Введение
Туризм является популярным во всем мире. Он может быть как въездным, так и выездным. Кроме того, востребованностью пользуется и внутренний туризм. Как подчеркивает А.В. Тюньков, только попав в трудную ситуацию с закрытием границ, обусловленную пандемией COVID-19 и действиями недружественных стран, многие эксперты осознали важность туризма [1].
Для России, территория которой находится в пяти климатических зонах, есть что показать туристам и гражданам своей страны. Ни в одной стране мира, кроме нашей, нет 11 часовых поясов. Объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, находящихся в разных точках России, – 18, а природного наследия – 11: девственные леса Коми; озеро Байкал; вулканы Камчатки; Золотые горы Алтая и другие. Объекты культурного наследия, памятники Великой Отечественной войны также заслуживают внимания. Однако, туризму в нашей стране необходимы поддержка и продвижение со стороны государства.
Характерной чертой сегодняшнего туризма является его развитие не в конкретной точке, а в большом туристском пространстве. То есть для развития туризма недостаточно благоустроить конкретный населенный пункт страны либо место в нем. Необходимо совершенствование состояния и качества туристической базы всего региона. Развитие туризма имеет мультипликативный эффект и положительным образом влияет все сферы экономики. Туризм способен дать толчок развитию продовольственных ресурсов региона, транспортной сети и используемых видов транспорта, энергетики, связи. Развитие туристической инфраструктуры требует расширения числа финансовых и медицинских организаций, и как следствие, развитие коммунальных услуг. Туризм положительно сказывается на трудоустройстве и занятости, а также способствует развитию образования в этой сфере. Помимо всего прочего, обеспечивается создание комфортных и безопасных условий пребывания.
Целью исследования выступает анализ влияния развития туризма на экономику России в связи с последовательной реализацией национальных проектов.
Материал и методы исследования
При написании работы использовались следующие методы исследований: экономическая индукция и дедукция, экономический анализ, графический подход и формализация.
Результаты исследования и их обсуждение
Несмотря на огромную и во многом уникальную территорию, наша страна не входит в топ-10 стран мира по развитию въездного туризма (табл. 1).
Как видно из табл. 1, по итогам 2023 г. наибольшее количество туристов посетило Францию. В то же время, наибольшую сумму за одну поездку туристы потратили в США, также эта страна, получившая наибольшую сумму доходов от туризма. Несмотря на то, что США получен наибольший по сравнению с другими странами доход от туризма, его доля в ВВП государства не велика (рис. 1).
Таблица 1
Топ-10 стран мира по туризму по общему числу прибытий в 2023 г. [2]
Рейтинг |
Страна |
Количество посещений, млн |
Поступления за время пребывания, млрд $ |
Доходы от туризма, млрд $ |
1 |
Франция |
100,00 |
712 |
71,2 |
2 |
Испания |
85,17 |
1080 |
92,0 |
3 |
США |
66,48 |
2845 |
189,1 |
4 |
Италия |
57,25 |
976 |
55,9 |
5 |
Турция |
55,16 |
897 |
49,5 |
6 |
Мексика |
41,95 |
732 |
30,7 |
7 |
Великобритания |
37,22 |
1971 |
73,4 |
8 |
Германия |
34,80 |
1074 |
37,4 |
9 |
Греция |
32,74 |
680 |
22,3 |
10 |
Австрия |
30,91 |
799 |
24,7 |
Рис. 1. Рэнкинг стран мира по доходам от туризма, млрд $ [3]
Рисунок 1 демонстрирует, что доля среднегодового дохода США от туризма составляет всего 1,1 % ВВП страны. Аналогичную долю составляют доходы от туризма в Германии. Наименьшее влияние на ВВП страны оказывают доходы от туризма в Японии и Китае, соответственно, 0,70 % и 0,27 %. Доля доходов от туризма в Таиланде достаточно высока – 12,6 % ВВП, снижение турпотока в связи с воздействием внешних и внутренних факторов ощутимо влияет на экономику этой страны. Островные государства Палау и Гренада, с доходом в 141 млн $ и 448 млн $, получают – 48% и 40% своего ВВП за счет туризма.
Как подчеркивают некоторые авторы, туризм сегодняшнего дня кардинально отличается от туризма 90-ых годов прошлого века. Основное отличие заключается в формировании турпотока. Если ранее он, в основном, формировался при активном участии туроператоров, то сегодня он формируется фактически туристами самостоятельно [4]. Это стало возможным благодаря развитию цифровых технологий, которые позволяют дистанционно приобретать билеты и страховые полисы, бронировать гостиницы и услуги гидов и экскурсоводов. В России создана электронная цифровая платформа для туристов Russpass [5]. За 2 года функционирования ее услугами воспользовались более 4 млн человек. Также пользуется популярностью Национальный туристический портал.
Комаров В.М. и другие авторы, подчеркивают, что развитие туризма оказывает высокий синергетический эффект [6]. Но, помимо положительного воздействия, развитие туризма способно и негативно влиять на окружение. Прежде всего это относится к объектам показа, которые подвергаются, иногда варварскому, воздействию со стороны туристов. Также негативное воздействие распространяется на экологическую, экономическую, продовольственную, культурную устойчивость наиболее популярных для туристов регионов. Кроме этого, неизбежно влияние на общественные интересы местного населения. Высокий туристический поток ухудшает экологическую ситуацию, приводит к высокой плотности населения. Недостаток объектов размещения, характерный для нашей страны, приводит к росту теневой составляющей туризма, учитывая размещение, питание и транспорт для туристов, а также к снижению качества предоставляемых услуг.
Все вышеперечисленные проблемы в сфере туризма требовали решения. С целью развития туризма в России был принят к реализации национальный проект (НП) «Туризм и индустрия гостеприимства» (рис. 2).
Рис. 2. Финансирование федеральных проектов в структуре НП «Туризм и индустрия гостеприимства», млн руб. [7]
Таблица 2
Источники финансирования НП «Туризм и индустрия гостеприимства», млн руб. [7]
Источники |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
Всего |
Федеральный бюджет |
39018,6 |
68052,4 |
57811,3 |
57337,0 |
222219,3 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
11557,9 |
23431,2 |
30585,9 |
23924,1 |
89499,2 |
Внебюджетные источники |
147124,3 |
167606,4 |
168253,5 |
214815,7 |
697799,9 |
Итого |
190190,6 |
240090,5 |
231650,7 |
277171,1 |
939102,9 |
НП включал три федеральных проекта (ФП). Срок его реализации составлял 4 года: 2021-2024 гг. Наибольшая сумма финансирования была запланирована на реализацию ФП «Развитие туристической инфраструктуры». Она превышала более, чем в 160 раз финансирование ФП «Совершенствование управления в сфере туризма». Наименьшая сумма финансирования была предусмотрена в начале реализации проекта, максимальная, превышающая ее в 45 раз, – в последнем, 2024 г. В качестве основного источника финансирования выступали внебюджетные средства. Несмотря на то, что проект является национальным и инициирован государством, большая сумма финансирования осуществлена за счет внебюджетных источников (табл. 2). Наименьшее участие в финансировании национального проекта принимали бюджеты субъектов РФ.
Все ФП, составляющие НП «Туризм и индустрия гостеприимства», имеют проектную часть, то есть результаты их реализации оцениваются конкретными значениями. В результате реализации проектной части запланировано появление более 250 ед., поддержанных путем софинансирования, инвестиционных проектов в области туризма. Номерной фонд должен был увеличиться более чем на 40 тыс. ед. Предполагалось участие более 2 тыс. предпринимателей в развитии туризма в стране. В результате мультипликативного эффекта занятость в сфере туризма должна составить более 4,5 млн человек. Количество поездок по стране также должно было увеличиться до 75 млн в последний год реализации проекта. Экспорт туристических услуг должен составить более 20 млрд $. В результате проведения мероприятий, предусмотренных НП «Туризм и индустрия гостеприимства», также увеличился внутренний туризм в стране, что привело к росту доходов от туристической отрасли.
Доля доходов от предоставления туристских услуг в экономике России находятся на уровне европейских стран, таких как Франция и Италия и составляет 2,6% ВВП. По словам А. Силуанова, в туризм инвестируются государственные средства, но этого недостаточно. Помимо вливаний из государственного бюджета, необходимы и внебюджетные инвестиции. Для инвесторов такие сделки являются достаточно выгодными, так как отрасль стала рентабельной и за период 2019-2023 гг. увеличила свою прибыль более, чем в 2 раза [8]. По утверждению М. Решетникова, объем инвестиций в сферу туризма превысил 800 млрд руб. [9].
Благодаря реализации НП «Туризм и индустрия гостеприимства» и развитию туризма были получены следующие результаты (рис. 3).
Несмотря на рост объема услуг, предоставляемых туроператорами, санаторно-курортными организациями, гостиницами доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в ВВП страны составляла 2,6-2,7%. Тем не менее, считать это отрицательной тенденцией было бы неверным, как было бы неверным для страны, имеющей богатый научный и производственный потенциал, в качестве основного источника доходов рассматривать туризм. Почти двукратный рост инвестиций в основной капитал не дал ощутимого увеличения въездного туризма. Экспорт услуг по статье «Поездки» снизился с 11,6 до 5,5 млрд руб. Стоит заметить, что въездной туризм очень сильно зависит не столько от внутренних, сколько от внешних угроз, к числу которых относятся действия недружественных стран.
Реализация указанного НП считается законченной в 2024 г. С 2025 г. в России реализуется новый НП «Туризм и гостеприимство», входящий в структуру Государственной программы РФ «Развитие туризма». В состав НП входят четыре ФП (табл. 3).
Рис. 3. Вклад туризма в экономику России, млрд руб. [10]
Таблица 3
Плановое бюджетное финансовое обеспечение НП «Туризм и гостеприимство» в разрезе ФП, млн руб. [11]
Федеральный проект |
2025 |
2026 |
2027 |
Всего |
ГП «Развитие туризма», в том числе: |
44 026,10 |
70 961,40 |
82 054,30 |
197 041,80 |
Создание номерного фонда, инфраструктуры и новых точек притяжения |
3 351,40 |
50 912,30 |
59 936,00 |
114 199,70 |
Пять морей и озеро Байкал |
422,80 |
10 845,80 |
12 916,80 |
24 185,40 |
Кадры для туризма |
10,00 |
10,00 |
10,00 |
30,00 |
Туристическая привлекательность страны |
1 698,30 |
2 856,20 |
2 850,80 |
7 405,30 |
Итого |
5 482,50 |
64 624,30 |
75 713,60 |
145 820,40 |
Как и обычно в первый год реализации НП его финансирование минимально и составляет всего 5,5 млрд руб. С каждым годов в планах увеличение финансирования, которое за весь период должно составить 145,8 млрд руб. Больше всего бюджетных ассигнований предусмотрено на создание номерного фонда, инфраструктуры и новых точек притяжения, меньше всего – на подготовку кадров для туризма.
Заключение
Паспорта первого НП в области туризма «Туризм и индустрия гостеприимства» и его составляющих ФП, реализация которых закончилась в конце 2024 г., позволяли увидеть национальные цели и целевые показатели проектов, сроки достижения этих целей, источники финансирования в разбивке по годам и ответственных лиц за реализацию проектов.
НП «Туризм и гостеприимство», который необходимо реализовывать начиная с 2025 г., то есть уже сейчас, официально опубликованного паспорта, по состоянию на январь 2025 г. не имеет. Также отсутствуют паспорта на ФП и его оставляющие [12]. Однако на реализацию государственной программы «Развитие туризма» в федеральном бюджете предусмотрено использовать 197 млрд руб., а на НП «Туризм и гостеприимство» и составляющие его федеральные проекты – 145,8 млрд руб. То есть, предусмотрено вложение бюджетных средств в проекты, не имеющие целей, паспортов и ответственных за их реализацию. Очевидно, что необходимо более осознанное отношение к бюджетным средствам, мониторингу и контролю их расходования, а также к поручениям Президента на разработку программных документов.