Введение
Из 1712519,1 тыс. га земель, существующих в Российской Федерации, в административных границах 1126288,6 тыс. га занимают земли лесного фонда. Пермский край является лидером в Приволжском федеральном округе по площади земель занятые лесными насаждениями, которая составляет 10172,7 тыс. га [4]. Наличие таких площадей, наряду с недостаточным обеспечением квалифицированными сотрудниками обеспечивающие эффективную работу лесного хозяйства (ЛХ), позволяет преступным элементам реализовывать свои замыслы в отношении лесных ресурсов. Наряду с выявленными преступлениями связанные с незаконной вырубкой леса достаточно высока скрытая (латентная) преступность в этой сфере. Латентность с 2008 г. по 2017 г. включительно составляет от 18,4 до 67,7 процентов от выявленных преступлений. Наряду со снижением количества латентных преступлений с 959 в 2010 г. до 95 в 2017 году ущерб от них в Пермском крае составил 518, 0 млн. руб., один из самых высоких за исследуемый период. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что преступность в сфере ЛХ перешла на новый уровень с более высокой преступной доходностью и с более высокой коррупционной составляющей в органах государственной и муниципальной власти. Существует ряд общепризнанных требований к организации ЛХ, сформулированных лесоэкономической наукой и следующих из общей современной экономико-управленческой парадигмы. В их числе – непрерывное, не истощительное пользование лесом, экономическая организация и интенсификация деятельности [6].
Цель исследования: разработать стратегические мероприятия, организационно-экономический механизм реализации по декриминализации сферы ЛХ, с учетом его адаптации и апробации, в системе внутриотраслевого взаимодействия с фискальными органами, определить его эффективность.
Материал и методы исследования
Научные положения, выводы и рекомендации, сформулированные в настоящей статье, обоснованы результатами исследований, полученных на основе экономико-статистического, абстрактно-логического методов, приёмов системного анализа. Информационно-эмпирической базой послужили нормативно-правовые акты, в том числе федеральные целевые программы Российской Федерации, обзорно-аналитические сведения, научно-практических конференций и семинаров, данные информационно статистического характера ГИАЦ МВД России и Пермского края, а также фактический материал, собранный в ходе исследований подразделений по обеспечению экономической безопасности в части касающейся лесного хозяйства.
Результаты исследования и их обсуждение
Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста [1] в настоящее время является элементом, который существенно влияет на экономику Пермского края. Это выражается в недополучении денежных средств от аренды лесных делянок, варварской вырубки леса без соблюдения санитарных норм, отсутствие лесовосстановления и пр. Таким образом, незаконной вырубкой леса считается такая, которая осуществляется:
• без заключения договора аренды на использование лесов;
• без договора купли-продажи лесных насаждений;
• с нарушением указанных выше правовых документов;
• в отношении тех деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается (например, при занесении в Красную книгу РФ и регионов) [2].
Для того чтобы искоренить проблему незаконной рубки древесины на территории Пермского края, и в России в целом, необходимо взаимодействие всех заинтересованных подразделений и ведомств. Обеспечивая валовой показатель в выявлении и раскрытии преступлений, а так же документирование административных правонарушений не всегда берется во внимание реальное положение дел по стоянию преступности, и не оценивается показатель, характеризующий общее состояние оперативной обстановки [7]. В ходе исследования были определены стратегические мероприятия, которые можно объединить в десять содержательных блоков (рис. 1).
Каждый из элементов стратегических мероприятий мы рассмотрим ниже.
1. Совершенствование правового регулирования, направленного на пресечение незаконной заготовки и оборота древесины.
1.1. Усиление законодательства на федеральном уровне.
Изучив основные проблемы в лесоохранной деятельности в России и выявив ряд пробелов в законодательстве, считаем необходимым предусмотреть следующие нормативно-правовые совершенствования.
Рис. 1. Стратегические мероприятия снижения латентной преступности в системе ЛХ
В первую очередь, необходима подготовка изменений в законодательство, предусматривающих меры повышения защищенности лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор. Важно наделить должностных лиц Рослесхоза правом составления протоколов и рассмотрения дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц органов власти субъектов РФ. Кроме того, необходимо установить требования к оснащению техническими средствами для фиксации маршрута движения, времени и места работы механических транспортных средств, осуществляющих рубку лесных насаждений и транспортировку древесины.
1.2. Усиление регионального законодательства.
На наш взгляд, необходимо принять срочные меры, направленные на предотвращение незаконной заготовки и оборота древесины. В первую очередь это должно касаться усиления контроля за деятельностью предприятий, перерабатывающих древесину, принятие регионального закона, устанавливающего статус и порядок деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Пермской области.
2. Организованное ответственное хранение конфиската.
Следующим стратегическим направлением мы считаем повсеместную организацию охраняемых площадок для ответственного хранения древесины, которую не успели вывезти «черные» лесорубы. Процесс должен быть выстроен следующим образом: после приема информации о незаконной заготовке древесины ее следует конфисковать. В результате проведения конфискации составляется протокол, в котором должны быть отражены:
- наименование уполномоченного органа;
- фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) должностного лица органа государственной власти, органа местного самоуправления;
- сведения о лице, причинившем вред:
фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии), место постоянной или временной регистрации – для граждан;
полное наименование, ОГРН, место нахождения – для юридического лица;
- дата и место составления протокола об административном правонарушении, постановления о привлечении лица, причинившего вред, в качестве обвиняемого;
- предложение о добровольном устранении вреда;
- платежные реквизиты для уплаты денежных средств при возмещении вреда в денежной форме;
- срок, в течение которого лицо, причинившее вред, должно добровольно уплатить денежные средства в качестве возмещения вреда, и который не может составлять менее 60 (Шестидесяти) дней с даты уведомления;
- дата составления протокола.
В состав уведомления в качестве приложений включаются:
- расчет общего размера вреда, причиненного лесам как экологической системе;
- копия акта(-ов) оценки лесов.
Уведомление направляется лицу, причинившему вред, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения под расписку.
Для реализации перевозки незаконно заготовленной древесины предприятие по охране леса должно приобрести грузовой автомобиль, оснащенный погрузочным механизмом, что позволит максимально оперативно решить вопросы транспортировки леса с мест незаконных рубок. Незаконно заготовленная древесина, изъятая с мест преступлений, по завершении необходимых процессуальных действий уходит на дальнейшую переработку. По схеме организации конфиската возможно масштабирование и применение схемы в других субъектах Российской Федерации.
3. Совместное комплексное патрулирование.
В целях обеспечения соблюдения требований лесного законодательства ведомственные учреждения лесного хозяйства совместно с сотрудниками территориальных отделов полиции должны проводить мероприятия по контролю наличия у перевозчиков древесины сопроводительного документа, оформленного в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 года № 415–ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
При выявлении нарушений при транспортировке древесины устанавливается виновные лица. Для установления вины патрульная группа пользуется частью 5 статьи 8.28 КоАП РФ (Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан). Далее составляются протоколы об административных правонарушениях, а материалы для привлечения к установленной законом ответственности направляются в суды. На наш взгляд, контроль за транспортировкой древесины должен осуществляться, в том числе вне земель лесного фонда.
Наиболее часто встречающимся нарушением является то, что в сопроводительных документах не указывают место вывоза древесины, номер государственного регистрационного знака транспортного средства или прицепа, код-классификатор. Также часто декларации о сделках с древесиной оформляют на другое, не являющееся собственником лицо.
Древесина, транспортируемая без сопроводительной документации, подлежит изъятию с последующей конфискацией. Также предусмотрен штраф – до 700 тысяч рублей, возможна конфискация транспортных средств, с использованием которых совершено административное правонарушение.
В ходе рейда проводится проверка сопроводительной документации, которая необходима при перевозке древесины любым видом транспорта, где должны быть указаны сведения о собственнике, грузоотправителе, перевозчике, номер государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется перевозка лесоматериала.
4. Использование мобильного приложения «Берегите лес».
Приложение «Берегите Лес» позволяет быстро и просто позвонить в Федеральную диспетчерскую службу лесного хозяйства и сообщить о любом происшествии в лесах нашей страны. Так же при помощи «Берегите лес» можно отправить сообщение на выбранную тему, прикрепив к нему фотографию и указав координаты места происшествия или своего местонахождения [5]. Необходимо доработать мобильное приложение и добавить функции оповещения о противоправных действиях связанных с незаконной рубкой леса.
5. Разработка проекта «Сообщи, где воруют лес».
Предлагается использовать опыт аналогичных информационных проектов правоохранительных органов, таких как проект «Сообщи, где торгуют смертью», сообщение о факте коррупции в органах государственной власти в виде автоматического сообщения или горячей кнопки на сайте ведомств. Необходимо разработать и внедрить горячие клавиши на сайты правоохранительных органов и ведомств лесоохраны с целью оптимизации, и повышения информатизации и правонарушениях в сфере ЛХ.
6. Совершенствование работы прямой горячей линии «Авиалеса».
Включает в себя совершенствование регламента работы горячей линии, оптимизации, снижения затрат для лиц, обратившихся за помощью.
Реализация мероприятия 6 и 7 позволит установить доверительные отношения между гражданами и правоохранительными органами. Предлагается компенсация в виде процента от суммы установленного хищения в адрес заявителя.
7. Внедрение беспилотных летательных аппаратов современной комплектации.
Наиболее важными характеристиками БПЛА являются:
- компактность;
- простота развертывания, старта и посадки;
- возможность выполнять задачи в автономной режиме на больших расстояниях от точки старта;
- наличие фото, видео, спектрометра;
- on-line режим видеотрансляции;
- продолжительность полета,
- определение лиц и номеров машин нарушителей,
- экономия трудовых и финансовых ресурсов.
8. Разработка системы контроля автотранспорта.
Предлагается использовать специальное бортовое оборудование типа «Платон», позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАС или ГЛОНАС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Поставив на учет специальную технику лиц, имеющих лесные участки и производящих рубку, возможно отслеживание перемещения специальной техники (фискатор тракторов-трелевочников) с целью предотвращения незаконных рубок и транспортировки древесины.
9. Использование новых подходов в ОРД для выявления незаконных рубок леса.
Предлагается использование подходов оперативно – розыскных мероприятий (ОРД) в выявлении незаконных рубок, проведенных на стадии оперативной разработки, а именно: контроль телефонных переговоров; детализация звонков (распечатки входящих и исходящих звонков); данные о контр абонентах; видео, фото и аудио записи (опросов, наблюдение, негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и т.п.). Результаты ОРД могут использоваться для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации. Благодаря материалам ОРД можно выявлять факты совершения незаконных рубок лесных насаждений и устанавливать лиц их совершающих. Важную составляющую в ОРД составляют доверительные отношение правоохранительных органов с гражданами. Задачи доверительных отношений: защита личности, общества, государства от преступных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; производство по делам об административных правонарушениях [3].
10. Проведение обучения и повышение квалификации оперативных сотрудников основам экономической безопасности, навыков выявления искажения бухгалтерской отчетности.
Опираясь на стратегические мероприятия снижения латентной преступности в системе лесного хозяйства мы представляем механизм противодействия криминализации в данной сфере (рис. 2).
Фундаментально данный механизм может функционировать следующим образом:
а) Государственная Дума (1) принимает пакет законов обеспечивающих работу заинтересованных ведомств (2,3 и 4);
б) МВД РФ (2) обеспечивает работу подчиненных структур (6,7 и 8);
в) Минприроды РФ (3) обеспечивает работу Минприроды субъектов федерации (5);
г) Минобрнауки (4) через ВУЗы, центры повышения квалификации и пр., с привлечением профессорско-преподавательского состава специализирующихся в области экономической безопасности, осуществляют повышение квалификации кадров элементов 2,3,5,6 и 8;
д) Информационные проекты и СМИ (10) на основе тесного сотрудничества с элементами 4, 5,6,7 и 8 создают необходимое для работы информационное поле с использованием ТВ, радио, интернет и печатные СМИ;
е) Администрация муниципального района (8), по заранее разработанному графику, используя ресурс элемента 5, осуществляет патрулирование лесных массивов;
ж) Районные ОВД (7) используя собственные ресурсы (УР, УИМ) (9) осуществляют оперативно-розыскную деятельность с привлечением доверенных лиц (13);
з) Элементы 11,12 и 13 осуществляют мониторинг лесных массивов Пермского края, с учетом разрешительной документации (15), делянки, на которые выданы разрешения под средства мониторинга не попадают, при выявлении нарушений информация передается на элемент 19 для принятия мер по существу;
и) При обнаружении потери информации (14,16 и 17) данные передаются на контрольный элемент 18, где принимается решение о передаче информации элементам 5,6,7 и 8 для определения коррупционной составляющей, к элементу 15 для дополнительной проверки, к элементу 19 для принятия мер по возбуждению или отказу в возбуждении уголовных дел;
к) При корректной работе всех элементов с 1 по 19 включительно, мы снижаем латентную преступность и ущерб от противоправных действий в сфере ЛХ.
Предполагается, что в результате реализации всех предложенных мероприятий произойдет сокращение латентной преступности в сфере ЛХ на 30%, а через 10 лет на 45% от текущих показателей. Увеличится количество не допущенных, готовящихся и раскрываемых преступлений в сфере ЛХ на 25% в первые 5 лет реализации мероприятий, и на 55% – в следующие 10 лет реализации мероприятий.
С учетом показателей приведенных выше мы представляем прогнозный сценарий по снижению ущерба и латентности (табл. 1).
К 2024 году латентная преступность в лесной отрасли Пермского края может снизиться до 67, ущерб до 362,6 млн. руб., в тоже время легальное предпринимательство в этой сфере принесет доход 155,4 млн. руб.
В ходе исследования было выявлено, что в 2015 году размер причиненного ущерба в сфере лесного хозяйства составил более 195,5 миллионов рублей. Предполагается сокращение размера причиненного ущерба в сфере лесного хозяйства на 30%, т.е. составит сокращение ущерба на 58,65 миллионов рублей.
Подробнее предполагаемый эффект от внедрения мероприятий, разработанных в рамках исследования, раскроем в таблице 2.
Рис. 2. Механизм противодействия криминализации в сфере ЛХ
Таблица 1
Прогнозный сценарий снижения латентности и ущерба в сфере ЛХ на территории Пермского края*
№ п/п |
Год Параметр |
2017 (опорные данные для прогноза) |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
1 |
Сокращение преступности, % |
100 |
94 |
88 |
82 |
76 |
70 |
2 |
Сокращение латентности, количествово |
95 |
89 |
84 |
78 |
72 |
67 |
3 |
Сокращение ущерба, млн. руб. |
539,8 |
486,9 |
455,8 |
426,8 |
393,7 |
362,6 |
4 |
Увеличение потенциального дохода в сфере ЛХ, млн. руб. |
0 |
31,1 |
62,2 |
91,2 |
124,3 |
155,4 |
5 |
Ущерб на 1 латентное преступление, млн. руб. |
5,68 |
5,47 |
5,42 |
5,47 |
5,46 |
5,41 |
*Таблица составлена и рассчитана на основании собственных исследований автора.
Таблица 2
Эффект от внедрения предлагаемых мероприятий*
Мероприятие |
Результат |
Прогноз |
1. Усиление ответственности по законодательству, введение действенных санкций в отношении лиц участвующих в противоправных деяниях. |
1. Ужесточение законодательных мер по пресечению преступности в сфере ЛХ 2. Наделение должностных лиц Рослесхоза правом составления протоколов и рассмотрения дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц органов власти субъектов РФ. |
Профилактика преступности в сфере ЛХ, противодействие латентной преступности, снижение преступности на 20%, увеличение бюджета с учетом штрафных санкций. |
2. Организованное ответст-венное хранение конфиската. |
Создание мест хранения, оборудование их системами охраны технического и физического характера. |
Повышение уровня сохранности для дальнейшего выполнения решения органов дознания или суда, реализация конфиската с учетом норм и правил. |
3. Совместное комплексное патрулирование. |
Организация систематичных, межведомственных оперативно- профилактических мероприятий. |
Повышение уровня выявления латентной преступности в сфере ЛХ на 30%. |
4. Использование мобильного приложения «Берегите лес» и прямой горячей линии «Авиалес» по повышению уровня пожарной безопасности, а также сокрытия следов от незаконной рубки. |
Продвижение социальных проектов, сайта, разработка «горячих клавиш» на сайтах МВД и лесничеств, мобильного приложения. Профилактическая работа с населением, установление доверительных отношений граждан и правоохранительных органов. |
Увеличение выявления латентной преступности в сфере ЛХ на 15%, снижение убытков связанных с умышленными поджогами с целью сокрытия следов преступления. |
5. Использование инновационных подходов по выявлению признаков характеризующие правонарушения в деятельности организаций ЛХ. |
- контроль телефонных переговоров; - детализация звонков (распечатки входящих и исходящих звонков); - данные о контрабонентах; - видео, фото и аудио фиксации (опросов, наблюдение, негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и т.п.). |
Выявление фактов совершения незаконных рубок лесных насаждений и установление лиц их совершающих, повышение качества доказательной базы, профилактические мероприятия, повышение качества доверительных отношений граждан. |
6. Использование результатов аэрофотосъемки по выявлению следов незаконной рубки. |
Своевременная фиксация делянок с незаконной рубкой лес в режиме «on line», а также вспомогательный контроль пожарной безопасности леса. |
Создание условий своевременного реагирования фискальных органов на совершаемое правонарушение с учетом опережения, выявление и фиксация следов преступлений в лесном участке. |
7. Проведение финансового контроллинга в организации ЛХ. |
Создание «прозрачной» системы налогообложения, «сквозного» контроля движения финансовых средств, товаров и услуг. |
Пополнение бюджетов различного уровня денежными средствами, их контроль и перераспределение. |
8. Разработка системы контроля автотранспорта, технических средств передвижения, формирование условий по обязательному установлению на специальной технике системы ГЛОНАС задействованной в ЛХ. |
Введение требований к оснащению техническими средствами для фиксации маршрута движения, времени и места работы механических транспортных средств, осуществляющих рубку лесных насаждений и транспортировку древесины. |
Снижение расходов по обеспечению патрулирования, а также повышения достоверности информации о месте нахождении техники способной использоваться для противоправных действий. Оперативный контроль спецтехники. |
9. Создание системы мотивации местного населения направленную на профилактику и раскрытие преступлений в лесном хозяйстве, а также повышение качества доверительных отношений с гражданами. |
Установление системы поощрения местного населения, которые действенным образом повлияли на выявление незаконной рубки леса. |
1. Снижение фактов незаконной рубки. 2. Профилактика преступности. 3. Создание у граждан активной жизненной позиции. 4. Льготное выделение древесины. |
10. Проведение обучения и повышение квалификации заинтересованных лиц по выявлению экономических признаков обнаружения следов нарушений в деятельности организаций ЛХ, а также выявления искажения бухгалтерской отчетности. |
Обучение сотрудников МВД основам экономической безопасности, а также навыков выявления искажения бухгалтерской отчетности повысить уровень компетенции сотрудников полиции при работе по выявлению экономических преступлений, а также латентных преступлений в лесном хозяйстве. |
1. Произойдет экономия на аудиторских услугах и проверках фискальных органов при проведении ОРМ. 2. Деятельность в правоохранительных органах будет более эффективнее, что увеличит показатели раскрываемости преступлений в сфере ЛХ |
*Таблица составлена и рассчитана на основании собственных исследований автора
Заключение
Предложенные стратегические мероприятия, касающиеся участия граждан в выявлении латентных преступлений, такие как модернизация мобильного приложения «Берегите лес», совершенствование регламента работы горячей линии «Авиалеса», оптимизации, снижения затрат для лиц, обратившихся за помощью, установление доверительных отношений граждан с органами полиции – будут выполнять профилактическую функцию и способствовать в выявлении латентных преступлений. Также данные мероприятия будут способствовать оптимизации расходов на лесоохрану, повышению информатизации о правонарушениях в сфере ЛХ среди местного населения, а также вовлекать граждан в лесоохранную деятельность в Пермском крае. В связи с этим увеличатся на перспективу профилактические меры по взаимодействию школ, ВУЗов, а также сельских поселений по участию в недопущении противоправных деяний.