Введение
Развитие любой области экономических и корпоративных отношений неразрывно связано с общим вектором изменения государственной политики. Неудивительно, что с усложнением системы экономических отношений, являющимся естественным атрибутом формирования новых связей и механизмов взаимодействия между участниками рынка, гражданским обществом и государством, формируется новая парадигма партнерства публичных и частных институтов.
Дело в том, что государство действует сугубо в интересах общества, тогда как представители бизнеса несут ответственность и перед обществом, и перед государством, осуществляющим контрольные и регуляторные функции. Коммерческий интерес компаний не всегда напрямую соотносится с интересами общества, однако всегда перекликается с ожиданиями государства, заключающимися в развитии платёжеспособного населения, способного к более качественной организации собственного хозяйства за счет получения доступа к большему спектру товаров и услуг, производство и продвижение которых способствует всестороннему экономическому процветанию страны.
Целью настоящей работы являются анализ и развитие теоретических и практических аспектов взаимодействия бизнеса и властных структур на территории присутствия компании.
Материалы и методы исследования
Методология исследования представляет из себя комплекс общенаучных методов исследования, перечень которых составляют: индукция, дедукция, метод системного анализа, синтез, метод статистического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
В последние годы специфика отношений между компаниями и органами государственной власти меняется: представители крупного бизнеса, заработавшие значительные активы в 90-х, были вынуждены отойти от позиций доминирования и обратиться к стратегии «сотрудничества», в рамках которой отдается приоритет экономическому потенциалу государства за счет совершенствования деятельности компаний. Речь идет о том, что обе стороны пришли к общему выводу: для достижения собственных целей необходимо действовать сообща.
Любой бизнес, вне зависимости от масштабов деятельности, в обязательном порядке связан с государством – чаще всего это обусловлено требованиями законодательства, исходя из которых организации находятся на контроле у органов налоговой инспекции и управления имуществом, а также различных проверяющих инстанций [1].
Тем не менее, с ростом влияния деятельности предприятия на общество возникает необходимость в выработке особой модели взаимодействия с государственными институтами, что не только установлено определенными положениями буквы закона, но и является основой для дальнейшего развития и масштабирования деятельности компании [2].
В то же время и государство, особенно в условиях внешнего геополитического и, как следствие, экономического давления, нуждается в продуктивных отношениях с бизнесом как агентом гражданского общества, которые позволяют более эффективно адаптироваться к меняющимся внешним условиям и обеспечивать равновесие среди внутренних сил. Как следствие, бизнес и государство не могут существовать автономно друг от друга, из-за чего результативность усилий обеих сторон зависит не только от эффективности руководителей, менеджеров и акционеров, но и того, насколько успешно налажен диалог между обеими сторонами [4].
В этой связи одним из акцентов политики органов государственной власти является организация и продвижение эффективных подходов к взаимодействию с компаниями, а также совершенствование существующих направлений сотрудничества субъектов частных и публичных отношений.
Описанные механизмы взаимодействия государства и частных компаний являются инструментарием «белой» зоны, в рамках которой субъекты образуемых связей с обеих сторон полагаются на целостное соблюдение законодательных требований. В свою очередь иные инструменты – лоббизм и коррупция – относятся к методам, используемым субъектами «серых» и «черных» полей взаимодействия публичной и частной сторон, которые подчеркивают неофициальные каналы и режимы взаимодействия. Такие каналы используются для достижения вариативности применения тех или иных санкций в случае несоблюдения общепринятых норм [5].
В этом смысле целесообразно отметить круг бенефициаров каждой из зон: в случае с взаимодействием сторон в рамках «белых» полей выгоды в равных долях получают компания, государство и общества, тогда как при более темных схемах интересы общества учитываются в меньшей степени, а на первое место выходят стремления отдельных компаний и даже лиц, достижение которых возможно благодаря установлению «хороших отношений» с отдельными представителями власти, обеспечивающими доступ к различным преференциям в обмен на финансовые или политические выгоды.
Описанные механизмы взаимодействия государства и частных компаний являются инструментарием участников «белой» зоны взаимодействия, в рамках которой субъекты образуемых связей с обеих сторон полагаются на целостное соблюдение нормативно-правовых требований.
В свою очередь иные инструменты – лоббизм и коррупция – относятся к методам, используемым субъектами «серой» и «черных» полей взаимодействия публичной и частной сторон, которые подчеркивают неофициальные каналы и режимы взаимодействия. Такие каналы используются для достижения вариативности применения тех или иных санкций в случае несоблюдения общепринятых норм [3].
В этом смысле целесообразно отметить круг бенефициаров каждой из зон: в случае с взаимодействием сторон в рамках «белых» полей выгоды в равных долях получают компания, государство и общества, тогда как при более темных схемах интересы общества учитываются в меньшей степени, а на первое место выходят интересы отдельных компаний и даже лиц, достижение которых возможно благодаря установлению «хороших отношений» с отдельными представителями власти, обеспечивающих доступ к различным преференциям в обмен на финансовые или политические выгоды [6].
Вместе с тем разделение сфер отношений частной и публичной сторон может осуществляться по признаку секторов, представители которых осуществляют взаимодействие друг с другом. Так, как и в любой развитой стране, в современной России можно выделить три сектора:
− государственный;
− коммерческий;
− некоммерческий.
Государственный сектор вобрал в себя полномочия по управлению с разделением на три ветви власти и идентификацией системы бюджетных и муниципальных учреждений. Как следствие, структуры-представители данного сектора относятся к государственной, муниципальной и смешанной формам собственности, которая используется для реализации центральных функций по защите прав, обеспечению безопасности граждан, сохранности государственного строя и его независимости, а также распределению доходов между различными сферами общественной жизни [4].
Можно заметить, что цели предприятий каждого из секторов могут пересекаться. Вместе с тем применение ресурсов, которыми обладают представители секторов, прежде всего политических и финансовых, может иметь мультипликативный эффект, выгодный каждой из сторон.
В свою очередь третий сектор представлен предприятиями общественной формы собственности, а миссия его представителей сводится к продвижению общественных интересов, осуществлению социальных услуг, общественной экспертизе и др. В данном контексте особый интерес представляют механизмы межсекторного социального партнерства (МСП). Дело в том, что каждая из сторон обладает различными возможностями для решения проблем социальной сферы. Хотя представление о том, как именно должны решаться такие проблемы, у предприятий каждого из секторов разнится, МСП предполагает взаимовыгодное и, как следствие, эффективное взаимодействие организаций двух или трех секторов, при котором государственные органы, бизнес-структуры и социальные агенты используют все многообразие возможностей, для получения синергетического эффекта и решения задач социального характера.
В рамках частно-общественного взаимодействия бизнес-единица разделяет взаимную ответственность за решение социально значимой проблемы совместно с НКО. Результатом такого взаимодействия может стать программа аутсорсинга социальных проектов бизнеса или создания возможностей для социального предпринимательства. Более того, бизнес может поучаствовать в продвижении системной благотворительности, тогда как представители социальной сферы способны популяризовать инициативы корпоративного волонтерства.
Взаимодействие бизнеса и власти может быть сосредоточено на развитии инфраструктуры региона и оказании общественных услуг, что, как следствие, оказывает положительное влияние на социальную сферу. Интересы государства и бизнеса в рамках ГЧП включают множество направлений [7].
В настоящее время Россия перенимает опыт развитых стран в становлении и развитии различных механизмов МСП. Одной из широко распространенных западных практик является создание так называемых эндаумент-фондов. Эндаумент (целевой капитал) некоммерческой организации представляет собой «часть имущества некоммерческой организации, которая формируется и пополняется за счет пожертвований и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом, и передана некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций» [8].
Одним из параметров, которые могут со временем принимать иную структура, является качество взаимодействия. Дело в том, что любые институциональные структуры, в том числе и те, что формирует в союзе государства и бизнеса, имеют одну негативную тенденцию: после периода эйфории и высокой эффективности сотрудничество обрастает всевозможными бюрократическими препонам, а в структуре деятельности совместных организаций попадают люди с недостаточной квалификацией.
В этой связи дальнейшее развитие моделей и форм взаимодействия бизнеса и власти, в рамках которого обе стороны могли получать гарантии сохранности предоставляемых ресурсов, следует решить ряд задач:
– необходимо внести юридическую ясность относительно собственности, созданной в рамках совместных проектов, структуры финансовых и политических выгод и методики регулирования потенциальных взаимных претензий;
– важно создать механизм повышения уровня квалифицированности представителей государства и местных сообществ, избираемых для работы в совместных с компаниями проектах;
− следует сформировать механизмы прозрачных и равноправных процедур доступа участников рынка, в зависимости от специфики их основной деятельности, масштаба и роли в поддержании общественного благосостояния, к тем или иным формам взаимодействия с государством.
Данные решения особенно необходимы в свете нарастающего санкционного давления, в рамках которого отечественным компаниям и государству ограничивается доступ к зарубежному капиталу, поскольку их реализация может стать причиной активизации инвестиционного потока в отечественные отрасли экономики со стороны нейтральных и дружественных стран. Потенциал развития данного направления международного сотрудничества зависит от усилий государства по обеспечению рыночных «правил игры» и жесткого контроля за их исполнением установленных правил и законов. Речь идет о том, чтобы, в столь непростое для страны время, политика властей была не только «допускающей» или «благоприятствующей», а «стимулирующей», в условиях которой зарубежные компании и государственные организации смогут пользоваться преимуществами, недоступными на иных рынках капитала. Такой подход особенно актуален для нашей страны, которая, находясь в условиях геополитического и санкционного давления, представляется другим участникам мировой торговли и бизнеса инвестиционно неблагоприятной.
Репутационные потери России на мировом рынке капитала, вызванные агрессивной политикой западных стран, сильно сказываются на экономическом потенциале государства, из-за чего в настоящее время особенно актуальны усилия по улучшению имиджа российской публичной и частной сторон. Рассматриваемые усилия могут иметь синергетический эффект, поскольку наращивание массы иностранных вливаний само по себе расценивается в качестве для потенциальных инвесторов стран Латинской Америки, Азии и бывшего СНГ. Для достижения такого качественного скачка инвестиционной привлекательности возможностей для сотрудничества с российскими компаниями и государственными организациями следует реализовать ряд стратегических и тактических целей:
– формализация политики безусловных гарантий прав собственности, а также улучшение качества государственного управления в проектах с участием частных компаний;
Речь идет о том, чтобы минимизировать влияние отдельных ведомств и органов, специализирующихся на установлении деловых связей с зарубежными контрагентами, вместе с тем усилия нормативно-правовую базу, регламентирующую отношения корпоративного и государственно-частного характера.
– информирование потенциальных инвесторов об улучшении ситуации посредством средств массовой информации и по другим каналам.
Важно понимать, что условия для диалога частных компаний – и отечественных, и зарубежных – и органов государственной власти в стране есть: обе стороны желают приспособиться к непростым условиям работы, рассматривая любую возможность разделения рисков и получения взаимных выгод. В то же время существующая нормативно-правовая база, положения которой могли бы более четко регламентировать существование связей между частной и публичной стороной, до сих пор либо воспроизводит западные аналоги, либо ограничивается рассмотрением наиболее острых направлений – коррупция и лоббизм [9].
Существующие дисфункции институционального поля нередко ограничивают потенциал нормативно-закрепленных практик партнерства власти и бизнеса, что обуславливает распространение неформальных связей, порой возникающих между отдельными должностными лицами. Чтобы этого не было, органы власти совместно с представителями корпоративной среды должны продумать условия создания экономики сотрудничества, в условиях которой получилось бы реализовать все преимущества сотрудничества.
Заключение
Таким образом, партнерские связи дают государству возможность не только переложить часть социальных проблем, но и обеспечить более высокий градус собственной легитимности посредством имплементации важных элементов социальной политики. В свою очередь представители некоммерческого сектора получают необходимые для реализации целевых установок ресурсы, попутно расширяя круг узнаваемости и влияния на более широкие массы. Наконец, бизнес-структуры создают себе имидж социально ответственных агентов общества, что способствует как увеличению стоимости бренда через повышение лояльности клиентов, так и снижению стоимости заемного капитала.
Формирование новых форм и практик взаимодействия государства и бизнеса в России происходит с учетом динамичной роли государства и задач его развития, для реализации которых применяются различные механизмы воздействия на основные экономические сферы, осуществляется учет интересов конкурирующих бизнес-структур, а также требований и нужд общества. Такой подход позволяет учесть интересы территории присутствия компаний, отразить сложившиеся экономические, экологические и социальные условия. В настоящее время государственный, коммерческий и некоммерческий сектора деловых отношений стараются более активно взаимодействовать друг с другом, объединяя усилия для преодоления негативных эффектов от внешних обстоятельств, осложняющих деятельность всех участников гражданского общества.