Введение
В последние годы в отдельных регионах мира все больше обостряется политическая обстановка, зачастую переходя в военные конфликты. Россия не является исключением в связи с необходимостью проведения специальной военноу операции (СВО), начатой в 2022 г. В этих условиях для поддержания национальной безопасности возрастает роль военного потребления, что требует изучения его сущности и значения для отечественной экономики.
Вопросам военного потребления уделяется меньше внимания, чем другим его видам при формировании ВВП стран и регионов. Такая ситуация характерна и для вопросов, связанных с военной безопасностью, по сравнению с другими аспектами национальной безопасности. В процессе работы были изучены труды таких отечественных авторов как Г.Ю. Башашкина [1], А.И. Буравлев [2], Н.П. Гончерова [3], А.А. Гусева [4], Н.Г. Захаров, А.В. Пономаренко [5], К.И. Рейхерт [6], Н.Г. Синявский [7] и др., а также зарубежных авторов Дж.Л. Торрес [13], Р.П. Смит [14] и др., в которых исследовались теоретические вопросы военного потребления и его структуру.
Цель исследования – анализ особенностей и структуры военного потребления в составе общих совокупных расходов. Автором будут раскрыты сущность, составные элементы и значение военного потребления для национальной экономики.
Материал и методы исследования
При написании работы автором использовались методы научной абстракции, синтеза и анализа, сравнительного анализа, экспертных оценок, систематизации.
Результаты исследования и их обсуждение
Необходимым элементом национальной безопасности любой страны является военная безопасность, под которой понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять» [8].
«Для достижения военной безопасности в рамках национальной безопасности формируется система обороны, которая также должна способствовать формированию условий для мирного социально-экономического развития Российской Федерации» [9].
«Система национальной обороны способствует выявлению военных угроз, которые представляют собой риски применения военной силы со стороны государств, внешних и внутренних террористических (сепаратистских) организаций» [2, с. 108].
Возникающие расходы в процессе поддержания системы национальной обороны в надлежащем состоянии относятся к военному потреблению.
Военное потребление – это «процесс приобретения и использования различных материальных и нематериальных ресурсов для обеспечения потребностей военных организаций» [6, с. 3].
Противопоставлением военному потреблению служит гражданское потребления, отличие между которыми представлено на рисунке 1.
Военное потребление выполняет следующие функции в системе обороны:
- в мирное время: формирование таких запасов и резервов, которые поспособствуют оперативному переходу войск к военному положению в случае такой необходимости;
- в военное время: обеспечение вооруженных сил и других задействованных в военном конфликте сил всем необходимым для выполнения поставленных руководством боевых задач.
Рис. 1. Разница между гражданским и военным потреблением Источник: составлено автором
Рис. 2. Задачи военного потребления Источник: составлено автором на основе [9]
Военное потребление проявляется через военные расходы или расходы на национальную оборону. Уровень военного потребления должен быть таким, чтобы гарантировать необходимую степень военной безопасности как в мирное время, так и во время военных конфликтов.
Задачи, которые должно решать военное потребление, можно сформулировать сквозь призму задач военной безопасности и национальной обороны (рисунок 2).
Необходимо отметить, что военное потребление оказывает влияние не только на военную безопасность стран, но и на социальную и политическую составляющие. Учитывая его важность для различных сфер, оно должно в необходимой степени контролироваться государством, которое сможет учитывать интересы как национальной безопасности, так и общественные интересы.
Военное потребление возникает в таком сегменте национальной экономики как военная экономика, которая включает в себя элементы, подробно перечисленные на рисунке 3.
Рис. 3. Элементы военной экономики [6, с. 6]
Рис. 4. Классификация продукции военного производства Источник: составлено автором
В рамках второго элемента (военное производство в рамках оборонно-промышленного комплекса) осуществляется непосредственно производство продукции, которая, как и в случае с гражданской продукцией, может быть разделена на две группы, как это представлено на рисунке 4.
Что касается влияния военного потребления непосредственно на экономику, то здесь можно отметить следующее.
Во-первых, финансирование расходов на военное потребление осуществляется из государственного бюджета. Это означает, что их расширение может создать дополнительное давление на бюджет, что приведет к его дефициту и сопутствующим ему последствиям, или может стать причиной сокращения других расходов бюджета (например, социальных).
Во-вторых, в рамках ВПК зачастую разрабатываются новые технологии и инновации, которые в последующем передаются в гражданский сегмент производства (что особенно актуально для тех отраслей, в которых деление на гражданский и военный сегмент осуществить достаточно сложно).
В-третьих, в рамках военной экономики создаются рабочие места, что способствует более эффективному функционированию рынка труда.
Взаимодействие военного потребления и экономики дало толчок дальнейшему развитию такого направления анализа, как «военно-экономический, целью которого является совершенствование системы финансово-экономического обеспечения содержания и развития армии и флота на основе повышения эффективности использования выделяемых на национальную оборону средств путём оптимизации принимаемых управленческих решений, а также разработка стратегий и тактик, которые позволят оптимизировать использование ресурсов во время военных конфликтов» [1, с. 85].
Изучению влияния военного потребления на экономический рост уделяли внимание ученые разных стран. Так, И.В. Неволин и А.А. Гусева систематизировали исследования, выявив разнонаправленное воздействие военных расходов на экономический рост для различных стран. Например, «положительное влияние оказывалось в таких странах как Индия (1970–2016 гг.), Пакистан, Китай, Северный Кипр». В то же время исследование Хоу и Чена, проведенное для 35 развивающихся стран (1975–2009 гг.) показало отрицательное влияние военных расходов на экономический рост [4, с. 96–97].
Р. П. Смит и Дж. П. Данн отмечают тенденцию снижения роли военных расходов на экономический рост. При этом исследователи подчеркивают, что для объективной оценки необходимо анализировать совместную оценку системы совокупного спроса и предложения. [14, p. 604].
Дж. Л. Торрес по результатам исследования делает вывод о двусторонней положительной связи между рассматриваемыми категориями, подчеркивая, что военные расходы являются проциклическими, но доля ВВП, выделяемая на военные расходы, является контрциклической [13]. То есть ученый предполагает, что эффективный рост военных расходов может достигаться при условии увеличения ВВП с большими темпами, следствием чего станет снижение их доли в ВВП страны. Также Дж.Л. Торрес подчеркивает значение военного сектора для любой экономики, во-первых, рассматривая часть его как общественное благо, во-вторых, отмечая, что успешные научно-технические разработки в военном сегменте высвобождают для остальной экономики ресурсы, а также предполагают трансфер самих технологий.
Заключение
В завершение необходимо отметить, что каждое государство стремится построить сильную экономику путем формирования условий для расширенного воспроизводства, что способствует формированию военного потребления в эффективных объемах. Военное потребление представляет собой совокупность расходов на поддержание национальной обороноспособности. Военное потребление оказывает влияние не только на военную безопасность стран, но и на социальную и политическую составляющие. Учитывая его важность, оно должно контролироваться и регулироваться государством, которое сможет учитывать интересы как национальной безопасности, так и общественные интересы.
Военное потребление, с одной стороны, создает дополнительную нагрузку на бюджет, а с другой стороны, создает рабочие места, формирует потребительский спрос со стороны занятых в данном секторе.
В настоящей статье описаны теоретические основы военного потребления, следующим шагом автор видит статистический анализ военных расходов в последние годы в странах мировой экономики и России. Дальнейшее исследование вопросов, раскрывающих влияние военных расходов на экономику будет способствовать формированию долгосрочной стратегии развития экономики России с учетом текущей геополитической ситуации в мире и внешних вызовов.