Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE STATE AND DEVELOPMENT OF THE OIL AND GAS SECTOR IN THE REPUBLIC OF CHAD

Abdoulaye M.S. 1 Revzon O.A. 1
1 State University of Management
The article examines the current issues surrounding the taxation of oil profits in Chad, a nation with a diverse national and legal background. It focuses on the characteristics of taxation within the oil and gas industry and aims to identify existing challenges along with potential solutions. The research includes an analysis of international models of taxation governance in oil and gas, as well as a comprehensive review of Chad’s tax framework established through legislative processes. Notably, Chad’s tax policies still reflect colonial influences, largely inherited from the pre-independence French administration, impacting foreign corporations involved in oil extraction. The author emphasizes the distinct challenges of the oil and gas tax regime in Chad and explores opportunities for reform. Additionally, the paper investigates global taxation strategies and comparisons with Chad’s legal structure in the oil and gas field, informed by existing legislative documents.
oil resources
tax revenues from oil sales
oil and gas sector
export/import of raw materials
formation of the state budget

Введение

Чад, находящийся в Центральной Африке, располагает значительными углеводородными ресурсами, что способствует его статусу одного из ведущих производителей нефтяной и газовой продукции в этом регионе. В последние две десятилетия наблюдается стабильный рост сектора, который обеспечивает финансовую устойчивость госбюджета и привлечение инвестиций в различные отрасли, что подчеркивает ключевую роль нефтегазовой отрасли в обеспечении социальной и экономической стабильности страны. В связи с вышеизложенным, необходимо исследовать эффективность функционирования и значимость нефтегазового сектора для экономического развития Чада.

Исторически, развитие нефтяной отрасли началось с изучения и разработки нефтяных запасов в 60-х годах XX века, однако значительный рост объемов производства нефти начался в начале 2000-х, когда Чад интегрировался в международный нефтяной рынок. Ключевым моментом, способствовавшим росту отрасли, стало открытие нефтяного месторождения Доба на юге страны, которое начало коммерческую разработку в 2003 году в рамках сотрудничества с иностранными инвесторами и международными нефтяными компаниями.

На сегодняшний день нефтяная отрасль занимает основополагающее положение в экономике Чада, нефтяные поступления формируют основную статью доходов государственного бюджета и финансируют ключевые инфраструктурные проекты. Тем не менее, несмотря на наличие значительных углеводородных ресурсов, страна сталкивается с серьезными вызовами, включая политическую нестабильность, коррупционные схемы и недостаточную развитость инфраструктуры. [2] Анализ налоговой системы Республики Чад приобретает особую уникальность в контексте адаптации международных налоговых практик к местным реалиям. Несмотря на то, что нефтяная отрасль является основным источником доходов государственного бюджета, страна сталкивается с серьезными вызовами, включая политическую нестабильность, коррупцию и недостаточную развитость инфраструктуры.

Цель исследования – анализ воздействия нефтегазового сектора Чада на его экономическое развитие, на качество жизни населения и способность страны к обеспечению устойчивых темпов экономического роста.

Материалы и методы исследования

В ходе написания данной работы была проведена основательная работа, направленная на изучение официальной статистики и правовой базы Республики Чад. В процессе исследования использовались различные методы, такие как сравнение статистических данных, изучение законодательных документов и аналитическая обработка собранной информации. В качестве основного предмета анализа выступали аспекты экономического развития Республики Чад, что позволило глубже понять текущие тенденции и проблемы в этом направлении.

Результаты исследования и их обсуждение

Чад занял свое место в числе самых отсталых стран, согласно классификации ООН, с низкими темпами экономического развития. Исследование морфологических свойств углеводородных ресурсов, сосредоточенных в низовьях рек Чад и Доба, представляет собой лишь часть необходимого анализа, поскольку геополитическая значимость бассейна Куфра не менее важна.

Куфра – это внутреннее бассейновое водоем, находящееся на юго-востоке Ливии, где имеются осадочные слои палеозойского и мезозойского периодов, достигающие 3,5 км в толщину. Хотя на этом участке расположены множество разведывательных скважин, выявление коммерчески значимых запасов углеводородного сырья не было зафиксировано.

С 70-х годов XX века происходит активизация геологической разведки углеводородных ресурсов в Западной и Центральной Африке, когда международные компании стремились увеличить свои ресурсы за счет новых находок месторождений нефти и газа. В результате обширных геологоразведочных работ на шельфе Чадского озера были открыты месторождения Седиджи, Канем и Кумия с высокими запасами и потенциалом добычи. Крупные компании, такие как Chevron, Conoco, Exxon, Shell, активно конкурировали за право разработки этих участков. Успешные находки продолжились на смежных участках Доба-Мяндума и Коме, но гражданская война в Чаде, начавшаяся в 1979 году, приостановила эти начинания и обострила проблемы. Лишь в 1989 году Exxon обнаружила новое месторождение под названием Болобо и запустила его разработку.

С южной стороны началось реализация проектов по добыче нефти с месторождений Болго, Коме и Миандумы, что совпало с вводом в эксплуатацию Чадско-Камерунского нефтепровода ExxonMobil в июле 2003 года. Тем не менее, доступ к ресурсам Седиджи остается ограниченным.

Прогнозируется, что запасы нефти будут исчерпаны в течение 25-30 лет, при этом максимальный уровень добычи составит от 225 до 250 тысяч баррелей в сутки, что соответствует 11,2-12,5 миллиона тонн в год. Теперь необходимо рассчитать извлекаемые запасы в денежном эквиваленте:

1) Ожидается, что добыча нефти составит от 225 тысяч до 250 тысяч баррелей в сутки. Сроки разработки месторождений составят 25-30 лет. Прогнозируемая цена нефти составит около 65 долларов за баррель. Причина сильной зависимости экономик стран от экспорта нефтяных ресурсов.

Согласно проведенным нами расчетам, мы установили следующие ориентировочные цены на запасы нефти на определенные временные промежутки:

- За 25 лет минимальная цена запасов нефти составила около 134,43 миллиарда долларов США.

- За 30 лет общая сумма составила 160.37 миллиарда долларов.

- За 5-летний период максимальная капитализация приблизилась к отметке 148.28 миллиарда долларов.

- За 30 лет наблюдала максимальная оценка запасов нефти в размере 177.94 миллиарда долларов.

Внутренние поступления от торговли облагаются двумя основными налоговыми сборами: акцизами и налогом на продажу (налог с оборота товаров). Для товаров, облагаемых акцизами, установлен определенный коэффициент акциза.

В таблице 1 представлены данные о динамике налоговых поступлений различных категорий в Республике Чад в период с 2006 по 2017 год. Включены следующие налоговые категории:

- налог на имущество в виде земельных участков, находящихся в черте города, со ставкой 12%, за пределами столицы – 11% от кадастровой стоимости;

- налог на земельные участки, не используемые по назначению: 21% в пределах города и 20% за его пределами;

- налог на патент, который уплачивается единовременно, его размеры варьируются в зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления, что позволяет установить различные нормы уплаты для каждой группы деятельности.

В первой категории (А) административный центр имеет численность населения, колеблющуюся от 6075 до 438 750 африканских франков, в то время как в соседних территориях этот показатель варьируется от 3035 до 386 100 африканских франков. Во второй категории (В) численность населения составляет от 4500 до 112 000 африканских франков в центральной части, а за ее пределами наблюдается диапазон от 4455 до 75 000 африканских франков. Размеры лицензий в столичном регионе варьируются от 2200 до 165000 франков, в то время как на околоземных территориях они составляют от 2000 до 150000 африканских франков. Подоходный налог на имущество (помещение госучреждений) составляет 3200 африканских франков за аренду жилья, в то время как налоги на физических лиц варьируются от 10 000 до 25 000 африканских франков. Стандартные налоги на развлекательные мероприятия включают 15% – 30% от стоимости билетов, 10% от общего дохода при аренде помещений (например, для кинотеатров, цирков и т.д.), а также сборы для развлекательных заведений (кабаре, бары и т.п.) в диапазоне от 4000 до 240000 африканских франков.

Таблица 1

Динамика налоговых поступлений в Республике Чад в период с 2006 по 2017 год

Временной период

Объём налогов, %

Чад

2017

63,50

2016

63,50

2015

63,50

2014

63,50

2013

72,40

2012

75,70

2011

75,80

2010

75,80

2009

71,30

2008

71,30

2007

74,00

2006

74,00

Источник: Министерство финансов и экономического планирования. Республика Чад. URL: https://context.reverso.net/

Научное исследование посвящено анализу налоговой системы Республики за период с 2006 по 2017 гг. Важные аспекты работы заключаются в изучении и освещении ключевых элементов фискальной структуры региона, а также в отслеживании динамических изменений в области налогообложения, выявлении характерных тенденций и специфических сдвигов в налоговых поступлениях в рамках данного временного диапазона.

В 2017 году в республиканский бюджет поступило 63% налоговых доходов, что примерно соответствует предыдущему отчетному периоду. Визуализация данных представлена на рисунке.

На графике отчетливо выделяется отрицательная динамика налоговых поступлений в Чаде в период с 2007 по 2017 год, где наблюдается общий спад в 10,5%, что соответствует средней ежегодной величине -0,875%. Наивысший рост собираемости налогов наблюдался в 2010 году (+4,5%), в то время как наибольшее сокращение произошло в 2014 году (-8,9%). Максимальный уровень собираемости налогов в 2010 году составил 75%, в то время как в 2014 году он упал до 63%. Степень корпоративного налогообложения в Чаде составляет 35%. Период интеграции составляет три месяца.

Следует акцентировать внимание на том, что в условиях низкой эффективности прямых налогов в Чаде, а также в других странах центральной Африки, косвенные налоги становятся основным источником фискальных поступлений от населения. Разработанная система налогообложения создает прогрессивный подход к обложению богатых слоев населения, что отражается на бюджетном наполнении страны.

В Республике Чад налоговая система включает в себя несколько ключевых налогов:

1. Подоходный налог: Ставка подоходного налога для физических лиц в Чаде в среднем составляла 45% с 2013 по 2024 год, достигнув максимума в 60% в 2014 году. Однако в 2023 году ставка составила 30%56.

2. Налог с продаж: Ставка налога с продаж в Чаде ожидается на уровне 18% к концу 2024 года. [9]

3. Налоги на бизнес: Экономика Чада сильно зависит от сельского хозяйства и нефти. Компании, занимающиеся нефтяной добычей, ранее сталкивались с проблемами из-за обвинений в неуплате налогов, что привело к уходу некоторых иностранных компаний с рынка.

4. Государственный долг: Государственный долг Чада составляет около 8,23 миллиарда долларов США, что является значительным бременем для экономики страны.

missing image file

Объём налогов в республике Чад Источник: Министерство финансов и экономического планирования. Республика Чад. URL: https://www.finance.gouv.td/

Налоговая система Чада характеризуется относительно высокими ставками подоходного налога и налога с продаж. Однако экономика страны сталкивается с серьезными проблемами, включая низкую производительность сельского хозяйства и нестабильность в нефтяной отрасли.

Важным элементом налоговой политики Чада является налог на оптовую продажу, который применяется на уровне производителей и импортёров. Сравнительно простой механизм налога способствует бюджетному наполнению за счет фиксирования товара с момента его попадания в страну. Важным вектором фискальной политики в Чаде также остается налог на добавленную стоимость (НДС), но в ряде стран с франкоязычным населением продолжает существовать налог на продажи, который был актуален во Франции до 1936 года.

В отличие от акцизов, налог с продаж обладает более широкой базой налогообложения, что способствует введению прогрессивных элементов в систему косвенных налогов за счет дифференциации ставок в зависимости от потребительских привычек населения. Важно отметить, что для налога с продаж и НДС ключевым моментом является минимизация различий в ставках налога. Оптимальным решением является установление единой стандартной ставки с ограниченным количеством налоговых льгот.

В заключительную часть анализа вписываются сведения о нефтяных запасах Чада, которые занимают центральное место в экономической структуре страны. Доля нефтяных поступлений в бюджет республики свидетельствует о стратегической значимости соответствующего сектора для финансовой устойчивости государства. В последующих разделах будут представлены исследования показателей нефтяных входов и их последующее воздействие на экономическое развитие страны.

Нефть составляет основную статью экспорта Чада, что составляет порядка 90% всего экспортируемого объема. Начало нефтяного производства, связанного с реализацией проекта «Чад – Камерун» в 2003 году, обусловило быстрое превращение страны в известного экспортера нефти. В 2004 году 46% валового внутреннего продукта образовывалось благодаря нефтедобыче, что очевидно указывает на выраженную зависимость Чада от данного сектора.

2) Нефть является основным источником формирования доходной части госбюджета республики Чад. В период с 2004 по 2009 годы положительная динамика нефтяных выручек обеспечивала устойчивость счета внешней торговли. Увеличение доходов от продаж нефти положительно сказалось на макроэкономической ситуации, способствовав улучшению финансовой устойчивости и снижению инфляции. В 2025 году цены на нефть могут колебаться из-за санкций против российской нефтяной отрасли и геополитической напряженности. Это может привести к увеличению цен на нефть, что потенциально может повысить доходы Чада от экспорта нефти.

3) Для наращивания объемов добычи углеводородов необходимо значительное финансирование для ремонта и модернизации инфраструктуры, которое сложно обеспечить в условиях недостатка средств как государственного, так и частного происхождения. Эксперты убеждены, что увеличение бюджетных расходов на нефтяную и газовую промышленность поможет значительно повысить эффективность добычи, увеличив темпы разработки и получения ресурсов, а также создаст новые вакансии. Однако геополитическая нестабильность и высокая степень рисков безопасности иностранных вкладчиков приводят к нежеланию вкладывать деньги в экономику Чада, что формирует неблагоприятный инвестиционный климат для международных операторов и инвестиционных фондов [3]. Прогнозы указывают на сложный баланс между спросом и предложением нефти в 2025 году, который будет зависеть от стратегии ОПЕК+ и добычи нефти в странах вне ОПЕК+23. Рост спроса ожидается на уровне 1-1,5 млн. баррелей в сутки, что может быть удовлетворено за счет увеличения добычи в странах, не входящих в ОПЕК+35. [11]

4) Формирование и развитие инфраструктуры в Чаде становится актуальной темой в условиях быстро растущих объемов выработки нефтяных и газовых пузыри, а в основном это связано с:

• Оптимизация механизма госуправления по извлечению доходов из сектора природных углеводородов;

• Создание рыночных механизмов конкуренции в области образования и доведения до потребителя нефтяных услуг и раздела рынка среди предложений от различных добывающих компаний;

• Перепланировка системы разработки подземной инфраструктуры с целью повышения ее отдачи от инвестиций в добычу углеводородов и поднятия среднего уровня возврата инвестиций на мировых рынках в условиях быстрых изменений рыночной конъюнктуры.

• Также реализация проектов по созданию экспортных трубопроводов с помощью выполнения научных исследований по надежности существующей инфраструктуры позволяет обеспечить увеличение объемов нефтепоставок в условиях рыночного переоснащения и внедрения современных технологий в управление учетными системами и хранилищами углеводородов. В частности, реализация проекта «Чад – Камерун» демонстрирует потенциал получения новых объемов поставок через создание новых коридоров для транспортировки углеводородов на международные рынки, что в свою очередь потребует пересмотра условий долгосрочных контрактов с внутренними потребителями и оптимизации стоимости услуг [3].

5) Кроме того, успешная реализация новых нефтяных проектов требует внимания к функционированию различных линейных сооружений. Услуги по стабильной подаче сырья к перерабатывающим предприятиям, специфике пересмотра механизмов государственного регулирования в нефтяной отрасли страны и недостаточному возмещению затрат на логистику [6].

Прогнозы средней цены барреля нефти в 2025 году варьируются от $69,76 до $81 за баррель, в зависимости от источника [10]. Такие колебания могут существенно повлиять на доходы Чада от нефтяного экспорта.

Республика Чад располагает обширными запасами углеводородных ресурсов и активно развивает нефтедобычу. Однако на пути к стабильному экономическому росту стране предстоит преодолеть множество преград. Внутренние политические волнения и протестные акции угрожают инвестиционному климату, создавая рискованный фон для бизнеса. В то же время, природные риски, связанные с добычей нефти, подстегивают потребность в строгом государственном контроле за экологической безопасностью.

Экономика страны во многом зависит от нефтяного сектора, который занимает значительную долю в формировании государственного бюджета и ВВП. Эта зависимость делает Чад особенно уязвимым к колебаниям мировых цен на нефть и газ. Нефтяная промышленность Чада является основным источником государственных доходов и основой экономического роста. Для обеспечения устойчивого развития необходимо преодолеть политическую нестабильность и диверсифицировать экономику.

Чтобы минимизировать влияние внешних факторов, стране следует инвестировать в нефтегазовую индустрию и развивать инфраструктуру. Налоговая система требует глубоких преобразований, которые возможны лишь в рамках комплексной экономической реформы. Необходимость структурных изменений в налоговом аппарате обусловлена стремлением к сбалансированности и предсказуемости налоговых поступлений. Эффективная налоговая политика может стать основой для реализации масштабных социальных программ, а также катализатором экономических реформ.

Систематический дефицит торгового баланса страны в значительной степени объясняется узкой специализацией экспорта на поставках сельскохозяйственного сырья, в первую очередь хлопка. К тому же, иностранные поставки на 53% приходятся на Францию и 17–20% на другие развитые страны, что свидетельствует о низком уровне диверсификации внешнеэкономической деятельности. Положение усугубляется высокой долей иностранного капитала в крупных предприятиях и слабой конкурентоспособностью местной продукции, что негативно сказывается на занятости и структуре экономики.

Однако с начала 2000-х годов, когда Чад вышел на рынок нефти, произошли коренные изменения в его экономике. Нефтегазовый сектор стал важным драйвером экономического роста, открыв новые возможности для внедрения современных технологий в сельском хозяйстве и других отраслях. Несмотря на достигнутые результаты, остаются актуальными проблемы, требующие комплексного подхода к улучшению инфраструктуры и подготовки квалифицированных кадров. Эти меры помогут обеспечить долгосрочную экономическую стабильность. Динамика нефтяных доходов в государственном бюджете представлена в таблице 2.

Согласно данным 2021 года, Чадская Республика смогла восстановить и укрепить свою бюджетную позицию, получив 50% всех доходов от нефтяной отрасли, что стало значительным достижением после кризисного 2020 года.

Таблица 2

Формирование доходов бюджета республики от продажи нефти

Год

Общие налоговые поступления, млн долл. США

Поступления от налога на нефть, млн долл. США

Доля нефтяных доходов от общих доходов, %

2018

1,200

600

50

2019

1,300

650

50

2020

1,100

400

36

2021

1,400

700

50

Источник: официальный сайт Министерства финансов и экономического планирования Чада. URL: https://www.finance.gouv.td/.

Устойчивый рост доходов от нефти стал основой финансирования важнейших секторов, таких как здравоохранение, образование и инфраструктура. Однако, такая зависимость от нефти также вызывает опасения за экономическую безопасность страны. Рынок сырья подвержен резким колебаниям цен, что может негативно сказаться на государственном бюджете и затормозить социально-экономическое развитие.

Неудовлетворительное состояние экономики в значительной степени связано с зависимостью от экспорта нефти. На нефтяные доходы, поступающие в бюджет, влияют как внутренние факторы (производственные мощности, уровень переработки), так и внешние (цены на нефть на международных рынках). Резкие колебания цен на углеводороды, такие как в последние годы, могут оказать разрушительное влияние на финансовую систему, в частности, при снижении цен на нефть, убыточные запасы становятся бременем для бюджета.

Поскольку экономика Чада находится в состоянии зависимости от его нефтяных ресурсов, необходимо укрепление механизма управления нефтегазовой деятельностью, диверсификация источников доходов. Необходимо увеличить мощности переработки таких углеводородов в нефтеперерабатывающие заводы, которые могут обеспечить переработку, соответствующую международным стандартам.

Республика Чад, обладая огромным потенциалом в области нефтяных ресурсов, до сих пор остается в статусе экспортера сырой нефти. Однако, чтобы достичь прорыва в социально-экономическом развитии и улучшить благосостояние населения, необходимо осуществлять активную разведку и разработку месторождений, создать перерабатывающие мощности, которые позволят производить высококачественные нефтепродукты на внутреннем рынке и за его пределами. Это требует значительных инвестиций, но игнорировать необходимость перемен в нефтяной отрасли было бы крайне недальновидно.

Выводы

1. Зависимость от нефтяной отрасли: Экономика Чада сильно зависит от нефтяной отрасли, которая обеспечивает значительные налоговые поступления. Это создает риск экономической нестабильности в случае колебаний на мировом нефтяном рынке.

2. Необходимость диверсификации: Для снижения зависимости от нефтяной отрасли необходимо диверсифицировать экономику, развивая другие секторы, такие как сельское хозяйство и промышленность.

3. Совершенствование налоговой системы: Налоговая система Чада требует совершенствования для стимулирования экономического роста и привлечения инвестиций.

Практические рекомендации:

1. Диверсификация экономики:

• Шаг 1: Разработка стратегии развития сельского хозяйства и промышленности.

• Шаг 2: Введение налоговых льгот для компаний, инвестирующих в эти секторы.

• Шаг 3: Создание специальных экономических зон для привлечения инвестиций.

2. Совершенствование налоговой системы:

• Шаг 1: Введение прогрессивной шкалы налогообложения для физических лиц.

• Шаг 2: Упрощение процедур регистрации бизнеса и снижение административных барьеров.

• Шаг 3: Внедрение цифровых технологий для повышения прозрачности и эффективности налогового администрирования.

3. Развитие инфраструктуры:

• Шаг 1: Инвестиции в развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.

• Шаг 2: Создание условий для привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты.

• Шаг 3: Введение налоговых стимулов для компаний, участвующих в инфраструктурных проектах.

Реформирование налоговой системы в Чаде должно включать диверсификацию экономики, совершенствование налогового законодательства и развитие инфраструктуры. Это позволит снизить зависимость от нефтяной отрасли и стимулировать экономический рост.