Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

CARGO-PASSENGER ELEVATORS: DEVELOPMENT OF ISSUES AND PROSPECTS

Kosheleva O.E. 1 Kochkarov R.Kh. 1
1 Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Northwestern Institute of Management
The paper considers the topic of equipping various national economic facilities with elevator devices, which is relevant for Russia. Since the pace of construction of civil and industrial facilities remains quite high, multi-storey buildings require the installation of lifting transport devices for both the movement of goods and people. The structure of a modern elevator based on automation, digital systems and elements is quite complex, so its production is based on the use of components produced in different countries of the world. With the participation of foreign companies in the domestic market, which are strong leaders in this area, the issue of equipping the elevator industry with elevators was not significantly acute, due to imports, a third of the necessary demand was provided not only for finished products, but also for components for the work of Russian manufacturers. The classification of lifting electrical devices according to various characteristics is given, special attention is paid to passenger elevators used in the residential sector. The type of elevator depends on many factors, the most important of which are the safety and reliability of the elevator design. The safety of elevators is regulated by the technical regulations TR CU 011/2011. The nominal service life of the elevator is 25 years, then diagnostics of technical characteristics and assessment of the possibility of further operation are required. The production of elevator equipment is carried out under the Program for the Accelerated Replacement of Elevators in the Residential Sector. The problem of safe operation of elevators and reliable service, improvement of measures related to the extension of the service life of elevators, is a forced measure, provided by the state for the implementation of the main tasks. Regulation of regulatory documentation based on the current situation and digital transformation is an important step in the development of the industry. In 2023-2024, new or improved existing regulatory documents were introduced for the elevator industry, increasing the requirements for the safety of the movement of passengers and goods.
elevators
components
manufacturing plants
import substitution
technical regulations
elevator replacement
regulatory documents

Введение

В группе 84 ТН ВЭД приведены коды для идентификации широкого ассортимента оборудования разного назначения. Сюда включено и лифтовое оборудование, актуальность производства которого и его импорт имеют огромное значение для нашей страны. Лифты с электроприводом применяются не только в жилищном строительстве многоэтажных комплексов, но и в торговых центрах, аэропортах и других объектах, которые постоянно вводятся в эксплуатацию. Помимо ввода новых объектов требуется обновление старого лифтового хозяйства во всех регионах нашей страны.

Целью данного исследования является изучение оснащенности различных народнохозяйственных объектов лифтовыми устройствами.

Материалы и методы исследования

В связи с широким спектром функций и назначения трудно выстроить единую схему классификации данных подъемных электроустройств, на рис. 1 приведена их классификация по некоторым признакам [1, 2].

Разновидности подъемных устройств увеличиваются с введением более современных инновационных технологий и материалов.

missing image file

Признаки классификации лифтов

По данным комитета по аналитике и статистике Национального лифтового союза, в России ежегодно вводилось в эксплуатацию более 40 тыс. лифтов. В 2021 году показатель достигал 45,89 тыс., причем 75 % этого объема составили произведенные в России лифты, а 12,6 % – из Белоруссии [3]. Сейчас количество производителей лифтов в России не сократилось, а вместо американской компании Отис, бывшей лидером этого сегмента рынка, появился новый холдинг Meteor Lift, актуальными задачами которого являются расширение модельного ряда лифтовых устройств, выпуск составляющих элементов и архитектуры.

Первое место по выпуску лифтов в указанный период времени занимал Щербинский лифтостроительный завод, его доля составляла 20 %, на втором месте с 16 процентами находилась американская компания Отис (ныне холдинг, как отмечалось выше, Meteor Lift) и заключала тройку лидеров финская компания KONE с 3 % рынка. В 2022 году по объективным причинам российский лифтовый рынок сократился в связи с уходом западных компаний. В этот период нарушились логистические цепочки в поставках комплектующих, значительно сократились объемы строительства. Количество российских производителей не уменьшилось, на рынке остаются Щербинский лифтостроительный завод, Серпуховский лифтовый завод, белорусский «Могилевмаш» и другие.

В 2023 году производство лифтов в России увеличилось на 23,8 %, в 2024 году их производство продолжало расти, бизнес показывает положительную динамику и наращивает темпы. Лидером в этой отрасли является холдинг Meteor Lift. Он специализируется на выпуске оборудования для многоэтажных жилых и общественных зданий, объектов культурного и промышленного назначения. В его задачи входит участие в программах по замене лифтов, что, по мнению специалистов, актуализирует важность изменения нормативной базы в отрасли [4].

Результаты исследования и их обсуждение

В работе исследуются подъемные устройства, основная характеристика которых – вид транспортируемого груза. В жилищном секторе, общественных зданиях или на производстве используются пассажирские лифты с суммарной массой грузов или пассажиров меньше грузоподъемности лифта. В медицинских учреждениях предусмотрены лифты для перемещения пассажиров на инвалидных колясках, где управление лифтом чаще осуществляет лифтер. Существуют грузовые лифты для подъема грузов небольшой массы или их перевозки с весом до 5 тонн. Грузопассажирские лифты используются для одновременного транспортирования людей и грузов.

Тип лифта определяется назначением здания и его этажностью, условиями эксплуатации и бюджетом проекта, а важными факторами остаются безопасность, комфорт и эффективность использования лифта. Значение имеют надёжность конструкции, точность остановки и плавность процессов разгона, движения и торможения кабины лифта.

Безопасность лифтов, в том числе пожарная безопасность, в России регламентируется техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», в котором приведены требования к этой характеристике [5]. Большим недостатком в аспекте безопасности лифтов является отсутствие обязательности применения этих нормативных документов, по мнению Национального лифтового союза это обстоятельство существенно снижает надежность их работы [6].

Состояние лифта оценивают при ежегодном техническом освидетельствовании не реже одного раза в год, период эксплуатации лифта устанавливает завод-изготовитель. Номинальный срок службы лифта 25 лет, по его достижении требуется диагностика технических характеристик, результаты которой определяют дальнейший срок эксплуатации лифта (он обычно составляет 3 года). В течение двух лет проводят техническое освидетельствование лифта и капитальный ремонт. Эксплуатация изношенной ходовой части, использование устаревших частей лифта по технике безопасности и нормам эксплуатации исключаются, хотя многие жилищно-коммунальные управления не выполняют эти инструкции.

Основной проблемой остается также обеспечение безопасной эксплуатации лифтов, надежное сервисное обслуживание и совершенствование мер в этой сфере, включая изменение отраслевых стандартов безопасности эксплуатации лифтовых устройств, что отражает мнение Национального лифтового союза. Должны быть предусмотрены гарантии для замены запчастей в аварийных ситуациях и разумные тарифы на обслуживание лифтов.

В настоящее время основные проблемы в производстве лифтового оборудования связаны с обеспечением запасных частей и безопасности перемещения пассажиров и грузов. Для выпуска оборудования требуется около тридцати процентов комплектующих, производимых за рубежом, основную часть которых составляют микроэлектроника и чипы. В связи с этим актуально в ближайшее время наладить выпуск этих элементов и систем на территории России, развивать наукоемкие технологии, в противном случае через несколько лет парк оборудования технически и морально устареет, а многие лифты могут выйти из строя. Для собственного производства эскалаторов и траволаторов требуются крупные капиталовложения, поэтому решение этой проблемы пока ориентировано на поиск новых коммерческих партнеров, в лице которых выступают китайские производители, предоставляющие права на дистрибуцию лифтов любого назначения, включая скоростные и высокоскоростные, а также ряда комплектующих.

Первоочередной задачей для предприятий является обеспечение отрасли комплектующими. Обеспеченность запчастями в данное время составляет около 80 процентов. Для выполнения этой задачи проводятся собственные научно-конструкторские разработки, благодаря которым планируется довести этот показатель в ближайшие годы до 100 %. Важное место сейчас занимает фактор импортозамещения, выпуск отечественных элементов и систем, в том числе электронных, на российских предприятиях.

К сожалению, на наших предприятиях можно производить только простые лифты для жилищных комплексов, а высокоскоростные или большегрузные лифты сложной конструкции в связи с отсутствием технической базы приходится импортировать. Невозможно производить сложные комплектующие, например, узлы безопасности, поэтому стопроцентное импортозамещение не достигается, сохраняется актуальность параллельного импорта в лифтовой сфере. В текущий момент заключены договоры с предприятиями из дружественных стран на поставки разной продукции.

Зарубежные поставки лифтовых кабин для высотных зданий и премиальных объектов пока тоже сохраняются, отечественные предприятия не способны выпускать эти модели.

В 2024 году импортные поставки использовались при установке 34 % смонтированных лифтов, в 2021 году этот показатель составлял лишь 25 %. В связи с этим возрастает значение таможенной службы, функции которой направлены на таможенный контроль импортного оборудования в целях гарантии его безопасности, исключения риска поставок некачественного товара. Все лифты в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» должны пройти обязательные испытания для сертификации высокоскоростных лифтов, поэтому проводится контроль разрешительных документов, к которым относят сертификаты соответствия. В таможенной службе учитывается физический объем лифтов во внешнеторговом обороте в кг и дополнительных единицах – штуках, стоимость товара оценивают в долларах США.

Поставки импортного оборудования включают технику из Китая (по данным на 2023 год 4,7 тыс. штук) и примерно столько же лифтов из Белоруссии, в два раза меньше оборудования поступает из Турции (1,75 тыс.), а из Германии, Греции, Словакии, Франции и Финляндии объемы исчисляются штуками, хотя по оценке аналитиков примерно такое количество ввозилось и в досанкционный период [7]. Главными поставщиками являются китайские фирмы Of Koyo Elevator Co., Ltd; Shenyang Yuanda Intellectual Industry Group Co., Ltd и Sjec Corporation [8]. Предпочтение застройщики отдают лифтам зарубежного производства, считают их более инновационными. Для поддержания стабильности бизнес предложил ввести заградительные пошлины на импорт в Россию лифтов со скоростью менее 2,5 м/с из других стран и особенно Китая [9].

В 2019–2023 годах экспорт лифтового оборудования из России снизился более чем в 5 раз, его максимум пришелся на 2021 год за счет экспорта в Казахстан. В марте 2022 года Правительство России запретило экспорт лифтов и подъемников во все страны, кроме ЕАЭС и некоторые новые регионы. По ряду причин некоторые иностранные покупатели отказалась от сотрудничества с российскими компаниями, кроме того сократился импорт оборудования и комплектующих, возникла необходимость устранения дефицита на внутреннем рынке. В 2023 году цена экспортных поставок продолжила рост и составила 23,9 тыс. долл. США за штуку [10]. В 2023 году на российском рынке лифтов стоимость импортируемых лифтов увеличивалась, как и вклад иностранной продукции в общую структуру рынка лифтов.

Из 34% импортируемого лифтового оборудования 16% приходится на производителей, покинувших российский рынок в последние годы. Объективно только в жилищном секторе более 30% действующих лифтов требует срочной замены, то есть спрос на эти товары в России сильно недооценивают. Покрытие дефицита и замена ушедшим западным компаниям на нашем рынке происходит за счет поставщиков из Китая, чему способствует не только более низкая стоимость, но и прямые логистические цепочки, включая перемещение товара через таможни.

По прогнозам аналитиков, импорт лифтов в течение следующих пяти лет станет более умеренным, а доля импортного оборудования из Китая, Турции и Беларуси вырастет, особенно в европейской части страны.

Большим стимулом для выпуска лифтового оборудования является Программа ускоренной замены лифтов, действующая с 2017 года: поставщик лифтового оборудования после поставки подъемника получает плату за него в рассрочку до 36 месяцев за счет взносов от населения. Эта Программа позволила увеличить количество обновленных лифтов, хотя высокая стоимость кредитов ограничила возможность участия в них многих операторов капремонта [11].

Для усовершенствования механизма Правительством РФ в 2020 году было принято Постановление № 2202, по которому рассрочка платежа увеличилась до семи лет, а расходы на проценты компенсирует государство при условии, что новое оборудование имеет статус отечественной продукции, а его энергоэффективность не ниже класса В [10]. Однако в 1922 году концепция изменилась: из-за больших расходов плановая замена лифтов в многоэтажных домах уступила место аварийной замене износившегося оборудования. Ограничение импорта отразилось на ассортименте: доступность высокоскоростных лифтов для зданий с высотой 30 и более этажей и лифтов премиум-класса уменьшилась.

С 2023 года в связи с требованиями ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» восстановились темпы обновления лифтов с истекшим сроком службы, их переустановка была перенесена на февраль 2025 года. Решение о продлении срока службы 70 тыс. устаревших лифтов является вынужденным, заменить все старые лифты к намеченным срокам не реально. При этом специалисты считают, что при соблюдении всех правил и качественном обслуживании лифты смогут безопасно работать более 25 лет службы, так как в результате принятия в 2013 году технического регламента ТР ТС 011/2011 уровни предотвращения рисков имеют завышенные показатели. Контроль за работой лифтов с 2024 года осуществляет Ростехнадзор, имеющий право при выявленных нарушениях назначать административные наказания. Разработаны постановление Правительства от 20 октября 2023 г. № 1744 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» и меры для реализации программы приведения лифтового парка России к требованиям безопасности [12].

Понятия «лифт», «модернизация», «эскалатор» и другие в новых правилах отсутствуют, определения «владелец объекта» (им остается юридическое лицо), «сопроводительная документация объекта» и прочие получили уточнение. Техническое обслуживание проводится в соответствии с ТР ТС 011/2011 аккредитованными в РФ органом инспекции или испытательной лабораторией, Ростехнадзор в автоматическом режиме предоставляет услуги по учету лифтов в реестре с помощью федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

В связи с основными тенденциями Минпромторг и Минстрой разработали проект «дорожной карты», который предусматривает повышение спроса на отечественную продукцию, цифровизацию отрасли, финансовую поддержку производителей и стимулирование региональных программ капитального ремонта лифов [13].

Заключение

Созданный в 2010 год Национальный лифтовый союз (НЛС) оказывает государству профессиональное содействие в сфере создании и обеспечения безопасности лифтового оборудования. Он участвует во взаимодействии с государственными структурами при разработке предложений по совершенствованию нормативно-технической базы и модернизации лифтового парка страны и программ по ремонту многоквартирных домов в разных регионах. НЛС объединяет около 1500 предприятий и организаций, функционирующих в исследуемой области и охватывающих весь жизненный цикл от проектирования и производства лифта до технического обслуживания и проведения экспертизы его безопасности [14].

В 2024 году для лифтового хозяйства были введены новые нормативные документы [12], которые содержат общие требования к вводу в эксплуатацию новых и замене устаревших лифтов или их модернизации, требования безопасности к стационарно установленным пассажирским или грузопассажирским лифтам, изменен технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011) в части порядка проведения процедур оценки соответствия данной продукции в органах по сертификации. В государственном реестре указывается дата ввода в эксплуатацию лифтов, актуализируется мониторинг сроков их замены.

Важным шагом в развитии отрасли являются изменения в регулировании государством нормативной базы, позволяющие заводам, изготавливающим лифты, полноценно участвовать в работах по замене этих устройств на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Роль предприятий-изготовителей не следует сводить только к производству лифтов, они должны наряду с другими подрядными организациями на равных условиях участвовать в программах по их замене. Этот фактор существенно расширит спектр деятельности заводов-изготовителей лифтовых устройств и их права, обеспечит ввод лифтов в эксплуатацию «под ключ». Следует учесть, что ни одно предприятие не может выпускать оборудование на своих составляющих, поэтому его не относят к российским товарам, из-за чего изготовители не имеют преференций в сравнении с зарубежными фирмами при объявлении конкурсов. В связи с такой проблемой следует внести изменения в нормативные документы, чтобы обеспечить равноправное участие в конкурсах наравне с поставщиками импортного оборудования.

Важное значение имеет импортозамещение, выпуск отечественного модернизированного оборудования. Количество производителей лифтов в России на текущий момент остается постоянным, перечислены некоторые из них, однако импорт лифтов, особенно высокоскоростных и для объектов высокой этажности, пока имеет тенденцию к росту.