Введение
Мировая экономика находится на стадии глобальных изменений из-за роста влияния развивающих стран. Многолетним центром мировых экономических отношений являлись участники G7, где основной вектор развития задавали Соединенные Штаты Америки. В то же время альтернативой западному блоку в последнее время выступает БРИКС (BRICS). Это неформальное объединение государств со схожими экономическими и политическими взглядами на мировую экономику, созданное для разработки механизма сотрудничества и достижения общих интересов.
Изначально организация носила название BRIC, а первыми участниками были Бразилия, Россия, Индия и Китай, заглавные буквы которых образовывали название. Позже, через три года после образования, в 2011 году к объединению присоединилась Южная Африка (South Africa), тем самым было принято окончательное название – BRIСS.
Учитывая их географическую удаленность друг от друга, было невозможно представить блок, состоящий из этих стран. Однако однополярная модель мира, образовавшаяся после распада СССР, показала неспособность глобального управления. Впервые идею о создании BRICS озвучил британский экономист Джим О’Нил в своем отчете Building Better Global Economic BRICs в 2001 году. Основная идея его заключалась в том, что такие страны, как Бразилия, Россия, Индия и Китай, которые уже на момент начала века развивались быстрее, чем весь остальной мир, даже по худшим прогнозам, значительно увеличат вес в мировой экономике в перспективе нескольких десятилетий. Это означало, что главные экономические вопросы на планете должны решать не только лидеры экономически развитых стран G7, но и будущие участники БРИКС.
Целью данного исследования является анализ текущего состояния организации, а также изучение перспектив развития БРИКС и сфер интересов стран участников в экономическом и политическом направлении.
Материал и методы исследования
Теоретико-методологической основой работы стали труды ряда отечественных и зарубежных исследователей. В качестве информационной базы исследования использовались статистические данные одного из наиболее крупных и авторитетных порталов Statista, а также данные Международного Валютного Фонда, Нового банка развития, Росстата. По отдельным показателям период исследования составил 2010-2023 гг., что позволило выявить ключевые тенденции их изменения в долгосрочной перспективе. В процессе исследования использовался метод ретроспективного анализа данных, синтез, обобщение информации. Сравнивались экономические показатели, описывающие страны-участницы блоков БРИКС и G7, на основе чего были сделаны выводы о дальнейших перспективах развития блока БРИКС в качестве альтернативы коллективному Западу.
Результаты исследования и их обсуждение
Страны участники обладают значительными человеческими и природными ресурсами. Общая площадь участников БРИКС составляет 45 726 508 квадратных километров, что составляет 26% всей поверхности суши. На такой обширной территории проживает почти 3,5 млрд человек, что является 42% от всего населения планеты [1]. Крайне важным параметром является доля ВВП по паритету покупательной способности (ВВП по ППС) БРИКС в мировой экономике на конец 2023 года. Джим О’Нил абсолютно верно предположил, что участники объединения, будучи развивающимися экономиками, в последние годы добились прогресса на пути к превращению в развитые страны.
Рис. 1. Доля стран БРИКС и G7 в общем мировом валовом внутреннем продукте по ППС Источник: составлено авторами на основе данных официального сайта статистики Statista [22]
На рисунке 1 видно, что уже в 2020 году доля ВВП (по ППС) стран БРИКС сравнялась с аналогичным показателем G7. По последним данным в 2023 году наблюдается нарастающее превосходство стран объединения над G7. Ранее «коллективный запад» занимал около 80% мировой экономики, на сегодняшний день – порядка 30%. Одной из ключевых тенденций становится постепенное сокращение разрыва между БРИКС и странами G7 не только по ВВП по ППС, но и по уровню инновационного развития и конкурентоспособности. Так, по данным Economist Intelligence Unit, к 2025 году совокупный номинальный ВВП стран БРИКС+ может превысить 30 трлн долларов США, а к 2030 году – приблизиться к отметке в 40 трлн долларов, в то время как экономика G7 достигнет 60 трлн [27]. Особое внимание при оценке будущего БРИКС уделяется их способности создавать и внедрять инновации в экономику в целом. Несмотря на сохраняющееся лидерство западных стран – в частности, США, Швейцарии и Великобритании – по позициям в Глобальном инновационном индексе (GII), участники БРИКС демонстрируют позитивную динамику. Китай за последние десять лет поднялся с 35-й на 12-ю строчку в рейтинге, Индия улучшила свои позиции более чем на 25 пунктов, а также существенный прогресс наблюдается у Бразилии и Южной Африки [26]. Совокупно с 2011 по 2023 год страны БРИКС в среднем улучшили свои позиции в GII на 14 пунктов, что указывает на наличие структурных изменений в подходах к научно-техническому развитию. Успешность данных преобразований во многом определяется уровнем инвестиций в человеческий капитал, развитием цифровой инфраструктуры, поддержкой научно-исследовательских институтов, а также усилением механизмов защиты интеллектуальной собственности. БРИКС уже реализует масштабные программы стимулирования научных разработок, в частности, Китай и Индия стремительно наращивают внутренние расходы на НИОКР, а Россия и Бразилия активизируют поддержку технологических кластеров и стартап-экосистем. При сохранении текущих темпов и наличии политической воли к углублению кооперации внутри блока, а также с потенциальными новыми участниками, БРИКС способен не только сохранить экономическое лидерство по ППС, но и к 2040 году выйти на сопоставимые с G7 позиции в сфере инновационной активности и технологической конкурентоспособности.
Таблица 1
Рейтинг стран по номинальному ВВП за 2023 год
№ |
Страна |
Номинальный ВВП |
Рост ВВП (%) |
|
Значение (млрд $) |
Доля (%) |
|||
1 |
США |
27.357,83 |
26,3 |
2,73 |
2 |
Китай |
17.662,04 |
16,9 |
4,64 |
3 |
Германия |
4.457,37 |
4,19 |
0,15 |
4 |
Япония |
4.212,94 |
3,75 |
0,86 |
5 |
Индия |
3.572,08 |
3,59 |
6,81 |
6 |
Великобритания |
3.344,76 |
3,19 |
0,46 |
7 |
Франция |
3.031,78 |
2,86 |
0,74 |
8 |
Италия |
2.255,50 |
2,13 |
0,71 |
9 |
Бразилия |
2.173,67 |
2,13 |
2,15 |
10 |
Канада |
2.140,09 |
2,05 |
1,15 |
11 |
Россия |
1.997,03 |
1,88 |
3,16 |
40 |
Южная Африка |
377,68 |
0,341 |
0,88 |
Мир |
104.791,00 |
Источник: составлено авторами на основе данных официального сайта МВФ [20].
Проанализировав страны в таблице 1 по номинальному ВВП за 2023 год, можно с увечностью сказать, что Китай уже сейчас занимает вторую строчку в списке экономик мира, приближаясь к США. По прогнозам экспертов, данная динамика сохраниться в ближайшие годы и в 2050 году китайская экономика займет лидирующие позиции в мировом рейтинге. Что касается других участников БРИКС, можно отметить достаточно высокие темпы роста национальных экономик по сравнению с европейскими державами. По предварительным оценкам, Индия к 2031 году сможет обогнать Германию, занимающую третью строчку. В свою очередь Бразилия, чья экономика показала в 2023 году рост в размере 3%, войдет в пятерку к 2037 году [9]. Однако, исходя из данных ВВП по паритету покупательной способности, Китай уже сегодня занимает уверенное первое место среди стран по данному показателю. Важно отметить, что при анализе экономической динамики и сравнении потенциала стран БРИКС и G7 необходимо четко разграничивать используемые макроэкономические показатели. ВВП по паритету покупательной способности (ППС) позволяет более точно отразить реальный объем производства и уровень потребления внутри стран, нивелируя эффект валютных курсов и различий в уровне цен. Именно поэтому данный показатель часто используется при анализе долгосрочных экономических тенденций и оценки внутреннего потенциала экономик. Вместе с тем номинальный ВВП выражается в текущих рыночных ценах, обычно в долларах США, и в большей степени отражает положение страны в глобальной финансовой системе, а также ее способность привлекать инвестиции и оказывать влияние на международные рынки.
Из данных таблицы 2, где представлен рейтинг стран по ВВП по ППС, следует, что другие участники БРИКС также демонстрируют значительный экономический рост, что отражается в их доминировании в рейтинге мирового ВВП по паритету покупательной способности над странами Большой семёрки (G7). Это изменение баланса сил является важным индикатором смещения экономического влияния в сторону развивающихся рынков. Исходя из этих прогнозов, можно спрогнозировать динамику и в течение 15 лет увидеть доминирование блока развивающих стран на мировой арене [2]. Именно эти тенденции заставляют все большее количество государств чаще упоминать БРИКС в своей повестке.
Таблица 2
Рейтинг стран по ВВП по ППС за 2023 и 2024 год
№ |
Страна |
ВВП по ППС, значение (млрд $) |
Ожидаемый рост (%) 2024–2030 гг. |
|
2023 год |
2024 год |
|||
Китай |
33.694 |
35.244 |
49,7 |
|
2 |
США |
23.666 |
24.305 |
18,4 |
3 |
Индия |
16.873 |
18.021 |
50,5 |
4 |
Япония |
5.820 |
5.873 |
3,8 |
5 |
Россия |
5.733 |
5.916 |
14,9 |
6 |
Индонезия |
5.101 |
5.356 |
38,3 |
7 |
Германия |
5.016 |
5.026 |
3,2 |
8 |
Бразилия |
4.472 |
4.570 |
17,6 |
9 |
Турция |
3.814 |
3.932 |
39,2 |
10 |
Мексика |
3.642 |
3.729 |
11,2 |
11 |
Франция |
3.560 |
3.585 |
6,6 |
12 |
Великобритания |
3.526 |
3.544 |
6,7 |
30 |
Южная Африка |
1.203 |
1.214 |
3,8 |
Источник: составлено авторами на основе данных официального сайта МВФ [21].
Основной идеей организации является ее открытость к новым участникам. Более 40 стран, включая Саудовскую Аравию, Алжир, Боливию, Индонезию, Кубу, Демократическую Республику Конго, Коморские Острова, Габон, Казахстан и Белоруссию, выразили заинтересованность в присоединении к организации. В январе 2024 года группа значительно пополнилась такими странами, как Египет, Иран, ОАЭ и Эфиопия, после чего общая доля ВВП (по ППС) стран БРИКС превысила 36,6% [19].
С добавлением крупных нефтедобывающих стран, таких как Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ и Египет, которые имеют стратегическое географическое положение, а также критически важную транспортную инфраструктуру, влияние БРИКС однозначно усилилось на Ближнем Востоке. Разумно предположить, что, учитывая большое население, растущий средний класс и расширение рынка в рамках блока, кооперация внутри BRICS Plus будет продолжать расти. Данное расширение ориентировано не только на “энергию”, но и открывает новые возможности в области торговых взаимоотношений. Среди всех областей взаимодействия именно торговое сотрудничество закладывает основу и приносит наиболее прямые и непосредственные выгоды для всех стран-членов [14]. Основной целью стран участников является достижения расчета в местных валютах, а позже – создание единой валюты, что ставит под сомнением гегемонию доллара в перспективе [4]. В свою очередь, новые участники планируют взять на себя роль связующего звена между странами востока (Россия, Китай, Индия) и запада (Бразилия, ЮАР) [6].
Таблица 3
Сумма экспорта и импорта между основными участниками БРИКС (млрд долларов) за 2022 год
Бразилия |
Россия |
Индия |
Китай |
ЮАР |
Египет |
ОАЭ |
|
Бразилия |
- |
10,6 |
15,9 |
157,5 |
2,7 |
3,6 |
5,9 |
Россия |
10,6 |
- |
43,6 |
190,3 |
0,8 |
3,9 |
5,2 |
Индия |
15,9 |
43,6 |
- |
117,3 |
19,4 |
6,9 |
85,2 |
Китай |
157,5 |
190,3 |
117,3 |
- |
56,7 |
18,2 |
99,3 |
ЮАР |
2,7 |
0,8 |
19,4 |
56,7 |
- |
0,2 |
6,6 |
Египет |
3,6 |
3,9 |
6,9 |
18,2 |
0,2 |
- |
|
ОАЭ |
5,9 |
5,2 |
85,2 |
99,3 |
6,6 |
- |
Источник: составлено авторами на основе данных официального сайта Statista [23].
Таблица 4
Экспорт Китая и Индии (млрд долларов) за 2022 год
№ |
Китай |
Индия |
||||
Страна |
Значение (млрд $) |
Доля (%) |
Страна |
Значение (млрд $) |
Доля (%) |
|
1 |
США |
582 |
16,2 |
CША |
80 |
17,7 |
2 |
Гонконг |
297 |
8,27 |
ОАЭ |
31 |
6,91 |
3 |
Япония |
172 |
4,81 |
Нидерланды |
18,5 |
4,08 |
4 |
Южная Корея |
162 |
4,52 |
Китай |
15 |
3,33 |
5 |
Вьетнам |
146 |
4,08 |
Бангладеш |
13,8 |
3,05 |
6 |
Индия |
118 |
3,29 |
Сингапур |
11,8 |
2,61 |
7 |
Нидерланды |
117 |
3,27 |
Великобритания |
11,2 |
2,48 |
8 |
Германия |
116 |
3,23 |
Германия |
10,4 |
2,3 |
9 |
Малайзия |
93 |
2,6 |
Саудовская Аравия |
10,1 |
2,24 |
Источник: составлено авторами на основе данных НБР [18, 24].
Большую долю ВВП Бразилии составляет развитый сельскохозяйственный комплекс, а также страна обладает большим количеством полезных ископаемых. Однако, несмотря на основную специфику страны, правительство Бразилии в последние годы изменяет направленность в сферу высоких технологий вслед за Китаем и Индией.
В структуре экспорта России, ОАЭ, Ирана основную долю поставок занимает нефть и газ. В таблице 3 представлены торговые взаимоотношения участников БРИКС между собой, где основной движущей силой являются Китай и Индия. За последние пять лет товарооборот между основными пятью странами-участницами БРИКС увеличился на 56%, достигнув отметки в 614 миллиарда долларов по состоянию на 2022 год [11].
В таблице 4 представлены данные Нового Банка Развития, которые показывают, что Индия занимает второе место по объему внешней торговли, уступая только Китаю. Это отражает значительное влияние и экономическую активность страны в мировой экономике. Отличительной чертой Индии по сравнению с другими странами БРИКС является ее географическое расположение в центре мировой торговли и ее близость к России и Китаю [5]. Этот важный фактор способствует развитию новых возможности для экономического сотрудничества. В последние годы Индия, вслед за другими участниками, активно финансирует технологии в стране, являясь не только производственным, но и технологическим центром. Она обладает возможностью предложить широкий спектр передовых разработок, особенно в области фармацевтики и новейшего оборудования для различных предприятий по всему миру, что делает ее ключевым игроком на мировой арене. Индийское правительство прилагает большие усилия для поддержания экономического роста в стране за счет использования огромных трудовых ресурсов, в том числе и во много благодаря повышению уровня человеческого капитала, то есть превращения “количество в качество”. Страна уже доказала свою способность к эффективному преодолению мировых экономических вызовов и укрепила свои позиции в качестве важного глобального игрока на мировой арене.
Однако, несмотря на увеличивающие темпы развития торговых отношений Индии с другими участниками, в 2023 году Китай продолжает занимать большую часть общего объема торговли в рамках объединения – это связано с импортом сырья из России, Южной Африки и Бразилии. Такая динамика наблюдается не только из-за стремительного роста китайской экономики, но и из-за напряженных китайско-американских отношений, которые играют важную роль в изменении баланса китайской торговли. В ответ на санкционную политику Запада российская экономика усилила свою переориентацию на китайский рынок (подробнее см. [3]). Экспорт из КНР, включая промышленное оборудование, бытовую электронику и автомобили, значительно возрос [12].
В свою очередь, Россия нарастила экспорт нефти и газа в Китай и Индию. Эти изменения подчеркивают адаптацию экономик к новым геополитическим реалиям и поиск альтернативных путей внешней торговли среди участников блока БРИКС в условиях международных ограничений. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, внешнеторговый оборот страны с партнёрами по БРИКС в 2021 году увеличился на 40% и достиг рекордных 164 миллиардов долларов США [15]. В первом квартале 2022 года также наблюдался значительный рост на 38% по сравнению с первым кварталом 2021 года. Этот рост товарооборота отражает несколько ключевых факторов [11]:
• Укрепление многосторонних связей: страны БРИКС активно работают над созданием альтернативных механизмов взаимодействия, которые могут обеспечить стабильность торговых потоков и устойчивость к внешним шокам и мировым кризисам.
• Развитие логистической инфраструктуры: совместные инициативы по укреплению логистических цепочек способствуют снижению существующих барьеров и упрощению торговли.
• Импортозамещение: в условиях политически мотивированных торговых ограничений, страны БРИКС ищут возможности для замещения западных товаров и услуг, что также стимулирует развитие торговых взаимоотношений.
Анализируя динамику показателей на рисунке 2, можно сделать вывод, что с 2015 года наблюдается устойчивый рост внешнеторгового оборота России и Китая.
Рис. 2. Экспорт и импорт России и Китая Источник: составлено авторами на основе данных РОССТАТ [15]
Таблица 5
Экспорт Бразилии и ЮАР (млрд долларов) за 2023 год
№ |
Бразилия |
ЮАР |
||||
Страна |
Значение (млрд $) |
Доля (%) |
Страна |
Значение (млрд $) |
Доля (%) |
|
1. |
Китай |
104 |
30 |
Китай |
12,4 |
11,2 |
2. |
США |
37 |
11 |
США |
8,31 |
7,52 |
3. |
Аргентина |
16,7 |
4,91 |
Германия |
7,48 |
6,76 |
4. |
Нидерланды |
12,1 |
3,57 |
Мозамбик |
6,18 |
5,58 |
5. |
Мексика |
8,57 |
2,52 |
Япония |
5,74 |
5,19 |
6. |
Чили |
7,94 |
2,33 |
Великобритания |
5,3 |
4,79 |
7. |
Испания |
7,85 |
2,31 |
Индия |
5,04 |
4,56 |
8. |
Сингапур |
7,45 |
2,19 |
Нидерланды |
4,29 |
3,88 |
9. |
Япония |
6,62 |
1,94 |
Ботсвана |
4,29 |
3,78 |
Источник: составлено авторами на основе данных НБР [19].
Импорт из Китая в Россию долгие годы наращивался очень низкими темпами, однако введение беспрецедентного количества ограничений на российскую экономику заставило правительство искать новые направления и возможности [5]. В 2020 году объём экспорта составил 49,1 млрд долларов, а уже в 2023 году он вырос до рекордных 129,14 млрд долларов [8]. В свою очередь, показатели импорта за три года увеличились на 119,7% и составили 110,97 млрд долларов. Однако доля экспорта других стран БРИКС в страны G7 остается значительной.
В таблице 5 представлены основные торговые партнеры Бразилии и ЮАР. Из данных таблицы видно, что, несмотря на расширение товарооборота внутри БРИКС, страны G7 все же остаются для них важными контрагентами. Это связано с тем, что и Бразилия, и ЮАР производят большое количество товаров и услуг, которые необходимы для развития экономик “западного блока”. Страны G7 являются крупными экономиками с высоким уровнем потребления, что создает спрос на импорт из стран БРИКС [26]. Кроме того, страны G7 имеют развитые инфраструктуры и логистические системы, которые облегчают торговлю. Также Бразилия и ЮАР обладают значительными природными ресурсами и низкой стоимостью производства, что делает их экспорт конкурентоспособным на мировом рынке.
Рис. 3. Доля кредитов НБР, выплаченная в различных валютах 2024 г. Источник: составлено авторами на основе презентации Нового Банка Развития для инвесторов [18]
Стоит упомянуть, что на сегодняшний день страны БРИКС активно развивают Новый Банк Развития (New Development Bank), который является финансовым инструментом, ориентируемый, как на укрепление экономик стран участников, так и на другие развивающие страны. Новый банк развития (НБР) представляет собой элемент межгосударственного уровня, созданный в 2015 году странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) с целью мобилизации ресурсов для развития устойчивой инфраструктуры [10]. Создание НБР ознаменовало начало новой фазы в усилиях объединения по углублению своих экономических связей. Новый Банк Развития в некоторой степени стал для развивающихся стран альтернативой Всемирному банку (ВБ) и Международному валютному фонду (МВФ), контроль за которыми осуществляется Западом. В течение долгих лет Всемирный банк уделял меньше внимания финансированию проектов инфраструктуры, отдавая предпочтение борьбе с бедностью и принципам “хорошего управления». МВФ в свою очередь выдавал кредиты для развивающихся рынков, однако требовал от стран-получателей внедрения неэффективных структурных реформ, удобных для западного мира. БРИКС-банк, также известный как Новый банк развития, был учрежден для заполнения пробела в финансировании проектов по инфраструктуре и развитию. Также Новый Банк Развития стал выдавать кредиты развивающим странам по упрощенной системе одобрения, что стало существенным преимуществом перед МВФ и Всемирным банком [13]. В 2023 году было выдано более 30 млрд долларов кредитов, две трети из которых были в долларах, как показала презентация для инвесторов (рис. 3).
Другим важным механизмом Нового Банка Развития является диверсификация источников финансирования, реализуемая за счет выпуска облигаций на внутренних рынках стран-участников. Такой подход не только снижает зависимость от внешнего капитала, но и способствует углублению внутренней интеграции финансовых рынков БРИКС. Размещение долговых инструментов в национальных валютах способствует формированию устойчивого внутреннего инвестиционного контура, снижая зависимость от нестабильного внешнего заимствования, особенно в долларах США [3]. В условиях повышенной волатильности мировых рынков и геополитической фрагментации такая практика становится механизмом снижения валютных и процентных рисков как для самого банка, так и для стран-участниц. Инструментально это выражается в серии успешных размещений НБР, включая выпуск юаневых «зеленых» облигаций на Шанхайской фондовой бирже, а также планируемые эмиссии в бразильских реалах, индийских рупиях и российских рублях. Такой подход не только аккумулирует национальный капитал, но и углубляет финансовую связность между рынками стран БРИКС, способствуя формированию своеобразного «многонационального долгового пространства» с потенциалом взаимной ликвидности и трансграничного обращения. В октябре 2024 года Новый Банк Развития выпустил трёхлетние облигации с «зелёной» маркировкой на сумму 1,25 миллиарда долларов США в рамках многофункциональной программы заимствований EMTN (Euro Medium Term Note) [29]. Структурные параметры инструмента предусматривают фиксированный купон в размере 4,677% годовых с датой погашения в ноябре 2027 года. Данный выпуск продемонстрировал высокую степень рыночной востребованности: общий объём заявок составил более 2,2 миллиарда долларов США – это превышение изначально предложенной суммы в 1,75 раза, сигнализируя о доверии инвесторов к долгосрочной устойчивости института и его экономическим приоритетам. Примечательно, что географическая структура спроса отразила акцент на глобальной диверсификации и международной репутации НБР: 66% объёма размещения пришлись на инвесторов из Азиатско-Тихоокеанского региона, в то время как оставшиеся 34% были распределены между странами Европы, Ближнего Востока и Африки. В институциональном разрезе доминирующую долю участников составили официальные финансовые структуры – центральные банки, суверенные фонды и межгосударственные учреждения (52%), что подчёркивает высокую степень доверия к миссии и операционной прозрачности НБР [29]. Существенную долю также заняли коммерческие банки (43%), а оставшиеся 5% распределились между управляющими активами и другими профессиональными участниками рынка.
Таким образом, вместо прямого отказа от доллара, как резервной валюты, страны БРИКС реализуют более гибкий, поэтапный подход, предполагающий увеличение доли операций в национальных валютах как при мобилизации средств, так и при их распределении. Создаются предпосылки для эволюции регионального валютно-финансового режима, в рамках которого доллар США постепенно теряет статус универсального инструмента расчетов не только внутри блока, но и в мировой экономики в целом.
По данным таблицы 6, несмотря на стремление стран БРИКС к постепенному отказу от расчёта в американской валюте, доля доллара при выдаче кредитов НБР составляет существенные 67%. Второй по величине валютой стабильно стал китайский юань. С 2023 года Новый Банк Развития стал наращивать объёмы кредитов, выплаченных в индийской рупии, однако процентная разница остается колоссальной. Операционной валютой банка остается американский доллар по совершенно определенной причине: в долларах США сосредоточен самый большой объем ликвидности. Именно поэтому, как уже было сказано, вопрос создания единой валютной единицы в рамках БРИКС занимает центральное место в дискуссиях о трансформации глобальной валютной архитектуры и усилении автономии стран участников блока БРИКС. Одним из первых шагов Нового Банка Развития в этом направлении является принятие решения о намерение увеличения объема кредитования в местной валюте с 22% до 30% к 2030 году [25].
Таблица 6
Динамика доли кредитов НБР, выплаченная в различных валютах с 2022 г. по 2024 г.
Валюта |
2022 г. (август) |
2023 г. (февраль) |
2023 г. (август) |
2024 г. (февраль) |
Доллар |
67% |
68% |
66,6% |
67% |
Китайский юань |
18% |
18% |
17,1% |
17% |
Евро |
8% |
8% |
11% |
11% |
Южноафриканский рэнд |
4% |
4% |
3,4% |
3% |
Швейцарский франк |
2% |
2% |
1,7% |
2% |
Индийская рупия |
- |
- |
0,3% |
0,4% |
Источник: составлено авторами на основе презентации НБР для инвесторов [16-19].
Однако, несмотря на политико-экономическую привлекательность идеи, текущая разнородность экономических моделей, уровней инфляции, степени открытости рынков капитала и независимости центральных банков в странах БРИКС существенно усложняет реализацию проекта. Поэтому, как уже было упомянуто, на ближайшем горизонте приоритет сохраняется за расширением использования национальных валют и наращиванием емкости региональных финансовых механизмов. Таким образом, формирование валютного союза БРИКС можно рассматривать как долгосрочную цель, требующую многоуровневой институциональной конвергенции и единой политической воли стран участников.
Рис. 4. Распределение прав голоса между участниками НБР Источник: составлено авторами по [7]
Новый Банк Развития применяет другую систему управления, отличную от прочих подобных организаций, в которой исходный уставной капитал (100 млн долларов) и голосовая мощь распределяются исходя из полного равноправия (рис. 4). Принцип консенсуса лежит в основе механизма коллегиального управления, что означает достижение согласия между всеми участниками перед принятием значимых решений. Устав НБР предусматривает, что решения по обычным вопросам принимаются большинством голосов. В такой структуре ни одна страна не может использовать вето. Правила принятия решений в Новом банке развития БРИКС основаны на принципах: простого большинства голосов, эффективном большинстве голосов и специальном большинстве голосов (этот инструмент используется для решения особо важных вопросов) [7]. Равное распределение прав голоса является значительным отличием от Международного Валютного Фонда, где Соединенные Штаты единственные обладают 16,5% долей голосовой силы и правом установить блокировку предложения [25]. МВФ и Всемирный банк придерживаются западно-центричных “лучших практик” и настаивают на стандартных структурных реформах, таких как приватизация, либерализация и антикризисные меры. Эти политики зачастую ухудшают экономическое положение стран-получателей и ослабляют их службы и социальные программы без повышения способности к погашению долгов, ставя в приоритет интересы международных инвесторов для получения выплат или приобретения активов по низким ценам. Более того, одним из ключевых элементов координации выступают многоуровневые консультативные группы и рабочие комитеты, обеспечивающие интеграцию стратегических приоритетов государств-участников в операционную практику Банка. Эти органы, функционируя на базе принципов консенсусного регулирования, позволяют учитывать асимметрии интересов между развивающимися экономиками и достигать баланса между национальными инвестиционными приоритетами и коллективной устойчивостью. Новый Банк Развития, вместе со странами участниками, придерживаются противоположных взглядов на функционирование мировой экономики. Все эти отличия говорят о недопущении навязывания единственной правильной системы развития. Именно поэтому с каждым годом множество стран высказывают желание присоединиться к альтернативному западу объединению стран БРИКС.
За последние годы объединение БРИКС продемонстрировало тенденцию к переходу от декларативного взаимодействия к реализации конкретных, масштабных межгосударственных инициатив, охватывающих критически важные сферы: инфраструктуру, энергетику и цифровые технологии. Эти проекты формируют материальную основу интеграционного потенциала группы и выступают индикатором её институционального созревания. Одним из важнейших направлений кооперации является развитие транспортной и логистической инфраструктуры. В числе наиболее заметных проектов – китайско-бразильская инициатива по строительству трансокеанского железнодорожного коридора, соединяющего атлантическое побережье Бразилии с портами Перу на Тихом океане [29]. Этот проект представляет собой не просто инфраструктурный объект, а геоэкономический канал, способный существенно трансформировать торговые маршруты региона и снизить зависимость от традиционных цепочек поставок, контролируемых странами ОЭСР. С другой стороны, в Индии, при активном участии компаний из Китая и Южной Африки, реализуется масштабная модернизация транспортной сети мегаполиса Мумбаи – проект строительства метро четвёртой линии (Line 4), обеспечивающий связность густонаселённых пригородов и центральных районов города. Сотрудничество в энергетической сфере также приобретает стратегический характер. В рамках двусторонних и многосторонних механизмов БРИКС реализуются проекты, ориентированные как на традиционные, так и на возобновляемые источники энергии. Например, Южная Африка и Китай развивают совместные программы по строительству солнечных и ветряных электростанций, особенно в малонаселённых районах, испытывающих дефицит энергоснабжения. Параллельно, Россия и Индия продолжают сотрудничество в сфере ядерной энергетики, включая строительство энергоблоков на основе российских технологий. Согласно сводной статистике, представленной на последнем форуме БРИКС, который прошёл в России в 2024 году [29], страны объединения производят более 9 миллиардов тонн нефтяного эквивалента первичной энергии ежегодно. Этот объём производства создаёт значительный внутренний ресурсный потенциал, который служит основой для реализации крупных транснациональных энергетических проектов внутри блока.
Также важным аспектом сотрудничества является технологическая сфера, которая становится всё более значимой в условиях стремительного развития технологий и растущей глобальной конкуренции в этой области. В 2024 году при участии всех стран БРИКС был инициирован международный альянс в области искусственного интеллекта [29]. Эта структура направлена на координацию нормативного регулирования, поддержку совместных научных исследований и разработку универсальных стандартов ИИ, альтернативных западным подходам. Помимо этого, на уровне образовательных систем обсуждается создание межгосударственной цифровой платформы для академического обмена и дистанционного обучения, объединяющей лучшие курсы университетов стран БРИКС. Такие инициативы не только содействуют развитию человеческого капитала, но и создают условия для более равноправного включения стран Глобального Юга в мировую цифровую экономику [12]. Важно подчеркнуть, что реализация указанных проектов не является случайным совпадением интересов, а свидетельствует о системной работе стран-участников БРИКС по формированию коллективной модели устойчивого развития. Эти инициативы подкрепляются объективными данными: в совокупности страны БРИКС располагают крупнейшей транспортной сетью среди всех международных коопераций, устойчивой динамикой энергообеспечения и быстро развивающимся сектором ИКТ [31]. Всё это превращает БРИКС в функционального актора глобального развития – не только политического, но и производственного, научного и технологического.
Заключение
Вступление новых участников в БРИКС свидетельствует о стремлении организации к развитию, укреплению многостороннего сотрудничества для достижения стабильного роста, а также увеличении влияния в мировой экономике. Существующая международная финансовая система, преобладающая на Северо-западе, за последние годы не сумела обеспечить достаточное финансирование для эффективной борьбы с изменением климата, поддержки устойчивого развития различных стран и решения других проблем. Мировая экономика столкнулась с повторяющимися финансовыми кризисами, что в свою очередь привело к экономическому и социальному расслоению между различными странами, а также усилило геополитическую напряженность.
Инициатива БРИКС возникла с целью содействия сотрудничеству между странами Юга в сферах торговли, финансов, инвестиций, цепочек поставок, финансовой безопасности и развития. Кроме того, БРИКС стремится установить более активное взаимодействие с глобальными экономическими и политическими центрами стран G7. Присоединение пяти новых крупных членов в объединение свидетельствует о том, что объединение обретает дополнительные ресурсы, расширяет спектр совместных программ и увеличивает свое влияние на мировой арене. Безусловно, в ближайшие годы страны БРИКС будут придерживаться стратегии сохранения достигнутого уровня сотрудничества, несмотря на вызовы, связанные с пандемией и политической напряженностью в мире, и продолжат оказывать значительное воздействие на перестройку мирового экономического порядка, способствовать установлению финансовой стабильности, а также обеспечению устойчивого и инклюзивного развития стран.
Таким образом, наблюдается устойчивая тенденция институционализации сотрудничества внутри блока БРИКС через реализацию проектов, обладающих как региональным, так и глобальным значением. Эти проекты становятся важнейшими драйверами интеграции и свидетельствуют о формировании альтернативной архитектуры международного взаимодействия, где вместо иерархической модели западного типа реализуется принцип сбалансированного партнёрства и прагматичного взаимного интереса.