Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE ROLE OF DEVELOPMENT INSTITUTIONS IN STRENGTHENING RUSSIA’S TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY

Mikhina E.V. 1
1 Financial University at Government of the Russian Federation
1867 KB
Having appeared in the middle of the last century, modern development institutions acquire new significance, becoming an important tool in the implementation of national programs and long-term plans developed by the state. This study includes consideration of issues related to the mission of development institutions related to the support and development of investment processes in Russia. The article covers the activities of federal development institutions from the point of view of the areas they implement, using appropriate measures developed with the support of the state and applied in the implementation of investment projects. Particular attention is paid to the activities of the national development institution – the state corporation Vnesheconombank (VEB.RF) as an organization that promotes priority investment projects using the Project Finance Factory Program. The article analyzes industry and territorial indicators characterizing the current state of investment activity in our country over the past few years. The example of projects implemented with the support of the Project Finance Factory clearly confirms the importance of VEB.RF in strengthening the technological sovereignty of Russia and the implementation of strategically important transport, energy, infrastructure and other projects. The presented statistical indicators confirm that VEB.RF, as a development institution, implements important areas of interaction between government bodies and private business, and has a powerful resource potential for implementing national development plans for the country.
development institutions
technological sovereignty
structural adaptation of the economy
veb.rf
investments
project finance factory
financing of investment projects

Введение

В современном мире развитие и укрепление национального благосостояния страны требует принятия со стороны государства своевременных мер по разработке и реализации масштабных по содержанию проектов. Задачи по обеспечению технологического суверенитета (далее – ТС) нашей страны предполагают принятие неотложных правовых, организационных, управленческих, финансовых и административных решений. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», достижение технологического лидерства и цифровой трансформации является неотъемлемой составляющей национального роста [2].

Очевидно, создание условий для выхода на принципиально новый уровень развития и обеспечение структурной перестройки экономики требуют существенных инвестиционных вливаний: от того, насколько в достаточной степени приоритетные направления экономики будут обеспечены инвестиционными ресурсами, во многом будет зависеть своевременность и результативность выполнения намеченных трансформаций [13]. В условиях неослабевающего внешнесанкционного давления со стороны западноевропейских стран на экономику России, особенно возрастает роль внутренних финансовых ресурсов и механизмов их мобилизации. Как нам представляется, значимую роль в этом процессе могут сыграть национальные институты развития.

По мнению Минэкономразвития России современные институты развития призваны обеспечить устойчивый экономический рост и диверсификацию экономики. В нынешних условиях институты развития рассматриваются «… в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики и создают условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам» [11].

Цель исследования состоит в оценке возможностей и роли институтов развития в реализации инвестиционных проектов, направленных на обеспечение технологического суверенитета и структурной адаптации российской экономики.

Материалы и методы исследования

Исследование осуществлялось с применением метода системного анализа, сравнения и группировок статистической информации, полученной из открытых источников. Исходными данными для выполнения работы послужили материалы нормативно-правового характера по теме исследования, данные Росстата, научные публикации российских экономистов по изложенной проблематике.

Результаты исследования и их обсуждение

Деятельность институтов развития в контексте стимулирования инноваций и инвестиций достаточно часто освещается в отечественной и зарубежной экономической литературе. Содержательные исследования по данной тематике представлены в работах таких авторов, как Бараховский А.С., Михина Е.В., Андреев Д.А. [9], Клишина М.А., Манусаджян О.В. [12], Кузнецов Н.В. [13], Кучмистая О.Г. [14], Хасанов И.Ф. [17], в которых обстоятельно рассмотрены теоретические аспекты и практика функционирования институтов развития в России и за рубежом, опыт их создания, формы организации, отличительные особенности функционирования, факторы успешной деятельности и риски провалов.

Как правило, авторы выделяют две главные причины появления институтов развития:

- замедление внутреннего экономического роста и развития;

- нарастание внешней напряженности и ухудшение международной обстановки [17].

Исторически, появление первых институтов развития в мире относят к середине прошлого столетия, а точнее к 1949 году. Примером одного из первых институтов развития в нашей стране стал образованный в 90-х годах ХХ столетия «Томский научно-технический парк». Будучи непосредственно связанными с интересами государства в активизации определенных направлений экономического роста, институты развития являются инструментами реализации государственной политики.

К настоящему времени в Российской Федерации действует около 20 федеральных институтов развития, которые в соответствии с их профильностью курируют соответствующие министерства. В таблице 1 представлен перечень федеральных институтов развития, деятельность которых сконцентрирована в направлении наращивания инвестиционного потенциала и реализации программ технологического суверенитета страны.

Деятельность представленных в таблице 1 институтов развития достаточно разнообразна, но при этом сконцентрирована на инновационном направлении развития и поддержке промышленного производства, как драйверов экономического роста страны.

Таблица 1

Федеральные институты развития и направления их участия в инвестиционных проектах Российской Федерации

Курирующее министерство

Институт развития

Миссия / реализуемые направления

Меры реализации

Министерство

промышленности

и торговли России

Федеральное государственное автономное учреждение «Российский фонд технологического развития» (Фонд развития промышленности)

Финансовая поддержка проектов (льготы), направленных на выпуск импортозамещающей, высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции

Кластерная инвестиционная платформа (КИП);

специальные инвестиционные контракты (СПИК1.0, СПИК 2.0);

подтверждение производства промышленной продукции на территории РФ;

субсидии в части затрат на НИОКР по современным технологиям для реализации инновационных проектов;

компенсация части затрат по разработке базовых технологий для выпуска приоритетных компонентов для электро- и радиоэлектроники;

промышленная ипотека;

нацпроект «Беспилотные авиационные системы» (БАС)

Агентство по технологическому развитию

Создание условий для осуществления поставки технологий и развития высокотехнологичного производства отечественной промышленной продукции, содействие достижению конкурентоспособности отечественной продукции

Грантовые программы: «Обратный инжиниринг»; «Комплектующие для БАС»

Автономная некоммерческая организация «Агентство по технологическому развитию»

Консультирование и поддержка по вопросам коммерческой деятельности и управления по вопросам трансфера технологий и развития высокотехнологичного промышленного производства

Грантовая поддержка отечественных компаний, проведение комплексной экспертизы и подбор решений для развития промышленного производства

Министерство

строительства России

Акционерное общество «ДОМ.РФ»

Развитие жилищной сферы: строительства, аренды, благоустройства территорий

Посредством совершенствования предоставления ипотеки, доступности аренды, развития рынка недвижимости и поддержки его участников – граждан, девелоперов, финансовые организации

Министерство

финансов России

Некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий

Формирование благоприятных условий для инновационного процесса

Создание конкурентоспособных наукоемких разработок мирового уровня

Минцифры России

Акционерное общество «Росинфокоминвест»

Обеспечить подъем российской отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), за счет инвестиций в перспективные разработки и инновационные проекты на этапе стартапов

Финансирование перспективных проектов ИКТ инновационных предприятий на стадии стартапа

Российский фонд развития информационных технологий

Обеспечение развития научно-технической, инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры в сфере информационно-коммуникационных технологий

Гранты для российских компаний на разработку цифровых продуктов и их внедрение в управленческой сфере

Министерство экономического развития России

Акционерное общество «РОСНАНО»

Содействие реализации государственной политики по развитию наноиндустрии

Инвестирование в финансово- эффективные высокотехнологичные проекты, обеспечивающие развитие новых производств на территории России

Акционерное общество «Российская венчурная Компания»

Стимулирование создания в России индустрии венчурного инвестирования

Создание новых венчурных фондов на территории России совместно с частными,

институциональными, зарубежными инвесторами и корпорациями

Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»

Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства

Кредитно-гарантийные программы Правительства РФ («зонтичные»

поручительства, банковские гарантии)

Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»

Финансирование инвестиционных проектов национального значения

Программа «Фабрика проектного финансирования» (далее – Программа ФПФ)

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»

Финансовая поддержка деятельности молодых ученых и малых предприятий в сфере научных разработок с высоким потенциалом коммерциализации

Программы инновационного развития для создания новых и развития действующих высокотехнологичных компаний, коммерциализация результатов научно-технической деятельности

Источник: составлено автором.

Таблица 2

Функции ВЭБ.РФ по обеспечению реализации проектов ТС и САЭ в рамках программы ФПФ

Наименование

Содержание

Оператор

Программы ФПФ

Утверждает регламент Программы ФПФ и осуществляет:

- создание официального информационного ресурса программы ФПФ в сети интернет;

- ведение реестра планируемых к рассмотрению проектов;

- ведение реестров проектов с предоставлением синдицированного и технологического кредитов

Осуществление отбора проектов Программы ФПФ

Принимает решение об отборе для участия в Программе ФПФ инвестиционных проектов, согласно установленным критериям

Ведение реестра Программы ФПФ

В течение 2-х рабочих дней со дня получения от кредитных организаций сведений о проектах ТС и САЭ проводит их проверку и в течение 5 рабочих дней вносит их в реестр в случае отсутствия нарушений

Предоставление поручительств

Предоставляет поручительства по инвестиционным проектам, по которым предоставляется технологический кредит

Заключение

договоров

с заемщиками

При предоставлении синдикатом кредиторов траншей «А», «Б» и «В» в целях снижения кредитного риска, связанного с изменением размера ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации или индекса потребительских цен

Заключение

договоров

с кредиторами

Договоры о выплатах сумм в целях снижения кредитных рисков участников синдиката кредиторов в случае роста ключевой ставки Центрального банка (по траншам «Б» и «В»)

Приобретение

денежных требований к заемщику

При просрочке со стороны заемщика выполнения своих обязательств по синдицированному кредиту

Осуществление информационного обмена

С кредитными организациями

С экспертными организациями

Получатель государственной субсидии

Субсидии предоставляются из федерального бюджета РФ на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных затрат ВЭБ.РФ

Кредитный

управляющий

Выполняет полномочия кредитного управляющего в соответствии с договорами синдицированного кредита

Источник: составлено автором по данным [3].

Среди представленных в таблице институтов развития особого внимания заслуживает деятельность госкорпорации ВЭБ.РФ в направлении финансирования инвестиционных проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики (далее – ТС и САЭ). Деятельность ВЭБ.РФ регулирует Федеральный закон «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» от 17.05.2007 N 82-ФЗ [1], в соответствии с которым обеспечивается координация участия всех институтов инновационного развития в исполнении национальных проектов [15]. Стратегия развития ВЭБ.РФ включает пять крупных направлений поддержки: промышленность; структура и города; экспорт; малое и среднее предпринимательство; инновации, технологии и информационное развитие. Концептуальная задача деятельности данного института развития состоит в финансировании инвестиционных проектов национального значения. Для этого ВЭБ.РФ, как институт развития, наделен соответствующими функциональными обязанностями и полномочиями (таблица 2).

В условиях внешнесанкционного давления на российскую экономику деятельность таких институтов развития как ВЭБ.РФ приобретает еще большую значимость в связи с возрастанием потребности оказания комплексной финансовой, организационной, информационной поддержки определенным отраслям и секторам экономики в решении вопросов импортозамещения, технологического развития и структурных трансформаций. Реализация проектов по всем перечисленным направлениям способствует диверсификации и повышению эффективности экономики России.

Таблица 3

Требования к отбору инвестиционных проектов для финансирования в рамках Программы ФПФ

Наименование критерия

Установленные параметры

Стоимость проекта

Свыше 3 млрд руб.

Срок окупаемости проекта

До 30 лет

Срок финансирования проекта

До 20 лет

Объем собственных средств инициатора проекта

Не менее 20% от стоимости проекта

Источник: составлено автором по данным [3].

Таблица 4

Требования к проектам ТС и САЭ в рамках Программы ФПФ

Параметры/

критерии

Проект технологического суверенитета

Проект структурной а даптации экономики

Цель проекта

Создание новых, модернизация действующих производственных мощностей и технологий производственного характера

Создание или модернизация инфраструктуры, предоставление услуг и переориентация российского производства в направлении сокращения зависимости от предоставления импорта

Структура выручки, полученной по итогам реализации проекта

Более 50% выручки от реализации проекта формируется за счет направлений технологического суверенитета

Более 50% выручки от реализации проектов, по которым предусмотрено предоставление услуг, формируется

за счет направлений структурной адаптации экономики.

Требования к продукции и услугам проекта

Продукция, производимая в результате реализации проекта, соответствует требованиям к промышленной продукции, произведенной на территории РФ [5]

По проектам, не предусматривающим оказание услуг должно соблюдаться требование соответствия приоритетным направлениям [4]

Источник: составлено автором по данным [4,5].

Особая миссия ВЭБ.РФ как института развития обусловлена направленностью его функционирования и потребностью концентрации финансовых ресурсов на инвестировании в долгосрочные и стратегически необходимые для страны проекты. Разработанная с этой целью и реализуемая на протяжении последних семи лет программа «Фабрика проектного финансирования», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.02.2018 № 158 [3] выступает одним из инструментов достижения целей создания технологического щита нашей страны, поскольку охватывает финансирование отраслевых и инфраструктурных проектов в приоритетных отраслях российской экономики посредством заключения договоров синдицированного кредита, применения механизмов государственной поддержки, что позволяет значительно расширить возможности аккумуляции денежных средств с целью кредитования организаций, реализующих инвестиционные проекты. В таблице 3 представлены критериальные показатели, которые установлены для отбора проектов согласно Программы ФПФ.

Представленные в таблице 3 параметры позволяют оценить масштабность потенциальных проектов и сложность работ по их подготовке и реализации. Стоит оговориться, что минимальный объем собственных средств в отношении проектов, одобренных в 2022-2024 годах, может составлять не 20, а 15% стоимости проекта, при этом финансирование проекта со стороны ВЭБ.РФ – не более 25% общей стоимости [3].

Наряду с наличием вышеуказанных параметров отбора для финансирования проектов в рамках Программы ФПФ сформирован ряд требований по отнесению проектов к разряду ТС и САЭ [6], которые в обобщенном виде представлены в таблице 4.

В соответствии с Указанием Банка России от 13.04.2021 N 5778-У (ред. от 06.10.2023) «О методике определения системно значимых кредитных организаций» [8] финансирование инвестиционных проектов ТС и САЭ осуществляется с применением механизма предоставления технологических кредитов, выдаваемых российскими кредитными организациями, отнесенными к числу системно значимых организаций. Непосредственные характеристики технологического кредита и границы его параметров определены Программой ФПФ и в тезисном формате отражены в таблице 5.

С целью упорядочения процесса и мониторинга разработки проектов ТС и САЭ Постановлением Правительства РФ от 15.04.2023 №603 «Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации»[4] ВЭБ. РФ наделен полномочиями по ведению реестра проектов, по которым был выдан технологический кредит (в том числе по Программе ФПФ), в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 30.05.2023 № 361 «Об утверждении формы и порядка ведения государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» реестра проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации» [7]. Основанием для внесения в данный реестр сведений выступает информация, которая в рамках информационного взаимодействия в установленные сроки поступает от кредитных организаций, а также сведения о проектах, которые финансирует ВЭБ.РФ.

Крайне важным вопросом реализации проектов ТС является определение уровня инвестиционного риска. Минэкономики России разработан проект постановления правительства, содержащий правила оценки эффективности финансирования проектов ТС, согласно которому институты развития получают право на обоснованный риск финансирования проектов ТС с использованием бюджетных средств, который предполагается классифицировать по четырем уровням: низкий, средний, высокий, критический.

Таблица 5

Базовые параметры и характеристики технологического кредита, выдаваемого по Программе ФПФ

Наименование параметра

Требования

Стоимость проекта

От 1 до 20 млрд руб. включительно

Срок действия кредита

От 3 до 15 лет включительно

Доля технологического кредита в финансировании проекта

Не более 80% полной стоимости проекта

(без учета процентов по займам)

Доля собственных средств заемщика

Не менее 20% полной стоимости проекта

(без учета процентов по займам)

Размер поручительства

От 10 до 50% основного долга

Срок действия поручительства

Срок кредита + 1 год (но не более 16 лет)

Совокупный объем поручительств ВЭБ.РФ

по технологическим кредитам

Не более 200 млрд руб.

Средневзвешенный коэффициент покрытия

долга (DSCR)

Не менее 1,1

Долговая нагрузка заемщика (годовой показатель Debt/EBITDA)

От 0 до 5

Коэффициент покрытия процентных выплат (годовой показатель EBITDA/Interest)

Не менее 2

Требования к регистрации проектов

Сведения об инвестиционных проектах, по которым предоставлен технологический кредит, подлежат включению в реестр проектов ТС и САЭ [4,7]

Источник: составлено автором по данным [4].

Таблица 6

Структура инвестиций по видам экономической деятельности в России в 2019-2023 годах

Наименование показателя

2019 год

2021 год

2022 год

2023 год

Темп роста, 2023 г. к 2019 г., %

сумма, млрд руб.

уд. вес,

%

сумма, млрд руб.

уд. вес,

%

сумма, млрд руб.

уд. вес,

%

сумма, млрд руб.

уд. вес,

%

Добыча полезных

ископаемых

3280,5

17,0

3447,3

14,8

4258,9

15,0

5070,2

14,9

154,6

Обрабатывающие производства

2707,6

14,0

3428,0

14,8

3806,9

13,4

4839,5

14,9

178,7

Транспортировка

и хранение

3315,9

17,2

3837,4

16,5

5152,9

18,1

6175,9

18,1

186,3

Операции с недвижимым имуществом

2854,0

14,8

3054,8

13,1

3765,8

13,3

4179,5

12,3

146,4

Энерго- и газоснабжение

1033,4

5,2

1147,5

4,9

1344,8

4,7

1722,2

5,1

166,7

Сельское и лесное хозяйство, рыбоводство

844,2

4,4

962,0

4,2

1114,7

3,9

1247,6

3,7

147,8

Информация и связь

769,7

4,0

952,9

4,1

1012,7

3,6

1314,3

3,8

170,8

Профессиональная и научно-техническая деятельность

853,8

4,4

1283,3

5,5

1741,1

6,1

2113,6

6,2

247,6

Строительство

682,3

3,5

907,1

3,9

1226,0

4,3

1435,9

4,2

210,4

Другие направления

2987,6

15,5

4219,2

18,2

4990,1

17,5

5937,7

17,4

198,7

Всего

19329,0

100

23239,5

100

28413,9

100

34036,3

100

176,1

Источник: составлено автором по данным [16].

Принципиально важным моментом в процессе выявления степени риска является анализ портфеля инвестиционных проектов с позиций целевых, промежуточных и запланированных результатов. Таким образом, на наш взгляд, может быть обеспечен непрерывный мониторинг вероятности возникновения и предупреждения рисковых ситуаций, принятия мер по недопущению нарастания рисков выше среднего уровня.

Результативность мероприятий, направленных на обеспечение ТС и САЭ, напрямую зависит от инвестиционного климата и усилий, прилагаемых по его улучшению. Учитывая данное обстоятельство, в контексте рассматриваемой тематики обратимся к показателям, характеризующим отраслевую динамику и структуру инвестиций в России (таблица 6).

Представленные в таблице 6 данные указывают на то, что в анализируемом периоде 2/3 отраслевого объема инвестиций суммарно приходятся на долю четырех направлений: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, транспортировка, операции с недвижимостью. Максимальные темпы роста инвестиций с 2019 по 2023 год характерны для профессиональной и научно-технической деятельности – почти в 2,5 раза, строительной индустрии – 210%, отраслей, занимающихся транспортировкой и хранением продукции – 186,3%. Более скромные позиции инвестирования характерны для отраслей сельского и лесного хозяйства, рыбоводства – 147,8%. Общеотраслевая динамика данного показателя в России за 2019-2023 годы держится на уровне 176,1%.

Несмотря на рост инвестиций по всем видам экономической деятельности, данный показатель недостаточно объективно отражает качественные изменения, происходящие в отраслях и экономике в целом, с точки зрения внедрения отечественных технологий и приоритезации российского производителя.

Более наглядно перемены, происходящие в направлении технологического развития страны, можно проследить на примере проектов, реализуемых при участии ВЭБ.РФ по Программе ФПФ. В частности, при поддержке ВЭБ.РФ «…профинансированы и финансируются 21 аэропорт в крупных городах нашей страны» [10]. С применением механизма ФПФ в рамках соглашения между ВЭБ.РФ, Сбербанк и Новапорт на строительство нового пассажирского терминала в аэропорту «Мурманск» выделено 4,7 млрд руб. синдицированного кредита [10]. В рамках ФПФ по состоянию на конец 2024 года «в стадии реализации находилось 39 проектов на общую сумму 4 трлн руб. (из которых 830 млрд руб. – синдицированный кредит), на рассмотрении – 49 проектов» [10].

При поддержке ВЭБ.РФ осуществляется финансирование таких крупномасштабных проектов, как аэропорт в Магадане (11,75 млрд руб. общая стоимость проекта), в Хабаровске и Улан-Удэ (6,1 и 3,65 млрд руб. – соответственно), строительство угольного морского порта «Суходол» в Приморском крае – общей стоимостью 63,0 млрд руб., строительство ГМК «Удокан» по освоению крупнейшего в России месторождения меди в Каларском районе Забайкалья (проектная стоимость 230 млрд руб., в том числе 140 млрд руб. – синдицированный кредит), проект по разработке Черногорского месторождения медно-никелевых руд на Таймыре (стоимость проекта – 220 млрд руб., из которых 180 млрд руб. – синдицированный кредит) [12].

Анализируя эффективность вышеозначенных проектов ТС и САЭ, реализованных ВЭБ.РФ в рамках программы ФПФ, приведем ряд данных из открытых источников, характеризующих достигнутые социально-экономические результаты, значимость и перспективность их реализации (таблица 7).

По данным таблицы 7 можно проследить масштабность реализуемых проектов и весомость участия в их финансировании (на льготных условиях) со стороны ВЭБ.РФ, доля льготных кредитов которого в финансировании перечисленных объектов составляет не менее 50%, а по таким. Как аэропорт «Байкал» и Черногорское месторождение на Таймыре – до 2/3 и более.

Таблица 7

Стоимостные характеристики и социально-экономический эффект от реализации проектов ФПФ в России за 2019-2023 годы

Наименование проекта/ регион

Общая стоимость проекта,

млрд руб.

В том числе льготное финансирование ВЭБ.РФ

Социальный эффект

Экономический эффект

сумма, млрд руб.

уд. вес, %

Аэропорт «Магадан»/ Магаданская область

11,75

6,07

51,7

Пропускная способность 1 млн пассажиров в год

61,8 тыс. турпоездок

за 9 месяцев 2024 года (на 17,2% выше уровня 2023 года)

Аэропорт «Хабаровск»/ Хабаровский край

6,1

4,07

66,7

Пропускная способность 5 млн пассажиров в год

2 млн 264 тыс. пассажиров за 2023 год

(на 17% выше

уровня 2022 года)

Аэропорт «Байкал»/ республика Бурятия

3,65

2,68

73,4

Пропускная способность 1 млн пассажиров в год; 360 новых рабочих мест

749,1 тыс пассажиров за 2024 год (на 4,7% выше уровня 2023 года)

Угольный порт

«Суходол» /

Приморский край

63,0

32,0

50,8

Создано 600 рабочих мест (в перспективе увеличение до 7,5 тыс.)

12 млн т грузов в год.

В дальнейшем – до

20 млн т в год

«Удоканская медь»/ Забайкальский край

230,0

140,0

60,9

4,5 тыс. новых рабочих мест

750 млрд руб. уплаченных налогов

Черногорское месторождение медно-никелевых руд на Таймыре/ Красноярский край

220,0

180,0

81,8

1,6 тыс. новых рабочих мест

Мощность переработки 7 млн тонн руды в год

Источник: составлено автором.

Не менее значим социально-экономический эффект реализации такого рода проектов, результатом которых является создание новых транспортных артерий и качественно новый уровень обслуживания пассажиров, перевозки грузов, что в экономическом аспекте обеспечивает прирост прибыли авиакомпаний, приток налоговых поступлений в бюджет страны. Крупнейшими в числе представленных являются проекты металлургических комплексов и морского угольного порта «Суходол», реализация которых существенным образом улучшает инвестиционный климат, способствует росту производительности и финансовых показателей деятельности, повышает уровень доходов и занятость населения. Обстоятельный анализ влияния проектов ФПФ на инвестиционную активность субъектов нашей страны представлен в коллективной работе с участием автора [12].

Стоит отметить, что распределение инвестиций в основной капитал по территории России имеет свои особенности, обусловленные историко-географическими, природными и экономическими факторами. В таблице 8 отражены основные показатели, характеризующие динамику инвестиций по федеральным округам и крупнейшим субъектам в их составе за 2021-2023 годы.

Таблица 8

Объем инвестиций в основной капитал по федеральным округам и субъектам Российской Федерации в 2021-2023 годах, млрд руб.

Наименование показателя

2021

год

2022

год

2023

год

Темп роста 2023 г. к 2021 г., %

Центральный федеральный округ, всего:

7 871,1

9 367,4

10 731,3

136,3

В том числе: Москва

4 839,9

5 918,0

6 757,2

139,6

Московская область

1 144,7

1 329,3

1 593,5

139,2

Северо-Западный федеральный округ, всего:

2 297,8

2 611,1

3 074,2

133,8

В том числе: г. Санкт-Петербург

867,2

997,4

1 195,5

137,9

Ленинградская область

442,8

545,7

685,6

154,8

Южный федеральный округ, всего:

1 501,0

1 805,9

2 284,0

152,2

В том числе: Краснодарский край

543,0

690,7

860,6

158,9

Ростовская область

392,8

465,5

643,7

163,9

Северо-Кавказский федеральный округ, всего:

723,9

878,2

1 012,7

139,9

В том числе: Республика Дагестан

251,4

314,2

350,7

139,5

Ставропольский край

254,2

286,4

334,7

131,7

Приволжский федеральный округ, всего:

3 075,4

3 735,7

4 830,2

157,1

В том числе: Республика Татарстан

683,3

888,6

1 180,4

172,7

Республика Башкортостан

419,3

512,4

620,0

147,9

Уральский федеральный округ, всего:

3 190,7

4 071,3

4 594,2

144,0

В том числе: Свердловская область

412,8

541,7

720,4

174,5

Ханты-Мансийский автономный округ

1 061,1

1 329,4

1 552,8

146,3

Ямало-Ненецкий автономный округ

1 139,3

1 414,7

1 474,2

129,4

Сибирский Федеральный округ, всего:

2 241,2

2 823,2

3 302,6

147,4

В том числе: Красноярский край

589,1

747,8

926,4

157,3

Иркутская область

527,5

833,7

910,2

172,5

Дальневосточный федеральный округ, всего:

1 940,9

2 512,4

3 393,5

174,8

В том числе: Республика Саха (Якутия)

388,0

616,3

739,5

190,6

Амурская область

382,1

464,1

751,1

196,6

Итого по Российской Федерации

22 945,4

27 865,2

34 036,3

148,3

Источник: составлено автором по данным [16]

Общий объем инвестиций за представленный период вырос почти в 1,5 раза. При этом значительно более высокие в сравнении с общероссийским уровнем темпы роста демонстрируют такие регионы, как Амурская область, Республика Саха, Татарстан, Свердловская и Иркутская область, которые являются участниками Программы ФПФ. Всего к настоящему времени насчитывается 16 регионов – участников Программы ФПФ, доля которых в общем объеме инвестиций в стране в 2021 и 2022 годах составила по 39%, а в 2023 – 38% соответственно [12].

Выводы

Обобщая изложенное, считаем целесообразным сделать ряд выводов, связанных с деятельностью институтов развития в рамках обеспечения технологического суверенитета нашей страны и укрепления национальной экономики:

- реализация долгосрочных инвестиционных проектов с участием институтов развития способствует укреплению технологического суверенитета страны;

- институты развития являются связующим звеном во взаимоотношениях между государством и частным бизнесом, поскольку их деятельность направлена на реализацию национальных задач, в том числе за счет осуществления финансовоёмких долгосрочных инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение для всей страны;

- с расширением деятельности институтов развития в России в период с 2019 по 2023 год прослеживается тенденция значительного притока инвестиций в обрабатывающей промышленности (прирост составил 78%), развитие транспорта (прирост 86,3%), информационного обеспечения и связи – прирост 70,8%, добывающие отрасли – 50,4%, что во многом обеспечено за счет привлечения институтами развития новых партнеров и расширения форм инвестиционного сотрудничества;

- в процессе анализа установлено, что благодаря деятельности ВЭБ.РФ, в течение последних лет происходит процесс активного размещения инвестиций в стратегически важные для страны проекты на территории субъектов Дальневосточного, Уральского, Сибирского и Приволжского федеральных округов;

- механизм проведения экспертизы, осуществляемый ВЭБ.РФ в ходе рассмотрения инвестиционных проектов, в значительной мере экономит временные и финансовые ресурсы государства и частного сектора на ее проведение, обеспечивает качественное рассмотрение проектов и смет;

- адресный характер заявок, направляемых потенциальными участниками инвестиционных проектов, при наличии специальных полномочий, которыми наделены институты развития, позволяет более оперативно и точечно подходить к решению организационных и финансовых вопросов, связанных с поддержкой инициатив отечественных компаний;

- эффективность реализации проектов технологического суверенитета для страны и регионов проявляется в виде роста производственных мощностей, развития качественной инфраструктуры, создании новых рабочих мест, увеличении налоговых поступлений в бюджет;

- формирование инвестиционного портфеля высокотехнологичных проектов с участием институтов развития предусматривает привлечение средств из разных источников, расширяя тем самым территориальные и отраслевые границы их применения.

К сожалению, всесторонне оценить деятельность институтов развития, включая ВЭБ.РФ, не представляется возможным по причине отсутствия в открытых источниках исчерпывающих данных о ее результатах.

В целом стоит сказать, что деятельность институтов развития в условиях ограниченной доступности традиционных инструментов финансирования инвестиционных проектов имеет важное государственное значение. Ее дальнейшее развитие предполагает закрепление правового статуса, конкретизации задач и разработки показателей эффективности, связанных с оценкой результатов их функционирования. Целесообразно также провести работу по исключению дублирования полномочий между институтами развития, что позволит расширить возможности рационального продвижения реализуемых ими программ и проектов.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации.