Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

PROBLEMS OF THE EFFECTIVENESS OF MUNICIPAL GOVERNMENT

Sukhanov A.V. 1 Yastrebkov M.A. 1
1 Institute of Service and Entrepreneurship (branch) of DGTU
In the context of deepening socio-economic reform, the role of local self-government as a factor of democratization of public life, a necessary prerequisite for the formation of civil society, is increasing. It is becoming increasingly clear that our society will not be able to cope with the numerous problems that exist if there is no genuine, clearly structured local self-government, the development of which is of great practical importance for solving the problems associated with the organization of territorial administration. Local self-government is an essential element of the constitutional order of democratic countries. It is a specific «branch of government» that, on the one hand, participates in the exercise of the will of the state and, on the other, takes into account the best interests of the population. Local governments strengthen state power by making it more flexible and efficient. They are the most accessible to people, the most adapted to the use of resources to meet the needs of the population. The solution of a number of problems related to the involvement of the population in local self-government depends on the local self-government bodies, which are designed to develop forms of the most effective cooperation with the population of the municipality. Thus, an effective system of self-government is based on the rational use of all resources necessary for the management of territories and municipalities, aimed at creating decent conditions for its normal functioning, taking into account strategic planning.
municipal government
structuring
rational use
well-developed plan
local government. budget
planning
state power
local government

Проблема эффективности муниципального управления всегда была актуальной. Последствия неверно выбранной стратегии и тактики муниципального управления в современных условиях становятся катастрофическими для муниципальных образований. Жизненной необходимостью стало уменьшение риска принятия неверных решений, путем использования научных методов в управлении, многопланового опыта менеджмента и маркетинга и стратегического планирования. Вместе с тем переход на современные методы управления, связан с определенными трудностями.

В настоящее время местное самоуправление в Российской Федерации составляет основу конституционного строя государства. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что рассматриваемый уровень исполнительной власти, который наиболее приближен к населению, непосредственно направлен на решение вопросов связанных с удовлетворением основных жизненных потребностей человека. Рационально сформированные органы местного самоуправления позволяют эффективно использовать территориальные, финансовые, человеческие ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти [1].

Децентрализация государственного управления сама по себе еще не гарантирует эффективности управления. Для построения действенной системы муниципального управления применительно к любому объекту необходимо решить следующие задачи:

  • выделить и дать характеристику объекту управления;
  • определить цели и задачи управления;
  • выявить ограничения, препятствующие реализации целей и задач;
  • задать критерий качественной системе управления.

На решении этих задач основывается весь выбор структуры и функций системы управления. В этих целях считаем необходимым более детально рассмотреть проблемы управления на уровне местной власти.

Целью построения (организации) любого уровня власти является обеспечение достойного качества жизни людей. Основные задачи местного самоуправления определяются как проблемами местного значения, так и полномочиями, возлагаемыми на органы местного самоуправления государством.

Любые цели и задачи органов местного самоуправления являются необходимой составной частью элементов государственного планирования. Сегодня многие города и более мелкие муниципальные образования осознали необходимость не только краткосрочного, но и долгосрочного, и в перспективе стратегического планирования. Ряд городов уже разработали стратегические планы своего развития, в других городах эта работа только начинается, третьи – ещё не начали вести работу в этом направлении, ограничившись формированием общей концепции.

Реализация стратегических планов развития городов сегодня не столько определяется потребностью в теоретическом изучении, но и является реальной необходимостью. Если не будет реализовано планирование, то как следствие часть муниципальной и социальной инфраструктуры на которой основывают свою деятельность органы местного самоуправления придет в упадок, часть больниц закроется, школы, ждущие капитального ремонта останутся без финансовой поддержки, работающее инфраструктурное жилищно-коммунальное хозяйство придет в негодность, разрушится дорожная инфраструктура.

При этом с другой стороны целесообразно на федеральном уровне скоординировать всю текущую работу по стратегическому планированию развития городов и муниципальных образований. Это позволит избежать многих управленческих ошибок, сэкономить дотационные средства, поступающие из бюджетов различного уровня. Возможным путем решения этой проблемы могло бы стать создание на федеральном уровне Института стратегического планирования, деятельность которого была бы направлена на урегулирование вопросов, связанных с развитием городов [2].

Проанализировав эффективность деятельности органов муниципальной власти, мы пришли к выводу о том, что ее низкая эффективность обусловлена рядом ключевых факторов, в частности:

  • недостаточно структурированной финансовой базой;
  • отсутствием четко проработанного плана по стратегическому развитию муниципальных образований;
  • нечетко определенными сферами полномочий, по реализации целей стратегического планирования и развития городов, определяемых отсутствием должной системы распределения компетенций между органами местного самоуправления и органами на уровне субъекта;
  • низким уровнем квалификации муниципальных служащих.

Если предположить ситуацию, что недостаточность финансовой базы, направляемой для развития городов еще значительное время будет ограничивать и препятствовать органам местной власти эффективно выполнять возложенные на них задачи, то очевидным станет ситуация, при которой государство еще достаточно долго будет бедным, а многие регионы дотационными. В таких условиях нестабильность финансовой политики в области реализации стратегического планирования, может быть устранена путем урегулирования сферы межбюджетных отношений за счет совершенствования налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации.

В этих целях компетенция местной власти в пределах полномочий в части управления развитием должна быть полностью определена и уточнена, а работа структурирована в соответствии с условиями социального и экономического положения муниципального образования. При этом указанный порядок должен быть четко определен федеральным законодательством.

Что касается наделения местной власти отдельными государственными полномочиями, то необходимость в этом давно назрела в среде всей системы муниципальных органов власти. Решение этого вопроса видится нам по средствам принятия соответствующего федерального закона. Ранее Проект Федерального Закона «Об общих принципах наделения местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации» был принят Государственной Думой ФС РФ в окончательной редакции еще 27 октября 1999 года (Постановление № 4457-II ГД) и отклонен Советом Федерации [3]. За период с 2003 по январь 2019 года любые попытки направить доработанный текст законопроекта на повторное рассмотрение не увенчались успехом.

Низкий уровень квалификации муниципальных служащих также не является неустранимым ограничением. Замещение вакантных должностей, при назначении кандидатур в органы муниципальной власти, должно осуществляться исключительно на конкурсной основе. При этом порядок кадровой работы при избрании кандидатур на вакантные должности в органы муниципальной власти, равно как и процедура регулярной аттестации муниципальных служащих, должна быть урегулирована и отвечать федеральному законодательству.

Когда нет грамотных и добросовестных управленцев, никакие законы, насколько правильные они бы не были, ситуацию в области муниципального управления изменить кардинальным образом не смогут. При этом муниципальные служащие должны получать заработную плату на уровне управляющего звена крупных государственных предприятий или банков, а ее размер должен существенным образом зависеть от квалификации и качества выполняемой работы служащих. При этом нормативно-правовая база муниципальной службы должна быть существенно доработана и обновлена [4].

Успех должного управления определяется, прежде всего, рядом критериев, в число которых помимо всего прочего следует отнести и качество жизни людей. Критерий качества должен формулироваться исходя из объективных показателей, таких как рождаемость, смертность, продолжительность жизни, уровень доходов разных групп населения. Такая информация является общедоступной и официально публикуется Федеральной службой государственной статистики. И в том и другом случае ее необходимо использовать при оценке качества управления любого уровня власти, в том числе органов местного самоуправления.

Кроме того, качество управления определяется уровнем финансовых затрат на выполнение тех или иных функций. Именно поэтому необходимость в оптимизации расходов и методики их распределения является не менее значимой областью, позволяющая в конечном итоге оценить, насколько эффективно расходуются денежные средства налогоплательщиков.

Подобные методики целесообразно разрабатывать на федеральном уровне. Только так можно будет объективно оценивать работу местных властей, и сравнивать эффективность деятельности органов местного самоуправления различных муниципальных образований в отдельно взятых регионах [5].

Местное самоуправление, являясь властью исполнительной и наиболее приближенной к населению, к проблемам территории, на которой проживает значительная часть населения, фактически оказалась наиболее ущемленной в сравнении с другими органами власти действующими на различных уровнях. Неопределенность и неустойчивость в распределении полномочий между органами местного самоуправления и федеральным центром, утверждаемых на уровне органов исполнительной власти Российской Федерации, приводит к произволу по отношению к исконным предметам ведения органов местного самоуправления со стороны, в том числе органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации. В результате финансовые ресурсы, направляемые органам местного самоуправления недостаточны, а их объём, не соответствуют тому кругу задач, функций и полномочий, которые стоят перед ним в определенный период времени. В этих условиях говорить об эффективном, стратегическом и качественном уровне управления муниципальными территориями бесполезно.