Введение
Актуальность темы исследования состоит в том, что в современных условиях цифровизации экономики на финансовые платформы возлагаются надежды как на один из драйверов развитии рынка капитала. Основная причина в том, что благодаря ним упрощается доступ к инвестиционным инструментам и кредитным ресурсам. Их популярность стремительно растет благодаря удобству использования, снижению издержек и возможности широкого выбора инструментов для инвестиций.
Информационной базой для данного исследования послужили статистические данные Банка России [9], законодательные акты [3], публикации в периодической печати в сети Интернет и данные с сайтов операторов финансовых платформ [10].
Цель исследования заключается в оценке текущего состояния финансовых платформ в Российской Федерации, определение их роли и места на фондовом рынке.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучение правового регулирования финансовых платформ в России;
2. Оценка деятельности финансовых платформ на российском фондовом рынке;
3. Определение места финансовых платформ на фондовом рынке;
Научная новизна определяется постановкой цели и задач исследования, полученными результатами, которые могут быть использованы участниками фондового рынка для дальнейшего совершенствования деятельности финансовых платформ. Также можно отметить, что данная тематика еще не привлекала внимания исследователей, в связи с чем данная работа является одной из первых, посвященных анализу финансовых платформ на фондовом рынке Российской Федерации.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось за период с 3 квартала 2023 г. по 3 квартал 2024 г. по методике анализа временных рядов путем расчета темпов роста для оценки квартальной динамики, визуализации данных (гистограммы). Кроме того, при написании настоящей работы, были использованы следующие методы: методы синтеза и анализа, метод аналогий, метод сравнительного анализа и метод обобщения. Исследование проводилось на основе данных, представленных в разделе «Инфраструктура финансового рынка» на сайте Центрального Банка Российской Федерации, а также на официальных сайтах финансовых платформ.
Результаты исследования и их обсуждение
Платформенные сервисы, которые появились на финансовом рынке сравнительно недавно, представляют собой финансовые платформы, так называемые маркетплейсы, и инвестиционные платформы, так называемые краудфандинговые платформы. В данной статье речь пойдет об одном из видов указанных платформ – финансовых маркетплейсах. Финансовые платформы представляют собой круглосуточные онлайн площадки, обеспечивающие проведение транзакций, управление финансами и предоставление различных финансовых услуг. Они могут охватывать широкий спектр операций, таких как электронные платежи, онлайн-банкинг, кредитование и страхование. Важной характеристикой финансовых платформ является их технологическая основа, позволяющая объединять различные финансовые сервисы в едином интерфейсе [8].
Базовым документом, регулирующим деятельность на финансовых платформах, является Федеральный закон от 20.07.2020 № 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Данный закон регулирует деятельность не только финансовых платформ, но также и отношения, возникающие в сфере финансовых сделок с их использованием [3]. Более детальная информация о нормативной базе, регулирующей сделки с ценными бумагами с использованием финансовых платформ, представлена в таблице 1.
Одним из ключевых факторов, обеспечивающих успешное функционирование финансовых платформ, является их технологическая инфраструктура. Большинство современных платформ работают на основе облачных вычислений, больших данных, блокчейн-технологий и искусственного интеллекта, что позволяет повысить уровень безопасности, автоматизировать финансовые процессы и улучшить пользовательский опыт. [16].
Доступ к платформе предоставляет оператор финансовой платформы (далее также – ОФП), обязательным условием деятельности которого, является нахождение в официальном реестре ЦБ РФ. Оператор выступает в качестве посредника между поставщиком финансовых услуг и потребителем [17].
Информация о сделках, заключенных через финансовые платформы, сохраняется в Едином регистраторе финансовых транзакций (РФТ), который функционируй на базе центрального депозитария – НКО АО «Национальный расчетный депозитарий».
Таблица 1
Правовое регулирование сделок с ценными бумагами на финансовых платформах в России
Нормативно-правовые акты |
Область регулирования |
Гражданский кодекс РФ |
Общие принципы договорных отношений |
Федеральных закон «О совершении финансовых сделок с использованием финансовых платформ» от 20.07.2020 №211 ФЗ |
Правовые основы деятельности ОФП, регулирование отношений, возникающих в области оказания операторами услуг |
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1997 №39-ФЗ |
Регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении ценных бумаг, в т.ч. с использованием финансовых платформ |
Федеральный закон 27.06.2006 «О персональных данных» от 27.06.2006 №152-ФЗ |
Требования по защите данных пользователей и работе с персональными данными |
Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ |
Идентификация участников ОФП, выявление подозрительных сделок и информирование о них Росфинмониторинга |
Подзаконные нормативные акты Банка России |
Требования к ОФП, лицензированию, отчетности, деятельности |
Правила операторов финансовых платформ |
Условия, порядок взаимодействия, права и обязанности сторон, требования к ним, перечень оказываемых услуг и т.д. |
Источник: составлено по данным [1-7].
Рис. 1. Схема проведения сделок на финансовых платформах Источник: составлено авторами по данным [3]
Получателями финансовых услуг выступают только физические лица, а в качестве поставщиков финансовых продуктов – эмитенты и финансовые организации. Стоит отметить, что ОФП не является стороной финансовых сделок, он лишь обеспечивает возможности их совершения участниками платформы с ее использованием. Схема проведения сделки на финансовых платформах представлена на рис. 1.
Анализа видов сделок, заключенных на финансовых платформах России (рис. 2), позволяет сделать вывод, что активность на финансовых платформах повышается. Объем сделок увеличился с 21 830 млн руб. до 107 630 млн руб. (493,04%).
В рассматриваемом периоде преобладали сделки по предоставлению банковских услуг, которые не только составляют основную долю общего объема сделок (более 90%), но и демонстрируют наиболее интенсивные темпы роста. Операции с ценными бумагами и страховыми продуктами имеют не такую положительную тенденцию и развиваются несколько медленнее по сравнению с банковским сектором.
Общая динамика демонстрирует популяризацию финансовых платформ среди населения, а также свидетельствует о стремительной трансформации маркетплейсов в значимый и востребованный канал оказания финансовых услуг, где вместе с традиционным банкингом предоставляется доступ к другим сегментам рынка.
На рис. 2 показана динамика совокупного объема заключенных на платформах финансовых сделок за период 9 месяцев 2023 г. – 9 месяцев 2024 г.
На рисунке 3 представлена динамика количества финансовых сделок за период 9 месяцев 2023 г. – 9 месяцев 2024 г. в разрезе видов продавцов финансовых продуктов и услуг.
Анализ динамики количества сделок показывает аналогичную картину той, что наблюдалась при анализе объемов сделок в части банковских продуктов. Основной объем приходится на сделки с участием финансовых организаций. За анализируемый период они совершили 185 814 сделок, что составляет более 90% от общего объема. Эмитентами ценных бумаг было обеспечено лишь 7 867 сделок за весь период.
Проведенный поквартальный анализ свидетельствует о наличии стабильной положительной динамики количества заключенных финансовых сделок на финансовых платформах. В таблице 2 отражена информация о клиентах финансовых платформ за период 9 мес. 2023 г. – 9 мес. 2024 г.
В рассматриваемом периоде отмечается положительная ежеквартальная динамика изменения количества зарегистрированных потребителей финансовых услуг на финансовых платформах, однако доля активных потребителей не превышает 3-4% от всех новых клиентов в периоде. Данная динамика может свидетельствовать о том, что клиенты финансовых платформ пользуются предоставленными услугами не на постоянной основе, а единоразово, либо не пользуются ими вовсе, пытаясь пока присмотреться к ним.
Рис. 2. Динамика объема заключенных финансовых сделок за 9 мес. 2023 – 9 мес. 2024 гг. по кварталам, млн руб. Источник: составлено авторами по данным [13]
Рис. 3. Динамика количества финансовых сделок з а 9 мес. 2023 – 9 мес. 2024 гг. по кварталам, шт. Источник: составлено авторами по данным [13]
Таблица 2
Информация о клиентах финансовых платформах за период 9 мес. 2023 г. – 9 мес. 2024 г.
Наименование показателя |
30.09.23 |
31.12.23 |
31.03.24 |
30.06.24 |
30.09.24 |
Изменение за 9 мес. 2024 – 9 мес. 2023 гг. |
Количество зарегистрированных потребителей финансовых услуг |
680 252 |
1 277 705 |
1 958 531 |
2 880 065 |
4 123 339 |
506% |
Количество активных потребителей финансовых услуг |
24 222 |
51 512 |
74 455 |
91 755 |
146 720 |
506% |
Количество зарегистрированных финансовых организаций |
51 |
63 |
69 |
88 |
108 |
112% |
Количество активных финансовых организаций |
34 |
37 |
40 |
45 |
58 |
71% |
Количество зарегистрированных эмитентов |
7 |
7 |
9 |
11 |
13 |
86% |
Количество активных эмитентов |
7 |
6 |
8 |
8 |
10 |
43% |
Источник: составлено авторами по данным [13].
Количество эмитентов ежеквартально увеличивается, однако их доля все равно не превышает количество финансовых организаций. По состоянию на 30.09.2024 г. из 13 зарегистрированных эмитентов действительно активных эмитентов 10 штук.
Отмеченная динамика роста участников финансовых платформ, количества сделок и их суммарного объема обусловлена эффектом низкой базы, желанием ряда инвесторов диверсифицировать свои вложения, а также привлекательностью платформ своей технологичностью. Вместе с тем, доля участников таких платформ все еще существенно низкая в сравнению с классическими каналами приобретения финансовых продуктов. В то же время, количество граждан на финансовом рынке недостаточно существенное, что говорит о потенциале роста как количества участников финансового рынка в целом, так и тех, кто будет пользоваться новым каналом приобретения финансовых продуктов. Согласно опросам, 41% населения россиян предпочитают не откладывать деньги на будущее, 38% опрошенных стараются копить, но не делают это на регулярной основе и лишь 21% регулярно откладывает часть своего дохода на будущее. Таким образом, около 40% населения даже не знают о существовании таких платформ [14].
Проведенный анализ финансовых маркетплейсов с позиции распространяемых через них продуктов позволяет сделать следующий вывод. На данный момент в реестр ЦБ РФ включены 10 операторов финансовых платформ [9], из которых лишь 3 обеспечивают доступ к фондовому рынку. Исследуем каждую из них подробнее с позиции практики размещения на платформе ценных бумаг.
Первой из них является финансовая платформа «Финуслуги», реализованная при Московской Бирже. Среди ценных бумаг, представленных на ней, – государственные, муниципальные и корпоративные облигации, а также паи паевых инвестиционных фондов. Именно на данной платформе впервые были размещены так называемые народные облигации.
Начиная с декабря 2021 года, четыре субъекта РФ осуществили внебиржевой выпуск облигаций: Калининградская, Ульяновская, Томская области, Москва. Среди эмитентов, представленных на платформе – один город – Красноярск. Совокупный объем привлеченных средств составил около 5 млрд руб.
Как отмечалось выше, на платформе размещались и корпоративные облигации нескольких эмитентов. Одним из крупных и известных эмитентов является компания «МТС», осуществившая размещение нескольких выпусков своих облигаций. Сейчас доступно лишь три предложения по покупке данных бумаг.
«Финуслуги» также предоставляют возможность инвестировать в паевые инвестиционные фонды. По состоянию на 31.03.2025 на платформе представлено 349 фондов, из которых 101 фонд (28,94%) является биржевым [12].
Следующим оператором, который предоставляет инвесторам доступ к фондовому рынку, является АО ВТБ Регистратор. Организация создала собственную финансовую платформу «Маркетплейс» (краткое наименование Кворум.Маркет), специализирующуюся на данный момент исключительно на внебиржевых сделках с ценными бумагами, такими как акции, облигации (корпоративные и государственные) и паи паевых инвестиционных фондов. По состоянию на 31.03.2025 на платформе размещены выпуски облигаций 12 эмитентов и 32 акции [11].
Единственной финансовой платформой, позволяющей инвестировать в биржевой фондовый рынок, является Банки.Ру. По состоянию на 31.03.2025 сервис предоставляет возможность приобрести онлайн 257 акций российских эмитентов, 701 облигацию, а также вложиться в 259 паевых инвестиционных фондов. Помимо этого, платформа позволяет осуществлять мониторинг мировых цен на сырье и драгоценные металлы в режиме реального времени [10].
Проанализировав деятельность конкретных ОФП в части сделок с ценными бумагами, можно сделать вывод о том, что 2 маркетплейса представляют собой организованный внебиржевой фондовый рынок, а один – некий буфер по выходу на биржевой фондовый рынок.
Заключение
В последнее время наблюдается значительный рост количества зарегистрированных пользователей финансовых платформ (на 506% за 9 месяцев 2023-2024 гг.), однако незначительная доля активных клиентов свидетельствует о разовом характере использования услуг, а также о том, что часть инвесторов пока не приступили к осуществлению финансовых операций через ОФП и все еще присматриваются к ним. Из 10 зарегистрированных операторов финансовых платформ лишь 3 («Финуслуги», «Маркетплейс» ВТБ, «Банки.ру») обеспечивают доступ к фондовому рынку. Их предложения включают в себя операции с государственными облигациями, корпоративными ценными бумагами и паями ПИФов, однако количество и объем сделок с ценными бумагами через ОФП значительно уступают данным показателям на рынке банковских продуктов.
Финансовые платформы в России имеют потенциал для их расширения на фондовом рынке за счет своей технологичности и работе 24/7. Для их дальнейшего развития необходимо выполнить определенный комплекс мер, включающий в себя популяризацию инвестиционной культуры и самих финансовых платформ среди населения, а также усиление нормативной базы, главным образом в части раскрытия информации.