Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

SPECIFICS OF MODERN MECHANISMS FOR INTERACTION BETWEEN STATE AND CORPORATIONS

Kharchilava H.P. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
1014 KB
The interaction of the state, represented by various public authorities and institutions, with business structures, society, represented in the form of various civil associations and other agents of public activity, is characterised by a high degree of dynamism and complexity. In this regard, with the development of channels and forms of communication, a separate direction of activity of companies, unions and public organisations has been formed in society, which includes activities to establish relations with public authorities. The formation of effective economic policy in modern conditions implies a significant increase in the role and influence of interaction of all stakeholders. In this regard, it is especially relevant to study the features of interaction between business and government structures. The object of the study are practices of the interaction between government structures and companies in the territory of their presence. The subject of the study is theoretical and methodological provisions arising in the interaction between business and government structures.
corporations
gr
intersectoral interaction
corporate sector
state structures
public interests
social partnership

Введение

Развитие любой области экономических и корпоративных отношений неразрывно связано с общим вектором изменения государственной политики. Неудивительно, что с усложнением системы экономических отношений, являющимся естественным атрибутом формирования новых связей и механизмов взаимодействия между участниками рынка, гражданским обществом и государством, формируется новая парадигма партнерства публичных и частных институтов.

Дело в том, что государство действует сугубо в интересах общества, тогда как представители бизнеса несут ответственность и перед обществом, и перед государством, осуществляющим контрольные и регуляторные функции. Коммерческий интерес компаний не всегда напрямую соотносится с интересами общества, однако всегда перекликается с ожиданиями государства, заключающимися в развитии платёжеспособного населения, способного к более качественной организации собственного хозяйства за счет получения доступа к большему спектру товаров и услуг, производство и продвижение которых способствует всестороннему экономическому процветанию страны.

Целью настоящей работы являются анализ и развитие теоретических и практических аспектов взаимодействия бизнеса и властных структур на территории присутствия компании.

Материалы и методы исследования

Методология исследования представляет из себя комплекс общенаучных методов исследования, перечень которых составляют: индукция, дедукция, метод системного анализа, синтез, метод статистического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

В последние годы специфика отношений между компаниями и органами государственной власти меняется: представители крупного бизнеса, заработавшие значительные активы в 90-х, были вынуждены отойти от позиций доминирования и обратиться к стратегии «сотрудничества», в рамках которой отдается приоритет экономическому потенциалу государства за счет совершенствования деятельности компаний. Речь идет о том, что обе стороны пришли к общему выводу: для достижения собственных целей необходимо действовать сообща.

Любой бизнес, вне зависимости от масштабов деятельности, в обязательном порядке связан с государством – чаще всего это обусловлено требованиями законодательства, исходя из которых организации находятся на контроле у органов налоговой инспекции и управления имуществом, а также различных проверяющих инстанций [1].

Тем не менее, с ростом влияния деятельности предприятия на общество возникает необходимость в выработке особой модели взаимодействия с государственными институтами, что не только установлено определенными положениями буквы закона, но и является основой для дальнейшего развития и масштабирования деятельности компании [2].

В то же время и государство, особенно в условиях внешнего геополитического и, как следствие, экономического давления, нуждается в продуктивных отношениях с бизнесом как агентом гражданского общества, которые позволяют более эффективно адаптироваться к меняющимся внешним условиям и обеспечивать равновесие среди внутренних сил. Как следствие, бизнес и государство не могут существовать автономно друг от друга, из-за чего результативность усилий обеих сторон зависит не только от эффективности руководителей, менеджеров и акционеров, но и того, насколько успешно налажен диалог между обеими сторонами [4].

В этой связи одним из акцентов политики органов государственной власти является организация и продвижение эффективных подходов к взаимодействию с компаниями, а также совершенствование существующих направлений сотрудничества субъектов частных и публичных отношений.

Описанные механизмы взаимодействия государства и частных компаний являются инструментарием «белой» зоны, в рамках которой субъекты образуемых связей с обеих сторон полагаются на целостное соблюдение законодательных требований. В свою очередь иные инструменты – лоббизм и коррупция – относятся к методам, используемым субъектами «серых» и «черных» полей взаимодействия публичной и частной сторон, которые подчеркивают неофициальные каналы и режимы взаимодействия. Такие каналы используются для достижения вариативности применения тех или иных санкций в случае несоблюдения общепринятых норм [5].

В этом смысле целесообразно отметить круг бенефициаров каждой из зон: в случае с взаимодействием сторон в рамках «белых» полей выгоды в равных долях получают компания, государство и общества, тогда как при более темных схемах интересы общества учитываются в меньшей степени, а на первое место выходят стремления отдельных компаний и даже лиц, достижение которых возможно благодаря установлению «хороших отношений» с отдельными представителями власти, обеспечивающими доступ к различным преференциям в обмен на финансовые или политические выгоды.

Описанные механизмы взаимодействия государства и частных компаний являются инструментарием участников «белой» зоны взаимодействия, в рамках которой субъекты образуемых связей с обеих сторон полагаются на целостное соблюдение нормативно-правовых требований.

В свою очередь иные инструменты – лоббизм и коррупция – относятся к методам, используемым субъектами «серой» и «черных» полей взаимодействия публичной и частной сторон, которые подчеркивают неофициальные каналы и режимы взаимодействия. Такие каналы используются для достижения вариативности применения тех или иных санкций в случае несоблюдения общепринятых норм [3].

В этом смысле целесообразно отметить круг бенефициаров каждой из зон: в случае с взаимодействием сторон в рамках «белых» полей выгоды в равных долях получают компания, государство и общества, тогда как при более темных схемах интересы общества учитываются в меньшей степени, а на первое место выходят интересы отдельных компаний и даже лиц, достижение которых возможно благодаря установлению «хороших отношений» с отдельными представителями власти, обеспечивающих доступ к различным преференциям в обмен на финансовые или политические выгоды [6].

Вместе с тем разделение сфер отношений частной и публичной сторон может осуществляться по признаку секторов, представители которых осуществляют взаимодействие друг с другом. Так, как и в любой развитой стране, в современной России можно выделить три сектора:

− государственный;

− коммерческий;

− некоммерческий.

Государственный сектор вобрал в себя полномочия по управлению с разделением на три ветви власти и идентификацией системы бюджетных и муниципальных учреждений. Как следствие, структуры-представители данного сектора относятся к государственной, муниципальной и смешанной формам собственности, которая используется для реализации центральных функций по защите прав, обеспечению безопасности граждан, сохранности государственного строя и его независимости, а также распределению доходов между различными сферами общественной жизни [4].

Можно заметить, что цели предприятий каждого из секторов могут пересекаться. Вместе с тем применение ресурсов, которыми обладают представители секторов, прежде всего политических и финансовых, может иметь мультипликативный эффект, выгодный каждой из сторон.

В свою очередь третий сектор представлен предприятиями общественной формы собственности, а миссия его представителей сводится к продвижению общественных интересов, осуществлению социальных услуг, общественной экспертизе и др. В данном контексте особый интерес представляют механизмы межсекторного социального партнерства (МСП). Дело в том, что каждая из сторон обладает различными возможностями для решения проблем социальной сферы. Хотя представление о том, как именно должны решаться такие проблемы, у предприятий каждого из секторов разнится, МСП предполагает взаимовыгодное и, как следствие, эффективное взаимодействие организаций двух или трех секторов, при котором государственные органы, бизнес-структуры и социальные агенты используют все многообразие возможностей, для получения синергетического эффекта и решения задач социального характера.

В рамках частно-общественного взаимодействия бизнес-единица разделяет взаимную ответственность за решение социально значимой проблемы совместно с НКО. Результатом такого взаимодействия может стать программа аутсорсинга социальных проектов бизнеса или создания возможностей для социального предпринимательства. Более того, бизнес может поучаствовать в продвижении системной благотворительности, тогда как представители социальной сферы способны популяризовать инициативы корпоративного волонтерства.

Взаимодействие бизнеса и власти может быть сосредоточено на развитии инфраструктуры региона и оказании общественных услуг, что, как следствие, оказывает положительное влияние на социальную сферу. Интересы государства и бизнеса в рамках ГЧП включают множество направлений [7].

В настоящее время Россия перенимает опыт развитых стран в становлении и развитии различных механизмов МСП. Одной из широко распространенных западных практик является создание так называемых эндаумент-фондов. Эндаумент (целевой капитал) некоммерческой организации представляет собой «часть имущества некоммерческой организации, которая формируется и пополняется за счет пожертвований и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом, и передана некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций» [8].

Одним из параметров, которые могут со временем принимать иную структура, является качество взаимодействия. Дело в том, что любые институциональные структуры, в том числе и те, что формирует в союзе государства и бизнеса, имеют одну негативную тенденцию: после периода эйфории и высокой эффективности сотрудничество обрастает всевозможными бюрократическими препонам, а в структуре деятельности совместных организаций попадают люди с недостаточной квалификацией.

В этой связи дальнейшее развитие моделей и форм взаимодействия бизнеса и власти, в рамках которого обе стороны могли получать гарантии сохранности предоставляемых ресурсов, следует решить ряд задач:

– необходимо внести юридическую ясность относительно собственности, созданной в рамках совместных проектов, структуры финансовых и политических выгод и методики регулирования потенциальных взаимных претензий;

– важно создать механизм повышения уровня квалифицированности представителей государства и местных сообществ, избираемых для работы в совместных с компаниями проектах;

− следует сформировать механизмы прозрачных и равноправных процедур доступа участников рынка, в зависимости от специфики их основной деятельности, масштаба и роли в поддержании общественного благосостояния, к тем или иным формам взаимодействия с государством.

Данные решения особенно необходимы в свете нарастающего санкционного давления, в рамках которого отечественным компаниям и государству ограничивается доступ к зарубежному капиталу, поскольку их реализация может стать причиной активизации инвестиционного потока в отечественные отрасли экономики со стороны нейтральных и дружественных стран. Потенциал развития данного направления международного сотрудничества зависит от усилий государства по обеспечению рыночных «правил игры» и жесткого контроля за их исполнением установленных правил и законов. Речь идет о том, чтобы, в столь непростое для страны время, политика властей была не только «допускающей» или «благоприятствующей», а «стимулирующей», в условиях которой зарубежные компании и государственные организации смогут пользоваться преимуществами, недоступными на иных рынках капитала. Такой подход особенно актуален для нашей страны, которая, находясь в условиях геополитического и санкционного давления, представляется другим участникам мировой торговли и бизнеса инвестиционно неблагоприятной.

Репутационные потери России на мировом рынке капитала, вызванные агрессивной политикой западных стран, сильно сказываются на экономическом потенциале государства, из-за чего в настоящее время особенно актуальны усилия по улучшению имиджа российской публичной и частной сторон. Рассматриваемые усилия могут иметь синергетический эффект, поскольку наращивание массы иностранных вливаний само по себе расценивается в качестве для потенциальных инвесторов стран Латинской Америки, Азии и бывшего СНГ. Для достижения такого качественного скачка инвестиционной привлекательности возможностей для сотрудничества с российскими компаниями и государственными организациями следует реализовать ряд стратегических и тактических целей:

– формализация политики безусловных гарантий прав собственности, а также улучшение качества государственного управления в проектах с участием частных компаний;

Речь идет о том, чтобы минимизировать влияние отдельных ведомств и органов, специализирующихся на установлении деловых связей с зарубежными контрагентами, вместе с тем усилия нормативно-правовую базу, регламентирующую отношения корпоративного и государственно-частного характера.

– информирование потенциальных инвесторов об улучшении ситуации посредством средств массовой информации и по другим каналам.

Важно понимать, что условия для диалога частных компаний – и отечественных, и зарубежных – и органов государственной власти в стране есть: обе стороны желают приспособиться к непростым условиям работы, рассматривая любую возможность разделения рисков и получения взаимных выгод. В то же время существующая нормативно-правовая база, положения которой могли бы более четко регламентировать существование связей между частной и публичной стороной, до сих пор либо воспроизводит западные аналоги, либо ограничивается рассмотрением наиболее острых направлений – коррупция и лоббизм [9].

Существующие дисфункции институционального поля нередко ограничивают потенциал нормативно-закрепленных практик партнерства власти и бизнеса, что обуславливает распространение неформальных связей, порой возникающих между отдельными должностными лицами. Чтобы этого не было, органы власти совместно с представителями корпоративной среды должны продумать условия создания экономики сотрудничества, в условиях которой получилось бы реализовать все преимущества сотрудничества.

Заключение

Таким образом, партнерские связи дают государству возможность не только переложить часть социальных проблем, но и обеспечить более высокий градус собственной легитимности посредством имплементации важных элементов социальной политики. В свою очередь представители некоммерческого сектора получают необходимые для реализации целевых установок ресурсы, попутно расширяя круг узнаваемости и влияния на более широкие массы. Наконец, бизнес-структуры создают себе имидж социально ответственных агентов общества, что способствует как увеличению стоимости бренда через повышение лояльности клиентов, так и снижению стоимости заемного капитала.

Формирование новых форм и практик взаимодействия государства и бизнеса в России происходит с учетом динамичной роли государства и задач его развития, для реализации которых применяются различные механизмы воздействия на основные экономические сферы, осуществляется учет интересов конкурирующих бизнес-структур, а также требований и нужд общества. Такой подход позволяет учесть интересы территории присутствия компаний, отразить сложившиеся экономические, экологические и социальные условия. В настоящее время государственный, коммерческий и некоммерческий сектора деловых отношений стараются более активно взаимодействовать друг с другом, объединяя усилия для преодоления негативных эффектов от внешних обстоятельств, осложняющих деятельность всех участников гражданского общества.