева, В.В. и Трынов, А.В. в своем исследовании представили ряд проблем, которые мешают эффективному функционированию и развитию инициативных проектов. Одна из ключевых проблем заключается в несовершенстве критериев оценки поступающих заявок. Другой важной проблемой является низкая вовлеченность населения в процесс формирования и реализации инициативных бюджетов. В исследовании отмечается позитивная динамика количества рассматриваемых проектов, а именно – увеличение, которое зачастую, происходит за счет активности муниципальных учреждений, выступающих в качестве основных инициаторов [4, с. 244].

Как было обозначено выше для нашего исследования интересно воздействие внутренних стейкхолдеров на формирование и благоустройство городской и сельской инфраструктуры. В этом контексте следует учесть мнение местного населения, так как именно оно является приоритетным стейкхолдором и его интересы совпадают с функционированием и развитием городской/сельской инфраструктуры. Помимо этого, население проживает на облагораживаемой территории, потребляет блага и может выступать в качестве инициатора проектов. Городское и сельское население будет являться ключевым стейкхолдером. Вторым стейкхолдером, оказывающим влияние на формирование и благоустройство городской и сельской инфраструктуры, являются органы государственной власти совместно с депутатами, которые в период предвыборной кампании собирают наказы избирателей (местного населения).

missing image file

Рис. 1. Основные направления работы органов ТОС

Помимо этого, представительные органы местного самоуправления, в частности депутаты городской думы, играют ключевую роль в механизме инициативного бюджетирования, обеспечивая его правовую основу и организационное сопровождение. Депутаты городской думы в данном направлении являются архитекторами всего процесса, определяя его правила игры и создавая условия для эффективного участия граждан. Также они разрабатывают и утверждают локальные нормативные акты, регламентирующие инициативное бюджетирование на территории муниципального образования. Эти акты, часто оформленные как постановления или решения думы, определяют весь цикл реализации инициатив – от зарождения идеи до ее практического воплощения. В частности, депутаты устанавливают четкие критерии отбора проектов, определяя допустимые виды деятельности, максимальный размер финансирования, а также предметно-тематические рамки. Более того, депутаты могут инициировать проведение информационных кампаний, направленных на популяризацию инициативного бюджетирования и повышение гражданской активности.

Третьим стейкхолдером является институт ТОС, который является наиболее развитой формой участия жителей в реализации собственных инициатив в обустройстве городской/сельской инфраструктуры. Органы ТОС являются некоторыми посредниками в части реализации инициативного бюджетирования по важным направлениям работы (рисунок 1).

Органы ТОС решают проблемы, связанные с организацией досуга местного населения, благоустройства территории, оказания адресной помощи, создания условий для занятий спортом, повышение правовой грамотности горожан и сельских жителей. Размещение органов ТОС со структуризацией по районам г. Барнаула представлено в таблице 1.

По состоянию на 31.12.2024 на территории города Барнаула осуществляют деятельность 67 органов ТОС, в том числе 9 органов ТОС в Железнодорожном районе, 20 – в Индустриальном районе, 12 – в Ленинском районе, 7 – в Октябрьском районе и 19 в Центральном районе. Органы ТОС за период своего существования подвергались существенным изменениям в структуре и содержании в соответствии с изменением правовой основы, но неизменной оставалась цель – работа с потребностями населения. Согласно новому порядку, органам ТОС предлагается расширить формы интеграции с населением в рамках реализации инициативных проектов.

Таблица 1

Размещение органов ТОС в г. Барнауле

Орган ТОС-размещение

Орган ТОС-нет помещения

Железнодорожный район

ТОС Петровского микрорайона -ул. С.Западная, 224-42

ТОС Привокзального микрорайона

ТОС Червонного микрорайона – ул .С.Западная, 29-39

ТОС Стахановского микрорайона

ТОС Матросовского микрорайона – ул .А.Петрова, 118-4

 

ТОС Красноармейского микрорайона -ул .Крупской, 99а- 17

 

ТОС Локомотивного микрорайона-пр-т Коммунаров,128

 

ТОС Власихинского микрорайона-ул. Рылеева, 1

 

ТОС микрорайона «Зеленая Роща»-ул. Матросова, 3а

 

Индустриальный район

ТОС микрорайона «Мирный»- ул.42 Краснознам. Бригады,8

ОО ТОС поселка Новомихайловка

ТОС микрорайона «Победный»-ул.Весенняя,1а

ОО ТОС поселка Лесной

ТОС микрорайона «Солнечный»-ул. Энтузиастов, 30

ТОС «Микрорайон Октябрьский»

ТОС микрорайона «Авиатор»-ул.1-я Малиновая, 52а

ТОС микрорайона «Запад – 2»

ТОС микрорайона «Инициативный»-ул. Весенняя, 1а

ОО ТОС микрорайона «Водник»

ТОС микрорайона «Новосиликатный»-ул. Весенняя, 1а

ТОС микрорайона «Сибирский»

ТОС микрорайона «Урожайный»-ул. Панфиловцев, 20

ТОС микрорайона «Молодость»

ТОС микрорайона «Балтийский»-Павловский тракт, 263а

 

ТОС микрорайона «Магистральный»-ул. Сухэ-Батора, 8

 

ОО ТОС Юбилейного микрорайона-Павловский тракт, 78

 

ТОС п. Пригородный-ул. Кирова, 11

 

ОО ТОС микрорайона «Лазурный»-ул. Балтийская, 40

 

ТОС «Микрорайон Спутник»-ул. Кленовая, 7

 

Ленинский район

ТОС «Островский»-ул. Юрина, 202в

 

ТОС «Юбилейный»-ул. Островского, 50

 

ОО ТОС поселка Березовка-ул. Центральная, 42

 

ТОС села Гоньба-ул. Школьная, 12а

 

ТОС Гущинского микрорайона-ул .Попова, 54

 

ТОС «Малаховский»-ул. Островского, 50-4

 

ТОС «Докучаевский»-ул. Юрина, 202в

 

ТОС «Народный»-ул. Шукшина, 20

 

ОО ТОС микрорайона «Горский»-ул. Горская, 26а

 

ОО ТОС «Комсомольский»-ул. Эм.Алексеевой, 66

 

ОО ТОС «Научный»-Научный городок, 9

 

ОО ТОС Казенная Заимка-ул.Цветущая,1

 

Октябрьский район

ТОС Западного микрорайона-ул. Чеглецова, 12

 

ТОС микрорайона «Восточный»-ул. Кулагина, 25

 

ТОС микрорайона «ВРЗ»-ул. Воровского, 111

 

ТОС микрорайона «Поток»-ул. Э.Алексеевой, 13а

 

ТОС микрорайона «Центр»-пр-кт Калинина, 5б

 

ТОС «Тимуровский»-ул. Тимуровская, 3

 

ТОС микрорайона «Северо-Западный»-ул. Сев.-Западная, 62

 

Центральный район

ОО ТОС поселков Черницк и Мохнатушка-Черницк,

ул. Новостройка, 1

ТОС поселков Бельмесево и Конюхи

ОО ТОС «Заимка»-ул. Радужная, 89а

ОО ТОС «Студенческий»

ТОС п. Кирова-ул. Кутузова, 18

ОО ТОС «Станция Ползуново»

ОО ТОС «Университетский»-ул. Песчаная, 74

ТОС «Сибирская долина»

ОО ТОС «Нагорный»-ул. Аванесова, 2

ТОС «Лидер»

ТОС села Лебяжье-ул. Школьная, 65

ТОС «Новый Ерестной»

ОО ТОС «Микрорайон № 13»-ул. Песчаная, 108

 

ТОС «Содружество»- ул. Мира, 7

 

ОО ТОС «Южный»-ул. Чайковского, 19

 

ТОС «Благодатный»-ул. Тополинская, д.83

 

ТОС «Микрорайон №17»-ул.Партизанская, 132

 

ТОС «Серебряный бор»-Змеиногорский тр-т, 102-18

 

ОО ТОС «Наш Затон»-ул. Лермонтова, 4

 

Под инициативным или партисипаторным бюджетированием понимается реализация предложений жителей в части направления расходования бюджетных денежных средств [5]. Требования к инициативным проектам отражены в методических рекомендациях по реализации инициативных проектов в городе Барнауле, которые регулируется порядком выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов [6] и проведением их конкурсного отбора в городском округе – городе Барнауле Алтайского края [7]. Реализация проектов, инициируемых населением представляет собой многоступенчатый процесс, требующий тщательной подготовки и взаимодействия с органами местного самоуправления. Ключевым моментом является выбор проекта, непосредственно направленного на решение актуальных проблем местного значения в части благоустройства территории или строительства социально значимого объекта. Это могут быть проекты, связанные с благоустройством (например, создание детских площадок, ремонт дорог, озеленение территории), развитием социальной инфраструктуры (организация спортивных секций, создание пунктов проката велосипедов, улучшение освещения улиц), культурными мероприятиями (проведение городских фестивалей, организация выставок), либо иные инициативы, способствующие повышению качества жизни горожан. Важно, чтобы проект был реалистичным, основанным на реальных потребностях населения и имел четко определенные цели и задачи.

Формирование инициативной группы – не менее важный этап. Закон устанавливает минимальный порог в 10 человек, достигших 16-летнего возраста и проживающих в г. Барнауле. После формирования группы, необходимо подготовить детальное описание проекта, включающее цели, задачи, этапы реализации, смету расходов и ожидаемые результаты. В этом документе необходимо чётко указать географические границы планируемой реализации проекта.

Обращение к органам государственной власти с инициативным проектом– следующий важный этап. На данном этапе необходимо получить согласование территории для реализации проекта. Заявление инициаторов должно содержать подробное описание выбранной территории, с указанием границ и их обоснованием. Также необходимо презентовать жителям на выбранной территории проект, заручиться их поддержкой.

В этом этапе также следует учитывать то, что могут быть выявлены замечания и предложения граждан, которые необходимо учесть при реализации инициативного проекта. Здесь же будет осуществляться анализ инициативного проекта отраслевыми (функциональными) органами местного самоуправления, администрациями районов города. И после этого всего будет проведен конкурсный отбор инициативных проектов.

Следующий этап – внесение инициативного платежа по проекту в соответствии с заявкой (не менее 5% полной стоимости проекта). Стоит отметить немаловажный аспект, что сумма финансовой поддержки из бюджета города на реализацию одного проекта не ограничена нормативными документами, а только общим фондом, и определяется комиссией по итогам оценки инициативных проектов на основании критериев, установленных Порядком выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а также проведения их конкурсного отбора в городском округе – городе Барнауле [8]. Ограничение количества заявок не предусмотрено.

Заключительный этап включает в себя непосредственную реализацию инициативного проекта совместно с населением, ТОС и администрацией города Барнаула. После реализации инициативного проекта построенные или отремонтированные объекты поступают на баланс муниципального образования (МО) [8].

Таблица 2

Реализация инициативного бюджетирования в г. Барнауле в 2021-2022 годах, руб. [8]

Наименование проекта

Объем бюджетных средств

Объем инициативных платежей

«Западный за здоровый образ жизни» (обустройство спортплощадки между ул.Горно-Алтайской, 4 и ул.Чеглецова, 7)

1100637,6

100637,6

«Страна детства» (благоустройство детской площадки в мкр. Затон)

950000,0

50000,0

Щебенение улицы Вологодской в поселке Центральном

2 136572,4

200000,0

Щебенение улицы Липецкой в поселке Центральном

2272212,0

200970,0

Создание спортивной площадки на территории МБОУ «СОШ №13»

1000000,0

50757,0

«Здоровье. Спорт. Успех» (обустройство спортплощадки на территории школы №68)

1337410,0

100000,0

«Спорт без травм» (обустройство покрытия на спортплощадке школы №56)

1899724,0

100280,0

«Спорт, доступный каждому» (обустройство беговой дорожки на спортплощадке лицея №130)

2473789,99

175457,75

«Организация благоустройства территории детского сада №177»

396230,46

20854,58

Комплексная спортивная площадка по ул.Спортивной,1а-1л в селе Власиха

855052,16

95084

Асфальтирование дороги по улице Российской в микрорайоне Авиатор

3947481,6

197374, 08

Асфальтирование дороги по проезду Братскому в микрорайоне Мирном

1862600,4

93130,02

Асфальтирование межквартального проезда от улицы Балтийской до МБОУ «СОШ №128»

1876720,8

93836,04

Устройство линии наружного освещения по улице Юбилейной

в с. Гоньба

1459187,4

34825,0

Устройство линии наружного освещения по улице Пролетарской

от улице Челюскинцев до переулка Малого Прудского

497022,4

24851,12

Устройство линии наружного освещения по улице Ядерной

658789,5

34825,0

Благоустройство территории у городской поликлиники №10

в Петровском микрорайоне

2701587,28

135079,46

«Дорога в школу» (благоустройство территории с МБОУ «СОШ №125»)

895716,11

58183,11

Устройство плиточного покрытия аллеи по улице Георгия Исакова на пересечении с улицей Малахова

1831370,32

91569,35

Ремонт покрытия на аллее по улице Георгия Исакова от улицы Шукшина до улицы Солнечная Поляна

1550422,86

77520,31

Благоустройство центральной аллеи в поселке Лесном

2355574,59

117778,71

Итог

34058101,87

1855639,05

Примечание: 45000 – вклад со стороны юридических лиц «ИФК «РусьЭнерго», 50084 – вклад со стороны жителей.

Таблица 3

Реализация инициативного бюджетирования в Индустриальном районе в 2022-2025 годах [8]

2022 г.

2023 г.

Обустройство проезжей части дороги по пер. Заснеженному с поворотом дороги на пер. Садовый 1-й, 22

Наружное освещение по ул .Тюленина»

Асфальтирование дороги (по проезду Горьковскому)

Обустройство дорожного полотна (ул. Беловежская)

Реконструкция стадиона и спортивных площадок МБОУ «СОШ №50» «Асфальтирование 2-го и 3-го Станкостроительных проездов

Уличное освещение микрорайона Инициативного

Обустройство мини стритбольной площадки по ул. Спортивной, 1а-1л, восточнее земельного участка по ул. Спортивной, 1а

Строительство линии наружного освещения по улицам Новгородской и Островского в границах квартала «Невский»

Асфальтирование дороги по ул. Лиственничная от ул. Багряная до пер. Чистый в мкрн. Запад 1

Светлая улица – светлый город (освещение ул. Живописная и ул. Вишневой)

Безопасная дорога к школе №125 в г. Барнауле

Асфальтирование дороги по ул .Снежной, ул. Снежной 2-й, ул. Облепиховой

Уличное освещение микрорайона Водник

Устройство асфальтового покрытия по ул. Инженерной в мкр. Октябрьском с. Власиха

Асфальтирование дороги улицы Лимонная от дома №61 до ул. Медовая»

Устройство канализационной сети по адресу: проезд 1й Кооперативный

Ремонт дорожного полотна с укладкой асфальтового покрытия по ул. Инженерная в МКР «Октябрьский» с. Власиха

Асфальтирование дороги ул. Шоссейной от ул. Изящной до ул. Беловежской

Асфальтирование дороги в границах от ул. Беловежской до ул. Меридианной

Асфальтирование проезда от ул. Есенина до земельных участков 100, 102, 104, 106

Детский этнокомплекс под открытым небом «Арт-Околица»

Благоустройство въездной зоны п. Лесной

Асфальтирование переулка Короткого»

Ремонт дорожного полотна с укладкой асфальтного покрытия по ул. Кристальная

«Делаем дорогу вместе» (ул. Березовая роща)

«Асфальтирование дороги» (ул. Мятная)

«Асфальтирование улицы» (ул. Мятной от ул. Смородиновой до ул. Медовой)

«Освещение части улицы Смородиновой»

«Благоустройство дворовой территории по ул.Сиреневой,4»

Асфальтирование дороги (по ул. Анисовая от ул. Смородиновая до ул. Медовая в мкр. «Новый Спутник»

Асфальтирование уличной дороги по ул. Ясеневая от дома №15 до №36

Асфальтирование с щебеночным основанием уличной дороги по ул. Калиновая в границах ул. Кленовая и ул. Соловьиная

Ремонт улицы Шоссейная в с. Власиха

Асфальтирование дороги по улице Липовая от улицы Соловьиная до улицы Кленовая в микрорайоне «Спутник»

Благоустройство парковой зоны, строительство спортивной, детской площадки в микрорайоне «Авиатор»

2024 г.

2025 г.

Делаем дорогу вместе (ул .Березовая роща)

Детский этнокомплекс «Арт-Околица»

Благоустройство парковой зоны, строительство спортивной, детской площадки в мкр. «Авиатор

Асфальтирование дороги в границах от ул. Беловежской до ул. Меридианной; по ул. Шоссейной от ул. Изящной до ул. Беловежской; ул. Лимонная от дома №61 до ул. Медовая»; по ул. Анисовая от ул. Смородиновая до ул. Медовая; по ул. Ясеневая от дома №15 до №36»

Ремонт дороги по проезду от домов №109 и 111 по ул. Мамонтова до дома №11 по ул. Садовая»

Асфальтирование переулка Короткого

Благоустройство дворовой территории по ул.Сиреневой,4

Благоустройство въездной зоны поселка Лесной

Ремонт проезжей части дороги по проезду от улицы Мамонтова, №125 и №127 по направлению к улице Юбилейная, до дома №53 по улице Юбилейная»

Асфальтирование дороги (ул. Мятная)

Ремонт дороги по улице Шоссейная от улицы Кристальная до улицы Универсальная в с. Власиха

Асфальтирование дороги часть ул. Черничной

Школа – территория безопасности и комфорта

Кроме того, важно обеспечить долгосрочное содержание и поддержание созданных объектов, чтобы они долго служили на пользу жителям Барнаула. Это может требовать создания специальных групп по уходу за объектами или согласования с управляющими компаниями процедуры их дальнейшего обслуживания. В таблице 2 представлена экономическая эффективность от взаимодействия внутренних стейкхолдеров в рамках реализация инициативного бюджетирования в г. Барнауле в 2021-2022 годах.

В дополнение к таблице 2 можно отметить, что некоторые проекты реализовывались с участием заинтересованных лиц:

1. «Западный за здоровый образ жизни» (обустройство спортплощадки между ул. Горно-Алтайской, 4 и ул. Чеглецова, 7) – жителями микрорайона, Советом ТОС Западного микрорайона, молодежным Советом района был организован субботник.

2. «Страна детства» (благоустройство детской площадки в микрорайоне Затон) – жителями микрорайона были выполнены работы по планировке грунта на территории площадки для посадки газона, собран мусор, выполнена планировка территории песком, приобретены и установлены велопарковки.

3. Щебенение улиц по Вологодской и Липецкой в поселке Центральном -проведены акции по сбору мусора и покосу травы вдоль дорожного полотна

4. Работа по созданию спортивной площадки на территории МБОУ «СОШ №13» – были проведены 4 акции по подготовке территории к началу ремонтных работ и торжественному открытию объекта

5. Создание спортивной площадки по ул.Спортивной,1а-1л в селе Власиха – были проведены акции по сбору мусора, покосу травы; разравнен земельный участок – привлечение погрузчика, выполнен вывоз земли, демонтаж клумбы; осуществлена разбивка новых клумб, выполнены работы по покраске и установке футбольных ворот, волейбольных стоек, предоставлены точки для электроподключения оборудования, подачи воды для полива газонной травы. Далее рассмотрим реализацию инициативного бюджетирования по районам в г. Барнауле (таблица 3-8).

Данные, представленные в таблице 3, показывают, что реализация инициативного бюджетирования в Индустриальном районе реализовывалась ежегодно. Максимальное количество реализованных инициативных проектов было зафиксировано в 2023 году и составило 21 проект. Стоит обратить внимание на реализацию проектов в 2025 году, так как в этом периоде отмечено наименьшее количество – всего 4 проекта. В 2022 году было осуществлено 14 проектов, инициированных населением, а в 2024 году – всего 9 инициативных проектов. В ходе реализации инициативного бюджетирования в Индустриальном районе в 2022 году наибольшее количество проектов было осуществлено в части обустройства проезжей части дороги. В этом направлении можно отметить наибольшее количество в численном выражении – асфальтирование дороги. Второе место занимает устройство уличного наружного освещения. В плановом периоде наблюдается аналогичная тенденция распределения инициативных проектов. Помимо этого отмечается дополнительные инициативные проекты, а именно: благоустройство парковой зоны и детский этнокомплекс «Арт-Околица».

Таблица 4

Реализация инициативного бюджетирования в Железнодорожном районе в 2022-2025 годах [8]

2022 г.

2023 г.

Освещение ул. Станционной

Детская площадка (проезд Фурманова, 1г)

Асфальтирование дороги (проезд Фурманова)

Асфальтирование проезда 2-го Алейского

Обустройство линии наружного освещения

по ул. Бийской и ул. Катунской

Асфальтирование улицы Проездной

Спортивная площадка ул. Фурманова 24б»

Асфальтирование улицы (пр-зд Фурманова)

Обустройство линии наружного освещения

по ул. Бийская и ул. Катунская

2024 г.

2025 г.

Обустройство линии наружного освещения по ул. Бийская и ул. Катунская

Раздели с детьми детство

Светлое будущее

Светлые улицы – безопасность жителей

Дорога к дому моему

Информация, представленная в таблице 4, свидетельствует о том, что реализация программы инициативного бюджетирования в Железнодорожном районе осуществлялась не каждый год. В 2022 году было реализовано максимальное количество проектов – 5. Наименьшее число инициативных проектов было запланировано на 2025 год и составляет 2 проекта. В 2023 году также было реализовано 5 инициативных проектов. В 2024 году было предусмотрено по 3 инициативных проекта. В ходе реализации инициативного бюджетирования в Железнодорожном районе за весь период реализации проектов было отмечено равное распределение по формам проектов.

Информация, представленная в таблице 5, свидетельствует о том, что реализация инициативного бюджетирования в Ленинском районе осуществлялась каждый год. В 2025 году было запланировано максимальное количество проектов – 9. Наименьшее число инициативных проектов запланировано на 2024 год – всего 2 проекта. В 2022 и 2023 годах было реализовано одинаковое количество проектов – по 6. В ходе реализации инициативного бюджетирования в Ленинском районе в 2022 году наибольшее количество проектов было осуществлено в части устройства уличного наружного освещения. В плановом периоде на первом месте обустройство проезжей части дороги. В этом направлении можно отметить наибольшее значение в численном выражении – асфальтирование дороги. Второе место занимает наружное освещение. Помимо этого отмечается крупный инициативный проект – благоустройство сквера по ул. А.Петрова.

Данные, приведенные в таблице 6, показывают, что программа инициативного бюджетирования в Железнодорожном районе не реализовывалась ежегодно. На 2024 и 2025 годы запланировано осуществление одного и двух инициативных проектов соответственно. В 2022 и 2023 годах инициативные проекты не были запланированы.

Таблица 5

Реализация инициативного бюджетирования в Ленинском районе в 2022-2025 годах [8]

2022 г.

2023 г.

Обустройство линий наружного освещения по улицам Школьная, Рябиновая к переулку Советскому в с. Гоньба

Щебенение участка дороги по ул. Урожайной в п. Березовка

Строительство мемориала в п. Научный Городок

Обустройство линии наружного освещения на участке ул. Западной 13-й

Обустройство линии наружного освещения по ул. Горской

«Обустройство линии наружного освещения на участке ул. Совхозной

Обустройство линии наружного освещения по ул .Горской

Благоустройство территории в районе дома по ул. А. Петрова, 266

Асфальтирование участка дороги по ул. Ореховая 1-я от дома №13 до дома №27 включительно (до ул. Соколиная)

Обустройство сквера на ул. Гущина

Обустройство линии наружного освещения по ул. Балабанова

Устройство линии наружного освещения по ул. Советской от дома №18 до №64 в с. Гоньба»

2024 г.

2025 г.

Устройство линии наружного освещения по ул. Советской от дома №18 до №64 в с. Гоньба

Обустройство сквера на ул. Гущина

Строительство дорожного полотна – асфальтирование участка дороги по ул. Ореховая 1-я на территории (от дома №13 до дома №27 включительно (до ул. Соколиная)»

Обустройство линии наружного освещения по ул. Горской и ул. Балабанова

Благоустройство стадиона МБОУ «Гимназия №79

Благоустройство сквера по ул. А.Петрова

Строительство дорожного полотна – асфальтирование участка дороги по ул. Ореховая 1-я от дома №1а до дома №13 включительно

Устройство линии наружного освещения по ул. Березовой в с. Гоньба

Асфальтирование ул. Научный Городок от дома №80 до перекрестка с ул. Пшеничной

Строительство дорожного полотна – асфальтирование участка дороги по ул. Яблочная от дома №24 (включительно) до дома №42 (включительно до ул. Кольцевая)

Таблица 6

Реализация инициативного бюджетирования в Октябрьском районе в 2022-2025 годах [11]

2022 г.

2023 г.

-

-

2024 г.

2025 г.

«Спорт – норма жизни» (ТОС Поток»)

«Открытый школьный стадион»

«Зеленая аллея»

Таблица 7

Реализация инициативного бюджетирования в Центральном районе в 2022-2025 годах [11]

2022 г.

2023 г.

Спортивная площадка на территории МБОУ «СОШ № 54»

Устройство линии наружного освещения ул. Ростовской п. Центральный

Благоустройство дорожного полотна ул. Сочинской в п. Центральном

Строительство детской площадки по ул. Придорожной в с. Лебяжье

Благоустройство дорожного полотна ул. Набережной в п. Черницк

Спортивная площадка на территории МБОУ «СОШ №76»

Благоустройство дорожного полотна по ул. Альпийской, р.п. Южный»

Благоустройство дорожного полотна по ул. Озерная 2-ая, п. Сиреневый

Ремонт дороги по улице Стрелецкой в поселке Борзовая Заимка; по проезду от домов №№109 и 111 по ул. Мамонтова до дома №11 по ул. Садовая

Благоустройство территории МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»

Благоустройство дорожного полотна (щебенение) ул. Звездной, ул. Мурманской, ул. Светлой, ул. Европейской, ул. Столичной, ул. Сахалинской

Обустройство дороги по ул. Зоотехническая р.п. Южный

Дорога светлого будущего по Садовой

Обустройство линии наружного освещения ул. Белгородская, пер .Трансформаторного, ул. Сиреневой

Детская площадка (для дошкольников) по ул. Ростовской

Монтаж уличного освещения переулка от ул. Центральной, 120 до ул .Березовой, 19

Обустройство спортивной площадки на территории МБДОУ «Детский сад №177»

Благоустройство территории для отдыха в поселке им. С.М. Кирова (сквер с детской площадкой)

Благоустройство территории МАДОУ «Детский сад №257

2024 г.

2025 г.

Детская площадка (для дошкольников) по ул. Ростовской

Устройство линии наружного освещения пер. Трансформаторного

Благоустройство территории МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»

Благоустройство дорожного полотна п. Сиреневый

Благоустройство дорожного полотна (щебенение) ул. Мурманской, ул. Светлой

Ремонт дороги по ул. Стрелецкой

Обустройство спортивной площадки на территории МБДОУ «Детский сад №177»

Благоустройство территории для отдыха в поселке им. С.М. Кирова (сквер с детской площадкой)

Обустройство линии уличного освещения ул. Сиреневой в п. Ягодном

Территория успеха (МБДОУ «Детский сад №197)

Солнечный остров

БыстрееВышеСильнее

Устройство тротуара в поселке Кирова

Обустройство спортивной площадки на территории МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»

Благоустройство дорожного полотна ул. Европейской

Благоустройство территории МАДОУ «Детский сад №257

Ремонт дорожного покрытия проезда от ул. Сибирская долина до ул. Змеиногорской в мкр. Сибирская долина п. Бельмесево»

Территория спорта

Здоровое поколение

Доступная физическая культура

Таблица 8

Реализация инициативного бюджетирования в неопределенном районе в 2022-2023 годах [11]

2022 г.

2023 г.

Непоседы

Безопасное детство

Дорога жизни

Планета спорта

Спорт, доступный всем!

Веселый дворик

Благоустройство парковой зоны, строительство спортивной, детской площадки

Светлая улица

Асфальтное дорожное покрытие

Где свет, там жизнь

Велосипедная дорожка (от зем. участка 55-2

до зем. участка 76)

Непоседы

Светлая улица

БыстрееВышеСильнее

Солнечный остров

Спорт – норма жизни

Спортивный мир

Светлое будущее

Раздели с детьми детство

Ремонт асфальтового покрытия на земельном участке с номером 22:63:050807:145

Солнечный город детства

Дорога к дому моему

Спортивная (футбольная) площадка

Открытый школьный стадион

Территория успеха

missing image file

Рис. 2. Динамика бюджетного финансирования инициативных проектов [8]

Данные, приведенные в таблице 7, показывают, что реализация инициативного бюджетирования в Ленинском районе проводилась ежегодно. В 2023 году было запланировано наибольшее количество проектов – 12. Наименьшее количество инициативных проектов было запланировано на 2022 – всего 7. В 2024 и 2025 годах было реализовано одинакова по 10 инициативных проектов. В ходе реализации инициативного бюджетирования в Центральном районе в 2022 году наибольшее количество проектов было осуществлено в части обустройства проезжей части дороги. В этом направлении можно отметить преобладание в численном выражении – асфальтирование дороги. Второе место занимает благоустройство спортивных площадок на территории школ. В плановом периоде наблюдается преобладание проектов в части обустройства проезжей части дороги. Помимо этого отмечается крупный дополнительный инициативный проект, направленный на благоустройство территории для отдыха в поселке им. С.М. Кирова (сквер с детской площадкой).

Данные, приведенные в таблице 8, показывают, что реализация инициативного бюджетирования в районах, не обозначенных в отчетах проводилась только в 2022 и 2023 гг.

missing image file

Рис. 3. Численность благополучателей [9]

В 2022 году было запланировано 10 инициативных проектов, а в 2023 году было реализовано 15 таких проектов. В городе Барнауле реализация программ инициативного бюджетирования в районах проходит на заседаниях комиссии, где выбираются инициативные проекты, которые будут реализованы в каждом рассматриваемом году. На этих заседаниях также устанавливается объем бюджетного финансирования для каждого проекта (рисунок 2).

Анализ рисунка 2 демонстрирует явную тенденцию к увеличению бюджетного финансирования проектов, реализуемых по инициативе граждан. Наибольший прирост финансирования зафиксирован в период с 2022 по 2023 год и составил 11,4 млн. рублей. Государственное финансирование проектов указывает на заинтересованность государства в их дальнейшем развитии. По результатам реализации программы инициативного бюджетирования можно сделать вывод о положительной динамике её развития, что свидетельствует о поддержке этой программы со стороны государства.

Также следует провести анализ важного ключевого фактора – численность благополучателей (рисунок 3).

Данные представленные в рисунке 3 явно демонстрируют, что с 2021 года по 2023 год возрастает количество благополучателей. Так, в 2023 году наблюдается наибольшее количество получателей благ, что составило 500 тысяч человек. Можно заметить, что количество благополучателей выросло на 192 тысячи с 2021 года. Сравнивая 2023 год и 2022 можно заметить, что число благополучателей увеличилось на 150 тысяч жителей. Представленные рисунок 2, таблица 2 позволяют сделать вывод о том, что поддержка программ инициативного бюджетирования осуществляется как со стороны государства, так со стороны населения. Совместные усилия проводят к росту получателей благ, что находит подтверждение в рисунке 3.

Заключение

В заключение можно сказать, что реализация инициативного проекта в городе Барнауле – это сложный, но вознаграждающий процесс, требующий тщательной подготовки, командной работы и эффективного взаимодействия внутренних стейкхолдеров – органы государственной власти, ТОС и население. Новая методика инициативного бюджетирования представляет собой эффективный управленческий инструмент, предназначенный для выявления наиболее актуальных и острых проблем на территории г. Барнаула, решаемых посредством участия граждан и нуждающихся в оперативном решении.

Использование инициативного бюджетирования способствует достижению следующих результатов:

- повышению уровня удовлетворенности населения качеством получаемых социальных услуг;

- снижению пассивного ожидания помощи от органов государственной власти и стимулированию активного участия граждан в развитии своего сообщества, инфраструктуры района г. Барнаула, что позволяет укрепить взаимоотношения между участниками инициативного проекта (органы государственной власти, ТОС и население);

- повышению эффективности бюджетных решений за счет вовлечения населения в процесс принятия решений, что приводит к созданию более экономичных проектов и бережному отношению к создаваемым объектам в период эксплуатации.

В ходе исследования было установлено, что, несмотря на значительный вклад государства в разработку удобной информационной платформы, достигнутый результат не является достаточным. Необходимо повышать уровень вовлеченности населения, улучшение коммуникации и обеспечение достаточного финансирования – ключевые факторы, способствующие превращению инициативного бюджетирования в действенный инструмент участия граждан в решении местных проблем и созданию более комфортной среды жизни. Также необходимо разработать стратегию целенаправленного информирования граждан о возможностях участия в программах инициативного бюджетирования. Помимо этого, необходимо публиковать регулярные отчеты о ходе реализации проектов, что должно повысить доверие граждан к данному механизму.

Несмотря на выявленные негативные факторы в реализации инициативных проектов можно выделить и положительную динамику, заключающаяся в приросте количества рассматриваемых проектов. Также на протяжении 5 лет наблюдается положительная динамки роста бюджетного финансирования инициативных проектов. Все это говорит о поддержке этой программы как со стороны государства, так и со стороны населения и ТОС.

В заключении хотелось бы отметить важность реализации инициативного бюджетирования через развитие новых форм информационного сопровождения проектов. Также необходимо обеспечить прозрачность и открытость основных этапов реализации инициативных проектов. Немаловажным аспектом является стимулирование населения к активным действиям на этапе формирования заявки, а также мотивирование местных жителей, способствующее выступлению их в качестве основных инициаторов. Среди дополнительных мер по развитию инициативного бюджетирования можно обозначить повышение периода реализации проектов и оптимизацию/снижение налоговых вычетов в счет уплаченных средств. Успешная реализация определенного инициативного проекта решает не только конкретные проблемы местного значения, но и способствует развитию гражданской активности и укреплению местного сообщества. Поэтому тщательное планирование, профессиональный подход и настойчивость – залог успеха в этом важном деле.