Введение
Финансовый контроль является актуальным и важным инструментом для достижения финансовой устойчивости и роста показателей результативности деятельности организации. Независимо от размера или отрасли, каждая компания или организация должна иметь выстроенную систему финансового контроля для проверки, анализа и управления своими финансовыми ресурсами. Он является неотъемлемой частью эффективного финансового менеджмента и позволяет руководству принимать обоснованные и рациональные решения для достижения своих финансовых целей.
Финансовый контроль как совокупность мероприятий по соблюдению законодательства и финансовой дисциплины субъектами всех форм хозяйствования и государственного управления подразумевает под собой аналитическую оценку эффективности осуществленных финансовых и хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов [6].
Основным заказчиком финансового контроля является государство, так как именно государственные финансы оказывают наиболее значимое влияние на социально-экономическое развитие общества.
Целью исследования является раскрытие понятия финансового контроля, основных особенностей его проведения в коммерческих организациях и разработка методов повышения его эффективности.
Материалы и методы исследования
Финансовый контроль представляет собой механизм, направленный на обеспечение законности и эффективности использования финансовых средств организаций, как правило реализуемый от лица государственных органов. Существуют разные подходы к формированию определения категории финансового контроля. Первая из них проистекает из важнейшей функции финансов – контрольной. Такой точки зрения придерживается, например, Качкова О.Е. В ее трактовке, финансовый контроль – деятельность органов государства, производимая на основе разработанной методики, а также в определенных ситуациях и негосударственных органов, имеющих полномочия установления законности и достоверности финансовых операций [5]. По мнению автора, в качестве главной цели финансового контроля выступает обнаружение нарушений в финансовой деятельности организации. Аналогичного подхода к определению предмета финансового контроля придерживается и Харченко К.В., по мнению которого главной целью финансового контроля является соблюдение законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) [7]. Карепина О.И. рассматривает финансовый контроль в качестве одной из функций системы государственного управления финансами [3]. Таким образом, основная задача финансового контроля заключается в осуществлении надзора со стороны уполномоченных органов государственной власти за законностью и правильностью расходования и использования денежных фондов [8]. В рамках данного подхода финансовый контроль представляет собой механизм эффективного управления бюджетными финансовыми ресурсами и объектами государственного имущества [1].
Второй подход к определению содержания финансового контроля заключается в объективной необходимости осуществления мониторинга процессов управления финансовыми ресурсами с целью повышения эффективности финансового менеджмента организации [4]. Регулярный мониторинг финансовых потоков предприятия является ключевым фактором достижения рациональности и целесообразности распределения финансовых ресурсов. Таким образом, наряду с государственным финансовым контролем в современной экономической ситуации важное значение приобретает именно внутренний финансовый контроль [9].
Обобщая различные точки зрения на роль финансового контроля в деятельности предприятия, необходимо отметить, что финансовый контроль является не только инструментом государственного мониторинга за целевым расходованием финансовых ресурсов, но и служит средством обеспечения финансовой устойчивости организации и минимизации финансовых рисков.
Базовым показателем эффективности проведения финансового контроля является конечный результат. В качестве результатов контрольных процедур подразумевается совокупность объективных последствий финансового контроля. Каждый контролирующий орган, независимо от его уровня и назначения, должен опираться на четкие критерии оценки своих действий и реакции со стороны контролируемых субъектов [2]. Таким образом, возможна выработка комплексного подхода, который позволит определить не только непосредственные итоги контроля, но и влияние на долгосрочные стратегии субъектов, находящихся под контролем.
Теоретической и методологической базой исследования послужили научные работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам организации финансового контроля как со стороны государства, так и со стороны руководства предприятия. В процессе исследования для достижения поставленной цели использовались общенаучные методы: обзор научной литературы и обобщение опыта российской практики, методы экономического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
Целесообразность проведения финансового контроля с экономической точки зрения означает не только непосредственные результаты, но и учет сопутствующих затрат. При проведении аналитического сопоставления результатов финансового контроля и расходов, связанных с его проведением становится очевидным, что расходы на проверку должны быть оправданы эффективностью, достигнутой в результате контрольных мероприятий. Поэтому особое внимание следует уделять оптимизации процессов контроля: минимизации времени проверки, рациональному распределению кадровых ресурсов и сокращению транспортных издержек, поскольку это может существенно повысить его экономическую отдачу. В связи с этим в качестве базового критерия эффективности финансового контроля выступает его экономическая целесообразность.
Объективно оценить результаты проведения финансового контроля можно с помощью разработки и использования показателей, актуальных и применимых в конкретных условиях, в которых осуществляется финансовый контроль. С одной стороны, показатели дают представление о качестве работы контрольного органа и являются основной формой оценки его работы. С другой стороны, те же структурированные показатели позволяют выявлять нарушения, совершенные субъектом контроля, выявить слабые стороны процессов контроля и некорректные формулировки нормативно-правовой базы, регламентирующей проверки. В итоге такой анализ позволяет принимать верные управленческие решения, устранять не только последствия нарушений, но и их первопричину.
Критерии эффективности являются более постоянными величинами в отличие от показателей. Показатели имеют более разнообразную структуру и могут отражать различные параметры конкретных рассматриваемых проверок или, к примеру, специфику деятельности по управлению различными экономическими секторами и отраслями.
Оценка эффективности не должна содержать только количественные показатели, например, количество проведенных проверок, количество охваченных контролем субъектов, объем проверенных денежных средств, количество выявленных нарушений, количество решений, принятых по результатам выявленных нарушений. Акцентирование внимания на количественных показателях сводит истинную цель финансового контроля к формализму и плановой системе достижения показателей, при которой у контрольных органов основной целью будет являться достижение увеличения таких показателей как количество проверок, сумма проверенных средств, количество проверенных субъектов, количество выявленных нарушений, количество наложенных санкций на объекты контроля и их суммы, объем денежных средств, изъятых у субъектов контроля по выявленным нарушениям.
Иными словами, сотрудник контролирующего органа при составлении плана проверок и их проведении не будет руководствоваться здравым смыслом и не будет нацелен на поддержание экономической эффективности отрасли, к которой относится субъект контроля. У сотрудника в мыслях будет заложена схема, по которой чем больше субъектов на большее количество средств он проверит, найдет как можно больше нарушений и выдаст большее количество предписаний о возврате средств или наложении штрафов, тем выше его эффективность.
Однако при всех негативных факторах влияния данные показатели необходимы для отслеживания системности контроля и его структурному составу по отраслям и сто не менее важно о загруженности контрольного органа.
Для правильной оценки результатов контролирующих органов немаловажным показателем являются расходы, связанные с осуществлением деятельности такого органа. В этот показатель можно включить количество проверяющих в рамках одного контрольного мероприятия, общее количество сотрудников проверяемого субъекта, задействованных при проверке для поиска и предоставления документов, регистров учета и иных документов, предоставления пояснений, полноту предоставленных сведений и прочие.
Таким образом, финансовый контроль играет важнейшую роль в обеспечении финансовой стабильности организации, обеспечивая прозрачность и подотчетность финансового менеджмента. Эффективность финансового контроля определяется не только корректностью проведения контрольных процедур, но и внедрением механизмов минимизации рисков.
Ключевыми элементами эффективного финансового контроля являются внедрение современных информационных систем, проведение регулярных аудитов и обучение персонала. Современные технологии позволяют автоматизировать процессы, повышая скорость обработки данных и качество финансовой отчетности.
При рассмотрении роли финансового контроля с практической точки зрения целесообразно исследовать особенности его проведения на примере конкретной коммерческой организации. С целью повышения результативности финансового контроля были проведен анализ основных контрольных процедур на ООО «Елецкая внешнеторговая компания».
Задачами проведения финансового контроля стали: анализ структуры производственных и финансовых процессов, выявление рисков и причин их возникновения, разработка рекомендаций по оптимизации процессов, разработка и внедрение эффективного финансового контроля в организации.
За период с июня 2023 года по декабрь 2024 года контролирующими лицами проанализированы процессы:
- наличия, актуальности и соблюдения регламентов;
- кадрового учета;
- документооборота между производственными подразделениями и управлением бухгалтерского учета;
- полноты наличия документов в бухгалтерском учете;
- документооборота договорного управления;
- проведения инвентаризаций, организации складирования материалов и складского учета на объектах;
- контроля движения горюче-смазочных материалов;
- финансового контроля.
По результатам анализа наличия, актуальности и соблюдения регламентов были выявлены следующие недостатки:
- отсутствуют или устарели внутренние нормативные документы, регламентирующие процессы;
- в работе сотрудники руководствуются основными положениями законодательства Российской Федерации, не принимая во внимание специфику деятельности;
- некоторые процессы организованы таким образом, что при возникновении спорных ситуаций составляемые документы не могут приниматься как доказательство по причине отсутствия обязательных реквизитов или неполного заполнения документов.
По выявленным недостаткам были сформированы следующие предложения:
- приказом генерального директора сформировать рабочую группу из числа сотрудников организации для разработки, корректировки и введения в действие регламентов основных процессов компании;
- разработка отсутствующих и актуализация существующих регламентов компании с учетом специфики деятельности;
- разработка методических рекомендаций и кратких памяток по процессам для профильных сотрудников;
- введение в действие регламентирующих документов и ознакомление сотрудников, участвующих в процессах.
Структура регламентов организации с закреплением лиц, ответственных за разработку, актуализацию, ознакомление и контроль соблюдения, разработанная на основе проведенных мероприятий, представлена в таблице.
По результатам анализа документооборота между производственными подразделениями и управлением бухгалтерского учета были выявлены следующие недостатки:
- порядок движения первичных документов не закреплен внутренним нормативно-правовым актом;
- не установлена периодичность предоставления приходных и расходных документов от материально-ответственных лиц в управление бухгалтерского учета;
- материально ответственные лица, при передаче материальных ценностей использовали произвольную форму передаточного документа, не имеющего полного перечня реквизитов, достаточных для отражения всех условий передачи.
- форма произвольного документа, используемого материально-ответственными лицами отсутствует в утвержденном учетной политикой перечне используемых форм документов.
По выявленным недостаткам были сформулированы предложения по их устранению и организации документооборота между производственными подразделениями и управлением бухгалтерского учета. Схема документооборота представлена на рисунке.
Структура регламентов организации
Регламент |
Разработка и контроль |
Ознакомление, применение |
Регламент по заключению договоров с контрагентами |
Начальник договорного управления, Начальник сметного управления, Руководители проектов – первичная разработка, актуализация, ознакомление сотрудников, контроль соблюдения. Заместитель начальника управления экономической безопасности – контроль разработки, актуализации и соблюдения. Контрольно-ревизионное управление – контроль разработки, актуализации, периодические проверки соблюдения. |
Сотрудники договорного управления, сметного управления, управления экономической безопасности, руководители проектов и их заместители, сотрудники финансового и экономического управлений. |
Регламент контроля кадрового учета и начисления заработной платы |
Заместитель директора по кадровой работе, заместитель главного бухгалтера – первичная разработка, актуализация, ознакомление сотрудников, контроль соблюдения. Контрольно-ревизионное управление – контроль разработки, актуализации, периодические проверки соблюдения. |
Сотрудники кадрового управления, управления бухгалтерского учета, руководители подразделений, ответственные за табелирование сотрудников. |
Регламент документооборота между объектами |
Заместитель главного бухгалтера, начальник отдела документооборота – первичная разработка, актуализация, ознакомление сотрудников, контроль соблюдения. Контрольно-ревизионное управление – контроль разработки, актуализации, периодические проверки соблюдения. |
Материально-ответственные лица, сотрудники управления бухгалтерского учета, сотрудники отдела документооборота, руководители проектов. |
Регламент проведения инвентаризаций |
Главные бухгалтера и генеральные директора дочерних компаний, заместитель главного бухгалтера головной компании, руководители проектов – первичная разработка, актуализация, ознакомление сотрудников, контроль соблюдения. Контрольно-ревизионное управление – контроль разработки, актуализации, периодические проверки соблюдения. |
Материально-ответственные лица, сотрудники управления бухгалтерского учета, руководители проектов. |
Регламент осуществления внутреннего финансового контроля |
Контрольно-ревизионное управление – первичная разработка, актуализация, ознакомление сотрудников, контроль соблюдения |
Руководители и заместители руководителей подразделений |
Схема документооборота между подконтрольными лицами Источник: составлено авторами
Выводы
Для повышения эффективности финансового контроля на предприятии необходимо:
- повышать качество работы сотрудников контрольного органа;
- снижать себестоимость проведения проверок.
Необходимо отметить, что конечная цель финансового контроля получение положительных эффектов при принятии объективных управленческих решений по результатам контроля. Выявление нарушений не должно являться основной идеей и конечной целью контроля. В связи с этим показатели выявленных нарушений, как по количеству, так и по сумме могут снижаться по отношению к предыдущим периодам, но это не свидетельствует о снижении эффективности контроля, а наоборот, воспринимая информацию не только о своих, но и о чужих нарушениях, субъекты контроля могут проводить внутренние контроли и исправлять ошибки. Себестоимость контроля и в частности ее снижение зависит от требуемого уровня его качества. То есть, опираясь на истинную конечную цель финансового контроля, в перспективе количество нарушений должно снизиться, а контроль будет осуществляться в целях профилактики.