Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

1 1
1
-

Одной из актуальных проблем общественно-экономической и политической жизни страны на современном этапе является борьба в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ со стороны государства, что определено Указом Президента Российской Федерации от 9 июля 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» [1]. Значимость для государства данной проблемы была подчеркнута в Указе Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [2], где сказано, что угрозами национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан являются возникновение эпидемий и пандемий, массовое распространение таких заболеваний, как онкологические, сердечно-сосудистые, эндокринологические, ВИЧ-инфекции, туберкулез, наркомания и алкоголизм, увеличение случаев травм и отравлений, доступность психоактивных и психотропных веществ для незаконного потребления, а также деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми.

Преступность в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов представляет собой весьма сложное социальное явление, общественная опасность которого определяется комплексом медицинских, психологических, фармакологических, правовых и социальных характеристик. Именно поэтому уголовным законодательством ряда иностранных государств ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотрена отдельными, так называемыми дополнительными уголовными законами [8].

В настоящее время четко обозначилась тревожная для общества и государства тенденция: неуклонное «омоложение» наркомании. Современная ситуация в Российской Федерации характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, социально-политической и экономической стабильности, безопасности государства [9]. На наркоситуацию в Российской Федерации, по нашему мнению, влияют следующие основные факторы, а именно: постоянное прогрессирование способов распространения наркотиков; недостаточный уровень взаимодействия правоохранительных органов; сложность выявления, фиксации и документирования незаконного распространения наркотиков бесконтактным способом; незащищенность южных границ Российской Федерации; низкий уровень профилактической работы, в первую очередь, социальной профилактики.

Поэтому своевременное выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие наркопреступлений МВД России рассматривает как одно из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Одной из причин сложившейся неблагоприятной ситуации в данной сфере является реализация наркотических средств бесконтактным способом, посредством их передачи через тайники, расчетов с использованием различных электронных платежных систем, криптовалюты (например, Bitcoin), что стало возможным за счет технических возможностей ресурсов сети Интернет и радиоподвижной сотовой связи, что делает выявление такого род преступлений чрезвычайно затратным, трудоемким, а также сложным в предупреждении и раскрытии.

Одно из общественно опасных деяний в мире, занявшее свое чуть ли не главное место в «Теневом Интернете», отведено наркотикам. Для России проблема распространения наркотиков с помощью Интернета также является очень актуальной, требующей незамедлительного решения. По оценкам специалистов, в России более 10 тысяч сайтов в Интернете открыто рекламируют наркотики.

В течении нескольких последних лет на наркорынок России стали активно поступать недорогие синтетические виды наркотических средств и психоактивных веществ, выявляемые в составе так называемых «курительных смесей» и «солей», распространение которых осуществляется бесконтактно через интернет-заказы, оплачиваемые путем электронных платежей, а непосредственное приобретение – также бесконтактным способом из тайников-«закладок», куда наркотик заблаговременно помещается сбытчиком или специально привлеченным им для этих целей лицом («закладчиком»), адрес которого сообщается приобретателю после получения оплаты. Доставка в регионы осуществляется посылками почтовой службы, розничное распространение производится курьерами методом закладки в тайниках [6].

Особенностью организации таких сетей сбыта наркотиков является система вербовки и проверки новых участников. После обучения и проверки бесконтактному способу сбыта, мерам конспирации и использованию «закладчика» направляют на работу в другой субъект. Зачастую подбор персонала осуществляется из граждан Молдовы и Украины, желающих заработать в России.

Учитывая межрегиональный характер современной наркопреступности, использующей в своей деятельности новейшие технологии и бесконтактные способы распространения наркотиков, важное значение приобретает организация взаимодействия подразделений нарконтроля с подразделениями Бюро специальных технических мероприятий (далее БСТМ МВД России), ФСБ и Роскомнадзором по установлению местонахождения и задержанию лиц, осуществляющих распространение наркотических средств с помощью сети Интернет [7].

Необходимо постоянно осуществлять мониторинг интернет-пространства совместно с Роскомнадзором выявлять и ограничивать доступ к Интернет-ресурсам, с помощью которых осуществляется пропаганда, распространение и оплата запрещенных веществ.

Нельзя забывать о должной организации взаимодействия с органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках деятельности антинаркотических комиссий. Необходимо налаживать и внутриведомственное взаимодействие, прежде всего между подразделениями наркоконтроля и охраны общественного порядка, несущих основную нагрузку в сфере индивидуальной профилактики.

Наряду с оперативно-розыскными мероприятиями следует шире использовать возможности контроля за легальным оборотом наркотиков для получения оперативно-значимой информации с целью принятия мер по недопущению поступления подконтрольных веществ в незаконный оборот.

Осложняет процесс выявления и раскрытия разрабатываемых лиц причастных к совершению преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ использование последними:

- кодирования информации;

- бесконтактных способов передачи наркотических средств;

- электронных переводов при передаче денежных средств, полученных в результате незаконных сделок;

- неконтролируемых средств электронной связи.

Посредством проведения комплекса поисковых мероприятий в сети Интернет не сложно установить информационный сайт в котором можно получить оперативно-значимую информацию о продаже наркотиков.

Такой комплекс может включать:

Целевой поиск – мониторинг (по ранее известной информации поиск в конкретных Интернет-ресурсах, т.е. поиск по уже известному перечню сайтов, торгующих наркотиками);

Нецелевой поиск – глайдинг (скольжение), установление объектов, имеющих характерные для наркотических и психотропных веществ признаки, в частности где обсуждаются изготовление, культивирование, препараты для изготовления наркотических веществ.

Тематический поиск – когда поисковые мероприятия связаны с проверкой, подтверждением данных по той или иной оперативной информации (при этом используются общие ресурсы Интернета и поисковые системы, отслеживается фигурирование информации в новостных сайтах).

Персонифицированный поиск – в отношении конкретного лица либо организованной преступной группы.

Наркоторговцы уже сейчас активно осваивают и используют (в том числе для подготовки и совершения преступлений) различные медийные устройства, социальные сети как часть общей интернет-паутины и интернет в целом.

Необходимо отметить, что сейчас формирование агентурной сети (подбор и расстановка конфидентов) в сетевой криминальной среде уже проводится. В основном эта деятельность осуществляется силами и по линии подразделения специальных технических мероприятий. В связи с этим имеет смысл и важное значение взаимодействие сотрудников по контролю за оборотом наркотиков с Бюро специальных технических мероприятий (подразделение МВД России, одним из направлений деятельности которого является борьба с преступлениями в сфере компьютерных технологий для обмена опытом работы).

Наиболее часто для легализации денежных средств, полученных от незаконного сбыта наркотиков, применяется следующая схема.

Для накопления денежных средств, полученных от приобретателей наркотиков сбытчиками создаются электронные кошельки. В настоящее время чаще всего сбытчиками используются электронные кошельки таких платёжных систем, как «QIWI» и «Яндекс деньги». Электронный кошелёк может быть зарегистрирован без указания каких-либо данных о его владельце или на любое вымышленное имя. Номера этих электронных кошельков соответствуют абонентским номерам SIM-карт, использовавшимся при создании данного кошелька, поэтому сбытчики, как правило, для регистрации электронных кошельков применяют SIM-карты, зарегистрированные на подставных лиц, приобретая их у своих знакомых, а также у официальных распространителей, вступая с ними в сговор на оформление SIM-карты на паспортные данные лиц, которые ранее их приобретали.

Для того чтобы вывести деньги с электронного кошелька сбытчики, как правило, перечисляют их через такие же обезличенные электронные кошельки, а в последующем выводят на счет банковской карты, находящейся в их распоряжении, которая также может быть оформлена на подставное лицо. С банковской карты денежные средства могут быть как обналичены, так и использованы для приобретения имущества. Для организованных групп и преступных сообществ характерны приобретение и создание фирм, которые в дальнейшем могут использоваться для поддержки и маскировки преступной деятельности, а также в последующем – в схемах по отмыванию денег.

Большинство сайтов, распространяющих запрещенную к обороту продукцию, стали блокироваться на территории России, а также в целях сохранения анонимности и скрытости противоправной деятельности стал приобретать популярность анонимный браузер Тor, луковый роутер, позволяющий пользователям не быть замеченными и уязвимыми. Это система прокси-серверов, позволяющая устанавливать анонимное сетевое соединение, защищённое от прослушивания в Российской Федерации. Суть работы данного браузера заключалась в том, что он позволял российским гражданам посещать сайты, заблокированные на территории России путем замены IP адреса, оставаясь при этом не замеченными.

Перенаправление распределяется между серверами, находящимися по всему земному шару случайным образом. Данные между этими серверами шифруются. В случае необходимости существует возможность изменить цепочку, для чего нужно лишь обновить соединение. Благодаря данным цепочкам пользователь меняет своё местоположение, даже не подозревая сам на какое. Данный подход обуславливает большую сложность в выявлении первоначального адреса отправителя пакета информации [10].

Все вышеперечисленное позволяет наркоторговцам оставаться в тени наркобизнеса осуществляя бесконтактный сбыт наркотических средств и психотропных веществ, несмотря на принятые в России меры по блокировке Интернет-ресурсов, содержащих информацию о запрещенных товарах. При этом, структура деятельности преступников и ее объемы постоянно растут, увеличивая обороты сбыта.

Большая часть указанных сайтов зарегистрирована на зарубежных доменах, что не позволяет в полной мере пресекать их работу и привлекать к ответственности организаторов наркобизнеса. Серьезную опасность представляют специализированные форумы в социальных сетях, темы которых посвящены употреблению наркотиков. На них происходит наиболее интенсивный обмен опытом среди наркозависимых лиц о способах производства, культивации, приема наркотических средств, местах приобретения, а также о правилах поведения в случае задержания сотрудниками правоохранительных органов. На форумах широко обсуждаются различные лекарственные средства, обладающие свойствами, схожими с наркотическими, особенно если они имеются в свободной продаже.

В настоящее время на территории России наркопреступность представлена на объединенной электронной торговой площадке «Гидра» «HYDRA», Интернет-ресурса «Way Away».

Открытая в декабре 2015 года «HYDRA» объединила в одном информационном пространстве наркопродавцов и потребителей, предоставила участникам большое количестве сервисов, повышающих эффективность их криминального бизнеса. Покупатели получили возможность с наименьшими затратами и с высокой долей конспирации для себя приобретать запрещенные вещества, а сбытчики, размещая информацию о предлагаемых наркотиках успешно решать маркетинговый вопрос.

Следует признать, что с помощью электронной торговой площадки «HYDRA», продавец и покупатель наркотиков эффективно разрешают вопросы в сфере незаконной деятельности.

Система «HYDRA» позволяет заинтересованным сторонам получать полную информацию о «наркомагазинах», осуществлять поиск продавцов и покупателей, продвигать и развивать наркобизнес отдельных продавцов, имеющих наибольшее количество положительных отзывов и доверие у покупателей. С помощью ресурсов «HYDRA» стало возможным проводить сравнительный анализ показателей деятельности тех или иных наркомагазинов. И, пожалуй, самое главное, это высокая степень информационной защиты, которая делает безопасный электронный обмен информацией между продавцом и покупателем наркотиков, которая обеспечивается встроенным мессенджером с групповыми чатами, оригинальной системой шифрования, хранением всех адресов в кодированном виде, проведением операций с денежными средствами в анонимной криптовалюте Bitcoin.

Осознавая масштаб проблемы, в последнее время был принят ряд мер нормативного правового характера:

- в уголовное законодательство введена уголовная ответственность за незаконное производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая Интернет) (п. б, ч. 2 ст. 228.1 УК РФ);

- в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 создан «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» [3].

Создание и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций России. Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие запрещенную информацию, являются решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Задачи по мониторингу Интернет-ресурсов возложены в основном на ГУНК МВД России.

Федеральным законом от 06.07.2016 № 374-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» законодатель обязал следующее: «Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации:

1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи – в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий;

2) текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи – до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации».

Кроме того, с 1 июля 2018 года операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами [4].